Сочинение: описание картины Б. Кустодиева "Масленица". Масленица картина васнецова


Описание картины Бориса Кустодиева «Масленица»

Описание картины Бориса Кустодиева «Масленица»

Картина «Масленица» написана в стиле модерна, русским художником Кустодиевым Б.М. в 1916г. Все действия на картине происходят на главной площади провинциального городка. На переднем плане картины видны люди, катающиеся в расписных санях запряжённых парой празднично украшенных лошадей с бубенцами и дугой с колокольчиками.

На щёках людей, румяных от мороза, улыбки, радость, смех. Рядом расположились торгующие купцы и видны прохаживающие горожане. Возница еле сдерживает тройку лошадей. Видно как счастливые ребятишки катаются с горок, летят снежки с мальчишеского боя. Внизу суматошная карусель, шумная ярмарка и толпы народа, то прохаживающихся, то идущих за покупками, то смотрящих представление. Так же видны ещё несколько саней, передаётся массовость праздничного веселья.

Зимний красочный пейзаж служит отличным фоном картины. Художником использована изумительная палитра красок: бирюзового, голубого, золотого и красного оттенков. Парад ярких красок : розовые и золотые облака расположились на изумрудно-зелёном небе; снег переливается нежного – голубыми, розовыми и бледно-сиреневыми цветами. Для оттенков саней использованы красные и зелёные узоры.

Церковь, окружённая деревьями, нарисована светлыми красками. Данные цвета выбраны не случайно, они излучают передачу отношений к справедливости и вере, ведь белый цвет – признак доброты и чистоты. Яркое солнце оснащено контрастами вырисовывается на фоне снежной пелены. Снег искриться на солнце, а иней хлопьями падает с деревьев, а его количество на картине делает её по зимнему нарядной.

Смотря на картину, создаётся ощущение присутствия на этом праздничном гулянья. Она передаёт внушительную теплоту этого праздника. Она очень оптимистична и полностью передаёт моменты гуляний на масленицу.

opisanie-kartin.com

Масленица - toptigki

Не житье, а масленица!

Поздравляем всех с началом масленицы, и хотим рассказать о традициях этого праздника.

Б.М. Кустодиев - "Масленица". 1916 год

И вначале стоит упомянуть о названии. С принятием Русью христианства неделя, предшествующая Великому посту, называлась мясопустом, потому что в течении нее запрещалось есть мясо. Название же сырной недели и масленицы явилось не ранее XVI века. Известно также, что наш мясопуст соответствует западному карнавалу, название которого состоит из двух латинских слов: canis-vale то есть говядина прощай, а также есть и другая версия: carnis-aval, то есть говядину поедай.
Хосе Бенльюре И Хиль - « Карнавал в Риме»Иностранцы, побывавшие на Руси лет 300 назад, писали: «Во всю масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат и убийства, так что ужасно слышать о том всякому христианину. Во все время ничего более не слышно как: того-то убили, того-то бросили в воду. Нынешний патриарх (Адриан) давно уже хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; однако ж он сократил его на 8 дней».

А вот что писал французский писатель Жюль Жанет: «Масленица, вероятно, родилась на севере, она дочь мороза. Человек увидел ее, прячущуюся за сугробом снега, а законодатель призвал ее в помощь человеку в самое суровое и печальное время года, и она явилась с жирными, румянами щеками, с коварным глазом, с обнаженной грудью, не с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась танцевать с ним до обморока».

Все дни сырной недели имеют свои особые названия, наверное, они уже знакомы, но мы на всякий случай повторим:встреча – понедельник,заигрыши – вторник,лакомка – среда,разгул, перелом – четверг,тещины вечерни – пятница,золовкины посиделки – суббота,проводы, прощанья, целовальник, прощеный день – воскресенье.

Каждый из этих дней был связан со своими традициями. На первый день русский народ справлял встречу масленицы. Зажиточные люди начинали встречу с посещения родных. С утра свекровь со свекром отправляли невестку к отцу с матерью, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за чаркой договаривались, где гулять, кого звать в гости, когда кататься по улицам. У кого из молодых не было свекра или свекрови, а это была их первая масленица, тещи приходили к зятьям учить своих дочек печь блины. В старину зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить их уму-разуму. Это приглашение считалось за великую честь. Званая теща обязана была прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку. Тесть присылал мешок манной гречневой муки и кадушку коровьего масла. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестьем и обидой и поселяло вечную вражду между тещей и зятем.На улицах к первому дню устраивали горы, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.

Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами значило жить в горькой беде. Дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, после чего с них сбегали. Встреча оканчивалась кулачным боем.Богатые люди пекли блины с понедельника, а бедные - с четверга или пятницы. Первый блин отдавался нищей братии на помин усопших. Опару для блинов готовили с особыми обрядами. Одни готовили опару из снега (не пытайтесь повторить!), другие вечером на речной воде, колодезной или озерной.

На заигрыши с утра девицы и молодцы собирались покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братцы устраивали горы для сестриц среди двора. Матушки посылали позываток с наказом: «у нас – де горы готовы и блины напечены – просим жаловать». Позываток встречали с почетом и приветом, угощали вином и блинами и отпускали, прося «кланяться хозяину и хозяйке с детками и со всеми домочадцами; а деток своих пришлем к вечеру». Отказ всегда объявлялся условленным, общим выражением: «у нас – де состроены у самих горы и прошены гости». Соседи толковали такие отказы по своему: «здесь – де начинается разлад и дочку прочат за другого». Вообще все масленичные удовольствия клонились к сватовству, чтобы после Великого поста сыграть на красной горке свадьбу.

А.Н. Третьяков - "В деревне". 1867

Если гости соглашались, их принимали и встречали у ворот, у крыльца и у образной. После нескольких угощений отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
В.Рябчиков - "Катание на санях"На лакомки, в среду, тещи принимали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных. Насмешливый наш народ составил несколько песен о заботливости тещи при угощении зятя. Эти песни вечером пели холостые с розовыми олицетворениями: наряженный медведь играет разные фарсы, как теща про зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал теще спасибо сказал.

Лубок. XIX в.

Наши государи в XVI и XVII столетиях в среду на масленицу посещали городские монастыри, общались в них с братией и больничными старцами и жаловали им денежную милостыню.

В широкий четверг начинался масленичный разгул: катание по улицам, разные обряды и кулачные бои. Во времена Петра I стали популярны маскарадные шествия: по улицам возили корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых были развешаны на его мачтах. Проезд корабля сопровождался ряжеными с музыкой и песнями. Также были популярны кулачные бои.

Б.М. Кустодиев - "Кулачный Бой На Москва-Реке". 1897 г.

Они совершались тремя способами: бой один на один, стена на стену, бой сцеплялка-свалка. Было время, когда бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрой и рыбами, выигрывали большие залоги и платились нередко за свою отвагу жизнью.

Удалые-молодые (Кулачные бойцы). Русский лубок середины XVIII века

На тещины вечерни, в пятницу, зятья угощали своих тещ блинами. Приглашения были почетные со всей родней к обеду или запросто на один ужин. Прежде зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылать парадных позываток. Чем более бывало «званых», тем теще более оказывалось почести.В четверг, а чаще в пятницу, Царь ездил в Новоспасский монастырь, где Государи из Дома Романовых прощались у гробов.

На золовкины посиделки молодая невестка приглашала родных своих к себе в гости. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых подруг своих – девушек; если же они были выданы замуж, то она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.Канун масленицы - это вселенская суббота, или большая родительская, в которую все православные поминают усопших своих родителей.

Проводы масленицы и прощание на Руси были связаны с различными обрядами. Ритуал проводов Масленицы в разных губерниях заключался как в сожжении чучела Масленицы, так и в его символических похоронах.

А.М. Васнецов - "Сжигание чучела Масленицы".

О том, как повсеместно соблюдался обряд прощеного дня, сохранилось очень любопытное описание в актах археологической комиссии 1598 года, об избрании в Цари Бориса Годунова: «Митрополиты, архиепископы и епископы благословиша Царя и прощение подаша ему и от него прищение купно получиша». Такой обряд соблюдался от царского терема до самой убогой хижины».На прощеный день также ездили одаривать кума с кумой. За ризки и на первый зубок привозили соответственные подарки;  и здесь пряники составляли необходимую принадлежность. Прощание между родными и знакомыми происходили вечером. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения; после них приходили все близкие.

К. Крыжановский - "Масленица. Прощеный день в крестьянской семье" (гравюра по рисунку Н.И. Соколова)

Герберштейн также упоминал о кулачных боях, которыми забавлялись москвичи. Кулачным боем у мальчишек ознаменовывалась встреча масленицы, перед которой, в воскресенье, после заутрени, церковь совершала «действо страшного суда».На площади, за алтарем Успенского собора, устраивали места для патриарха и Царя. Против патриаршего места ставили козла или рундук (подмостки) обитый красным сукном, куда приносили образ Страшного Суда, большой налой с наволокою под икону Богородицы и под Св. Евангелие и приготовляли стол для освящения воды.Само действо совершалось по особому уставу и состояло в пении стихер, в освящении воды и чтении на четыре страны евангелия, после которого патриарх отирал губкою образ Страшного Суда и прочие иконы, вынесенные к действу. По окончании действа патриарх осенял крестом и кропил святою водою Государя и духовных и светских властей.

В Чистый Понедельник собирались ребятишки и, держа в руках ухваты и сковороды, обернутые в тряпки, кричали, подходя к каждому дому: «мы масленицу прокатили, святые вечера проиграли, Рожествен пост пропряли, свет ты наш масляница, дорогая, неумытая, где ты ночку ночевала? Под кустом на дорожке, ехали скоморошки, вырезали по пруточку, сделали по гудочку: вы гудочники не гудите и вы нашу масляницу не будите: пора перестать пить есть да спать. Пора перед Богом встать!...»

Использованная литература:Божерянов И.Н. - "Как праздновал и празднует народ русский"

toptigki.livejournal.com

описание картины Б. Кустодиева "Масленица"

Кустодиев Масленица Имя художника Бориса Кустодиева связано с самыми яркими, красивыми, праздничными образами в русской живописи. В своих картинах он стремился передать самую красивую сторону русской жизни, ту, что была наполнена светом, праздником, добром, счастьем. Множество раз он обращался в своем творчестве к теме масленицы. Это всегда был праздник, который вовлекал в действие множество людей разных сословий, разного уровня, но всех делал счастливыми.

Давайте пристальнее всмотримся в картину "Масленица", написанную художником в 1916 году. Хотя тема этого праздника уже не раз звучала в творчестве Кустодиева, это первая картина с таким названием - потом будет еще несколько. 1916 год - очень трудный год. Россия была втянута в первую мировую войну и благосостояние ее резко упало. Это тяжелое время и в жизни самого живописца. Он был тяжело болен, несколько лет не мог брать в руки кисть. И вот ему сделали операцию, преодолевая боль, он начал снова работать. Превозмогая муки, он создал несколько работ, посвященных жизни провинциальных русских городков. В тех работах уже угадывалось настроение будущей картины. И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным счастьем - "Масленица".

Разгульность, разухабистость, широта, веселье, хлебосольство, удаль - все эти слова хорошо подходят к описанию картины, в которой художник создал собирательные образы - русского праздника, русского народа, русской души. Традиционная масленица - это неделя народного гулянья, проводы зимы, игры и соревнования, нарядные люди, блины, которые пекли прямо на улице, снежные городки, перетягивания каната, красивые шатры на снегу и, конечно, катания на санях. Меховые шапки, расписные платки, толстые рукавицы - множество деталей только украшает картину и рассказывает о ее героях, которые готовились к празднику с любовью.

Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен. В низине - суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. На переднем плане - красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Вблизи мы видим еще несколько саней, что показывает массовость праздника - веселятся буквально все, кто может. Это картина-сказка, картина-мечта, картина-пожелание, оптимистично внушающая: праздник в жизни есть, надо только верить в него.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников

В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д.

В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891

Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад.

Б. Кустодиев. Масленица, 1916

«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.

Б. Кустодиев. Масленица, 1916

Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».

Б. Кустодиев. Масленица, 1919

Б. Кустодиев. Масленица, 1920

Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Б. Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист), 1916

Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.

П. Грузинский. Масленица, 1889

В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908

Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой. 

А. Степанов. Катание на Масленицу, 1910

Л. Соломаткин. Масленица

Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.

Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897

К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869

Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.

С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001

И немного современных кадров:

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

История масленицы | Тайны и Загадки истории

Мясопуст, Объедуха и Сырная седмица — всё это хорошо известная каждому русскому человеку Масленица. Diletant.ru решил разобраться во всех особенностях этого необычного праздника, корни которого уходят в глубокую древность.

Масленица дохристианская

Масленица — один из самых необычных праздников, в котором тесно переплелись христианские и языческие обряды. Поэтому между учеными до сих пор не утихают споры о том, какую роль играла Масленица в древности. Одни исследователи полагают, что раньше Масленица отождествлялась с днём весеннего равноденствия и Новым годом, другие говорят о том, что Масленица унаследовала обряды другого славянского праздника — Власьего дня, третьи и вовсе развивают идею, которая отождествляет Масленицу с днём плодородия, проходившем в преддверии полевых работ. Лишь в одном учёные сходятся — Масленица, безусловно, была главной героиней языческого праздника.

История масленицыСжигание чучела Масленицы. Картина А. М. Васнецова

Что означает сжигаемое чучело?

Забавное чучело, набитое соломой, — это, как ни странно, сложный символ, воплотивший в себе идею плодородия. Сжигая его и рассеивая пепел по полям, славяне пытались сообщить земле то, что пришла пора плодоносить. Сожжение чучела тоже символично, оно, в свою очередь, обозначает уничтожение уже иссякшего плодородия.

Сжигая чучело на Масленицу и рассеивая пепел по полям, славяне пытались сообщить земле, что пришла пора плодоносить

Всю неделю Масленицы люди развлекаются и отдыхают на гуляниях, а чучело, судьба которого уже предрешена, дожидается воскресенья. Неделя гуляний всегда проходит очень весело и шумно, потому что в древности считалось, что злые духи терпеть не могут громкого звука. В последний день, воскресенье, гуляния доходят до высшей точки, апогеем Масленицы становится сжигание чучела.

История масленицыНаездник берёт снежный городок противника. Картина В. И. Сурикова, 1891 год

Игры на Масленицу

Многие масленичные традиции, которые сейчас кажутся нам смешными, в древности носили сакральный смысл. Так, например, в Масленицу принято кататься с горы. Раньше считалось, что этот процесс обязательно скажется на росте волокнистых злаков. Чем дальше, мол, скатишься с горы, тем лучше будет расти лён и конопля. Говорят, что таким развлечением не брезговали даже императрицы. Как-то раз Елизавета Петровна, оказавшись в селе Покровском, лихо покатилась, как тогда это называли, «на лыжах». Не могли понять такого рода забавы только иностранцы: посол из Ганновера, служивший в петровское время, в своих записках говорил о том, что «от головокружения почти ничего не видел и не слышал».

История масленицыКатание на санях, знаменитая праздничная забава. Картина Ф. В. Сычкова

В сознании крестьян плодородие земли и плодородие женщины имели общие черты. Поэтому в праздник плодородия, Масленицу, всех молодых стимулировали на то, чтобы они по возможности дали хорошее потомство. С этим, вероятно, и связана интересная традиция: девушки часто ждали, чтобы парень позвал их вместе скатиться с горы. Тогда девушка садилась молодцу на коленки, и он старался спуститься с горы, не уронив девушку. Если он справлялся, то мог поцеловать свою избранницу.

На Масленицу, праздник плодородия, всех молодых стимулировали на то, чтобы они дали хорошее потомство

Известная масленичная потеха — взобраться на столб — должна была продемонстрировать силу молодых людей. «Смотрины» для молодоженов, «целовники», приглашение «молодых» на тёщины блины — всё это способствовало развитию отношений.

История масленицыТак праздновали Масленицу в Санкт-Петербурге. Картина К. Е. Маковского, 1869 год

Укрощение строптивых

Хуже всего приходилось холостякам, на которых устраивалась настоящая охота. Оказавшийся в незавидном положении молодой человек мог целый день проходить с поленом в знак того, что у него до сих пор нет второй половины. Иногда дверь холостяка заваливали громоздкой деревянной колодой, из-за которой он не мог попасть на улицу. Но это ещё ничего, настоящий ад устраивали холостякам из Восточной Европы.

В Польше на Масленицу холостяков поили водкой, а затем таскали за волосы, заставляя жениться

Если бы в те времена были туристические гиды, то они бы настоятельно советовали на время Масленицы холостякам не бывать в Польше. Полячки, угостив холостяка оладьями и напоив водкой, как правило, таскали его после этого за волосы, красноречиво объясняя, что пришла пора выбирать себе жену. В Чехии молодые парни ходили все праздники с размалеванным сажей лицом, а на Балканах принято было, чтобы незадачливый молодец ехал в свином корыте.

Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы

Топ-5 масленичных поговорок

С Масленицей тесно связано народное творчество: песни, пляски, частушки — какой без этого праздник. Diletant.ru решил поделиться самыми забавными поговорками, связанными с Масленицей.

1. «Неделю пируешь, семь опохмеляешься».

2. «Не женився еси, то колодку носи!» (украинская).

3. «Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы».

4. «Блин не клин, брюха не расколет».

5. «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».

tayni.info

Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников

В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад.

«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.

Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».

Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.

Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.

Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.

Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.

nathoncharova.livejournal.com

Фото - МАСЛЕНИЦА. Картины разных эпох

08 февраля 2016 7331

ДНИ МАСЛЕНИЧНОЙ НЕДЕЛИ

ПОНЕДЕЛЬНИК – Встреча. По традиции в этот день свекора отправляли невестку к матери и отцу, к вечеру же сами наведывались к сватам в гости. Открывались ярмарки, качели, ледяные горки. В этот день принято испечь первый блин и отдать его нищему.

ВТОРНИК – Заигрыш. Во второй день масленичной недели родители девушки-невесты устраивали смотрины. Молодые люди катались с ледяных горок и угощались блинами.

СРЕДА – Лакомки. Традиционно в этот день теща готовила блины и принимала в гости зятя, где последнему мазали голову маслом, «чтоб был ласковым и к жене так же примаслился». В домах накрывались пышные столы, на улицах разворачивались балаганы — временные, разборные торговые постройки.

ЧЕТВЕРГ – Разгуляй или Широкий четверг. День в который начиналось празднование широкой Масленицы, крестьяне оставляли все работы, пеклось много блинов, начинались всеобщее веселье и танцы, массовые катания с горок, кулачные бои и другие уличные забавы. Начинали катания девушки незамужние, следом замужние, а потом весь остальной народ. Во время катания девушки и парни могли целоваться при всем честном народе, не вызывая при этом нареканий.

ПЯТНИЦА – Тещины вечерки. На пятый день масленичной недели теща со всеми родственниками наносила ответный визит в дом зятя и угощалась блинами дочери.

СУББОТА – Золовкины посиделки. Невестки приглашали в гости родственников мужа и одаривали их подарками. Непременным угощением в этот день оставались блины.

ВОСКРЕСЕНИЕ – Проводы. Празднование масленицы завершалось массовыми гуляниями с прыжками через костер, песнями и плясками. Люди просили прощения друг и друга, на площади сжигали чучело зимы, пепел которого развеивался по полям.

www.tarhany.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта