Картина «Масленица» в творчестве художников разных лет. Картина масленица васнецов
Масленица кустодиевская и не только...
Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников7 дел, которые нужно сделать на масленицу
В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. ©
Ещё о МасленицахБ. Кустодиев. Масленица, 1916Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад.Начинается масленичная неделя. Чтобы масленица была шире, нужно подойти к ее празднованию со всей широтой души. Главный смысл этого праздника – проводы зимы. Достойные проводы! Чтобы зима не имела возможности возвратиться. Для этого необходимо сделать 7 дел.2. В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891
«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.Первый день масленицы получил название — встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» — или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот день также нужно сделать из соломы чучело Масленицы, надеть на него старую женскую одежду, насадить на шест и с пением возить по улице на санях.
5. Б. Кустодиев. Масленица, 1916Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».Спрашивается для чего? Для хорошего урожая! Согласно поверьям наших прадедов, чем дальше катятся сани и громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше и длиннее уродится лен. И не только лен. Поэтому ищем самые высокие горки и создаем шум.
7. Б. Кустодиев. Масленица, 1919Это тоже связано с повышением эффективности растениеводства. Для того чтобы лучше росли растения, нужно покачаться на качелях. Причем, чем выше, тем лучше.
10. Б. Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист), 1916Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.В среду отправляемся к теще на блины. Доподлинно не известно, с чем связана эта традиция. Есть версия, что теща – это персонализированная зима, которую нужно задобрить. Уважаемые зятья! Главное - помните, что необходимо, согласно традиции, съесть все блины: в противном случае с окончанием зимы могут возникнуть проблемы.
13. В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908
Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.14. А. Черкашина. Масленица, 20025. Подобрать костюмВ четверг, в Разгуляй, было принято обряжаться в самые немыслимые костюмы. Заморский гость, волею судеб оказавшийся свидетелем Разгуляя, мог получить нервное расстройство, столкнувшись нос к носу с русскими ряжеными. Хэллоуин мог показаться детской забавой… Кстати, в масленичной традиции существует несколько "образов" ряженых, так что выбирайте, что вам ближе по стилю:
Предки — "старцы", "покойник", "высокие старухи".Чужаки - "нищие", "охотник", "черт" (весь черный с рогами).Молодые - "жених с невестой", "беременная баба".Животные - "Бык", "Корова", "Конь", "Козел", "Лось", "Медведь", "Собаки", "Волки".Птицы - "Гусь", "Гусак", "Журавль", "Утка", "Курица".
16. Л. Соломаткин. Масленица
Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.Главным же событием Разгуляя являлся штурм снежного городка, который и символизирует зиму. Наши предки предпочитали строить «городок» на реке или на площади города, селения. Обычно «крепость» состояла из двух стен с воротами между ними. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка, но вы можете и поэкспериментировать и с другими образами. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищать ворота должны "пешие", а атаковать "конные". Взять «городок» — значит разрушить его. Осаждаемым можно обороняться ветками, мётлами, а также с помощью лопат засыпать атакующих снегом. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. У наших предков, кстати, была традиция "мыть" победителя в снегу.
19. К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869
Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.20. С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001В Прощеное воскресенье, по установленной русской традиции, поклонившись друг другу из глубины сердец, мы прощаем друг другу взаимные обиды и согрешения, чтобы приступить к посту с доброй душой. После этого можно переходить к кульминации праздника — сжиганию чучела Масленицы. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник: прыжки через костер. Этим и завершается Масленица.
22. Т. Назаренко. Проводы зимы, 1973© «Культурология» и «Русская семёрка», 6-7 марта 2016
yarodom.livejournal.com
"Синяя груша": Не все коту МАСЛЕНИЦА!
Б. Кустодиев "Масленица" |
Б.Кустодиев "Балаганы на Масленицу" |
Так что же это за праздник, откуда он пошел?
Истоки его, как и у многих других праздников, стоит искать в язычестве. Именно тогда наши предки отмечали Комоедицу (а с XVI века – Масленицу). Сам праздник приходился на день весеннего равноденствия, а Масленицу праздновали всю ту неделю, на которую оно выпадало. Ну а комами звали… медведей. Древние славяне верили, что именно от них мы ведем свой род и почитали их как наших прародителей, а потому поклонялись им, всячески их задабривали в надежде, что те повлияют на плодородие земли. Помните поговорку: «Первый блин комом»? Так вот, он не комом, а комам – медведям-предкам. Там, кстати, и продолжение есть: «Первый блин – комам, второй – знакомым, третий – дальне родне, а четвертый – мне». Смысл древнего праздника многогранен и сакрален. В нем цикличность жизни – борьба старого (зимы) с новым (весною), уход старого и продолжение жизни в новом. Природа пробуждается, перерождается, восстает из зимней спячки, земля наполняется соками, еще немного и она будет готова к новой жизни. И как не поддержать, ни помочь ей в этом.
А.Швецова "Масленица" |
В. Суриков "Взятие снежного городка" |
В каждом регионе могли быть свои интерпретации обрядов, но всегда веселье шло по строго определенному порядку, ведь каждый день Масленицы имеет свое название и свой смысл.
Н.Краснова "Масленица" |
С.Крылов "Масленица" |
В.Сыров "Ярмарка в Здемидово" |
Б.Кустодиев "Масленица" |
Ф.Сычков "Пляска" |
С.Нестерчук "Ярмарка в старом Дмитрове" |
А.Васнецов "Сжиганеи чучела Масленицы" |
А.Виноградова "Масленица" |
Оставшиеся праздничные угощения отдавали скотине или выбрасывали – с понедельника начинался Великий пост, и даже самые бедные люди не ели с масленичного стола.
Ну а нам до Великого поста еще целая неделя, так давайте же проведем ее весело! Напечем блинов, позовем гостей, построим вместе с детьми снежные крепости! С Масленицей вас!
sgrusha.blogspot.com
Цикл"Праздники и обряды в живописи". Масленица.
Продолжаю цикл о праздниках, которые мне интересны.
С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!
Анна Некрашина.Масленица.2002 |
Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся с языческих времен, это последний праздник зимы, который начинается за восемь дней до Великого поста. Масленица потому так и названа, что в течение этой недели позволяется есть коровье масло, которое запрещено во время поста. На Руси масленица отмечалась как радостный праздник. При слове "масленица" в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник - встреча масленицы, во вторник - заигрыши. В среду-лакомка -тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг- разгуляй -происходили самые людные санные катания. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось "прощеным днем".
Этот праздник не мог оставить никого равнодушным, и многие произведения искусства посвящены Масленице.
Я предлагаю Вашему вниманию цикл произведений живописи, посвященный этому веселому празднику.
И первые картины принадлежат певцу "русского купеческого быта" Борису Михайловичу Кустодиеву, творчество которого мне нравится своей лубочностью, яркостью.
iskusstvopro.blogspot.com
Картина «Масленица» в творчестве художников разных лет
После длительного воздержания во время строгого Рождественского поста, после шумных новогодних застолий и светлой радости самого Рождества Христова, после идущих за ним следом крещенских праздников, наступает разудалая Масленица. Придя к нам через столетия, она воспринимается сейчас не только как дань старинным традициям, но и как приобщение к неким сакральным действам.
Отголоски язычества
Как только ни называют этот удивительный период времени в конце февраля - начале марта, на грани зимы и весны, развеселых и сытных угощений перед длинным Пасхальным постом славянские народы! И Сырной седмицей в церковном календаре, и Блинницей-Объедухой в народе! Удалые зимние забавы, народные гуляния, катание на санях и кулачные бои, торжественное шествие с чучелом Масленицы и сжигание ее в честь проводов уже успевших надоесть простому люду снегов и морозов – все эти красочные, эмоциональные действа привлекали внимание многих представителей искусства. Особенно же живое и яркое воплощение нашло отражение праздника в живописи. Изучая художественные полотна, мы сталкиваемся с редким явлением: у разных русских художников есть картина «Масленица». Почему они дали своим работам одинаковые названия, в чем состоит отличие каждой – об этом мы с вами и поговорим в данной статье.
История и традиции
В дохристианский период жизни восточных славян, нынешних русских, украинцев и белорусов, наступление нового года было связано с весенним равноденствием, пробуждением природы, началом нового цикла жизни, культом плодородия и памяти предков. Земледельцы, коими по своему образу жизни, в основном, и были древние славяне, в полной мере зависели от урожаев на своих полях. Картина «Масленица» Семена Шемякина (2001 год) отражает один из важнейших элементов праздника – сжигание соломенного чучела, пепел от которого развеивался по всем крестьянским наделам. Считалось, что таким образом люди повышают плодоносность земли, стимулируют ее плодородное начало.
Второе значение обряда
Другая картина «Масленица» - еще одного современного художника Анатолия Николаевича Шелякина (2005 год) заостряет наше внимание на другом смысловом моменте праздника. Создание семьи и рождение детей, продолжение рода – в этом, по мнению древних, главное предназначение человека. Поэтому на Масленицу поощрялись различные забавы, во время которых молодежь могла свободнее проявлять свои чувства. Традиции чествовать парней и девушек, молодых мужчин и женщин, способных дать потомство, тесно связаны все с тем же культом плодородия и возрождения жизни. Отсюда пошли и масленичные смотрины молодоженов, и катания в санях молодежи обоего пола, и даже шуточные преследования холостяков.
Связь со своим родом
И, наконец, картина «Масленица» тоже нашей современницы – Анны Черкашиной (2002 год). Она адресует зрителя к третьему смысловому аспекту праздника – поминанию ушедших в мир иной предков, прощение обид, которые в течение года члены семьи, родные и знакомые, соседи вольно или невольно причиняли друг другу. Блины как главный элемент масленичного стола на картине Черкашиной особенно точно отражают древнеславянскую поминальную суть праздника.
Мастер жанра
Целую серию картин под общим названием написал замечательный художник Борис Кустодиев. Масленица у него представлена в разных вариантах, но с одинаковой степенью талантливости и точной передачей своеобразного колорита празднества. Цикл произведений создан за сравнительно небольшой период в 4 года – с 1916 по 1920 г. 5 полноценных полотен и 2 варианта одной и той же картины, исполненной в разной цветовой гамме, подчеркивают особый интерес художника к выбранной теме. Как к ее воплощению подходит Кустодиев? «Масленица» 1916 года (одна из картин этого времени) – это типично русский зимний пейзаж. Небо расцвечено закатом и полыхает багрянцем и золотом. Его лучи сияют на заснеженных крышах и мостовых, зажигают радужные огни на укутанных в мохнатые шубы деревьях. Высятся купола и шпили церквей, устремленных в поднебесную высь. А на улицах гомонит и веселится народ, шумит ярмарка, не желая расходиться, мелькают карусели, проносятся расписные сани. Широкая русская душа, молодецкая удаль и жизнелюбие – таков эмоциональный фон картины. Она заряжает оптимизмом и бодростью, будоражит воображение зрителей и пробуждает желание изучать быт, историю и традиции своего народа. Конечно, наше описание картины «Масленица» далеко не полно. Но надеемся, оно пробудит любопытство читателей статьи, и им тоже захочется побольше узнать о русской старине и русском искусстве.
Вместо послесловия
Как видим, картины художников «Масленица» разнообразны по жанру и исполнению. Пейзажи и натюрморты, портретные зарисовки, стилизация под народный лубок в работах мастеров отечественной живописи не только приоткрывают нам отдельные моменты культуры, быта и верований предков, но и приближают прошлое, делая его понятным и родным. Искусство, словно машина времени, переносит нас из одной эпохи в другую, не позволяя потерять связь со своими корнями и заставляя в который раз почувствовать свою кровную связь со всем человечеством.
fb.ru
Масленица в живописи
22.02.2015Масленица в славянском мире – это уникальный синтез языческих гуляний с православными традициями. Праздник, который продолжается целую неделю, который заставляет вспомнить, что весна уже близко. Неудивительно, что многие русские художники изображали на своих картинах народные масленичные гуляния.
Еще со школьной скамьи всем известна картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Художник показал момент традиционной сибирской забавы на Масленичную неделю. Масленичные гуляния запечатлел П. Грузинский «Масленица», К. Маковский «Праздничные гуляния…», А. Третьяков «Смотрины молодых», Ф. Сычков «Праздничная забава». Но самые известные, самые удачные и точно передающие настроение праздника картины принадлежат Борису Кустодиеву, которому принадлежит как минимум 3 картины с названием «Масленица» и множество зарисовок и этюдов этого праздника. Полотна были созданы в период с 1916 по 1920 годы в сложное время, как для страны, так и для художника. Первая мировая война, революционный 1917 год и Гражданская война с одной стороны, и страшная болезнь, тяжелая операция и инвалидное кресло с другой. Превозмогая боль, Кустодиев по памяти воссоздает картину веселого праздника, словно противопоставляя ее болезни.
Картина «Масленица» (1916) выделяется на фоне работ других русских художников, в первую очередь примитивизмом мазков и яркости палитры. Но именно эти приемы позволяют максимально точно передать красочную идиллию Масленицы в русской провинции и создать легкое праздничное настроение. Последние лучи заходящего солнца освещают заснеженный город, блестят высокие шпили и купола церквей. А внизу все пестрит от разноцветных качелей и каруселей. Ярко расписные сани в стремительной скачке пытаются выяснить, кто быстрее, удалее, звонче. Картина напоминает нам, что жизнь – это праздник. Зимний пейзаж, который здесь не более чем фон, создает атмосферу карнавала.
Еще один праздничный день изображен на картине 1919 года. И снова розово-золотистый закат и народное гуляние. Лихая тройка в центре полотна, чуть сзади ее догоняет двойка, а на переднем плане на санях, запряженных белым конем, весело катит молодой купчик с женой. Кустодиев специально выбирает для картины яркие цвета: узоры расписных саней, фасады домов – так он передает народное веселье. Только храм, светлый и умиротворенный, создает на картине островок спокойствия. В 1920 году художник создает еще одну «Масленицу». Но в этот раз - это быт русского народа его история. Кустодиев, как Питер Брейгель Старший, здесь показывает нам увлекательные истории, полные мельчайших подробностей. Каждая группа персонажей вполне самостоятельна и передана с восхищением и неуловимой иронией. Создается впечатление, что даже природа принарядилась к Масленице - разукрасила деревья инеем, радуя солнечной и морозной погодой. Эта яркая, праздничная и многоцветная зарисовка перекликается с русским лубочным искусством. На работах, посвященных народному гулянью, Кустодиев всегда стремился изобразить мчащуюся русскую тройку – как символ бесшабашного вихря эмоций. Как уже было сказано выше, эти картины были написаны Кустодиевым по памяти. Главные герои этих работ чисты от негатива: они полны достоинства, добры и поэтичны. К сожалению, этот патриархально-провинциальный уклад российской жизни безвозвратно ушел в прошлое.
В.И Суриков "Взятие снежного города"
Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.
Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)
В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.
Борис Кустодиев "Масленица" (1919)
В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.
Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.
Вариант картины "Масленица"
Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.
Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.
Вариант картины
Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.
Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.
Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.
Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.
Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.
Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве" 1817 г.
Раскрашенная гравюра
Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г.
Петр Николаевич Грузинский "Масленица" 1889 г.
Семен Кожин "Масленица. Проводы." Россия 17 век
Рудольф Федорович Френц "Масленица", 1903
Анна Виноградова "Масленица" 2005 г.
Валентин Белых "Собор Александра Невского. Масленица" 1908 г.
Валерий Сыров "Масленица" 1998-1999 гг.
К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г.
Шелякин Анатолий Николаевич "Масленица" 2001 г.
Анна Черкашина "Масленица" 2002 г.
Н. Фетисов "Широкая Масленица" 1990 г.
8-poster.ru
Масленица в картинах русских художников
Масленица — исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрадовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Интересно, что в древности Масленица продолжалась две недели и приходилась на март. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Так что после этого праздник приобрел своё новое "расписание".
Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:
понедельник — "встреча"вторник — "заигрыши"среда — "лакомка"четверг — "разгул", "перелом"пятница — "тещины вечерни"суббота — "золовкины посиделки"воскресенье — "прощенный день".
Вся же неделя именовалась "честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица".
Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Давайте же взглянем на эти замечательные, яркие и красочные, картины:
Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев:
1916-1920
П. Н. Грузинский "Масленица", 1889 г.
К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге", 1869 г.
А.Черкашина. "Масленица", 2002 г.
Н. Фетисов "Широкая Масленица", 1990 г.
В. Белых "Собор Александра Невского. Масленица", 1908 г.
В.И Суриков "Взятие снежного города", 1891 г.
С.Кожин. Масленица. "Проводы зимы. Россия XVII век", 2001 г.
Игорь Шаймарданов. Из цикла "Псковская Масленица".
В.Сыров "Ярмарка в Здемирово", 1998-1999 гг.
источник
s30696534344.mirtesen.ru
Масленица - Мои статьи - Каталог статей
Масленица — неделя перед Великим постом.Сохранился обычай отмечать масленицу веселым гуляньем.На Масленице запрещено есть мясо, но разрешено употреблять сыр, масло и рыбу.
Каждый день масленицы имеет свое название. Понедельник — «встреча», вторник — «заигрыши», среда — «лакомка», четверг — «разгул», «перелом», пятница — «тещины вечерни», суббота — «золовкины посиделки», а воскресенье — «прощенный день».
Публикуемое ниже описание празднования масленицы в России и объяснение значения прощенного дня принадлежит этнографу и археологу Александру Васильевичу Терещенко (1806—1865).
Между славянскими племенами масленица называется различно: у русских называется Мясопустом, Мясопустною неделью, Сырною неделью и Масленицею. Все эти названия означают одно и тоже. По причине воздержания от мяса произошло название — Мясопуста; от употребления сыра — Сырной недели; от повсеместного употребления масла — Масленицы, которая продолжается целую неделю пред Великим постом.
Михайлов Григорий Карпович. Кухарка. 1835
Русский с чистосердечной простотою предается всяким потехам: скачет и пляшет, шутит и смеется над скряжническою жизнию, гуляет в городе и вне города, поет и выводит на рожке радостную песнь, сорит деньгами, опоражнивает бокалы с вином — тогда ему море по колено и хоть трава не расти!
"Масленица". Литография В. Ф. Тимма. 1858.
"Адмиралтейская площадь во время Масленицы". Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.
В иных местах Масленица начинается с понедельника, а с четверга уже празднуют все. Простолюдины, закусив порядочно блинами, принимаются распевать веселые песенки; потом катаются в санях и разъезжают по знакомым. После катанья посещают приятельский дом, в коем ждут их новые блины, готовый обед, и там пируют до полночи. Всякое сословие пирует по-своему: потому иные проводят время в маскировании, плясках и шумных пирушках; другие, с меньшими требованиями на роскошь и светское приличие, катаются с ледяных гор, на саночках-самокаточках или на лубках; качаются на разнозатейливых качелях и веселятся по-русски, припеваючи.
Константин Егорович МаковскийНародное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869
Нет картины заманчивее, разновиднее и восхитительнее, как народная Масленица в Петербурге. Тут все состояния спешат насладиться удовольствием. В вечеру балы, маскарады, и два раза в день театры.По домам, как и в Рождественские праздники, расхаживают замаскированные — но везде шумное и неутомимое гостеприимство.
Последние два дня на Сырной неделе (субботу и воскресенье) одни из приличия, другие по набожности посвящают на испрашивание друг у друга прощения. Встретясь даже на улице, они целуются, говоря:«Прости меня, в чем я тебя обидел, умышленно и неумышленно, делом или словом». — «Бог тебя простит и Божия Матерь», — отвечает ему другой — и в знак примирения целуются.
Масленица. Прощеный день в крестьянской семье.Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова
Люди высшего сословия не стыдятся ездить тогда к своим врагам и мирятся с ними. Иностранец Алберт Кампензе, описывая религию русских в начале XVI века, замечает, что они гораздо лучше следуют учению Евангелия, нежели католики. Эта похвальная черта не истребилась доныне у нас.
Катание на санях .Френц Рудольф Федорович
В воскресенье, вечером, совершаются проводы Масленицы, и после ужина заключают ее в некоторых местах катаньем на санях, почти до полночи.
В небольших городах Poccии или вообще в тех местах, где удовольствие на Масленице сопровождается катаньем на санях и редко вечерними собраниями, простой народ тешится пляскою, играми и песнями. Нельзя, однако ж, скрыть слабости нашего доброго народа. Во всю Масленицу от чрезмерно радушного угощения вином упиваются до того, что бывают драки и убийства. Не только иностранцы, описывавшие нравы наших предков, говорят об этом, но мы современники сами этому свидетели.
Масленица. Грузинский Петр Николаевич 1889 кликабельна
В.Антонов.Масленица
Масленица .Френц Р. Ф.
По деревням парни с девками катаются на дровнях, санях и больших салазках с природных гор. Катаются на скамьях, подмороженных коровьим навозом и политых водою. Скамьи делаются из двух больших досок, соединенных ножками. На них садятся только девки, одна подле другой, правят ногами и поют песни.Мальчики катаются на скамеечках, садясь на них верхом, а девочки на ледянках: это есть подмороженное решето. Катаются еще на корытах подмороженных, бычках и кружках; взрослые парни спускаются с гор на ногах, сцепившись по нескольку вместе.Но самое лучшее и разгульное катанье — в запряженных лошадью санях. Бабы и девки, мужики и парни, усевшись около 15 человек в сани, разъезжают с колокольчиком, при пении разнообразных песней.
Катание на Масленицу.Степанов Алексей Степанович
Лошадь одна везет и останавливается весьма часто, как бы расслушивая песни разгульных своих седоков; но ей не дают расслушать: дергают вожжами то в ту, то в другую сторону; она вытягивается лениво, поднимает ноги, тащит шаг за шагом; пот на ней кружится паром — она задыхается, лезет из кожи — но везет. Перед сумерками увеличивается число парней, молодых, женатых, девушек и молодиц — в избах остаются одни старухи. Вывозят дровни, и все теснятся на них. Удальцы сидят на краешках и облучке и управляют бег ногами: такое гулянье продолжается до полночи.
Масленичная афиша-листок с традиционной фигурой деда-зазывалы
Василий Иванович Суриков.Взятие снежного городка
На Масленице. Сверчков Николай Егорович. Вторая половина XIX в.
Соломаткин Леонид Иванович
Там одноколки, застучав, С потешных гор летят стремглав. Карет блестящих цепь тройная Катится медленно кругом. Волшебный праздник довершая, Меж тем, с веселым торжеством, Своими длинными шестами Качели крашеные тамЛюдей уносят к небесам.
Е.А. Баратынский. Поэма "Цыганка"
Катание с ледяных гор на масленой неделею. Раскрашенная гравюра по рисунку Делабарта Ж.
Коклюшкин Григорий Дмитриевич, "Тройка"
Санные гонки в Петровском парке. Неизвестный художник
Масленица. Мырочкина Александра. 1998
Масленица. Брусилов Александр Владимирович. 1999
Владимир Рябчиков.Масленица.2008 г.
"Масленица в Здемирове"из серии Лубок.Сыров Валерий Михайлович
Масленица. Попкова Ирина. 2000
Кожин Семён Леонидович.Масленица. проводы зимы XVIIвв
"Русская зима" Уварова Елена Александровна. 2004
Масленица. Тройка. Торопов Юрий. 2005
Геннадий Перов. Масленица в Первушинском переулке.2008
Геннадий Перов.Широкая масленица .2005
Ермолаев Виталий Юрьевич .Масленица в Царицыно
Масленица. Elena Kudry. 2008
Сергей Крылов .Масленица.2000 г
ФОМИН Борис Николаевич
Анастасия Швецова. 2008
Филонов Павел.,shrove tuesday 1913
Нина Сергеева. 1987
Кириллов Владимир Николаевич.Масленица.2007
Ирина Щурихина.2005
Павел Балод.Масленница
Алексей Тимков(Курск)."Масленица".2003.
Кокурин Валерий Григорьевич.Ростов.-Проводы-зимы.-1994.
Назаренко Татьяна."Проводы зимы", 1973
Холин Дмитрий Аркадьевич.Проводы зимы.2005.
Анатолий Никольский.
Иванов Виктор Павлович.Проводы русской зимы.
Фартуков (Уфа). Масленица
КОТЛЯРОВ Виктор Борисович."Масленица. Проводы зимы"
Зазерская Н. С. "Масленица"
В. Ф. Стожаров..Важгортские проводы зимы. 1966 г
Рябчиков Владимир. Катание на санях
Нестерчук С. В. "Ярмарка в старом Дмитрове."
Анатолий Коробкин «Ярмарка на масленой неделе»
Л. Титовец
Штыров Евгений Сергеевич
Л. Похитонова
О. Ларионова
Смирнов Алексей Вадимович.Масленица
С. Смирнов
Анатолий Маркович Знак (1939-2002)
Натта Конышева
Михайлова Галина Петровна
Валентин Белых «Собор А.Невского в с. Ижево в 1908 г. Катание на масленицу»
Анастасия Адамчук. Масленица
Виноградова Анна Германовна.«Масленица» кликабельна
Виноградова Анна Германовна."Шествие масляничного поезда" 2006 кликабельна
Кунгуров Геннадий
Васнецов А. М. Сжигание чучела Масленицы
Сергей Судейкин. Масленица.
Фролов Пётр.«Шляпа-масленица»
Игорь Шаймарданов
Игорь Шаймарданов
Клод Моне.Бульвар Капуцинок в масленицу.1873
Питер Брейгель Старший "Битва Масленицы и Поста" (1559 г.)кликабельна
Комедианты спускаются с подмостков и растворяются в толпе зрителей. Шутовской поединок Масленицы и Поста - обычная сцена ярмарочных представлений, устраиваемых в Нидерландах в дни проводов зимы. Но здесь она разворачивается не в балагане, а прямо на площади, среди житейской суеты. Карнавальные наряды кажутся особенно яркими в гуще озабоченно спешащих по своим делам людей.
Повсюду кипит жизнь: там водят хоровод, здесь моют окна, одни играют в кости, другие торгуют, кто-то просит подаяние, кого-то везут хоронить: Площадь на картине - символ земного мира; через нее проходят двое - мужчина и женщина в одеждах пилигримов, а карлик в шутовском наряде, с факелом, зажженным среди бела дня, указывает им дорогу. Куда же он их ведет? Глуп ли маленький шут или он-то и есть истинный мудрец в этом мире?
Санки (салазки) детские масленичные, расписные. Русский Север, XIX век. Материал: дерево, железо. Техника: роспись, ковка. Детские масленичные санки назывались в старину на Руси "чунки". выполнены из дерева, с резными расписными филенками, декорированы вихревой солярной розеткой. На таких саночках на масленицу с горы катались не только дети, но и молодые девушки, парни и даже пожилые люди. Все это сопровождалось смехом, звоном колокольчиков и всеобщим весельем! В теплые времена года санки развешивались на стенах сеней, являясь декоративным украшением. Сани собраны на деревянных гвоздях, имеют кованые полозья. Санки как нельзя лучше отражают неповторимость и самобытность крестьянского искусства. В них сочетаются многочисленные орнаментальные и изобразительные мотивы, типичные для русской народной культуры. Расписную филенчатую поверхность салазок украшают желтые и голубые клейма, ромбы, солярные знаки, сказочные и мифологические изображения. Санки украшали резьбой и ковкой, подвешивали бубенчики и цепочки. Санки были частью веселого праздничного катания. Кроме того, яркие декоративные орнаменты наделялись магическим, оберегательным смыслом.
school76-muzeum.ucoz.ru