Сочинение по картине И. И. Левитана “Тихая обитель”. Тихая обитель картина левитана


Сочинение по картине Левитана Тихая обитель

Этот известных художник, является непревзойденным мастером пейзажного жанре, так как большинство его работ выполнена этом виде, но нужно отметить, что основное место в его работах занимает церковная тематика. Карина «Тихая обитель», является подобным примером, так как она показывает всю красоту и нетронутость русской природы в одном тихом и святом месте.

На Руси очень большое количество святых мест, которые доставляют всем людям чувство умиротворенности, а мастеру удалось прекрасно передать всю красоту этого святого места. На переднем плане мы наблюдаем тихую, небольшую речку, которая течет своим спокойным и размеренным течением, вода в этой речушке очень чистая, так как в ней отражаются все местные красоты и это выполнено очень качественно. Художнику прекрасно удалось словить свет и от этого картина имеет свой определенный, таинственный смысл.

Мостик через речкуПри создании этой картины, мастер использует очень светлые краски, которые дают ощущение присутствия в этом месте. Через речку идет мостик, который играет определенный смысл в этом пейзажном сюжете, так как он похож на дорогу, которая ведет нас к вере, а она постигается очень непросто. В дали мы видим церкви, которые украшают этот неземной пейзаж. Все это напоминает благодать и спокойствие, так как сама природа расположилась таким образом, что именно тут обязаны стоять храмы, которые являются последней пристанью для человека.

Церковь в далиКартина дышит свежестью и у человека возникает ощущение, что он незримо присутствует в этом душевном месте. Мастер использует зеленые краски, что прекрасно передает ту прекрасную пору года. Этот художник очень четко передает все мелочи, которые украшают этот неземной пейзаж. Все очень натурально и реально, так как природа прекрасна, а художнику это очень хорошо удается передать. Мы должны ценить эти счастливые моменты, которые дарит нам эти прекрасные места.

Когда смотришь на эту прекрасную работу, то возникает желание, которое заставляет нас посетить это место, которое должен посетить каждый человек, но такого момента не у каждого может быть, а эти произведения позволяют нам испытать эти прекрасные ощущения. Посмотрев на это чудо, мы как бы отдыхаем, всей душой и телом, и получаем очень большой заряд энергии, которая позволяет нам жить и творить, а это самое важное, что нужно для человека, который желает просто жить и наслаждаться каждым жизненным моментом.

www.soloby.ru

Сочинение по картине И. И. Левитана «Тихая обитель»

Сочинение по картине И. И. Левитана «Тихая обитель»

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) родился в ме­стечке Кибартай в Литве в небогатой еврейской семье. Отец прилагал все усилия к тому, чтобы дети по­лучили достойное образование. В начале 1870 гг. семья перебралась в Москву, где вскоре старший брат Исаака Ильича поступил в Московское училище жи­вописи, ваяния и зодчества. Через пару лет в то же учебное заведение поступил Исаак Ильич.

Способности братьев, в особенности Исаака, быст­ро привлекли внимание наставников, среди которых были такие выдающиеся мастера, как В. Г. Перов, А. К. Саврасов и В. Д. Поленов.

В то же время семью одно за другим преследо­вали несчастья. Сначала умерла мать, затем тяжело заболел отец, материальное положение настолько ухудшилось, что руководство училища периодически оказывало братьям материальную помощь и даже освободило их от оплаты обучения.

Когда умер отец, для осиротевших детей — а кроме брата, у Исаака, было ещё две сестры — наступи­ла особенно тяжкая нужда. Когда в 1885 г. Исаак Левитан окончил училище, диплома он не получил. Хотя через некоторое время к нему пришли призна­ние и деньги, здоровье молодого человека оказалось серьёзно подорвано годами нищеты. Он прожил всего 39 лет, но за свою короткую жизнь успел создать нема­ло гениальных полотен. На своих картинах Левитан с пронзительной убедительностью показал красоту среднерусского пейзажа, которую до него не призна­вали и не замечали.

Картина «Тихая обитель», которая в настоящее время хранится в Третьяковской галерее, была напи­сана в 1890 г., вскоре после возвращения Левитана из его первой поездки, за границу. На всеобщее обозрение картина была представлена в 1891 г. на одной из выставок, организованных Товариществом передвижных художественных выставок («передвиж­никами»). Это полотно принесло Левитану широкую известность. Хотя он рисовал и выставлялся и раньше, есть мнение, что именно в «Тихой обители» впервые проявилась его самобытная манера, позволяющая раскрыть прелесть неброского русского пейзажа.

В частности, художник А. Н. Бенуа, современ­ник Левитана, так отзывался о его творчестве: «В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их на­стежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спёртое выставочное зало… ».

Но не только собратья по искусству — и просто лю­бители живописи обратили внимание на «Тихую оби­тель» Левитана. На выставку приходили по несколь­ко раз, чтобы вновь и вновь взглянуть на полотно, благодарили художника за ощущение мира и покоя, запечатлённое в картине.

Интересно, что картина «Тихая обитель» не яв­ляется точным художественным воспроизведением конкретной местности. Согласно сохранившимся вос­поминаниям, замысел подобной картины возник у ху­дожника за несколько лет до её создания, в 1887 г., под впечатлением заката над Саввино-Сторожёвским монастырём близ Звенигорода. Но на картине на­шли воплощение образы двух монастырей, располо­женных в разных местностях. Это уже упомянутый Саввино-Сторожёвский монастырь под Звенигородом и Кривозерский (называемый также Кривоезерский и Кривоозерский) близ Юрьевца на Волге.

Судьба этих монастырей сложилась по-разному. Кривозерский монастырь не сохранился — но остал­ся образ, запечатлённый Левитаном, и не только в «Тихой обители». Похожий монастырь художник изобразил и на другой картине, созданной чуть поз­же — «Вечерний звон». Это полотно также находится в Третьяковской галерее. А монастырь после револю­ции 1917 г. был закрыт, в 50-х гг. XX в. попал в зону затопления Горьковского водохранилища. Саввино-Сторожёвский монастырь тоже закрывали, но ему по­везло больше, в 1995 г. началось его восстановление, ныне он действующий.

Итак, «Тихая обитель» является пейзажем, со­зданным воображением художника, соединившего фрагменты реально существующих местностей. Но главное не это, а настроение, которое создаёт картина, чувство, которым она пронизана.

Интересно, что в повести А. П. Чехова «Три года» есть описание картины, по сюжету очень похожей на «Тихую обитель». В одном из эпизодов героиня, пришедшая на выставку живописи, заворожено рас­сматривает картину, где «на переднем плане речка, через неё бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в тёмной траве, поле… А вдали догорает вечерняя заря. (…) И почему-то вдруг ей стало ка­заться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз (…) и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного».

Действительно, значительную часть переднего пла­на картины — почти половину по горизонтали — занимает изображение реки. В самом низу полотна кусочек берега, с которого и «смотрит» вдаль худож­ник. Бережок, густо поросший травой и кустарником, пересекает тропинка, ведущая к деревянному мости­ку, переброшенному через реку. На противоположном берегу продолжением мостика выступает тропинка, которая разветвляется в две стороны. Мостик сильно обветшал: дерево потемнело, в настиле местами не хватает досок.

Противоположный берег зарос лесом, из гущи ко­торого тянутся к небу купола двух храмов. Справа — пятиглавый: большой купол в центре, по углам по куполу поменьше. Неподалёку от этой церкви, чуть левее, виднеется ещё один небольшой купол. Судя по сохранившимся фотографиям Кривозерского мона­стыря, он и послужил прототипом церкви в правой части «Тихой обители». Стены храма белые, а четы­рёхскатная крыша и купола зелёные, словно нарочно под цвет окружающего леса.

В левой части картины изображена одноглавая церковь с колокольней, «моделью» для которой стала Саввино-Сторожёвская обитель. И снова — белый и зелёный цвета: белые стены храма и колокольни, зелёная крыша, с которой поднимается небольшой купол церкви. А надо всем этим — речкой, ветхим мостиком, величественными куполами храмов — яс­ное небо, по которому неторопливо плывут облака, озарённые закатными отблесками.

Дальний лесистый берег с храмами и небо с об­лаками отражаются в воде, как в зеркале. Художник живо воссоздал атмосферу летнего дня, точнее, ве­чера, когда ещё светло. И ощущение тишины — не только физической тишины, отсутствие лишних зву­ков, кроме звуков природы — но и тишины внутренней, умиротворённого созерцания, тоже явственно ощуща­ется при взгляде на картину Левитана. Удивительно, как посредством красок удалось это передать; удиви­тельно вдвойне, если вспомнить, что жизнь самого художника была полна тревог и невзгод, что он был серьёзно болен и подвержен приступам тяжёлой ме­ланхолии. Видимо, истинный мастер, когда творит, живёт иной жизнью, чем в остальное время. Какие бы бури не тревожили душу самого художника, на его картине — тихий уголок душевного покоя, в лесной глуши, вдали от земных соблазнов. ..

На этой странице искали :
  • сочинение по картине и и левитана лесистый берег
  • Сочинение по картине левитана тихая обитель
  • сочинение по картине тихая обитель
  • сочинение тихая обитель
  • тихая обитель левитан сочинение

vsesochineniya.ru

Работа с картиной. Поход в "Музейный дом". Картина И.Левитана "Тихая обитель.", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • обучение навыкам анализа живописного произведения на примере картины Исаака Левитана “Тихая обитель”

Задачи:

  1. Учить школьников составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ.
  2. Развивать умения рассуждать, подтверждать своё мнение деталями живописного произведения на материале репродукции картины Исаака Левитана “Тихая обитель”
  3. Прививать любовь к природе, Родине.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

II. Работа над материалом

1. Мы с вами отправляемся в “Музейный Дом”. Рассмотрим репродукцию картины Исаака Левитана “Тихая обитель”. (Обучающиеся рассматривают картину, а учитель читает стихотворение “Благовест”)

Благовест

Алексей Толстой 1840-е годы

Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами.

Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло!

К себе он тянет Неодолимо, Зовёт и манит Он в край родимый,

В край благодатный, Забытый мною, – И, непонятной Томим тоскою,

Молюсь и каюсь я, И плачу снова, И отрекаюсь я От дела злого;

Далеко странствуя Мечтой чудесною, Через пространства я Лечу небесные,

И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает…

2. Слово о художнике. (портрет)

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Юношеские годы Левитана прошли в тяжёлой нужде и лишениях. Рано оставшись без матери и отца, он испытал всю горечь бедности, унижений и даже гонений.

Необыкновенное дарование художника было замечено уже во время обучения его в Училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1873 году. Он был любимым учеником Саврасова и, по М.В. Нестерова, “слыл в школе за талант”. В 1880г. в жизни Левитана произошло знаменательное событие. Одна из первых его картин, “Осенний день. Сокольники” (1879), представленная на ученической выставке училища, была приобретена П. М. Третьяковым в его уже знаменитую к тому времени галерею.

Левитан любил природу до восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал её, умел настроиться на её состояния. Свое восхищение перед солнечным светом и любование многообразной игрой красок в природе лучше всего художнику удалось запечатлеть в своих небольших, простых по мотиву, но прелестнейших произведениях. Но поистине раскрыться дарованию Левитана помогли поездки художника на Волгу. Могучая русская река подарила Исааку Левитану новые мотивы и образы.

Последние два года жизни Левитан вёл пейзажную мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Между учителем и учениками были великолепные отношения. Ученики Левитана потом стали пейзажистами, иные хорошими, а П.И. Петровичев – знаменитым. Интересно, что все они оставили об учителе воспоминания – редкий случай в художественной среде.

В последнее десятилетие жизни, в 90-е годы XIX века, были созданы и украсили галерею П.М. Третьякова работы, превратившие фамилию Левитан – в имя. А сколько было пройдено по России дорог в поисках мотивов для пейзажей! И нечто больше, чем просто слова, несли для него понятия: лес, поля, цветы, трава, река, тихая заводь, омут… Позади оставалась значительная часть жизни. Но не уходила, возрастала самая большая любовь жизни – к природе. Художник умел слушать и слышать говор трав, понимал трепет цветов, шёпот листьев и не уставал повторять ученикам: “Больше любви, больше поклонения природе”. П.И. Петровичев рассказывает, например, как однажды они шли с Левитаном по лесу. В руках у Петровичева была трость, и он, разговаривая с учителем, машинально сбивал тростью с попадавшихся кустов и деревьев жёлтые листья.

“– Петровичев, что вы делаете? – спросил, вдруг остановившись, Левитан.

– Да ничего не делаю.

– Как вам не стыдно! От нечего делать вы сшибаете листья, вы вред наносите дереву, оно болеет…”

Зимой, когда невозможно было работать на улице, Левитан приносил в свою пейзажную мастерскую в училище букеты цветов. Каждый раз новые, чтобы ученики могли и зимой работать с живой натурой.

Однажды, когда Левитан работал на этюдах вместе с учениками под Москвой, он сказал: “А что, господа, вдруг мы с вами прославимся, как барбизонцы… Я скоплю денег … выкуплю свою мастерскую и, когда стану совсем старой калошей и умру, вы устроите в нём – Дом Пейзажа”.

Заметьте – не Дом Левитана, нет. Художник хотел подарить Москве Дом Пейзажа.

3. Работа над картиной с использованием рамки и лупы.

– Где находится картина И. Левитана “Тихая обитель”?

(В Государственной Третьяковской Галерее)

Рассматривание репродукции

– Как ты думаешь, почему художник назвал картину “Тихая обитель”? Видно ли по этой работе, что природа Плёса произвела на художника сильное впечатление?

Почувствовать тишину и покой, разлитые в пейзаже. Безветренная погода, спокойная гладь воды, в которой отражаются храмы монастыря и розовые предзакатные облака, – видно, что художник любуется этим местом волжской природы.

– Что делает этот пейзаж необыкновенно красивым, праздничным?

Обратить внимание детей на то, как чередуются и повторяются контрастные по цвету изображения берега и неба; как отражаются в воде церкви и облака – это придаёт пейзажу равновесие и праздничную торжественность. Пейзаж выглядит сказочно нарядным благодаря его красочной насыщенности: золотистые, голубые, розовые и сиреневые краски неба; зеленовато-багряный лес бело-золотые храмы…

А что – близким и обжитым? Что в нём напоминает о присутствии людей? Какие детали картины подтверждают, что в этом сказочно прекрасном месте живут обыкновенные люди?

Школьники обратят внимание на деревянные мостки, переброшенные с одного берега на другой. Предложить детям мысленно пройти по этим мосткам, держась за деревянные, отполированные руками людей перила, ощущая лёгкое покачивание мостика и скрип досок под ногами. Обратить внимание детей на то, что мостки старые, с заплатками (недалеко от ближнего к нам берега на месте выпавших досок перекинуты две горизонтальные дощечки). Ребята могут мысленно попутешествовать по пейзажу: обнаружить тропинку, ведущую к мосткам, ступеньки и тропку на другой стороне реки, которые ведут к монастырю. Главное, чтобы школьники мысленно присвоили пространство картины, ощутили присутствие в нём людей.

Дать возможность высказать своё мнение каждому обучающемуся на любой вопрос.

Чтение учителем стихотворения Н. Рыленков

Всё в тающей дымке: холмы, перелески. Здесь краски не ярки, и звуки не резки. Здесь медленны реки, туманны озёра И всё ускользает от беглого взора. Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно. Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно, Чтоб вдруг отразили прозрачные воды Всю прелесть застенчивой русской природы.

4. Галерея картин Левитана.

Показать обучающимся картины: “Вечер. Золотой плёс”, “У омута”, “Берёзовая роща”, “Март”, “Первая зелень”, “После дождя. Плёс”, “Золотая осень”

Дети по желанию высказывают свои впечатления об увиденных картинах.

III.  Итог урока

1. Обобщить

2. Домашнее задание

– Составить и написать повествование или описание по картине.

Презентация

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сочинение по картине И. И. Левитана "Тихая обитель" (1/1) - Примеры сочинений

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) родился в ме­стечке Кибартай в Литве в небогатой еврейской семье. Отец прилагал все усилия к тому, чтобы дети по­лучили достойное образование. В начале 1870 гг. семья перебралась в Москву, где вскоре старший брат Исаака Ильича поступил в Московское училище жи­вописи, ваяния и зодчества. Через пару лет в то же учебное заведение поступил Исаак Ильич.

Способности братьев, в особенности Исаака, быст­ро привлекли внимание наставников, среди которых были такие выдающиеся мастера, как В. Г. Перов, А. К. Саврасов и В. Д. Поленов.

В то же время семью одно за другим преследо­вали несчастья. Сначала умерла мать, затем тяжело заболел отец, материальное положение настолько ухудшилось, что руководство училища периодически оказывало братьям материальную помощь и даже освободило их от оплаты обучения.

Когда умер отец, для осиротевших детей — а кроме брата, у Исаака, было ещё две сестры — наступи­ла особенно тяжкая нужда. Когда в 1885 г. Исаак Левитан окончил училище, диплома он не получил. Хотя через некоторое время к нему пришли призна­ние и деньги, здоровье молодого человека оказалось серьёзно подорвано годами нищеты. Он прожил всего 39 лет, но за свою короткую жизнь успел создать нема­ло гениальных полотен. На своих картинах Левитан с пронзительной убедительностью показал красоту среднерусского пейзажа, которую до него не призна­вали и не замечали.

Картина «Тихая обитель», которая в настоящее время хранится в Третьяковской галерее, была напи­сана в 1890 г., вскоре после возвращения Левитана из его первой поездки, за границу. На всеобщее обозрение картина была представлена в 1891 г. на одной из выставок, организованных Товариществом передвижных художественных выставок («передвиж­никами»). Это полотно принесло Левитану широкую известность. Хотя он рисовал и выставлялся и раньше, есть мнение, что именно в «Тихой обители» впервые проявилась его самобытная манера, позволяющая раскрыть прелесть неброского русского пейзажа.

В частности, художник А. Н. Бенуа, современ­ник Левитана, так отзывался о его творчестве: «В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их на­стежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спёртое выставочное зало... ».

Но не только собратья по искусству — и просто лю­бители живописи обратили внимание на «Тихую оби­тель» Левитана. На выставку приходили по несколь­ко раз, чтобы вновь и вновь взглянуть на полотно, благодарили художника за ощущение мира и покоя, запёчатлённое в картине.

Интересно, что картина «Тихая обитель» не яв­ляется точным художественным воспроизведением конкретной местности. Согласно сохранившимся вос­поминаниям, замысел подобной картины возник у ху­дожника за несколько лет до её создания, в 1887 г., под впечатлением заката над Саввино-Сторожёвским монастырём близ Звенигорода. Но на картине на­шли воплощение образы двух монастырей, располо­женных в разных местностях. Это уже упомянутый Саввино-Сторожёвский монастырь под Звенигородом и Кривозерский (называемый также Кривоезерский и Кривоозерский) близ Юрьевца на Волге.

Судьба этих монастырей сложилась по-разному. Кривозерский монастырь не сохранился — но остал­ся образ, запёчатлённый Левитаном, и не только в «Тихой обители». Похожий монастырь художник изобразил и на другой картине, созданной чуть поз­же — «Вечерний звон». Это полотно также находится в Третьяковской галерее. А монастырь после револю­ции 1917 г. был закрыт, в 50-х гг. XX в. попал в зону затопления Горьковского водохранилища. Саввино- Сторожёвский монастырь тоже закрывали, но ему по­везло больше, в 1995 г. началось его восстановление, ныне он действующий.

Итак, «Тихая обитель» является пейзажем, со­зданным воображением художника, соединившего фрагменты реально существующих местностей. Но главное не это, а настроение, которое создаёт картина, чувство, которым она пронизана.

Интересно, что в повести А. П. Чехова «Три года» есть описание картины, по сюжету очень похожей на «Тихую обитель». В одном из эпизодов героиня, пришедшая на выставку живописи, заворожено рас­сматривает картину, где «на переднем плане речка, через неё бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в тёмной траве, поле... А вдали догорает вечерняя заря. (...) И почему-то вдруг ей стало ка­заться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз (...) и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного».

Действительно, значительную часть переднего пла­на картины — почти половину по горизонтали — занимает изображение реки. В самом низу полотна кусочек берега, с которого и «смотрит» вдаль худож­ник. Бережок, густо поросший травой и кустарником, пересекает тропинка, ведущая к деревянному мости­ку, переброшенному через реку. На противоположном берегу продолжением мостика выступает тропинка, которая разветвляется в две стороны. Мостик сильно обветшал: дерево потемнело, в настиле местами не хватает досок.

Противоположный берег зарос лесом, из гущи ко­торого тянутся к небу купола двух храмов. Справа — пятиглавый: большой купол в центре, по углам по купол»у поменьше. Неподалёку от этой церкви, чуть левее, виднеется ещё один небольшой купол. Судя по сохранившимся фотографиям Кривозерского мона­стыря, он и послужил прототипом церкви в правой части «Тихой обители». Стены храма белые, а четы­рёхскатная крыша и купола зелёные, словно нарочно под цвет окружающего леса.

В левой части картины изображена одноглавая церковь с колокольней, «моделью» для которой стала Саввино-Сторожёвская обитель. И снова — белый и зелёный цвета: белые стены храма и колокольни, зелёная крыша, с которой поднимается небольшой купол церкви. А надо всем этим — речкой, ветхим мостиком, величественными куполами храмов — яс­ное небо, по которому неторопливо плывут облака, озарённые закатными отблесками.

Дальний лесистый берег с храмами и небо с об­лаками отражаются в воде, как в зеркале. Художник живо воссоздал атмосферу летнего дня, точнее, ве­чера, когда ещё светло. И ощущение тишины — не только физической тишины, отсутствие лишних зву­ков, кроме звуков природы — но и тишины внутренней, умиротворённого созерцания, тоже явственно ощуща­ется при взгляде на картину Левитана. Удивительно, как посредством красок удалось это передать; удиви­тельно вдвойне, если вспомнить, что жизнь самого художника была полна тревог и невзгод, что он был серьёзно болен и подвержен приступам тяжёлой ме­ланхолии. Видимо, истинный мастер, когда творит, живёт иной жизнью, чем в остальное время. Какие бы бури не тревожили душу самого художника, на его картине — тихий уголок душевного покоя, в лесной глуши, вдали от земных соблазнов...

retsepty-vkusno.ru

Сочинение по картине И. И. Левитана “Тихая обитель”

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) родился в ме­стечке Кибартай в Литве в небогатой еврейской семье. Отец прилагал все усилия к тому, чтобы дети по­лучили достойное образование. В начале 1870 гг. семья перебралась в Москву, где вскоре старший брат Исаака Ильича поступил в Московское училище жи­вописи, ваяния и зодчества. Через пару лет в то же учебное заведение поступил Исаак Ильич.

Способности братьев, в особенности Исаака, быст­ро привлекли внимание наставников, среди которых были такие выдающиеся мастера, как В. Г. Перов, А. К. Саврасов и В. Д. Поленов.

В то же время семью одно за другим преследо­вали несчастья. Сначала умерла мать, затем тяжело заболел отец, материальное положение настолько ухудшилось, что руководство училища периодически оказывало братьям материальную помощь и даже освободило их от оплаты обучения.

Когда умер отец, для осиротевших детей — а кроме брата, у Исаака, было ещё две сестры — наступи­ла особенно тяжкая нужда. Когда в 1885 г. Исаак Левитан окончил училище, диплома он не получил. Хотя через некоторое время к нему пришли призна­ние и деньги, здоровье молодого человека оказалось серьёзно подорвано годами нищеты. Он прожил всего 39 лет, но за свою короткую жизнь успел создать нема­ло гениальных полотен. На своих картинах Левитан с пронзительной убедительностью показал красоту среднерусского пейзажа, которую до него не призна­вали

и не замечали.

Картина “Тихая обитель”, которая в настоящее время хранится в Третьяковской галерее, была напи­сана в 1890 г., вскоре после возвращения Левитана из его первой поездки, за границу. На всеобщее обозрение картина была представлена в 1891 г. на одной из выставок, организованных Товариществом передвижных художественных выставок (“передвиж­никами”). Это полотно принесло Левитану широкую известность. Хотя он рисовал и выставлялся и раньше, есть мнение, что именно в “Тихой обители” впервые проявилась его самобытная манера, позволяющая раскрыть прелесть неброского русского пейзажа.

В частности, художник А. Н. Бенуа, современ­ник Левитана, так отзывался о его творчестве: “В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление “Тихой обители” произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их на­стежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спёртое выставочное зало… “.

Но не только собратья по искусству — и просто лю­бители живописи обратили внимание на “Тихую оби­тель” Левитана. На выставку приходили по несколь­ко раз, чтобы вновь и вновь взглянуть на полотно, благодарили художника за ощущение мира и покоя, запечатлённое в картине.

Интересно, что картина “Тихая обитель” не яв­ляется точным художественным воспроизведением конкретной местности. Согласно сохранившимся вос­поминаниям, замысел подобной картины возник у ху­дожника за несколько лет до её создания, в 1887 г., под впечатлением заката над Саввино-Сторожёвским монастырём близ Звенигорода. Но на картине на­шли воплощение образы двух монастырей, располо­женных в разных местностях. Это уже упомянутый Саввино-Сторожёвский монастырь под Звенигородом и Кривозерский (называемый также Кривоезерский и Кривоозерский) близ Юрьевца на Волге.

Судьба этих монастырей сложилась по-разному. Кривозерский монастырь не сохранился — но остал­ся образ, запечатлённый Левитаном, и не только в “Тихой обители”. Похожий монастырь художник изобразил и на другой картине, созданной чуть поз­же — “Вечерний звон”. Это полотно также находится в Третьяковской галерее. А монастырь после револю­ции 1917 г. был закрыт, в 50-х гг. XX в. попал в зону затопления Горьковского водохранилища. Саввино-Сторожёвский монастырь тоже закрывали, но ему по­везло больше, в 1995 г. началось его восстановление, ныне он действующий.

Итак, “Тихая обитель” является пейзажем, со­зданным воображением художника, соединившего фрагменты реально существующих местностей. Но главное не это, а настроение, которое создаёт картина, чувство, которым она пронизана.

Интересно, что в повести А. П. Чехова “Три года” есть описание картины, по сюжету очень похожей на “Тихую обитель”. В одном из эпизодов героиня, пришедшая на выставку живописи, заворожено рас­сматривает картину, где “на переднем плане речка, через неё бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в тёмной траве, поле… А вдали догорает вечерняя заря. (…) И почему-то вдруг ей стало ка­заться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз (…) и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного”.

Действительно, значительную часть переднего пла­на картины — почти половину по горизонтали — занимает изображение реки. В самом низу полотна кусочек берега, с которого и “смотрит” вдаль худож­ник. Бережок, густо поросший травой и кустарником, пересекает тропинка, ведущая к деревянному мости­ку, переброшенному через реку. На противоположном берегу продолжением мостика выступает тропинка, которая разветвляется в две стороны. Мостик сильно обветшал: дерево потемнело, в настиле местами не хватает досок.

Противоположный берег зарос лесом, из гущи ко­торого тянутся к небу купола двух храмов. Справа — пятиглавый: большой купол в центре, по углам по куполу поменьше. Неподалёку от этой церкви, чуть левее, виднеется ещё один небольшой купол. Судя по сохранившимся фотографиям Кривозерского мона­стыря, он и послужил прототипом церкви в правой части “Тихой обители”. Стены храма белые, а четы­рёхскатная крыша и купола зелёные, словно нарочно под цвет окружающего леса.

В левой части картины изображена одноглавая церковь с колокольней, “моделью” для которой стала Саввино-Сторожёвская обитель. И снова — белый и зелёный цвета: белые стены храма и колокольни, зелёная крыша, с которой поднимается небольшой купол церкви. А надо всем этим — речкой, ветхим мостиком, величественными куполами храмов — яс­ное небо, по которому неторопливо плывут облака, озарённые закатными отблесками.

Дальний лесистый берег с храмами и небо с об­лаками отражаются в воде, как в зеркале. Художник живо воссоздал атмосферу летнего дня, точнее, ве­чера, когда ещё светло. И ощущение тишины — не только физической тишины, отсутствие лишних зву­ков, кроме звуков природы — но и тишины внутренней, умиротворённого созерцания, тоже явственно ощуща­ется при взгляде на картину Левитана. Удивительно, как посредством красок удалось это передать; удиви­тельно вдвойне, если вспомнить, что жизнь самого художника была полна тревог и невзгод, что он был серьёзно болен и подвержен приступам тяжёлой ме­ланхолии. Видимо, истинный мастер, когда творит, живёт иной жизнью, чем в остальное время. Какие бы бури не тревожили душу самого художника, на его картине — тихий уголок душевного покоя, в лесной глуши, вдали от земных соблазнов. ..

Глоссарий:

– сочинение по картине и и левитана лесистый берег

– Сочинение по картине левитана тихая обитель

– сочинение по картине тихая обитель

– сочинение тихая обитель

– тихая обитель левитан сочинение

.

ege-essay.ru

Сочинение по картине Левитана «Тихая обитель»

Одно из самых знаменитых произведений Исаака Левитана «Тихая обитель» написана в 1890 году в жанре «церковного пейзажа».

Что может быть проще этой картины? Летнее утро. Безветренная погода, спокойная студеная речная гладь плавно огибает лесистый мысок. Через нее перекинут жиденький мост на жердочках. Из-за берез противоположного берега алеют в холодных, розовых лучах, на совершенно светлом небе, купола и колокольня небольшого монастыря. Мотив поэтичный, милый, изящный – видно, что художник любуется этим местом волжской природы. Чувствуется тишина и покой, разлитые в пейзаже.

Чередуются и повторяются контрастные по цвету изображения берега и неба; как отражаются в воде церкви и облака – это придает пейзажу равновесие и праздничную торжественность. Пейзаж выглядит сказочно нарядным благодаря его красочной насыщенности: золотистые, голубые, розовые и сиреневые краски неба; зеленовато-багряный лес бело-золотые храмы.

И в этом сказочно прекрасном месте живут обыкновенные люди. Деревянные мостки, тропка, монастырские строения, все это создано людьми. Мысленно пройдем по переброшенным мосткам с одного...

берега на другой, держась за деревянные, отполированные руками людей, перила, ощущая легкое покачивание мостика и скрип досок под ногами. Мостки старые, с заплатками, недалеко от ближнего к нам берега, на месте выпавших досок, перекинуты две горизонтальные дощечки.

На другой стороне реки – ступеньки, сделанные заботливыми руками в косогоре и плотно утрамбованная множеством человеческих ног тропинку, которые ведут к часто посещаемому паломниками православному монастырю. Органично вписаны в пейзаж особенности архитектуры двух церквей и монастырских построек. Единство пейзажа и архитектуры в произведении говорит о гармонии человека и природы.

С картины словно льется струя свежего, душистого воздуха точно с раскрытых настежь окон. Кажется, что эти облака, лес, поле видела уже давно и много раз, и хочется идти и идти по тропинке, и там, где утренняя заря, покоится отражение чего-то неземного, вечного. От увиденного создается блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, которое вызывает этот тихий уголок земли русской, изолированный от всего мира.

schoolessay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта