Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Картина левитана грачи прилетели


описание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Перед нами картина русского художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Она известна многим ценителям искусства живописи. При ее осмотре взгляд падает на искривленные и местами сломанные березы, на которых сидят и вьют гнезда грачи. Один из них прохаживается по снегу, и разыскивает сломанные сухие ветки для своего домика.

Грачи считаются вестниками весны. Они первые прилетают с теплых краев, обычно уже первого марта прогуливаются по заснеженным дорожкам. Поэтому, если присмотреться к картине, на которой еще много снега, то можно вначале подумать, что это конец зимы, но прилет грачей без сомнения нам подсказывает о начале марта.

Кроме птиц, справа картины, образовалась большая лужа, от оттаявшего снега. А под березами снег уже рыхлый, на нем множество следов. Но он уже даже в солнечную погоду не будет переливаться, как зимой.

Кроме берез художник изобразил пышный кустарник, а рядом с ним забор. За которым виднеются крыши домов деревни. На заднем плане картины находиться небольшая церковь, и старая часовня. О ее возрасте можно судить, по кирпичной кладке и штукатурке на ней. Они придают данной картине спокойствие и умиротворенность.

Вдалеке, сливаясь с горизонтом, расположено поле. Местами снег растаял и образовались как бы черные пятна. На этом поле скорее всего выращивают зерновые культуры для жителей деревни. Небо не имеет синий цвет. Оно кажется тускловатым, по нему плывут облака серого цвета. Солнца почти не видно, хотя сквозь тучи его лучи проникают, и освещают оставшийся снег.

Хоть на полотне нет ярких насыщенных красок, и больше всего преобладают серые или черные тона, картина смотрится свежо. Она все равно навеяна весенним настроением, выглядит живо благодаря грачам, и их хлопотливому труду. Это только картина, но она как бы звучит словно живая. Вглядываясь в нее, можно услышать веселые и хлопотливые крики птиц, представить дальнейшее обновление весенней природы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

← Подписывайтесь на наши аккаунты в соц.сетях, чтобы не пропустить самую интересную информацию!

natworld.info

Саврасов Алексей "Грачи прилетели" описание картины, анализ

Savrasov-Aleksej-grachi-prileteli

Свою одну из самых известных картин «Грачи прилетели» известный русский живописец написал в 1871 году. Картина сразу привлекла внимание зрителей и критиков своей простотой и непосредственностью. После ее написания, художник получил предложение о покупке этой картины Третьяковым для своей коллекции.

Необыкновенное мастерство художника проявилось в этой работе: удивительно тонко удалось ему передать весеннее пробуждение русской природы после долгой морозной зимы. Картина не блещет красками, это и не нужно: мягкие, спокойные тона точно передают настроение ранней русской весны, в картине используется много серых и коричневых оттенков.

Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Снег ещё лежит в некоторых местах, но уже понятно, что скоро весна полностью войдёт в свои права. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. На переднем плане художник изобразил молоденькие голые березки, кажущиеся беззащитными и хрупкими. На их пока голых ветвях сидят только что вернувшиеся из дальних краев, куда отправлялись на зимовку, грачи. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов.

За простым забором из досок видно широкое поле, покрытое снегом. Работы пока не начались, идёт только подготовка к ним. Виднеются крыши деревенских домов, церковь с колокольней. Небо, тянущееся до самого горизонта, тоже говорит о скором приближении весны. За облаками оно наполнено яркой сочной синевой, на фоне которой силуэты птиц на ветвях деревьев выглядят особенно контрастно.

Картина «Грачи прилетели» очень свежа, легка и радостна, художник с большим удовольствием показывает зрителям весеннее обновление природы.

Год написания картины: 1871.

Размеры картины: 62 x 48,5 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Картина Саврасова Грачи прилетели. 1871 г. Rooks have arrived

Алексей Кондратьевич СаврасовХудожник Алексей Саврасов сотворил сие замечательное произведение искусства в 1871 году. Эта дата на тот момент совпадала открытием общества передвижных выставок, где художник принимал активное участие многие годы.

Картина Грачи прилетели, по сей день считается одним из наиболее заметных творений Алексея Саврасова, Этюды и быстрые эскизы к данному полотну создавались Саврасовым в нынешнем селе Сусанино, что в Кострмской области. Правда тогда это поселение называлось по другому Молвитино, переименованное в неспокойные советские времена в 1939 году.Конечно, когда картина была создана ее не смог не заметить Павел Михайлович Третьяков, сразу же выкупивший данный экспонат выставки. Это покупка была уже не первая, до этого известный меценат выкупил у Саврасова 3 понравившиеся ему работы.

Какое то время картина с грачами демонстрировалась в Московском обществе любителей изобразительного искусства. и даже на какое то время популярность ее перекрывала работы таких известных коллег, как, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи.

Чуть позже полотно было продемонстрировано и в стольном Петербурге, имигрирую с одной выставки к следующей. После всех этих передвижных выставок сей шедевр опять возвращают ее собственнику меценату Третьякову, в доме чьем подобные экспонаты украшают его гостинные и рабочие кабинеты. Сама галерея в которой соберется вся основная коллекция будет сооружена несколько позже.Успех этого произведения был конечно неожиданным, посыпались повторные заказы, коих было несколько.

Грачи прилетели явно была задумана автором как произведение лирического весеннего настроения, в котором обязательно красовалась русская матушка природа, на фоне сельской красивой церквушки, и привычных обветшалых домишек.

На улице весна вступает в свои права. Голубое небо застлано облачками с пробивающимся сквозь них мягкими солнечными лучами, вынуждающие деревцам откидывать тени на мартовский талый снег. Хилые замерзшие за зиму извилистые березки с оккупировавшимися на них только, что прилетевшими на родину грачами, озабоченно занимаются плетением из веточек свои гнезды и тем самым подчеркивают жизненный весенний уклад в картине.

Грачи прилетели довольно таки привычна нашему восприятию , Сразу мысленно приходит на ум впечатление о знакомых местах, которые, только недавно посещал и видел большое множество раз. За любимыми нашему сердцу русскими березками и имигрировавших с юга грачами виднеется деревянный забор, простые крестьянские хаты и как украшение любого села симпатичная церковь, с привычным нам всем обветшалым фасадом и давно не ухоженной крышей колокольни.

По убеждению везде досужих искусствоведов, церковь которую писал художник называлась Воскресенской церковью, которую и сегодня можно полицезреть, правда церковные службы там давно не ведуться и в сие заведении музей Ивана Сусанина. Ближе к горизонту художник показал пашни, местами с не растаявшим грязноватым снегом и проталинами. Знакомая картина, не смотря на то, что сегодня 21 век, подобный пейзаж можно увидеть и сегодня в различных окрестностях необъятной матушки России.

Сегодня картину с Саврасовскими грачами в оригинале можно полицезреть в залах Третьяковки В Москве. Ее размер 62 на 48.5 см

www.art-portrets.ru

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

Самая вдохновенная картина Алексея Кондратьевича Саврасова состоялась в Поволжье во время пребывания художника вместе с семьей  в  Ярославле. Перед этим  Саврасов провёл лето на Волге. Вероятнее всего под впечатлением этой поездки, возможно с «заказом» от Третьякова, в котором упоминалась зимняя Волга, и окрестности в 1870 году Алексей Кондратьевич вывез  семью в Поволжье.  В 1871 году в феврале умерла,  только что родившаяся, дочка и слегла жена. Саврасов тяжело переживал потерю.

Об этом можно судить по циклу рисунков и эскизов посвящённых памяти дочери и одновременно отражающих, так называемый, «исцеляющий простор».

Целый ряд натурных этюдов и зарисовок зимних пейзажей посвящен  живописной  местности вокруг старинного  приволжского городка.

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»Под кистью Саврасова  голые берёзы, сугробы и кустики, почерневшая под мокрым снегом крыша шатровой церквушки, начинающая просматриваться под тающим  снегом  земля на пашне и птицы — и на ветках берёз, на пашне, на сугробах. Всё свидетельствует о пробуждении природы. В суровом климате Поволжья зима с неистовством старообрядца сражается за свои права, но весна с её высоким светлой голубизны небом, с мокрым ветром, сдувающим снег, без солнечных лучей теплом —  подрывает устои, призывает на помощь птиц и соки земли, стремящиеся вверх по стволам деревьев и предательски выглядывающих в едва наметившихся почках.Воздух!

Вот что писал Саврасов в ту несчастливую весну, по утверждению критиков и биографов, в селе Молвитино Костромской губернии.

Было сделано много эскизов с натуры и карандашных зарисовок — мотив заворожил художника. Он работал в творческом экстазе, не замечая ни холода, ни непогоды.

Вернувшись в том же году в Москву, Алексей Кондратьевич продолжал работать над картиной, переосмысливая свои натурные впечатления.

В 1871 году работа была представлена суду публики на Первой выставке Товарищества художественных передвижных выставок. Абсолютно лишенная академического блеска, казалось бы обыденный мотив: серенький день перехода зимы в весну, работа предстала  перед коллегами, коллекционерами и зрителями, как откровение!

2И хотя уже к этому времени выставлялись такие художники- пейзажисты, как И. Шишкин, Ф. Васильев, М. Клодт и А. Куинджи, А.К. Саврасов  отличался особенным видением природы, умением «писать воздух» и так компоновать  части изображения, что критика  сравнивала его работы с музыкой М. Глинки, П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова.

Отличительной чертой творчества Саврасова было самобытное понимание русского пейзажа, где он среди повседневного умел найти такое, что зрителям до него было не знакомо. Он смог заставить этой красотой восхищаться до сих  пор.

 

Этюды для картины «Грачи прилетели»

Автор И. Шмитц

Посмотреть еще картины Саврасова А.К. с описаниями

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Грачи прилетели | Музей искусств

Грачи прилетелиВ России это одна из самых известных картин, ее изучают в школе, по ней пишут сочинения. Это вполне объяснимо, ведь картина действительно написана красиво и заслуживает внимания. У многих из тех, кто видел эту картину хотя бы единожды, возникает ассоциация, что если грачи прилетели, то весна уже в пути.

История создания картины

К написанию будущего шедевра художник, Алексей Саврасов, приступил в марте 1871 года в селе Молвитино, которое позже переименовали в Сусанино. На натуре Саврасов делал только зарисовки, основную же часть он дорабатывал в своей московской мастерской.

Создание картины для художника оказалось делом не простым. До появления основного полотна Саврасовым было создано несколько зарисовок и эскизов, которые также считаются ценными экспонатами. Кроме того, картина так понравилась ценителям живописи, что повторение картины художнику пришлось делать несколько раз на заказ.

Сюжетная линия картины

Уже в названии чувствуется приближение самого долгожданного времени года — весны. По картине видно, что Саврасов сумел очень тонко почувствовать язык природы.На картине изображен весенний день, пасмурно, но по первым вестникам весны — грачам — уже чувствуется, что она недалеко. Первые весенние птицы суетятся на трех корявых березках: Молодые пары вьют новые гнезда, старые птицы — обновляют прошлогодние.

Еще лежит снег, но уже видны лужи и прогалины. Художник настолько тонко передал свои чувства, что создается впечатление чистого прозрачного воздуха, поэтому хочется вздохнуть всей грудью. Весна, даже заключенная в масло, незримо присутствует в воздухе.

На заднем плане старенькая деревенская колокольня, окруженная старым покосившимся забором, которая впоследствии станет музеем подвига Ивана Сусанина.

Где представлена картина

В нескольких музеях России и Украины хранятся сегодня зарисовки и другие версии картины, которые зрительно совсем не похожи друг на друга, но чувства оставляют похожие. Сам же оригинал представлен в Государственной Третьяковской галерее, коллекционер купил картину уже в 1872 году, сразу после того, как художник ее представил.

Интересные факты

В 1997 году, когда отмечалось 100 лет со дня смерти великого художника, Центральным банком России была выпущена памятная серебряная монета с изображенным на ней портретом Алексея Саврасова и фрагментом его знаменитой картины «Грачи прилетели».

www.muzzeum.net

Грачи прилетели. Сочинение по картине А. Саврасова

«Грачи прилетели»— самая известная картина русского художника Алексея Саврасова. На картине видна Воскресенская церковь на холме в деревне Сусанино, сохранившаяся до нашего времени. Сейчас в церкви расположен музей Ивана Сусанина. Дописывал картину художник уже в Москве, в своей мастерской. «Грачи» в свое время стали открытием в живописи благодаря подвижности изображаемого сюжета и наполненности воздухом изображаемого пространства, после монументальных и практически статичных пейзажей Архипа Куинджи и Ивана Шишкина. Позже Саврасов делал еще несколько копий своей же картины, часто – без детальной прорисовки неба.

Эта картина — отражение русской природы, весны, еще только начинающейся. Пейзаж с грачами пробуждает в зрителе весеннее настроение. Возникает чувство, что весна началась в тот же миг, когда мы взглянули на эту картину.

Грачи прилетели

Грачи прилетели

На полотне представлен довольно обыденный пейзаж. Мы видим едва пробуждающуюся природу, еще не отошедшую от зимнего сна. С первого взгляда даже покажется, что художник изобразил зиму. И, лишь вглядевшись внимательно, понимаешь: это уже весна!

На переднем плане мы видим подтаявший, рыхлый грязноватый снег, подсвеченный солнцем сбоку, и на нем — тени стоящих вокруг деревьев. Это несколько голых берез, часть из них – кривые и изломанные. За ними виднеется черные дали полей и болот с водой, серые облака у самого горизонта. Небо еще не очистилось полностью от туч, солнце скрыто от зрителя, но большой кусок ярко-голубого неба среди бегущих облаков говорит о перемене погоды. Из-за берез невдалеке видна церковь и колокольня, типичные для русской местности. Церковь в русской живописи всегдаявляется олицетворением добра и света. Деревянные пролеты забора перед церковью и колокольней подсвечены пробивающимся солнцем, ветки берез бросают на забор тени.

Стоит приглядеться внимательнее, и мы видим большую проталину с водой справа, между березами. Луч солнца, освещающий картину сбоку, вырисовывает тени березовых веток на желтоватом снегу и на досках церковного забора вдали. Мы будто чувствуем даже весенний теплый воздух, наполняющий пространство. Алексей Саврасов был признанным мастером по изображению воздуха, который придавал его полотнам подвижность, чувство, дыхание. Картина вся заполнена весенним, свежим воздухом. Конечно, главными живыми персонажами, подтверждающими выводы о наступившей весне, являются грачи. Они все в движении — некоторые сели на ветки березы, часть птиц беспокойно летает вокруг и хочет присесть на ветки. Грачи вернулись в свои насиженныестарые гнезда, которые они покинули прошлой осенью. Кажется, что мы даже слышим переклики устраивающихся на своих местах больших черных птиц, шорох веток под ними. Грачи — перелетные птицы, и уж раз они прилетели, значит, весна началась, оставшийся снег быстро стает и весна войдет в свои права!

Автор сочинения: Прокофьева Елена

Похожие записи

design-kmv.ru

Грачи прилетели. Описание картины Саврасова

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля — все обжито и согрето сердечным теплом.

Исаак Левитан так отзывался о картине «Грачи прилетели»: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».

Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

А.К. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны — любимой поры художника.

Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь — у околицы обычного русского села — приобрело' особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: «С натуры нельзя так написать. Береза всегда имеет свой рисунок... По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти».

Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки».

Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении.

Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг, и среди этой жизни — на пустыре, огороженном забором, — совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины.

В таком скромном, но пленящем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине — со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, "а душа есть только в «Грачах».«Сто великих картин» Н.A.Иoнина, издательство «Вече», 2002г

...........................................................

«...Кроме Куинджи и Шишкина в 70-х и 80-х годах блистали еще несколько художников, которых можно назвать уже прямыми предшественниками Левитана, соединившего в своем лице все их искания и давшего гениальный синтез их частичному, отрывочному творчеству.

Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенко) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым, и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла). Очевидно, в Саврасове… жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам в природе, до него еще никем из русских живописцев не расслышанным.

«Грачи прилетели» — чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны. Теперь нас до пресыщения закормили всевозможными веснами. На каждой выставке появляется их несколько десятков. Даже некоторые художники избрали себе весну своей специальностью: из года в год они только и пишут разные «распутицы», «последние снега» и т. п. Но в 1871 году картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Может быть, потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, что картина была выше своего времени и его личного таланта, что и для него создание ее было неожиданностью, плодом какой-то игры вдохновения! Зато в конце 80-х годов, когда лучшие силы в русском искусстве взялись за пейзаж, когда вся дорога в техническом отношении — и в смысле красок, и в смысле живописи и света — была пройдена, когда все, что требовалось для свободного и непринужденного творчества, было найдено, тогда картина Саврасова послужила путеводной звездой не одному из художников. Глядя на это простое, бесхитростное произведение, они сами набирались смелости и бодрости и отделывались от последних пут прикрашенной буржуазной условности...»Александр Бенуа. Очерк о Саврасове из книги «История русской живописи» (1901 г.) 

 

Похожие записи

design-kmv.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта