Картина Мухоморы.Этюд Ивана Шишкина. Картина шишкина мухоморы
Описание картины Ивана Шишкина «Мухоморы»
Картина «Мухоморы» относится к жанру этюд – зарисовки, имеющей некоторое ощущение незаконченности. Действительно, приходит на ум, будто художник писал ее скорыми мазками под мимолётным впечатлением от нетронутой природы: ее разнообразия, непосредственности, богатства красок.
Главные «герои» картины – семейство мухоморов, расположившихся в чаще леса. Каждый гриб отличается размером, формой шляпки, насыщенностью цвета. Эти особенности наделяют их характером. Молодые грибы крепкие и задорные, с упругой мясистой шляпкой и белоснежными крапинками. У старожил можно заметить признаки увядания, надломы.
Окружающий лес написан нечетко и размыто, с нарочитым опущением мелких деталей и реалистичности. Это создает прекрасный фон и выгодно оттеняет группу мухоморов. По сравнению с травой и деревьями она изображена тщательно и ярко. Такой контраст приковывает внимание и восхищает.
Масляные краски изумительно передают плотность, сложную структуру и натуральный колорит леса. Кажется, что вот-вот можно вдохнуть ароматный запах листвы и почувствовать влажную прохладу густой чащи.
Лес всегда был богатой «канвой» для русских народных сказок. В нем водилась нечисть, а доблестные герои боролись со своими страхами и побеждали зло. Мухомор в свою очередь – частый атрибут колдовской силы, заговоров и превращений.
Именно такое ощущение создает картина. Зритель неожиданно оказывается в сказочном, нереальном пространстве, где прячется тайна. Картинка напоминает видение или сон, чары, наложенные загадочными лесными обитателями, ядовитыми грибами и ягодами.
Полотно являет собой жемчужину среди работ кисти Ивана Ивановича Шишкина и занимает почетное место в Третьяковской галерее. Картина передает любовь художника к родине, его умение увидеть и понять кроткую красоту русской природы.
Иван Шишкин "Мухоморы". История одного шедевра.
Иван #Шишкин "Мухоморы" - . 1880-1890. Холст, масло. 12,8х19,6. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Этюд Шишкина "Мухоморы" - яркий пример талантливой зарисовки великого русского художника. Сюжет этюда сродни русской сказке: мухоморы - непременный атрибут нечистой силы, магических ритуалов, загадок и превращений.
Перед зрителем предстает семейство ярких грибов в чаще девственного леса. Каждый из семи изображенных мухоморов словно обладает собственным характером, биографией, судьбой. На первом плане пара молодых крепких красавцев, охраняющих старейшин рода в центре композиции. В центре же, напротив, старые грибы со следами тления, увядания... Художник схематично, размыто и нечетко изображает лес вокруг главных "героев" картины. Ничто не должно отвлекать внимание зрителя от живописной группы мухоморов. С другой стороны, именно зеленый лес и коричневые листья выгодно подчеркивают яркость шляпок грибов, белизну пятен на шляпках.
Нарочитая незаконченность работы создает ощущение сказочности и нереальности изображения. Как будто перед нами видение, навеянное коварными и ядовитыми грибами в волшебном лесу
Прочитала здесь
Напросилась аналогия.
Семен Альтов "Кающаяся Магдалина"
А теперь, товарищи, давайте получим удовольствие от этой картины. Встаньтепошире, чтобы всем было видно. Тебе сколько лет, мальчик? Пятнадцать?Отвернись, тебе еще рано смотреть такие вещи. Внимание! Я начинаю!Центральное место в творчестве так рано ушедшего от нас Эль Греко поправу занимает полотно площадью полтора квадратных метра -- "Кающаяся МарияМагдалина". На холсте Магдалина изображена в необычном ракурсе, на берегу моря.Невольно возникает вопрос: что она здесь делает в такое позднее время? Оназдесь откровенно кается.Художники с давних пор обращались к образу прекрасной грешницы. Но все ихМагдалины каялись как-то неубедительно. Без огонька. Совсем в другой,оригинальной манере кается Мария Магдалина у Эль Греко.Сразу видно, что она глубоко раскаивается в содеянном. "И как это меняугораздило?" -- как бы говорит Мария. И ей как бы веришь.В правом верхнем углу мы видим ветку с листьями. Листьев ровно пятнадцать.Желающие могут меня проверить. Ну? Тринадцать? Вот народ! Вчера еще былопятнадцать.Так. А теперь перенесемся в левый верхний угол. Перенеслись? Там сразу в глазабросаются три птички. Кое-кто на Западе полагает, что это колибри, но нашиученые опознали в них диких уток.И наконец, в центре кульминационное пятно картины -- сама Магдалина. Эль Грекоумышленно расположил Марию смотрящей в сторону. Она не может смотреть людям вглаза. Ей стыдно. Поэтому она вынуждена смотреть влево. И если зайти слева, томожно встретиться с Магдалиной глазами, и тогда ей становится так стыдно, чтоее лицо краснеет.Распущенные как попало волосы говорят нам о распущенности Марии в прошлом. Ноправая рука уже полностью прикрывает трепетную грудь. Значит, в Магдалинезаговорила-таки совесть.Известно, что Эль Греко рисовал в ужасные времена господства испанскойинквизиции. В те годы на кострах горело немало способной молодежи. Поэтомуникто не смел открыто думать, рисовать, лепить. И большие художники вынужденыбыли прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко. Магдалина не простокрупная женщина с хорошей фигурой, как это может показаться неискушенномузрителю. Нет! Каждая черточка на картине незаметно для себя бросает вызовиспанской инквизиции.Даже пейзаж за спиной Магдалины написан не только ради того, чтобы как-тозаполнить свободное от Марии место, -- эти промозгло-серые, опостылевшиекоричневые тона кричат об ужасных условиях, в которых жили простые, никому ненужные испанцы.На всех картинах художнику удавались глаза. Особенно хорош у Магдалины правыйглаз. Ниже, под глазом, хорошо виден рот, из которого доносится немой вопрос.Давайте дружно вглядимся в нежное тело, написанное в теплых тонах. Да, Мария --девушка не из рабочей семьи! На руках ни одной царапины, тем более мозоли.Трудно придется Магдалине в дальнейшей жизни.На коленях у Марии лежит книжка и чей-то череп. Сейчас трудно сказать, ктопозировал художнику. Над этим придется поломать голову нашим искусствоведам.Слева от черепа мерцает графин с какой-то жидкостью. Что это? Вода, вино илидругой яд? Неизвестно! Но вкус приятный.В целом картина поражает своей чистотой. Белоснежные кружева, покрывало поверхМагдалины все это говорит нам о тяжком труде испанских прачек, день и ночьстирающих белье испанской знати, погрязшей в роскоши, вине и женщинах.Таким образом, можно рассматривать "Кающуюся Марию Магдалину" как суровыйдокумент той далекой эпохи.Документ, подписанный рукой Эль Греко, замечательного художника, умершего в1614 году, не дожившего до правильного понимания своей картины более трехсотшестидесяти лет.
www.mgorskikh.com
Репродукция картины "Мухоморы.Этюд" Ивана Шишкина
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ивана Шишкина. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Ивана Шишкина на натуральном холсте.
Иван Шишкин родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина, продолжателя древнего вятского рода Шишкиных.
С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии. Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. За годы учебы дополнительно к занятиям в академии самостоятельно писал этюды в окрестностях Петербурга и во время пребывания на острове Валааме. За три года за достигнутые успехи ему были присуждены три малые серебряные медали, малая и большая золотые как раз за виды окрестностей Санкт-Петербурга и за виды местности на Валааме. Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу. В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика. За границей он создал много рисунков пером, которыми восхитил иностранцев, некоторые рисунки даже были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с произведениями первоклассных европейских мастеров.
В 1866 году Иван вернулся в Санкт-Петербург, хотя срок его пенсионерства еще не был закончен. Шишкин предпочел путешествие по России.
После учреждения Товарищества передвижных выставок производил для них рисунки пером.
В 1870 году стал членом кружка аквафортистов, образовавшемся в Санкт-Петербурге, принялся за гравирование «царской водкой», уделяя ему столько же времени, сколько и живописи.
Его работы обеспечили ему репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и замечательного аквафортиста.
В 1873 году Шишкин за картину «Лесная глушь» получил звание профессора Академии.
В 1892 году был приглашён на должность руководителя учебной пейзажной мастерской.
Умер скоропостижно в Петербурге в 1898 году, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ивана Шишкина не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
Шишкин Иван Иванович (часть 1).
Оригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/5124893/post312366817Шишкин Иван Иванович (1832-1898)
Крамской И.Н. - Портрет художника Шишкина 1880, 115х188Русский Музей
Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.
«Среди долины ровныя...»1883Холст, масло 136,5 х 203,5Государственный музей русского искусстваКиев
Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге (Вятская губерния, ныне - Татарстан). Его отцом был купец второй гильдии - Иван Васильевич Шишкин. Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. Наставником молодого художника стал А.Мокрицкий - очень чуткий и внимательный педагог. Он и помог Шишкину найти себя в искусстве.В 1856 году юноша поступает в петербургскую Академию художеств к С.Воробьеву.
Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого, в связи с поступлением Шишкина в Академию: “Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии”. Развитие его идет стремительно. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Твердость его руки вызывает изумление: многим его тщательно сделанные, сложные пейзажные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами. Экспериментирует в литографии, изучает различные способы печати, присматривается к офорту, не очень в те времена распространенному в России. Стремится к “верности, сходству, портретности изображаемой природы” уже в ранних работах.
В 1858 — 1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья.В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку.
Вид на острове Валааме1858
Вид на острове Валааме. Местность Кукко1858-60
Пейзаж с охотником. Остров Валаам 1867
Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, “от которой только может быть существенная польза для пейзажиста”
«Шалаш»1861Холст, масло 36,5 х 47,5Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанКазань
За границу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине.В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину “Вид в окрестностях Дюссельдорфа” (1865) получает звание академика.
«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»1865г.Холст, масло 106 х 151Государственный Русский музейСанкт-Петербург
Теперь он с наслаждением пишет “русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью”, которые снились ему в Европе. Один из первых его шедевров можно назвать песней радости — “Полдень. В окрестностях Москвы” (1869).
«Полдень. В окрестностях Москвы»1869гХолст, масло 111,2 х 80,4Государственная Третьяковская галереяМосква
Он и дальше предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни, где раскрываются особенности русского национального пейзажа.
«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»1872гХолст, масло 117 х 165Государственная Третьяковская галереяМоскваДля Шишкина, как и для его современников, русская природа неотделима от идеи России, народа, его судьбы. В картине «Сосновый бор» художник определяет свою основную тему – могучий, величественный русский лес. Мастер создает театрализованную сцену, предлагая некий «спектакль». Не случайно выбрано и время дня – полдень как образ России, полной дремлющих внутренних сил. Художественный критик В.В.Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей». Одновременно художник стремится к максимально достоверному, «научному» подходу к изображению. Это отмечал его друг художник И.Н.Крамской: «Лес глухой и ручей с железистой, темно-желтой водой, в котором видно все дно, усеянное камнями...» О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу...»
Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной “Мачтовый лес в Вятской губернии” (1872, эта картина сейчас называется “Сосновый бор”), писал о достоинствах Шишкина: “Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему... тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом... Шишкин — : это человек-школа”.
«Лесные дали»1884гХолст, масло 112,8 x 164Государственная Третьяковская галереяМосква
Картина посвящена природе Урала. Художник выбирает высокую точку зрения, стремясь изобразить не столько конкретное место, сколько создать образ страны в целом.Пространство строится четкими планами, увлекая взгляд зрителя вглубь, к серебристому озеру в центре композиции. Лесные массивы переливаются и перетекают друг в друга, подобно морским волнам. Лес для Шишкина такой же первоэлемент мироздания, как море и небо, но одновременно и национальный символ России. Один из критиков писал о картине: «Далекая перспектива лесов, покрытых легкой дымкой, выдающаяся вдалиповерхность воды, небо, воздух, словом,целая панорама русской природы, с ее не бьющими в глаза красотами, изображена на холсте с поразительным мастерством». Картина написана в период, когда художника начали интересовать проблемы пленэра. Сохраняя эпичность образа природы, живопись Шишкина становится более мягкой и свободной.
Эти работы намечали направление, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества. В 1894–1895 возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при ИАХ.
«Утро в сосновом лесу»1889гХолст, масло 139 х 213Государственная Третьяковская галереяМосква
Мотив хвойного леса, к которому обращается Шишкин в этой картине, типичен для его творчества. Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы. Часто встречается в картинах художника и композиционный прием, когда верхушек деревьев срезаются краем холста, и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер. У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Их изобразил К.А. Савицкий, который сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю». Далее Савицкий сообщал, что ему пришлось поставить и свою подпись под картиной, однако затем он ее снял, тем самым отказался от авторского права.
На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину “В лесной глуши”, за которую в 1873 году получает звание профессора. При помощи затененного переднего плана и пространственного построения композиции (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) художник дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание: вдруг неожиданно замечаешь лисицу и улетающую от нее утку.
«Лесная глушь»1872г.Холст, масло 209 х 161Государственный Русский музейСанкт-Петербург
И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина “Рожь” (1878). Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: “Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство...”
«Рожь»1878г.Холст, масло 187 х 107Государственная Третьяковская галереяМосква
В пейзаже объединены два традиционных для художника мотива: поля с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны. В надписи, сделанной Шишкиным на одном из эскизов к картине, говорится: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство». Критик В.В.Стасов сравнивал сосны на полотне с колоннами древнерусских храмов. Перед зрителем – величественная панорама русской природы, представленная как театрализованное зрелище. Природу Шишкин понимает как мироздание, соотнесенное с человеком. Поэтому столь важны две крошечные точки – человеческие фигурки, задающие масштаб изображению. Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако его картины всегда сочинены, в них нет ничего случайного.
За иллюзорную выписанность деталей Шишкина часто упрекали. Многие художники находили его живопись неживописной, называли его картины раскрашенным рисунком. Тем не менее его картины, при всей их детализации, всегда дают целостный образ. И это образ мира, который Шишкин не может “смазать” произвольными движениями собственной души. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х гг. в русской живописи “пейзажа настроения”. Даже самое малое в мире несет в себе частицу большого, потому его индивидуальный облик не менее важен, чем изображение целого леса или поля (“Травки”, 1892Вот почему малое никогда не теряется в его программных картинах. Оно выходит на первый план, как будто нам под ноги, каждой травинкой, цветком, бабочкой. Потом мы переводим взгляд дальше, и он теряется среди безбрежных просторов, вобравших в себя все.
«Травки»Этюд.
«Сныть-трава. Парголово»Этюд.1884г.Холст на картоне, масло. 35 x 58.5 смГосударственный Русский музей
Этюд "Сныть-трава. Парголово" одно из многочисленных "упражнений" великого мастера пейзажа. Перед нами запущенный уголок дачного сада, заросший сныть-травой. Само название "сныть-трава" может рассказать о многом. Ведь слово "сныть" не что иное, как видоизмененное русское слово "снедь" (еда, пища). Это растение и правда в давние времена служило пищей для наших предков...
Солнечный свет, живописные заросли травы, дачный забор - вот и все нехитрое содержание картины. Почему же трудно оторвать взгляд от этой работы Шишкина? Ответ прост: оставленный вниманием человека, этот небольшой уголок прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за забором, иной мир, измененный человеком в угоду своим потребностям, а здесь природе случайно даровано право быть самой собой... В этом магия работы, ее гениальная простота.
«Среди долины ровныя...»1883Холст, масло 136,5 х 203,5Государственный музей русского искусстваКиев
Поэтическим чувством проникнуто полотно “Среди долины ровныя” (1883), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова, известные как народная песня. Но картина не является иллюстрацией стихов. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.
Картина «Среди долины ровныя…» написана Иваном Ивановичем Шишкиным через год после внезапной смерти любимой жены. Он сильно переживал потерю. Но родная природа, которая всегда манила художника к себе, не дала ему раствориться в своем горе.
Однажды, идя по долине, Шишкин случайно набрел на этот величественный дуб, который одиноко возвышался над окружающими просторами. Этот дуб напомнил художнику его самого, такого же одинокого, но не сломленного бурями и невзгодами. Так родилась эта картина.
Центральное место на картине занимает дуб. Он возвышается над долиной, как исполин, раскинув свои могучие ветви. Фоном ему служит небо. Оно покрывается тучами, вдали уже собралась гроза. Но она не страшна великану. Никакие грозы, никакие бури не смогут сломить его. Он крепко стоит на земле, служа приютом путнику и жару, и в непогоду. Дуб так силен и крепок, так могуч, что набегающие вдали тучи кажутся ничтожными, не способными даже задеть великана.
Утоптанная тропинка сбегает прямо к дубу-великану, который готов укрыть вас своими ветвями. Крона дерева так густа, что напоминает шатер, темная тень раскинулась под деревом. Сам же дуб ярко освещен лучами солнца, которое еще не закрыли собой грозовые облака.
Стоя у могучего дерева, Шишкин вспомнил слова старинной русской песни «Среди долины ровныя…», в которой поется об одиноком дубе, о горе человека, потерявшего «нежного друга». Художник как бы ожил после этой встречи. Он снова стал творить, идя по жизни одиноко, но крепко стоя на родной земле, как тот дуб на его картине.
Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных к тому времени произведений Репина и Сурикова. Потому в картинах Шишкина “Туманное утро” (1885) и “Сосны, освещенные солнцем” (1886) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным.
Туманное утро 1885. Холст, масло, 108x144,5
Картина И. И. Шишкина “Туманное утро”, как и многие работы великого мастера пейзажа, передает удивительно спокойную и мирную атмосферу. В центре внимания художника тихое, туманное утро на берегу реки. Пологий берег на первом плане, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение, холмистый противоположный берег в дымке утреннего тумана. Рассвет словно разбудил реку, и, сонная, ленивая, она только набирает силы, чтобы бежать вглубь картины... Три стихии - небо, земля и вода, - гармонично дополняют друг друга, раскрывая, кажется, самую суть каждой из них. Они не могут существовать друг без друга. Бледно-голубое небо, насыщаясь цветом, переходит в вершины холмов покрытых шапкой тумана, затем переходит в зелень деревьев и травы. Вода, отражая все это великолепие, без всякого искажения, подчеркивает и освежает утро. Присутствие человека едва угадывается в картине: узкая тропинка в траве, торчащий столбик для привязывания лодки, - вот и все признаки человеческого присутствия. Художник тем самым лишь подчеркивает величие природы и великую гармонию божьего мира.Источник света в картине расположен прямо напротив зрителя. Еще секунда и солнечный свет застит весь этот уголок русской природы... Утро вступит в свои права полностью, туман рассеется... Поэтому так притягательно это мгновение перед рассветом.
«Сосны, освещенные солнцем»Этюд.1886гХолст, масло. 102 x 70.2 смГосударственная Третьяковская галерея
В картине, главной составляющей сюжета, является солнечный свет. Все остальное лишь декорация, фон...
Уверенно стоящие на лесной опушке сосны, противостоят потоку солнечного света, однако, проигрывают ему, сливаются, сметаются им... Лишь неистребимые тени, лежащие с противоположной от сосен стороны, создают объем картины, придают ей глубину. Свет проиграл не только стволам, но и запутался в кронах деревьев, не справившись с извилистыми тонкими ветками, усеянными хвоей.
Летний лес предстает перед нами во всем своем душистом великолепии. Следуя за светом, взгляд зрителя проникает глубоко в чащу леса, словно совершая неспешную прогулку. Лес как бы окружает зрителя, обнимает его и не отпускает.
Бесконечные комбинации из желтого и зеленого цветов настолько реально передают все оттенки цвета хвои, сосновой слоистой и тонкой коры, песка и травы, передают тепло солнца, прохладу тени, что в воображении без труда рождается иллюзия присутствия, запахов и звуков леса. Он открыт, дружелюбен и лишен всякой загадочности, таинственности. Лес готов к встрече в этот ясный и теплый день.
«Дубы»1887г.Холст, масло. 147 x 108 смГосударственный Русский музей
“Золотая осень” (1888),
«Мордвиновские дубы»1891г.Холст, масло. 84 x 111 смГосударственный Русский музей
«Осень»1892г.Холст, масло. 107 x 81 смГосударственный Русский музей
«Дождь в дубовом лесу»1891гХолст, масло 204 х 124Государственная Третьяковская галереяМосква
В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр). Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. В 1894 году вышел альбом “60 офортов И. И. Шишкина. 1870 — 1892”. В этой технике он тогда не знал себе равных и тоже экспериментировал в ней. Какой-то период он преподавал в Академии художеств. В процессе обучения, как и в своей работе, для лучшего изучения природных форм он использовал фотографию.
«Дубовая роща»1893Офорт. 51 x 40 смОбластной художественный музей
«Лесная речка»1893Офорт. 50 x 40 смОбластной художественный музей
«Дубовая роща»1887Холст, масло 125 х 193Государственный музей русского искусстваКиев
На картине "Дубовая роща" изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти.
Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о жизнерадостном лете. Несмотря на то, что изображенные на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять еще не одну сотню лет.
Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника.
«Перед грозой»1884г.Холст, масло. 110 x 150 смГосударственный Русский музей
Картина И. И. Шишкина “Перед грозой” одна из самых колоритных работ мастера. Художнику прекрасно удалось передать атмосферу густой духоты перед грозой. Момент полной тишины перед разгулом стихии... Линия горизонта разделяет пейзаж ровно на две части. Верхняя часть - предгрозовое свинцовое небо, полное живительной влаги. Нижняя - истосковавшаяся по этой самой влаге земля, обмелевшая речка, деревья. Поражает обилие оттенков синего и зеленого цветов, блестящее владение перспективой, сложный, неоднородный свет. Зритель чувствует приближение грозы, но как бы со стороны... Он лишь зритель, а не участник природной мистерии. Это позволяет ему спокойно насладиться деталями предгрозового пейзажа. Теми деталями, которые всегда ускользают от человеческого глаза на природе. Одновременно с этим, лишнего в картине нет абсолютно ничего. Гармония.Странно, но, глядя на картину, возникает вопрос: а сам художник попал под дождь или успел укрыться? Сама работа настолько реалистична, что вопроса о достоверности пейзажа не возникает вообще.
«Туманное утро»1897Холст, масло. 82.5 x 110 смГосударственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"
«Мухоморы»1880-1890-е,Третьяковская галерея
Этюд Шишкина "Мухоморы" - яркий пример талантливой зарисовки великого русского художника. Сюжет этюда сродни русской сказке: мухоморы - непременный атрибут нечистой силы, магических ритуалов, заг
to-priz.livejournal.com