Сочинение: описание картины Поленова "Заросший пруд". Левитан картина заросший пруд


Василий Дмитриевич Поленов Заросший пруд: Описание произведения

«Заросший пруд» – один из самых знаменитых пейзажей Василия Поленова. Вместе с «Московским двориком» и «Бабушкиным садом» они составляют своего рода трилогию, элегическое повествование о доживающих свой век дворянских усадьбах.

Всё так узнаваемо, что, кажется, даже нечего к написанному Поленовым и добавить – любые слова будут излишни. Вот старый пруд с заиленным дном. Он давно не чистился и «цветёт»: вода у берегов затянута ряской, а ближе к центру водоёма – покрыта кувшинками. Заросли камышей наступают, отвоёвывая территорию у купальщиков. Заброшенный парк с серебристым тополем у мостков и наклонившимися к воде дубами – одичал и разросся. Красноречивая деталь: доски ветхих мостков побелели от долгого использования и частого хождения. Должно быть, когда-то мостки вели к купальне, где было шумно и весело, а сейчас уже никуда не ведут: небольшой песчаный пляж окончательно зарос травой. Одних только школьных сочинений, не говоря об искусствоведческих эссе, сколько написано о мечтательной грусти и молчаливом величии природы в картине Поленова «Заросший пруд»!

Но, кроме всем известного реалистического, есть у «Заросшего пруда» и некий мистический подтекст.

Где Поленов нашёл натуру для картины «Заросший пруд»?

Летом 1877-го года 33-летний петербуржец Василий Поленов оказался в окрестностях Киева. Он приехал погостить к родной сестре Вере, муж которой Иван Петрович Хрущов работал в Киеве директором Института благородных девиц. На лето семья Хрущовых снимала дачу в селе Петрушки, в нескольких десятках вёрст от Киева. Сейчас это Киево-Святошинский район Киевской области. Село Петрушки сохранило своё название, жителей там всего около шестисот, глушь примерно такая же, как была при Поленове, редкого туриста-рыбака Петрушки привлекут разве что своими озёрами. Водоёмов там целый каскад, называются они почему-то «Черные озёра». Отчего именно «Чёрные» – неизвестно. Может, из-за цвета воды, к которой из-за высоких деревьев с густыми кронами деревьев почти не пробивается солнце. Поневоле припомнишь гоголевское, жутковатое, из повести «Майская ночь, или утопленница»: «Как тихо колышется вода, будто дитя в люльке! – продолжала Ганна, указывая на пруд, угрюмо обставленный темным кленовым лесом и оплакиваемый вербами, потопившими в нём свои жалобные ветви». А возможно, озёра – «Черные» из-за каких-то поверий, связанных с утопленниками или нечистой силой, которыми так богата киевская земля.

Кстати, всего в нескольких километрах от Петрушков находится городок Буча, любимое место юного Михаила Булгакова, где его родители построили дачу, единственное собственное жильё – даже знаменитый дом в Киеве на Андреевском спуске, где сейчас музей, был съёмным. Дачу в Буче семеро детей Булгаковых обожали, рвались туда каждое лето. Ровно та же гоголевская природа, что мы видим в пейзаже Поленова, – непокорная, буйная и до обидного не нуждающаяся в человеке – гипнотизировала и чаровала будущего автора «Мастера и Маргариты», который скажет потом о себе: «Я – мистический писатель».

В 1877-м году в Петрушках Поленов создал первый эскиз для картины «Заросший пруд». По композиции он почти не отличается от картины. Только женщина там не сидит на скамейке в глубине сада, а стоит у берега. Потом Поленов уедет, а два года спустя, в 1879-м, напишет всем известный и всеми любимый «Заросший пруд» с тёмными стоячими водами, отражающими столетние дубы. Вот только женщину «отодвинет» совсем уж на периферию. Чтобы не перетягивала внимание. Чтобы – как у Пушкина – только «равнодушная природа» продолжала, вне зависимости от человеческого присутствия, «красою вечною сиять».

Менее удачный, но более соответствующий первоначальному эскизу вариант картины Поленов напишет в 1880-м.

«Заросший пруд» на выставке передвижников

Пейзаж примут хорошо, он будет показан вместе с «Бабушкиным садом» на VII передвижной выставке. Консерваторы будут хвалить его за вполне академическую двупланную композицию: первый план, с травой и мелкими цветами ромашки, как и положено, подробный; второй, с уходящими вдаль деревьями, – более обобщённый, размытый. Новаторы отметят новомодную импрессионистскую пленэрность и внимание к игре света. Это и неудивительно: как раз в середине 1870-х, когда во Франции проходили первые выставки импрессионистов, пенсионер Академии художеств Поленов жил в Париже, делил вместе с Репиным квартиру на Монмартре. А уж кувшинки – настоящий фетиш француза Клода Моне – на пейзаже Поленова появились точно раньше.

Но, возможно, главное художественное достоинство «Заросшего пруда» – его колорит. Поленова вообще будут больше всего ценить за мастерство колориста. «Заросший пруд» строится на богатейших градациях зелёного цвета, настолько разнообразного и тонко нюансированного, что искусствовед Тамара Юрова даже заметит: «Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов».

Загадочная женщина с пейзажа Поленова

Многие знают, что женщину на скамейке перед заросшим прудом Поленов писал со своей сестры Веры. Её же можно видеть и в пейзаже «Бабушкин сад». Но не всем известно, что Вера и Василий были не просто братом и сестрой – они были близнецы, родились в один день, 20 мая (1 июня) 1844 года. Василий проживёт 83 года, он застанет революцию и советскую власть; в 1870-х приближенный к будущему императору Александру III (Репин даже грешил на друга, что тот зазнался после знакомства с наследником), Поленов уже в новом государстве станет одним из первых, кто получит «Народного художника Республики» – такая долгая и насыщенная событиями ему выпадет жизнь. А вот Вера, сестра-близнец и очень близкий Поленову человек, умрёт от болезни лёгких в 1881-м году, меньше чем через два года после создания «Заросшего пруда». «Бедная, она сильно страдает от неумолкающего жару. Боже, какое тяжелое время», запишет Поленов в те дни.

Перед смертью 37-летняя Вера обратится к брату Василию с необычной просьбой – написать большую картину о жизни Христа, которую брат давно задумывал, но всё никак не мог заставить себя за неё приняться (скорее всего, речь шла о картине, известной сейчас под названием «Христос и грешница»). И брат послушается. Картины Поленова на евангельские сюжеты не так знамениты, как его пейзажи, но писать их художник будет много и вдохновенно, словно выполняя волю покойной сестры. Таких работ у Поленова около 60-ти. Товарищ Поленова Федор Шаляпин, с кем вместе они проводили время в усадьбе мецената Саввы Мамонтова Абрамцево, восхищался: «Его библейские сцены – как мог он совместить в своей душе это строгое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли и над его озёрами веет дух Божества?»Харизматичным «Заросшим прудом» Поленов заложил своего рода традицию. Озёра, мосты, кувшинки будут с увлечением писать любимые ученики Поленова – Константин Коровин (1, 2, 3, 4) и Исаак Левитан (1, 2, 3, 4), а левитановское «У омута» считается прямым продолжением темы Поленова. Есть свой «Заросший пруд» и у младшего современника Поленова Валентина Серова.

Сам же поленовский «Заросший пруд» так и останется загадкой. И лишь от широты ассоциаций зрителя зависит, как воспринимать этот пейзаж – в более традиционном, ностальгически-усадебном, чеховско-тургеневском ключе или же в мистическом, гоголевско-булгаковском. Биография Поленова даёт основания как для первого, так и для второго.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

описание картины Поленова "Заросший пруд"

Описание темы: Обычный летний день, парк, пруд. Художественное описание картины Поленова "Заросший пруд".

Источник: Сезоны-года.рф

Заросший пруд.

Поленов Заросший пруд Можно ли написать картину, используя только одну краску? Знаменитому русскому художнику-передвижнику Василию Поленову это удавалось. Пейзаж "Заросший пруд"написан почти лишь одной зеленой краской. При более подробном рассмотрении мы видим, что автор использовал и другие цвета, но первое впечатление - зелень, густая летняя зелень. Зеленая трава, зеленые деревья, зеленая вода в пруду.

На переднем плане мы видим берег пруда. Он выписан очень тщательно, мы видим каждую травинку, каждый цветочек. Перед нами привычные луговые растения, характерные для средней полосы. Художник настолько скрупулезно и достоверно изобразил эту часть пейзажа, что зрителю кажется, будто бы он сам стоит на берегу пруда. Вода в пруду темная, зеленоватая. Еще более зеленой ее делают отражения зеленых крон деревьев и листья кувшинок. Пруд действительно заросший, в нем растет много кувшинок, а у дальнего берега мы видим густые заросли камыша.

К воде спускаются старые деревянные мостки. Вероятно, они уже так подгнили, что и стоять на них нельзя. Но эти мостки говорят о том, что когда-то за прудом ухаживали, вода была чистой, возможно, здесь купались. Теперь и пруд зарос, и деревья, окружающие его, выросли. Этот парк художник изобразил не так подробно, ведь и человек, стоящий на берегу пруда , не видел бы досконально каждый листочек и каждую веточку. Наоборот, листва сливается в зеленые пятна. Попробуйте посчитать, сколько оттенков и нюансов зеленого использовал художник в написании этого пейзажа.

Можно было бы подумать, что это не парк, а лес, так разрослись деревья. И все же это парк - на среднем плане в глубине аллеи мы видим женщину на скамейке. В знойный летний она пришла отдохнуть к пруду, возле которого, наверное, гуляла еще ребенком. Настроение картины спокойное, немножко ностальгическое. Такое настроение появляется у нас, когда мы думаем о местах, где когда-то мы были счастливы.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Сочинение-описание картины Левитана «Заросший пруд»

Картину «Заросший пруд» создал известный художник-пейзажист Исаак Левитан. Полотно было написано в 1887 году. Однажды художнику посчастливилось увидеть холст Поленова «Заросший пруд» и Левитан так вдохновился рисунком, что решил создать собственную интерпретацию на эту тему.

На картине художник мастерски изобразил природу. Чудесным образом на холсте сплелись воедино оттенки зеленных красок. Зеркало воды точнейшим образом передает отображение вокруг. На берегу водоема растут осоки и ивы, склонившие свои ветви. Вокруг царит атмосфера некого очарования и колдовского спокойствия. На переднем плане изображен пруд, заросший ряской. Местами видна идеально ровная гладь воды. Кажется, будто сейчас почувствуется легкий запах свежей зелени и прохлада водоема.

Видимо день уже на исходе, близится вечер. В светлые цвета окрашено небо. Умиротворяющий покой окутал тихую заводь. Художник в каждый мазок кисти вложил душу, создавая в целом гармоничное творенье. Его манера изображения колоритно отобразила все богатство русской природы. Буквально каждая деталь на полотне исполнена в точности, скрупулезно прорисованы все элементы, каждый листик и каждая травинка.

В полотне «Заросший пруд» четко передаются ощущения и настроение автора. Глядя на картину, невольно ощущается умиротворение и покой. Смысл изображения чрезвычайно легок для восприятия. Художник воплотил в произведение искусства свое отношение к природе.

Левитану присуща совершенно особенная манера написания картин. Художник прославился благодаря своему реалистичному умению отобразить пейзаж на холсте. Его работам характерна точность проработки всех композиционных элементов. Левитан тонко ощущал и профессионально передавал изображению все самое интимное в природе.

Сочинение-описание картины Левитана «Заросший пруд»

Рекомендуем посмотреть:

  • < Назад
  • Вперёд >

www.shollklass.ru

Репродукция картины "Заросший пруд" Исаака Левитана

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Исаака Левитана.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Исаака Левитана на натуральном  холсте.

Исаак Ильич Левитан родился в интеллигентной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец тоже закончил раввинское училище, но впоследствии стал преподавателем иностранных языков, работал переводчиком, а также кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Своих детей, а кроме Исаака в семье были еще трое, он обучал сам, а в конце 1860-х годов, несмотря на бедность, сумел перевезти семью в Москву, чтобы дать возможность детям получить достойное образование.

В 1873 году в 13-летнем возрасте увлеченный искусством Исаак вслед за своим старшим братом Авелем поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1875 году в семье Левитанов умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но любовь к русскому пейзажу, незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры помогли преодолеть все трудности. Большое влияние на формирование Левитана как художника оказал Василий Григорьевич Перов, «тайну мотива» талантливому юноше передал Алексей Кондратьевич Саврасов.

После окончания училища в 1885 году Левитан остался жить в Москве. Работал в различных местах Московской и Тверской областях, в Крыму, на Волге, в 1890-е годы – в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии.

С 1898 года руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Исаака Левитана не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Поленов В.Д. «Заросший пруд». Описание картины. Художники-передвижники

«Заросший пруд» 1879 г. Холст, масло. 77 × 121,8 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

 Описание картины Поленова В.Д. «Заросший пруд»

Объектом изображения В. Поленова стал тихий пруд. Произведение получилось тихим, лиричным, наполненным светом.

Картина Поленова притягивает своей родственностью, близостью. Действительно, изображенный пруд, что затерялся в тени деревьев, это восхищает и кажется очень знакомым.

Картина «Заросший пруд» отличается объемностью, рельефностью. Подобного эффекта удалось добиться благодаря прорисованным диагоналям. Берег пруда, дорожка и мостик – все в основе своей имеет диагональ.

Листва и ряска, находящиеся на поверхности пруда, создают особый зеленый покров. На его фоне привлекают внимание мостик и дорога, что скрывается в глубине леса. Однако приглядевшись, зритель обнаруживает вдалеке скамейку и женский силуэт. Удивительно, но изображение человека здесь логично и оправданно. Фигурка барышни является частью природы, оттеняет спокойствие и благодатность этого зеленого уголка.

Картина полна зелени, сочной летней зелени. Листва, трава, пруд – все выполнена в зеленых оттенках. Передний план картины представляет собой берег пруда. Художник скрупулезно и с большой любовью прорисовывает каждую травинку, произрастающую на берегу. Скромные луговые цветы и травы предстают перед зрителем.

Пруд получился также очень объемным, глубоким и сложным по цвету. Его зеленовато-сизый оттенок усиливает зелень листвы, что отражается в воде, а также зеленые листья кувшинок. Все это дарит пруду рельефность.

Картина полна света, хотя художник не изображает солнца или солнечных лучей, напротив, кусочек неба, мелькнувший в одном из углов холста, бледен. Ощущение света дают блики на воде и листве, поверхности травы.

Обращаясь к данному полотну,  зритель словно погружается в атмосферу умиротворения, летней расслабленности, неги, спокойствия.

Лучшие картины Поленова В.Д.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Репродукция картины "Заросший пруд" Исаака Левитана

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Исаака Левитана.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Исаака Левитана на натуральном  холсте.

Исаак Ильич Левитан родился в интеллигентной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец тоже закончил раввинское училище, но впоследствии стал преподавателем иностранных языков, работал переводчиком, а также кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Своих детей, а кроме Исаака в семье были еще трое, он обучал сам, а в конце 1860-х годов, несмотря на бедность, сумел перевезти семью в Москву, чтобы дать возможность детям получить достойное образование.

В 1873 году в 13-летнем возрасте увлеченный искусством Исаак вслед за своим старшим братом Авелем поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1875 году в семье Левитанов умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но любовь к русскому пейзажу, незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры помогли преодолеть все трудности. Большое влияние на формирование Левитана как художника оказал Василий Григорьевич Перов, «тайну мотива» талантливому юноше передал Алексей Кондратьевич Саврасов.

После окончания училища в 1885 году Левитан остался жить в Москве. Работал в различных местах Московской и Тверской областях, в Крыму, на Волге, в 1890-е годы – в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии.

С 1898 года руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Исаака Левитана не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта