История одного шедевра. Исаак Левитан. «Над вечным покоем». Левитан картина вечный покой


"Над вечным покоем". Левитан. Картина, фото и история создания

Искусство и развлечения 23 декабря 2014

Написал прекрасное полотно "Над вечным покоем" Левитан. Картина, над которой он начал работать летом 1893 года, теперь хранится в Третьяковской галерее. Исаак Ильич жил тогда на Тверской земле среди лесов, рек и озер.

Во время одной из прогулок по окрестностям художник увидел озеро Удомле. На берегу бедный сельский погост, над водой - большая грозовая туча. Сильный ветер раскачивал вершины кладбищенской рощи. Именно этот вид рождает у Левитана замысел новой большой картины.

Произведение, говорящее со зрителем

над вечным покоем левитан картина

Кисть художника заставляет заговорить пространство пейзажа "Над вечным покоем". Левитан, картина которого была представлена широкому кругу зрителей, надеялся поведать им о самых важных для человека вещах. И когда это произведение появится в 1894 году на выставке передвижников, проницательные критики увидят, что это даже не пейзаж – это картина души человека.

Картину "Над вечным покоем" зрители ценят прежде всего за то, как светятся ее краски. Надо прямо сказать о том, что Исаак Ильич Левитан - художник, сделавший величайшее открытие в русском искусстве. Он заново открыл то, что впоследствии замечательный исследователь древнерусской культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал пейзажным мышлением.

Противопоставление двух миров

левитан художник

Оказывается, на Руси издавна существовала древняя традиция созерцания пространственных образов. Наблюдение за природой, как говорили в старину, "умными очами", то есть умозрением. Или иначе - духовным размышлением о таинственных вещах, окружающих человека. О Боге и душе, о жизни и смерти, о быстротечности земного существования.

При помощи противопоставления торжественной высоты неба и пустынного, почти безжизненного пространства озера создается трагический строй картины, которую написал Исаак Левитан, - "Над вечным покоем". Потому что зритель чувствует здесь присутствие двух миров: времени и вечности. Противостояние простых человеческих забот божественному совершенству.

Видео по теме

"Над вечным покоем". Левитан. Описание особенного духовного восприятия

над вечным покоем левитан описание

Этому небу, покрытому грозными клубящимися облаками, есть удивительно точная поэтическая аналогия Федора Ивановича Тютчева: "На недоступные громады смотрю по целым я часам…" В шедевре "Над вечным покоем" Левитан, картина которого явственно передает ощущение жажды неба, тишины и вечного покоя, смог так же, как и талантливый поэт, поделиться своими чувствами. Впечатлениями, полученными им во время созерцания этого грозового неба и красот российского пейзажа.

Озеро на полотне выглядит бескрайним, практически как море. А венчающая косогор церковь с крестом на луковичной главке словно уподоблена кораблю. По давней Евангелической традиции глава церкви - Христос, и только он может спасти человека, жизнь которого не что иное, как трудное и опасное путешествие по морю житейскому.

Сентиментальность или уникальный дар

Исаак Ильич Левитан - художник, обладающий уникальным даром духовного восприятия мира. И картина "Над вечным покоем" неоспоримо свидетельствует об этом. Но есть еще одно очень драгоценное свидетельство, которое содержится в мемуарах близко знавшего Исаака Ильича художника Константина Алексеевича Коровина.

В его воспоминаниях описывается, как Левитан мог летом целыми часами лежать на траве и вглядываться в бескрайние небесные просторы. Небо восхищало и вдохновляло его. Это удивительные вспоминания. Потому что на российскую природу, в самом деле, можно смотреть разными глазами, и каждый воспринимает ее по-своему.

исаак левитан над вечным покоем

Глядя сентиментально, многие люди ощущают на сердце сладкую грусть, и у некоторых это вызывает даже слезы. Также и Константин Алексеевич Коровин, увидев их в глазах Левитана, решил, что Исаак Ильич чересчур сентиментален. Но создатель картины "Над вечным покоем" совершенно иначе смотрел на окружающую природу. Он созерцал российский пейзаж как Божье творение. И не сладкая грусть, а глубокая тоска по чему-то высшему и недостижимому наполняла его. Так смотрят глубоко верующие люди на икону.

Завещание потомкам

Это безгранично талантливый шедевр - "Над вечным покоем"! Левитан, картина которого сегодня занимает одно из почетнейших мест в залах знаменитой Третьяковской галереи, был настоящим великим человеком, гением и Божьим избранником. Все, что он создал, безумно прекрасно, ново и необыкновенно. Зрители, созерцающие его творения, переполняются самыми разными чувствами. Кто-то задумывается о несбывшихся надеждах, другие - о смысле или ничтожности человеческой жизни.

Но самой замечательной вещью, написанной Исааком Ильичом, безусловно, является творение "Над вечным покоем". Самая светлая и радостная картина, которая осталась как завещание для потомков, чтобы они как можно чаще смотрели на небо и восхищались его бескрайними просторами, не забывая о смысле собственного существования.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Танк Т-55: технические характеристики, фото и история созданияАвтомобили Танк Т-55: технические характеристики, фото и история создания

Советский танк Т-55 выпускался серийно в период с 1958 по 1979 год. Является преемником боевой машины Т-54, однако превосходит ее по многим параметрам. Новая модель отличается более мощной силовой установкой (тяга уве...

ГАЗ-23: технические характеристики, фото и история созданияАвтомобили ГАЗ-23: технические характеристики, фото и история создания

В 1962 году на Горьковском автомобильном заводе в автомобиль ГАЗ-21 начали устанавливать новые 195-сильные моторы V8. Также они комплектовались автоматическими коробками передач. Этот модифицированный автомобиль получ...

Джорджио Армани (Giorgio Armani): биография, фото и история создания брендаКрасота Джорджио Армани (Giorgio Armani): биография, фото и история создания бренда

Историю творят люди необычные. Это легендарные личности, незаурядные, трудолюбивые и целеустремленные. Таким и является Джорджио Армани, бренд которого признан одним из самых успешных в мире. Под этим именем выпускают...

Пятницкая церковь в Чернигове: фото и историяДуховное развитие Пятницкая церковь в Чернигове: фото и история

Насколько древние греки поклонялись богу Меркурию, возводя в его честь храмы, настолько же славяне, воздавая почести своей покровительнице торгового люда, святой Параскеве, строили в её честь церкви, называвшиеся Пятн...

Храмы Екатеринбурга: адреса, фото и историяДуховное развитие Храмы Екатеринбурга: адреса, фото и история

Екатеринбург – город с богатой историей. Порой ее страницы были обагрены кровью. В населенном пункте много храмов, соборов. В некоторых районах города золотые кресты и маковки церквей видны отовсюду. В Уральской...

Свято-Успенский монастырь (Красноярск): адрес, фото и историяДуховное развитие Свято-Успенский монастырь (Красноярск): адрес, фото и история

В 2000 году, после многолетнего перерыва, был возрождён к иноческой жизни Успенский мужской монастырь (Красноярск). Отзывы побывавших в нём единодушно свидетельствуют о той радости, которую принесло зримое свидетельст...

Успенский Горицкий монастырь: где находится? Фото и историяДуховное развитие Успенский Горицкий монастырь: где находится? Фото и история

Монастыри и храмы привлекали внимание туристов во все времена. Старинная архитектура, своеобразный жизненный уклад, уникальный иконостас, все это интересует людей. Для кого-то это возможность удовлетворить свое любопы...

«Бешеные псы»: актеры, сюжет и история создания культовой картиныИскусство и развлечения «Бешеные псы»: актеры, сюжет и история создания культовой картины

Пожалуй, одна из самых известных картин Квентина Тарантино – лента «Криминальное чтиво», которая в 1994 году стала обладателем главной награды Каннского фестиваля. Именно тогда молодой кинематографис...

Сочинение по картине Искусство и развлечения Сочинение по картине "Богатыри" Васнецова. История создания и описание

Национально-романтическая линия русского искусства воплощена в былинных и сказочных образах произведений Виктора Васнецова. Эта тема главенствует в его живописных работах, архитектурных эскизах и декоративно-прикладно...

Картина «Утро в сосновом бору»: описание и история созданияИскусство и развлечения Картина «Утро в сосновом бору»: описание и история создания

Иван Шишкин прославил не только свой родной город (Елабугу) на всю страну, но и всю громадную территорию России на весь мир. Самой известной его картиной считается «Утро в сосновом лесу». Чем она так знаме...

monateka.com

Левитан.Над вечным покоем. | Волшебная сила искусства

Давно привлекала внимание  знаковая философская картина Исаака Левитана"Над вечным покоем".

          В письме к П. М. Третьякову 18 мая 1894 года художник писал о своей картине: «Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…».

          Известно, что эту работу художник писал, слушая музыку. Торжественные и печальные звуки траурного марша Бетховена вдохновляли автора и заставляли его создавать мрачную и почти трагическую атмосферу этой работы.Один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе". 

               Левитан начал работу над картиной летом 1893 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. Церковь на картине написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца». Эскиз полотна «Над вечным покоем» под названием «Перед грозой» также хранится в Государственной Третьяковской галерее. 

Левитан.Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888   

И. Левитан. Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге. 1888 г.   

Церковь Воскресения Христова, которую мы видим сейчас, была привезена  в Плёс 1982 г. из села Билюково, Ильинского района Ивановской области.  

Левитан. Перед грозой.

Исаак Левитан Над вечным покоем.1894г.

     Беспомощность, хрупкость и беззащитность - вот главные чувства, которые испытывает всякий зритель перед этой работой великого художника.

         В картине «Над вечным покоем» тяжело нависают над землёй свинцовые облака. Широкое озеро, открывающееся за утёсом, выглядит мрачно и сурово. Левитан писал, что чувствует себя «одиноким с глаза на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может…».

           На маленьком утесе церквушка, рядом забытое кладбище, погост, последнее пристанище... Хрупкие деревья сгибаются под сильным ветром, тонкая, прерывистая тропинка, ведущая в церковь - символ забвения, заброшенности, истертости.

               Мощью дышит окружающая утес стихия. Кажется, что еще одно мгновение и исчезнет погост, развеется по свету церквушка... Разрушения кажутся неизбежными.

Зритель слышит завывание ветра, чувствует пронизывающий холод, сырость, слышит раскаты далекого грома.

                        Вдали виднеется пустынный остров, который стремительно "уплывает" от утеса. Создается впечатление, что остров уносит с собой души умерших, чтобы вечность поглотила остаток человеческого духа, сами воспоминания об ушедших людях.

                       Жизнь человеческая ничтожна, быстротечна и бессмысленна... Огромное пространство, охваченное взглядом художника давит на зрителя. Острое чувство одиночества и беззащитности испытывает зритель перед этим вечным покоем, о котором страшатся даже думать люди.

                Вечный вопрос - что там, за порогом вечности, мучает автора, но ответа он не находит, предоставляя этот поиск зрителю.

            Удивительным образом всей мощи стихии противостоит маленький купол церквушки. Он направлен строго вверх, а его цвет, сливающийся с металлическими тонами неба, создает ощущение неколебимости и прочности. 

                       Картина увидела свет в момент наибольшего расцвета таланта художника. Именно поэтому его идея, философская глубина, отточенное мастерство, с которым написано это полотно, так поразили современников и поражают потомков. Содержание этой картины будет актуальным для всех поколений.

                   А по своей сути она является его духовным завещанием, его творческой программой и наиболее законченным философским отношением художника к миру и людям. Работой восхищались русские поэты и музыканты. Она послужила толчком для создания множества музыкальных , поэтических и литературных произведений.

НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ

Рукой раздвинув темные кусты, Я не нашел и запаха малины, Но я нашел могильные кресты, Когда ушел в малинник за овины... 

Там фантастично тихо в темноте, Там одиноко, боязно и сыро, Там и ромашки будто бы не те - Как существа уже иного мира. 

И так в тумане омутной воды Стояло тихо кладбище глухое, Таким все было смертным и святым, Что до конца не будет мне покоя. 

И эту грусть, и святость прежних лет Я так любил во мгле родного края, Что я хотел упасть и умереть И обнимать ромашки, умирая... 

Пускай меня за тысячу земель Уносит жизнь! Пускай меня проносит По всей земле надежда и метель, Какую кто-то больше не выносит! 

Когда ж почую близость похорон, Приду сюда, где белые ромашки, Где каждый смертный свято погребен В такой же белой горестной рубашке...                                                                        

Рубцов Николай

 

Источники

maxpark.com

История одного шедевра. Исаак Левитан. "Над вечным покоем" смотреть кино онлайн

File:Levitan nad vech pok28.jpg

Исаак ЛевитанНад вечным покоем, 1894Холст, масло. 150×206 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Этот небольшой фильм «История одного шедевра. Исаак Левитан. «Над вечным покоем», предлагаемый к вашему онлайн просмотру, повествует об одной из известнейших картин —  шедевре Исаака Левитана «Над вечным покоем». О её значении и высоких смыслах, передаваемых художником. Левитан начал работу над картиной летом 1893 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. Церковь на картине написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца». Картина оставила значимый след в мировом искусстве и является наиболее ярким и тонким выражением внутреннего я художника в Божественном мире. 18 мая 1894 года  Исаак Левитан  писал в письме к П. М. Третьякову о своей картине: «Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадёт к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…».

Это глубокое полотно Левитан создавал под звуки Траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из его современников назвал «реквиемом самому себе».

Исаак Левитан — один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Жизнь его проходила на острие горести и радости своего времени, того чем жили люди, и его искусство, впитав переплавив это, выразило творческие искания художника через лирические образы родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи.

К сожалению, биографических материалов к биографии Левитана сохранилось немного. Его брат Адольф, незадолго до смерти художника,  по его же распоряжению уничтожил личный архив, в котором была переписка и, вероятно, документы. Биография И.Левитана типична для художника-разночинца того времени: с детства познавшего нужду, учившегося на «медные деньги». Но силой таланта, ценою тяжкого труда и  жестоких лишений, пробившегося в жизни и достигшего высочайшего успеха и признания.

Похожие статьи

risoval-ko.ru

Картина И.Левитана "Над вечным покоем"

Большой шаг вперед делает Л.Н.Толстой не только в раскрытии характеров героев, но и в изображении пейзажа. Природа у Толстого живет вместе с человеком, с его мыслями, чувствами, настроением. Она почти никогда не изображается безотносительно к восприятию людей.

При знакомстве со страницами романа "Война и мир", воссоздающими картины природы, следует сопоставить  их с пейзажами других писателей. Так, при чтении отрывков о двух встречах Андрея Болконского со старым дубом можно вернуться к пейзажам Тургенева.

Вот характерный тургеневский пейзаж: "Статные осины    высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как борец, подле красивой липы. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют..." ("Лес и степь".)  Здесь дана объективная, документально верная картина русской природы, подмеченная острым и наблюдательным глазом. Создается впечатление, что восприятие этого пейзажа шло через объектив фотоаппарата, что при его восприятии  работал только глаз художника, правда. глаз очень зоркий и внимательный, умеющий подметить такие детали и подробности, которые могли бы ускользнуть от взгляда обыкновенного человека.

Совсем другой пейзаж у Толстого: "...Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками... он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

...Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей, – пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея" (т. II, ч.3, гл.1).

В описании дуба писатель-психолог выбирает только то, что соответствует душевному состоянию Андрея Болконского, движениям его мысли, чувства, его настроению, психике.

Читатель никогда не перевернет страницу романа, не прочитав описания природы. Если он это сделает, то вместе с пейзажем пропустит что-то важное и в судьбе героя, потому что пейзаж Толстого всегда теснейшим образом связан с чувствами, переживаниями, душевными движениями героев. Строго говоря, у Толстого нет, или почти нет, нейтральных пейзажей.

Возможно, А.П.Чехов и имел в виду известную нейтральность некоторых тургеневских пейзажей по отношению к человеку, когда писал, что у Тургенева "описания природы хороши, но... чувствую, что мы уже отвыкаем от описания такого рода и что нужно что-то другое". Это "что-то другое" и приходит в литературу вместе с творчеством Толстого. Приходит оно и в пейзажную живопись вместе с полотнами Левитана.

Левитановские картины всегда выражают душевное настроение, психическое состояние человека. В них всегда присутствует личность художника, и поэтому они никогда не оставляют зрителя равнодушным и глубоко трогают его чувства. О Левитане-пейзажисте можно сказать словами поэта:

С природой одной он жизнью дышал,Ручья разумел лепетанье,И говор древесных листов понимал,И чувствовал трав прозябанье... (Е.А.Баратынский. "На смерть Гете". на сайте http://feb-web.ru/)

Так, на картине Исаака Ильича Левитана "Над вечным покоем"(ГТГ) нет столь типичных русских лесов, полей, степных просторов, колосистых нив. Почти все полотно занимают вода и небо. Пространство кажется безграничным. Безгранична линия горизонта. Медленно движутся тяжелые темные тучи. На их фоне – светлое, чуть розоватое И.И.Левитан. Над вечным покоем.1894 г.(ГТГ)облачко. Вдали протянулась узкая полоска берега, чуть ближе – небольшой островок. На переднем плане – маленькая церквушка, рядом несколько деревьев, а дальше разбросанные кресты могил. Вот и все содержание картины. Но мы убеждены, что это – частица России, близкая, понятная, милая русскому сердцу.

И сколько мыслей, чувств, волнения вызывает эта картина в душе зрителя. То она воспринимается как печальная дума о несбывшихся надеждах... То как философское рассуждение о мимолетности человеческой жизни... То как светлое предчувствие медленно, но неотвратимо надвигающейся грозы... Бесспорно одно: картина – плод глубоких, тяжелых переживаний художника.

Картина написана в холодных тонах. В ней преобладают голубовато-серые, синие, зеленые краски, и среди них только одно маленькое теплое пятнышко – огонек в окне церкви. Сложный, противоречивый мир художника отразился в этой картине. Сам И.И.Левитан о ней писал: "В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием"*.

Эту картину высоко ценил Л.Н.Толстой, называл ее молитвой немой души. И это естественно. Она очень близка толстовскому творчеству, его пониманию природы. Она утверждала в русской живописи то новое, что делал сам Толстой в литературе. В ней, как и в пейзажах Толстого, достигнуто полное слияние человека с природой. (Из книги: Н.Н.Щиряков. Изобразительное искусство на уроках литературы. – Минск.1968) * Из письма П.М.Третьякову:18 мая 1894

Глубокоуважаемый Павел Михайлович! Я так несказанно счастлив сознанием, что последняя моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, – но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание (конечно, не в смысле количества нумеров и громадности денежных затрат, но в смысле прекрасного подбора, ясно говорящего о Вашем глубоком понимании искусства и о Вашей трогательной и бескорыстной любви к нему). Вам это, конечно, много раз было высказано, но тем не менее правда хороша и в повторении. Благодарить Вас, конечно, тут не за что, так как Вы исполняете свою душевную потребность и долг гражданина, – и все-таки спасибо и спасибо Вам! Глубоко истинно уважающий Вас И.Левитан

Толстой Л. Н. – Толстым Л. Л. и Т. Л., 26 февраля 1894 г.[2]Сейчас едут все куда-то на вечер. И все наряжаются и Сашу и Ваню завивает Теодор. Всё это очень весело. Мне было очень больно видеть Ваню завитым и Сашу разряженною. Одно спасенье, что душа человеч[еская] герметически закупорена и защищена от порчи. – Теперь все там на этом вечере, а мы одни с Машей дома: она усердно работает, переписывает записки Хилкова (прекрасные) и письма разбирает. А я сейчас сидел один наверху и читал книги и статьи, привезенные Гальпериным. В 4 часа проводил H. Н. Ге[3] на жел[езную] дорогу. Они едут вместе весело, Касаткин, Пастернак, Левитан. Я, кажется, без тебя, Таня, обидел Касаткина, высказав ему очень откровенно неодобрение его картине «паровая конка». Очень мне уж стало противно искусство для забавы. Нынче получил вашу телеграмму о Brissaut или Brissot с уведомлением, что вы остаетесь indéfiniment, и письмо, в котором обещаете приехать на днях. Пожалуйста, милые мои, не торопитесь решать и изменять положение, не отдавайтесь настроению – особенно ты, Лева, а делай поправку того, что представляется под известным настроением. – Если Briss..., то Briss... Я скорее поверил бы врачу нервных болезней, чем Potain, разумеется независимо от личности, доверия, которое она внушает. – Сейчас перервали меня и наше одиночество три Иваныча Посредника: П[авел], И[ван] и Е[вгений]. – Я ничего еще толком не начал – Тулон кончил, – но хочется многого и думается, что не надо ничего писать. А надо больше заниматься тем художественным произведением, к[оторое] составляет жизнь каждого из нас, прикладывая всё внимание и усилие на то, чтобы не было в ней никаких ошибок ни колорита, ни перспективы, ни, главное, отсутствия содержания. Этого же и вам желаю, милые друзья дети.Л. Т.

literatura5.narod.ru

Сочинение по картине И.И. Левитана «Над вечным покоем»

Картина И.И. Левитана «Над вечным покоем»

     Исаак Ильич Левитан – мастер пейзажа настроения. Его мазку принадлежит множество пейзажей русской природы. Произведение «Над вечным покоем» считается самой русской с, когда-либо написанных картин.

     В данном сюжете картины художник противопоставляет торжествующую вечность природы нелепости человеческой жизни. Земные страсти кажутся ничтожными и смешными напротив грозной вечности способной поглотить все.

     Картина нарисована в холодными оттенками и не очень яркими цветами. Верхнюю часть картины занимают холодные, массивные, свинцовые тучи. Кажется, будто они вот-вот упадут на землю от своей тяжести. На переднем плане расположен крутой утес. На нем находятся маленькая церковь и кладбище. По-видимому, про них уже давно забыли. Церковь совсем старая и прогнившая, а кладбище заброшенно, это видно по согнутым крестам. Пространство от утеса к тучам занимает озеро. От одного только взгляда на него дрожь пробирает до костей. Мрачный и холодный необъятный простор. Видно как ветер клонит к земле кладбищенские деревья.

     Множество различных мыслей вызывает картина И. Левитана «Над вечным покоем». И возможно рисуя, ее автор испытывал свои душевные переживания и страхи, но кто бы, ни смотрел на нее сейчас, чувствует тоже для себя. Одни думают о своих несбывшихся надеждах и мечтах, другие опечалены своей ничтожной жизнью, третьим она как толчок к новому началу. Началу чего-то лучшего и красочного, а не мрачного и холодного. Но все эти мысли объединяет одна, самая основная и заключительная. Каждый, глядя на картину замысливался о быстротечности своего существования. Время не стоит на месте. Нужно жить сегодня и сейчас. На смену массивным тучам всегда придет светлое небо и солнце. Делайте свою жизнь ярче.

Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:

isoch.ru

Над вечным покоем

Над вечным покоем

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» является заключением драматической трилогии, которую художник создал в начале 1890-х годов. К этой трилогии принято относить картину «У омута» и «Владимиркой». Многие улавливают в картине «Над вечным покоем» не только воспевание вечной красоты природы, но и философское размышление о бренности человеческого бытия. Ветхая деревянная церквушка стоит на пустынном берегу огромного озера под клубящимися свинцово-лиловыми тучами. На заднем плане изображен унылый погост, над которым согнулись под резкими порывами ветра деревья. Вокруг ни души, лишь свет, мерцающий в окне церкви, дает страннику небольшую надежду на спасение. Картина переполнена чувством глубокой тоски, одиночества и бессилия. Художник не случайно определил ракурс отображения образа. Чувствуется точка зрения автора картины, которая устремляет взоры зрителя ввысь наперекор холодным воздушным потокам.

Работа Левитана «Над вечным покоем» по праву является наиболее яркой и значительной в творчестве художника. В своих письмах к П.Третьякову, Левитан писал, что полностью сам воплотился в нее. Своим содержанием и психологическим состоянием она полностью соответствует его настрою. Не случайно один из друзей Левитана назвал эту работу «Реквиемом самому себе». Рождалось это произведение под печальную торжественную музыку Бетховена, а именно, траурный марш из «Героической симфонии».

Левитан считается художником печального пейзажа. Его пейзажи часто вызывают боль и уныние. Многие связывают это с воспоминаниями о далеком и грустном детстве автора, ведь пейзаж всегда печален, когда печален человек. Рассматривать картину Левитана «Над вечным покоем» лучше медленно и вдумчиво. Как и многие другие работы, она не ошеломляет глаз, а наоборот точна и скромна, подобна рассказам Чехова, но чем глубже всматриваешься в нее, тем милее становится глубина и ее пронзительность. Ощутив прелесть дождей, художник создал знаменитые полотна «После дождя» и «Над вечным покоем». Написана картина «Над вечным покоем» была в Тверской губернии, на берегу озера Удомли. В ней поэзия ненастного дождливого дня выражена с большой силой.

Пожалуй, нельзя назвать другого художника кроме Левитана, который мог передать неизмеримые просторы русского ненастья с такой печальной силой. Величие этого ненастья ощущается через покой и торжество.

Обсудить на форуме

art-on-web.ru

Над вечным покоем - это... Что такое Над вечным покоем?

«Над вечным покоем» — одна из известнейших картин Исаака Левитана.

Левитан начал работу над картиной летом 1893 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. Церковь на картине написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца». Эскиз полотна «Над вечным покоем» под названием «Перед грозой» также хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В письме к П. М. Третьякову 18 мая 1894 года художник писал о своей картине: «Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…». В другом письме он писал: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!».

Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана.

Сюжет

В картине «Над вечным покоем» тяжело нависают над землёй свинцовые облака. Широкое озеро, открывающееся за утёсом, выглядит мрачно и сурово. Левитан писал, что чувствует «себя одиноким с глаза на глаз, с громадным водным пространством, которое просто убить может…».

Вода и небо на картине захватывают, поражают человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни. На крутом высоком берегу стоит одинокая деревянная церковь, рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами. Ветер качает деревья, гонит облака, затягивает зрителя в бесконечный северный простор. Мрачному величию природы противостоит только крохотный огонёк в окне церквушки.

Картина в популярной культуре

  • Песня группы «Чёрный кофе» — «Владимирская Русь».
  • Подобная картина показывалась в фильме «А зори здесь тихие», с комментариями, что в этом месте жил некий монах.
  • Стихотворение Н.Рубцова «Над вечным покоем»
  • В научно-фантастическом романе Ивана Антоновича Ефремова «Туманность Андромеды», в начале четвертой главы «Река времени», приводится описание картины без указания названия.
  • Картина И. Левитана "Над вечным покоем" упоминается на первой же странице книги В.О. Пелевина "Ананасная вода для прекрасной дамы".

Литература

  • И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1956;
  • Аленов М. А., Евангулова О. С., Лившиц Л. И. Русское искусство XI — начала XX века. — М.: Искусство, 1989;
  • Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В. М. Володарского — М.: Республика, 1995;
  • Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. — Л., 1971;
  • Левитан. Альбом репродукций картин русского живописца-передвижника Исаака Ильича Левитана / Сост. В. Петров. Под редакцией Н. Борисовской. — М.: Белый город, 2000;
  • Левитан Исаак. Жизнь, творчество и любовь России к Левитану. Альбом / Серия: Золотая галерея русской живописи. М.: Арт-Родник. 2001;
  • Левитан Исаак Ильич. 1860—1900 гг. Альбом. / Серия: Великие мастера живописи / Вступ. статья А. А. Федорова-Давыдова А. А. — СПб: Аврора. 2001;
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. И. И. Левитан. Альбом / Сост. Ф. С. Мальцева. — М.: Искусство. 2002.;
  • Пейзаж. Русская живопись. Альбом / Состав. В. С. Манин / Серия: Жанры в русской живописи. — М.: Белый город. 2000;
  • Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. СПб., 1992; Русская живопись. Альбом / Состав. С. М. Даниэль / Серия: Национальные школы живописи. — СПб: Аврора. 2001. Турков А. М. Левитан. — М.: Тера, 2001;
  • Федоров-Давыдов А. А. И. И. Левитан. ТТ. 1-2. — М., 1966.

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта