Левитан И. И. — доклады по теме: Левитан Исаак Ильич. Картины левитана требуют медленного рассматривания текст


Исаак Левитан и Константин Паустовский

Исаак Левитан

Исаак Левитан и Константин ПаустовскийАвтопортрет. Конец 1890-х.

Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900) - мастер лирического пейзажа, создавший живые образы неравнодушной к человеческому мируузнаваемо русской природы.

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Константин ГеоргиевичПаустовский(1892 - 1968) - писатель.

Маленькая повесть "Исаак Левитан" написана в 1937.

Великопостный  звон тоскливо гудел над дровяными  складами  и тупиками старой Москвы-Москвы восьмидесятых годов прошлого века     Саврасов  пил  водку  из рюмки,  серой от  старости. Ученик  СаврасоваЛевитан - тощий  мальчик в  заплатанном клетчатом пиджаке  исерых  коротких брюках- сидел за столом и слушал Саврасова

     -  Нету  у России своего выразителя,-говорил Саврасов.- Стыдимся мы еще родины,  как  я с  малолетства  стыдился своей  бабки-побирушки. Тихая была старушенция, все  моргала красными глазками, а  когдапомерла,  оставила мне икону Сергия Радонежского Сказала мне напоследок: "Вот, внучек, учись так-то писать,  чтобы плакала  вся  душа от небесной и земной красоты". А на иконе были изображены  травы  и цветы - самые  наши простые цветы, что  растут  по заброшенным дорогам, и озеро, заросшее осинником. Воткакая оказалась хитрая бабка!  Я  в то время писал  акварелина  продажу, носил их  на Трубу мелкимбарышникам. Что писал - совестно припомнить. Пышные дворцы с башнями и пруды с розовымилебедями. Чепуха  и срам. С юности и  до старинных  летприходилось мне писать совсем не то, к чему лежала душа.

     Мальчик застенчиво молчал.

                                                               (К. Паустовский)

 

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Автопортрет. 1880-е.

Левитан стремился писать так, чтобы накартинах  его был ощутим воздух,обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена. Все вокругказалось погруженным в нечто спокойное, синеющее и блестящее. Левитан называл  это  нечто   воздухом.  Но  это  был не   тот  воздух,  каким  он представляется нам. Мыдышим им, мы чувствуем его запах, холод или  теплоту. Левитан жеощущал  его  как безграничную среду прозрачного вещества, которое придавалотакую пленительную мягкость его полотнам.

(К. Паустовский)

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Лесные фиалки. 1889.

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Первая зелень. Май. 1888

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Ранняя весна. 1898

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Этюд. Весна. Последний снег. 1895

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Весна - большая вода. 1897

Исаак Левитан и Константин ПаустовскийТишина.

…Этой же  осенью Левитан  написал"Осенний день в Сокольниках". Это была первая его  картина, гдесерая  и  золотая осень, печальная,  как  тогдашняя русская жизнь,  как  жизнь  самого  Левитана,  дышала  схолста  осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.     По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшейлиствы шла молодая женщина  в черном... Она была одна  среди осеннейрощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.     "Осенний  день  в Сокольниках"  - единственный  пейзаж  Левитана,  где присутствуетчеловек, и  то его написал  Николай Чехов. После  этого люди ни разу не  появлялись  на его полотнах. Их заменили леса и пажити,  туманные разливы и  нищие избы России, безгласные  и одинокие,  как  был в  то время безгласени одинок человек.

                                                  (К. Паустовский)

Исаак Левитан и Константин ПаустовскийОсенний день. Сокольники. 1879.

На сарае в деревушке  Максимовке, гделетом жил  Левитан, братья Чеховы повесили вывеску: "Ссудная кассакупца Исаака Левитана"...     Мечты  о  беззаботной  жизни, наконец,  сбылись. Левитан  сдружился  с художником НиколаемЧеховым, подружился с чеховской семьей и прожил три лета рядом с нею.

Чехов  придумал  слово "левитанистый"  и употреблял его очень метко.     "Природа здесь гораздо левитанистее, чем увас",  - писал он в одном изписем.  Даже картины Левитана различались, -  одни были болеелевитанистыми, чем другие.     Вначале это  казалось  шуткой, но современем стало ясно, что  в  этомвеселом  слове  заключен точный смысл - оно выражало  собоюто  особое обаяние пейзажа средней России, которое из всех тогдашниххудожников умел передавать на полотне один Левитан.                                                                          (К. Паустовский)

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Бурный день

Исаак Левитан и Константин Паустовский

У омута. 1892

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Летний вечер. 1899

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Лесной пейзажИсаак Левитан и Константин Паустовский

Саввинская слобода под Звенигородом. 1884.

 Несмотря на жизнь, полную летнейпрелести, Левитан много работал. Стены его сарая - бывшего курятника - былисверху  донизу завешаны этюдами.  В них на первый  взглядне  было ничего нового - те  же  знакомые всем  извилистые дороги, что теряются за  косогорами,  перелески,  дали,  светлыймесяц  над околицами  деревень,  тропки, протоптанные лаптями среди  полей,  облака  и ленивые реки.     Знакомый  мир  возникал  нахолстах,  но  было в  нем  что-то свое,  непередаваемое  скупыми человеческими словами. Картины Левитана вызывалитакую же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивомдетстве.      Левитан был художником печального пейзажа. Пейзажпечален всегда, когда печален человек.  Веками русская литература  и живопись говорили о  скучном небе, тощих полях,кособоких избах...                                                                    (К. Паустовский)

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Пейзаж с озером

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Осинник

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Берёзки. 1899

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Лунная ночь. Большая дорога. 1897.

В 1886 году Левитан впервые уехал из Москвына юг, в Крым.

     В Москве он всю зиму писал декорации для оперного театра, и эта работа не прошла для него  бесследно. Онначал  смелее обращаться с красками. Мазок стал  свободнее.  Появились  первые  признаки  еще одной  черты,  присущей подлинному мастеру, - признаки дерзости вобращении  с материалами. Свойство это необходимо всем,  кто работаетнад  воплощением своих  мыслей и образов.

Писателю  необходима  смелость  в  обращении  со словами  и  запасом  своих наблюдений,  скульптору -  с  глиной  и мрамором,  художнику - с  красками и линиями.

     Самое ценное,  что Левитан  узнал на юге,-  это  чистые краски. Время,

проведенное  в Крыму, представлялось  ему непрерывным утром,  когда воздух, отстоявшийся за ночь, как вода, в гигантскихводоемах  горных долин, так чист, чтоиздалека видна роса, стекающая с листьев, и

за десятки миль белеет пена волн, идущих к каменистым берегам.

                                                                       (К. Паустовский)

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Берег моря. Крым. 1886

Исаак Левитан и Константин Паустовский

В Крымских горах. 1887.

На  юге Левитан ощутил с полнойясностью, что  только солнце  властвуетнад  красками. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, ився серость русской природы хороша лишь  потому, что  является тем же солнечным светом, но приглушенным,  прошедшим  через  слоивлажного воздуха  и  тонкую пелену облаков.     Солнце  и  черный свет  несовместимы.Черный цвет  - это не краска, это труп краски. Левитан сознавал  это и после  поездки в Крым решил изгнать со своих холстовтемные тона. Правда, это не всегда ему удавалось.     Так началась длившаяся много лет борьба за свет.

                                                          (К. Паустовский)

 

Исаак Левитан и Константин Паустовский

 Берёзовая роща. 1885 - 1889

Исаак Левитан и Константин Паустовский

 Вечер на Волге.

После Крыма в жизнь Левитана надолго и крепковошла Волга.                                                                   (К. Паустовский)

Исаак Левитан и Константин ПаустовскийЗолотая осень. Слободка. 1889

Исаак Левитан и Константин Паустовский

          

Пейзж с церковью. Тихая обитель. 1890 

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Лилии. 1895

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Озеро. Русь. 1899 - 1900

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Вечер на Волге. 1888

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Озеро. Весна. 1898

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Одуванчики. 1889

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Паровоз в пути. 1890

Левитан  увидел прелесть дождей и создалсвои знаменитые "дождливые работы": "После дождя" и "Надвечным покоем".     Картину "После дождя" Левитан  написалза четыре часа. Тучи и оловянный цвет  волжской  воды  создалимягкое освещение. Оно  могло исчезнуть  каждую минуту. Левитанторопился.     Картины Левитана требуют  медленногорассматривания. Они не  ошеломляют глаз.  Они  скромны и точны,  подобно чеховским рассказам;  но  чем  дольше вглядываешьсяв них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек ипроселков.     В картине  "После  дождя"заключена вся  прелесть  дождливых сумерек  в приволжскомгородке. Блестят лужи.  Облака уходят за  Волгу, как низкий дым. Париз пароходных труб ложится на воду. Баржи у берега почернели от сырости.                                                                     (К. Паустовский)

Исаак Левитан и Константин Паустовский

После дождя. Плёс. 1889

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Над вечным покоем. 1894.

 В  картине  "Над вечным  покоем"  поэзия ненастного дня  выражена с еще большей силой. Картина  была написана  на берегу  озера Удомли  в Тверской губернии.     С  косогора, где  темные  березы гнутсяпод порывистым ветром  и  стоит среди этих берез сгнившая бревенчатаяцерковь, открывается даль глухой реки, потемневшие  от ненастья  луга,  громадное  облачное  небо. Тяжелые  тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косыехолстины дождя закрывают просторы.     Никто из художников до Левитана  не передавал  с такой печальной силой неизмеримые  дали  русского ненастья. Оно так спокойно и  торжественно, что ощущается как величие.                                                     (К. Паустовский)

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Свежий ветер.

 В эту вторую поездку на ВолгуЛевитан  написал  много  полотен. Об этихвещах Чехов сказал ему:

     "На твоих картинах уже есть улыбка".

     Свет  и блеск  впервые появились у Левитанав его  "волжских" работах - в "Золотом Плесе", "Свежем ветре", "Вечернем звоне".

     Почти  у каждого из нас остались  в памятиеще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголкиродины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, вкриках кочующих птиц.      В  зрелом возрасте  эти воспоминаниявозникают с поразительной силой по самому  ничтожному  поводу, - хотябы  от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, - и вызываютнепонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание  бросить все-города,  заботы, привычный  круг  людей, и уйти  в эту глушь,на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где  каждый звук слышен такясно и долго, как на горных вершинах, - будь то гудок паровоза  или свист птицы, перепархивающей в кустах рябины.     Такое  чувство  давно  виденных милых  мест  остается от  "волжских" и "осенних"картин Левитана.   

                                                         (К. Паустовский)

Исаак Левитан и Константин ПаустовскийЗолотой Плёс. 1889

Исаак Левитан и Константин ПаустовскийВечерние тени. 1891

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Вечерний звон. 1892.

Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитанаостанавливалась на осени.   Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних  вещей, но это почти всегда была весна, похожая наосень...

        Самые мягкие и трогательныестихи,  книги  и  картины написаны русскими поэтами, писателямии художниками об осени.      Левитан  так же, как Пушкин  и Тютчев имногие другие,  ждал осени, как самого дорогого и мимолетного временигода.      Осень снимала с  лесов, с полей, со всейприроды  густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными.Темные краски лета сменялись  робким золотом, пурпуром  и серебром. Изменялсяне только цвет  земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и далибыли гораздо глубже,  чем летом. Так  у великих мастеров литературы  и  живописи юношескаяпышность  красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостьюи благородством.      Осень на картинах Левитана  оченьразнообразна.  Невозможно перечислить все  осенние дни, нанесенные  им  на  полотно. Левитан  оставил около  ста "осенних" картин, не считая этюдов.     На них были изображены знакомые с детства вещи:     стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки,кружащие в медленных водоворотах палую листву;  одинокие золотые березы, еще не обитыеветром;  небо, похожее на тонкий лед;  косматые дожди над леснымипорубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных  дней, сыплющихсялистьев,  загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами ипредзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.                                                            (К. Паустовский)

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Долина реки. Осень. 1896

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Золотая осень. 1895

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Пейзаж с церковью

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Осень. Туман. 1899.

…Двадцать  второго июля 1900 года онумер.  Были поздние  сумерки, когда первая звезда появляется над Москвой на  страшной высоте и  листва деревьев погружена в желтуюпыль и в отсветы гаснущего солнца.     Лето  было  очень  поздним. В июле еще доцветала  сирень.  Ее  тяжелые заросли заполняли  весь  палисадник  около  дома.  Запах листвы,  сирени и масляных   красок  стоял   в   мастерской,  где  умирал  Левитан,   запах, преследовавший  всю жизнь художника,  передавшего на полотне печаль русской природы...                                                       (К. Паустовский)

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Исаак Левитан и Константин Паустовский - два мастералирического пейзажа, два поэта природы средней полосы России. ИнтересПаустовского к творчеству Левитана – явление закономерное. «Живопись, — говорилК. Г. Паустовский, — важна для про­заика не только тем, что помогает емуполюбить краски и свет. Живопись важна еще и тем, что художник замечает то,чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть иудивляться, что не замечали этого раньше». Читая Паустовского, разглядываякартины Левитана, мы учимся замечать прекрасное в обыденном.

 

 

 

 

art.mirtesen.ru

Чехов и Левитан и судьбы их схожи (Чехов)

Одна из самых значительных страниц биографии Левитана - его дружба с А. П. Чеховым. Чехов и Левитан - ровесники. Судьбы их во многом схожи. Оба приехали в Москву из провинции. С Антоном Павловичем Чеховым у Левитана установились своеобразные отношения. Они всегда поддразнивали друг друга, но те немногие высказывания и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан открывал свою душу только Чехову.

«Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи», - признавался Левитан Чехову в одном из писем. В это же время Чехов пишет одному из своих адресатов: «Со мной живет Левитан, привезший… массу (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов. Талант его растет не по дням, а по часам…»

Константин Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего. «Картины Левитана, - писал Паустовский, - требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».

В повести Чехова «Три года» есть эпизод посещения художественной выставки а Училище живописи. Героиня повести Юлия рассеянно ходит по залам, и ей кажется, что на выставке много картин одинаковых. Но вот она «остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. На переднем плане речка, через него бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костер: должно быть, ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря.

Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного». Взволнованная тем, что «картина стала ей вдруг понятна», Юлия «начала снова ходить по залам и осматривать картины, хотела понять их, и уже ей не казалось, что на выставке много одинаковых картин».

Пейзаж, описанный Чеховым, мог бы принадлежать Левитану, хотя это вымышленный писателем пейзаж: Чехов никогда ничего не брал прямо «из натуры». Повесть «Три года» написана в 1894 году, когда творчество Левитана, друга Чехова, находилось в полном расцвете. Приведенный отрывок лучше всяких искусствоведческих исследований показывает, что такое «пейзаж настроения», на какое восприятие он был рассчитан и что значило его «понимать». Неопытная в живописи, но чуткая Юлия поняла - ее муж и знакомый, считавшие себя знатоками, не нашли в пейзаже «ничего особенного». А она не могла им объяснить, потому что такие вещи и нельзя объяснить, их можно только почувствовать через свой душевный опыт.

Картину «Осенний день. Сокольники» Левитан написал в 1879 году, она была одна из первых его работ. Картина экспонировалась на московской выставке и была куплена П. М. Третьяковым для его галереи. В те годы Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему было только 19 лет, но художник уже имел богатый жизненный опыт.

«…По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном… Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. «Осенний день в Сокольниках» первая картина выдающегося русского художника Исаака Левитана, где серая и золотея осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце… Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно», - так писал о творчестве выдающегося русского пейзажиста Исаака Левитана известный советский писатель Константин Паустовский.

Летом 1890 года Левитан едет в Юрьевец и среди многочисленных пейзажей и этюдов пишет вид Кривоозерского монастыря. Так рождается замысел одной из лучших картин художника «Тихая обитель», где образ тихой обители и мостков через реку, соединявших ее с окружающим миром, выражали глубокие размышления художника о жизни. Известно, что эта картина произвела сильное впечатление на Чехова.

Левитан не населял свой пейзажи людьми. Достаточно вспомнить, что фигуру женщины в картине «Осенний день. Сокольники» написал Николай Чехов, брат писателя. И тем не менее картины Левитана теснейшим образом связаны с переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства людей. Для него понять природу - означало передать самые свой сокровенные мысли, раздумья о месте человека в мироздании, о его сложных и противоречивых отношениях с окружающим миром.

Многие произведения Левитана проникнуты грустью может быть оттого, что величественная природа находится в такой дисгармонии с жизнью человека.

Картину «Владимирка» в 1894 году Левитан принес в дар П.Н. Третьякову для галереи. Владимирка - это большая дорога Владимировской губернии. В одном из воспоминании о Левитане читаем: «однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелестью… и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога… «постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда…». И в тишине поэтической картины стала чудится нам глубокая затаенная грусть».

Так возник замысел пейзажа, который называют социальным. Чувство, пережитое художником, здесь с большей определенностью, чем в других картинах, превратилась в скорбную тему народного движения. Это подлинный документ эпохи, пейзаж, стоящий в одном ряду с произведениями, обличающими гнет, насилие и произвол царской России. Название картины - «Владимирка» - у людей того времени вызывала социальные ассоциации, заставляя вообразить вполне определенные картины жизни России. Но, кроме названия, картина не содержит больше никаких разъясняющих элементов, это чистый пейзаж, в котором Левитан не поступился красотой русской природы, не умолил ее поэтической прелести и величественности.

Как удалось художнику средствами пейзажа добиться в картине социального звучания? Безусловно, главнейшим в картине для понимания ее смысла является образ дороги. Она тянется далеко-далеко в глубину среди полей, перелесков и селений и где-то у самого горизонта теряется. Кажется, что она из края в край пересекла всю страну, вдоль и поперек исхожена людьми. Чувство щемящей тоски возникает, когда смотришь на эту дорогу. И воображение создает картины людской скорби, слышатся звуки цепей и народный стон. «Стонет он по полям, по дорогам, стонет он по тюрьмам, по острогам, в рудниках, на железной цепи…» (Некрасов). Важно в картине изображение холодного, серого неба, занимающего значительную часть холста, по которому вольно бегут облака. И конечно, основную мысль произведения раскрывает его колорит. Вроде бы богата и многообразна цветовая гамма пейзажа, все краски, которые есть в природе, сохранены на полотне. Но все эти разнообразные цвета приведены к единой тональности и звучат как приглушенные краски серого сумрачного дня.

Последнее десятилетие в жизни Левитана было особенно плодотворным. В пейзажах «У омутах», «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Март», «Золотая осень», «Большая дорога», «Сумерки. Стога», «Летний вечер», «Озеро, Русь» нашли отражение размышления художника о смысле жизни.

Картина «У омута» проникнута мрачным предчувствием. Сумерки. Тяжелые облака плывут по закатному небу. Кустарники и деревья как будто прячут кого-то. Кажется, что лес полон шорохов, живет той тайной ночной жизнью, которой не знает человек. Узкая тропинка, шаткие мостки над омутом ведут в таинственную, полную неизвестности чащу. Страшно остаться одному в таком месте.

Совсем иным чувством проникнута картина «Ветреный день». Вероятно, это самое радостное произведение Левитана.

«Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражали нас всех этюды и картины, что привозил в Москву Левитан с Волги. Там, после упорных трудов, был окончен «Ветреный день» с нарядными баржами на первом плане. Этот этюд-картина не легко дался художнику. В конце концов «Ветреный день» был окончен, и, быть может, ни одна картина, кроме репинских «Бурлаков», не дает такой яркой, точной характеристики Волги», - эти слова принадлежат художнику Михаилу Нестерову.

Левитан написал на Волге множество картин, изобразив и «Пасмурный день» и «После дождя. Плес» и «Вечер на Волге», но, может быть, самый яркий образ вейкой русской реки запечатлен на полотне «Свежий ветер». Ослепительно белые корабли, синяя вода, яркие солнечные блики, огромные баржи с товарами - все это создает радостное впечатление движения, жизни, наполненной трудом и смыслом.

www.allsoch.ru

Творчество Левитана - Реферат стр. 3

других учеников, заработанные то продажей на ученической выставке, то исполнением кое-каких заказов. Ближе всего Левитан сошелся с нашей семьей уже после окончания школы, когда мы поселились в красивом имении Бабкине, под Москвой... С утра до вечера Левитан и брат были за работой... Левитан иногда прямо поражал меня, так упорно он работал, и стены его “курятника” быстро покрывались рядами превосходных этюдов... В дни отдыха мы часами просиживали с удочками где-нибудь в тени прибрежных кустов... Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность... Искусство было для него чем-то даже святым... Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты.

С Антоном Павловичем Чеховым у Левитана установились своеобразные отношения. Они всегда поддразнивали друг друга, но те немногие высказывания и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан открывал свою душу только Чехову.

“Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи”, - признавался Левитан Чехову в одном из писем. В это же время Чехов пишет одному из своих адресатов: “Со мной живет Левитан, привезший... массу (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов. Талант его растет не по дням, а по часам...”

Константин Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего. “Картины Левитана, - писал Паустовский, - требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков”.

В повести Чехова “Три года” есть эпизод посещения художественной выставки а Училище живописи. Героиня повести Юлия рассеянно ходит по залам, и ей кажется, что на выставке много картин одинаковых. Но вот она “остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. На переднем плане речка, через него бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костер: должно быть, ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря.

Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного”. Взволнованная тем, что “картина стала ей вдруг понятна”, Юлия “начала снова ходить по залам и осматривать картины, хотела понять их, и уже ей не казалось, что на выставке много одинаковых картин”.

Пейзаж, описанный Чеховым, мог бы принадлежать Левитану, хотя это вымышленный писателем пейзаж: Чехов никогда ничего не брал прямо “из натуры”. Повесть “Три года” написана в 1894 году, когда творчество Левитана, друга Чехова, находилось в полном расцвете. Приведенный отрывок лучше всяких искусствоведческих исследований показывает, что такое “пейзаж настроения”, на какое восприятие он был рассчитан и что значило его “понимать”. Неопытная в живописи, но чуткая Юлия поняла - ее муж и знакомый, считавшие себя знатоками, не нашли в пейзаже “ничего особенного”. А она не могла им объяснить, потому что такие вещи и нельзя объяснить, их можно только почувствовать через свой душевный опыт.

Картину “Осенний день. Сокольники” Левитан написал в 1879 году, она была одна из первых его работ. Картина экспонировалась на московской выставке и была куплена П. М. Третьяковым для его галереи. В те годы Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему было только 19 лет, но художник уже имел богатый жизненный опыт.

“...По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном... Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. “Осенний день в Сокольниках” первая картина выдающегося русского художника Исаака Левитана, где серая и золотея осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце... Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно”, - так писал о творчестве выдающегося русского пейзажиста Исаака Левитана известный советский писатель Константин Паустовский.

 

Летом 1890 года Левитан едет в Юрьевец и среди многочисленных пейзажей и этюдов пишет вид Кривоозерского монастыря. Так рождается замысел одной из лучших картин художника Тихая обитель, где образ тихой обители и мостков через реку, соединявших ее с окружающим миром, выражали глубокие размышления художника о жизни. Известно, что эта картина произвела сильное впечатление на Чехова.

Левитан не населял свой пейзажи людьми. Достаточно вспомнить, что фигуру женщины в картине “Осенний день. Сокольники” написал Николай Чехов, брат писателя. И тем не менее картины Левитана теснейшим образом связаны с переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства людей. Для него понять природу - означало передать самые свой сокровенные мысли, раздумья о месте человека в мироздании, о его сложных и противоречивых отношениях с окружающим миром.

Многие произведения Левитана проникнуты грусть

www.studsell.com

Исаак Ильич Левитан Содержание Страница 2

Есть даже что-то загадочное во всеобщей популярности Чистякова у художников очень разных по своей творческой индивидуальности. Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы. В. Васнецов обращался к Чистякову со словами: "Желал бы называться вашим сыном по духу" . Врубель с гордостью называл себя чистяковцем. И это не смотря на то, что как художник Чистяков был второстепенным, писал вообще мало. Зато как педагог был в своем роде единственным. Уже в 1908 году Серов писал ему: "Помню вас, как учителя, и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы - чему только и можно учить" . Мудрость Чистякова была в том, что он понимал, чему учить можно и должно, как фундаменту необходимого мастерства, а чему нельзя - что идет от таланта и личности художника, которые надо уважать и относиться с пониманием и бережно. Поэтому его система обучению рисунку, анатомии и перспективе не кого не сковывала, каждый извлекал из нее нужное для себя, оставался простор личным дарованиям и поискам, а фундамент закладывался прочный. Чистяков не оставил развернутого изложения своей "системы" , она реконструируется в основном по воспоминаниям его учеников. Эта была система рационалистическая, суть ее заключалась в сознательном аналитическом подходе к построению формы. Чистяков учил "рисовать формой" . Не контурами, не "чертежно" и не тушевкой, а строить объемную форму в пространстве, идя от общего к частному. Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, "выведение законов из натуры" - это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не была у художника "манера" и "природный оттенок" . На приоритете рисунка Чистяков настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это так: "Рисунок - мужская часть, мужчина; живопись - женщина" .

Уважение к рисунку, к построенной конструктивной форме укоренилось в русском искусстве. Был ли тут причиной Чистяков с его "системой" или общая направленность русской культуры к реализму была причиной популярности чистяковского метода, - так или иначе, русские живописцы до Серова, Нестерова и Врубеля включительно чтили "вечные незыблемые законы формы" и остерегались "развеществления" или подчинения аморфной красочной стихии, как бы ни любили цвет.

В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов Шишкин и Куинджи. Как раз в то время начиналось а искусстве гегемония пейзажа и как самостоятельного жанра, где царил Левитан, и как равноправного элемента бытовой, исторической, отчасти и портретной живописи. Вопреки прогнозам Стасова, полагающего, что роль пейзажа будет уменьшаться, она в 90-е годы возросла, как никогда. Преобладал лирический "пейзаж настроения" , ведущий свою родословную от Саврасова и Поленова.

Одна из самых значительных страниц биографии Левитана - его дружба с А. П. Чеховым. Чехов и Левитан - ровесники. Судьбы их во многом схожи. Оба приехали в Москву из провинции.

"Когда я узнала Левитана, - вспоминала сестра Чехова Мария Павловна, - он жил на гроши, как и мой брат Николай, да и большинство других учеников, заработанные то продажей на ученической выставке, то исполнением кое-каких заказов. Ближе всего Левитан сошелся с нашей семьей уже после окончания школы, когда мы поселились в красивом имении Бабкине, под Москвой... С утра до вечера Левитан и брат были за работой... Левитан иногда прямо поражал меня, так упорно он работал, и стены его "курятника" быстро покрывались рядами превосходных этюдов... В дни отдыха мы часами просиживали с удочками где-нибудь в тени прибрежных кустов... Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность... Искусство было для него чем-то даже святым... Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты» .

С Антоном Павловичем Чеховым у Левитана установились своеобразные отношения. Они всегда поддразнивали друг друга, но те немногие высказывания и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан открывал свою душу только Чехову.

"Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи" , - признавался Левитан Чехову в одном из писем. В это же время Чехов пишет одному из своих адресатов: "Со мной живет Левитан, привезший... массу (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов. Талант его растет не по дням, а по часам..." Константин Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего. "Картины Левитана, - писал Паустовский, - требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков" .

В повести Чехова "Три года" есть эпизод посещения художественной выставки в Училище живописи. Героиня повести Юлия рассеянно ходит по залам, и ей кажется, что на выставке много картин одинаковых. Но вот она "остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. На переднем плане речка, через него бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костер: должно быть, ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря.

Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного" . Взволнованная тем, что "картина стала ей вдруг понятна" , Юлия "начала снова ходить по залам и осматривать картины, хотела понять их, и уже ей не казалось, что на выставке много одинаковых картин" .

Пейзаж, описанный Чеховым, мог бы принадлежать Левитану, хотя это вымышленный писателем пейзаж: Чехов никогда ничего не брал прямо "из натуры" . Повесть "Три года" написана в 1894 году, когда творчество Левитана, друга Чехова, находилось в полном расцвете. Приведенный отрывок лучше всяких искусствоведческих исследований показывает, что такое "пейзаж настроения" , на какое восприятие он был рассчитан и что значило его "понимать" . Неопытная в живописи, но чуткая Юлия поняла - ее муж и знакомый, считавшие себя знатоками, не нашли в пейзаже "ничего особенного" . А она не могла им объяснить, потому что такие вещи и нельзя объяснить, их можно только почувствовать через свой душевный опыт.

Картину "Осенний день. Сокольники" Левитан написал в 1879 году, она была одна из первых его работ. Картина экспонировалась на московской выставке и была куплена П. М. Третьяковым для его галереи. В те годы Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему было только 19 лет, но художник уже имел богатый жизненный опыт.

"... По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном... Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. "Осенний день в Сокольниках" первая картина выдающегося русского художника Исаака Левитана, где серая и золотея осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце... Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно" , - так писал о творчестве выдающегося русского пейзажиста Исаака Левитана известный советский писатель Константин Паустовский.

Летом 1890 года Левитан едет в Юрьевец и среди многочисленных пейзажей и этюдов пишет вид Кривоозерского монастыря. Так рождается замысел одной из лучших картин художника «Тихая обитель» , где образ тихой обители и мостков через реку, соединявших ее с окружающим миром, выражали глубокие размышления художника о жизни. Известно, что эта картина произвела сильное впечатление на Чехова.

Левитан не населял свой пейзажи людьми. Достаточно вспомнить, что фигуру женщины в картине "Осенний день. Сокольники" написал Николай Чехов, брат писателя. И тем не менее картины Левитана теснейшим образом связаны с переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства людей. Для него понять природу - означало передать самые свой сокровенные мысли, раздумья о месте человека в мироздании, о его сложных и противоречивых отношениях с окружающим миром.

Многие произведения Левитана проникнуты грустью может быть оттого, что величественная природа находится в такой дисгармонии с жизнью человека.

Картину "Владимирка" в 1894 году Левитан принес в дар П. Н. Третьякову для галереи. Владимирка - это большая дорога Владимировской губернии. В одном из воспоминании о Левитане читаем: "однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелестью... и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога... "постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда..." . И в тишине поэтической картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть" .

Материалы по теме:

ruslit.biz

В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить...

Сомневаешься в ответе?

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Русский язык либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

Смотреть другие ответы

obrazovalka.ru

Левитан Исаак Ильич Страница 2

Поэтому его система обучению рисунку, анатомии и перспективе не кого не сковывала, каждый извлекал из нее нужное для себя, оставался простор личным дарованиям и поискам, а фундамент закладывался прочный. Чистяков не оставил развернутого изложения своей "системы" , она реконструируется в основном по воспоминаниям его учеников. Эта была система рационалистическая, суть ее заключалась в сознательном аналитическом подходе к построению формы. Чистяков учил "рисовать формой" . Не контурами, не "чертежно" и не тушевкой, а строить объемную форму в пространстве, идя от общего к частному. Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, "выведение законов из натуры" - это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не была у художника "манера" и "природный оттенок" . На приоритете рисунка Чистяков настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это так: "Рисунок - мужская часть, мужчина; живопись - женщина" .Уважение к рисунку, к построенной конструктивной форме укоренилось в русском искусстве. Был ли тут причиной Чистяков с его "системой" или общая направленность русской культуры к реализму была причиной популярности чистяковского метода, - так или иначе, русские живописцы до Серова, Нестерова и Врубеля включительно чтили "вечные незыблемые законы формы" и остерегались "развеществления" или подчинения аморфной красочной стихии, как бы ни любили цвет.В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов Шишкин и Куинджи.Как раз в то время начиналось а искусстве гегемония пейзажа и как самостоятельного жанра, где царил Левитан, и как равноправного элемента бытовой, исторической, отчасти и портретной живописи. Вопреки прогнозам Стасова, полагающего, что роль пейзажа будет уменьшаться, она в 90-е годы возросла, как никогда. Преобладал лирический "пейзаж настроения" , ведущий свою родословную от Саврасова и Поленова.Одна из самых значительных страниц биографии Левитана - его дружба с А. П. Чеховым. Чехов и Левитан - ровесники. Судьбы их во многом схожи. Оба приехали в Москву из провинции."Когда я узнала Левитана, - вспоминала сестра Чехова Мария Павловна, - он жил на гроши, как и мой брат Николай, да и большинство других учеников, заработанные то продажей на ученической выставке, то исполнением кое-каких заказов. Ближе всего Левитан сошелся с нашей семьей уже после окончания школы, когда мы поселились в красивом имении Бабкине, под Москвой... С утра до вечера Левитан и брат были за работой... Левитан иногда прямо поражал меня, так упорно он работал, и стены его "курятника" быстро покрывались рядами превосходных этюдов... В дни отдыха мы часами просиживали с удочками где-нибудь в тени прибрежных кустов... Левитанлюбил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность...Искусство было для него чем-то даже святым... Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты» .С Антоном Павловичем Чеховым у Левитана установились своеобразные отношения. Они всегда поддразнивали друг друга, но те немногие высказывания и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан открывал свою душу только Чехову."Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи" , - признавался Левитан Чехову в одном из писем. В это же время Чехов пишет одному из своих адресатов: "Со мной живет Левитан, привезший... массу (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов. Талант его растет не по дням, а по часам..." Константин Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего. "Картины Левитана, - писал Паустовский, - требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков" .В повести Чехова "Три года" есть эпизод посещения художественной выставки в Училище живописи. Героиня повести Юлия рассеянно ходит по залам, и ей кажется, что на выставке много картин одинаковых. Но вот она "остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. На переднем плане речка, через него бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костер: должно быть, ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря.Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного" . Взволнованная тем, что "картина стала ей вдруг понятна" , Юлия "начала снова ходить по залам и осматривать картины, хотела понять их, и уже ей не казалось, что на выставке много одинаковых картин" .Пейзаж, описанный Чеховым, мог бы принадлежать Левитану, хотя это вымышленный писателем пейзаж: Чехов никогда ничего не брал прямо "из натуры" . Повесть "Три года" написана в 1894 году, когда творчество Левитана, друга Чехова, находилось в полном расцвете. Приведенный отрывок лучше всяких искусствоведческих исследований показывает, что такое "пейзаж настроения" , на какое восприятие он был рассчитан и что значило его "понимать" . Неопытная в живописи, но чуткая Юлия поняла - ее муж и знакомый, считавшие себя знатоками, не нашли в пейзаже "ничего особенного" . А она не могла им объяснить, потому что такие вещи и нельзя объяснить, их можно только почувствовать через свой душевный опыт.Картину "Осенний день. Сокольники" Левитан написал в 1879 году, она была одна из первых его работ. Картина экспонировалась на московской выставке и была куплена П. М. Третьяковым для его галереи. В те годы Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему было только 19 лет, но художник уже имел богатый жизненный опыт."... По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном... Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. "Осенний день в Сокольниках" первая картина выдающегося русского художника Исаака Левитана, где серая и золотея осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце... Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно" , - так писал о творчестве выдающегося русского пейзажиста Исаака Левитана известный советский писатель Константин Паустовский.Летом 1890 года Левитан едет в Юрьевец и среди многочисленных пейзажей и этюдов пишет вид Кривоозерского монастыря. Так рождается замысел одной из лучших картин художника «Тихая обитель» , где образ тихой обители и мостков через реку, соединявших ее с окружающим миром, выражали глубокие размышления художника о жизни. Известно, что эта картина произвела сильное впечатление на Чехова.Левитан не населял свой пейзажи людьми. Достаточно вспомнить, что фигуру женщины вкартине "Осенний день. Сокольники" написал Николай Чехов, брат писателя. И тем не менее картины Левитана теснейшим образом связаны с переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства людей. Для него понять природу - означало передать самые свой сокровенные мысли, раздумья о месте человека в мироздании, о его сложных и противоречивых отношениях с окружающим миром.Многие произведения Левитана проникнуты грустью может быть оттого, что величественная природа находится в такой дисгармонии с жизнью человека.Картину "Владимирка" в 1894 году Левитан принес в дар П. Н. Третьякову для галереи.Владимирка - это большая дорога Владимировской губернии. В одном из воспоминании оЛевитане читаем: "однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на староеВладимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелестью... и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога... "постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда..." . И в тишине поэтической картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть" .Так возник замысел пейзажа, который называют социальным. Чувство, пережитое художником, здесь с большей определенностью, чем в других картинах, превратилась в скорбную тему народного движения. Это подлинный документ эпохи, пейзаж, стоящий в одном ряду с произведениями, обличающими гнет, насилие и произвол царской России. Название картины - "Владимирка" - у людей того времени вызывала социальные ассоциации, заставляя вообразить вполне определенные картины жизни России. Но, кроме названия, картина не содержит больше никаких разъясняющих элементов, это чистый пейзаж, в котором Левитан не поступился красотой русской природы, не умолил ее поэтической прелести и величественности.Как удалось художнику средствами пейзажа добиться в картине социального звучания?Безусловно, главнейшим в картине для понимания ее смысла является образ дороги. Она

Материалы по теме:

ruslit.biz


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта