Мона лиза стиль картины


"Мона Лиза" Леонардо да Винчи как...

Поводом к написанию данных размышлизмов стало моё недавнее участие в игре "Философские финики", которая прошла по картине Леонардо да Винчи "Мона Лиза".

мона лиза2

Помимо возможности созерцать репродукцию картины участникам был роздан материал с оценочными суждениями. Вот некоторые из них, повлиявшие на мои интерпретации. 

Искусствовед Ротенберг: Исходящее от "Моны Лизы" ощущение силы - это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на сознание собственной значительности. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспримается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания.

А.Ф. Лосев: "Мона Лиза" с её "бесовской улыбочкой"... Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой кроме слабости она расчитывает ещё на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством". (А.Ф. Лосев. Эстетика Ренессанса. М., 1978, С. 408, 427)

З. Фрейд: В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она [улыбка] сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Эта улыбка требовала одного толкования, а нашла самые разнообразные, из которых ни одно не удовлетворяет. (…) Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Поэтому в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое совершенное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. (…) Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы.

Итак, каков же источник неопределенности (загадочности) картины Леонардо? Думаю, что Леонардо да Винчи - намеренно или по воле своего гения - написал картину так, что зритель сразу попадает в ситуацию принципиального незнания: сколько лет изображенной на картине женщине? что за пейзаж? его смысл? что означает улыбка? вообще, улыбается ли она? едины ли в своей эмоции выражения глаз и губ? почему одним людям она кажется светлой, а другим - тёмной? почему один и тот же человек может её переживать в разные моменты с точностью до наоборот? почему лицо живое, а пейзаж застывший? кто на самом деле изображен на картине? и т.п.

Данное незнание не позволяет зацепиться за что-то определенное в картине, чтобы понять, интерпретировать её из самой себя. Но ведь мы интерпретируем! Как же это возможно? Поэтому выдвигаю гипотезу. Картина "Мона Лиза" - своебразное зеркало: наше восприятие изображенного образа есть отражение нас самих - наших страхов, желаний, стремлений... Конечно, любое восприятие любой картины - субъективно, но Леонардо да Винчи в этой картине созданы идеальные, совершенные условия для того, чтобы сиюминутное явление субъективности произошло во всей своей полноте.

Я думаю, что приведенные цитаты уже напоминают, в отношении кого в истории культуры сложилось подобное амбивалентное восприятие - к женщине, а конкретнее - к женственности, к которой влекутся мужчины, но которой опасаются, ибо женственность, как и красота, способна парализовать волю, захватить чувства, ум, воображение - как будто лишить мужчины самого себя... Понятно, что я, будучи - который год - увлечённой архетипами Евы (архетип Великой Матери) и Лилит (архетип Вечной Женственности), не могла не увидеть в ней то, что увидела - Вечную Женственность. Именно образ Лилит в культуре то демонизируется (например, в иудео-христианской традиции), то обожествляется (это выражено, к примеру, в идейной линии Серебряного Века, или в учении Телемы).

Следует обратить внимание, что на Джоконде нет ни одного женского украшения, женского атрибута (а ведь прототип - жена купца!). Но, думаю, в том-то и дело, что дополнительные, внешние атрибуты нужны лишь той, которая этой женственностью обладает в недостаточной мере, или - мужчинам этих женщин как атрибут состоятельности первых ("упакованная" женщина - лицо их успешности). Лилит не нужны атрибуты, она - сама женственность, она не борется за свои права, за равенство, но очаровывает одним своим присутствием да довольствуется тем, что находится в любовном служении.

Застывший и как в сквозь дымку видимый пейзаж можно воспринять за рай, из которого (по мифу) и сбежала Лилит. На картине он - за её спиной, как оставленное застывшее прошлое: рай для неё - мёртв, он превратился в вечный покой (прямо как по Булгакову), а она - сама женственность - жива. Да так жива, что даже лицо воспринимается постоянно меняющимся...

Вечное изменение образа только усиливает связь между "Джокондой" и Лилит: Вечная Женственность - это нечто всегда ускользающее сквозь все определения, это то, в отношении чего у мужчины и рождается подозрение, что этим нельзя завладеть, но лишь - созерцать, отдаться, рискнуть быть рядом, предпочесть любование самолюбивому обладанию... Женственность - это чистый соблазн, не с целью соблазнить, а по природе своей. Как красота есть ненамеренное, но абсолютное соблазнение, потрясение - до катарсиса.

Спокойный, пристальный и глубокий вгляд Моны Лизы - взгляд созерцающий, проскальзывающий в самые глуби зрительской души: так что, кажется, что ты перед ней - как на ладони. И от её взгляда не скрыться...

Таким образом, на сегодняшний день я воспринимаю "Мону Лизу" Леонардо да Винчи как зеркало, как материализацию идеи Вечной Женственности, картина являет собой эту женственность во всех её характерных чертах. Сейчас вспомнилось ещё, что Ортега-и-Гассет мимоходом сравнивает женщину со стеклом, сущность которого состоит в том, чтобы позволять видеть другие предметы такими, как они есть. Именно женственность способна разоблачать, срывать покровы с наших душ, являя нам истину о самих себе - молча, одним фактом совего пристуствия... И сквозь Джоконду всякий видит самого себя, встречается с собой же.

natalija-khaf.livejournal.com

Под изображением Моны Лизы обнаружен другой портрет :: Впечатления :: РБК.Стиль

Паскаль Котте исследовал картину Леонардо да Винчи в течение 10 лет и в итоге обнаружил под изображением Моны Лизы несколько других изображений, сообщает BBC. По словам ученого, он изучал картину при помощи технологии отраженного света и в результате может утверждать, что под верхним слоем краски находится изображение другой натурщицы, которая смотрит в другую сторону и не улыбается. Кроме того, на холсте присутствуют и более ранние изображения. Одно из них напоминает набросок другой работы Леонардо да Винчи — портрет Мадонны.

Паскаль Котте является соучредителем французской компании Lumiere Technology, которая среди прочего занимается изучением и оцифровкой произведений искусства. Он получил доступ к «Моне Лизе» в 2004 году и впервые применил для ее изучения технику, которую называет «методом расширения слоев» (Layer Amplification Method). На картину проецируют интенсивные световые лучи, а затем специальная камера фиксирует отражение света. Именно благодаря этим данным Котте, по его словам, смог реконструировать изображения между слоями краски.

 

Паскаль Котте исследовал «Мону Лизу» 10 лет

 

«Мона Лиза» была предметом научных исследований на протяжении более чем полувека. Ее изучали множеством методов, в частности инфракрасного и мультиспектрального сканирования, но тогда второго изображения под портретом не нашли. Однако Паскаль Котте утверждает, что его метод позволяет более глубоко проникать в слои краски. «Теперь мы можем проанализировать то, что происходит внутри слоев краски, и мы можем очистить как лук все слои живописи. Мы можем реконструировать всю хронологию создания картины», — заявил Котте BBC.

Французский ученый вмешался и в давний спор, что за женщина изображена на картине. На протяжении нескольких веков считалось, что это Лиза Герардини, жена флорентийского торговца шелком. Однако многие исследователи ставили эту версию под сомнение. То же самое сделал и Котте. Он считает, что рисунок, обнаруженный им под картиной, и есть изображение настоящей Лизы Герардини, а портрет, который более 500 лет называли «Моной Лизой», по факту — портрет другой женщины. «Эти результаты разрушат многие мифы и навсегда изменят наш взгляд на шедевр Леонардо. Когда я закончил реконструкцию Лизы Герардини, то стоял напротив портрета — и она cовершенно отличается от сегодняшней Моны Лизы. Это не одна и та же женщина», — заявил Котте. 

Представители Лувра, где находится картина, пока не прокомментировали заявления ученого. Однако некоторые коллеги Котте поставили его открытие под сомнение. Так, профессор истории искусств Оксфордского университета Мартин Керп высказал мнение, что на самом деле Котте обнаружил лишь ранние наброски «Моны Лизы», а не другие портреты. «Я не думаю, что у его произведения были стадии, каждая из которых — отдельный портрет. Мне все это видится как процесс более или менее продолжительной эволюции одного портрета. И я абсолютно уверен в том, что Мона Лиза — это Лиза [Герардини]», — заявил Керп.

style.rbc.ru

Картина "Мона Лиза" ("Джоконда"). Искусство и антиквариат. Добавил Иван Ворошилов — VilingStore.net

В сентябре 1478 года Леонардо да Винчи окончил работу над картиной "Мона Лиза". Шедевром "Мона Лиза" восхищаются более восьми миллионов посетителей ежегодно. Однако то, что мы видим сегодня, лишь отдаленно напоминает оригинальное творение Леонардо да Винчи. От времени создания картины нас отдаляет более 500 лет…

Картина 'Мона Лиза' ('Джоконда') фото

Мона Лиза меняется, как настоящая женщина… Ведь сегодня перед нами изображение потускневшего, выцветшего лица женщины, пожелтевшее и потемневшее в тех местах, где раньше зритель мог видеть коричневые и зеленые тона (не зря же современники Леонардо не раз восхищались свежими и яркими красками полотен итальянского художника).

Портрет не избежал разрушительного действия времени и повреждений, причиненных в результате многочисленных реставраций. А деревянные опоры - сморщились и покрылись трещинами. Претерпели изменения под воздействием химических реакций и свойства пигментов, связующего вещества и лака с годами.

Почетное право создать серию снимков "Моны Лизы" в высочайшем разрешении было дано французскому инженеру Паскалю Котте, изобретателю мультиспектральной фотокамеры. Результатом его работы стали детальные снимки картины в диапазоне от ультрафиолетового до инфракрасного спектра.

Стоит отметить, что Паскаль потратил около трех часов, создавая снимки "голой" картины, то есть без рамы и защитного стекла. При этом он использовал уникальный сканер собственного изобретения. Результатом работы стали 13 снимков шедевра с 240-мегапиксельным разрешением. Качество этих изображений абсолютно уникально. Потребовалось два года для анализа и проверки полученных данных.

В 2007 году на выставке "Гений да Винчи" были впервые обнародованы 25 секретов картины. На ней посетители впервые смогли насладиться оригинальным цветом красок "Моны Лизы" (то есть цветом оригинальных пигментов, которые использовал да Винчи). Снимки представили перед читателями картину в первозданном виде, подобно тому, какой ее видели современники Леонардо: небо цвета лазурита, тепло-розовый цвет кожи лица, отчетливо прорисованные горы, зеленые деревья…

Фотографии Паскаля Котте показали, что Леонардо не закончил работу над картиной. Мы наблюдаем изменения в положении руки натурщицы. Видно, что поначалу Мона Лиза поддерживала рукой покрывало. Также стало заметно, что выражение лица и улыбка сначала были несколько другими. А пятно в уголке глаза является повреждением в лаковом покрытии от воды, возникшем, скорее всего в результате того, что картина какое-то время висела в ванной комнате Наполеона. Мы также можем определить, что некоторые части картины со временем стали прозрачными. И увидеть, что вопреки современной точке зрения у Моны Лизы были брови и ресницы!

Источник: http://kp.ua

vilingstore.net


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта