"Золотая осень", Левитан. Картина из собрания Третьяковской галереи. Осень картина левитана


Золотая осень (картина Левитана) — WiKi

«Золотая осень» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее (инв. 1490). Размер картины — 82 × 126 см[1][2].

Левитан начал работу над картиной осенью 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии; там же были написаны первые этюды. По-видимому, работа над полотном была завершена в конце года в Москве[3]. В 1896 году картина экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге, а затем в Москве. В том же году она была куплена Павлом Третьяковым[1].

«Золотую осень» относят к «мажорной серии» картин Левитана 1895—1897 годов, в которую, кроме неё, включают «Март» (1895), «Свежий ветер. Волга» (1891—1895), «Весна. Большая вода» (1897) и другие полотна[4]. Эта картина «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы»[5]. Она также служит одним из характерных примеров влияния импрессионизма на творчество художника[6][7].

История

Работа над картиной была начата осенью 1895 года — в то время, когда Левитан жил в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. Там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной[8].

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, и у них завязался роман. Вскоре после этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной 1895 года — именно тогда была написана его картина «Март»[9][10]. В конце марта Левитан возвратился в Москву, а в начале мая опять приехал в Горку, где он прожил до начала октября (а также, возможно, возвращался на несколько дней во второй половине октября)[11]. Специально для художника на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера[8].

Считается, что на картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно, — это место находилось всего в полукилометре от усадьбы Горка[12][13]. По свидетельству художника Витольда Бялыницкого-Бирули, тоже работавшего в тех местах, картина была написана по этюду, сделанному Левитаном во время его пребывания в Горке[5]. Искусствовед Фаина Мальцева также полагает, что художник использовал осенние этюды, созданные в Горке, при этом окончательный вариант картины «Золотая осень» был написан им уже в Москве[3]. По её словам, впечатление, что пейзаж написан с натуры, своим появлением обязано «исключительной зрительной памяти и вдохновенному мастерству» живописца[3]. По-видимому, именно увлечённая работа над этим пейзажем заставила Левитана в письме, датированном 13 ноября 1895 года, отказаться от предложения художника Василия Поленова посетить его в усадьбе Борок[3][14]:

«
 
Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее и мир стал не так ужасен. » 
  Картины «Золотая осень» и «Озеро» на выставке 2010 года в ГТГ на Крымском валу

Вместе с девятью другими произведениями Левитана, среди которых были «Март», «Свежий ветер. Волга», «Сумерки», «Папоротники в бору», «Ненюфары» и другие[15][16], картина «Золотая осень» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву[11]; она также была представлена на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде[1].

В мае 1896 года прямо с Передвижной выставки, которая к тому времени ещё продолжалась в Москве, полотно было приобретено у автора Павлом Третьяковым за 700 рублей[17][18]. Правда, реализация этой сделки по какой-то причине затянулась: первая расписка Левитана в получении денег за картину датирована 10 мая, а в письме от 29 мая он пишет, что «вчера, возвратясь из поездки, встретил П. М. Третьякова, который почему-то теперь вздумал купить мою картину „Золотая осень“, видев её десятки раз», и только 3 июня он сообщает Третьякову: «Картина моя „Золотая осень“ не продана ещё, и потому я считаю её за Вами. Нечего и говорить, что я рад очень, что Вы пожелали её иметь»[17][19].

Продолжая своё путешествие с другими картинами 24-й Передвижной выставки, в ноябре 1896 года полотно также побывало в Харькове, где с ним произошла неприятность — оно было повреждено упавшим на него медным козырьком настенного калорифера, который прорвал холст насквозь. Об этом инциденте в письме к Илье Остроухову от 22 ноября 1896 года сообщил художник и уполномоченный Товарищества по выставкам Георгий (Егор) Хруслов[20][21]:

«  Сегодня утром у нас на выставке случилось несчастье. Картины были все сняты с мольбертов, некоторые лежали на полу, некоторые стояли у стен, работали все в одном конце залы. Вдруг на другом конце раздаётся сильный стук, я бегу туда — оказывается, что сорвался со стены тяжёлый медный козырёк калорифера и упал на картину И. И. Левитана «Золотая осень», холст картины прорван насквозь, хотя рана и незначительная и её легко заделать, но, ввиду того, что картина принадлежит П. М. Третьякову, я покорнейше прошу правление уведомить меня в Киев возможно скорее, как мне поступить с картиной… » 
  Исаак Левитан, «Золотая осень», 1896

Впоследствии это повреждение было столь искусно заделано московским реставратором Дмитрием Арцыбашевым, что оно осталось практически незамеченным[18].

Купленная Павлом Третьяковым, картина в том же 1896 году была передана им в дар Третьяковской галерее. В каталогах 1896 и 1917 годов это полотно фигурировало под названием «Осень»[1]. Сам же Левитан был не вполне доволен этим произведением, считая его несколько «грубым»[22]. В 1896 году он написал другую, менее известную картину с таким же названием — «Золотая осень», которая также находится в собрании Государственной Третьяковской галереи (холст на картоне, масло, 52 × 84,6 см, инв. 5635)[23][24][25].

Описание

Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года[26]. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных и популярных произведений художника[27]. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. А надо всем этим — голубое небо, по которому плывут светлые облака[28]. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана — обычно он использовал более мягкие и нежные тона[27].

Удачно выбрана точка зрения, которая позволяет художнику изобразить широкий и многоплановый пейзаж. Несмотря на некоторую асимметричность, композиция картины не кажется неуравновешенной: загруженность левой стороны компенсируется «группировкой предметов, распределением освещённых и затенённых масс, членением планов». У левого края полотна крупным планом изображена группа деревьев — берёз с ярко-жёлтой листвой и осин с последними покрасневшими листьями. Они создают «яркое и звучное пятно», по контрасту с которым изображённая правее них речка кажется тёмной и холодной[28]. Поверхность реки также смотрится большим цветовым пятном, основу которого составляет голубой цвет, к которому добавлены коричневатые отражения берегов[29].

Следуя вдоль речных берегов, взгляд зрителя пересекает широкие луга с перелесками по обеим сторонам реки, а затем уходит к изображённым вдали лесам. На правом берегу реки выделяется одинокая стройная золотисто-жёлтая берёзка. По мере удаления в глубину звучность колорита постепенно смягчается и переходит в более спокойную цветовую гамму[28].

Как и в картине «Март», основными составляющими цветовой гаммы «Золотой осени» являются жёлтый, голубой и зелёный цвета. При этом существенное различие между этими картинами заключается в том, что в весеннем пейзаже господствуют более холодные тона, а в осеннем — более тёплые. Зелёный цвет играет в «Золотой осени» лишь небольшую, вспомогательную роль, в то время как основная эмоциональная нагрузка ложится на жёлтый цвет, который «обусловливает торжественную радостность и спокойную, уверенную в себе красоту» картины[30].

Ещё одна параллель между «Мартом» и «Золотой осенью» состоит в том, что эти картины рассматриваются как примеры, наиболее ярко демонстрирующие влияние импрессионизма на творчество Левитана[6]. Действительно, в «Золотой осени» особое значение имеет экспрессивность мазка, который в этой картине ещё более энергичен и разнообразен, чем в «Марте». В частности, пастозными экспрессивными мазками написана листва берёз, где местами краска наложена столь густым слоем, что создаётся впечатление рельефности[30]. В картине традиционная манера живописи естественным образом сочетается «со свободной, почти импрессионистической трактовкой отдельных деталей», но при этом отличие от классического импрессионизма заключается в том, что цвет не растворяется в свете, а сохраняет свою интенсивность[2].

Отзывы

  Картина «Золотая осень» на почтовой марке СССР 1950 года

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что картина «Золотая осень» «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы». По его мнению, до появления этой картины никто из представителей русской пейзажной живописи (включая самого́ Левитана) «не давал такого торжественного, радостного в своём спокойствии образа осени, такого показа „пышного природы увяданья“»[5].

Сравнивая «Золотую осень» с написанной весной того же года картиной «Март», искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что в осеннем пейзаже нет фрагментарности, то есть «ощущения фрагмента природы», которое было присуще «Марту». По его словам, на создание картины «Золотая осень» художника воодушевила «необычная, поражающая своим эффектом цветовая гамма, в которой главную роль играет контраст золотого и синего». При этом он отмечал естественную уравновешенность композиции картины, которая «развёрнута на зрителя и в ширину»[31].

По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, созданный в этой картине образ «несёт в себе глубокое и многогранно выраженное содержание», которое «раскрывается по мере всматривания в изображённое, по мере его лирического сопереживания». В процессе такого всматривания можно понять, что целью художника была не только передача нарядных осенних красок, но и показ «таких драгоценных черт, которые помогают нам за этой нарядной, несколько декоративной формой видеть образ большой цельности и поэтичности»[28].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 364.
  2. ↑ 1 2 Левитан Исаак Ильич — Золотая осень (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 10 июля 2016.
  3. ↑ 1 2 3 4 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 31.
  4. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1975, с. 533.
  5. ↑ 1 2 3 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 208.
  6. ↑ 1 2 Левитан Исаак Ильич (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 10 июля 2016.
  7. ↑ В. А. Филиппов, 2003, с. 137—138.
  8. ↑ 1 2 Антон Павлович Чехов — Имение Горка (HTML). Литературная карта Тверского края, litmap.tvercult.ru. Проверено 6 июля 2016. Архивировано 27 сентября 2012 года.
  9. ↑ Маргарита Чижмак. Хроника жизни и творчества Исаака Левитана (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2010, № 3, с.58—71. Проверено 30 марта 2015.
  10. ↑ Илья Сергеев. Гений русского пейзажа — Исаак Левитан и тверские страницы его биографии (HTML). «Тверские ведомости» — www.vedtver.ru (24 августа 2012). Проверено 11 июля 2016.
  11. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 51—52.
  12. ↑ В. И. Колокольцов. Отклонение к чеховскому «дому с мезонином» (DOC). Из книги «Отклонение. Колокольцовы в Тверской губернии», Санкт-Петербург, 2004. www.vgd.ru. Проверено 10 июля 2016. Архивировано 4 октября 2012 года.
  13. ↑ Д. Л. Подушков. Антон Чехов и И. И. Левитан в Удомле (HTML). Из книги «Знаменитые россияне в истории Удомельского края», Тверь, 2009. www.gumfak.ru. Проверено 10 июля 2016. Архивировано 27 сентября 2012 года.
  14. ↑ И. И. Левитан, 1956, с. 56.
  15. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 53.
  16. ↑ С. А. Пророкова, 1960, с. 168—169.
  17. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 54.
  18. ↑ 1 2 Собрание Третьяковки: Картина Исаака Левитана «Золотая осень» (HTML). Радио «Эхо Москвы» — echo.msk.ru. Проверено 5 июля 2016.
  19. ↑ И. И. Левитан, 1956, с. 60.
  20. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 55.
  21. ↑ Письма и документы ТПХВ, т. 2, 1987, с. 501.
  22. ↑ В. А. Петров, 1992, с. 96.
  23. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 366.
  24. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 213.
  25. ↑ В. А. Петров, 2000, с. 60—61.
  26. ↑ К. Г. Паустовский, т. 6, 1969, с. 172.
  27. ↑ 1 2 В. А. Петров, 2000, с. 60.
  28. ↑ 1 2 3 4 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 32.
  29. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 210.
  30. ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 211.
  31. ↑ Д. В. Сарабьянов, 1989, с. 295.

Литература

  • Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — 335 с.
  • Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М.: Искусство, 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484.
  • Паустовский К. Г. Собрание сочинений в восьми томах. — М.: Художественная литература, 1969. — Т. 6.
  • Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века).
  • Петров В. А. Исаак Левитан. — М.: Белый город, 2000. — ISBN 5-7793-0250-2.
  • Пророкова С. А. Левитан. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. — М.: Издательство Московского университета, 1989. — 381 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство: статьи и очерки. — М.: Искусство, 1975. — 739 с.
  • Филиппов В. А. Импрессионизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003. — 320 с. — ISBN 5-7793-0577-3.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1966. — 240 с.
  • Товарищество передвижных художественных выставок, 1869—1899. Письма, документы / В. В. Андреева, С. Н. Гольдштейн. — М.: Искусство, 1987. — Т. 2. — 667 с.

Ссылки

ru-wiki.org

Описание картины Исаака Левитана «Золотая Осень»

Описание картины Исаака Левитана «Золотая Осень»

В Третьяковке есть две картины Левитана «Золотая Осень» – 95-ого и 96-ого годов. Художник прожил эти годы близ старинного села Островно (упоминается даже в летописях периода конца ордынского ига) под Вышним Волочком, в районе Твери (два еще более древних города).

И почему-то лучшей из двух картин считается более ранняя работа, 1895 года, «Осень». Но об этом пейзаже уже столько сказано, что его описание можно найти на любом сайте. «Золотая Осень», написанная год спустя, не столь знаменита, «отзывов» о ней в Сети вы не найдете, а ведь она ничуть не хуже, если рассуждать объективно! Постараемся исправить эту ситуацию. Итак, И. Левитан, «Золотая Осень», 1896 год.

Этот пейзаж столь же светел, как и более ранняя «Золотая осень» и нехарактерно «мажорен» для Левитана, в картинах которого обыкновенно проскальзывают цвета грусти – цвета приглушенных, смешанных тонов. Обычной темой осенних пейзажей художника («осенних» картин у него около сотни!) является «грустное природы увяданье». Но на этой картине вовсе нет грусти! – Прекрасная русская лесная река глубокого синего цвета, как и бывает осенью под ярким солнцем, блестящие отраженным золотом света кроны пожелавших деревьев.

Самого солнца не видно, но его лучи радостно играют своими бликами по всему холсту, как и в реке, так и в перистых облачках на безмятежно-голубом небе. С этой игрой праздничных красок чуть контрастирует «коричневый с охряным», цвет обрывистого берега на переднем плане, потемневшая, видимо, промокшая от минувших дождей соломенная крыша амбара. Но светло-золотые кроны деревьев, за которым исчезает река, дополняющие общую гамму, утверждают нас в легком, радостном настроении.

Природа на полотне отнюдь не «увядает», она радуется осени, её нарядам из золотой парчи. И три основные, доминирующие цвета этой картины – золотой, синий, голубой с добавлением чуточки зелени, – это все цвета радости, цвета полноты жизни.

opisanie-kartin.com

описание картины И. Левитана "Золотая осень"

Описание темы: Бабье лето, теплые деньки и ранимая красота осенней природы леса. Художественное описание картины Левитана "Золотая осень".

Золотая осень.

Левитан Золотая осень  Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: "Художник воспел красоту природы". Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на картину Левитана "Золотая осень", вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. "Очей очарование", "в багрец и золото одетые леса" - эти слова Пушкина очень подходят к "Золотой осени".

  На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.

  Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет.

   Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Сочинение по картине "Золотая осень" Левитана: описание картины |LITERATURUS: Мир русской литературы

sochinenie-kartina-zolotaja-osen-levitan-opisanie
"Золотая осень" (1895 г.).И. И. Левитан
Исаак Ильич Левитан - выдающийся русский художник-пейзажист, создавший за свою короткую жизнь множество гениальных произведений.

Ниже представлено сочинение по картине "Золотая осень" Левитана: описание картины, история ее создания, отзывы о произведении.Смотрите: Все сочинения по картинам Левитана

Сочинение по картине "Золотая осень" Левитана: описание картины 

Художник Исаак Ильич Левитан создавал свои картины на рубеже XIX-XX столетий. Уже при жизни он получил признание и заслужил глубокую любовь своих современников. Левитан был искренне влюблен в русскую природу. Он обладал редчайшей способностью передавать все характерные черты природы средней полосы России. Его страстная влюбленность в русскую природу помогала ему создавать произведения большой силы и обаяния.

Исаак Левитан создал много картин, посвященных русской осени. Все месте они образуют уникальную галерею осенних пейзажей.

"Золотая осень" - одна из самых известных картин Левитана на тему осени. Это полотно было завершено в 1895 г. и в настоящий момент хранится в Государственной Третьяковской Галерее. Картина выполнена масляными красками на холсте размером 82 х 126 см.

На картине "Золотая осень" изображен деревенский осенний пейзаж.

На переднем плане в правой части картины открывается небольшая речка с ее золотистыми берегами. Речка уходит в глубину картины и круто поворачивает налево. В левой части картины крупным планом изображены две березы с тонкими голыми стволами.

В центре картины внимание зрителей привлекает одинокая береза с ярко-золотой кроной, стоящая на правом берегу реки. Слева от нее располагается березовая роща.

За рощей вдали виднеется сочное, ярко-зеленое поле и крестьянские постройки с темно-коричневыми крышами. За деревней мы снова видим пышный лес с желтыми и зелеными кронами.

Основными цветами на полотне являются желтый, зеленый и синий. Сине-голубые тона неба и речки выступают на контрасте с оранжево-желтой листвой и зеленью поля.

Композиция картины "Золотая осень" отличается чувством ритма и музыкальной выразительностью. Элементы картины размещены в своем особом порядке и количестве, например, березки на переднем и дальнем планах. Все это придает особую прелесть и очарование картине.

Вообще Исаак Левитан трепетно любил русскую осень и ее осенние пейзажи:

"...осень для него пора бодрости, прилива сил, буйства красок и больших надежд.В двух картинах, носящих одно название «Золотая осень», Левитан передал все, что накопил, живя возле реки и озера, когда постепенно на его глазах листья берез, кленов, осин озарялись красками своего заката." (С. Пророкова, книга "Левитан") Интересно, что Левитан не был полностью доволен своей картиной. Он говорил про "Золотую осень", что она "грубая" (год спустя художник написал другую картину с тем же названием). "Золотая осень" Левитана несет в себе нотки нежной грусти и печали о прошедшем лете. Но при этом вселяет надежду, что снова настанет весна и природа оживет. Картина наполняет нас бодростью и желанием жить.

Приведем описание картины "Золотая осень" из книги С. С. Вермеля "И. И. Левитан и его творчество":

"...«Золотая осень». Сколько нежной грусти в этих березах, как золотом, усыпанных пожелтевшими листьями, как печально говорят они о том, что «как ни хороши, как ни свежи розы», а все ж они должны завянуть и погибнуть, что все молодое старится, а все старое гибнет и умирает. Но вы чувствуете вместе с тем, что опадут и эти листья, холод и снег покроют деревья, но придет весна, опять зазеленеют они и опять будут глядеться в зеркальную поверхность ручейка... Грустно, но небезнадежно, не безотрадно... Недаром Левитан почти не писал зимних пейзажей. Зима — этот символ смерти и застоя— не находила сочувствия в его сердце." ("И. И. Левитан и его творчество", автор С. С. Вермель, 1902 г.) Не менее интересно описание картины "Золотая осень" из книги В. Петрова "Исаак Левитан": "Ощущение жизненной полноты, свежести чувств в солнечный осенний день создается во многом благодаря "бурлению" краски в изображении червонного золота листвы и смелому, энергичному письму синего неба, яркой зелени озимей и темной сини реки, на фоне которой вспыхивают покрасневшие листья боярышника. По своей повышенной чувственной напряженности и сгущенности в восприятии природы эта картина представляется даже не вполне "левитановской", ибо подобный типа мироощущения был характерен для несколько более молодых мастеров - пейзажиста Станислава Жуковского и писателя Ивана Бунина." (В. Петров, "Исаак Левитан", изд-во "Белый город", 2000 г.) Приведем еще одно описание картины "Золотая осень" - из книги "Русское изобразительное искусство": "Будучи мастером пленерной живописи*, Левитан в полотне "Золотая осень" обратился к иной, декоративно-уплощенной форме. Цвета в произведении даны обнаженно - художник стремился полнее выявить то острое неожиданное чувство, которое осенние "багрец и золото" вызывают в человеке." (И. И. Пикулев, "Русское изобразительное искусство", 1977 г.) (*пленерная живопись - живописная техника, при которой правдиво отражаются богатые краски природы)   Эксперты Третьяковской Галереи так описывают картину "Золотая осень": "Это произведение соединяет в себе непосредственность натурного наблюдения с поисками обновленного пластического решения. Вполне традиционная живописная манера сочетается здесь со свободной, почти импрессионистической трактовкой отдельных деталей. При этом цвет не растворяется в свете, как в классическом импрессионизме, а сохраняет интенсивность, что вместе с пастозным экспрессивным мазком усиливает эмоциональную выразительность полотна." (сайт Третьяковской Галереи, страница "Золотая осень" И. Левитана) Это было сочинение по картине "Золотая осень" Левитана: описание картины, история ее создания, отзывы о произведении.

Смотрите: Все сочинения по картинам Левитана

www.literaturus.ru

Золотая осень (картина Левитана) — Википедия

К:Картины 1895 года

«Золотая осень» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее (инв. 1490). Размер картины — 82 × 126 см[1][2].

Левитан начал работу над картиной осенью 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии; там же были написаны первые этюды. По-видимому, работа над полотном была завершена в конце года в Москве[3]. В 1896 году картина экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге, а затем в Москве. В том же году она была куплена Павлом Третьяковым[1].

«Золотую осень» относят к «мажорной серии» картин Левитана 1895—1897 годов, в которую, кроме неё, включают «Март» (1895), «Свежий ветер. Волга» (1891—1895), «Весна. Большая вода» (1897) и другие полотна[4]. Эта картина «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы»[5]. Она также служит одним из характерных примеров влияния импрессионизма на творчество художника[6][7].

История

Работа над картиной была начата осенью 1895 года — в то время, когда Левитан жил в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. Там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной[8].

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, и у них завязался роман. Вскоре после этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной 1895 года — именно тогда была написана его картина «Март»[9][10]. В конце марта Левитан возвратился в Москву, а в начале мая опять приехал в Горку, где он прожил до начала октября (а также, возможно, возвращался на несколько дней во второй половине октября)[11]. Специально для художника на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера[8].

Считается, что на картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно, — это место находилось всего в полукилометре от усадьбы Горка[12][13]. По свидетельству художника Витольда Бялыницкого-Бирули, тоже работавшего в тех местах, картина была написана по этюду, сделанному Левитаном во время его пребывания в Горке[5]. Искусствовед Фаина Мальцева также полагает, что художник использовал осенние этюды, созданные в Горке, при этом окончательный вариант картины «Золотая осень» был написан им уже в Москве[3]. По её словам, впечатление, что пейзаж написан с натуры, своим появлением обязано «исключительной зрительной памяти и вдохновенному мастерству» живописца[3]. По-видимому, именно увлечённая работа над этим пейзажем заставила Левитана в письме, датированном 13 ноября 1895 года, отказаться от предложения художника Василия Поленова посетить его в усадьбе Борок[3][14]:

« Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее и мир стал не так ужасен. »
Картины «Золотая осень» и «Озеро» на выставке 2010 года в ГТГ на Крымском валу

Вместе с девятью другими произведениями Левитана, среди которых были «Март», «Свежий ветер. Волга», «Сумерки», «Папоротники в бору», «Ненюфары» и другие[15][16], картина «Золотая осень» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву[11]; она также была представлена на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде[1].

В мае 1896 года прямо с Передвижной выставки, которая к тому времени ещё продолжалась в Москве, полотно было приобретено у автора Павлом Третьяковым за 700 рублей[17][18]. Правда, реализация этой сделки по какой-то причине затянулась: первая расписка Левитана в получении денег за картину датирована 10 мая, а в письме от 29 мая он пишет, что «вчера, возвратясь из поездки, встретил П. М. Третьякова, который почему-то теперь вздумал купить мою картину „Золотая осень“, видев её десятки раз», и только 3 июня он сообщает Третьякову: «Картина моя „Золотая осень“ не продана ещё, и потому я считаю её за Вами. Нечего и говорить, что я рад очень, что Вы пожелали её иметь»[17][19].

Продолжая своё путешествие с другими картинами 24-й Передвижной выставки, в ноябре 1896 года полотно также побывало в Харькове, где с ним произошла неприятность — оно было повреждено упавшим на него медным козырьком настенного калорифера, который прорвал холст насквозь. Об этом инциденте в письме к Илье Остроухову от 22 ноября 1896 года сообщил художник и уполномоченный Товарищества по выставкам Георгий (Егор) Хруслов[20][21]:

« Сегодня утром у нас на выставке случилось несчастье. Картины были все сняты с мольбертов, некоторые лежали на полу, некоторые стояли у стен, работали все в одном конце залы. Вдруг на другом конце раздаётся сильный стук, я бегу туда — оказывается, что сорвался со стены тяжёлый медный козырёк калорифера и упал на картину И. И. Левитана «Золотая осень», холст картины прорван насквозь, хотя рана и незначительная и её легко заделать, но, ввиду того, что картина принадлежит П. М. Третьякову, я покорнейше прошу правление уведомить меня в Киев возможно скорее, как мне поступить с картиной… »
Исаак Левитан, «Золотая осень», 1896

Впоследствии это повреждение было столь искусно заделано московским реставратором Дмитрием Арцыбашевым, что оно осталось практически незамеченным[18].

Купленная Павлом Третьяковым, картина в том же 1896 году была передана им в дар Третьяковской галерее. В каталогах 1896 и 1917 годов это полотно фигурировало под названием «Осень»[1]. Сам же Левитан был не вполне доволен этим произведением, считая его несколько «грубым»[22]. В 1896 году он написал другую, менее известную картину с таким же названием — «Золотая осень», которая также находится в собрании Государственной Третьяковской галереи (холст на картоне, масло, 52 × 84,6 см, инв. 5635)[23][24][25].

Видео по теме

Описание

Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года[26]. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных и популярных произведений художника[27]. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. А надо всем этим — голубое небо, по которому плывут светлые облака[28]. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана — обычно он использовал более мягкие и нежные тона[27].

Удачно выбрана точка зрения, которая позволяет художнику изобразить широкий и многоплановый пейзаж. Несмотря на некоторую асимметричность, композиция картины не кажется неуравновешенной: загруженность левой стороны компенсируется «группировкой предметов, распределением освещённых и затенённых масс, членением планов». У левого края полотна крупным планом изображена группа деревьев — берёз с ярко-жёлтой листвой и осин с последними покрасневшими листьями. Они создают «яркое и звучное пятно», по контрасту с которым изображённая правее них речка кажется тёмной и холодной[28]. Поверхность реки также смотрится большим цветовым пятном, основу которого составляет голубой цвет, к которому добавлены коричневатые отражения берегов[29].

Следуя вдоль речных берегов, взгляд зрителя пересекает широкие луга с перелесками по обеим сторонам реки, а затем уходит к изображённым вдали лесам. На правом берегу реки выделяется одинокая стройная золотисто-жёлтая берёзка. По мере удаления в глубину звучность колорита постепенно смягчается и переходит в более спокойную цветовую гамму[28].

Как и в картине «Март», основными составляющими цветовой гаммы «Золотой осени» являются жёлтый, голубой и зелёный цвета. При этом существенное различие между этими картинами заключается в том, что в весеннем пейзаже господствуют более холодные тона, а в осеннем — более тёплые. Зелёный цвет играет в «Золотой осени» лишь небольшую, вспомогательную роль, в то время как основная эмоциональная нагрузка ложится на жёлтый цвет, который «обусловливает торжественную радостность и спокойную, уверенную в себе красоту» картины[30].

Ещё одна параллель между «Мартом» и «Золотой осенью» состоит в том, что эти картины рассматриваются как примеры, наиболее ярко демонстрирующие влияние импрессионизма на творчество Левитана[6]. Действительно, в «Золотой осени» особое значение имеет экспрессивность мазка, который в этой картине ещё более энергичен и разнообразен, чем в «Марте». В частности, пастозными экспрессивными мазками написана листва берёз, где местами краска наложена столь густым слоем, что создаётся впечатление рельефности[30]. В картине традиционная манера живописи естественным образом сочетается «со свободной, почти импрессионистической трактовкой отдельных деталей», но при этом отличие от классического импрессионизма заключается в том, что цвет не растворяется в свете, а сохраняет свою интенсивность[2].

Отзывы

Картина «Золотая осень» на почтовой марке СССР 1950 года

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что картина «Золотая осень» «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы». По его мнению, до появления этой картины никто из представителей русской пейзажной живописи (включая самого́ Левитана) «не давал такого торжественного, радостного в своём спокойствии образа осени, такого показа „пышного природы увяданья“»[5].

Сравнивая «Золотую осень» с написанной весной того же года картиной «Март», искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что в осеннем пейзаже нет фрагментарности, то есть «ощущения фрагмента природы», которое было присуще «Марту». По его словам, на создание картины «Золотая осень» художника воодушевила «необычная, поражающая своим эффектом цветовая гамма, в которой главную роль играет контраст золотого и синего». При этом он отмечал естественную уравновешенность композиции картины, которая «развёрнута на зрителя и в ширину»[31].

По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, созданный в этой картине образ «несёт в себе глубокое и многогранно выраженное содержание», которое «раскрывается по мере всматривания в изображённое, по мере его лирического сопереживания». В процессе такого всматривания можно понять, что целью художника была не только передача нарядных осенних красок, но и показ «таких драгоценных черт, которые помогают нам за этой нарядной, несколько декоративной формой видеть образ большой цельности и поэтичности»[28].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 364.
  2. ↑ 1 2 Левитан Исаак Ильич — Золотая осень (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 10 июля 2016.
  3. ↑ 1 2 3 4 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 31.
  4. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1975, с. 533.
  5. ↑ 1 2 3 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 208.
  6. ↑ 1 2 Левитан Исаак Ильич (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 10 июля 2016.
  7. ↑ В. А. Филиппов, 2003, с. 137—138.
  8. ↑ 1 2 Антон Павлович Чехов — Имение Горка (HTML). Литературная карта Тверского края, litmap.tvercult.ru. Проверено 6 июля 2016. Архивировано 27 сентября 2012 года.
  9. ↑ Маргарита Чижмак. Хроника жизни и творчества Исаака Левитана (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2010, № 3, с.58—71. Проверено 30 марта 2015.
  10. ↑ Илья Сергеев. Гений русского пейзажа — Исаак Левитан и тверские страницы его биографии (HTML). «Тверские ведомости» — www.vedtver.ru (24 августа 2012). Проверено 11 июля 2016.
  11. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 51—52.
  12. ↑ В. И. Колокольцов. Отклонение к чеховскому «дому с мезонином» (DOC). Из книги «Отклонение. Колокольцовы в Тверской губернии», Санкт-Петербург, 2004. www.vgd.ru. Проверено 10 июля 2016. Архивировано 4 октября 2012 года.
  13. ↑ Д. Л. Подушков. Антон Чехов и И. И. Левитан в Удомле (HTML). Из книги «Знаменитые россияне в истории Удомельского края», Тверь, 2009. www.gumfak.ru. Проверено 10 июля 2016. Архивировано 27 сентября 2012 года.
  14. ↑ И. И. Левитан, 1956, с. 56.
  15. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 53.
  16. ↑ С. А. Пророкова, 1960, с. 168—169.
  17. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 54.
  18. ↑ 1 2 Собрание Третьяковки: Картина Исаака Левитана «Золотая осень» (HTML). Радио «Эхо Москвы» — echo.msk.ru. Проверено 5 июля 2016.
  19. ↑ И. И. Левитан, 1956, с. 60.
  20. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 55.
  21. ↑ Письма и документы ТПХВ, т. 2, 1987, с. 501.
  22. ↑ В. А. Петров, 1992, с. 96.
  23. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 366.
  24. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 213.
  25. ↑ В. А. Петров, 2000, с. 60—61.
  26. ↑ К. Г. Паустовский, т. 6, 1969, с. 172.
  27. ↑ 1 2 В. А. Петров, 2000, с. 60.
  28. ↑ 1 2 3 4 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 32.
  29. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 210.
  30. ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 211.
  31. ↑ Д. В. Сарабьянов, 1989, с. 295.

Литература

  • Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — 335 с.
  • Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М.: Искусство, 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484.
  • Паустовский К. Г. Собрание сочинений в восьми томах. — М.: Художественная литература, 1969. — Т. 6.
  • Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века).
  • Петров В. А. Исаак Левитан. — М.: Белый город, 2000. — ISBN 5-7793-0250-2.
  • Пророкова С. А. Левитан. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. — М.: Издательство Московского университета, 1989. — 381 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство: статьи и очерки. — М.: Искусство, 1975. — 739 с.
  • Филиппов В. А. Импрессионизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003. — 320 с. — ISBN 5-7793-0577-3.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1966. — 240 с.
  • Товарищество передвижных художественных выставок, 1869—1899. Письма, документы / В. В. Андреева, С. Н. Гольдштейн. — М.: Искусство, 1987. — Т. 2. — 667 с.

Ссылки

wikipedia.green

Золотая осень. Описание, сочинение по картине.

Левитана за глаза нередко называли «поэтом природы», поскольку он мог идеально чувствовать все ее контрасты и философски подходить к восприятию всего того, что находится перед его взором в виде пейзажа, пусть печального, пусть грустного и скромного, но при этом удивительно яркого. Картина, которая была написана на рубеже 18 и 19 века в 1895 году под названием «Золотая осень» выделяется среди остальных его работ, поскольку излучает немыслимое количество солнца, и от этого яркость и непринужденность только усиливается.

Немного расскажем о том, кто такой И. Левитан. Родился он в маленькой семье еврейского происхождения из литовского места. Отец отличался отменной сообразительностью и умом, и старался всячески улучшить материальное положение семьи, тем самым перевез их в Москву, где старший из сыновей Левитана (Авель) поступил в училище живописи. В 1873 году Исаак пошел по его стопам.

Гонения и прочие нападки со стороны людей были частыми до того момента пока Исаак не закончил обучение. В середине 80-х годов 18 века положение Левитана в денежном плане было хорошим, и он решился полностью посвятить себя живописи.

Теперь что касается самой картины. А вернее двух картин. Да, вы видите все правильно, 2 картины были написаны Левитаном с разницей во времени в один год. Большинство искусствоведов открыто говорят о том, что художник не смог полностью передать смысл картины и поэтому написал повторно еще одну, дабы до конца доставить себе удовольствие от написанного шедевра. Обе картины написаны в Тверской губерний, в месте под названием Островно и с изображением р. Съежа.

На картине достаточно ярко можно увидеть время года – золотая осень, то время, которое Левитан по его собственным словам очень сильно полюбил. В те редкие дни, когда солнце восходило, и светило максимально ярко он и попытался в этом передать всю его красоту на своей картине. Тонкие березки с бело-желтыми отсветами и стоят по краям реки в воде, которой смешались практически все цвета осенней поры.

Полотно было создано Левитаном в очень интересный момент – в эпоху заката русского импрессионизма. Одновременно оно получилось характерным и нехарактерным для живописи в стиле «пейзаж» для великого художника. С одной стороны работа вышла на удивление тонкой и изящной и между тем яркой и мажорной с небольшим оттенком небрежности. Эти все понятия строго друг другу противоречат, но, однако на картине они видны достаточно отчетливо и можно рассуждать, о ранних работах художника с другой стороны, нежели это было до «Золотой осени».

gallerix.ru

"Золотая осень", Левитан. Картина из собрания Третьяковской галереи

Вспомните слова Тютчева: « Есть в осени первоначальной…» Что в же ней есть такого, что многие и многие творческие личности воспевали ее в своих произведениях?Золотая осень Левитан картина

Золотая осень! Каждый год она новая, неведомая, но всегда бесконечно прекрасная неповторимым буйством красок, трогательной прозрачной грустью небес, тонкой игрой солнечных бликов на золоте листвы. Как отразить на холсте свежесть осеннего утра, теплые краски желтых и багряных крон, всю красоту русской природы? Осень, пора бабьего лета, вызывала восхищение многих писателей, музыкантов и, конечно, художников.

История одного шедевра

Вот перед нами «Золотая осень», Левитан. Картина написана художником в Тверской губернии, неподалеку от имения Горки, в 1895 году. На полотне изображена природа среднерусской полосы, до боли родной и знакомый каждому россиянину пейзаж. Всю его простоту художник наделил светлым лирическим настроением. Именно поэтому впоследствии картина Левитана «Золотая осень» вместе с другими его пейзажами внесла в русскую живопись такое понятие, как «пейзаж настроения».Левитан Золотая осень

Изменчивость и сиюминутность состояния природы находит отклик в душе художника. Многообразие красок и форм окружающего мира он с большой чуткостью переносит на холст и, как большой чародей, передает зрителю то заветное и сокровенное, что скрыто в каждом уголке природы. Глядя на пейзаж, понимаешь всю глубину любви художника к осенним краскам, осознаешь, как неразрывна связь: золотая осень-Левитан. Картина поражает простотой мотива и исполнения и одновременно безупречным вкусом и высоким мастерством. Как много нового показано в виденном всеми пейзаже, того, что ускользнуло от внимания.

О пейзаже «Золотая осень», Левитан

Картина переносит нас в осеннюю березовую рощу, растущую вдоль узкой извилистой речушки. Она еще не потеряла свой желтый кружевной наряд, только две осинки на переднем плане почти сбросили листву. Темная, как в омуте, вода отражает прибрежные травы и полевые цветы. Красновато-розовый кустик на темном фоне речки кажется нарядным венком, готовым уплыть вдаль. По мере удаления к горизонту вода в реке светлеет, контраст ее спокойной голубовато-синей глади с золотом берез вызывает праздничное настроение, радость от созерцания пейзажа.

Картина Левитана Золотая осеньСолнца не видно, но его яркие лучи освещают природу - вечно прекрасную, вечно живую. Тени от деревьев темно-коричневые, короткие, день в самом разгаре, и каждому зрителю понятно: теплый, сухой и солнечный день запечатлел Левитан. Золотая осень богата такими деньками, когда многоцветные краски ласкают взор, а тихое сияние дня заставляет забыть, что эта красота мимолетна, ведь скоро разбойники-холода присвоят себе все золото с дерев. Но пока воздух на картине свеж и прозрачен, можно беспрепятственно рассмотреть на горизонте и легко плывущие по небу облака, и очертания дальнего леса, постройки и озимые поля с зеленью всходов.

Левитану удалось передать ощущение воздушной легкости, простора, удивительной радости от общения с природой, и все это одними лишь красками пейзажа. Обладая острым чутьем и неподдельной любовью к русской природе, художник создал собственный стиль – стиль русского пейзажа, который по справедливости называют левитановским.

Судьба картины

В 1896 году на выставке передвижников в северной столице - Петербурге - и в других российских городах с успехом экспонировался пейзаж «Золотая осень», Левитан. Картина была затем куплена П.Третьяковым, и сейчас она выставлена в Третьяковской галерее.

fb.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта