Левитан Исаак Ильич (1860-1900). Левитан картины биография
Исаак Левитан, биография, история жизни, творчество
Исаак Левитан был художником тонко чувствующим природу, умение не только видеть, но и чувствовать он передавал посредством своего «пейзажа настроения».
Юные годы
Исаак Ильич Левитан родился 18 августа 1860 года в семье малоимущей, но высокоразвитой, отец его был преподавателем иностранных языков, а дедушка раввином. Невзирая на довольно бедную жизнь в семье царила гармония и понимание что способствовало развитию творческого начала у мальчика. Отец сам обучал сына читать и писать, но считал, что детям необходимо лучшее место для получения знаний и решил, что нужно переехать в Москву. В 1873 году начинающий рисовальщик поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в котором получал образование его брат. Увлеченный творчеством юный художник старательно учился у тамошних мастеров. Все шло хорошо до 1875 года, когда умерла мать художника, отец в связи с сильным потрясением сильно заболел.
Дела у семьи стали совсем плохи денег не хватало даже на жизнь. Благодаря исключительному таланту художник получал денежную помощь от своего училища и был освобожден от оплаты за обучение. Как бы сильно юноша не старался исправить положение ему не удалось предотвратить смерть отца. Потеря главы семьи окончательно выбила почву из-под ног у семьи. В это время Исаак был на четвёртом курсе его особую связь с природой заметил Алексей Саврасов и принял парнишку к себе в ученики. Весной 1877 его полотна заметили журналисты и написали о нем статью, за что юноша получил медаль и небольшую материальную поддержку.
В связи с политическими событиями 1879 года все евреи были высланы из Москвы и получили запрет на проживание в столице. Упорно трудясь над созданиями картин он и, его семья жили в небольшом домике в Салтиковке. Продав самые успешные из своих картин, он переехал в небольшую квартирку. Начиная с 1880 года, он проводил большую часть своего времени за написанием пейзажей таких как «Сосны», «Дуб» и «Осень». Весной 1885 года он завершил обучение в академии к сожалению, звание художника ему так и не дали, но он стал учителем чистописания.
Жизнь художника
Не имея материальной возможности Левитан покидает Альма-матер без диплома . И отправляется на временное проживание в поселок Максимовку. По стечению обстоятельств поблизости Чеховы гостили у друзей, и Исаак знакомится с Антоном Чеховым дружба с которым продлится всю их жизнь. Материальное положение художника постепенно улучшалось, но горести, пережитые в ранние годы жизни, давали о себе знать. Проблемы с сердцем все чаше напоминали о себе, и живописец уехал в Крым поправить здоровье. Прекрасные пейзажи и вдохновляющая атмосфера плодотворно повлияли на его творчество им было написано множество плотен.
Многие из картин, написанных в то время он показал на выставке, которую организовал по возвращению домой. 1887 год подарил пейзажисту исполнение мечты он свершил путешествие на Волгу, которую так чувственно показывал в своих картинах его наставник Саврасов. Но время и сезон был выбран неудачно и мрачная, хмурая погода испортила первое впечатление о Волге. Живописец решил не оставлять свою надежду и мечту и отправился к реке в летнюю пору следующего года. Он был потрясен красотой и живописностью местности работа настолько завладела его вниманием что художник провел там три года. За это время им было написано около 200 полотен с видами прекрасной природы и реки.
Благодаря этой поездке он обрел большое почтение в кругах пейзажистов его считали самый чувственным живописцем, который передавал настроение природы. Желание развивать свои таланты, и идти по намеченному им пути привели Левитана в Западную Европу. Посетив Францию и Италию, он открывает для себя новые стили и техники. У него уже давно было желание познакомится с работами импрессионистов и представителей барбизонского направления.
Возвратившись домой в 1891 году, рисовальщик становится участником Товарищества передвижных художественных выставок. Он успешно демонстрировал свои полотна и набирал популярность до 1892 года, когда всех «некрещеных евреев» выгнали из столицы. В этот период ему снова пришлось жить в пригороде, но его не омрачало положение дел он продолжал усердно работать над созданием новых шедевров. Благодаря ходатайству влиятельных друзей Левитану разрешено было вернутся в столицу, но он предпочел временно пожить в усадьбе Панафидиных. В это время произошло событие, омрачившее отношения Левитана и Чехова. Ученица Софья Кувшинникова будучи дамой замужней имела с художником непонятные для Чехова взаимоотношения.
Меланхолия
Лето 1894 года началось для живописца с поездки к друзьям в усадьбу Островно со своей ученицей Софьей. В это же время по соседству гостила Анна Турчанинова которая влюбилась в художника. За сердце молодого человека началась борьба, которую Кувшинникова проиграла, и опечаленная вернулась домой. Эти события плохо сказались на здоровье Левитана слишком много стресса и потрясений перепало на его больное сердце. Зимой 1895 года художника навестил Чехов, и их дружба возродилась.
Весной того же года живописец отправляется еще раз во Францию и Австрию. Его состояние ухудшается, а депрессия проявляется все сильнее. Его работы в этот период становятся вялыми, а их количество уменьшается. В конце концов у него произошел срыв, и он предпринял попытку самоубийства. Все его друзья и родные были повергнуты в шок, Чехов который навестил своего старого знакомого не мог поверить в происходящее. Убедившись, что опасный период миновал писатель, покинул своего друга вернувшись домой.
Последние годы
В 1896 году состояние его здоровья резко ухудшилось после перенесенного тифа, грудь болела все чаще, дышать стало тяжелее. Художник все реже выходил на публику все больше времени проводил в своей студии. Не теряя любви к искусству в мае 1897 года, пейзажист отправляется в Италию. Улучшив свое духовное состояние, он возвратился домой и начал обучать юных художников в своей Альма-матер. Его добрый нрав и желание понять окружающих сделали из него прекрасного педагога. Преподавать ему довелось не долго проблемы с сердцем приносили слишком много боли. Что бы поправить здоровье художник отправляется в Ялту, но увы это не помогло. Возвращается депрессия Исаак все чаще говорит близким о своей скорой кончине, дышит с трудом, а сердце уже не стучит, а хрипит. 22 июля 1900 года художник умер в своей мастерской оставив десятки не законченных картин.
Книги:
— «Левитан: сказка о грустном художнике»
— «Пис’ма, документы, воспоминания»
— «The collected poems of Yesenin»
Книги, которые любил читать:
— Александр Сергеевич Пушкин «Сборник стихов»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
theperson.pro
Левитан Исаак Ильич - биография
Исаак Ильич Левитан – знаменитый русский художник-пейзажист, поэт природы совершенной.
Происхождение и тяжёлая юностьИсаак Левитан, будущий великий художник, родился 18 августа 1860 г. в Литве, в небольшом месте Кибарты, в образованной, но небогатой еврейской семье. Отец – Илья (Эльяш Лейб) Левитан (1827–1877) – станционный смотритель, был сыном раввина. В молодости он учился в Вильно в еврейской религиозной школе – ешиве. Параллельно ортодоксальному обучению, Илья Левитан весьма успешно занимался самообразованием, за короткое время юноша овладел французским и немецким языками. Впоследствии знание иностранных языков обеспечило существование всей семьи, он преподавал, а также работал переводчиком. У Исаака был старший брат Авель и две сестры – Тереза и Миле.
В 1870–1871 гг. семья переехала в Москву, большой город открывал совершенно иные возможности как для самого Ильи Левитана, так и для его детей. Подметив у сыновей способности к рисованию, родители отдали мальчиков в Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Юношам несказанно повезло, ведь в те времена в училище преподавали блестящие русские художники – Саврасов, Перов, Поленов. Едва начав обучение, Исаак Левитан довольно скоро был выделен среди остальных учеников, талант юноши не вызывал сомнений. Изначально Левитан занимался в натурном классе у Василия Перова, но Алексей Саврасов выпросил у него Левитана в свой пейзажный класс. Между Левитаном и Саврасовым сложились удивительно тёплые и доверительные отношения. Исаак Левитан стал его любимым учеником. Саврасов был талантливым, добрым, умным и восторженным преподавателем. В Левитане он почувствовал родственную душу, человека, который, также как и он сам, был безмерно восхищён великой красотой природы.
В 1875 г. у Левитана умерла мама, а ещё через два года юноша потерял отца, он умер от тифа в 1877 г. Исаак Левитан вместе с братом и сёстрами оказался в полнейшей нищете. Левитан даже был отчислен из училища за неуплату. Однако руководство училища, войдя в тяжелейшее материальное положение талантливого ученика, освободило его от платы за обучение. Училище не единожды оказывало Левитану денежное вспоможение, но, невзирая на это, юноша жил в полной нищете. Левитан часто голодал, у него не было даже самого необходимого, иногда ему приходилось тайком ночевать в стенах училища. Но, невзирая на все жизненные трудности, Левитан усердно работал, он продолжал постигать всё новые вершины художественного мастерства.
Восхождение
В марте 1877 г. работы юного художника экспонировались на художественной выставке, критики весьма благожелательно отозвались о творчестве художника, он был награждён малой серебряной медалью и премирован 220 рублями. Получение денежной премии помогло продолжить дальнейшие занятия в художественной школе. Однако в 1879 г. случилась новая беда. Народоволец Александр Соловьёв совершил покушение на русского императора Александра II, в результате чего 2 апреля 1879 г. вышел царский указ о выселении всех лиц еврейской национальности из Москвы. Сам Александр Соловьёв евреем не был, но в покушении был усмотрен некий семитский след. Левитан вместе с братом и сёстрами был выслан из первопрестольной.
Поначалу художник был вынужден жить на даче в подмосковной деревне Салтыковка, впоследствии, благодаря продаже одного из своих полотен, он смог снять меблированную комнату на Большой Лубянке. Всё это время Левитан вдохновенно работал, из-под его кисти вышла целая серия замечательных пейзажей: «Вечер после дождя», «Сосны», «Дуб», «Последний снег. Саввинская слобода» и другие. Однако в училище далеко не все преподаватели благоволили к Левитану. Антисемитские настроения всегда были популярны в русском обществе, не составляло исключение и Московское художественное училище, некоторые деятели считали, что еврей не должен писать русские пейзажи. В 1885 г. Левитан окончил училище, но звания художника он не получил, ему был выдан диплом учителя чистописания, лишь в 1886 г. Левитан получил диплом внеклассного художника.
На тот момент материальное положение художника было катастрофическим. Левитан поселился в Подмосковье – в маленькой деревне Максимовка. Однако здесь его ждало интереснейшее знакомство, повлиявшее на всю последующую жизнь художника. Дело в том, что в соседней деревне Бабкино, в имении Киселёвых гостила семья Чеховых. Левитан до этого уже был дружен с Николаем Чеховым, родным братом великого русского писателя, они были однокашниками по училищу. В Бабкино Левитан был представлен семье Чеховых. Там же произошло их знакомство с писателем – Антоном Павловичем Чеховым, знакомство, которое вскоре переросло в крепкую дружбу, продолжавшуюся всю его жизнь.
Стоит отметить, что с юных лет Левитан отличался слабым здоровьем, у него было больное сердце. В 1886 г. по совету врачей художник отправился в Крым, поездка самым благотворным образом воздействовала на Левитана. После возвращения он организовал выставку пятидесяти пейзажей. В этот период у Левитана состоялось знакомство с интересным человеком, знаменитым меценатом Саввой Морозовым. Морозов был увлечён постановкой русской оперы «Русалочка» Даргомыжского, он пригласил Левитана и Васнецова в качестве декораторов к опере. Художники блестяще справились с заданием, успех оперы был громогласным. Участие в постановке открыло перед художником новые горизонты.
Левитан всегда мечтал побывать и поработать на Волге. Его любимый учитель Саврасов, безмерно любивший Волгу, восторженно и вдохновенно рассказывал о красоте легендарной реки. И вот 1887 г. Левитан поехал на Волгу, однако первое рандеву не стало любовью с первого взгляда. Волга встретила художника дождливой и холодной погодой, художник был несколько разочарован. Однако Левитан не верил в то, что его замечательный учитель мог так сильно ошибаться. И в 1888 г. вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он вновь отправился на Волгу. На этот раз знакомство состоялось. Друзья сели на пароход, проплыли по реке Оке до Нижнего Новгорода и далее отправились в путешествие по Верхней Волге. Они плыли в окружении восхитительной, величественной красы волжских берегов, река красавица дарила художникам сотни новых потрясающих видов, каждый из которых так и просился на холст. Местность вокруг небольшого городка Плёс настолько воодушевила Левитана, что художник целых три лета 1888–1890 гг. проработал в тех чудесных местах. Всего в Плёсе было написано около 200 картин. После Левитана эта местность стала чрезвычайно модной среди русских пейзажистов. Художник становился знаменитым, у него появилось множество последователей и подражателей. Левитан вывел искусство русского пейзажа на совершенно иной уровень. Левитан успешно преподавал, он вёл пейзажный класс в училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.
Творческая зрелость
В 1889–1890 гг. Левитан посетил Западную Европу, целью поездки послужило желание Левитана ознакомиться с последними тенденциями современной живописи. В Париже проходила всемирная выставка, на которой и побывал художник. Левитан ознакомился с полотнами новомодных импрессионистов, многие вещи ему понравились, однако у художника был свой творческий путь – изображение красоты и величия русской природы.
По возвращении из-за границы Левитан вступил в новообразованное Товарищество художников передвижников. Знаменитый московский меценат Сергей Морозов, друживший с Левитаном и очень ценивший его, предоставил в распоряжение художника замечательную мастерскую в Трёхсвятительском переулке. Весной 1892 г. Левитан закончил и представил на суд публики несколько полотен, также ставших знаменитыми: «Осень», «Лето», «У Омута», «Октябрь». В этом же году вновь произошли очередные правительственные гонения на евреев, в течение 24 часов всем евреям было предписано покинуть Москву. Какое-то время художник жил в Тверской и Владимирской губерниях. Чуть позднее, благодаря заступничеству друзей, Левитан смог вернуться в Москву. Тогда же им была написана знаковая картина «Владимирка», на полотне изображена дорога, по которой гнали каторжных в Сибирь.
Личная жизнь
В 1892 г. в отношениях Левитана и Чехова произошёл неприятный эпизод, на время прекративший их дружбу. Дело было в том, что Чехов выпустил свой очередной рассказ под названием «Попрыгунья», в нём фигурировали персонажи, история которых была разительно похожа на реальную жизненную ситуацию, сложившуюся между Левитаном и его ученицей Софьей Кувшинниковой, бывшей к тому же замужем за врачом Дмитрием Кувшинниковым. Левитан очень обиделся на Антона Павловича, спустя три года, благодаря протекции общих друзей, они помирились.
Однако личная жизнь Левитана продолжала выделывать новые пируэты. Летом 1894 г. художник вместе со своей подругой Софьей Кувшинниковой был приглашён в усадьбу В. Н. Ушакова, усадьба располагалась в деревне Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии на берегу озера Островно, вблизи живописного озера Удомля. Именно в этих местах художник написал величественную картину «Над вечным покоем». Картина поражает, она наполнена философским смыслом, незыблемость и величие окружающей природы, заставляет каждого задуматься о ничтожном жизненном сроке, отпущенном на долю человека. Многие знатоки считают, что картина «Над вечным покоем» является самой русской из всех картин, написанных на русскую тему.
Неподалёку от Островно располагалось имение Горка, принадлежавшее видному чину, заместителю Петербургского градоначальника И. Н. Турчанинову. В имении отдыхала семья чиновника – жена Анна Николаевна Турчанинова и две её дочери. Узнав, что по соседству обретается знаменитость, Анна Николаевна нанесла визит вежливости. Турчанинова – красивая, изящная петербургская дама – произвела самое хорошее впечатление на Левитана, между ними завязался страстный роман. Увы, вся эта история разворачивалась на глазах Софьи Кувшинниковой, давней подруги Левитана. Результатом романа стал их окончательный разрыв, Кувшинникова покинула имение, больше она никогда не виделась с Левитаном. Художник попал в некрасивую ситуацию, которая усугубилась тем, что старшая дочь Турчаниновой также воспылала к нему любовными чувствами. Получился даже не треугольник, а целый любовный квадрат. Попав в крайне нехорошее житейское положение, художник впал в глубокую меланхолию, он даже предпринял попытку самоубийства. Левитан стрелялся, однако не попал. По воспоминаниям современников, этот жест был скорее театральной, чем реальной попыткой уйти из жизни.
В 1895 г. Левитан поселился в Горках в имении Турчаниновых, специально для него под мастерскую был построен двухэтажный дом – уединённое место, где художник имел прекрасную возможность для плодотворной работы. Зимой Левитан вновь посетил Европу, он побывал во Франции и Германии, после поездки художник возвращается в Горки, там он написал знаменитую картину «Март».
Чехов навещал своего друга после имитации самоубийства, писатель погостил у Левитана целых 5 дней. Впоследствии под впечатлением своего визита он написал рассказ «Дом с мезонином», а также знаменитую пьесу «Чайка» – произведения, вновь вызвавшие обиду Левитана. В Горках художник создал серию картин, ставших знаменитыми: «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и многие другие. Все эти картины были куплены знаменитым коллекционером П. М. Третьяковым.
В 1896 г. в Одессе картины Исаака Левитана принимали участие в совместной выставке с художниками Виктором Симовым и Александром Поповым. В этом же году Левитан посетил Финляндию, итогом поездки стала серия замечательных пейзажей. Однако состояние здоровья художника значительно ухудшилось, он во второй раз в жизни переболел тифом, сей печальный факт усугубил болезнь сердца, уже имеющуюся у Левитана. Его друг, писатель и врач Антон Павлович Чехов, в одном из писем писал: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…».
В 1897 г. Левитан отправился в Италию, он проживал в городе Курмайор в окрестностях Монблана. В 1898 г. художник был удостоен звания академика пейзажной живописи. Левитан стал преподавать в своём родном училище. Ученики благоговели перед именитым педагогом, он же к каждому находил свой особый подход. Художник был разносторонним человеком, он отличался широкой эрудицией, что очень помогало в педагогической деятельности. Левитан мечтал создать огромную мастерскую – «Дом пейзажей».
Последний год
Зимой 1899 г. врачи настоятельно рекомендовали Левитану отправиться в Ялту, что он и сделал. В Ялте он вновь встретился с Чеховым, однако их дружба угасла. Левитан очень плохо себя чувствовал, жаловался на постоянно болящее сердце. По возвращении в Москву Левитан безвыходно находился в доме на Трехсвятительском переулке, он был тяжело болен. В тоже время в Париже на всемирной выставке с огромным успехом экспонировались его картины.
22 июля 1900 г. Исаак Левитан умер. Не стало великого пейзажиста земли русской, не стало человека, который силою своей гениальной кисти показал строгую, но в тоже время бесконечно прекрасную природу сердца России. В мастерской Левитана осталось около 40 неоконченных работ и около 300 этюдов. Великий художник был похоронен 25 июля 1900 г. на еврейском кладбище. На похороны пришли его друзья-художники: Валентин Серов, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов, Илья Остроухов и многие другие люди, являвшиеся поклонниками таланта Левитана.
В 1901 г. прошла посмертная выставка работ Исаака Левитана, среди картин было выставлено его последнее неоконченное полотно «Озеро. Русь». В 1941 г. останки Исаака Левитана были перенесены на Новодевичье кладбище. В 1904 г. в усадьбе Горки случился пожар, в котором сгорела мастерская художника.
Дмитрий Сытов
www.bankgorodov.ru
Исаак Левитан краткая биография художника для детей, картины и творчество
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) – великий русский художник еврейского происхождения. Известен как мастер “пейзажных настроений”. Изучая непростую биографию Левитана, становится ясно, что это была сильная и страстная личность.
Детские и юные годы
Родился Исаак Ильич Левитан 18 (30) августа, 1860 г., в интеллигентной еврейской семье.
В 1870 г. семья будущего художника перебралась в столицу. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он стал студентом столичного училища живописи. Обучался у Перова, Поленова, Саврасова.
В 1875 г. Исаак потерял мать. Финансовое положение семьи было настолько плохим, что училище периодически помогало ей деньгами. Через год юный Левитан, талант которого признавали и его великие учителя, и ректор училища, был освобожден от уплаты за образование. Еще через год, после смерти отца, Левитан стал студентом пейзажного класса А. Саврасова.
После покушения на жизнь Императора, вышел специальный указ, запрещающий людям еврейского происхождения жить в Москве. Левитан, обосновался в Подмосковье. Там была создана картина “Вечер после дождя”. Продав это полотно, художник смог снять обставленную комнату в Москве.
Весной 1885 г. Исаак Ильич окончил обучение. Но вместо звания художника ему выдали другой диплом, свидетельствующий о том, что он может работать учителем чистописания.
Становление
Апрель 1885 г. ознаменовался знакомством Левитана с А. П. Чеховым. Дружба этих ярких, талантливых людей, была непростой и порой походила на яростное соперничество.
Во второй половине 80-х годов финансовое положение Исаака Ильича стабилизировалось. Но непростое детство и беспокойная юность неблагоприятно сказались на состоянии здоровья. У художника резко обострилось сердечное заболевание.
Здоровье нормализовалось после поездки в Крым. После этого художник организовал выставку 50 пейзажей.
В 1888 г. состоялось путешествие Левитана на Волгу, о котором он давно мечтал. Во время этой поездки художник “влюбился” в местечко Плес, где провел три замечательных в плане творчества летних сезона. Именно там он создал около двухсот пейзажей, в том числе и картину “Над вечным покоем”. Критики признали это произведение “самым русским из всех существующих”.
Его картины “Золотая осень” и “Март” были приобретены П. М. Третьяковым. В 1896 г. Левитан, А. Попов и В. Симов организовали совместную выставку.
В 1898 г. художник стал Академиком пейзажного творчества. Ему поступило предложение преподавать училище живописи, студентом которого он когда-то был.
Изучая краткую биографию Исаака Левитана, следует запомнить, что к наиболее известным картинам И. И. Левитана относятся полотна “Осенний день”, “Березовая роща” и “Вечер на Волге”.
Болезнь и смерть
В 1896 г. художник вторично переболел тифом. Из-за этого обострилась аневризма сердца. В 1899 г. он по настоянию врачей отправился в Ялту на лечение. Но заболевание уже приобрело необратимый характер, и лечение не помогло.
И. Левитан ушел из жизни 22 июля (4 августа) 1900 г. Около 300 этюдов и 40 картин остались незавершенными. Для детей будет важно знать, что в 1901 г. в Санкт-Петербурге и Москве состоялась посмертная выставка художника. На ней было представлено даже незавершенное полотно “Озеро”.
Другие варианты биографии
- Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
Интересные факты
- На художника часто находили приступы меланхолии. Однажды он предпринял попытку самоубийства.
- Во время обучения в училище он столкнулся с ярким проявлением шовинизма и национализма. Некоторые преподаватели были возмущены самим фактом того, что художник еврейского происхождения “смеет касаться” русской природы.
- В 1892 г. Левитан увлекся своей замужней ученицей, С. Кувшинниковой. Этот эпизод был описан Чеховым в рассказе “Попрыгунья”. Писатель осудил этот роман, и их отношения с Левитаном испортились навсегда.
obrazovaka.ru
Исаак Левитан. Сообщение про художника
Недавно мы в школе готовили сообщение про Исаака Левитана. Вот такое сообщение получилось у меня.
1. Рождение и детство.Исаак Левитан родился в 1860 году в Литве в небогатой, но образованной семье. У него был ещё 1 брат и 2 сестры. Когда мальчику было 10 лет, семья переехала в Москву.
Художник Левитан
2. Обучение.
В 13 лет Исаак поступил в Московское училище живописи. Его учителями были такие известные художники, как Перов, Саврасов, Поленов. Семья Левитана жила бедно, испытывала нужду, порой денег не хватало даже на еду. Вскоре родители умерли, поэту платить за обучение стало нечем. Мальчик проявлял успехи в живописи, его талант заметили в училище и освободили от платы и даже помогали ему и его брату и сёстрам.Больше всего Исааку Левитану нравилось рисовать пейзажи. Они получались у него лучше всего. Вскоре он стал продавать свои картины и тем самым зарабатывать на жизнь. Но диплома художника в училище ему так и не дали, так как был евреем. Комиссия посчитала, что русский пейзажист евреем быть не может.
3. Жизнь и творчество.
Впоследствии Исаак Левитан получил всеобщее признание и звание академика живописи. Он даже преподавал в том училище, котором сам учился. И теперь он является одним из величайших русских художников пейзажистов. Он не раз бывал в Европе, посещал и участвовал в художественных выставках, знакомился в живописью современников. На картинах и рисунках Левитана часто можно встретить районы Москвы Останкино и Сокольников. Три года он жил на Волге в городе Плёсе, где очень плодотворно трудился, нарисовав за это время более двухсот картин.Наиболее известные картины художника: Над вечным покоем, Золотая осень, Март, Весна — большая вода, Вечерний звон, Тихая обитель, Осенний день. Сокольники.Другом Левитана был знаменитый русский писатель Антон Павлович Чехов.
4. Последние годы и смерть художника.
В последние годы жизни Исаак Левитан тяжело болел. Онперенёс тиф, после которого у него развилась болезнь сердца. В возрасте 40 летон умер. У него осталось более 40 незаконченных картин.
Похоронен художник на Новодевичьем кладбище Москвы.
Март
Над вечным покоем
Тихая обитель
Весна большая вода
Золотая осень
www.angelina.su
Исаак Левитан: жизнь и творчество художника
Исаак Ильич Левитан (1860 — 1900) – российский художник-пейзажист.
Содержание
Биография Исаака Левитана
Творчество Левитана
Известные работы художника
Картины Исаака Левитана
Библиография
Биография Исаака Левитана
Родился Исаак 18 августа 1860 года в Ковенской губернии селе Кибарты в весьма образованной семье. Его отец владел несколькими языками, был преподавателем.
В 1870-х годах состоялся переезд в Москву вместе с семьей. Исаак с детства увлекался рисованием, так что, начиная с 1873, стал обучаться в училище живописи, ваяния, зодчества в Москве.
После смерти отца и матери, в биографии Исаака Левитана наступило тяжелый период. Видя талант ученика и его невозможность платить за обучение, в училище его освободили от оплаты и даже оказывали помощь.
После выставки картин еще во время учебы, художник получил серебряную медаль. А образование окончил в 1885 году.
Позже в биографии художника Левитана прошло несколько путешествий по Франции, Италии. Также свои работы Левитан представлял среди Товарищества передвижных художественных выставок. На некоторое время художник был вынужден покинуть Москву, но позже вернулся.
Если рассматривать краткую биографию Левитана, нужно отметить, что с 1898 года он преподавал в родном училище. Среди известнейших картин Левитана – «Над вечным покоем», «Вечер на Волге», «Березовая роща», «Сумерки. Стога», «Весна – большая вода» и многие другие.
Творчество Левитана
Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище, однако Совет училища отказал ему в присуждении Большой серебряной медали. После окончания училища Левитан принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом.
Так, его произведение «Осенний день. Сокольники», было в 1880 году приобретено Третьяковым , что явилось признанием художественного таланта Левитана.
Помимо пейзажной живописи Левитан также работал над декорациями для Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. В 1880-1884 годы Исаак Левитан пишет с натуры в Останкине.
Результатом становятся такие его работы, как «Сосны», «Дубовая роща. Осень», «Дуб». В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дает художнику новые пейзажные сюжеты, появляются полотна «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге».
С 1890 по 1895 год Левитаном написаны лучшие его произведения. Это картины «У омута», «Над вечным покоем», «Владимирка». Картину «Владимирка» Исаак Левитан преподнес в дар Третьяковской галерее.
Весной 1894 года художник приезжает в Тверскую губернию, здесь им были написаны такие полотна, как «Весна. Последний снег»,»Март», «Цветущие яблони», «Золотая осень», «Большая дорога. Осенний солнечный день».
В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.
Художник преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сам когда-то учился. Его картины с успехом демонстрируются на Всемирной выставке в Париже, на выставке в Мюнхене.
Но вскоре здоровье Левитана резко ухудшается, лечение за границей мало помогает. 4 августа 1900 года Исаак Левитан скончался.
Известные работы художника
- Осенний день. Сокольники (1879)
- Вечер на Волге (1888, Третьяковка)
- Вечер. Золотой Плёс (1889, Третьяковка)
- Золотая осень. Слободка (1889, Русский музей)
- Берёзовая роща (1885—1889, Третьяковка)
- После дождя. Плёс (1889, Третьяковка)
- Тихая обитель (1890, Третьяковка)
- У омута (1892, Третьяковка)
- Владимирка (1892, Третьяковка)
- Вечерний звон (1892, Третьяковка)
- Над вечным покоем (1894, Третьяковка). Собирательный образ. Использован вид на оз. Островно и вид с Красильниковой горки на озеро
- Удомля, Тверская губ.
- Свежий ветер. Волга (1895, Третьяковка).
- Март (1895, Третьяковка). Вид ус. «Горка» Турчанинова И. Н. близ с. Островно. Тверская губ.
- Осень. Усадьба.(1894, Омский музей). Вид ус. «Горка» Турчаниновых близ с. Островно. Тверская губ.
- Весна — большая вода (1896—1897, Третьяковка). Вид реки Съежа в Тверской губ.
- Золотая осень (1895, Третьяковка). Река Съежа вблизи ус. «Горка». Тверская губ.
- Ненюфары (1895, Третьяковка). Пейзаж на оз. Островно у ус. «Горка». Тверская губ.
- Осенний пейзаж с церковью (1893—1895, Третьяковка). Церковь в с. Островно. Тверская губ.
- Озеро Островно (1894—1895, ус. Мелихово). Пейзаж от ус. Горка. Тверская губ.
- Осенний пейзаж с церковью (1893—1895, Русский музей). Церковь в с. Островно от ус. Островно (Ушаковых). Тверская губ.
- Последние лучи солнца (Последние дни осени) (1899, Третьяковка). Въезд в деревню Петрова Гора. Тверская губ.
- Сумерки. Стога (1899, Третьяковка)
- Сумерки (1900, Третьяковка)
- Озеро. Русь (1899—1900, Русский музей)
Библиография
- Константин Паустовский. «Исаак Левитан». Повесть о художнике. — М., 1937
- Изабелла Гинзбург. И. Левитан. — Л.—М.: Искусство, 1937
- Михаил Нестеров. «Давние дни», Воспоминания о Левитане.
- М. С. Левитан, Исаак Ильич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.
- Иван Евдокимов. «Левитан». — М., 1959
- Сергей Глаголь и Игорь Грабарь (предисловие). Монография о Левитане. — СПб, 1913
- С. А. Пророкова. «Левитан» (серия ЖЗЛ). — М., 1960
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, bibliotekar.ru, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Исаак Левитан: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Исаак Левитан: жизнь и творчество художника
4.4 (88.67%) 30 голос(ов)allpainters.ru
Русская живопись. Художник Левитан Исаак Ильич. Биография. Картины
Один из ярких представителей русской пейзажной живописи. Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Участник Товарищества передвижников. Основатель так называемого «лирико-эпического пейзажа», отличительной особенностью которого являлась тонкая передача состояния природы, выражение в ней человеческих чувств и переживаний. Просмотреть картины Левитана
Биография и творческая деятельность
Русский художник Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в местечке Кибарты, в Литве в семье железнодорожного служащего. Мальчик рано осиротел и вынужден был самостоятельно добывать средства к существованию. Детство будущего художника было настолько тяжелым, что он впоследствии старался никогда не вспоминать о нем. В возрасте двенадцати лет Левитан поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества. С первых лет обучения юноша привлек внимание преподавателей школы, среди которых были известные русские художники Саврасов и Поленов, своим исключительным талантом. Левитана отличала способность тонко чувствовать состояние природы, выражать в нем человеческие чувства и переживания. Именно эта особенность таланта художника проявилась в картине «Осенний день. Сокольники», написанной в 1879 году. Это полотно для своей коллекции приобрел известный меценат Третьяков. Сам Левитан с тех пор вошел в русскую живопись как мастер «пейзажа настроения».
Большое влияние на творчество раннего периода Левитана оказала его близость с русским писателем А.П. Чеховым, с которым художник познакомился в начале 1880-х годов. В этот период Исаак Ильич создает лирические произведения: «Березовая роща» (1885-1889), «Мостик. Савинская слобода» (1884), «Первая зелень. Май» (1888). Эти картины, как и большинство произведений художника, отличает тонкий психологизм и человечность. С Чеховым Левитана роднит умение предельно простыми изобразительными средствами передать глубокое содержание. Неслучайно их связывала большая личная дружба.
С 1884 года Левитан регулярно участвует в выставках Товарищества передвижников. А с 1891 становится постоянным членом Товарищества.
В 1886 и 1888 годах Левитан совершает две творческие поездки на Волгу. Под впечатлением от великой русской реки художник пишет картины «Вечер на Волге» (1886-1888), «Вечер. Золотой плес» (1889), «После дождя. Плес» (1889). Эти произведения дали новое направление развитию творчества художника: они являются первыми попытками создания лирико-эпического пейзажа.
1890-е годы являются периодом расцвета творчества Левитана. В 1892 году были написаны три известнейших его произведения — «Вечерний звон», «У омута», «Владимирка» . И если в «Вечернем звоне» ощущались красота и гармония бытия, то далее в творчестве художника настроение становится все более тревожно-тоскливым. Этюд к картине «У омута» был написан Левитаном в имении баронессы Вульф Берново. По преданиям здесь, у плотины в омуте, утопилась крепостная девушка, насильно разлученная с возлюбленным, отданным в солдаты. В картине «Владимирка» Левитан изобразил Владимирский тракт— дорогу, по которой прошли многие тысячи ссыльных, перегоняемых по этапу в Сибирь. Это произведение обретает глубокий социальный смысл: в нем художник воплотил скорбь и страдания народа. Не менее трагична по восприятию картина «Над вечным покоем», написанная в 1894 году. В ней Левитан передает одиночество человека, его ничтожность перед бесконечно великой природой. Картина «Над вечным покоем» - философские размышления художника над проблемами жизни и смерти, бытия человека в природе.
Начиная со второй полвины 1890-х годов в творчестве художника депрессия сменяется эмоциональным подъемом. Исаак Ильич сумел преодолеть душевный разлад, отчаяние и вернуться к жизни, что сразу же отразилось в картинах «Свежий ветер. Волга», «Март», «Золотая осень». В 1897 году была создана одна из наиболее трогательных картин художника — «Весна. Большая вода».
С 1898 года Левитан преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В последние годы жизни, будучи уже серьезно больным, Исаак Ильич достиг поразительного совершенства и простоты в изображении природы, а тема русской деревни становится ведущей в творчестве художника. Среди наиболее известных произведений – картины «Лунная ночь. Деревня» (1897), «Сумерки» (1899), «Летний вечер» (1900), «Последние лучи солнца» (1899). Эти последние произведения очень любил Чехов. Об этих картинах писатель говорил: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню», серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел. До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после».
Незадолго до смерти, в декабре 1899 года, навестив Чехова в Ялте, Левитан написал над камином в кабинете писателя панно: стога сена на лугу, освещенные призрачным светом луны. По задумке художника эта картина должна была напоминать Чехову так любимую им природу средней полосы России.
Последнее произведение художника, которое так и осталось незаконченным, стало полотно «Озеро». Художник Исаак Ильич Левитан умер в 1900 году в расцвете творческих сил.
Еще о Левитане: Творчество Левитана. Взгляд народного художника СССР Б.В. ИогансонаЛевитан. Русская пейзажная живопись 80-х - 90-х годов XIX века
Картины Левитана mail.art19.info
Isaac Levitan. Biography, creativity. | Русские художники. Russian Artists
The work of Isaac Ilyich Levitan belongs to the highest achievements of Russian culture. Its significance is compared with the works of such classics as Anton Chekhov, Pyotr Tchaikovsky and Konstantin Stanislavsky.
Levitan was born in 1860 into a poor but educated Jewish family. In the late 1860s, the family moved to Moscow, where Isaac studied at the Moscow School of Painting and Sculpture from 1873 till 1883. He lost his mother in 1875 and his father two years later.
He was left penniless and homeless in Moscow, sleeping alternately in the homes of relatives and friends, sometimes spending the night in the empty classrooms of the school. A nightwatch took pity on the youth and let him sleep in his cubicle. The School waived his tuition fee “because of extreme poverty and in recognition of his singular success in art”.
The greatest role in the forming of Levitan’s creative personality belongs to his favorite teacher Alexey Savrasov, the most lyrical among Russian landscape painters of the 1860s-1870s, who influenced many well-known artists of Levitan’s generation – Mikhail Nesterov, Constantin Korovin and others.
Of course, Levitan’s passionate love for poetry and music, his persistent studying of pleine-air, the sunny paintings of Vasiliy Polenov, who also taught at the School, the works of the French painters of the Barbizon school, of Camille Corot were of great importance for the young artist.
As any great talent did and does, Levitan submitted all the influences to his personality, and even his early works are very individual. Autumn Day. Sokolniki (1879).
Levitan’s attitude towards nature and the poetry of his art were in many points akin to the works of Anton Chekhov, who became his friend from the late 1870s.
If his earlier works were chiefly of an intimate and lyrical character, his mature art becomes philosophical, expressing the artist’s meditation about man and the world. These pictures were particularly loved by the Russian intellectuals of the time, for they represented the purest specimen of the ‘mood landscape’, most popular in Russia at the end of the 19th century. To this period belongs The Vladimirka Road (1892), a rare example of social historical landscape; Levitan painted the tragically famous road, along which convicts were marched to Siberia. In Above the Eternal Peace (1894) the artist’s meditations about the controversies of life, about the transience of human being, gained almost monumental scale and philosophic character.
In 1897, Levitan felt sick, a severe cardiac disease was revealed. Nevertheless, notwithstanding the permanent menace of death, he worked with a particular intensity and inspiration. His latest works are distinguished by a confident mastership, richness of technical methods, and new stylistic trends. One can feel the influence of ancient Russian art, which attracted him at the period, and that of modern style, and the newest searches in French painting, which Levitan always took a lively interest in. Nevertheless, Levitan did not join modern art and remained true to realism, utterly alien to mythologizing and stylization.
Most characteristic in the late 1890s were numerous paintings of quiet twilights, moonlit nights, sleeping villages (Haystacks. Twilight. (1899), Sunny Day. (1898) and many others).
To the very end of his life Levitan took an active part in artistic life; he taught at the Moscow School of Painting, where he had been educated, took part in organizing the Moscow Club of Literature and Art, showed his pictures at numerous exhibitions of such associations as World of Art and Munich Secession.
Leo Tolstoy once said, “The basis of human happiness is the possibility to be together with nature, to see it and to talk to it”. Levitan was granted this happy feeling as hardly any other human being ever was. He also knew the joy of recognition by his contemporaries and of friendship with the best among them. Levitan ranks among the most appreciated and loved of Russian artists.
www.tanais.info