Руанский собор (Моне). Картина руанский собор моне


Руанский собор (Моне) - это... Что такое Руанский собор (Моне)?

Цикл «Руанский собор» — это цикл из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в период с 1892 по 1893 гг.

История

Первые картины художник начал писать в феврале 1892 года во время его первого пребывания в Руане.

Моне арендовал апартаменты возле собора, где он оборудовал временную студию для создания полотен. Большинство работ были созданы в 1892 и 1893 годах, впоследствии он их доработал в 1894г. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1985 года была организована персональная выставка для цикла «соборов», и еще до окончания выставки было продано 8 картин. «Соборы» вызывали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро и Клемансо приняли их с энтузиазмом. Клемансо даже пишет статью «Революция соборов». Моне хочет, чтобы оставшиеся двадцать картин серии продавались не по одной, а всей серией, — при том, что каждая из них оценена в 15 000 франков. Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам, и сегодня их можно найти в музеях Франции, Соединенных Штатов и России.

Исторически, выход серии был своевременен[источник не указан 515 дней]. В начале 1890-х, Франция переживала религиозное возрождение. Кроме религиозного значения, Руанский собор выполнен в готическом стиле, который был одним из лучших во Французской истории и культуре, будучи стилем архитектуры, которой восхищались и которую заимствовали многие Европейские страны в период средних веков[источник не указан 515 дней].

Игра света

Когда Моне создавал цикл Руанских Соборов, он уже давно увлечен темой выразительной передачи различий света в разное время дня и года, и тем как атмосферные условия изменяются. Для Моне эффекты света стали столь же важными как и изображаемый предмет. Его предыдущие серии, в которых он также изображал различные виды на один и тот же объект при различных условиях освещения, - попытка иллюстрировать важность света в нашем восприятии темы в данном времени и месте. Цикл «Соборы» не был для Моне первым циклом полотен одной темы, но он был самым исчерпывающим. В предыдущих своих экспериментах со светом художник изображал пейзажи. Собор позволил ему выделить парадокс между на вид постоянной, твердой, структурой и изменяющимся легко играющим с нашим восприятием светом. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.

Техника

Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. Он понял, что изображение ускользающего света, из-за его изменяющейся природы и чрезвычайной тонкости, почти невозможная вещь. Он решил сначала быстро захватить сущность, заканчивая эскиз позднее и комбинируя с запомнившимся изображением. С течением времени Моне наносил на полотно с каждым разом все более толстый слой краски, выделение отдельных цветов менее заметно, чем в начале его творчества. Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине. У Моне тень становилась цветом, а цвет — игрой света.

Галерея

  • Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода (1892), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, портал и башня, эффект утра; белая гармония (1892-1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, портал и башня в солнце, гармония голубого и золота (1892-1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, портал; гармония голубого (1892-1893), Музей Орсе, Париж.

  • Портал и башня в утреннем свете, Гармония голубого (1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, Западный портал и башня в полдень, Гармония голубого и золота (1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, фасад 1 (1892-1894), Музей искусства, Хаконе, Япония

  • Руанский собор, фасад и башня Альбане, туманный день (1892-1894), Beyeler Foundation, Риэн, Швейцария.

  • Руанский собор, фасад в солнце (1894), Clark Art Institute, Вильямстаун, США.

  • Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894), Музей изобразительных искусств, Руан.

Литература

  • Joachim Pissarro (trad. Josie Mely), Les Cathédrales de Monet : Rouen 1892-1894 [« Monet's cathedral Rouen »], Arcueil, Anthèse, 1990

Ссылки

dic.academic.ru

Руанский собор Клода Моне

Эпоха, стиль, направление - импрессионизм

Собор в Руане — древней столице римской провинции в северной Галлии, возводившийся на том самом месте, где мы его видим сейчас, — первое культовое христианское сооружение. Его строительство было возобновлено в начале второго тысячелетия нашей эры, но после пожара 1200 г. собору потребовалась тридцатилетняя реконструкция, в результате он был восстановлен в стиле «пламенеющей» готики. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. Четыреста лет здание перестраивалось и укреплялось, стилистическое единство было нарушено, тем не менее собор выглядел весьма живописно, Моне был им просто очарован.

Самый большой цикл работ Моне посвящен Руанскому собору, точнее — его западному фасаду, украшенному скульптурой, отражающей тенденции развития французской готики; по бокам фасада расположены две большие башни — башня Сен-Роман на севере и Масляная башня на юге. Название последней обусловлено тем, что в ее строительство были вложены средства, поступившие от благодарных граждан, которым было разрешено есть масло во время поста.

Моне приехал в Руан — город, расположенный на севере Франции, 5 февраля 1892 г., снял комнату в гостинице «Англетэр» на проспекте Буалдье. Свой первый вид фасада собора он написал из гостиничного окна. Затем художник на некоторое время уехал в Париж. По возвращении он добился разрешения работать, сидя в витрине магазина модной одежды «Фернан Леви», выходившей на соборную площадь.

Серия, посвященная Руанскому собору, состоит из пятидесяти картин, выполненных в одном формате. Этот цикл занимает важное место в творчестве Моне, художник работал над ней систематически, с особой тщательностью, как никогда прежде. Каждые полчаса он пытался запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды и передать едва уловимые полутона цвета. 3 апреля Моне писал Алисе Ошеде: «Каждый день я открываю для себя что-то новое, то, чего не видел раньше». Владелец магазина, заметивший, что посетительницы странно реагируют на присутствие художника, попросил его впредь прятаться за ширму и ограничить свои занятия утренними часами. 15 февраля следующего года Моне вновь приехал в Руан, остановившись в той же гостинице и пробыв там до 15 марта. Он сознательно выбрал тот же период, что и в прошлом году, желая работать при таком же освещении, но тем не мене был вынужден несколько изменить угол зрения, переместившись в здание завода «Эдуард Моки» на улице Большого моста. Новое место обзора находилось в непосредственной близости от гостиницы, из окон которой Моне впервые запечатлел вид собора. Комнаты, отведенные под мастерские, были расположены на втором этаже, из их окон, выходивших на соборную площадь, взору Моне открывался великолепный вид собора. Художник выбрал высокую точку зрения, позволяющую максимально охватить объект, отойти на большое расстояние от которого он не мог. Величественный вид фасада, занимающего все пространство полотна, своей мощью производил на зрителя ошеломляющее впечатление.

Моне увековечил облик собора, ставшего символом Франции, не придавая особого значения его архитектурным особенностям, интересуясь, прежде всего, цветовыми рефлексами на камне при разных углах преломления солнечных лучей. Здание полностью растворяется в свето-воздушной среде, свойственной определенному времени суток: на рассвете оно окутано влажными парами воздуха, на закате озарено теплыми розовыми лучами, колебания яркого полуденного света придают ему мощь. В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни — темно-серой.

Работая над серией, художник пребывал в тревожном, смятенном состоянии духа; недовольный собой, он уничтожил многие полотна этого цикла. В том же письме Алисе Ошеде он писал: «Ночью меня одолевали кошмары, собор словно обрушивался на меня, сбивая с ног. Он был то голубой, то красный, то желтый».

В серии, посвященной Руанскому собору, основным структурным элементом является свет, зажигающий краски и отражающийся от каменной поверхности, имитируя форму предметов и придавая глубину трехмерному изображению. Художник более не использует нейтральные тона для передачи тени, на холсте нет явно выраженных зон с преобладанием темного или светлого. Тени написаны яркими красками. Атмосферные эффекты переносятся на холст, кажется, что время на миг застыло. Свет словно приоткрывает нематериальную природу предметов, природа обретает свою гармонию в свете и вечном движении: каждое мгновенье ее облик преображается.

Моне начинал работать ранним утром, не дожидаясь семи часов, при контражуре, так как солнце всходило за собором, и его лучи падали на здание сзади, едва высвечивая контуры башен и шпилей. В полдень, когда солнце находилось в зените, все здание озарялось ослепительным солнечным светом, в тени оставались лишь порталы, заслоненные фасадом. Во второй половине дня, ближе к вечеру, тени близлежащих домов окрашивали фасад в различные оттенки синего. Вот как описывал свои впечатления от серии «соборов» Жорж Клемансо, художественный критик и близкий друг Моне, часто бывавший в его доме в Живерни и истинный почитатель его таланта: «Сначала серая серия — огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет; затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии; и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение». Ради раскрепощения зрительного восприятия Моне жертвовал даже перспективой — непреложным принципом европейского изобразительного искусства начиная с XV века. В его живописной манере прослеживается влияние японской гравюры, получившей распространение во Франции в 1860-е гг.

Десятки раз повторяя мотив, преображающийся в лучах света в различное время дня, Моне изменил общепринятое представление о картине как о законченном самодостаточном произведении. Тот же Клемансо писал: «Художник сознательно создает 20 картин на один мотив, словно желая убедить нас в том, что можно и даже нужно создавать десятки, сотни и даже тысячи работ, отражая каждое мгновенье жизни, каждое биение сердца. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Даже внимательный взгляд стороннего наблюдателя способен уловить эти перемены, заметить едва уловимые колебания. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. Моне, будучи художником, опережающим свое время, учит нас воспринимать зрительные образы и более утонченно видеть мир».

Серия «соборов» была закончена 14 апреля 1893 г., на заключительном этапе Моне работал в своей домашней мастерской. 10 мая 1895 г. двадцать картин из этого цикла были выставлены в парижской галерее Дюран-Рюэля и имели огромный успех.

mirznanii.com

Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне

Claude%20Monet,%20Serie%20Catedral%20de%20Ruán_%201894.jpg"Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания". Так в статье "Революция соборов" будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил публике серию картин "Руанский собор".Руанский собор. Открытка 1881 года Такой вид открывался из мастерской Моне

Руанский собор Современное фото из Википедии, поскольку во время моих поездок в Руан в 2012 и 2015 годахфасад реставрировался и был частично закрыт(.

К этой выставке, состоявшейся в мае 1895 года в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, Моне шел не один год. Создание серий картин, взаимосвязанных и дополняющих одна другую, давно занимало художника. В циклах "Вокзал Сен-Лазар" (1877), "Стога" (1890 – 1891), "Тополя" (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии "Руанский собор" он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же – фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане.

Фрагмент западного фасада Руанского собора

Почему Моне остановился на этом сюжете? Иные критики пытаются обосновать выбор художника интересом к готической архитектуре, который возник во Франции конца столетия на волне национального возрождения, но вряд ли это объяснение можно принять. Величие готики никак не отразилось в полотнах Моне: для него были равно интересны архитектурный шедевр и стог сена. Светлый камень, игра света и тени, резное кружево - все это стало для художника идеальным "экраном", на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката.

Слева:  дом на Соборной площади (бывший магазин Леви, ныне туристическое бюро),в котором Моне арендовал одну из  своих руанских  мастерских

Работа над "Соборами" заняла больше двух лет. Две первые картины, которые датируются началом февраля 1892 года, стоят в серии особняком – судя по ракурсу, художник писал их на площади, находясь к северо-западу от собора. Над следующими холстами, созданными с февраля по апрель того же года, Моне трудился в специально снятой напротив собора квартире, переоборудованной под мастерскую. Из окна на втором этаже художник день за днем наблюдал за фасадом собора, работая одновременно над несколькими полотнами. Незаконченные холсты он увез домой в Живерни и продолжал совершенствовать по памяти, а в 1893 году повторил все сначала – приехал в феврале в Руан, снял квартиру, уже в другом доме, и до апреля писал собор из окна. Последние шесть работ созданы в третьей по счету квартире, в которую художник переехал по чисто бытовым причинам. Это объясняет незначительные композиционные различия между холстами серии и ещё раз доказывает случайность композиции картин. Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Живерни.

Третье слева - окно мастерской Моне

Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Его письма из Руана жене и друзьям полны жалоб и сомнений: "Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым". "Я работаю так, что от усталости близок к удару". "Я не могу думать ни о чем, кроме собора". "Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время». Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в "Соборах" Клод Моне ввел в живопись, обычно имевшую дело лишь с тремя измерениями пространства, четвёртое измерение – время.

rouen-cathedral-symphony-in-grey-and-rose.jpgРуанский собор. Симфония голубого и розового

Существует легенда (якобы, это воспоминание самого Моне) о том, как возникла сама идея серий. Однажды художник писал на пленэре, но освещение настолько изменилось, что он не мог продолжать начатое полотно. Моне попросил принести из дома новый холст, однако вскоре освещение снова изменилось, и он был вынужден начать работу на другом холсте, и так далее, пока не сложилась серия.

Фасад Руанского собора

Конечно, интерес Моне к сериям имел различные причины – в частности, нельзя забывать о его увлечении японским искусством и знаменитыми графическими сериями Хокусая. Тем не менее, в этом анекдоте точно отражено противоречие, с которым в своем логическом развитии неизбежно сталкивался импрессионизм, и которое Моне стремился разрешить в сериях. Свойственное импрессионистам ощущение постоянной изменчивости мира, неповторимости каждого мгновения приводило к мысли о том, что статичного, независимого от окружающей световоздушной среды объекта живописи не существует вовсе. И если задача художника – уловить череду световых эффектов, то это возможно не в единичном холсте, но в серии. Серия картин обретает драматургию, подсказанную художнику самой природой, выбранный автором сюжет динамично изменяется и развивается во времени. Поэтому для Моне было столь важно расположить работы в строгой последовательности: лишь при такой подаче из мгновений, запечатленных на каждом из полотен, складывалась временнАя протяженность.

Claude%20Monet,%20Serie%20Catedral%20de%20Ruán_%201894.jpgЗападный фасад в полдень

При этом сам повторяющийся из картины в картину мотив уже не так важен, как его метаморфозы. Центральный "персонаж" серии - не собор, но свет: меняясь на наших глазах, перламутрово-радужные стены дематериализуются, растворяясь, словно мираж, в световоздушной среде. "Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем", - писал Клод Моне в 1891 году. Он не любил теоретизировать ("я всегда ненавидел эти ужасные теории") и выразил свои творческие устремления в трех словах: "Я ищу невозможного". В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии "Руанский собор", ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма.

Вечер. Гармония в коричневом

Когда Моне, наконец, счел серию законченной и представил ее публике, времена непонимания и насмешек над импрессионистами уже миновали. Работы Моне – в том числе из предшествующих "Соборам" серий – хорошо покупались, и еще до открытия выставки восемь "Соборов" были проданы. Двадцать вошедших в экспозицию картин серии собратья-художники и критики приняли благосклонно, хотя Моне и получил упреки в излишнем увлечении техническими приёмами, а его полотна сравнивались с "видом через занавеску".

Руанский собор вечером

Однако желание Моне, видевшего в серии единое произведение, не разделять картины, не осуществилось - покупателя, готового приобрести все двадцать холстов, каждый из которых был оценен в 15 000 франков, не нашлось. Вопреки воле автора, "Соборы" были проданы разным покупателям, и сегодня картины серии украшают музейные и частные коллекции многих стран. Лишь через сто лет после окончания серии, в мае 1994 года, семнадцать "Соборов" ненадолго встретились в Руане, на выставке в городском музее изящных искусств. Но и разрозненная серия "Руанский собор" стала одним из самых заметных художественных явлений конца 19 века, опередила свое время и соединила два столетия. "Ах, эти его соборы!" – восторженно восклицает героиняромана Марселя Пруста "Содом и Гоморра"(1921).

Claude_Monet_-_Rouen_Cathedral_Façade_and_Tour_d'Albane_(Morning_Effect)_-_Google_Art_Project.jpgЗападный фасад и башня Сен-Ромен

Моне, последнего из импрессионистов, называют предвестником абстрактного искусства. "Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска, и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие", – эти слова Моне воспринимаются как напутствие не только современникам художника, но и будущим абстракционистам.

4872.jpgКлод Моне. Кувшинки. Фрагмент. 1917-1920

Символично, что в том же 1895 году, когда "Соборы" экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне "Стога", ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму. "…Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины", - передавал Кандинский свое впечатление от "Стогов" в книге "Ступени" (1913). Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о "Соборах" Моне другого зачинателя беспредметного искусства – Казимира Малевича: "Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга" ("О новых системах в искусстве", 1919).

pollok_number_8.jpgКартина Джексона Поллока

С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне, и прежде всего - работы из грандиозной серии "Кувшинки": отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма - Джексон Поллок или Андрэ Массон. Но нельзя в этом смысле недооценивать и "Соборы". Ведь именно в "Соборах" художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. Даже названия отдельных работ серии "Соборы" приближают нас к беспредметному искусству: "Коричневая гармония", "Гармония голубого и золотистого", "Симфония серого и розового".

Рой Лихтенштейн. Руанский собор. 1969

Моне, который ввел в изобразительное искусство само понятие серии, вдохновил одного из самых влиятельных художников XX века Роя Лихтенштейна, представителя противоположного абстракционизму направления – поп-арта. Лихтенштейн отдал Моне дань уважения в собственной версии серии "Руанский собор" (1969). Наложив на три работы Моне свой "фирменный" типографский растр и тем самым поместив их в контекст массовой культуры, он подчеркнул непреходящее величие живописи Моне.

Лазерное шоу "Картины Моне" на фасаде  Руанского собора. 2014 Фото:http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

И наконец, сама работа Моне над серией "Руанский собор" напоминает современный перформанс: представьте себе, как он день за днем, месяц за месяцем, сидит у окна перед несколькими мольбертами и, прячась от взглядов уличных зевак, пишет собор, собор, собор… Мастеру, наверное, понравилось бы то, что сегодня можно увидеть из этого исторического окна: ежегодные лазерные шоу сказочно преображают стены древнего руанского собора, и по фасаду, который увековечил Моне, плывут его картины – стога, кувшинки в пруду, поля красных маков, морские скалы, дама с зонтиком, сад в Живерни…

Лазерное шоу "Картины Моне" на фасаде Руанского собора. 2014 фото: http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

Думается, Моне одобрил бы и акцию, состоявшуюся перед руанской ратушей в июне 2010 года: здесь, на площади шестьсот квадратных метров, собрались 1250 человек, и каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины из серии «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса.

Руан, акция "Руанский собор", 2010

Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), № 1, 2016 

mixail-shagurin.livejournal.com

Картины, описание картин — Руанский собор (Портал и башня Сен-Ромен в свете вставшего солнца, гармония в голубых и золотых тонах)

Описани е картины Клода Моне: Собор в Руане.Одна из самых известных и впечатляющих серий картин, знаменитого Клода Оскара Моне, называется «Собор в Руане», серия насчитывает тридцать работ. Для создания своих полотен Моне поселился в 1892 году прямо напротив собора и начал работу над своим детищем. Художника очень увлекла игра света на камне в зависимости от времени суток, Моне пытался уловить это «скользящий свет», который появляется и пропадает в зависимости от погодных условий и высоты солнца.Французский художник сконцентрировал внимание не на всем соборе, а только на его части, башню святого Мартина и башню Альбане, этот фрагмент служит неким порталом готического собора, на всех полотнах изображен именно эта часть. Моне просыпался на рассвете и писал картины до темноты.Со временем, Моне наносил на картины более толстый слой краски, чтоб подчеркнуть те или иные детали и создает впечатление, как будто картина имеет свой собственный свет. Художник жаловался, что чем скорее продвигается работа, тем сложнее отобразить его видение, он также жаловался, что ему снятся кошмары, где собор падает на него и вечно менял цвет становился то желтым, то розовым, то голубым.Основная часть картин была написана в 1892-1893 годах, окончательно серия была доработана в 1894. Картины носят название в зависимости от освещения, времени суток, например: «Собор в Руане в полдень», «Собор в Руане в Солнце», «Собор в Руане, портал в сером тоне».Впервые зрители увидели картины Руанского собора на выставке в 1895 году, хоть у критиков линия вызвала противоречивые чувства, она изменила мировосприятие многих французских и зарубежных художников. Почти сразу же было продано 8 картин разным коллекционерам. Оставшиеся картины Моне хотел продать одному коллекционеру, но из-за достаточно высокой цены (15 тысяч франков), картины достались разным владельцам.

www.art-drawing.ru

Руанский собор (Моне) • ru.knowledgr.com

Руанский ряд Собора был окрашен в 1890-х французским импрессионистом Клодом Моне. Картины в ряду каждый захват фасад собора в разное время дня и года, и отражают изменения в его внешности при различных условиях освещения.

Дата

Руанские картины Собора, больше чем тридцать всего, были сделаны в 1892 и 1893, затем переделали в студии Моне в 1894. Моне арендовал места через улицу из собора, где он открыл временные студии в цели. В 1895 он выбрал то, что он рассмотрел, чтобы быть двадцатью лучшими картинами от ряда для показа в его Парижской галерее дилера, и их он продал восемь, прежде чем выставка была закончена. Писсарро и Сезанн посетили выставку и похвалили ряд высоко.

Исторически, ряд был своевременен. В начале 1890-х, Франция видела возрождение интереса к католицизму, и предмет был хорошо получен. Кроме его религиозного значения, Руан, Построенный из собора в готическом шрифте, представленном стилю все, что было лучшим во французской истории и культуре, будучи стилем архитектуры, которой восхитились и приняли много европейских стран во время Средневековья.

Живопись света

Когда Моне нарисовал Руанский ряд Собора, он был давно впечатлен способом, которым свет передает предмету отчетливо различный характер в разное время дня и года, и когда атмосферные условия изменяются. Для Моне эффекты света на предмете стали столь же важными как сам предмет. Его Серийные Картины, в которых он нарисовал много представлений о том же самом предмете при различных условиях освещения, являются попыткой иллюстрировать важность света в нашем восприятии предмета в установленный срок и места.

Image:Claude Моне - La Cathédrale de Rouen, Le Portail au Soleil.jpg|Rouen Cathedral, Западный Фасад, галерея Sunlight1892National ArtWashington, округ Колумбия, США

File:RouenCathedralSerbia05 собор .jpg|Rouen, красный, музей Sunlight1892National SerbiaBelgrade, Сербия

Image:Claude Моне - Cathédrale de Rouen. Harmonie bleue и или jpg|La Cathédrale de Rouen. Le portail et la tour Saint-Romain, plein soleil; harmonie bleue и or1892-1893Musée d'OrsayParis, Франция

Image:Claude Моне - Cathédrale de Rouen. Harmonie bleue.jpg|La Cathédrale de Rouen. Le portail, soleil matinal; harmonie bleue1892-1893Musée d'OrsayParis, Франция

Роберт Пелфри, в Искусстве и Средствах массовой информации (Kendall/Hunt, 1996), говорит:

:: Сосредотачиваясь на том же самом предмете через целую серию картин, Моне смог сконцентрироваться на записи самих визуальных сенсаций. Предметы не изменялись, но визуальные сенсации – из-за изменяющихся условий света – изменяемый постоянно. (166)

Ряд собора не был первой серией Моне картин единственного предмета, но это было его самое исчерпывающее. Предмет был изменением, однако, поскольку до этого ряда, Моне нарисовал главным образом пейзажи. Собор позволил ему выдвигать на первый план парадокс между на вид постоянной, твердой структурой и постоянно меняющимся светом, который постоянно играет с нашим восприятием его. Были призывы к государству, чтобы купить весь ряд и показать их в целом, но к сожалению эти требования не были учтены, и ряд был разделен.

Техника

Живопись собора была сложной задачей, даже для Моне. Майкл Говард, в его Энциклопедии импрессионизма (Карлтон, 1997), пишет:

:: Как всегда, картины дали ему интенсивные трудности, которые бросили его в отчаяние. У него были яркие кошмары собора в различных цветах – розовый, синий и желтый – падающий на него … [Моне написал:] ‘Вещи не продвигаются очень постоянно, прежде всего потому что каждый день я обнаруживаю что-то, что я не видел накануне … В конце, я пытаюсь сделать невозможное’. (224).

Моне нашел, что вещь, он намеревался «рисовать свет, была», из-за его постоянно меняющегося характера и его чрезвычайной тонкости, почти невозможная вещь захватить. Ему помогла, однако, его способность захватить сущность сцены быстро, затем закончите его, позже использование эскиза объединилось с его памятью о сцене. Для этих картин он использовал толстые слои богато текстурированной краски, выразительной из запутанной природы предмета. Пол Хейз Такер, в Клоде Моне: Жизнь и Искусство (Издательство Йельского университета, 1995), пишет:

:: Чувствительность Моне к естественным эффектам, которые он наблюдал, является всего одним фактором, которые делают эти картины настолько замечательными; путем он управляет своей средой, способствует их величеству также. Поскольку поверхности этих холстов буквально инкрустируют с краской, что Моне создал слой на слой как каменная кладка самого фасада. (155)

Тонкое перемешивание цветов, острое восприятие художника и использование структуры вся подача, чтобы создать серию мерцающих изображений в свете и цветных шедеврах, достойных великолепия их предмета.

Галерея

Главный вход Image:getty_monet_rouen_cathedral.jpg|The руанского собора в утреннем свете, 1894, музей Дж. Пола Гетти.

Image:Claude Моне 032.jpg|The портал и башня святого-romain в утреннем солнце, Гармонии в Blue1893Musée d'OrsayParis, Франция

Image:Claude Моне - Руанский Собор, Фасад (Утренний эффект).JPG|Rouen Собор, Фасад (Утренний эффект) 1892-1894Folkwang Мюзумессен, Германия

Image:Claude Моне - Руанский собор, фасад я jpg|Rouen собор, фасад 11892-1894Pola музей ArtHakone, Япония

Image:Claude Моне Ла cathédrale де Руан, le portail.jpg|Rouen Cathedral, Фасад в Искусстве Sunlight1894Clark InstituteWilliamstown, США

Собор Image:Rouen, западный фасад. Собор JPG|Rouen, западный фасад, 1894, национальная художественная галерея

Собор Image:Rouen, западный фасад, солнечный свет. Собор JPG|Rouen, западный фасад, солнечный свет, 1894, национальная художественная галерея

Собор Image:Rouen - урегулирование Солнце, симфония в серо-розов jpg|Rouen соборе - урегулирование Солнце, (Симфония серого и розового цвета), 1894, национальный музей Кардифф, Великобритания

Собор Image:Monet-cathedrale-rouen.jpg|Rouen, Фасад и Тур д'Альбан. Серая Погода, 1894, Musée des Beaux-Arts de Rouen

Image:Claude Моне - Cathédrale de Rouen. Harmonie blanche.jpg|La Cathédrale de Rouen. Le portail et la tour Saint-Romain, слабая du утренняя песня; harmonie blanche1892-1893Musée d'OrsayParis, Франция

Image:Claude Моне - Руанский Собор, Фасад и Тур d'AlbaneI.JPG|Rouen Собор, Фасад и Тур d'AlbaneI, унылый day1892-1894Beyeler MuseumRiehen, Швейцария

Image:Claude Моне, Главный вход Руанского Собора, le Portal vu de face.jpg|Rouen Cathedral, Западного Унылого Weather1892Musée d'OrsayParis Портала, Франция

Внешние ссылки

  • Всесторонний анализ Руанского сериала Моне в theartwolf.com
  • Информируйте эссе по Руанскому сериалу Собора Моне из Музея Дж. Пола Гетти

ru.knowledgr.com

Цикл Руанский собор (Моне)

Цикл «Руанский собор» - это серия картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, состоящая из 31 работы. Клод Моне писал свои полотна с 1892 по 1894 годы. Картины показывают фасад готического собора в Руане в различных освещениях и разных погодных условиях. Незамедлительной реакцией на данный цикл было восхищение не только критиков, но и всех любителей живописи. В картинах Руанский собор, реальный объект больше не является архитектурной моделью. В связи с почти полным отсутствием перспективы, собор потерял свое величие и представляет собой лишь фон для динамической игры света.

Моне арендовал жилье через дорогу от собора и сделал там временную студию. В ней художник создал большинство картин. Он работал одновременно с несколькими полотнами. Расположившись у окна второго этажа, напротив собора, художник ловил мимолетный солнечный луч, утренний туман или проплывающее облако, чтобы немедленно запечатлеть это на картинах. Первая выставка была в 1895 году, на ней были представлены 20 лучших полотен серии.

Еще задолго до создания цикла Руанских Соборов, Клод Моне был увлечен передачей нюансов света в разное время суток и сезонов года. Световые эффекты стали для мастера не менее значимыми, чем изображаемый предмет. Во всех своих предшествующих опытах со светом Моне изображал пейзажи. В данной же серии живописец останавливается на игре света на камне, остальное для него не столь существенно. Впервые в истории живописи художнику удалось представить четвертое измерение. Моне выбрал в общей сложности пять различных точек, с которых изобразил собор. В связи с различными условиями освещенности и температуры, у всех картин имеются существенные отличия. Выбор палитры отражает различные оттенки дневного света, которыми был окрашен фасад собора: несколько полотен в мягких голубых тонах – утро; охра и золото передают солнечный день; коричневый и серый – для пасмурных дней. Работа представляла сложность даже для Моне, поэтому он создавал эскиз с основными (определяющими суть) мазками. В последующем художник наносил на полотно новые слои, которые соединялись и сливались. Благодаря такой технике создавалось впечатление, что в картине живет свет.

Кульминация импрессионизма - так можно назвать серию картин «Руанский собор» великого французского импрессиониста Клода Моне.

www.coins-gb.ru

Клод Моне "Руанский собор" | aquarells.ru

 

 

 

Клод Моне написал «Руанский собор. Гармония в синем и золотом. Яркое солнце» в 1894 году. В настоящее время картина находится в музее Орсэ в Париже.

Всякий век смотрит на город по-разному. Возрождение видело в нем идеальную архитектуру, классицизм – аллегорию монархического правления, XVIII век – картину нравов, XIX – портрет общества.

Клод Моне написал "Руанский собор. Гармония в синем и золотом. Яркое солнце" в 1894 году. В настоящее время картина находится в музее Орсэ в Париже.

Клод Моне «Руанский собор. Гармония в синем и золотом. Яркое солнце» (1894 г.) Музей Орсэ. Париж.

 

Импрессионизм, казалось, поначалу не шел против того, чему обучал реализм, ставший в творчестве Золя натурализмом. Именно Золя говорил о Моне, описывая Салон 1868 года: «Он вскормлен молоком нашего века, он вырос, поклоняясь тому, что его окружает, и он продолжает оставаться таким же. Он любит горизонты наших городов, серые и белые пятна домов на фоне светлого неба; любит людей, спешащих в своих плащах по улицам по делам; любит скачки, аристократические прогулки в шумных экипажах; он любит наших женщин, их зонтики от солнца, их перчатки, рюши и оборки, даже их шиньоны и пудру – все, из чего создана женщина нашего времени… Как истинный парижанин, он и в деревню берет Париж и не может писать пейзаж, не поместив в нем элегантно одетых мужчин и женщин. Кажется, природа теряет для него интерес, как только она перестает нести на себе печать нашей цивилизации».

Глядя на «Руанские соборы» Моне, мы можем почувствовать искушение усмехнуться над этим высказыванием Золя. Но «Руанские соборы» отделены от картин, изображающих женщин в саду, почти четвертью века. Между работами 1868 года и сериями, написанными в 1894 г., идеи Моне окрепли, достигли зрелости. Исходное неправильное представление Золя о кровном родстве, близости между натурализмом и импрессионизмом теперь разъяснилось. Живопись Моне перестала быть повествовательной, у нее с некоторых пор не было иных задач, кроме  живописных. Намерением художника было выразить свет через цвет и показать изменения цвета в зависимости от состояния и характера света; ведь свет, по его мнению, не существует сам по себе, а возможно, и материя не существует – лишь изменчивая ее иллюзия. Для Моне не существует собственно города или, точнее, города в обычном понимании. В его глазах это только объект – как любой другой – водная лилия или стог сена, простой объект, который можно написать, чистая поверхность, не обладающая никакой социальной основой или исторической глубиной, не имеющая иной жизни, кроме как в самой картине.

Несомненно, есть что-то безумное в желании Моне превратить эту громадную массу камня в  вибрацию чистого света. Но когда ему это удается, то разве это не совпадает с изначальным стремлением строителей соборов? Ведь их программа, наверное, может быть коротко выражена тремя словами: «Бог – это свет».

Похожее

aquarells.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта