Женева (jeneva-2) : "Грачи прилетели"... Грачи прилетели картина левитана
На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля — все обжито и согрето сердечным теплом. Исаак Левитан так отзывался о картине «Грачи прилетели»: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу». Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! А. К. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны — любимой поры художника. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь — у околицы обычного русского села — приобрело особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: «С натуры нельзя так написать. Береза всегда имеет свой рисунок... По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти». Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг, и среди этой жизни — на пустыре, огороженном забором, — совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины. В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине — со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». |
historylib.org
"Грачи прилетели"... - - Фотоконкурс.ру
9 ноября 2014
Навеяло... задело... изучила. О композиции....о высоком..."Грачи прилетели". А.Саврасов, 1871г. Композиция картины «Грачи прилетели» необычайно жизненна; Все в картине до крайности знакомо русскому человеку, все чрезвычайно скромно и просто, но в то же время предстает, по словам Левитана, как «мир высокой поэзии»
Окраина глухого провинциального местечка. На переднем плане группа берез. За ними среди низких строений возвышается шатровая колокольня сельской церкви, вдали потемневшие весенние поля. Воздух по-весеннему прозрачен, небо с высокими облаками, светло-голубое вверху, затянуто у горизонта темной полоской и кажется, что тонкие голые ветки берез ожили, встрепенулись и тянутся вверх к солнцу. Растаял пруд. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на березы.
Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине справа налево. На переднем плане, на потемневшем белом снегу, лежат легкие тени от деревьев. На снежном бугре около забора легкий розовато-золотистый отсвет. Мягкая, тонко разработанная в нюансах колористическая гамма как нельзя лучше передает состояние природы, только что пробужденной легким дуновением теплого ветра. И то, что художник отказался от насыщенного солнцем горячего колорита, запечатленного им в одном из этюдов к картине, и остановился на сдержанной и несколько приглушенной цветовой гамме, сделало картину еще более тонкой и глубокой. Кажется даже, что найденное художником колористическое решение гораздо полнее и правдивее, чем в этюде, передает характер русской весны и более гармонично сочетается со всем пейзажем.
Начав работать над картиной, Саврасов, как видно, продумывал ее содержание в мельчайших деталях. Внеся в композицию переднего плана картины оба, соответствующим образом переработанных этюда, он пришел к исключительной стройности и спокойной уравновешенности всей композиции. В отличие от этюдов, с их подчеркнутой устремленностью вверх, прекрасно выраженной и стройной архитектурной формой шатровой колокольни, и направлением тоненьких веточек берез, доходящих в центре почти до верхнего края, в картине обращает внимание ярко выраженная глубинность композиционного построения, благодаря чему пейзаж кажется очень пространственным.
Центральную группу берез, являющуюся основной стержневой линией всей композиции, слева и справа обрамляют и уравновешивают ветви боковых деревьев. Их стволы частью срезанные краем холста, как бы продолжают изображенное пространство за картиной, расширяя границы пейзажа. Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь забора подчеркивает протяженность пейзажа в ширину. Построенный таким образом передний план получает свое естественное продолжение в дальних планах, открывающихся за селением справа и слева. Несмотря на суммарность очертаний предметов, изображенных на дальнем плане, художником прекрасно выражена протяженность полей. Под косыми лучами неяркого солнца на черной земле местами выделяются узкие пласты еще не растаявшего снега.
Видно, как в композиции все направлено на то, чтобы сделать наиболее ощутимыми дальние планы и слить их со всем изображенным в цельный образ. Таким образом, эти дальние планы получают свое звучание в общем хоре, и мотив, написанный художником где-то в глуши страны, на окраине маленького селения, перестает быть выразителем единичного, случайно найденного явления, а приобретает особенную значительность, приобретает типически важные черты, дающие широкое представление о характере пейзажа пореформенной России. Уже вся страна, и поля, и селения слушают гомон весенних птиц, ожидая с радостной надеждой наступления весны. И именно потому, что в этой картине воплощена такая тонкая по чувству лирическая тема, близкая народной жизни, она стала еще шире, еще богаче. Так в образе весеннего пейзажа выражена глубочайшая художественная идея.
- Что мы можем сказать о композиции картины "Грачи прилетели"? - Она асимметричная, уравновешенная.
На таблице (см.ниже), изображающей схему этого пейзажа, мы видим, как колокольня на дальнем плане уравновешена диагональной линией берега, уходящие вверх стволы берез также образуют ритм диагоналей, а множество птиц группируются в отдельные пятна. Динамика линий картины подчеркивает весеннюю суету грачей, строящих гнезда.
www.fotokonkurs.ru
Грачи прилетели...: kartina_ru
Просто у меня на стене квартиры висит эта картина. Копия, нарисованная отцом маслом в 90-е годы. Потому и пару слов о ней.
Когда ветерану Великой Отечественной, капразу в отставке, платил Ельцин в те годы в пенсию такие копейки, что он реально вынужден был взять холст, кисти и краски. И начать рисовать картины на продажу. Хотя нигде и ни дня не учился рисовать! И кормил себя и свою жену неплохо...
И он стал носить свои творения в салоны, где продают картины. И их не только брали на реализацию, их покупали! Одну-две в месяц за приличные деньги в 100-200 баксов. Вспомните 200 баксов в начале 90-х. То-то! Могу похвастаться )) А вот своих Грачей он не смог отдать в магазин, носил два раза. И не смог расстаться! Теперь она весит на моей стенке. Он потом подарил её мне на днюху. Я помню! И повесил её поверх телевизора. Ведь куда мы все смотрим чаще всего? А мне стоит чуть приподнять глаза и я вижу своего Отца. Там вся жизнь его... В картине. Отец умер… А сегодня ему 90 лет.
Можно начать и так говорить начать говорить о картине:«Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны...»
Но не стану...Интересно было спорить с отцом: ведь Третьяков впервые купил эту картину у Саврасова за 600 рублей. И это было годовое жалование Саврасова в Училище художеств. И она была иной! Она была почти квадратной! 62 х 48,5 см. Москвичи могут дойти до Третьяковки и глянуть… А у моего отца она вытянута вверх!
И только изучив интернет, я увидил, что этих Грачей десятки. И все авторские повторения. А размеры… Какие подрамники и холсты были свободны у Саврасова, такие и Грачи. Вон ниже я репродукцию привёл и горизонтальной картины. Тогда отец победил меня, сказав: "автор имеет абсолютное право!" У него она вытянутая по вертикали…
Скажу панегирик картине:В "Грачах" - в этой скромной и серой картинке - больше России, больше самой сути России, нежели во всем Шишкине или Левитане! Теперь можете бросать в меня камни ))
В живописи обожаю не модернизм, где зритель угадывает - а чего автор мне сказал? - а вот такие картины. Когда замрёшь перед развалинами сараев и покосившейся церквью... А потом побредёшь прочь, рыдая и улыбаясь, и вновь рыдая... Когда в картине ДУША художника. Обязательно он должен оторвать кусочек своей души и впечатать этот кусочек в холст! Вот увидеть этот кусочек и есть счастье! Потому то и надо видеть подлинник, а не даже блестящую копию... Сходите в Третьяковку. И вас вставит. Как меня от Грачей и Лосиного острова ещё в школе.
«Лосиный остров в Сокольниках»
В Третьяковке я был сражён картиной «Лосиный остров в Сокольниках» даже больше Грачей.
Перед нами опушка на окраине хвойного леса, заболоченный луг, бочажок с ржавой водой, отражающей причудливое движение облаков. Поодаль пасутся коровы. Они разбрелись по лугу, но так за солнцем и идут, травку пощипывая, словно догоняя уходящий день. Половина картины — в тени. Сквозь кружево облаков пробивается свет; он передает стремительно угасающий день: в воздухе пахнет свежей землей, травой, сыростью. Градации света и сумрака представлены не без изящества. Тонкими оттенками зеленого и золотисто-коричневого написана земля. В сущности, это вариант традиционной видописи: красивое зрелище, то, что в самой природе привлекает взор и заставляет сказать: «Как красиво!»
Эту цитату из статьи критика привёл из-за хорошего слова - видопись. В этом смысле «Грачи» как раз представляют собой «не видную» картину: это антивидопись, принцип, по которому специально выбирается нечто невзрачное, и эта невзрачность многообразно акцентируется. Художник словно нарочно выбирает самый неказистый вид, который только можно вообразить — какие-то задворки, сараи, церквушка, белесое холодное небо, и лишь на ветвях берез царит оживление — грачи устраивают гнезда.
Этюды к картине "Грачи прилетели" А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Говорят что именно там родился Иван Сусанин!
А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: "Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу".Саврасову было присвоено звание академика, ему было всего 24 года.
Несколько вариантов, авторских повторений Саврасова:
Многие издания говорят: а Саврасов спился! И от него ушла жена с детьми, а он скитался по трущобам последние 15 лет жизни. Неправда. «Пейзаж. Село Волынское» написана в 1887:
Шедевр же! Спился говорите…
kartina-ru.livejournal.com
Картина «Грачи прилетели» (холст, масло, 62х48,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва) А. К. Саврасова, была написана в 1871 году. Работа над полотном началась в Костромской губернии в деревне Молвитино (в современности Сусанино). Свое творение Алексей Кондратьевич дорабатывал уже в Москве. Картина была написана с величественного здания Воскресенской церкви. Интересно, что церковь сохранилась до сих пор. Многие любители живописи, которых поразила тонкая динамичность картины «Грачи прилетели», едут туда только для того чтобы сравнить церковь на полотне и материальный прототип. Вскоре картина «Грачи прилетели» (конец 1871 года) была впервые представлена публике в первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Трудно описать какой успех имела в свое время эта картина. «Грачи» стали новаторством в живописи, при этом несколько статичные пейзажи Шишкина и Куинджи терялись на фоне работы Саврасова. Павел Третьяков сразу приобрел столь нашумевшее полотно для своей личной коллекции. После первой выставки с Товариществом передвижных выставок, картина едет в Санкт-Петербург. Лишь к 1873 году полотно перестает «путешествовать» с одной выставки на другую. Картина "Грачи прилетели" СаврасоваМожно сказать, что именно картина «Грачи прилетели» Саврасова сделала его знаменитым. Полотно не только поразило современников живописца, но и пронесло его славу сквозь года. Не случайно к 100-летию со дня смерти А. К. Саврасова, в 1997 году Центральный банк России выпустил серебряную памятную монету. На монете, номиналом в 2 рубля, был изображен как сам Алексей Кондратьевич, так и фрагмент самой знаменитой его картины. «Грачи прилетели» стала символом всего творчества художника. Картина выгодно отличалась от других полотен художников - современников Саврасова. Здесь была показана особая глубина цвета, «хрупкость» деталей, озаренных неповторимыми полутенями. У зрителя создавался образ хрупкой, нежной, тонкой неяркой русской природы, которая, однако, прелестна. Магически на зрителя воздействует картина – где-то в глубине души так хочется опять увидеть эти корявые тонкие березки, вглядеться в родную даль неба, покрытого тучами. Своей трехмерностью, глубиной притягательна эта картина. «Грачи прилетели» показывает в полной красе прелесть России, не нагромождая в себе торжественность, как это было у Шишкина, или романтическое приукрашивание оттенков, как делал это Куинджи. Интересно, что церковь Воскресения Христова, которую изобразил мастер в полотне, теперь стала музеем подвига Ивана Сусанина. Картина Саврасова "Грачи прилетели"Родился Алексей Саврасов 12 мая 1830 года. Отец был небогатым торговцем-галантерейщиком. Уже в двенадцать лет Алексей Кондратьевич умел сносно владеть кистью – писал гуашью романтические пейзажи. В 1844 году юноша поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и оканчивает его в 1854 году. Осенью 1857 года женился Саврасов на Софье Герц. Саврасов быстро становится знаменитым. Но в феврале 1871 года умирает его дочь (третья по числу умерших детей в семье Алексея Кондратьевича).. Тяжело заболевает жена. Ранней весной 1871 года живописец начинает рисовать этюды для новой картины. Именно надломленность художника позволяет картине Саврасова «Грачи прилетели» получить неповторимую прелесть печали и тоски. Именно тоска и потеря словно отразились в картине Саврасова. «Грачи прилетели», это маленькое полотно, становится возможностью художника открыть миру всю нежность и любовь к рано умершей дочери. Саврасов пишет вдохновенно – весна манит его; живописец едет в село Молвитино, где может наблюдать поздний, медленный приход весны. Именно два чувства сложились в «духе» картины – ее ауре: это печаль и радость нового весеннего пробуждения. Живописец создает новые эскизы и этюды полотна, и довершает картину в Москве. Картина "Грачи прилетели"Для многих художник остался автором только одной картины. Да, действительно, больше всего одним полотном знаменит Саврасов. Картина «Грачи прилетели» - самая лучшая в его работах, но отнюдь не единственная. Кисти Алексей Кондратьевича принадлежат многие прекрасные полотна. Но гениальная картина не сделала ее создателя счастливым. Жил в нищете и одиночестве Саврасов. Картина «Грачи прилетели» и то на какое-то время забылась. Трудно представить, что с создателем гениального полотна может произойти такое: бедность совсем одолела Саврасова, публика охладела к нему, в семье не ладились дела, несколько детей рано умерло. Все это привело к расколу в душе великого живописца и к пагубной страсти к вину… Умер он в глубокой нищете, больным, в полном одиночестве. Но великая картина опять возродилась в памяти потомков, и вот уже несколько лет не сходит с их уст. Великий талант Саврасова вновь был переоценен, и имя художника вернулось в плеяду великих мастеров отечественной живописи. Прав был любимый ученик Саврасова, И. Левитан, когда сказал: "С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле... и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта". "Грачи прилетели" описание картиныВыразительно и тоскливо полотно «Грачи прилетели», описание картины этой целое приключение, осознание чего-то большого, великого. В картине воплотилось два начала – жизнь и смерть. На переднем плане картины выступают кривые тонкие березки, на которых вьют себе гнезда суетливые грачи. Они вездесущи, веселы – они словно олицетворение новой жизни и наступающего весеннего тепла. Совершенно другое представление передается темным небом, с серыми тучами, нависшими над церковью. Все торопливые грачи резвятся в воздухе, суетятся, и лишь одна маленькая птичка сидит у корней одной из березок. Может маленький грач разыскивает в талой земле корм, а может у него просто поломано крыло? Кто знает, а быть может маленький скворец является самим Саврасовым? Не изобразил ли Алексей Кондратьевич в лице маленького грачика собственную тоскующую душу? Имеет философский смысл картина «Грачи прилетели». Описанием картины можно дать объяснение этому контрасту: живописца во время создания полотна тяготило два чувства – печаль о покойной дочке и счастье лицезрения наступавшей весны. Темный, золотистый купол церкви в полотне «Грачи прилетели» описанию картины добавляет надежду, словно сам Бог присутствует в пейзаже. И Он дает надежду на то, что зима скоро сойдет, печаль исчезнет, а весна вступит в свою полную силу. Заказать репродукцию картины "Грачи прилетели"У нас вы можете заказать репродукцию картины "Грачи прилетели" в любой, выбранной вами технике. Это может быть повтор маслом или картина в технике жекле, прописанная маслом или художественным гелем. Заказ репродукции картин можно разместить из любого города, не выходя из дома или из офиса, связавшись с нами по телефонам в Москве или по электронной почте. Заказать репродукцию картины Саврасова "Грачи прилетели", как и любые другие картины для интерьера или в подарок, вы можете с доставкой в ваш город. Выбрать багет можно в разделе "Багет". |
www.fotokartina.com