Описание картины Исаака Левитана «Дуб». Картина дуб левитана


Дуб

Дуб

Картина И.Левитана «Дуб» была написана 1880 году и хранится в государственной Третьяковской галерее. Сегодня трудно сказать, кто еще из русских живописцев мог так личностно и так глубоко выразить взаимосвязь души человека с жизнью природы, как это делал Исаак Ильич Левитан. Просматривая все произведения художника, невольно ощущаешь эмоциональное родство мира природы и сущность человеческого бытия.

Картина «Дуб» способна вызвать у зрителя чувство радости от соприкосновения уже хорошо знакомым мотивом природы и столь же известным каждому душевным состоянием. На холсте изображена уютная поляна, старый дуб с уже облезающей корой и ветками, высыхающими от старости. Но он еще довольно сильный и крепкий и поэтому зритель воспринимает его как героя и бесспорного хозяина этого хорошо известного камерного сюжета. Художник четко и строго выстроил композицию картины. Горизонтальная линия почвы подчеркнута солнечным светлым пятном. Упругой и устойчивой, смотрится вертикаль ствола. А раскидистые ветви могучего дуба уверенно простираются, отделяясь от него. Художник использовал в своей работе всевозможные оттенки зелени, на картине видны холодные синеватые в тени оттенки и почти желтые, которыми художник изобразил пламенеющие рыжие стволы сосен. Просветы голубеющего неба объединены мягким, золотистым цветом солнца. Художнику удалось передать очень точно атмосферу летнего дня. Зритель как будто слышит звенящую, затаившуюся тишину, именно такие ощущения не раз охватывали нас в жаркий, летний день.

Хотя на картине не видно человека, его присутствие и душевная теплота наполняет весь пейзаж. Ощущение непосредственного родства и единения человека с природой, их взаимосвязь питают и согревают все творения Левитана, мастера который может уловить мельчайшее движение «природной души». Все пейзажи Левитана, как будто одушевлены, его картины способны приносить мир и покой в души зрителей. Левитан создавал пейзажи-настроения, камерные пейзажи, заключающие в себе мысли и чаяния самого художника, ищущего смысл жизни. Одним из таких его живописной работы и является полотно «Дуб», который природа знаменует состояние нравственной чистоты, способное дать человеку внутренний покой и наполнить его душевное состояние. Поэтому, глядя на эту бесспорно талантливую работу художника, каждый зритель наполняет свою душу миром, светом и спокойствием.

Обсудить на форуме

art-on-web.ru

Описание картины Исаака Левитана «Дуб»

Описание картины Исаака Левитана «Дуб»

Пейзаж выполненный Левитаном под названием «Дуб» очень близок по своей композиционной постройке к такой же картине с аналогичным названием Саврасова. Картина очень богата разнообразием цветов, что также можно сравнить с работами Поленова.

Написав растущий на опушке леса очень мощный и большой дуб, переливы света которого сползают по его листьям, озаряя их красками и переливающимся в нагретом воздухе. Таким образом, Левитан смог идеально передать нежнейший тон еще молодой травы у самого основания дуба, вместе с золотисто-желтым и местами оранжевым цветом, который исходит от смолистых сосен, которые стоят вокруг дуба, и неподражаемую игру теней на ветвях и стволах деревьев.

Когда зритель первый раз видит данное произведение искусства, то сразу понимает всю суть искусства и ее поразительную глубину возможности. Ни для кого не секрет, что Левитан больше всего предпочитал осенние пейзажи, намного реже можно встретить картины, посвященные весенней поре года, и совсем редкость, встретить пейзаж, застигнутый врасплох в разгаре лета.

Естественно главным героем пейзажа является дуб, который стоит на опушке леса окруженный хвойными. Дуб широко раскинул свои ветки, а его кора просто переливается и золотится при солнечном цвете из-за его густой и пышной кроны, лишь в некоторых местах солнечный свет имеет возможность проникнуть сквозь темно-зеленую листву. Из-за этого, под ним виднеется подобие нимба золотистого цвета. А эта сухая ветка придает этой картине и дубу в частности еще большую реалистичность.

Своей естественной красотой дуб затмевает все остальные деревья, даже если бы он не был бы выведен на передний план. Могучесть дубу также придают такие мелочные сосны и цветочек, который находится у самого подножья. Дуб всегда ассоциируется с могучестью, стойкостью и силой.

Описание картины Исаака Левитана «Дуб» | источник

sochinenie-o.ru

Дубы в живописи

22.02.2015

Нет среди деревьев более привлекательного образа, чем могучий дуб. Сотни художников всех времен изображали его на своих картинах. Эти деревья всегда привлекали людей своей мощью, седой стариной, узнаваемостью, мистической составляющей. У многих народов дуб был божественным деревом. Они вдохновляли живописцев, пробуждали в них чувство прекрасного.

дубы в живописи

Европейская живопись

Для европейского сознания дуб всегда был самым величественным среди деревьев. Одним из первых изобразил дуб на своей картине Рафаэль. Полотно «Святое семейством под дубом» было создано им в 1518 году. Рафаэль использовал библейский сюжет – святое семейство и Иоанн Креститель, которые отдыхают под старым дубом. Следующая серьезная работа датирована началом 17 века. Голландский художник Якоб ванн Рейсдал обратил внимания на дубы. Ему принадлежат картины «Водопад в дубовом лесу» и «Большой дуб». На картине «Большой дуб» вековое дерево стало центром сельской жизни, около него разместились крестьяне, занимающиеся своими ежедневными делами. На картине другого знаменитого голландского художника Яна ванн Гойена «Пейзаж с дубом» главным «персонажем» стал древний, кряжистый дуб. Другая картина этого же мастера называется «Пейзаж с двумя дубами». Немецкий художник Давид Фридрих считался ценителем природы, особенно его восхищали древние леса. Он одним из первых в Германии стал рисовать старые деревьев, в основном дубы: «Старый дуб с гнездом аиста», «Дуб зимой». Он находил красоту в этих причудливых вековых деревьях с обломанными и сухими ветками без листвы, которые сквозили одиночеством на фоне меланхолического безлюдного пейзажа. Большое внимание дубам уделяли и приверженцы барбизонской школы. В Барбизоне была создана одна из главных работ течения – «Дубы в Апремоне» Теодора Руссо. Это радостный залитый солнцем пейзаж. Картина написана таким образом, что зритель видит неосвещенную сторону деревьев и отбрасываемые ими тени. Поэтому дубы отчетливо выделяются на фоне летнего неба. Теодору Руссо также принадлежит и полотно «Группа дубов в лесу Фонтенбло». Другие работы барбизонцев: «Дубы у дороги», «Старый дуб», «Дубы у пруда», «Дуб на болоте» Жюля Дюпре. В французской живописи дубы встречаются не только на работах барбизонских художников: Камиль Коро «Черный дуб в Фонтенбло», «Лес Фонтенбло. Дуб», «Дуб в деревне», Клод Моне «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло».

Американская живопись

В начале 19 века в Америке была создана национальная школа пейзажной живописи, которая получила название «Школы реки Гудзон». Ее представители считали, что природа, не тронутая человеком, лучше воспринимается человеком. Кроме ландшафтов девственной природы живописцы школы Гудзон любили изображать старые деревья. Достаточно известны картины «Дуб» Альберта Бирштадта, «Дубы осенью» Джорджа Инесса, «Уединенный дуб» Ашера Дюранда.

дубы в живописи

Русские живопись

Мощные, кряжистые древние великаны всегда волновали лучших русских художников: «Пейзаж с дубами и пастушком», «Дубы» А.К. Саврасова, «Старый дуб» Л.Л. Каменева, «Дуб в Домотканово» В.А. Серова, «Дуб» М.В. Нестерова, «Ахтырский дуб» В.М. Васнецова, «Дубовый лес в окрестностях Ревеля» Е.Э. Дюкера, «Дубы. Ясная Поляна» И.П. Похитонова. Даже известный ценитель березок И.И. Левитан несколько раз обращался к дубам: «Дуб», «Ствол распускающегося дуба», «Дуб на берегу реки». Архип Куинджи, признанный мастер светотени, в картине «Дубы» изобразил обобщенный образ дубов. Художник объединил земные объекты природы (дубы) с неземными (облаками). Это создает ощущение торжества природы, которая наполнена земными и небесными соками. Сказочная картина «Дуб и дриады» принадлежит перу Казимира Малевича. На дубе, одетом в красный осенний наряд, расположились обнаженные дриады. Карл Брюллов запечатлел на своих картинах всемирно известный Мамврикийский дуб «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврикийского» Художник изобразил Мамврикийский дуб невысоким (до 15 м), но очень толстым (примерно 7-8 м в обхвате). Этот дуб стоит до сих пор в городе Хавроне, в 30-ти километрах от Иерусалима. Правда, в 21 веке он засох окончательно. Выдающийся мастер пейзажа Иван Шишкина больше всего любил мощные дубы, из-за затаенной силы, и корабельные сосны, благодаря их изяществу. Картина «Дубы» одна из самых известных знаменитых работ мастера. Три молодых дуба (всего-то по сто лет каждому) изображены на солнечной поляне. Через пышные крон заметны участки синего неба. От пейзажа веет радостью и летним зноем. Совсем другое настроение вызывает другая картина мастера «Срубленный дуб в Беловежской пуще». Уничтоженный пилой многовековый дуб лежит на переднем плане. О его возрасте говорит заросший зеленым мхом ствол.

Известна история создания картины «Среди долины ровныя». За год до этого у художника умерла жена. Художник очень тяжело переживал потерю. И однажды, гуляя по долине, Шишкин увидел величественный одинокий дуб. В нем художник узнал себя – одинокого, но не сломленного временем и бурями. После этой встречи у художника «открылось второе дыхание». Дубы также изображены на картинах: «Мордвиновские дубы», «Дубы в старом Петергофе», «Дубы. Вечер», «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», «Дубы», «Дуб, освещенный солнцем».

Алексей Кондратьевич Саврасов. Дубы. 1855.

Алексей Саврасов. Дубы. 1855.

 Гляжу на дуб уединенный,И мыслю: патриарх лесовПереживёт мой век забвенный,Как пережил он век отцов.

А. Пушкин.

* * *

Алексей Кондратьевич Саврасов. Старый дуб у обрыва над рекой. 1857.

Алексей Саврасов. Старый дуб у обрыва над рекой. 1857.

 В «Лесном словаре» начала прошлого века я прочитал о дубе: «Дерево это поставлено на той же ступени, на какой лев находится между четвероногих, а орёл между птиц. И дуб сделался эмблемой высоты, силы, долговечности».Я вспомнил дуб возле литовского села Стелмужи – он родился около двадцати веков назад и живёт себе поживает. Под Москвой, в парке Ленинские Горки, сохранился дуб – ровесник Москвы. Неподалёку от Запорожья есть дуб, которому более семисот лет, под ним запорожцы писали своё знаменитое письмо турецкому султану. В городском парке Риги я стоял возле дуба, посаженного Петром I.

Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.

* * *

Алексей Кондратьевич Саврасов. Летний пейзаж с дубами. Середина 1850-х.

Алексей Саврасов. Летний пейзаж с дубами. Середина 1850-х.

Когда-то область дуба была куда шире, просторнее: северный его пост касался берегов Белого моря, восточный – хребтов Урала. Две-три тысячи лет назад дуб в русских лесах был, говоря языком науки, основной лесообразующей породой. …Теперь это царственное дерево редко поднимается выше шестидесятой параллели, а всего на долю дубовых насаждений приходится чуть больше половины процента от всех площадей наших лесов.

Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.

* * *

 Алексей Кондратьевич Саврасов. Дуб. 1850-е.

Алексей Саврасов. Дуб. 1850-е.

 Учись у них – у дуба, у берёзы.Кругом зима. Жестокая пора!Напрасные на них застыли слёзы,И треснула, сжимаяся кора.

Всё злей метель и с каждою минутойСердито рвёт последние листы,И за сердце хватает холод лютый;Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений,Опять теплом и жизнию дыша.Для ясных дней, для новых откровенийПереболит скорбящая душа.

А. Фет. 31 декабря 1883.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов. Дубки. 1850-е.

Алексей Саврасов. Дубки. 1850-е.

 А теперь пойдём за дубом с запада на восток. Применяясь к условиям среды, дуб, как никакое другое дерево, своенравно меняет свою «зелёную свиту», окружает себя наиболее подходящими, я бы сказал, преданными породами. Самые богатые дубравы Заднепровья включили в свои царственные владения граб, явор. Продвигаясь на восток, дуб потихоньку расстаётся с ними, приближает к себе ясень, клён полевой. В Заволжских степях этих пород почти не встретишь – тут, как в песне, к дубу перебралась рябина, а также липа, клён остролистный.

Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.

* * *

Алексей Кондратьевич Саврасов. Пейзаж с дубами и пастушком. 1860.

Алексей Саврасов. Пейзаж с дубами и пастушком. 1860.

 Дуб:

1. Крупное лиственное дерево семейства буковых, с плотной древесиной, имеющее плоды – жёлуди.На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берёз, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы. (Л. Толстой. Война и мир.)

2. Разг. О нечутком, глупом человеке. Дуб – это человек с слишком прямым, негибким мышлением, без эмоций, не понимающий и не чувствующий юмора, иронии. (М. Калинин. О коммунистическом воспитании.)

3. Обл. Род большой лодки на Дону, Днепре.Днём и ночью по реке сновали тяжёлые рыбацкие дубы. (Закруткин. Плавучая станица.)

Словарь русского языка. «Русский язык». 1981.

* * *

Алексей Кондратьевич Саврасов. Дубы на берегу. 1867.

Алексей Саврасов. Дубы на берегу. 1867.

 Род дуба объединяет около двухсот пятидесяти видов. Дуб летний, дуб зимний, дуб душистый, дуб монгольский, дуб красный, дуб крупнопыльниковый. И у каждого, разумеется свои особенности.

Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.

* * *

 

Архип Иванович Куинджи. Дубы. 1900-1905.

Архип Куинджи. Дубы. 1900-1905.

 

Иван Иванович Шишкин. Дуб на берегу Финского залива. 1857.

Иван Шишкин. Дуб на берегу Финского залива. 1857.

 Кто из вас не видел, не любовался старыми дубами? В вершинах одиноких развесистых дубов вьют гнёзда птицы. При сильных ветрах грозно шумит зелёная вершина. Весною позже других деревьев распускаются на дубах почки. Люди давно приметили, что в это время обычно дует холодный северный ветер.

И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984.

* * *

 Иван Иванович Шишкин. Дубки. 1857.

Иван Шишкин. Дубки. 1857.

Когда-то зелёные дубравы росли по всей России, обычно по берегам малых и больших наших рек. Подмытые вешними водами, стволы старых дубов падали в воду, лежали на дне реки, которая заносила их песком и илом. Дуб не гниёт в воде. Пролежав десятки и сотни лет на дне реки, древесина дуба становится чёрной. Некогда из такого морёного дуба делали дорогую прочную мебель.

И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984.

* * *

Иван Иванович Шишкин. Дубки под Сестрорецком. 1857.

Иван Шишкин. Дубки под Сестрорецком. 1857.

 Владыкой леса дуб ещё когда станет, годы и годы пролетят, а вот в молодости, в отличие от ряда других пород, дуб растёт крайне медленно. Он не торопыга, как, например, тополь. В молодости дуб не тянется к небу, зато обильно кустится.

Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.

Иван Иванович Шишкин. Дубы. 1865.

Иван Шишкин. Дубы. 1865.

 Могучий дуб.

Рос когда-то в нашем полеДуб высокий и могучий,Широко он на привольеМощные раскинул сучья.

«Жил тогда народ на светеИсполинских сил и роста,Через лес гиганты этиПерешагивали просто.В путь отправившись далёкий,Сын того народа младшийЧерез дуб шагнул высокий,Свод небесный подпиравший, - Порвалась у великанаПравая пола кафтана…»

Так рассказывали деды…Но давно всё это было,Нет от дуба даже следа;Молния его спалила.О народе-великанеРедко кто теперь вспомянет…Только я, когда измучитБуря сердце, постоянноВспоминаю дуб могучий…И о шаге великанаНикогда я не забуду!

С. Чавайн.

* * *

Иван Иванович Шишкин. Старый дуб. 1866.

Иван Шишкин. Старый дуб. 1866.

Прибежище духов.

Когда волшебство распространилось по всем лесам Европы, ни одно дерево так не почиталось, как могучий дуб – Властелин Леса, как называли его летописцы. В шелесте его листьев можно услышать голос гамадриады, духа этого дерева, чьё лицо проступает на его морщинистой коре как сквозь тёмное стекло. Другие духи, которым во многих странах давали различные названия, живут в ветвях, листьях и корнях дуба. Из обитателей дерева наиболее заметны эльфы – маленькие грубоватые мужчины и грациозные женщины, которых можно увидеть, когда они танцуют на ветках под пение сверчков и кваканье лягушек в искрящемся свете летнего дня. Гораздо труднее обнаружить германских Древесных Дев – добродетельных фей, хорошо разбирающихся в лечебных свойствах растений. Они маскируют свои старые, морщинистые лица и тела мхом, который плетут, чтобы укрывать им корни деревьев.В Германии в корнях деревьев живут крошечные коболды – зловредные эльфы, настоящий бич домохозяев. Но их можно задобрить едой. В Италии сальванелы обитают в дуплах дубов. Эти игривые бесенята в поношенных красных комбинезонах или коротких кожаных куртках очень любят воровать у крестьян молоко и до изнеможения загонять их лошадей.В Швеции большую рогатую сову, летающую по лесу в сумерках и живущую на ветвях дубов, считают очень опасным лесным эльфом, который может менять свой облик. Они называют его скогсра. А в Британии полагают, что полевые цветы – первоцвет, чабрец, наперстянка и колокольчик, растущие у подножия дубов, скрывают в себе пилливигинов. Эти крошечные волшебные существа могут жить там, куда доберётся только пчела.

Феи и эльфы. Москва. «Терра». 1996.

* * *

 Иван Иванович Шишкин. Дубовый лес. 1869.

Иван Шишкин. Дубовый лес. 1869. 

Лишь для несведущего человека дубравы на одно лицо, всё под одну гребёнку. Не так это. Есть сухой дубняк. Есть голодающий дубняк. Есть субдубрава. Есть просто дубрава. Есть дубняк-лог. Есть дубняк припойменный. Есть дубняк пойменный. Лесоводы в этом замечательно разбираются. Они сразу определят: сухие почвы – значит, сухой дубняк. Свежая песчаная почва? Значит, тут дубняк голодающий. На свежей супеси вымахает, как правило, субдубрава, а на свежем суглинке – просто дубрава. А вот проточно-сырая почва. Здесь дубняк-лог.

Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.

* * *

Иван Иванович Шишкин. На покосе в дубовой роще. 1874.

Иван Шишкин. На покосе в дубовой роще. 1874. 

Побывал я не столь давно в знаменитом Теллермановском лесу Воронежской области. Как у любой страны есть столица, так у «дубравного государства» столицей может считаться славный Теллермановский лес. Тут представлены все типы наших дубрав, и неспроста это место избрано для изучения лабораторией лесоведения Академии наук СССР.

Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.

* * *

Иван Иванович Шишкин. На окраине дубового леса. 1882.

Иван Шишкин. На окраине дубового леса. 1882. 

На юге живёт у нас большой и рогатый жук-олень. Воистину, прямо-таки оленьи рога у него!Пристрастная склонность у этого жука к дубовому соку. Там, где обильно он истекает из-под коры древесных суков, собираются жуки-рогоносцы на «водопой». Порой не один десяток их сюда прилетает. Сок пьют и дерутся. Как олени «бодаются». Кто кого, поддев рогами, быстрее сбросит с сука. И челюстями кусают друг друга, а челюсти у них очень мощные.В финале такого сражения обычно лишь один самый сильный жук остаётся у сладкого источника. Но скоро претенденты возвращаются, и победитель вновь вступает в борьбу.Дубовый сок для рогачей не только бодрящий напиток, но и пропитание. Так что склонность к нему у жуков вполне понятная, хотя не всё ещё в этом деле ясно. Некоторые энтомологи уверяют, что взрослые жуки-олени в подобной пище не нуждаются. Дубовый же сок для них – «хмельное питие».

И. Акимушкин. Причуды природы. Москва. 1992.

* * *

Иван Иванович Шишкин. В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке). 1886.

Иван Шишкин. В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке). 1886. 

Наиболее важное значение в растительном покрове и лесном хозяйстве имеет дуб черешчатый, или летний (Q. robur), - одна из основных лесообразующих широколиственных пород России. В первые 10 лет жизни растёт медленно. Наиболее интенсивный рост в высоту – в 20-80 лет, а впоследствии происходит преимущественно утолщение ствола и ветвей. Обычно достигает 400-500-летнего возраста, но отдельные особи живут 1000 и более лет, достигая 4 м в диаметре.

Большая Российская энциклопедия. Москва. «Большая Российская энциклопедия». 2007.

* * *

Иван Иванович Шишкин. Дубки. 1886.

Иван Шишкин. Дубки. 1886. 

Недавно болгары раскопали на берегу Дуная прочные дубовые сваи моста, построенного ещё римским императором Траяном! Я чуть было не написал «прочные, как железо», но вспомнил, что железо-то за полтора тысячелетия было бы бесследно съедено ржавчиной.

В. Чивилихин. Память. Собрание сочинений в 4-х томах. Москва. «Современник». 1985.

* * *

Иван Иванович Шишкин. Дубовая роща. 1887.

Иван Шишкин. Дубовая роща. 1887. 

В Германии посвящался Тору дуб, то же самое дерево считалось, по словам Козьмы Пражского, жилищем Перуна в Богемии; далее в Литве и вообще у всех славян огни, зажигаемые в честь Перуна, горели из одних дубовых ветвей, и главное капище его в Литве находилось в густом дубовом лесу Рамов. Вундерер во время путешествия своего по Курляндии в 1613 году нашёл в Мариенгаузене вместо христианской церкви языческий дуб, которому поклонялись латыши под именем Перкунова дуба.

Д. Шеппинг. Мифы славянского язычества. Москва. «Терра». 1997.

* * *

Иван Иванович Шишкин. Дубы. 1887.

Иван Шишкин. Дубы. 1887. 

К прежним казённым монополиям – смоле, поташу, ревеню, клею и т. п. – прибавились новые – соль, табак, мел, дёготь, рыбий жир и… дубовый гроб: в 1705 г. эта последняя роскошь древнерусского зажиточного человека была отобрана у продавцов в казну, которая продавала его вчетверо дороже, а потом, когда отобранный товар был распродан, такие гробы были совсем запрещены.

В. Ключевский. Русская история. Москва. «Эксмо». 2000.

* * *

Иван Иванович Шишкин. Дубы. Вечер. Этюд. 1887.

Иван Шишкин. Дубы. Вечер. Этюд. 1887.

И в этот период своего царствование, как прежде Пётр старался оградить леса от напрасного истребления. Все леса Петербургской губернии состояли в полном ведении адмиралтейства: от Сената назначались за ними надсмотрщики из дворян. По челобитным крестьян раздавались около Петербурга места под мызы, но с тем, чтоб мызники не рубили у себя заповедных деревьев – дуба, клёна, лип, ясеня и вяза.

Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Санкт-Петербург. «Весь». 2005.

* * *

Иван Иванович Шишкин. Дуб. Этюд.1889.

Иван Шишкин. Дуб. Этюд. 1889. 

Были деревья заповедные: дуб, ясень, клён, вяз, илим, лиственница и сосна, имеющая в диаметре 12 вершков; прочие деревья не причислялись к заповедным; можно было рубить их, хотя бы и в заповедном лесу.

Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Санкт-Петербург. «Весь». 2005.

Иван Иванович Шишкин. Дождь в дубовом лесу. 1891.

Иван Шишкин. Дождь в дубовом лесу. 1891. 

Дуб придирчив к почвам – он любит плодородные земли. Ему нипочём сухой климат – корнями дерево проникает на десять метров вглубь и утоляет жажду, питаясь грунтовыми водами. В этом смысле никакая другая порода с дубом не сравнится.

Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.

* * *

Иван Иванович Шишкин. Дубы в Старом Петергофе. 1891.

Иван Шишкин. Дубы в Старом Петергофе. 1891. 

Цыгане верят в сверхъестественную силу жёлудя, считая, что, если покинутая девушка будет носить с собой жёлудь, то её любимый непременно к ней вернётся.

8-poster.ru

Репродукция картины "Дуб" Исаака Левитана

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Исаака Левитана.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Исаака Левитана на натуральном  холсте.

Исаак Ильич Левитан родился в интеллигентной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец тоже закончил раввинское училище, но впоследствии стал преподавателем иностранных языков, работал переводчиком, а также кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Своих детей, а кроме Исаака в семье были еще трое, он обучал сам, а в конце 1860-х годов, несмотря на бедность, сумел перевезти семью в Москву, чтобы дать возможность детям получить достойное образование.

В 1873 году в 13-летнем возрасте увлеченный искусством Исаак вслед за своим старшим братом Авелем поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1875 году в семье Левитанов умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но любовь к русскому пейзажу, незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры помогли преодолеть все трудности. Большое влияние на формирование Левитана как художника оказал Василий Григорьевич Перов, «тайну мотива» талантливому юноше передал Алексей Кондратьевич Саврасов.

После окончания училища в 1885 году Левитан остался жить в Москве. Работал в различных местах Московской и Тверской областях, в Крыму, на Волге, в 1890-е годы – в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии.

С 1898 года руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Исаака Левитана не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Репродукция картины "Дуб и березка" Исаака Левитана

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Исаака Левитана.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Исаака Левитана на натуральном  холсте.

Исаак Ильич Левитан родился в интеллигентной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец тоже закончил раввинское училище, но впоследствии стал преподавателем иностранных языков, работал переводчиком, а также кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Своих детей, а кроме Исаака в семье были еще трое, он обучал сам, а в конце 1860-х годов, несмотря на бедность, сумел перевезти семью в Москву, чтобы дать возможность детям получить достойное образование.

В 1873 году в 13-летнем возрасте увлеченный искусством Исаак вслед за своим старшим братом Авелем поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1875 году в семье Левитанов умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но любовь к русскому пейзажу, незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры помогли преодолеть все трудности. Большое влияние на формирование Левитана как художника оказал Василий Григорьевич Перов, «тайну мотива» талантливому юноше передал Алексей Кондратьевич Саврасов.

После окончания училища в 1885 году Левитан остался жить в Москве. Работал в различных местах Московской и Тверской областях, в Крыму, на Волге, в 1890-е годы – в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии.

С 1898 года руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Исаака Левитана не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Описание картины Исаака Ильича Левитана «Дубовая роща. Осень»

Описание картины Исаака Ильича Левитана «Дубовая роща. Осень»

1880 г.

Пейзаж, написанный на холсте маслом. Точное и глубокое изображение осенней природы в дубовой роще. Левитан очень любил природу и в этой картине раскрыл свою любовь максимально полно. Пейзаж изображает стволы дубов, живописно разбросанные по всему пространству картины. Кроны переплетаются между собой, образуя потрясающий своей яркостью и насыщенностью цвета осенний купол из листвы. Стволы деревьев настолько реалистичны, что к ним хочется прикоснуться. Толстые, тонкие, изогнутые, раздвоенные, даже просто пеньки – все сумел уместить и отразить художник в своей картине.

Все пространство между деревьями ковром усыпано сочной и красивой осенней листвой, которая в некоторых местах еще спорит с летней зеленью, не дающей себя укрыть. Яркой полосой вдоль всего пейзажа идет изображение тропы в роще, расположенной между деревьями. Получается своеобразная аллея в дубовой роще.

Но больше всего во всей картине поражает ее насыщенность цветом. Она настолько органично сочетает в себе все оттенки осени, что еще раз убеждаешься в красоте и очаровании российского леса в это время года. Между тем и зелень присутствует в полной мере. И трава, и кое-где листва изображена художником еще достаточно свежей и зеленой, что придает особое разноцветье картине. Темные, почти черные стволы дубов сливаются с пышными желто-оранжевыми кронами в единую палитру осенних красок. Отдельные мазки бордовых и коричневых цветов дополняют общую цветовую гамму.

Глядя на картину, хочется закрыть глаза и вдохнуть аромат осенней дубовой рощи. Свежий, дурманящий запах листвы будто через картину пробирается прямо в человека, заставляя очутиться там, среди прекрасных дубов. Вся любовь художника к российской природе, к ее неповторимым красотам чувствуется в каждом мазке, в каждом листе и каждой линии.

opisanie-kartin.com

А вы видели как цветет дуб? ... "Левитан" И. Евдокимов.

Сегодня снова окунулась в мир радостей и печалей И. Левитана и А. К. Саврасова...

Мастерская А. К. Саврасова находилась в здании Школы живописи,  ваяния  и  зодчества на Мясницкой (ныне Российская академия живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой,21). Левитану в связи с ужасной нищетой частенько приходилось там ночевать. В книге очень ярко и с чувством  описаны голодные дни и холодные ночи без крова, раскрывая нам характер художника. Вообще, читая биографию великих людей, многое в их творчестве приоткрывается, становится чуть яснее. Ты вдруг понимаешь, что вот они ходил по этим же улочкам Москвы, по которым и мы ходим посей день и все наполняется другими смыслами. Это потрясает.  

Итак, книга И. Евдокимов "Левитан", повесть... Продолжение конспекта...Валентин Серов. Портрет художника Исаака Левитана

ГЛАВА 5. В мастерской Саврасова

     "К нему не  опаздывали. Этот большой, стремительный и косматый  человек, как только зима  поворачивала  на лето,  начинал  волноваться."  ...

     "Мастерская Саврасова  резко  отличалась от  других. В  тех работали  по необходимости и по обязанности. Иногда  зевали и скучали. Здесь не  думали о школьных  наградах  и  отличиях.  Здесь  горячо  любили  искусство,  работу,

увлекались до самозабвения."...

      "Он  умел  вызывать   в  учениках  такое  же беспокойство и нетерпение, каким был охвачен сам."

"В  одно утро,  такое тихое, точно  в этом  мире люди  не знали о ветре, ворвался в мастерскую Алексей Кондратьевич. Он был  в белой шляпе, сдвинутой на макушку, в чесучовой паре, с подрамником под мышкой и ящиком с красками.

     -- Дуб расцвел! -- воскликнул он, задыхаясь.

     И сразу вся мастерская шумно поднялась, загремели передвигаемые стулья, мольберты."

 Дуб на берегу реки (1887) Левитан 

Дубы на берегу. 1867 - Саврасов Алексей Кондратьевич

" - Время-то, время-то какое! -- говорил Саврасов Левитану с нежностью в голосе. --  Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой.  Пиши ее так, чтобы

жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно.  В этом -- главное. В поэзии. А  поэзию природы ты угадаешь тогда, когда полюбишь ее всем  своим  сердцем. У  тебя  и глаза-то  будут  смотреть по-другому, когда любовь  их  раскроет.  Они станут большие,  зоркие, всевидящие.  Кому весной грязно и  сыро работать,  тот  не  пейзажист,  не художник, дрянь,  мазилка, ничего не чует и не  понимает. Маляр  в бархатной  куртке. Искусству восторг

нужен.  Нет его... искусство в  картине такого художника  не  ночевало.  Все будет на месте, написано, нарисовано, хитрая  и затейливая композиция, мысли прут, а все-таки  генерал без пяти минут. А в  искусстве эти  пять  минут-то

самое  важное. Левитан понимал  его  с полуслова, верил  ему,  любил  своего резкого и прямодушного учителя.

     -- Смотрите, смотрите, Алексей Кондратьевич, какой формы облако выплыло от Красных  ворот?  --  вдруг  громко  сказал он,  привлекая к себе  взгляды улыбающихся прохожих.

     Они остановились. Облако походило на огромную лесную опушку с темными и

светлыми деревьями.

     -- Зимний лес, -- шептал Саврасов.  -- Ты гляди, гляди, мальчик, каждую

веточку  можно  разобрать. Форму всегда запоминай.  Учись  лепить форму. Кто

этого  не  умеет,  тому,  пожалуй,  и восторг  перед искусством  не поможет.

Искусство --  это знания, знания  и знания. Я тебя  научу немногому, если ты

сам не будешь работать в мастерской, дома, на этюдах.  Везде  где  придется.

Другой  художник два часа в  день  поработает, ручки у него  затекли,  спина

болит, он лениво потягивается. Ну, а остальное время  зад чешет. Художник --

это, брат,  труд, сам труд.  Еще  неизвестно,  кому  труднее -- крючнику или

художнику."

 Дуб. 1880. И.  Левитан

Дубы. 1855 - Саврасов Алексей Кондратьевич

"Алексей  Кондратьевич и  Левитан не разлучались. Они ходили вокруг  цветущих

дубов, точно около неведомого чуда. И Саврасов почему-то шепотом говорил:

     -- Ты понимаешь  всю мудрость природы... Не  шелохнет... Нельзя...  Она

охраняет цветение...

     --  А  когда  дуб  начнет отцветать, тогда будет  непременно  ветер, --

сказал Левитан.

     -- Верно.  Готовое  семя понесет. И вырастут новые  дубы, новые рощи. В

благостной этой тишине происходит созревание.

     Они писали и рисовали дубы по одному,  по два, над водой, на  пригорке.

Левитан  заглядывал  в  этюдник  Саврасова.  Алексей Кондратьевич недовольно

грозил кистью и сердито бормотал:

     -- Ищи сам формы. Не  подражай. Пускай будет у тебя хуже, но свое.  Тем

же приемом работай, что и я, но по-своему.  Глаз у каждого устроен различно.

Чувства  одинаковые,  общие, а все-таки с извилинками.  Одно  левитановское,

другое  саврасовское. Вот  эту извилинку  и  следует  передать,  воплотить в

красках."

Ствол распускающегося дуба. 1883-1884. Левитан

"И он заглянул  в  этюд Левитана и  стал сердиться, фыркая и укоризненно

качая головой.

     --  Очень  плохо  На  что у тебя походит, например,  эта  ветка? --  Он

повернул кисть  другим  концом  и показал.  --  Эта  сочная,  темно-зеленая,

сверкающая веточка разве такая в натуре? Ты ее не молодыми листьями, полными

соков,  покрыл, а  свинячьими  ушами  вялыми. Штиль,  спокойствие, зевота...

Ветка-то ведь не пахнет!

     Левитан не соглашался. Алексей Кондратьевич вскипел, выругался, а потом

неожиданно сказал:

     -- Впрочем, не тронь пока, не переделывай... Я посмотрю  после. Работай

дальше. В целом, может быть, это станет на место или покажется лучше.

     Левитан помолчал и заметил о легкой усмешкой:

     --  В  прошлый раз мы березы  писали в Сокольниках, вы говорили,  что я

ошибся...

     -- А  вышло, что я намазал, -- перебил Саврасов весело, -- ну,  что же,

это бывает.  Академики Саврасовы  почем зря  врут. Ты  со  мной  никогда  не

соглашайся,  когда чувствуешь  внутреннюю правду в  своей  работе. Я на тебя

нападу,  а ты меня в  сабли. Поединок так  поединок. Ученик постоянно должен

ловить  своего учителя. Кто  только в рот смотрит, тот  ничего  и  не видит.

Сколько  ведь было примеров  в  истории  искусств  --  гениальные  художники

учились  у заурядных мастеров.  Хороши  бы были Рафаэли,  Леонардо да Винчи,

Микеланджело, Тицианы и Рубенсы,  если  бы они цены не знали своим учителям.

Мастер  всегда  учится для  себя,  а  не  копирует чужое. Кто копирует,  тот

пустышка, скорлупа от ореха, трещит, а мяса в нем нет."

Алексей Кондратьевич Саврасов, Грачи прилетели, 1871

 "Они  пели,  писали  наперегонки,  враз  бросали  работать  и  задумчиво

смотрели  в голубое высокое  небо,  разыскивая в  нем жаворонков. Маленькая,

почти  невидимая  птичка  где-то  стремительно  неслась на  высоте  и  точно

оставляла за собой длинный звенящий  след. Учитель и ученик находились в том

радостном,   благодушном  состоянии,  которое   охватывало   их   всегда  на

подмосковных этюдах."

kivaanna.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта