Сочинение по картине И.И. Шишкина Корабельная роща. Сочинение по картине корабельная роща шишкина


Сочинение по картине И.И. Шишкина Корабельная роща часть 2

Сочинение-описание картины И. И. Шишкина "Корабельная роща"

Цели: Это первый урок по картине в 5 классе. Нужно обучить учащихся приемам работы по картине, основным словам и выражениям, используемым в работе над произведением живописи. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину, развитие речь, творческое воображение. Познакомить с творчеством И.И. Шишкина. Формировать навыки описания увиденного. Познакомить со словами «пейзаж» и «пейзажист».

Задачи: Продолжать работу над жанровыми особенностями сочинений-описаний, познакомив учащихся с композицией сочинений данного типа, ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления материалов к сочинению. Развивать умение вести наблюдение, логически мыслить, анализировать, сопоставлять факты, развивать монологическую речь учащихся, умение работать со словом. Воспитывать у учащихся наблюдательность, чуткое отношение к предметам, нас окружающим, к природе.

Оборудование: интерактивная доска, Толковый словарь.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока. (слайд 1, 2, 3, 4)

Тема сегодняшнего урока «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща», запишем ее в тетрадь по развитию речи (дата, тема).   На этом уроке мы познакомимся с картиной замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», а также будем учиться грамотно, связно, красиво (с точки зрения русского языка) рассказывать об увиденном – художник рисует кистями и красками, а мы с вами попробуем рисовать словами. Также мы познакомимся с лексическим значением слов «пейзаж» и «пейзажист».

  1. Изучение нового материала.

  • А поможет нам в этом виртуальная экскурсия в Русский музей. Представьте, что мы пришли в Искусствоведческий зал (слайд 5). Что значит «искусствоведческий»? В этом зале мы познакомимся с биографией Ивана Ивановича Шишкина.

И вот дождался лес своего художника. Родился он в небольшом городке Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста была лесная – Шишкин. Едва ли не половину жизни провел Иван Иванович в лесу на этюдах. «Царем лесов» называли его друзья.

(Переходим по ссылке http://www.art-catalog.ru/artist.php?artist=SHishkin&id_artist=3 на Арт-каталог Собрание живописи, графики и скульптуры. Знакомимся с биографией И.И.Шишкина.)

  • Рассмотрите репродукции картин И.И. Шишкина,что их объединяет? (слайд 7, надо нажать на середину слайда, перейти на Арт-каталог Собрание живописи, графики и скульптуры Далее нажимаем с правой стороны «Шедевры», переходим на страницу с репродукциями картин И.И. Шишкина.)

  • Что объединяет все картины И.И.Шишкина? (на них изображены пейзажи)

  • Рассказ о творчестве И.И. Шишкина.

Во всех своих произведениях Иван Иванович Шишкин является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и лес, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.

infourok.ru

Сочинение по картине И.И. Шишкина Корабельная роща часть 2 страница 2

  • Как называют художников, которые пишут пейзажи?

  • Словарик художественных терминов (слайд 9). Работа с Толковым словарем, написать определения в тетрадь.

Пейзаж – картина, изображающая природу.

Пейзажист – художник, который пишет пейзажи

Колорит – характер взаимосвязи всех цветов картины, ее цветовой строй.

Композиция – построение художественного произведения в соответствии с определенной идеей.

Теплые и холодные тона.

Находил в лесу место, которое впоследствии можно увидеть на одной из его картин, обрубал сучки, отгибал ветви деревьев, устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха, удобно устанавливал мольберт и, расположившись как дома, начинал писать. Самая крупная по размеру работа Шишкина – «Корабельная роща». Она явилась последней работой в жизни художника. 

  • Какое настроение создает этот пейзаж? (слайд 11)

  • Переходим во второй зал «Литературный» (слайд 12). Сравните настроение, которое передает эта картина с тем, что описано в стихотворении Ф.И.Тютчева:

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями

Дерев, поимых родником –

Там, где, обвеянный их иглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

А лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины.

  • История создания картины «Корабельная роща» (слайд 13). "Корабельная роща" была написана художником в 1898 году под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: "Афанософская Корабельная роща близ Елабуги", этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.

  • Как вы думает, почему картина так называется? Ведь на ней изображены совсем не корабли.

  • Посмотрите внимательно на сосны: какие они? На что они походят?

  • На какую часть старинных кораблей? (слайд15) Сравнить корабль и сосны (слайд 16, нажать на середину слайд, выход на страницу музея, нажать на репродукцию «Корабельная роща», нажать «Скачать изображение в полном размере» и можно приближать любой участок картины, нажимая на него).

  • Наше путешествие продолжаем в третьем зале «Лингвистическом» (слайд 17). Чем занимается наука Лингвистика?

  • Какое настроение создает этот пейзаж у вас? (Чувство восхищения, поднимает настроение. Но чувствуется и грусть от того, что эти могучие сосны скоро вырубят). 

  • Для чего в лесу забор? (Деревья приготовлены на вырубку). 

  • Что станет с соснами? (Они превратятся в мачты кораблей). 

  • О чем говорят пеньки, расположенные под могучими соснами? (Сосны здесь вырубают уже много лет).

  • Какими средствами для изображения рощи пользуется Шишкин? (Особый цветовой фон, контраст теплых и холодных тонов). 

  • Как меняется цветовой фон? (Основной цвет полотна — темно-зеленый, но он контрастирует с медным цветом ручейка, с серо-голубым небом).

  • Какой цели подчиняет Шишкин все художественные приемы? (Художник стремится показать красоту и величие корабельных сосен, которым скоро суждено стать мачтами кораблей). 

  • В чем особенности мастерства художника? (Все художественные средства подчинены идее полотна – показать красоту и величие корабельной рощи).

infourok.ru

Развитие речи. Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина "Корабельная роща"

Ход урока: Организационный момент Актуализация знаний Новый материал Закрепление V. Итог урока

Ход урока:

  • Организационный момент
  • Актуализация знаний
  • Новый материал

V. Итог урока

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный . В. В. Стасов

Иван Иванович Шишкин

(1832-1898)

Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный . В. В. Стасов

Биография и творчество художника

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Вскоре поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества ( 1852-1856 ). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербургской Академии художеств (1856-1865), где числился учеником профессора С.М. Воробьева. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам. («Вид на острове Валаам», «Сосна на Валааме» )

Вид на острове Валаам (местность Кукко), 1859-1860 гг.

В 1860г, окончив Академию художеств и получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда». За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками». Среди них — «Шалаш», «Мельница в поле».

Шалаш, 1861 г.

В апреле 1862г Иван выезжает в пенсионерскую командировку в Германию. Живет в Берлине, Дрездене, Праге, Мюнхене. С марта 1863г- в Цюрихе. Обучается в мастерской Р. Коллера. В 1864г - Париж. Вместе с Л. Л. Каменевым и Е. Дюккером работает в Тевтобургском лесу на пленэре. В 1865г поселяется в Дюссельдорфе. где пишет картину

В апреле 1862г Иван выезжает в пенсионерскую командировку в Германию. Живет в Берлине, Дрездене, Праге, Мюнхене. С марта 1863г- в Цюрихе. Обучается в мастерской Р. Коллера.

В 1864г - Париж. Вместе с Л. Л. Каменевым и Е. Дюккером работает в Тевтобургском лесу на пленэре. В 1865г поселяется в Дюссельдорфе. где пишет картину " Вид в окрестностях Дюссельдорфа ", за которую получает звание академика.

В июне 1865 г . И.И.Шишкин возвращается в Россию и живёт в Петербурге.

Летом 1868г, с семьей Ф. Васильева, Шишкин выезжает на отдых в село Константиновка под Петербургом. Вскоре едет на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника (октябрь, 1868г.)

«Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1865

Иван Иванович вступает в Артель художников, возглавляемую И. Н. Крамским, чьи идеи брать сюжеты из народной жизни и продвигать искусство в провинцию были ему близки. В 1870г на конкурсе Общества поощрения художников получает первую премию за картину

Иван Иванович вступает в Артель художников, возглавляемую И. Н. Крамским, чьи идеи брать сюжеты из народной жизни и продвигать искусство в провинцию были ему близки.

В 1870г на конкурсе Общества поощрения художников получает первую премию за картину "Ручей в лесу". В 1971г На первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок участвует картиной " Вечер" . В 1872г За картину "Сосновый бор . Мачтовый лес в Вятской губернии" получает первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. В 1873г присуждается звание профессора за картину " Лесная глушь".

Ручей в лесу, 1870 г.

«Вечер»,1871 г .

" Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" , 1872 г.

"Лесная глушь», 1873 г.

Успех полотна «Среди долины ровныя» превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А. Ф. Мерзлякова, долгое время считавшаяся народной. Такой же неожиданной стала картина «Перед грозой», передающая детское чувство тревоги от первых раскатов грома и низких туч, тенью бегущих по земле. «Среди долины ровныя» ,1883 г. «Перед грозой», 1884 г.

Успех полотна «Среди долины ровныя» превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А. Ф. Мерзлякова, долгое время считавшаяся народной.

Такой же неожиданной стала картина «Перед грозой», передающая детское чувство тревоги от первых раскатов грома и низких туч, тенью бегущих по земле.

«Среди долины ровныя» ,1883 г.

«Перед грозой», 1884 г.

 Утро в сосновом лесу , 1889 г. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

Утро в сосновом лесу , 1889 г.

Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

Словно желая оставить последнюю хорошую память о себе, художник писал свою главную картину, к которой шел всю жизнь. В сущности, он все время писал одно большое полотно, наполненное ощущением радости соприкосновения души с божественной красотой, разлитой в природе. Его «Корабельная роща» (1898 г.) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою.

Словно желая оставить последнюю хорошую память о себе, художник писал свою главную картину, к которой шел всю жизнь. В сущности, он все время писал одно большое полотно, наполненное ощущением радости соприкосновения души с божественной красотой, разлитой в природе. Его «Корабельная роща» (1898 г.) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою.

Работа над репродукцией Почему картина называется «Корабельная роща»? Какое настроение вызывает картина? Что на ней изображено?

Работа над репродукцией

Почему картина называется «Корабельная роща»?

Какое настроение вызывает картина? Что на ней изображено?

Что изображено на картине? Сосновый бор ( сосны ): стройные, величавые, великие, высокие; вершины: пышные, изумрудные, раскидистые; стволы сосен : розоватые, сероватые, стройные Опушка : лесная, солнечная, жаркая Ручеек: прозрачный, журчащий, игривый, маленький Небо: голубое, высокое, бездонное Солнце : летнее, ласковое, палящее

Что изображено на картине?

Сосновый бор ( сосны ):

стройные, величавые, великие, высокие; вершины: пышные, изумрудные, раскидистые; стволы сосен : розоватые, сероватые, стройные

Опушка :

лесная, солнечная, жаркая

Ручеек:

прозрачный, журчащий, игривый, маленький

Небо:

голубое, высокое, бездонное

Солнце :

летнее, ласковое, палящее

Составление плана сочинения Опушка соснового бора Величавые сосны Прозрачный ручеек Ласковое солнце Восхищение художника красотой природы

Составление плана сочинения

  • Опушка соснового бора
  • Величавые сосны
  • Прозрачный ручеек
  • Ласковое солнце
  • Восхищение художника красотой природы

multiurok.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта