Описание картины Исаака Левитана «Над вечным покоем». Левитан вечный покой картина


Исаак Ильич Левитан Над вечным покоем: Описание произведения

Должно быть, самая знаменитая из всех картина Левитана, «Над вечным покоем» – и самая нетипичная: когда от других его пейзажей у соотечественников щемит сердце, от этой – захватывает дух. Это не лирический пейзаж, которыми так славен Левитан, а скорее драматический эпос, где прошлое встречается с будущим, небо грозит земле, а время стремится к вечности.

С высоты птичьего полёта взгляду открывается широкая панорама природных стихий. В сумрачном небе клубятся серебристо-лиловые тучи. Часть из них уже пролилась на горизонте дождём, а часть приближается, гнетуще нависает, вытесняет солнечную часть неба. Небесное противостояние не дублируется в свинцовой поверхности воды: подёрнутая чешуйчатой рябью, вода живёт своей, по-своему величественной, исполненной грозного спокойствия жизнью. И это усиливает ощущение отчуждённости, космического безразличия природы. Насквозь промокшие, сливающиеся с горизонтом луга на дальнем плане и одинокий островок среди вод, который часто сравнивают с человеческой жизнью среди «вечного безмолвия бесконечных пространств» (Паскаль), покосившиеся кладбищенские кресты – всё вопиет о человеческой хрупкости и бесприютности перед лицом вселенной. «Вечность, – писал Левитан в состоянии, близком к отчаянию, одной из своих корреспонденток Елене Карзинкиной, – грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще... Какой ужас, какой страх...» И всё же «Над вечным покоем» – картина не об отчаянии, а о надежде: зелёный утёс напоминает по форме ковчег, а в деревянной церкви теплится огонёк.

Артхив собрал интересные факты о самой философской из картин Левитана.

«Над вечным покоем»: географический казус

Существует устойчивое заблуждение, что картина «Над вечным покоем» писалась в волжском Плёсе – городе, который действительно был важнейшей локацией в творчестве Левитана и где создавались его знаковые вещи – принёсшая Левитану первую большую известность «Тихая обитель» и другие «волжские» картины. Вплоть до середины ХХ века в Плёсе находились свидетели, с уверенностью утверждавшие: они точно знают, когда и где в их городе писалась «Над вечным покоем». Биограф Левитана Софья Пророкова интервьюировала в 1950-1960-х гг. плесчанку Молчанову, которая уверяла: это её отец, священник Павел, давал художнику ключи от церкви в Плёсе и разрешал ему подниматься на колокольню, откуда-де и открывался тот необыкновенный вид на Волгу, который мы видим в картине «Над вечным покоем». Когда исследовательница сопоставила даты и сроки, выяснилось, что отцу-священнику в год создания картины Левитана было не больше двенадцати лет. Картина неуклонно превращалась в миф, и многим очень хотелось быть причастными этому мифу.

Так где же всё-таки создавалась картина Левитана «Над вечным покоем?»

На самом деле, «Над вечным покоем» Левитан писал не на Волге, а на озере Удомля, близ Вышнего Волочка (с другого ракурса этот впечатляющий водоём можно видеть, например, на картине Витольда Быляницкого-Бирули «Час тишины. Озеро Удомля», написанной парой десятилей позднее левитановского шедевра). Там, в загородной усадьбе помещика Николая Панафидина в Тверской губернии, Левитан с Софьей Кувшинниковой снимали комнаты, выезжая летом на этюды. Путешественникам удалось найти величественный вид, который поразил Левитана настолько, что, предпочитая обычно виды более укромные, темы камерные, а пейзажи лирические, в этот раз он задумал вещь почти космического масштаба и эпического звучания. За несколько дней были готовы натурные наброски (1, 2), и Левитан с огромным энтузиазмом приступил к работе над двухметровым полотном в комнате панафидинской вотчины. «В дом словно бы вошло что-то большое, важное, о чём шептались во всех углах, даже ходить стали тише», – описывает ошеломляющее действие картины «Над вечным покоем» на обитателей усадьбы биограф Левитана Иван Евдокимов.

Музыкальный подтекст картины «Над вечным покоем»

У зрителей с развитым синэстетическим восприятием полотно Левитана обязательно вызывает музыкальные ассоциации. Если это так, то интересно будет узнать, что картина и создавалась под музыку, под непрерывно звучащий мелодический аккомпанемент. Софья Петровна Кувшинникова была прирождённой пианисткой (и хотя её картины покупал Третьяков, многие считали, что её истинное призвание – не живопись, а именно музыка). Обязанности музы эта неутомимая женщина понимала как бескорыстную помощь и всестороннюю поддержку, и в этом деле она была и виртуозна, и изобретательна. Работая, Левитан просил её играть – это помогало ему настроиться на нужный лад. И Софья Петровна, не уставая, часами исполняла на фортепиано Бетховена, Шопена, Листа. Она не придавала этому своему таланту большого значения – всё делалось только для того, чтобы Левитан мог творить. Работа над картиной двигалась быстро, Левитан работал весь световой день – и иногда весь день звучала музыка. Чаще всего, пока писалась картина «Над вечным покоем», Левитан просил играть ему Героическую симфонию Бетховена, а March funebre (Траурный марш) из этого музыкального произведения способен был довести чувствительного гения до слёз. Вероятно, Левитану понятна была бы и ремарка, оставленная Бетховеном на полях нот: «Жизнь есть трагедия! – Ура!»

Что еще могло послужить «отправной точкой» для картины Левитана?

Считают, что первый импульс к созданию полотна «Над вечным покоем» Левитан мог получить, рассматривая картину своего наставника по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Алексея Саврасова «Могила на Волге». Искусствовед Галина Чурак говорит: «В картине Саврасова изображается тоже такой, довольно высокий берег над Волгой, с покосившимся крестом, и огромное пространство волжских далей, излучины реки и те дали, которые открываются за Волгой». Выходит, что не так уж неправы те, кто ассоциирует картину с великой русской рекой – волжские впечатления самого Левитана также могли быть синтезированы в пейзаж «Над вечным покоем». Хотя, углубляясь в биографию художника, исследователи вообще пришли к заключению, что в первый раз ощущение грандиозности водного пространства и небесной шири, воплотившееся в «Над вечным покоем», Левитан испытал не на реке и не у озера, а... над морем. Впервые оказавшись в Крыму весной 1886 года, он пишет оттуда Чехову: «Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, – я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота и вот где человек чувствует своё полнейшее ничтожество! Да что значат слова, – это надо самому видеть, чтоб понять!»

А вот церковь и вправду перекочевала в картину из Плёса

В великолепной панораме, открывшейся взгляду Левитана с утёса над озером Удомля, одно было нехорошо: тамошний маленький храм был недостаточно живописным, негармоничным. И тогда художник вспомнил о своём написанном лет пять назад этюде «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца». Так старинная плёсская церковка Петра и Павла сменила прописку, «переехав» на озеро Удомля.

Пригорок, на котором возвышался этот небольшой деревянный храм, жители Плёса до сих пор называют «горой Левитана». Имеется на горе и церковка, которую люди ничтоже сумняшеся зовут «Над вечным покоем». Но на самом деле это другая церковь, не та, которую сохранил для вечности Левитан. Та – сгорела в 1903-м году. К этому моменту она давно не была действующим храмом, стояла закрытой, и плёсские мальчишки нечаянно подожгли её, когда выкуривали из-под крыши голубей.

Почти весь ХХ век на «горе Левитана» в Плёсе церкви не было – только погост с покосившимися крестами постепенно зарастал травой и заносился землёй. Тем не менее, сгоревшая Петропавловская церковь осталась одной из самых знаменитых церквей в русском искусстве – благодаря картине «Над вечным покоем» и зарисованным Левитаном и Кувшинниковой её интерьерам.

В 1982-м году в Плёс, чтобы «свято место не оставалось пусто», из села Билюково перевезли деревянную церковь 1699 года постройки. Она и заменила собой ту, левитановскую.

«В ней я весь, со всей моей психикой»: а что сам Левитан думал о своей картине?

Этого мы, возможно, никогда не узнали бы: Левитан интерпретацией своих картин не занимался, письма свои перед смертью просил сжечь, а со статьёй в печати выступил за всю жизнь единственный раз – когда умер Саврасов. Но сохранилось письмо, которое художник написал Павлу Третьякову.

«Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадёт к Вам, – сообщал весной 1894 года Левитан, – что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием...»

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Левитан И.И. «Над вечным покоем». Описание картины. Художники-передвижники

1894 г. 150 x 206 см. Масло, холст.Третьяковская галерея, Москва, Россия.

 Описание картины Левитана И.И. «Над вечным покоем» 

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» не только одна из самых известных работ мастера, но и самая философски наполненная, глубокая.

Работа велась в Тверской губернии, рядом с городом Вышний Волочек, а сама живописная церквушка перекочевала на полотно из ранее созданного этюда на Плесе.

Сам Левитан по-особенному относился к этой картине, существуют даже свидетельства, что весь период, который ушёл на работу мастер просил свою сердечную подругу Софью Кувшинникову играть Героическую симфонию Бетховена.

Итак, перейдём к описанию. Вначале нельзя отвести взгляд от широких водных просторов, которые располагаются почти на половину картины, лишь позже глаз замечает небольшую деревянную церквушку и покосившиеся от времени кресты – вот тут-то и начинает  открываться весь глубинный смысл, заложенный автором.

Тяжёлые облака нависают над водными просторами, порывистый ветер качает деревья – всё это навевает мысли о бренности и мимолётности жизни, одиночестве и быстротечности, смысле существования и человеческого назначения.

«Над вечным покоем» затрагивает извечные размышления о Боге, природе, мире, о самом себе. Один из ближайших друзей художников назвал картину реквиемом по самому себе. Никогда больше не создаст Левитан такого пронзительного творения.

Несмотря на философскую грандиозную программу картины, она проникнута любовью к великой красоте природы, родных просторов, Родине. Родина, которая гнала мастера из любимой Москвы из-за его еврейского происхождения, Родина, которая считала излюбленный Левитаном жанр пейзажа второстепенным, Родина, которая не оценила до конца выдающегося уникального дарования – всё равно Левитан продолжал её любить, восхвалять в своём творчестве, и не зря представленная картина считается «самой русской» из всех написанных.

Лучшие картины Левитана И.И.

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Крамской И.Н. Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году. В это же время умер отец будущего художника, служивший писарем в думе. Крамской также работал писарем, посредником по полюбовному межеванию.Талант Крамского проявился уже в юные годы. На мальчика обратил внимание фотограф Александровский. Вскоре Крамской поступил к нему на службу в качестве ретушера.
Куинджи А.И. Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1842 года в Мариуполе. Его отец был бедным сапожником. Родители Куинджи умерли рано, поэтому мальчику приходилось постоянно бороться с бедностью. Он пас гусей, работал у подрядчика, занимавшегося постройкой церкви, у хлеботорговца. Знания приходилось получать урывками. Куинджи брал уроки у учителя-грека, ходил в городское училище.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Левитан "Над вечным покоем" описание картины, анализ

Levitan-Isaak-nad-vechnym-pokoem

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» — это третья работа художника в драматической трилогии, куда входят еще картины «У омута» и «Владимирка». Это полотно отличается появлением в нем философской составляющей, которая не менее важна, чем любование природой. Работа наполнена одиночеством и глубокой тоской, что подчеркивается тщательно продуманным выбором ракурса.

Работа художника-пейзажиста поразила многих своей эмоциональностью. Перед зрителями открывается грандиозная панорама: высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками. Мыс кажется плывущим, но невольно зрители устремляют свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и затем вверх на небо. Три стихии — земля, вода и небо — охватываются разом, одним взглядом, они изображены обобщённо, большими, четко очерченными деталями. И именно обобщенностью изображаемого этот пейзаж отличается от предыдущих — художник создает величественный, монументальный образ природы.

Здесь, как и на других полотнах Левитана, природа живет. В этой картине психологизм, свойственный всем картинам автора, приобретает новое качество: и здесь природа тоже живёт, но собственной жизнью, протекающей помимо воли человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. Зритель видит здесь не просто поверхность воды, в которой отражается окружающее, как это привычно нам, он ощущает ее как единую массу, которая колышется в громадной чаше и светится единым белесо-свинцовым цветом. Небо тоже объято движением, величественные действия развертываются на нём: движутся беспорядочно громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся друг с другом облака, более темных, свинцово-фиолетовых, тонов и более светлых, более тяжелых и более легких. И только небольшое розовое облачко, выходящее из возникшего между тучами просвета, облачко, очертания которого напоминают островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет.

Отметим также и земную часть картины — мыс с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром и покривившимися могильными крестами. Земная жизнь включается в вечную жизнь природы. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни рождает это полотно. Левитан писал в одном из писем: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!».

«Картина «Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине сам художник.

Год написания картины: 1894.

Размеры картины: 150 x 206 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

«Над вечным покоем» Исаака Левитана — УМБРА

Глядя на умиротворяющие пейзажи Исаака Левитана, сложно поверить, что художник часто страдал депрессиями, из-за него женщины готовы были покончить жизнь самоубийством и сам он чуть не застрелился. 30 августа исполнилось 156 лет со дня рождения гениального художника-пейзажиста. Левитан не дожил до своего 40-летия несколько недель, половину своей жизни он посвятил живописи. В день рождения художника вспоминаем одну из самых знаменитых его картин «Над вечным покоем» и малоизвестные факты его биографии.

1. За успехи в живописи Левитан не платил за учебу

Исаак Левитан родился в местечке Кибартай (сейчас входит в состав Литвы). Глава семейства в поисках больших заработков перевез в 1870 году семью в Москву. Здесь будущий художник в 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Преподавали у Левитана известные мастера – Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В семье Левитана произошло несчастье. В 1975 мая умерла мать, а через два года не стало и отца, который заболел тифом. Для Исаака, его брата и двух сестер настало очень трудное время. Левитану за его успехи в искусстве разрешили не платить за обучение. Талантливого юношу поддерживали его учителя. Саврасов взял Исаака в свой пейзажный класс. Уже в 16 лет Левитан получил признание. В 1877 году прошла выставка, где начинающий художник представил две своих картины. За них он получил малую серебряную медаль и 220 рублей, чтобы продолжать занятия живописью.

Позже Левитан вспоминал, что время учебы в училище было дня него очень тяжелым. Он недоедал, ходил в поношенной одежде, стыдился своих рваных ботинок. Иногда ему приходилось ночевать в училище. Художник часто оказывался в трудном материальном положении. Позже он снимал комнату в Москве на Тверской, за которую платил только картинами. Причем хозяйка очень придирчиво выбирала, на ее взгляд, самые красивые работы. Еще и ворчала, почему на них нет курочек, козочек и другой живности.

2. Левитан получил диплом учителя чистописания

Удивительно, но после окончания училища Левитану не выдали диплом художника, хотя он считался одним из самых талантливых учеников. А не дали ему диплом из-за мести его преподавателю Алексею Саврасову. Мастер, когда выпивал, часто нелестно отзывался о творческих способностях своих коллег. И эти коллеги на выпускном решили отыграться на Левитане. Любимому ученику Саврасова прочили Большую серебряную медаль, но ему ничего не вручили, а выдали диплом учителя чистописания.

3. Василий Поленов написал с Левитана Христа

У Исаака Левитана была яркая внешность – утонченные черты лица, глубокий взгляд темных, печальных глаз. Эта задумчивость художника вдохновила Василия Поленова, который изобразил Левитана в образе Иисуса Христа в картине «Мечты» 1894 года.

Левитан вдохновил Василия Поленова на картину "Мечты" ("На горе)

Левитан вдохновил Василия Поленова на картину «Мечты» («На горе)

4. У художника длился восемь лет роман с замужней женщиной

Исаак Левитан благодаря своему таланту и природной красоте всегда был в центре женского внимания. Хотя у художника часто были романы, он так ни на ком и не женился. Левитан говорил, что даже лучшие из женщин по своей натуре собственники. «Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное – суета сует», — считал пейзажист.

Исаак Левитан "Автопортрет", 1880

Исаак Левитан «Автопортрет», 1880

И все же были у художника и долгие романы. Один из них продлился восемь лет с Софьей Кувшинниковой, в чей салон однажды попал художник. Эта замужняя дама была старше его. Кувшинникова оказалась личностью весьма неординарной. Софья увлекалась охотой, живописью, носила элементы мужского костюма, дом ее был оформлен в русском стиле, а на окнах вместо занавесок висели рыболовные сети, в ее спальне жил ручной журавль. В общем, дама эта явно отличалась от большинства женщин того времени, что и заинтересовало художника. Кувшинникова, восхищавшаяся работами Левитана, стала брать у него частные уроки. Летом они ездили на этюды на Волгу.

5. Левитан поругался с Чеховым из-за женщины

Исаак Левитан и Антон Чехов дружили всю жизнь, теплые отношения у них возникли еще задолго до того, как оба стали известными. Познакомились они через брата писателя художника Николая Чехова. Антон Павлович даже придумал особый термин в отношении работ своего друга-художника. Он их называл «левитанистыми». Причем по мнению Чехова картины художника обладали разной степенью «левитанистости».

Левитан не раз становился прототипом некоторых персонажей произведений Чехова. Писатель не одобрял романа своего друга с Кувшинниковой, он считал ее грубой. Тогда Антон Павлович написал рассказ «Попрыгунья», в героях которого можно узнать Исаака и Софью. Сначала Левитан посмеивался, мол, уж кому, но только не Чехову учить его нравственности. Но сплетни вокруг Кувшинниковой и ее романе с художником стали разрастаться, и она уговорила Левитана написать Чехову обидное письмо. Писатель тоже ответил в резком тоне. После этого три года друзья не общались.

6. Левитан находил утешенье в природе

Художник страдал частыми депрессиями. Хотя он понимал силу своего таланта, периодически на него накатывали сомнения в своем призвании, он был часто собой не доволен. В периоды таких мрачных настроений Левитан не мог видеть людей, он брал с собой свою собаку Весту и уходил на охоту. На самом деле он не охотился, а бродил, наслаждаясь природой, в которой находил утешение.

7. Левитан картину «Над вечным покоем» мечтал передать в коллекцию Третьякова

Одну из своих самых философских картин «Над вечным покоем» Исаак Левитан написал в 1894 году, за шесть лет до своей смерти. Над этим произведением он работал в Тверской губернии. Изображенную на картине церковь художник перенес из ранее созданного этюда на Плесе, куда он ездил с Кувшинниковой.

Пространство в картине представлено в виде обобщенных плоскостей воды и неба. В этом произведении Левитану удалось отразить противостояние вечности жизни природы и бренности человеческого существования. Мрачному величию природы противостоит только теплый огонек в окне маленькой церкви.

Исаак Левитан «Над вечным покоем», 1894.

Исаак Левитан «Над вечным покоем», 1894

Левитан картину «Над вечным покоем» считал одним из своих главных произведений. Он говорил, что счастлив передать эту картину коллекционеру Павлу Третьякову. Художник говорил о своей работе: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх!». Левитан писал Третьякову о картине «Над вечным покоем»: «…в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание…». Сейчас картина «Над вечным покоем» (150х206 см, холст, масло) хранится в Третьяковской галерее.

8. Левитан стрелялся из-за любви

Художник много времени проводил с Софьей, часто они вместе ездили рисовать. Так они поехали на озеро Островное Вышневолоцкого уезда. Неподалеку располагалось имение питерского сенатора Ивана Турчанинова, где жили его жена Анна Николаевна и ее дочь Варя. Анна Николаевна была ровесницей Кувшинниковой. Обе дамы развернули борьбу за внимание художника, а он забавлялся тем, что кокетничал с каждой по очереди.

Софья понимала, что Левитан больше не испытывает к ней былых чувств и попыталась отравиться. Она соскребла со спичек серу, добавила ее в воду и выпила. Ее успели спасти – в доме, где она остановилась, гостил доктор. Левитану же была нужна новая муза и он порвал с Софьей. На беду в художника влюбилась дочь Анны Николаевны 20-летня Варя. Она закатывала Левитану истерики, требовала бросить мать и грозила, что покончит с собой. Художник уже не мог этого выносить и выстрелил себе в голову. Пуля прошла через кожные покровы, не задев черепа.

Об этом узнал Чехов и приехал спасать друга. Серьезной помощи художнику не требовалось. Писатель встретил Левитана с черной повязкой на голове, тот снял ее и пошел на охоту. Он вернулся с убитой чайкой, которую бросил к ногам Анны Николаевны. Внимательные читатели произведений Чехова обратят внимание, что он использовал это происшествие в «Чайке».

Исаак Левитан страдал от болезни сердца. Анна Николаевна была с художником до конца его дней. Левитан скоропостижно скончался в июле 1900 года на 40-м году жизни.

umbra.media

Описание картины Исаака Левитана «Над вечным покоем»

Описание картины Исаака Левитана «Над вечным покоем»

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» является одной из жемчужин творчества художника. Искусствоведы относят эту работу к трилогии его картин, полагая, что первым является полотно «У омута», вторым – «Владимирка», а третьим – «Над вечным покоем».

Картина писалась с натуры, которой стала старая деревянная церковь недалеко от Вышнего Волочка (небольшого городска в Тверской губернии).

Художественное полотно изображает высокий берег озера, огромное прекрасное небо в часы заката с бледно-лиловыми облаками и маленькую деревянную церквушку, одиноко стоящую на берегу. Рядом с церковью старое кладбище с покосившимися от времени деревянными крестами.

Зритель как будто ощущает всю суровую красоту русской природы, холодность ее ветров, могущество рек и необъятную даль полей.

И в этом незатейливом сюжете сокрыта глубинная философия жизни и смерти, основ русского народного духа. Это размышления о Боге, жизни и о человеке, его месте в мире, о памяти и о грядущем. Образ маленькой деревянной церквушки – это образ самого человека, ищущего на земле правду Божью, стремящегося к свету, к жизни, к любви, но часто не обретающего их. Это картина о надежде, о мимолетности жизни, о том, что каждый из нас чувствует свою связь с чем-то величественным и грандиозным, имя которого для нас обретается скорее в понятиях религиозных, чем материальных.

В картине есть место и чувству тонкой тоски, одиночеству, но при этом в ней и много веры, веры в будущую небесную радость. Есть и ощущения покоя и величия созданного Творцом мира.

Но тем и прекрасны пейзажи Левитана, что каждый зритель может увидеть в его картинах что-то свое. Но никого они не оставляют равнодушным, как не может оставить человека равнодушным его Родина – тиха, величественная и прекрасная.

opisanie-kartin.com

Над вечным покоем Левитан Описание картины

Художник Исаак Ильич ЛевитанВ картине художник раскрывает зрителю широкомасштабный вид с удаляющейся в даль горизонта озером Удомля на фоне свинцовых облаков

Картина Левитана Над вечным покоем была написана художником в 1894 году. Полотно не малых размеров 150 см на 206 см. Перед зрителем раскрывается широкое озеро Удомля с островком уходящее вдаль.

Очень объемно в картине показано вечернее небо с тяжелыми, со свинцовым оттенком облаками нависающими над водной рябью большого озера, отражающее закатные лучи солнца. Вдали ближе к горизонту сквозь дымку окруженный водами озера виднеется пустынный островок, среди огромного пространства он отражает умиротворение и покой.

На переднем плане картины, мы видим крутой угловатый берег с деревянной церквушкой, из небольшого окошечка, которой проглядывается свет лампады. Рядом с храмом небольшие деревца обдуваемые ветерком и кладбищенские покосившиеся кресты неухоженных могил. Как мы видим в сторону церкви проходит забытая всеми тропинка отражающая символ забвения и одиночества этого утеса.

Перед началом работы с полотном художник пробовал делать различные наброски и эскизы, которые сегодня отражают ход творческого процесса с картиной. В результате мы видим этот романтический вид который наполняет мысли зрителя о мимолетности состояния русской природы ее быстротечности.

Поговаривали что во время работы с картиной Левитан любил слушать музыку Бетховена его Героическую симфонию, которую время от времени наигрывала подруга сердца художника Софья Калашникова. Музыка знаменитого композитора возможно хорошо способствовала мыслям и идеям художника, отвлекала от всего внешнего и постороннего. Каждый очередной мазок краски по холсту был созвучен тактам сифонии и плодотворному процессу работы Левитана с данным произведением.

На первый взгляд картина Над вечным покоем может показаться несколько мрачноватой, отражая русскую действительность, тем не менее в этом произведении автор раскрыл истинное величие русской природы, за что соответственно русское светское общество оценило работу художника Левитана, близкую к действительности, духу русского человека и была признана истинно русским произведением.

Сегодня картина Над вечным покоем находится в Государственной Третьяковской Галерее. размер 150 на 206 см

www.art-portrets.ru

Описание картины "Над вечным покоем" Левитана: материалы для сочинения, история создания |LITERATURUS: Мир русской литературы

opisanie-nad-vechnym-pokoem-levitan
"Над вечным покоем". И. Левитан

Картина "Над вечным покоем" принадлежит к числу самых известных работ выдающего русского художника И. Левитана.

В этой статье представлено описание картины "Над вечным покоем" Левитана: материалы для сочинения, история создания произведения.

Описание картины "Над вечным покоем" Левитана: материалы для сочинения, история создания

Картина "Над вечным покоем" была написана Левитаном в 1894 году. Картины размером 150 х 206 см выполнена маслом на холсте. Полотно "Над вечным покоем" хранится в Третьяковской Галерее.

Описание картины "Над вечным покоем" из книги "История русской живописи":

"...шедевр — «Над вечным покоем» (1894). Левитан считал эту картину своим главным произведением. «В ней я весь, — писал он Третьякову, — со всей своей психикой, со всем моим содержанием». 

И в самом деле, в мировой пейзажной живописи очень мало картин, которые производили бы такое же сильное впечатление. Она буквально захватывает и пронзает душу. Маленькая церковь с кладбищем, застывшая высоко над величественным пространством воды и неба, медленно ворочающиеся грозовые тучи, тревожный и в то же время отрешенный свет... Бренность и вечность. Да, мы все умрем, но мы — часть этого величия, мы — в нем и оно — в нас; и поэтому мы — вечны!

Возможно, у кого-то возникнут перед этой картиной другие мысли и чувства. Ведь люди — разные, а в том-то и сила великих произведений искусства, что они пробуждают в каждом из нас самое сокровенное."

(Майорова Н., Скоков Г., "История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века", том 8, 2006 г.)

История создания картины "Над вечным покоем" и ее описание из книги В. Петрова:

"В 1893-1894 годах Левитан работал над третьей, наиболее масштабной картиной своего "драматического цикла" - "Над вечным покоем" (1894), в которой его "мышление в образах" обрело почти натурфилософский, планетарный в своей сущности масштаб.

Изобразив мыс с ветхой деревянной часовней и кладбищем на фоне матово-свинцовых вод уходящего в пустынную даль озера, над которым в сумрачном небе клубятся тяжелые темные тучи, 

Левитан очень выразительно передал ощущение неуютности этого сурового пространства, малости изображенного им "островка времени" перед лицом вечной и "равнодушной" к человеку природы. 

Картина позволяет понять, что чувствовал художник в моменты, когда его настигали приступы смертельной тоски и одиночества, о которых он писал Елене Карзинкиной: 

"За лесом... серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего... Все дон-кихонство, оно и благородно, ну а дальше что? Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще... Какой ужас, какой страх". <...> 

В то же время чувство одиночества и бессилия в картине Левитана не оказывается подавляющим. Вместе с ним в ее образном строе живут и иные переживания художника, придавшие большому полотну... более надличный, философски-спокойный и мужественный эмоционально-образный смысл.

Строга и ясна композиция полотна: высоко и величественно замечательно написанное небо, к которому возносит главу часовенка с теплящимся в оконце огоньком, привносящим в картину наряду с чувством одиночества и покоя могли "сердцечную мысль" художника о "свете, который тьма не объят", о вечной жажде тепла, веры, надежды, огонек которой вновь и вновь, из века в век, "как свеча от свечи" (Л. Н. Толстой), зажигают люди.

Не случайно художник, по воспоминаниям Кувшинниковой, просил ее во время работы над картиной играть ему на фортепиано траурный марш из "Героической симфонии" Бетховена, создавшего и "Оду к радости", и записавшего некогда на полях своих нот: "Жизнь есть трагедия! - Ура!".

Обобщив свои размышления о противоречиях реальности, избыв саморефлексию и тягостные переживания, в своих картинах середины 1890-х годов Левитан как бы возвращается в "просвет бытия"... В его искусстве словно рассеиваются тучи..."

(В. Петров, "Исаак Левитан", изд-во "Белый город", 2000 г.)

Описание картины "Над вечным покоем" на сайте Третьяковской Галереи:

"Образ русской природы, лишенной ярких красок и контрастов, наделен в этом пейзаже героическими чертами. Художник созерцает мир, словно с высоты птичьего полета. Перед его взглядом величественно разворачивается панорама природной стихии. 

Тема таинственной непостижимости мира звучит в пейзаже торжественно и сурово. Разомкнутое вширь и ввысь пространство представлено в виде обобщенных плоскостей – воды и неба, написанных в одной цветовой тональности, что усиливает монументальное звучание картины. На вознесенном, разомкнутом ввысь и вширь небе словно нарастает некая борьба, столкновение. 

Небесная драма не отражается в стальной чешуе воды. Небо и земля – части безликого космоса – отчуждены друг от друга. Лишь устремленный вперед утес с деревянной церквушкой – свидетельство присутствия в мире хрупкой, но исполненной веры души человека. Противостояние человеческого духа и бесконечности мироздания приобретает в картине эпический, вселенский масштаб."

В этой статье представлено описание картины "Над вечным покоем" Левитана: материалы для сочинения, история создания произведения.

www.literaturus.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта