Пастель - искусство для избранных? Левитан пастель картины
В Москве, в здании Третьяковской галереи на Крымском валу открыта выставка Исаака Левитана. Выставка открыта к 150-летию со дня рождения художника. На выставке представлено много малоизвестных, практически не выставлявшихся графических работ мастера, для меня особенно приятно, что выставлены все пастели Левитана.Выставка будет работать по 20 марта 2011 г. Подробная информация о выставке здесь.
Исаак Ильич Левитан — мой любимый художник. Особый интерес представляют графические работы Левитана. По ним можно проследить, как художник искал мотивы для своих живописных произведений, каким образом он работал над композицией пейзажа. К некоторым картинам известны десятки графических эскизов. Летом, на пленэре, художник, как правило, делал небольшие этюды. А в мастерской начиналась длительная работа над созданием картин. Левитан не копировал бездумно всё, что видел, а создавал живописные полотна, в которых отражается настроение, величие и красота природы. Отдельные детали, мешавшие созданию образа, художник убирал, что-то добавлял. Но все творческие изменения художник вносил, основываясь на своём огромном практическом опыте, который он приобрёл, постоянно работая с натуры. Благодаря этому картины Левитана не просто выглядят реалистически, но и оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Некоторые картины художник писал быстро. В то же время, есть полотна, которые давались художнику с большим трудом. Например, картину «Берёзовая роща» художник из года в год привозил в Плёс, работа над ней велась 4 года. Эта незаконченная работа «Сжатое поле» представляет значительный интерес. Хорошо видно, как художник вёл работу пастелью. Сначала Левитан выполнял рисунок углём, чёрным мелком, серыми мелками, добивался верных тональных отношений, а затем вводил цвет. Ещё один интересный пример того, как И. Левитан работал над композицией в пейзаже — две одноимённые работы, выполненные пастелью:
Цветы нарисованы с особой любовью. Ещё хочу отметить, что сделано всё с безупречным вкусом.
|
gavrilovart.ru
Пастель - искусство для избранных? | Заметки
История пастели как самодостаточного материала в живописи насчитывает около 300 лет. После Леонардо почти все великие художники так или иначе отдали ей должное (собственно, сангина, сепия, соус — та же пастель).
Но случилось так, что за несколько столетий своей жизни Пастель не единожды претерпевала периоды расцвета и забвения. К сожалению, существовавшее во все времена ложное мнение, что она — слишком хрупкая и капризная барышня, любящая тишину, покой и сумрак; боящаяся даже шагов посетителей музея, всё-таки сыграло свою роль — роль злой мачехи, которая пытается скрыть обаяние своей падчерицы за неприглядным платьем и пятнами золы на щеках…
Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры привлекала самых талантливых и именитых мастеров во все времена. В России это А. Венецианов, О. Кипренский, И. Крамской, И. Левитан, В. Серов, Б. Кустодиев, В. Борисов-Мусатов, М. Врубель Н. Рерих, М.Чюрлёнис. За рубежом — Эжен Делакруа, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега…
И всё же это были лишь отдельные работы, в которых уникальные достоинства пастели приоткрывались только отчасти, далеко не в полной мере… Пастель часто использовалась для эскизов, набросков — и причиной тому был, прежде всего, миф о хрупкости и недолговечности пастели. Суровые революционные времена и настроения тоже отнюдь не способствовали развитию столь нежного и аристократического искусства. «На балу «царствовала масляная живопись, а трудолюбивая очаровательная Золушка-Пастель в это время исполняла свой изящный танец на лесной полянке, где её могли видеть только птицы и облака…
Однако история искусства подтверждает, что пастель тлену времени не подвержена. Ведь она состоит из того самого минерального пигмента, который является первоосновой всех известных натуральных красок. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Пожалуй, ее единственный недостаток — не терпит прикосновений (на холсте или бумаге она не «застывает», а продолжает жить…). Поэтому пастельные работы требуют хранения под стеклом — но это такая маленькая жертва, когда Любишь…
И все же пастель — живопись для Избранных… как художников, так и зрителей. Почему?
Ее волшебство потаенно и для многих непривычно; постигается больше не разумом, а душой. Пастель интимна и нежна — не случайно в наш обиход вошло словосочетание «пастельные тона»… Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства умирают… Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении.
В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели, которые доводилось видеть — это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь»… Отсюда — бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает. И это — в сочетании с удивительным ее свечением, призрачностью, сказочностью… Это впечатление тихого рассвета, когда мы еще не видим солнечного диска, но все вокруг уже наполнено магическим сиянием.
Пастель имеет более тысячи шестисот пятидесяти оттенков. Она и в самом деле и графична, и очень живописна! В пастели соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.
Еще один маленький секрет для непосвященных…
Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу — так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним… Вы видели когда-нибудь в мастерской художника истёртые рабочие кисти? А теперь представьте работу чувствительных подушечек пальцев по грубой, фактурной бумаге или даже абразивному слою, который мы используем почти всегда, потому что он лучше удерживает пигмент… И все-таки — близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему…
Эти работы, безусловно, требуют очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности… Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной… При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает… При достойном освещении пастель оживает, как юная девушка весной, сбросившая тяжелые зимние одежки, согретая солнцем и надеждой, тихим ожиданием праздника.
Да, Пастель требует Любви к себе, но она ее и возвращает…
Пожалуй, оценить по достоинству пастель может тоже не каждый… К счастью, люди, одарённые тонким восприятием и отменным художественным вкусом, не хотят лишать себя удовольствия созерцать тихое сияние Пастели и её магическую прелесть!.. К тому же, новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.
Итак, Пастель начинает свои первые «выходы в свет»… Ещё робкая, застенчивая, что-то утратившая из-за периодов долгого забвения; пока недооценённая и не заблиставшая всей возможной красотой…
Но о ней уже говорят как о прекрасной пленительной незнакомке, покоряющей самые искушённые души!.. Пастель становится модной не только в Европе, но и у нас в России. Существует интригующее мнение авторитетных искусствоведов: в ближайшее время рождение новых шедевров следует ожидать именно в этой живописной технике!
Пастель ждет своего зрителя-Созерцателя, способного смотреть подолгу, вглубь; уходить в картину и путешествовать по ней… Ему она подарит тепло, свет и покой… Ощущение Полета… Вкус к Жизни и Вдохновение… ]
shkolazhizni.ru
Пастели Левитана - Твоею Милостью да будет благословен каждый в мире.
Превосходным мастером пастели был И.Левитан. Увлечение художника пастелью совпало с его первым заграничным путешествием. Написанный в это время «Вид в окрестностях Бордигеры в Италии», пронизанный ярким весенним солнцем, пропитанный ароматом цветущих деревьев, поражает своей светозарной красочностью. Сравнение пастели с ее живописным вариантом (Левитан часто повторял в пастели свои живописные этюды) позволяет говорить о том, что художнику значительно лучше удалось в пастели сложное цветовое решение композицииБлиз Бордигеры. На севере Италии. 1890. Бумага на холсте, масло. 24 x 33 см
Вид в окрестностях Бордигеры в Италии. 1890. Бумага, пастель. Это первая известная нам пастель Левитана.Увлечение Левитана пастелью начинается в 1893 году. Если раньше он обращался к этой технике только в отдельных случаях, то теперь же он начинает заниматься пастелью серьезно. В 1893 году Левитан исполнил 10 пастелей, а в 1894 году - 13. Пастель настолько увлекает художника, что в этой технике выполнена треть всех известных нам работ 1894 года (13 из 36 ).Но уже в следующий год - три пастели, правда, среди них такие, как «Хмурый день» (ГРМ)
и «Разлив» (ГТГ).
В дальнейшем Левитан пишет пастели только время от времени. Из известных нам тридцати шести пастелей Левитана двадцать шесть приходится именно на 1893-1895 годы.
Обращение Левитана к технике пастели было связано с определенными живописными исканиями. Искания эти привели к замечательным достижениям 1895 года шедеврам «Март» и «Золотая осень».Очевидно, художник находил в технике пастели то, что позволяло ему лучше решать новые живописные задачи. Достигнув того, что он хотел в картинах и пастелях 1895 года, Левитан уже не видел далее надобности специально заниматься этой техникой. Он извлек из пастели все, что ему было нужно. И потому позже художник обращается к ней только от случая к случаю.
Из десяти пастелей 1893 года до нас дошла только одна, натюрморт - «Сирень» (собрание Т.Гельцер, Москва).
Лесные фиалки и незабудки ГТГ, 1889 49x35 масло
Одуванчики. 1880-е гг 59 x 42,5 масло (Чувашская гос. худ. галерея, Чебокчары ) с «Сиренью» 1893 года, мы видим в позднем произведении большее обобщение и умение увязать формы между собою. Техника пастели с ее бархатистостью фактуры и в особенности со свойственным ей методом прокладки больших цветовых пятен, по которым сверху штрихами карандаша накладывается как бы лессировочно другой цвет, - эта техника облегчала Левитану решение стоящей перед ним живописной задачи. Достигалось более декоративное решение натюрморта. Именно благодаря этим штрихам один цвет заходил на другой, стирались резкие границы между фоном и изображаемыми предметами. Эти приемы в еще более развитом виде мы находим в натюрмортах
Васильки (собрание Т.Гельцер, 1894)
Колеус (Худ.музей им. М.Нестерова, Уфа, 1894)
Белая сирень (Омский гос. музей из. ис-в, 1895 61,5x53,пастель).
Конечно, не пастельная техника сама по себе определила такое решение, но она как бы наталкивала на него художника. Именно поэтому, вероятно, Левитан так усиленно использует эту технику при создании натюрмортов, а также повторяет или варьирует в пастели этюды пейзажей, ранее написанные маслом -
Озеро Комо 1894г. Этюд для картины того же названия Картон, масло.23.8 х33
Озеро Комо2. 1894
Озеро Комо3. 1894
В лесу.. Осень. Бумага, пастель. 84 x 61.5 см, 1894 Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки
Техника пастели облегчила Левитану возможность чисто цветовой передачи тончайших оттенков света. Он смог придать большую мягкость и воздушность изображению, лучше связать между собою разные формы.Общая гамма пастели «Хмурый день» - жемчужно-голубоватая - передает ощущение проступающего изнутри сквозь тучи света. Это и придает изображению ненастного хмурого летнего дня не мрачное, а радующее душу состояние; сквозь сырость и непогоду чувствуется летнее тепло и свет. Сложное состояние природы дано не столько как «движение», сколько как единство, сложное и многообразное. Это требовало уже чисто цветового решения. Левитан и находит его в пастели.
Луг на опушке леса.1898 Бумага, пастель, 63х 49
Весна, белая сирень.
Долина реки. Осень. 1895 (или 1896?) пастель 52 х 67
Осенний пейзаж с церковью. 1890-е гг. Бумага, пастель. 62 x 48. ГРМ
Портрет Кувшинниковой
Осень. Усадьба. 1894 Бумага, пастель. 48 x 63 см
nyulia.livejournal.com
«Искусство пастели» в Третьяковской галерее
Сегодня в ГТГ открывается выставка «Искусство пастели. Из фондов графики XVIII — начала ХХ века». В экспозиции собрано около 150 пастелей — работ Рокотова, Левитана, Бенуа, Врубеля, Добужинского и многих другихГТГ, 19 декабря 2013 — 18 мая 2014Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы графики 49–54
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка «Искусство пастели. Из фондов графики XVIII — начала ХХ века». Традиционная сменная экспозиция из фондов графики на этот раз реконструирует вызвавшую большой интерес у публики выставку 2004 года, посвященную искусству пастели, самой хрупкой и изысканной из графических техник. Сохранность «сыпучих» пастельных произведений не позволяет их часто и продолжительно экспонировать. Поэтому выставка пастели — всегда значительное событие.
В собрании Третьяковской галереи хранится около 800 пастелей, некоторые из них были приобретены еще П. М. Третьяковым. На выставке представлено около 150 наиболее интересных произведений, отражающих разные жанры, формальные художественные приемы, смены вкусов и направлений.
Любимая художниками разных эпох, пастель получила наибольшее распространение в XVIII столетии. Именно тогда, во второй половине века, эта техника появилась в России. Первыми известными нам пастелистами были иностранные мастера — Г.-Ф. Шмидт, В. Эриксен, И.-Г. Шмидт, И. Барду и их младший современник К. Барду. В созданных ими портретах перед зрителями предстают живые человеческие лица — и знаменитые, и безвестные. Одно из лучших произведений этого раздела — «Портрет неизвестной» С. Яснопольского. Образный строй, серебристо-жемчужная пастельная гамма этой работы перекликаются с произведениями Ф. С. Рокотова.
В эпоху романтизма пастель становится любимой техникой многих мастеров, органично включающих ее в ткань рисунка. Интенсивность цвета пастели придает особое эмоциональное звучание карандашным портретам О. А. Кипренского. Быстрые штрихи итальянского карандаша сочетаются со вспышками цвета сочной пастели в динамичных рисунках А. О. Орловского. Выполненные в технике пастели портреты А. Г. Венецианова построены на мягком перетекании штрихов, тонкой гармонии цветовых отношений. Владение изысканными возможностями пастели позволяет художнику преобразить обыденную натуру в высокую поэзию.
В 50–60-х годах XIX века, по мере того как русские мастера все глубже погружались в проблемы общественной жизни, а в искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм, многоцветная пастель встречалась все реже. Утонченное искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом (портреты И. Н. Крамского).
Второе рождение пастель переживает в конце XIX века. Существенно расширяется тематика исполненных в этой технике работ, отчетливо обнаруживается многообразие индивидуальных манер обращающихся к ней художников.
В традиции салонно-академического искусства исполнены необычайно популярные среди современников работы К. Е. Маковского. В «цветописи» И. И. Левитана объединялись живописные и рисуночные начала этой техники. В. А. Серов относился к пастели в первую очередь как к аристократическому инструменту рисования. Поиски нового стиля в рисунке приводят его пастель к «элегантному графизму».
В. Э. Борисов-Мусатов, сочетая пастель с акварелью, гуашью и даже маслом, достигал необычайной изощренности фактуры, создавал эффект подвижной, вибрирующей красочной среды. Сама техника пастели получала у художника символическое истолкование, помогая уловить образы давно минувшей эпохи.
Обращение М. А.Врубеля к пастели было кратким — в этой технике исполнены его последние, большей частью незавершенные произведения. Фигуры портретируемых как бы проступают из темного марева фона, изображение складывается из отдельных ярких штрихов и пятен.
Увлечение пастелью в кругу художников «Мира искусства» рассматривалось в русле возрождения забытых техник. Элементы стилизации и даже имитации манеры старых мастеров присущи работам А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, З. Е. Серебряковой. У М. В. Добужинского эфемерность, хрупкость техники пастели воплощала поэтическую метафору Петербурга XX века.
Использование декоративных возможностей пастели, маэстрия «рисования цветом» — намеренно открытый, откровенный штрих, причудливый узор линий, — отличали работы Н. Н. Сапунова, Н. К. Рериха.
Выставка демонстрирует богатейшие возможности техники пастели и пути ее развития в русском искусстве от момента появления в XVIII веке до эпохи расцвета в начале ХХ столетия.
Источник: пресс-релиз ГТГ
artinvestment.ru
Удомельский край на картинах Левитана
(Использован сайт "Мой Чехов" и статья "А.П.Чехов и И.И. Левитан в Удомле") Впервые на Удомельские озера Левитан приехал в 1893 году. В поездке его сопровождали художница Софья Петровна Кувшинникова и художник А.С. Степанов. Левитан с Кувшинниковой остановились в усадьбе помещиков Ушаковых «Островно» на берегу одноимённого небольшого озера, которое и дало название усадьбе.Весна. Белая сирень |
«Старинный дом Ушаковых в стиле ампир, с зеленовато-голубыми от древности стёклами в окнах и широкой лестницей, спускающейся несколькими маршами и площадками балкона в сад, весь утопал в сирени. Ею была заполнена большая часть имения и она была почти ровесница старому дому» (В.К. Бялыницкий-Бируля). Этот дом снаружи изображён на картине Левитана «Весна. Белая сирень».
Ушаковы радушно приняли Левитана и Кувшинникову, снявших две комнаты на втором этаже дома с видом на озеро: «Комнаты в доме были очень светлые, белые, без обоев, окна одной комнаты выходили на запад, откуда Левитан мог наблюдать закат солнца, а другая с балконом и чудесным видом на озеро. В этой комнате стоял старинный клавесин. Вот с этого-то балкона и вела маршами лестница в сказочно красивый сиреневый сад» (В.К. Бялыницкий-Бируля).На озере |
В шести километрах к востоку от озера Островно расположено большое озеро Удомля, где находилась усадьба «Гарусово» дворян Аракчеевых, дальних родственников графа А.А. Аракчеева. Левитан с Кувшинниковой часто приезжали на Удомлю, и Аракчеевы предоставляли им для отдыха мансарду второго этажа. Берег озера в районе Гарусова изображен на картине Левитана «На озере» (1893).
Над вечным покоем |
Результатом пребывания Левитана в Удомельском краю в 1893 году стала картина «Над вечным покоем» (1894), написанная по этюдам, сделанным на озёрах Островно и Удомля. «Картину «Над вечным покоем», — вспоминала Кувшинникова, — Левитан написал … в лето, проведённое под Вышним Волочком, близ озера Удомля. Местность и вообще весь мотив целиком были взяты с натуры во время одной из наших поездок верхом» В.К. Бялыницкий-Бируля уточнял версию: «Часто с красками и этюдником он приходил на берег Островенского озера, вблизи которого, на бугре, стояла старенькая деревянная церковь, наполовину вросшая в землю. Около церкви, ближе к озеру, было забытое, совершенно заросшее кладбище. Деревянные кресты покосились, покрылись зелёным мхом... Пейзаж (оз. Удомли) был дополнен наблюдённым на Островенском озере мотивом церкви и кладбища». Среди этюдов, сделанных Левитаном в 1893 году в Удомле, есть пастель «Забытые», на которой изображено кладбище на косогоре с покосившимися крестами.
Можно с высокой долей уверенности утверждать, что композиция картины «Над вечным покоем» взята Левитаном в селе Островно: усадьба Ушаковых как верхняя точка наблюдения зрителя, деревянная церковь с кладбищем на фоне озера и характерное для средней полосы низкое небо. А огромное водное пространство, общие контуры береговой линии озера, опять же высокая точка наблюдения зрителя, далёкая линия горизонта, некоторые элементы композиции увидены на озере Удомля. На озере ряд островов, ближайший — Аржаник был безлесым, пахотным. Его очертания в целом совпадают с островом на картине Левитана.Осенний пейзаж с церковью |
Островенская церковь изображена на картине Левитана «Осенний пейзаж с церковью» (1890-е).
Озеро Островно |
А в гостиной усадьбы А.П. Чехова в Мелихово висит картина Левитана «Озеро Островно» (1895), на которой изображено село и церковь через озеро с юга.
Букет васильков |
Летний сезон 1894 года также оказался очень плодотворным для Левитана. В это время он поселился в усадьбе Турчаниновых «Горка». Художник много работает пастелью: «Букет васильков», подаренный Варваре Турчаниновой (подпись на рисунке: «Сердечному, чудному человеку В.И. Турчаниновой – на добрую память. И. Левитан. 1894»), «Осень. Усадьба», пастели с изображением осеннего леса и др.
Осень. Усадьба |
Исследователь творчества Левитана Е.В. Кончин, изучив каталоги выставок художника, обратил внимание ещё на такой факт. В творческой биографии Левитана был, оказывается, единственный период, когда он писал и рисовал цветы – 1894-1895 годы (только два года!), время пребывания художника в «Горке». Картины и рисунки были сделаны им и подарены всем женщинам Турчаниновым. Кончин называет следующие работы художника: «Розы» (подарок А.Н. Турчаниновой, сегодня хранится в музее И.И. Левитана г. Плёс Костромской области), «Розы» (17 сентября 1894 г., посвящена С.И. Турчаниновой), «Астры» (17 сентября 1894 г., посвящена С.И. Турчаниновой), «Букет васильков» (1894 г., посвящены В.И. Турчаниновой), «Терраса в сирени» («Весна. Белая сирень»), «Цветы». В этот же ряд нельзя не добавить картину «Ненюфары» (1895 г., цветущие лилии). Кончин называет ещё ряд картин и этюдов написанных в «Горке»: «Солнечный день», «Осенний этюд» («Осень. Река»), «Зима».
Розы |
Розы |
Ненюфары |
Осень. Река |
Март |
Золотая осень |
miraclelake.blogspot.com
Третьяковка: Левитан - Maryikina КАМОРКА
Юбилейная выставка знаменитого пейзажиста "ИСААК ЛЕВИТАН. К 150-летию со дня рождения" – один из самых масштабных проектов сезона. Его последняя монографическая экспозиция прошла в Третьяковской галерее 50 лет назад. На масштабной площадке собрано около 300 картин и этюдов из 17 музеев России и частных коллекций Москвы, а также из Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске и Израильского музея в Иерусалиме. Открытие выставки - практически неизвестные живописные и графические работы из Израильского музея. Графическое наследие мастера в России демонстрируется впервые, среди уникальных работ литография и офорт, карандашный рисунок, акварель и пастель. Важнейшим поворотным событием в жизни юного 19-летнего художника стало приобретение П.М.Третьяковым в 1880 году пейзажа "Осенний день. Сокольники". Всего Третьяковым было куплено более его 20 полотен, ставших основой лучшего музейного собрания художественных произведений. На время работы выставки на Крымском Валу, 10 по четвергам до 21:00, вход 200 рублей. Остальные подробности на сайте Третьяковки-->Для меня лично Левитан - это удивительный естественный льющийся свет, природная зелень, порывы ветра и текучая вода. И особенно вдохновляет невероятный, потрясающий, струящийся свет в каждой работе - восхитительное чувство прекрасного и восторг естественной красоты... Сверху полотно "Тихая обитель" 1890 г., у которого на выставке есть почти клон (помещены рядом), единственное отличие в деталях: более широкий ракурс и отсутствие мостика. Снизу работа "Осенний день" - повсюду повыры ветра, в ткани платья, в листве на дорожке, на кронах деревьев... Завораживает! Ниже - пастель "Осень.Усадьба", одно из самых редко выставляемых полотен, где изображёна дача Турчаниновых в Тверской области: Знаменитый "Вечер. Золотой Плёс" 1889 г. играет вечерними лучами на закате солнца А у этой картины выставлены несколько набросков. Вот один из них - великолепный этюд "У омута" 1891 г. из частного собрания. Я заметила на всех работах примерно одинаковое распределение солнечных лучей, но к великому удивлению не обнаружила этого света на самой картине размером 1.5 на 2.0 метра. Оказалось, что картину отреставрировали, и, видимо, художникам так не удалось сохранить её первоначальной души. Очень жаль. Лучше полюбоваться этюдами-оригиналами: Далее помельче, но кликабельно: "Золотая осень" 1895 г, "В окресностях Саввино-Сторожевского монастыря 1880-е, "Цветущие яблони" и "Весна в Италии" 1890 г. "Золотая осень" стала визитным постером выставки, но сама картина тоже не избежала реставрации. Я не особенно хорошо разбираюсь в живописи, но на фальшь глаз наметан, поэтому мои домыслы и здесь тоже подтвердились. "Осень. Охотник" 1890 г. и "Дуб" 1880 г. - обе написаны маслом на холсте. Дуб весь в солнечных бликах - очень красиво... словно вот-вот лучик тебе пальнёт в глаз )) Игра света даже на тканях в портретах удивляет... А рядом литография "Пляска ведьм (Ночь на Ивана Купала)" 1882 г. очень впечатляет прорисовкой каждой детальки даже на мордочке летучей мыши! Этюд к картине "На Волге. К вечеру" 1888 г. очень понравился отражениями, даже больше, чем оригинальная одноимённая картина. Этюд маслом "Пасмурный день на Волге" небольшого размера запрятан под двойное стекло, но даже через толщу стекла видны блики на воде. Смотришь на него и такое впечатление, что ты сейчас там и просто затаил дыхание на секунду и мир вокруг замер вместе с тобой... Ты выдыхаешь воздух и ждешь, что и волны сейчас колыхнуться в ответ... Приглядишься ближе - мазок на мазке, вроде так просто, но КАК это ему удавалось??? Акварель на картоне "Осень" - трогательное пасмурное болотце, но снова какой красивый естественный свет сквозь тучи! Более красочная пастель "У озера. Летний вечер" считается этюдом к неоконченной картине "Озеро", над которой Левитан работал последние два года жизни. Известно, что первоначально у художника было намерение дать своей последней работе название "Русь". Мне настолько понравилась выставка, что я намерена посетить её повторно, благо время еще есть - экспозиция будет функционировать аж до 20 марта. Предусмотрена обширная образовательная программа, включающая тематические экскурсии, лекции, концерты и театральные вечера. Прекрасное времяпровождение в ненастную холодную погоду ;) Рекомендую.
maryika.livejournal.com