Развитие речи. Сочинение — описание по картине И.И.Левитана Золотая осень. Сочинение описание по картине левитана золотая осень
Развитие речи. Сочинение — описание по картине И.И.Левитана Золотая осень
Конспект урока по русскому языку по теме: Сочинение – описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень» для 4 класса - Русский язык - Начальные классы
Капитонова Лариса Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия № 75»
Тема: Сочинение – описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Цель урока: Учить описанию картины; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, путём речевой подготовки предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинении учащихся, воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и
произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
Оборудование урока: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»; музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года», выставка детских рисунков; плакат с эпиграфом урока : «Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса … » (А. С. Пушкин.)
Ход урока:
Организационный момент
И так, друзья , внимание- ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.
2.Сообщение темы урока
Рассмотрите репродукции картин с изображением осенних пейзажей.
Сравните их с рисунками , которые вы нарисовали после экскурсии. Что вы видите? Обменяйтесь впечатлениями. Попробуйте сами определить тему урока.
Корень извлечь из «начинки» несложно
Приставка в «сосуде» хранится надёжно,
Суффикс в «гудении » ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь . (СОЧИНЕНИЕ)
У каждого времени года
Особенный запах и цвет.
Но так совершенна природа,
Что в целом её краше нет.
Вот осень. Туманные дали,
Бушует кругом листопад.
И с запахом светлой печали
Опавшие листья шуршат…
( О. Рязакова)
- Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски появились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить?
(можно собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать )
Вспомните, как называются картины с изображением природы? (пейзаж)
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а так же описание природы в литературном произведении.
Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860-1900г.г.) Художник рано остался сиротой. Его детство было очень безрадостным ,потому он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве, в училище живописи, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал там, так как не имел своего угла. И.И. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. К своей творческой работе относился очень строго.
Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передаёт настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает
направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам всё разноцветие родной природы.
3. Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».
Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?
Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное?
Послушайте и скажите какое из этих стихотворений можно отнести к данному пейзажу:
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Затерялось где – то лето.
Ходит осень , бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто – розовый – кленовый.
(В. Авдиенко)
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном
( А. Плещеев)
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье…
(А.С.Пушкин)
Лес, точно терем расписной-
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Берёзы светлою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной…
(И. Бунин)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень:
Посмотрите – роща золотом одета!
( Э. Фёдоровская)
- Каков, по- вашему, замысел художника? О чём эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?
Какие пословицы , поговорки вы знаете об осени?
Осень- запасиха, зима – побериха. Осень – перемен восемь. Осенняя муха больнее кусает. Сентябрь – новосёл осени, златоцвет. Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре и лист на дереве не держится. Сентябрь – хмурень, ревун.
-Когда лес бывает таким, каким он изображён на картине Левитана – в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелёными?
- Какой месяц в старину называли «листопадом»? (октябрь)
Прямо ли течёт река или меняет своё направление? Почему вода в начале реки тёмная, а дальше она становится светло – голубой? Различается ли цвет
неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие?
Вывод – обобщение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель) - Обычно осень- время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой – то срок устанавливается сухая и тёплая
погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно – золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух.
Художник даёт нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной её силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня. Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского Композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушайте одну из музыкальных пьес
«Сентябрь». – Что вы представляете себе, когда слушаете музыку? Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением полученным от музыки Чайковского?
4. Речевая подготовка.
Подберите синонимы к словам:
Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.
Создаёт – пишет.
Картина – полотно, репродукция.
Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?
Жёлтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой,
тёмно- синий, бледно – голубой, коричневый.
Солнечные лучи ярко греют (освещают) природу.
Молодые берёзы сплошь накрыты (покрыты) золотой листвой.
Розоватые лёгкие облака плавают ( плывут) по нежно- голубому небу.
Обратите внимание на правописание слов:
Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.
5. Физкультминутка
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон,
И два – наклон.
Зашумел листвою клён.
6 . Составление и запись плана.
7. Заключительная беседа.
В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните : чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности
в описании, грамотного письма. Для этого не забывайте пользоваться памяткой. Конечно, ваши сочинения будут разными, каждый по – своему видит пейзаж. Не забудьте передать своё отношение к этому времени года. Далее дети выбирают эпиграф, пишут сочинения После этого они читают
сочинения вслух и редактируют их.
Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица.
Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке тёмно – синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая берёзка определяет поворот реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и тёмные .
Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.
Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет тёмных, мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух.
Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.
pedsovet.su
Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Тема: Сочинение – описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень».Цель и задачи:
- учить учащихся понимать авторский замысел, передавать словами содержание произведения искусства, составлять простой план с учетом микротем отдельных частей;
- совершенствовать навыки работы с интеллект – картами;
- углубить знания о средствах художественной выразительности;
- учить решать поставленные коммуникативные задачи;
- совершенствовать связную речь;
- учить использовать Интернет – ресурсы в обучении;
- развивать творческие способности, логическое мышление и наблюдательность,
- воспитывать эстетический вкус, учить видеть прекрасное в природе и искусстве.
Форма проведения: урок - .
Оборудование: компьютер с доступом к сети Интернет, мультимедийная доска, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», фонограмма фрагмента симфонии П. И. Чайковского «Времена года»; интеллект – карты «Сочинение - описание».
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и цели урока
Урок проводится по плану:
1. Вступительная беседа.
2. Рассмотрение картины.
3. Беседа по содержанию картины.
4. Словарная работа.
5. Подбор заголовка, эпиграфа, составления плана.
6. Устный рассказ по картине.
7. Написание работы.
II. Восприятие и усвоение учащимися учебного материала
- Слово учителя.
Обняла природу осень, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать поникшую растительность в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как осенью. Сентябрь роспись леса начинает, сначала покидав позолоту на верхушки деревьев, да кустам оттенки прибавляет, окрашивая осеннюю природу в яркие цвета. Это потом уже октябрь золотом покроет все деревья, прекрасная пора золотой осени, а ноябрь за ними краски уберет и роспись всю сотрет.
Куда бы мы сейчас ни бросили взгляд – везде видим, как осень преображает природу, слышим осенние звуки. Осень – необыкновенное время года.
- Беседа с учащимися.
(Надо собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать…)
– Много было певцов природы: о ней писали и пишут поэты, нашлось ее отражение как музыке, так и в живописи.
Особенно много произведений о красавице-осени написано нашими писателями. Приведите примеры.
( Учащиеся вспоминают изученные произведения про осень.)
– Природу можно изобразить по – разному. Поэты выражают свое отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И надо уметь понимать этот особый язык. Поэтому сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, осмысливать ее содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками.
– Скажите, а как называется рисунок, набросок или картина с изображением природы?
(Пейзаж.)
– Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан.
- Просмотр фрагмента видеофильма о жизни и творчестве И. И. Левитана.
http://documentarycinema.5bb.ru/viewtopic.php?id=5152
ІІІ. Первичное знакомство с произведением
- Слово учителя.
Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально...
- Знакомство с картиной И. И. Левитана «Золотая осень».
(Звучит фонограмма фрагмента симфонии П. И. Чайковского «Времена года».)
3.Беседа по содержанию картины.
– Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
– Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?
– Ребята, хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему?
– Подумайте, как автор добился того, чтобы вы смогли почувствовать всё это.
(Учитель обращает внимание детей на изобразительные средства, идейный замысел картины.)
– Что изображено на первом плане?
– Как вы думаете, молодые это или старые березки? По каким признакам вы догадались?
– А как вы думаете, почему две березки оказались вдали от своих подруг?
– Кого напоминают вам эти березки? (Двух сестренок или подружек)
ІV. Детальный анализ картины
1. Игра «Юный композитор».
– Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года».
– Ну а теперь, представьте себе, что вы – юные композиторы. Какую музыку вы напишите к этой картине? Какой она будет по характеру (по настроению) ?
2. Работа по содержанию картины.
– Какие предметы на картине привлекли ваше внимание? Подберите к ним прилагательные.
(Река: синяя, тихая, спокойная…)
– А в какой наряд одела осень деревья на картине И.И.Левитана?
( В пышные золотые платья. Роща пылает кострами берез…)
– Какие краски преобладают?
(Березки: белоствольные, тонкие, стройные, русские, золотые, хрупкие, желтые…)
– О чем говорит это многоцветье?
– Можно ли выделить и описать отдельную березку?
(Нельзя увидеть отдельную березку, деревья как бы сливаются друг с другом.)
– Золото листвы художник противопоставляет осеннему небу. Какое оно у Левитана?
(Небо: высокое, яркое, синее, безоблачное, чистое, сияющее, прозрачное, голубое, лазоревое, с розовыми облаками…)
– Когда бывает такое небо?
(В яркий, солнечный день.)
– Можно ли описать воздух? И все-таки попробуйте это сделать.
(Воздух: прозрачный, прохладный, чистый…)
– Какие изобразительные средства помогли автору достичь этого?
– Догадайтесь, ребята, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная?
– Что отражается в реке?
(Прозрачная голубизна неба, обрывистые берега, рыжие ветки кустарника.)
– Вы заметили у реки отдельно стоящую березу. Какими словами можно её описать? Одинока ли она?
(Березка скромная, застенчивая, как девочка. Но она не одинока: река и березка – хорошие друзья.)
– Подумайте, как задний план картины помогает художнику воплотить ее замысел?
– Что изображено в глубине картины? Почему автор поместил дома так далеко?
(На заднем плане мы видим домики, т.к. предметы вдали кажутся дальше, меньше. Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть всю красоту, великолепной, увядающей природы.)
– Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.
– А еще с помощью чего Левитан передает состояние покоя?
(Нет ветра, спокойная река, не видно птиц…)
– Итак, ребята, мы поработали почти над каждой деталью картины. Но у художника эти подробности “скреплены” в единое целое. Подумайте, что объединяет их?
(Левитан показал великолепие русской природы в ее нынешнем состоянии.)
- Вывод – обобщение о замысле художника.
Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.
V. Физкультминутка
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон,
И два – наклон.
Зашумел листвою клён.
VІ. Подготовка к сочинению
- Слово учителя.
Перед нами стоит задача описать картину в своих сочинениях. VII. Подбор заголовка, эпиграфа (устно), составление плана
План.
1. Осень - золотая пора года.
2. Изменения в природе.
3. Река и ее берега.
4. Какие чувства и мысли вызывают
картины природы?
VIII. Памятка для учащихся «Сочинение - описание»
( Памятка представляет собой интеллект – карту.)
Игнорирование
типа речи Повторение
одних и тех
же слов Связность и
красочность в
описании
Черновик
проверка
тетрадь Собственное
отношение
к предмету
описания
- Конкретизация темы
- Определение
основной мысли
- Подбор материала
- Составление планаЧЧЧЧ IХ. Написание учащимися сочинения – описания
Х. Подведение итогов урока
– Ребята, не забывайте: поэзия и красота – вокруг нас, в привычном течении повседневной жизни, в окружающей нас природе. Нужно только уметь видеть и радоваться сияющему великолепию красок. Левитан писал: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье!” И как прекрасно, что мы имеем возможность соприкоснуться с этим великим счастьем, через творения такого мастера, как Исаак Левитан.
XI. Домашнее задание
Отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.
5-bal.ru
Сочинение-описание по картине Левитана "Золотая осень"
Задачи:
- Углубить знания учащихся о тексте: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац.
- Активизировать лексику по теме «Осень».
- Ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, маски, изображено, мастер.
Ход.
I. Вступительное слово учителя. Рассказ о художники.
II. Беседа по картине.
- Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник?
- Почему картина называется «Золотая осень»?
- Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «Золото» осени?
- О чем вы бы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?
(запись опорных слов при работе над сочинением.)
«Данное» | «Новое» |
Небо | Ясное, лучистое, голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками. |
Река | Неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, прозрачная. |
Деревья | Желтые, золотые, разноцветные, осенние как свечки, как будто повязались желтыми косынками, красивые. |
Трава | Пожухлая, сухая, желтая как ковер, бурая. |
Поле | Зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик, широкое. |
Деревушка | Маленькая, дальняя, едва виднеется на пригорке |
- С чего бы вы начали сочинение по картине?
- Чтобы вы написали после вступления?
- Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?
III. Чтение текста (из книги «Беседа об искусстве» Розенвассер.) Искусствоведческий текст у каждого ученика, образцы перепутаны Всматриваясь в картину Левитана, мы как бы вместе переживаем ту безмерную красоту родной земли, осеней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской живописи. Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними – на пригорке за изумрудно-золотой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки краски но положил не вдоль течения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она начала медленно движение. Тот же прием построения пространства мы находим в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осеней травой. Багряно-золотые березы слева, как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на первом плане, тем менее густым и более легким становятся мазки. Простым и первичным кажется нам левитанский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую воды меж невысоких берегов.
- Соответствует ли содержание текста картине?
- Являются отрывки одним текстом? Все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой? Как бы вы расположили части? Связаны ли между собой абзацы?
- Понравился ли текст?
- Что нового узнали о картине Левитана из Текста?
- Как автор описывает реку, деревья, поле, небо? Какие слова употребляет? Дополните таблицу другими опорными словами.
IV. Словарно-стилистическая работа (чтение слов и объяснение их значения, живопись, пейзаж, мазок).
- Найдите в тексте предложения со словом мазок.
- Образуйте от существительного «пейзаж», «живопись» слова, обозначающие лицо (пейзажист, живописец)
- Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета, объясните их значение с помощью картины
V. Дети пишут сочинение дома.
www.poznanie21.ru