Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Передо мной картина левитана
Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». | Пчёлка
Сочинение-описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) Один из родоначальников пейзажной живописи конца 19 века. Искусство стало призванием. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась вскоре после поступления в училище. За свою двадцатилетнюю творческую деятельность Левитаном было создано несколько сотен картин.
«Золотая осень» 1895
- Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника — слишком ярко, смело выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально…
«Золотая осень» 1896
Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?
Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу?
1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?
2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа?
3) Что изображено на переднем плане?
4 ) Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.
Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево.
У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая.
5) Почему? Как вы думаете?
Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.
6) Что растет по берегам речки?
По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст
8) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана? В начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
9) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?
10).Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие?
На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.
Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?
Составление плана.
-Сколько будет частей в сочинении?
-Как называются части
-О чём будем рассказывать в первой части?
—
Какими словами можно начать?
-Что будем описывать во второй части?
-Что именно будем описывать?
-Как начнёте описание?
-О чём будем писать в третьей части?
-Как можно начать заключительную часть?
( В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).
«Передо мной картина известного художника…»
(В ней будем описывать картину).
(Реку, берёзки, небо, поле, дома.)
На картине изображена ранняя осень…
О своих чувствах, об отношении к картине.
Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…
Мне эта картина нравится тем то…
План
1.Передо мной — картина известного художника…
2.Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины.)
На картине изображена ранняя осень…
3.Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…
Перед нами репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень». Это пейзаж ясного дня. Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые берёзки сплошь покрыты золотой листвой. Розоватые лёгкие облака плывут по нежно – голубому небу.
Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица.
Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке тёмно – синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая берёзка определяет поворот реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и тёмные .
Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.
Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет тёмных, мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух.
Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6518/121447594.1d5/0_a2b3b_23bc06f3_XL.jpg
Репродукция 1895 года
http://www.art-catalog.ru/data_picture_new_2013/1/107.jpg Репродукция 1896 года
Примерное сочинение из материала
Капитоновой Ларисы Николаевны,
Сочинение по картине Левитана Весна большая вода, 4 класс (описание)
Весна большая водаПервый вариант сочинения.
После трудной, холодной зимы, постепенно, словно нехотя, просыпается природа. Отзвенела капель, и все выше и выше над горизонтом в обеденную пору поднимается солнце. И вот тогда становится заметно насколько чист воздух, насколько он прозрачен. И на душе также чисто и все понятно. И думается только о хорошем.
Но… Пришла большая вода. Для природы она настоящее благо, свою порцию питательного ила получат заливные луга, прочистятся родники питающие реку, в русле появятся новые омуты где поселится рыба. Да вот незадача, человек, который всю свою историю селится поближе к воде, от большой воды может весьма пострадать. Случается, что некоторые деревни в весеннее половодье попадают на некоторое время в изоляцию. В таком случае связь с большой землей осуществляется при помощи лодки. Именно ее изобразил Левитан на переднем плане своего знаменитого произведения «Весна. Большая вода». Этим он нам показывает, что бывают в жизни случаи, когда даже такая невзрачная вещь, как эта маленькая лодочка, приобретает значительность. Каждый зритель рассматривая картину, невольно становится соавтором сюжета.
Вдали виднеется деревенька, каких в России немало, подтопленная, серая, и от этого становится немного грустно.Основную часть пейзажа занимает вода, это река вышедшая из берегов. Она залила огромные пространства, и замерла в тихом ожидании. Деревья тоже стоят притихшие, они еще голые, без листвы, и словно в зеркале отражаются в спокойной воде в ожидании весеннего тепла. И все же, картина наполнена светом,
Чтобы передать все очарование весны, автор при написании картины пользуется яркими красками, использует много желтых тонов, от чего настроение у зрителя улучшается. Изображая воду и небо Исаак Левитан большую работу провел создавая огромное количество голубых оттенков, от светло-белого до насыщенного голубого цвета. Желтоватые стволы берез, отражаясь в воде создают у зрителя впечатление легкой воздушности.
С большим мастерством изображена узкая полоска берега, которая красиво изгибаясь уводит взгляд зрителя вдаль.
Лиризм и поэтичность, легкая грусть и вера в хорошее, все это присутствует в работах великого пейзажиста. Полотно «Весна. Большая вода» передает нам красоту прихода весны. Оно вселяет в нас оптимизм, желание стремиться к лучшему, и по праву занимает видное место в творчестве Исаака Левитана.
Краткое сочинение описание 4 класс.
Рассматривая картину «Весна. Большая вода.» И. Левитана невольно задумываешься о силе и красоте русской природы. Художник изобразил на полотне момент паводка, вода затопила все вокруг.
На переднем плане нарисована старенькая утлая лодочка. Видимо, не случайно она изображена на картине. Эта лодочка – символ бессилия человека перед природой. Но, в то же время, в картине нет ничего злого. Все очень спокойно, тихо, умиротворенно. Березки, затопленные водой, как будто застыли. Гладь разлившейся реки чиста и прозрачна, как зеркало. На заднем фоне мы видим долину с домами, где живут люди, возможно, это небольшая деревенька, или хутор. Вода не тронула дома, что, по замыслу художника, отражает единение человека и природы.
Картина навевает зрителю ощущение патриархальности, спокойствия. Нотки нежности присутствуют везде – цвета, в композиция, сюжет. Этим произведением искусства автор хотел выразить свою любовь к родной природе.
Третий вариант сочинения описания картины
Передо мной картина великого русского живописца И.Левитана «Весна. Большая вода». Полная очарования и притягательности она наводит на лирические размышления о приближающемся тепле, непостоянстве и неукротимости стихии.
На полотне изображен весенний пейзаж. Природа будто дышит первыми по-настоящему теплыми деньками, словно только что проснулась от зимнего, сковавшего её на долгие дни крепкого сна. Раскинувшееся широко сезонное половодье залило маленькую лесную чащу, еще не одевшуюся в зеленые яркие наряды.
На переднем плане у образовавшегося бережка одиноко приютилась лодочка – единственное средство передвижения деревенского люда.
От земли, прописанной коричневыми и оранжевыми тонами, веет прохладой. Весеннее солнце еще не нагрело её поверхность своими лучами.
Вода – кристальная чистая, словно гладь зеркала отражает бескрайнее синее небо, слегка подернувшееся пеленой туч, предвещающих непогоду. Но, несмотря на это, робкие лучики солнца, пробиваясь через плотные облака, все же играют нестройными бликами на водной глади. Нестройные очертания молодых березок и осин в воде зрительно делает их выше, играя с их отражениях в магическую игру зазеркалья. Их колеблющиеся тени, словно застенчиво танцуют танец. Деревья словно пленники среди воды, они выглядят нелепо, но тем ни менее по своему прекрасно.
Могучий ствол клена раскинул ветви, словно богатырь, высится он над слабыми, искривленными березами, наверняка не в первый раз переживает он весенний паводок.
Чуть дальше расположилась вечнозеленая ель, раскинув свои мохнатые лапы.
На заднем плане, вдалеке, можно разглядеть пару домиков застигнутых половодьем. Они совсем одинокие, оставлены до ухода воды, только и видны их черные печальные крыши. Справа от них острый глаз отыщет еще пару домов, которых обошло несчастье. Они расположены на пригорке и убереглись от своевольной весенней выходки природы.Тишина стоит кругом, не видно человека. Кажется, только легкий ветерок нарушает спокойствие, своим ласковым дуновением играя с ветвями деревьев.
На этом полотне русская природа – вся её мощь, красота и величие вырисовываются в простом, но ярком пейзаже. Переливаясь десятками оттенков различных красок, волшебница-весна, пробудив ото сна все живое, стремится раскрыть свои теплые объятия.
Чувствуется большая трепетная любовь, преданность и сопереживание художника русской природе своем творении.
Другие интересные картины
Интересные сочинения по картинам
sochinite.ru
Сочинение-описание по картине И.И.Левитана
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8Следующая ⇒«Золотая осень».
Материал из свободной энциклопедии:
Исаак Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана — обычно он использовал более мягкие и нежные тона.
Исаак Левитан: «Но что же делать, я не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором - пускай! Это прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, чем чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь изобразить, выразить эти большие ощущения, сознавая свое бессилие.»
Работы ребят по картине И.И.Левитана «Золотая Осень».
Овсеев Вова:
Как хороша осень на картине И.И.Левитана! У художника , как у великого поэта, «в багрец и золото одетые леса…». В воздухе летают паутинки. Это Бабье лето! В лесу пахнет грибами. Я бы хотел их там пособирать. Я слышу, как шумят листочки на березах, как высоко в небе кричат журавли. Трава и кусты пожелтели, только ёлочка стоит зелёная. А речка совсем узкая, высохла за лето. Небо тёмно-голубое и высокое - высокое. Далеко за полями видна деревня. Мне кажется, что я такое уже видел, словно художник нарисовал наш Чулым.
Палей Никита:
Картина И.И.Левитана выполнена масляными красками, а листья проработаны акварелью. Художник выбрал удачное место, если бы он поднялся выше, картина была бы не очень. На переднем плане пожелтевшие кусты и какая-то ягода. Хочу обратить ваше внимание на речку, по краям её можно понять, что она глубокая. Вода тёмная, чёрная, холодная. Её Левитан рисовал последней, ведь так принято у художников. Солнца не видно, но картина светлая и передаёт радостное настроение. Если вглядеться в пейзаж, то можно по трещинкам на нём понять, что картина старая. И это особенно ценно.
Лунёв Никита:
Перед нами картина известного русского художника И.И.Левитана «Золотая осень». Мне кажется, что я нахожусь в лесу. Сразу вспоминаются строки: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…». Судя по картине, в лесу начало октября, когда ещё не холодно, но и уже не жарко. На переднем плане изображены две молодые берёзки. Листья у них разноцветные: золотые и зелёные, оранжевые и бежевые. Левитан не ошибся в названии картины. У реки багряно-лиловые кустики. Скорее это ручей, а речка должна быть рядом. Вдали виднеется посёлок, справа поле, на котором урожай уже убрали.
Ларченко Мария:
Я любуюсь картиной Левитана «Золотая осень». Жёлтые листья падают на бледную траву. Небо светлое. Где-то вдали ещё виднеются зелёные листья. Речка вблизи тёмная, а вдали светлая. Это потому, что она глубокая. Мне кажется, что над рекой стоит большое белое облако. На переднем плане две берёзки, они тонкие и высокие. Листья почти все облетели. У стволов есть небольшая тень, думаю, что картина нарисована днём. Золотые листья прекрасно сочетаются с голубым небом. Картина написана маслом. Я тоже рисовала осенний пейзаж, но моя работа получилась не такой красивой.
Зайченко Артём:
Картина И.И.Левитана «Золотая осень» нарисована с душой. Художник использовал яркие краски. Осень вступила в свои права. Стоят, словно замерли, золотые берёзы, трава на полях пожелтела, а на берегу она ещё зелёная. Вдали видны избушки. Вода в реке тёмная. Это большое облако повисло над ней и закрыло солнце. А на кустах возле реки листочки красные и розовые. И это делает картину праздничной.
Курашкина Катя:
На картине Левитана «Золотая осень» я замечаю две натуральные берёзки, они уже почти осыпались, и только редкие листочки украшают их ветви. От деревьев падают тени. Вдалеке зелёный холм, на нём стоит небольшая деревня. Я смотрю на небо, оно словно живое, его можно даже потрогать. Художник цвета продумал до мелочей. Вот лиловый, а здесь оранжевый и бардовый. Я замечаю светло- и тёмно-зелёный цвет. Я чувствую запах дыма. Наверное, где-то неподалеку жарят шашлыки.
Валуева Альбина:
Я любуюсь картиной Левитана, где художник изобразил первые осенние деньки. Такое ощущение, что деревья и кусты просто разноцветные. А в траве золотые листочки с берёз. По небу плывут белые облака. Река чёрная, а возле берега голубая и фиолетовая. Вода уже холодная, купаться нельзя, осень. Вдалеке видны дома, мне кажется, что они все одинаковые. Мне очень нравится эта картина, потому что я люблю осень.
Тюришев Валентин:
Я внимательно рассматриваю картину Левитана «Золотая осень». По небу плывут облака. Стройные берёзки стоят на поляне. Листья на них словно золото. Длинные тени ложатся на траву. Перед рекой зелёный луг. Красные кусты горят на фоне реки. Пшеничные поля расположены в шахматном порядке. Как замечательно сочетаются тёмные и светлые оттенки. Как будто всё происходит наяву. Журчит прохладный ручей, шуршат листья под ногами. Ветви деревьев тянутся вверх. В воздухе пахнет листьями. Вот облака изменились и стали походить на корабли.
Корчубекова Айпери:
Я вижу картину Левитана «Золотая осень». На переднем плане художник изобразил две берёзки. Листья с них почти облетели. Вдали я вижу ярко-золотые деревья. Вдали, на заднем плане, виднеются дома. Над рекой ярко-зелёная трава. Мне кажется, что она холодная. Такая же студёная вода в тёмной реке. Мне нравится осень Левитана, словно там побывала на самом деле.
Трашкалёва Даша:
Перед нами картина Левитана «Золотая осень». Название картины неслучайно. Я вижу золотые деревья и золотые листочки. А стволы берёз тоненькие-тоненькие. Небо удивительно-светлое, с синим оттенком. Мне кажется, что у речки сидит сам художник. Дует лёгкий ветерок. Где-то в лесу жгут костры. Поляны пахнут скошенной травой. Светит яркое осеннее солнце. Под его лучами горит золотом лес.
Буглов Рома:
Передо мной знаменитая картина И.И.Левитана «Золотая осень». На переднем плане изображены две худенькие берёзки. На них хорошо видны разноцветные листья. Они и жёлтые, и красные, и бурые, и оранжевые. Я чувствую, что они в любой момент могут упасть или полететь по ветру. Левитан писал картину в тёплый осенний день. По ясному небу парили лёгкие облака. Большое облако уронило свою тень на речку, и вода стала тёмной. Картина И.И.Левитана удивительная. В ней я чувствую жизнь.
Осина Аня:
Перед нами картина Левитана «Золотая осень». Моё внимание привлекли две молоденькие берёзки. Как они хороши! Стволы тоненькие! А листья шевелятся от слабого дуновения ветерка. Вдалеке на пригорке стоит деревушка. А вот осенний лес, он очень живописный. Здесь преобладают золотисто-жёлтые тона. Сразу видно, что эта картина написана с любовью.
Дягилев Вадим:
Мне понятно, что на картине И.И.Левитана изображена осень. Я бы хотел там прогуляться. Я уже слышу шум листвы, шорох травы и крики птиц. Трава уже пожухла и пожелтела. Если хорошо приглядеться, то вдалеке на холме художник изобразил деревушку. Наверное, это его родина.
Калинченко Саша:
И.И.Левитан нарисовал осень. Падают золотые листья. Над рекой плывут облака. Я вижу, что художник применял разноцветные краски. Мне бы там, где бугор поднимается в гору, разжечь костёр. Там, в лесу, уже поспел шиповник, и летают паутинки. Спасибо хочу сказать художнику за удивительную картину «Золотая осень».
Берлов Паша:
Я смотрю на картину Левитана «Золотая осень». Деревья стоят сказочные, разноцветные. Вот речка, берег ещё зелёный, но ярко горят багровые кусты на фоне холодной реки. Тени берёз чётко копируют деревья. Лес пахнет цветами и осенними листьями. Картина дарит нам хорошее настроение.
Трифонов Кирилл:
Картина И.И.Левитана «Золотая осень» навела мне такую поэтическую зарисовку:
«Вот осень золотая наступает,
Люблю её неброскую красу,
Там вдаль ведь чиста реченька бежит,
А по деревьям ветерок спешит.
Лес покраснел, и птицам вдаль пора,
Ненастные деньки совсем уж близко.
И солнце светит чаще очень низко,
И пахнет лесом, сыростью, травой.»
Рогова Алина:
Перед нами картина Левитана «Золотая осень». Мне просто хочется туда попасть, чтобы подышать свежим воздухом, пожарить шашлыки, полюбоваться золотыми деревьями.Издалека можно заметить маленькую деревушку на зелёном холме. По небу плывут лёгкие облака, как пушинки. На картине Левитана всё замечательно! И сине-чёрная речка, и золотые листья на траве, и тоненькие нежные берёзки. Спасибо, замечательный пейзаж!
Зубачёва Кристина:
Я любуюсь картиной И.И.Левитана «Золотая осень». На ней изображён осенний пейзаж. Автор писал и золотой, и зелёной, и голубой, и чёрной краской. Даже коричневой и бежевой. Я представляю, как работает художник, он сидит на поляне и долго-долго старается. Всё продумывает до мелочей. Всё у него получается аккуратно и мило. Левитан – великий художник-пейзажист.
Самойлов Рома:
Я внимательно рассматриваю картину Левитана «Золотая осень». Здесь всё удивительно. Мне кажется, что это просто фотография. Хочется прямо сейчас пойти туда и собирать грибы среди тоненьких берёзок, пожарить шашлыки и просто полюбоваться красотой. А ещё, я бы с удовольствием поиграл на большой поляне в футбол.
Миллер Вадим:
Удивительная картина Левитана «Золотая осень»! На переднем плане художник изобразил тоненькие берёзки. Листочки на них трепещут маленькие, золотистые. Лес стоит загадочный. Наверное, художник изобразил на картине полдень, золотые оттенки хорошо сочетаются с голубым небом. Оно чистое, ясное. И только одно облачко, лёгкое, как пушинка, повисло над просторами. Трава ещё не пожухла, ждёт морозов. А возле реки радуют глаз красные веточки кустарников. Мне картина Левитана очень понравилась.
Николаев Кирилл:
Передо мной картина Левитана «Золотая осень», где большое место занимает река, возле неё на берегу растут разноцветные кусты. Но мне кажется, что всё же автор посвятил этот пейзаж берёзам. Их так много! Тоненькие берёзки стоят на холме. Большая берёза – на поляне. И вдалеке тоже берёзки. Художник наполнил картину золотыми деревьями. У меня такое ощущение, что я нахожусь там, в этой картине. Так хочется посидеть возле речки! По небу плывут два лёгких облака. Солнце нет, но картина наполнена его светом.
Саенко Виталя:
Я смотрю на картину Левитана. Она очень сказочная. Жёлто-красные листья на деревьях. Я чувствую свежий воздух и хотел бы там быть. На переднем плане картины тоненькие берёзки. Речка тёмная, холодная. На холме стоит деревня. От деревьев падает тень, но небольшая. Наверное, сейчас полдень. От речки вверх поднимается гора. Возможно, здесь по тропинке мальчишки летом бегали купаться. Мне картина понравилась.
Иванов Андрей:
Я вижу прекрасную картину И.И.Левитана «Золотая осень». Это ранняя осень. Трава ещё не завяла. Но для Левитана это не важно, не имеет никакого значения. Он хотел выразить свои эмоции, изобразить своё счастье. Художник любил писать картины. Ему даже удалось отчётливо нарисовать маленькие домики вдалеке.
Панкратов Паша:
Передо мной картина Левитана «Золотая осень». Солнце нежно освещает белые воздушные облака. Я представляю, как сам Левитан сидит на траве с красками и пишет маслом картину. В реке вода тёмная, холодная. Вдоль берега торчат красные ветки. Трава ещё зелёная и длинная. На большой поляне много деревьев. Одни уже пожелтели, другие стоят зелёные. Мне кажется, что я там гуляю, чуть-чуть пахнет дымком, летают паутинки. И небо высокое-высокое. Я бы назвал картину «Бабье лето».
Корзун Артём:
Я вижу на картине Левитана березы словно в золото наряжены, они сверкают. С тоненьких берёзок уже облетели листья. А деревья вдалеке ещё стоят зелёные, и трава пока зелёная. Мне кажется, что скоро пойдёт дождь. Я бы хотел там, на той поляне, построить шалаш, а лучше домик, и жить там своей семьёй с сестрёнкой, мамой и папой. Мне бы очень хотелось попасть в эту картину!
mykonspekts.ru
Сочинение по картине Левитана Ранняя весна (описание)
Ранняя веснаКартина «Ранняя весна» И. И. Левитана немного печальна. Преобладание холодных серых оттенков создает тоскливое настроение. Но, если присмотреться внимательнее и рассмотреть первые вестники природного пробуждения, то пейзаж покажется не грустным, а задумчивым и мечтательным. Наблюдая смену времени года глазами художника, можно увидеть красоту в любом сезоне и при любой погоде.
Белоснежная зима уступает дорогу новой весне. Задержавшийся последний снег образует яркие островки картинного полотна и усиливает ожидание природного обновления. Трава еще прошлогодняя и деревья еще безликие, но вечнозеленые елки на горизонте уже говорят, что весна скоро расцветет. И последние дни хмурого неба остались лишь для того, чтобы подчеркнуть белизну отступающего снега.
Река, разливающаяся по двум направлениям, еще немного скована снежными рамками. Но, освободившаяся от зимнего плена вода уже уверенно прокладывает дорогу весне. Композиция пейзажа, выстроенная из четких горизонтальных линий, которые заполняют небо, разноплановые полосы леса, белоснежные берега и даже отражения в реке создает ощущение бесконечного простора. Контраст цветовой палитры поддерживает общее настроение картины.
Другие интересные картиныИнтересные сочинения по картинам
- Сочинение по картине Шишкина Зима (описание) 3, 7 класс
Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения.
- Сочинение по картине Рачкова Девочка с ягодами 6 класс
Сбор ягод и грибов - действие, которое, в первую очередь, характеризует прекрасное время года лето. Приятно ходить по лесу и искать спрятавшихся партизанов. Глядишь, вот и стоит белый гриб, а рядом с ним еще один.
- Сочинение по картине Сычкова Трудный переход (описание)
- Cочинение по картине Брусилова Сирень на веранде (описание)
- Сочинение по картине Колокольчики лесные Жолток 5 класс
Картина Жолтока «Колокольчики лесные» поражает обилием цветов, красок, наверное, поэтому, глядя на нее, создается такое приятное ощущение. Вроде бы все предельно просто: обычное деревенское окно
sochinite.ru
Твои луга звонят не глуше колоколов твоей Руси... / К 155-летию
Ещё о художниках«Еврей Левитан стоит пяти русских»30 августа исполнилось 155 лет со дня рождения великого художника / Культура
Левитан часто не мог сдержать слез, глядя на природу, вспоминал К. Коровин. ©
По теме: Краткие истории. Мелихово || Россия на Новодевичьем кладбищеАвтопортрет. 1880-еОднако живопись Левитана лишена всякого налета сентиментальности, в ней — та правда, которая открывается, когда «сердце зрит во всем Божественное», как говорил философ И. Ильин, постигнута суть мироздания.Эта же способность видеть и чувствовать была не только величайшим даром, но и источником страдания для художника: «...Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи.Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью.
Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором — пускай! Они — благоразумие... Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения...».Судя по всему, передать ту самую суть, донести ощущение в реалистической манере даже трудней, чем если пользоваться метафорами и приводить изображение к условностям, как это делали, например, импрессионисты. К слову, к поискам импрессионистов И. Левитан относился с интересом, однако больший отклик в его душе находили их предшественники — художники барбизонской школы — Коро, Милле, Т. Руссо, которые, по словам критика В. Стасова, «ничего не украшали и не подслащали, а передавали истинные формы природы, а вместе истинные свои собственные душевные впечатления». Первая поездка Левитана в Западную Европу в 1889–1890 г. была спланирована таким образом, чтобы посетить всемирную выставку в Париже и посмотреть работы любимых французских мастеров.
Великий художник, современник Левитана Михаил Нестеров писал следующее: «Левитан был "реалист" в глубоком, непреходящем значении этого слова: реалист не только формы, цвета, но и духа темы, нередко скрытой от нашего внешнего взгляда. Он владел, быть может, тем, чем владели большие поэты, художники времен Возрождения, да и наши — Иванов, Суриков и еще весьма немногие».
Зачастую о Левитане говорят, как о певце тоскливых осенних дней, о непреходящей сумрачности в его работах. Однако пейзажи художника — при всей их сумрачности (кстати, солнечных и радостных пейзажей у него тоже немало) и неприукрашенной простоте удивительно красивы. В них нет уныния и безысходности. Напротив — кажется, что Левитан открывает нам в каждом сиром уголке, в каждой покосившейся лачуге и каждом неярком болотце особую поющую красоту.
Исаак Левитан, «Деревня», 1888Ближайший друг художника Антон Чехов писал: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его “Деревню”, серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел. До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после».О дружбе с Чеховым, о душевной близости мастеров, о сходстве их мироощущений cказано немало. Они познакомились, когда оба были молоды. Чехов в те времена сочинял юмористические рассказы под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Человек без селезенки» и публиковал их в многочисленных журналах. Для тех же изданий, чтобы обеспечить себя средствами к существованию, рисовал иллюстрации Левитан. В 1885 г. Левитан вместе с семьей Чеховых провел лето в поселке Бабкино, в подмосковной усадьбе Киселевых, после чего писатель и художник окончательно сдружились. Биографы полагают, что это лето и два последующих, проведенных с Чеховыми в Бабкине, — наиболее благотворная и счастливая пора жизни Левитана. Постоянное задушевное и глубокое общение, разнообразный досуг, который обеспечивал выдумщик Чехов, теплая компания и, конечно же, удивительная природа…
Иллюстрация к книге «Чехов и Левитан на Удомельской земле» Л. КонстантиноваБрат писателя Михаил Чехов признавался: «У Левитана было восхитительное благородное лицо — я редко потом встречал такие выразительные глаза, такое на редкость художественное сочетание линий. У него был большой нос, но в общей гармонии черт лица это вовсе не замечалось. Женщины находили его прекрасным, он знал это и сильно перед ними кокетничал».Интересно, что Василий Поленов избрал Исаака Левитана в качестве модели для изображения Христа в картине «Мечты».
Василий Поленов. «Мечты (На горе)». Из серии картин 'Из жизни Христа'. 1890-1900И. Левитан восхищался дарованием А. Чехова, его трогали внимательность, наблюдательность писателя, его умение увидеть характерные детали, Чехов же отражал свои впечатления от полотен художника в прозе.В его повести «Три года» есть эпизод, где героиня на художественной выставке рассматривает картину, в описании которой вполне узнаваема «Тихая обитель» Левитана: «На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве... А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ни чем не омраченного блаженства».
О появлении этой картины на выставке вспоминал художник Александр Бенуа: «Казалось, точно сняли ставни с окон, раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в старое выставочное зало».
Исаак Левитан. «Тихая обитель». 1890* * *Ранние годы Исаака Левитана были полны лишений. Он родился в 1860 г. в небогатой еврейской семье, в литовской деревеньке Кибарты на западной окраине Российской империи. Его отец Илья Эльб, происходивший из семьи раввина, был учителем иностранных языков. Из-за постоянной нехватки денег ему приходилось работать кассиром, контролером на железной дороге и т.д. Он старался воспитать детей (двоих сыновей и двух дочерей) скромно, но достойно. И, несмотря на стесненность в средствах, всячески поддерживал их увлечение живописью (брат Исаака Авель тоже стал художником) и не стал возражать, когда оба сына решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Левитан очень многое воспринял от своего учителя Алексея Саврасова. Знаменитый живописец, сыгравший большую роль в развитии русского изобразительного искусства, был прирожденным педагогом и учил своих подопечных не только и не столько технике, сколько умению вдохновляться природой, любить ее, видеть ее красоту. Он настаивал на том, чтобы ученики проводили много времени на пленере, писали с натуры больше, чем в мастерских. Он сам на занятиях водил учеников туда, где, например, расцвели деревья или раскололся лед на реке, демонстрируя им это как величайшее чудо. Повесть К. Паустовского о Левитане начинается словами Саврасова: «Нету у России своего выразителя, — говорил Саврасов. — Стыдимся мы еще родины, как я с малолетства стыдился своей бабки-побирушки. Тихая была старушенция, все моргала красными глазками, а когда померла, оставила мне икону Сергия Радонежского. Сказала мне напоследок: “Вот, внучек, учись так-то писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты”. А на иконе были изображены травы и цветы — самые наши простые цветы, что растут по заброшенным дорогам, и озеро, заросшее осинником».
В годы учебы Левитан жил впроголодь, особенно трудно стало после смерти обоих родителей. Преподаватели училища замечали и талант юноши, и его неустроенность, и старались поддерживать его: Левитану чаще других учеников выдавали небольшие денежные пособия, кисти и краски, давали рекомендации для получения стипендии, а также освободили от уплаты за обучение. Но этого едва хватало, чтобы выжить.
Еврейское происхождение не раз становилось причиной неурядиц в жизни художника. Из училища он выпустился с дипломом «неклассного художника», который давал ему возможность только преподавать чистописание. Также художника дважды высылали из Москвы. Первый раз — еще в годы учебы, 1879 г., когда императорская администрация инициировала выселение евреев из столицы в связи с покушением на Александра II, совершенным народовольцем Соловьевым, а второй раз — в 1892 г., будучи уже широко известным художником, он снова был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи). Тогда Левитану пришлось скрываться во Владимирской губернии, пока друзья и влиятельные доброжелатели (таковым был и П. Третьяков, постоянно покупавший у художника работы) не добились отмены высылки. Примечательна в этом контексте фраза А. Чехова: «Еврей Левитан стоит пяти русских».
Исаак Левитан. «Владимирка». 1892В изгнании И. Левитан написал картину «Владимирка», на которой изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.После 1894 г. И. Левитан получил звание академика пейзажной живописи и стал преподавать. Известно, что художник мечтал о «Доме пейзажей» — просторной мастерской, в которой могли бы бок о бок работать все русские пейзажисты.
* * *Известно, что великий живописец очень любил стихотворение Е. Баратынского «На смерть Гете», строки которого стали для художника своеобразным кредо:
С природой одною он жизнью дышал,Ручья разумел лепетанье,И говор древесных листов понимал,И чувствовал трав прозябанье.Была ему звездная книга ясна,И с ним говорила морская волна...
И. Левитан признавался: «Вот это идеал пейзажиста — изощрить свою психику до того, чтобы слышать “трав прозябанье”. Какое это великое счастье!»
Исаак Левитан. «Вечер. Золотой Плёс». 1889Художник немало путешествовал в поисках натуры. В частности, одним из его излюбленных местечек стал небольшой городок Плёс, где он провел три летних сезона и создал ряд шедевров, в том числе знаменитый «Вечер. Золотой Плёс».Создал он и ряд крымских пейзажей, которые имели исключительный успех у современников: художник не стал акцентировать внимание на экзотичности южной природы и увидел Крым совершенно иначе — лаконичным, по-своему сдержанным. В некоторых работах отразилось настигшее художника в Крыму чувство одиночества, бренности человеческой жизни, о котором он писал Чехову: «Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, заплакал, вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество».
И несравнимо меньше в его наследии «заграничных» пейзажей. Признавая достоинства европейской культуры, ее достижения в сфере бытового комфорта, Левитан не находил за рубежом отдохновения и сердцем стремился домой.
А 1894 г. он писал Аполлинарию Васнецову из Ниццы: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист».
Поэт Николай Рубцов во второй половине ХХ в. посвятит художнику два стихотворения. Одно из них связано с шедевром «Над вечным покоем». Сам живописец признавался, что в этой картине он «весь, со всей своей психикой, со всем своим содержанием».…И так в тумане омутной водыСтояло тихо кладбище глухое,Таким все было смертным и святым,Что до конца не будет мне покоя.
И эту грусть, и святость прежних летЯ так любил во мгле родного края,Что я хотел упасть и умереть,И обнимать ромашки, умирая...
Замечательно трогательной личностью И. Левитан предстает в воспоминаниях еще одного талантливейшего ученика А. Саврасова, живописца Константина Коровина: «Левитан, придя ко мне, остался ночевать у нас.
— А что это висит у тебя на стене? Ружье? — спросил Левитан.— Ружье и патронташ. Я охотник, — ответил я.— Охотник, это интересно должно быть. Я когда получу деньги за уроки, то куплю ружье и пойдем на охоту, да...— Пойдемте, — обрадовался я. — Пойдемте в Перервы. Там убьем зайца.— Зайца? — повторил Левитан испуганно. — Это невозможно, это преступление. Он хочет жить, он любит свой лес. Любит, наверное, иней, эти узоры зимы, где он прячется в пурге, в жути ночи... Он чувствует настроение, у него враги... Как трудно жить и зачем это так?.. Я тоже заяц, — вдруг улыбнувшись, сказал Левитан, — и я восхищен лесом и почему-то хочу, чтобы и другие восхищались им так же, как и я...».
В воспоминаниях Коровина выведено несколько живых эпизодов из студенческих времен — как Левитан плакал, глядя на вечереющий зимний лес, как они вдвоем с Левитаном молились шиповнику. К. Коровин писал очень метко и увлекательно:
«Левитан мало говорил о живописи, в противоположность всем другим. Он скучал, когда о ней говорили другие. Всякая живопись, которая делалась от себя, не с натуры, его не интересовала. Он не любил жанра. Увидев что-либо похожее на природу, он говорил: “Есть правда”.
Левитан всегда искал “мотива и настроения”, у него что-то было от литературы — брошенная усадьба, заколоченные ставни, кладбище, потухающая грусть заката, одинокая изба у дороги, но он не подчеркивал в своей прекрасной живописи этой литературщины.
Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы. Говорил мне с печалью: “Художника не любят — он не нужен. Вот Саврасов, это великий художник — и что же? Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим. Писателя легче понять, чем художника. Мне говорят близкие — напиши дачи, платформу, едет поезд или цветы, Москву, а ты все пишешь серый день, осень, мелколесье, кому это надо? Это скучно, это — Россия, не Швейцария, какие тут пейзажи? Ой, я не могу говорить с ними. Я умру — ненавижу... Когда мне сестра говорит: "Зачем ты пишешь серый день, грязную дорогу?" — я молчу. Но если бы мне это сказала она, которую я полюбил бы, моя женщина, — я ушел бы тотчас же… Ведь мой этюд — этот тон, эта синяя дорога, эта тоска в просвете за лесом, это ведь — я, мой дух. Это — во мне. И если она это не видит, не чувствует, то кто же мы? Чужие люди! О чем я с ней буду говорить?”
Левитан часто впадал в меланхолию и часто плакал. Иногда он искал прочесть что-нибудь такое, что вызывало бы страдание и грусть. Уговаривал меня читать вместе. “Мы найдем настроение, это так хорошо, так грустно — душе так нужны слезы...”».
В последние годы жизни Левитан тяжело болел, находился в мрачном расположении духа и предрекал свою близкую смерть, но не прекращал работать.
Исаак Левитан. «Озеро. Русь». 1899-1900В дневнике Чехова 1897 г. есть запись: «У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни».22 июля 1900 г., художник скончался, не дожив до сорокалетия, оставив в мастерской около 40 незавершенных картин (в том числе полотно «Озеро. Русь») и около 300 этюдов.
Исаака Ильича Левитана похоронили на старом еврейском кладбище, а в 1941 г. его прах был перенесен на Новодевичье кладбище и помещен рядом с могилами его друзей Чехова и Нестерова.
Памятник на могиле Левитана И.И. (1860-1900) на Новодевичьем кладбище
Спустя десятилетия о нем, русском художнике, напишет русский поэт Н. Рубцов во втором своем стихотворении, связанном с живописцем, «Левитан» (с подзаголовком «По мотивам картины “Вечерний звон”»):…И колокольцем каждым в душуДо новых радостей и силТвои луга звонят не глушеКолоколов твоей Руси...
Анна Минаковаспециально для «Столетия», 31 августа 2015
yarodom.livejournal.com
Левитан. Картины. Художественный смысл.
С. Воложин.
Левитан. Картины.
Художественный смысл.
Он САМО-выражался. Просвещать никого не стремился. Будить к желанию лучшего земного будущего никого не хотел. Он был за своеобразный аристократизм какого-то нездешнего полёта. Но народу, с его идеалом воли как порыва куда-то, он оказался как раз по сердцу. |
Левитан. Жизнь - ерунда, значит - даёшь сверхжизнь!
Сверхчеловека!
Когда-то я и мечтать не смел – объяснять словами картину Левитана какую-нибудь. Но с тех пор, как передо мной открылось идейное родство Левитана с Чеховым, кажется, я под толковый разбор любого произведения Чехова могу найти какую-нибудь картину Левитана. И тот разбор даст ключ к моему словоизвержению (да простят мне те, кто не переносит объяснений картин).
Осеннее утро. Туман, 1887.
Перед нами то, что называется “дурная бесконечность”.
В пику негативному оттенку такого словосочетания вспоминается противоположное переживание потенциальной бесконечности, которая является синонимом дурной бесконечности. Потенциальная бесконечность – это переживание, что всегда (ВСЕГДА!) можно сделать ещё один шаг. Такое объяснение, правда, тоже отдаёт негативом: устал, мол, уже ноги еле переставляешь, но… всегда можно…
Так вот я вспоминаю себя в вагоне движущегося дизель-поезда, у окна, возвращающимся с удачной командировки, молодого, полного сил и какого-то благостного незнания будущего. Я смотрю в окно. Под ним бежит тропинка. Среди трав разнообразных. Лето. Благодать. И так хочется соскочить с поезда и пойти пешком по этой тропинке хоть до следующей станции.
Не важно – я теперь это думаю – в общем, – однообразие этой тропинки: сколь ни разнообразно она то бросается чуть не под самые колёса поезда, то отскакивает от него, то плавно, то резко, то одни травы с её боков, то другие: низкие, высокие, редкие, густые, с цветами, без цветов, - то вместо трав оказывается гравий железнодорожного полотна и тогда тропинка совсем другого цвета и фактуры, то она сбегает в низину, то взбегает повыше, то по ровному петляет. Под отличное настроение всё казалось каким-то радостным, бесконечным разнообразием.
Не то у Левитана. Муть. Туман. Что влево, что вправо от изображённого пойти – будет одно и то же. Та же трава. Без никакой разнообразно извивающейся тропинки. Без никакого различения, что это за трава, пусть она и чем-то отличается одна в шаге от другой. Какой-то пук потемнее, какой-то посветлее. Нерезко видно. Туман. Всё – равно. Одинаковая, как бы стоящая, река. С одинаковым отражением всё такого же, как всё время, другого берега, на котором, опять же, растёт на монотонно чуть-чуть подымающихся и опускающихся холмах всё один и тот же лес. Лиственный. То чуть ближе, то чуть дальше от кромки берега. Тоже одинаковые чередования. А уж что за лесом – и вовсе абсолютная одинаковость? Молоко тумана, за которым ничего не видать.
Дурная бесконечность.
От которой хочется избавиться, вырваться… Куда? Куда-то вообще в нездешнее…
Противоположностью потенциальной бесконечности является актуальная бесконечность. Это – переживание, что ты, как Бог. Всё можешь. (Как Кантор в те годы открыл, что можно производить операции сложения, вычитания с… бесконечностями!)
Всё мог бы. Но. Нет этого в этой жизни. В этой жизни только пошаговое приближение к смерти. То есть, ничего хорошего. Скука. Скука. Одно и то же. Одно и то же.
Из разбора некоторых чеховских рассказов: “возможность бесконечного развертывания, не уравновешиваемая никакой конечностью “бесконечная дискурсия” в разрушающем разум действии, не позволяющая человеку вырваться за ее пределы” (Шалыгина http://www.pandia.ru/144141/). – Эта дурная бесконечность постепенно доводит, доводит и… “основной эстетический эффект художественной системы Чехова [и Левитана] — перенесение конфликта идеала с действительностью в активную читательскую зону [в озарение читателя, зрителя, в постижение художественного смысла, который нельзя – литературный – процитировать, и в который – живописный – нельзя ткнуть указкой]” (Там же). Автор вас довёл, а сам растворился “С принципиальной невыраженностью “прочной” идеи” (Там же).
А рассказать, какое впечатление на меня произвело Средиземное море?
Я привёз жену в Израиль в надежде, что его знаменитая медицина продлит ей жизнь на сколько-то… лет, месяцев или недель. Она умерла через десять дней. И каждый я по несколько часов проводил в автобусе в дороге к больнице и из неё. Дорога же подолгу шла в виду моря. И вид его меня не устраивал чем-то. Я долго не мог понять, чем. Потом понял. – Да, субъективное настроение влияло. Но оно придралось к объективному отличию Средиземного от родного, одесского, Чёрного. Не было видно горизонта. Не было будущего. Того, что, как в песне: “Там, за горизонтом…”. От пара в воздухе – субтропики всё-таки – там, где должен был быть горизонт, копилась какая-то – зловещая, казалось, - мряка.
Лично у Левитана со здоровьем было тоже неважно. Жил, имея в виду, что вот-вот – смерть. В 1890-м, когда он нарисовал свой пар над Средиземным морем, до неё ему оставалось десять лет… Но он-то не знал, что так много. Поэтому изображать жизнерадостную, по Айвазовскому, прозрачность воды и чтоб, как живая, Левитана не интересовало. Зачем ему тутошное? Он задумывается о материях посложнее.
Айвазовский. Чёрное море (На Чёрном море начинает разыгрываться буря). 1881.
Берег Средиземного моря. 1890.
И эти – одна за другой, одна за другой, одинаковые – волны, как метроном – секунды, отсчитывали ему, наверно, время оставшейся несчастной - из-за осознания скучной преходящести - жизни.
Из разбора Чехова: “Возникает образ замкнутого круга, из которого невозможно вырваться: “Туман, братец… Все так бесконечно и туманно”” (Там же).
Тоска. Но не заражением от тоски авторской она в вас возникла (если возникла). Картина не тоскливая. Это тоска неприятия дурной бесконечности, к чему вас привёл художник, а перед открытием вами в себе тоски – бросил.
Тут что-то от буддизма есть. Как у Шопенгауэра. Что`, мол, круговорот жизни, страсти, мучения – мизер. А мечта – вырваться из замкнутого круга. Там бесстрастность. Возможно это? Или самообман?
Озеро. Серый день.
Эти ветки ничто не колышет. Ни ветер. Ни волны. Ну и что?
Как в “Тоске” Иона хотел-хотел кому-нибудь рассказать о своём горе, умершем сыне, но никому это не нужно, и он рассказал своей лошади. Смешно.
“…существование безысходного, вечного зла мира — отдельности человеческого существа и его смертности, в мягкой улыбке читателя, которая вызвана комической ситуацией исповеди перед лошадью. Эта улыбка читателя возвращает миру его идеальный образ” (Там же).
И в чём же идеал? – В стойкости самой по себе. Вне зависимости от чего бы то ни было. Не надо говорить с лошадью. Ты один в этом мире. И всё.
Тут не так в народной песне:
То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, То моё, моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. |
В ней выход – излиться песней-стоном. Медицинский катарсис, так сказать. Изжить страдание, вынеся его в люди. Жизнь, в итоге, со всеми.
А у Чехова с Левитаном – самоутверждайся. В искусстве, скажем. И будешь бессмертен.
“Не события задают вектор времени <…> а их отсутствие создает необходимый объем времени для того, чтобы “увидеть созревание чего-то”” (Там же).
У омута. 1892.
Это ж поверхность, явление, дескать, что-то происходит: протекает вода из запруды сквозь плохо сделанную плотину, день клонится к вечеру, тучи собираются к дождю. А по сути всё стоит. Ни ветерка, ни ряби на зеркале воды омута. Всё затаилось в ожидании ночи. Заря (что отражается в омуте), казалось бы, самое изменчивое явление природы. Но, - оказавшись явленной в стоячей воде, а не на небе, - и она не создаёт впечатление изменения. Поверхность и глубина… Видимое и невидимое…
Тянет?.. В омут?.. Как в пропасть?.. В инобытие…
“…не само по себе, как реальная опасность, а как “какой-то неопределенный, беспредметный страх, беспорядочно витающий в пространстве и времени: что-то будет!!.” (Там же).
Существуют иррациональные врождённые страхи, страх темноты, например. Это генетически полученное наследство от жизни миллионы лет назад наших диких предков. Но если не знаешь, что такое гены, а ночь, вот, близится – как помрачнел уже лес – то страшно. Чего-то. Вовсе не того, что видится происходящим.
“Истоки бессобытийности <…> связаны с тем, что рассказ Чехова, кончающийся “ничем”, являл собою отрезок из жизни героя, взятый непреднамеренно, без выбора, независимо от того, есть ли в нем показательная законченность или нет, как любой сегмент со всем его — и существенным, и случайным — содержанием. Указывая на возможность расширения диапазона принципа “связанности” предметов, А. П. Чудаков определил его как “некое эмоционально-поэтическое единство всех вещей вообще, не относящееся конкретно к герою, — то, что критика издавна называла чеховским настроением”” (Там же).
Осенний день. Сокольники. 1879.
Ну что это за событие – идти, покусывать травинку… Облака-то несутся в вышине, но бесшумно. Ветра нет. Листья не носит. Глаза не на небо устремлены, а на женщину. А у женщины – в себя. Она, конечно, о чём-то думает всю эту длинную дорогу. Но нам не дано знать, о чём. Да и глаз, и лица-то её не видно – далеко она. Ясно, что на погоду ей плевать – она даже зонтика не захватила. Не в контакте со “здесь и сейчас”. Но всё – в контакте с нею в каком-то ином отношении…
А внешне, вроде, ничего не происходит…
Как-то понятно становится, как из этой отстранённости ото всего и всех, из – не побоимся сказать – этого ницшеанства, суперэгоизма, - по мере сгущения вовне предреволюционной ситуации и страха её, пусть и со смутным сочувствием революции за её конечную цель, - искусство готово незаметно повернуться к противоположности – к идеалу нереволюционного улёта в заоблачное благо для всех, к символизму.
Но это уже следующая эпоха.
А в Товариществе Передвижных Художественных Выставок Левитан всё же был зря, по сути. Ну какой он был коллективист? Народник? Ни каким народом, что более прогрессивен в провинции, мол, а не в более сытых столицах (как думали товарищи), он не озабочивался. Он САМО-выражался. Просвещать никого не стремился. Будить к желанию лучшего земного будущего никого не хотел. Он был за своеобразный аристократизм какого-то нездешнего полёта. А тому народ душевно не нужен.
Но народу, с его идеалом воли как порыва куда-то, Левитан оказался как раз по сердцу. И он для народа стал свой.
21 ноября 2011 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://isaaclevitan.ru/volojin_levitan/
и
http://isaaclevitan.ru/volojin_levitan_2
art-otkrytie.narod.ru