Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 5 класс. Золотая осень картина левитана сочинение 5 класс


Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 1

города Дятьково Брянской области

Сочинение по картине

И.И. Левитана

«Золотая осень»

Дымников Владислав

5 «Б» класс

МБОУ ДСОШ №1

Дятьково

2013

Как осень хороша! Как чисты небеса! Как блещут и горят янтарные леса В оттенках золотых, в багряных переливах! Как солнце светится в волнах, на свежих нивах, Как сердцу радостно раскрыться и дышать, Любуяся кругом на Божью благодать. П.А.Вяземский

Исаак Левитан - самый великий пейзажист, который открыл для нас скромную красоту русской природы. Судьба художника была нелёгкой. Выходец из беднейшей семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И. И. Леви­тана буквально с самого детства. Осень была любимым временем года великого художника, и он посвятил ей более сотни картин. Существует даже понятие «левитановская осень». Какая же она, осень Исаака Левитана? Картина «Золотая осень» - это одна из самых проникновенных работ художника. Самые нежные стихи и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев, ждал осени, как самого мимолётного времени года. Очень большим желанием Левитана было передать красочное осеннее настроение, которое преподносит каждый год нам золотая осень. «Левитан понял, — писал А. Головин, — как никто, нежную, прозрачную прелесть русской природы...».

Перед нами открывается ничем не примечательный русский пейзаж. Осень уже окрасила природу в свои цвета: оранжевый, жёлтый, золотистый. Солнце, как долгожданный гость, то появится ненадолго, то вновь исчезнет, не позволяя налюбоваться собой. Но его прощальные лучи не знаменуют осеннее увядание, а наоборот создают ощущение праздника красок.

На переднем плане мы видим облитые золотом деревья. На первый взгляд может показаться, что художник нарисовал их одним цветом. Но если внимательно присмотреться, то в их праздничном сиянии можно увидеть многообразие оттенков, которые он использовал, чтобы передать золотистый блеск солнечного дня. Листва почти облетела с осинок, и они выглядят совсем хрупкими и беззащитными. Левитан любил берёзы, поэтому именно их он наделил удивительным поэтическим образом. Его берёзки, как девушки на балу в белых платьях: грациозные, стройные, гибкие. Трава уже пожухла и потеряла свой цвет. На её фоне ярким костром горят ворохи опавшей рыжей листвы. У изгиба реки, как неприступная красавица, стоит белоствольная берёза, которая завораживает своим пышным осенним нарядом. И только всё ещё зелёные ивы, словно не желая покоряться осени, не дают забыть ушедшее лето. В палитру добавляет красок река, занимающая центральное место в картине. Холодная синяя вода медленно движется, становясь всё светлее и тише. В прозрачной реке отражаются облака, которые плывут по ясному небу, как стая белых лебедей.

На заднем плане картины изумрудно-зелёной полосой открывается панорама озимых полей, которые кажутся бескрайними. Почти на линии горизонта едва заметны очертания тёмного леса и маленьких деревенских домиков.

В своей картине Левитан использовал тёплые, жизнерадостные тона. Живописный пейзаж полон света. Художнику бывает очень сложно передать зрителю своё настроение, но при помощи красок, кисти и холста талантливый мастер умело выразил своё восхищение любимым временем года. Колорит картины передаёт эмоциональность, с которой она была написана. Желтовато-золотистый цвет определённо преобладает в ней. Кажется, один не совсем точный мазок, и работа могла превратиться в жёлтое пятно или стать похожей на театральные декорации.

Картина И. Левитана «Золотая осень» произвела на меня очень сильное впечатление. Удивительно, но у меня появилось такое чувство, что я видел это место в реальной жизни, гулял по берегу реки, дышал чистым и прозрачным воздухом. Тихая река, ясное небо, берёзки-красавицы… Очень простой, но до боли родной каждому русскому человеку пейзаж!

globuss24.ru

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» - 6-й класс - Сочинения

 На этой удивительной по красоте картине изображены увядающие краски лета. Березки уже сменили свой летний зеленый наряд на золотисто-желтый. Две молодых, стройных осинки, стоят недалеко от реки, на них почти опали листья. Рядом молодые берёзки, покрытые желтыми листьями. В синей, холодной реке: отражается голубое осеннее небо. Трава тоже говорит о том, что пришла осень, она еще не совсем желтая, но уже и не такая зеленая как летом, она как бы сопротивляется увяданию, но опавшие осенние листья, уже добавляют красок в осенний пейзаж. Зеленые ивы, расположенные на другом берегу реки несколько скрашивают контраст картины. 

 Вся природа, каждый оттенок краски, передает противоречивое чувство относительно изображенного на картине. Светлый, солнечный образ и яркая красота этого времени года, передает некое ощущение восхищения ей, её удивительного золотого сияния, и безупречной красотой. В то же время, в этих же жёлтых красках, воспоминания об ушедшем лете, оно есть в каждом увядшем листочке, и мысли о будущей наступающей зиме, наводят на грустные размышления: скоро эти березки и осинки потеряют листву, увядшая трава покроется снегом, речка покроется льдом, и завьюжат метели. Ну а пока осень, и перед нами две картины - картина написанная природой, и картина написанная художником. Вдали видны дома за зеленым полем засеянных озимыми. Впрочем, эта зелень вновь сменяется осенней картиной вплоть до самого горизонта. 

 Осень - это удивительная пора, воспетая многими художниками и поэтами. Осень в понимании творческих людей - это и красота и грусть одновременно. Художник Левитан, видимо очень любил это время года, так как написал две картины с таким же названием, а в целом художник посвятил осени больше сотни пейзажей, и это неслучайно - осень не может не поражать своей красотой и красками! Осенняя пора - прямая противоположность весне. Весной все оживает и цветет, все рождается для того чтобы умереть с золотым блеском осенью.

sochinenija.3dn.ru

Сочинение по картине И. И. Левитана Золотая осень - 5 класс - РУССКИЙ ЯЗЫК - ВСЕ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНАМ ИЗ УЧЕБНИКОВ 5-9 КЛАССОВ - под редакцией С. И. Львовой

5 класс

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...»

А. С. Пушкин

«Золотая осень» — известная картина И. И. Левитана, посвящённая красоте русской природы. Осенний пейзаж, созданный знаменитым художником в 1895 году, очень яркий, красивый и солнечный. Он вызывает у зрителя особенные чувства и никого не может оставить равнодушным. «Создатель пейзажа настроения», как часто называли И. И. Левитана, искусно передал необыкновенную красоту родного края и смог проникнуть в сердце каждого человека, который любит и ценит прекрасное. «Золотая осень» произвела огромное впечатление на И. Третьякова, который приобрёл её для своей коллекции. В настоящее время знаменитый пейзаж И. И. Левитана является достоянием Третьяковской галереи.

На картине И. И. Левитана «Золотая осень» изображена берёзовая роща в осеннем наряде. На переднем плане располагаются две осинки с почти опавшими листьями. Берёзки с золотыми вершинами расположены слева. Особое внимание привлекает именно берёзовая роща, завораживающая своим необыкновенным золотым убранством. Белоснежные стволы одеты в яркие жёлто-оранжевые наряды. Листья берёз трепещут на ветру, переливаются, освещённые солнечными лучами, и блестят, словно золотые украшения. Одна из таких красавиц одиноко стоит на правом берегу реки, которая разлилась справа от берёзовой рощи. Водная гладь холодна и неподвижна. В ней, как в зеркале, отражается светлое голубое небо с белыми облаками и красноватые ветви разросшегося на берегу реки кустарника. Его нежные оттенки живописно украшают левый берег. Речная гладь дополняет красоту пейзажа, создаёт спокойное умиротворённое настроение.

Справа от реки, раскинув ещё зелёные ветви, расположились ивы. Своим цветом они создают контраст красок наступившей осени и уходящего лета. Но в этой незримой битве победа остаётся за осенью — зелень ив уже не такая яркая и сочная, какая бывает летом.

Земля покрыта осенней травой, которая ещё содержит зелёные летние оттенки. Но в этот пёстрый ковёр неотвратимо вплетаются жёлтые краски осени, появляется багряный узор из опавших листьев. Все цвета травы яркие и насыщенные, только местами виднеются чёрные пятна теней деревьев.

На заднем плане картины заметны очертания далёких домов, лесов и полей, засеянных озимью. Поля привлекают взгляд яркой сочной зеленью, свойственной весне, и как бы переносят нас в другое время года. Резкий переход к жёлто-коричневой траве, расположенной справа от поля, напоминает о реальности — в природе царит осень.

Картина И. И. Левитана «Золотая осень» создаёт светлое лирическое настроение, радует яркими красками осенней природы, пробуждает любовь к родному краю. От такой красоты невозможно отвести взгляд! Как природа могла сотворить такое чудо, которое восхищает нас, заставляет присмотреться повнимательнее, рассматривая мелкие детали, приводит в восторг и вместе с тем навевает лирическое поэтическое настроение?! Не случайно именно осень пробуждала стремление мечтать и творить в. сердцах знаменитых русских поэтов и писателей разных эпох: А. С. Пушкина, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, в творчестве которых значительное место отведено теме именно этого времени года. «Золотая осень» И. И. Левитана является своеобразным призывом: «Люди! Не проходите мимо, обратите внимание на сказочную красоту, созданную природой, восхищайтесь ею, берегите её и сохраните для потомков!» В наше время технического прогресса и постоянной спешки умение замечать и видеть прекрасное особенно ценно. После просмотра картины И. И. Левитана «Золотая осень» хочется найти такое место на своей малой родине и восхищаться необыкновенными красками этого времени года.

www.compendium.su

«Сочинение по картине И. И. Левитана \"Золотая осень\"»

1. Давидовская Елена Валерьевна

2. Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Малета Петровск–Забайкальского района Забайкальского края»

3. Должность: учитель

4. Предмет: русский язык и литература

5. Класс:5

6.Тема: «Сочинение по картине И.И. Левитана "Золотая осень"»

7. Учебник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. Часть 1-3: Учебник для общеобразовательных учреждений изд. Мнемозина

8.Цель урока: написание сочинения по картине И.И. Левитана "Золотая осень"

9. Задачи:

  • обучающие: совершенствовать умение учащихся описывать произведение пейзажной живописи;
  • развивающие: развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи;
  • воспитательные: воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи, любовь к родной природе.

10.Тип урока: урок развития речи

11.Формы работы: индивидуальные и групповые (словарная работа, творческая работа в группах, самостоятельная работа)

12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор,  репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»; музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года», стихи русских поэтов об осени (А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!...», И. Бунин «Лес, точно терем расписной…», А. Плещеев «Осень наступила…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…»Ход урока

1.Формулировка цели урока самими учащимися:

- Ребята, попробуйте, зная тему нашего урока, сформулировать его цель.

- Для чего мы так часто с вами пишем сочинения по картинам известных художников?

2.Слово о художнике

- А что вам известно о художнике Исааке Ильиче Левитане?

(Исаак Ильич Левитан жил в конце прошлого века (1860-1900г.г.) Художник рано остался сиротой. Его детство было очень безрадостным, потому он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве, в училище живописи, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал там, так как не имел своего угла. И.И. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передаёт настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам всё разноцветие родной природы).

Работа в группах:

А теперь дополним эту информацию, поработав с учебником

- Прочитайте текст упражнения 417, определите его тему, идею, подберите заголовок.

(Этот текст раскрывает секрет притягательности живописных полотен И.И. Левитана, тема его – «Сила художника». Автор текста пытается передать читателю мысль о том, что сила Левитана заключается в способности открывать для зрителя красоту самых обыкновенных уголков природы, учить любоваться пейзажами, которые неразрывно связаны для нас с представлениями о России, и любить свою родину. Основная мысль текста наиболее полно выражена в последнем предложении первого абзаца. Возможный заголовок – «Сила художника».)

- Так какой же вывод можно сделать? Что нового вы узнали об И.И. Левитане?

3. Описание картины И.И. Левитана «Золотая осень»

  • Обсуждение названия картины и рассмотрение общего плана
- Обратимся к самой известной картине И.И. Левитана «Золотая осень». Подумайте, почему картина так называется?

- Почему осень вдохновляет не только художников, но и поэтов, композиторов на создание своих произведений? Прочитайте стихи известных русских поэтов, которые перекликаются с этим названием. Какое из этих стихотворений больше подходит к данному пейзажу?

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца…

Алексей Плещеев

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.Константин БальмонтПоспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

- Рассмотрите внимательно репродукцию картины. Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, - тогда картина оживёт.

Попробуйте «войти» в картину, почувствовать чистый, прозрачный воздух осени, тихие переливы воды, шорох золотых листьев, прощальное пение улетающих на юг птиц.

Кратко опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в светлый осенний день на берегу маленькой речушки. Что вы увидели, что удивило, поразило вас? Что обрадовало или огорчило? Поможет вам полнее «войти» в картину музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня».

(Учащиеся работают самостоятельно на фоне музыки, затем обсуждают в группе и делятся своими мыслями с классом)

- А теперь поработайте с фрагментами сочинений пятиклассников по картине И.И. Левитана (фрагменты взяты из рабочей тетради по русскому языку// И. А.Бажанова, С.И. Львова). Обсудите в группе, какие фразы, предложения вам особенно понравились. Исправьте речевые ошибки.

1 группа:

Оказавшись в этой картине, ты услышишь шелест желтеющей листвы, крик улетающих на юг птиц, тихое журчание речки. Вода в реке стальная, по ней, словно маленькие парусники, плывут опавшие листья. Печально смотрятся в воду стройные берёзки. Пожелтела ещё зелёная недавно трава. Берёзовые рощи стоят, как колонны девушек-красавиц. Вдали виднеется пустынное поле. Небо чистое, лазурное, наполненное криком улетающих птиц.

(Юля Белова)

2 группа:

Много света и красок, много любви к природе, а через неё – к человеку – в картине Левитана. Нет человека, которому эти картины не напоминали бы о милых его сердцу уголках России. Вот и я, глядя на его «Золотую осень», представляю себе берег Линды, тишину, осеннюю раскраску берёз, синеву неба. И начинаешь понимать, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (Дима Шорин)

3 группа:

Для меня осень начинается с прогулки по золотисто-пурпурному лесу. Под ногами слышен шорох листьев, а на душе царит спокойствие. Такое же чувство охватывает меня, когда я смотрю на картину И.И.Левитана «Золотая осень».

На ней изображена небольшая речка медного цвета. На прибрежных полянках трава и кустарники похожи на разноцветные заплатки. Но главная прелесть картины – красавицы берёзки, которые водят хоровод вокруг речки.

( Таня Буханова)

( По окончании обсуждений слушаем представителей от групп с небольшими рецензиями.)

  • Описание деталей картины
- Давайте снова обратимся к картине: внимательно вглядитесь в неё, опишите детали и сделайте вывод о мастерстве художника.

- Рассмотрите и опишите реку, изображённую на картине: воду, берега, прибрежные кусты.

- Расскажите, как на картине изображено осеннее небо.

- Опишите левый берег реки: берёзки и осинки, тени стволов, груды опавших листьев.

- Опишите берёзу, ивы, берёзовую рощицу, всходы озимых на заднем плане картины.

- Какой можно сделать вывод? ( На картинах Левитана каждая деталь важна. Из них складывается поэтический образ осени. Мы восхищаемся искусством художника проникать в мир природы и открывать нам красоту, которую мы часто не замечаем.)

4. Составление плана сочинения

-А теперь в своих группах составьте свой вариант плана будущего сочинения и представьте всему классу. ( После чтения планов и обсуждения записываем план общий)

  1. И.И. Левитан – замечательный художник – пейзажист.
  2. Картина И.И. Левитана «Золотая осень!»
а) Общий план картины.

б) Деревья на картине Левитана: берёзки на первом плане, осинки, берёза у изгиба реки, ивы, золотая рощица.

в) Осенняя река. Небо.

г) Задний план картины: озимые поля, луга, деревья, сельские домики.

д) Колорит картины.

3. Впечатление, которое оставляет картина «Золотая осень». Мастерство художника.

5. Лексическая работа

  • Общее толкование значений специальных слов
- Вспомните, как называются картины с изображением природы? (пейзаж)

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а так же описание природы в литературном произведении. 

- Подберите синонимы к словам:

художник – живописец, пейзажист, мастер кисти;

создаёт – пишет, изображает, творит;

картина – полотно, репродукция, шедевр.Колорит- соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

Контраст (на картине) – резкая противоположность яркости (освещённости) предмета или его цвета по сравнению с окружающим его фоном.

Тёплые цвета (оттенки) – жёлтая и красная цветовая гамма.

Холодные цвета (оттенки) – зелёный, синий, фиолетовый, серый.

Работа в группах

  • Подбор лексического материала
а) Учащиеся составляют (при этом пользуются словариком эпитетов из 3 части учебника) и записывают словосочетания, объясняют орфограммы

б) Дополнительно консультанты в группах диктуют следующие словосочетания, идёт работа над орфограммами, значение незнакомых слов обучающиеся ищут в толковом словаре.

Облитые золотом деревья, чистый и прозрачный воздух, осеннее убранство, пологие берега, озимые поля, ничем не примечательный пейзаж, удивительный поэтический образ, восхититься искусством художника, тёплое золото листвы, побуревшая трава, панорама озимых полей, праздничное сияние, горит на солнце, тихо ликуют, золотые груды опавших листьев, ворохи рыжей листвы, осеннее увядание, праздник красок, пышное ликование, великолепие, золотое сияние ясного солнечного дня.

6. Устное сочинение в группе. (При этом учащиеся подбирают эпиграф к своему сочинению из ранее прочитанных стихотворений.)

7. Прослушивание сочинений.

(одно из сочинений:

Унылая пора - очей очарованье…

А.С. Пушкин

Перед нами полотно известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Он написал не только эту картину, но и огромное количество других, подобных ей. Ведь её автор – это один из самых знаменитых художников России. Своими пейзажами Исаак Ильич побуждает людей любить и беречь родную природу.

На этом полотне он изобразил стройные золотые берёзки, стоящие на переднем плане. Рядом с ними почти облетевшие осинки. На противоположном берегу, у изгиба реки, тоскует одинокая берёзка, а за ней виднеются заросли зелёных ив.

На фоне этого золотого пейзажа течёт небольшая речка с холодной прозрачной водой. В ней отражается голубое небо с лёгкими облаками.

Вдали виднеются озимые поля, луга и небольшая деревенька. Художник использует зелёные, голубые, белые, коричневые, но больше золотые оттенки, чтобы подчеркнуть это удивительное время года.

Эта картина навевает грусть и в то же время вызывает радость и гордость за родную землю. Ведь только в России можно увидеть такие удивительные уголки! )

8. Оценивание сочинений (учащиеся высказывают своё мнение, комментируют положительные моменты и недочёты)

9. Домашнее задание: написать сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

5-bal.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта