Студия И. Галереи интерьерной живописи. Левитан картины третьяковская галерея
Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Третьяковская галерея – самый большой музей русской живописи в мире. История которого началась с частной коллекции Павла Третьякова.
Художники мечтали, чтобы их работы покупал именно он. Хотя Третьяков не всегда готов был платить много. Потому что многих подкупал этот меценат со скромным характером и демократичными взглядами.
Когда Третьяков передал свою галерею в дар Москве, Александр III пожаловал ему дворянский титул. Но Третьяков отказался, считая себя недостойным этого!
Его вкус был тоже особым. Он хотел видеть в картине правдивость, искренность и душевность. Игнорировал работы академические и пафосные, созданные с целью поразить публику.
Поэтому многие купленные им работы выдержали проверку временем и признаны шедеврами. О нескольких из них я и расскажу.
1. Иван Шишкин. Рожь. 1878 г.
Иван Шишкин. Рожь. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Приобретена П. Третьяковым.
На картине «Рожь» мы видим невероятное сочетание желтой низкой ржи и высоченных старых сосен. А ещё много интересных деталей. Очень низко летающие стрижи. Идущие по дороге люди с косами.
Шишкина часто упрекали в чрезмерном фотографичности. И в самом деле, если вы приблизите изображение, то разгладите чуть ли не каждый колосок.
Но не все так просто. Среди величавых сосен стоит сосна погибшая, возможно от ударившей молнии. О чем нам хочет сказать художник? О том, что любая сила может быть в одночасье сломлена?
Пережив смерть жены и двоих детей, Шишкин вполне мог такое настроение перенести на холст. Но даже если так, он при этом делал все, чтобы показать красоту русской природы.
Качественную репродукцию этого шедевра можно заказать вот здесь.
2. Архип Куинджи. После дождя. 1879 г.
Архип Куинджи. После дождя. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым
Главный герой всех картин Куинджи – это свет. Причём обычный свет художник непостижимым образом превращал в волшебный. Выбирая самые красочные явления природы. Как и на картине «После дождя».
Только что прошла страшная гроза. Коричнево-фиолетовое небо выглядит устрашающе. Но пейзаж уже освещается первыми лучами. Вот-вот созреет радуга. Трава после дождя – чистого изумрудного цвета.
Нет уверенности, что Куинджи писал только с натуры. Вряд ли бы лошадь оставалась на открытом пространстве в сильную грозу. Скорее всего, ее фигура добавлена для усиления контраста. Между грозовым небом и освещённой солнцем травой.
Куинджи был оригинален не только, как художник. Но и вообще, как человек. В отличие от многих своих не очень обеспеченных коллег, он разбогател благодаря удачным сделкам с недвижимостью. Но жил очень скромно, все свои деньги раздавая нуждающимся.
3. Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г.
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила в 1910 г. по завещанию М. Морозова
Картину «Три царевны» заказал Савва Мамонтов специально для конторы каменноугольной железной дороги. Васнецов взял за основу народную сказку о золотой, серебряной и медной царевнах.
Но сильно ее видоизменил. Оставив лишь золотую царевну. Добавив двух других от себя. Царевну драгоценных камней и Царевну угля. Все три прославляют богатства недр русской земли.
Девица в чёрном – самая младшая, ведь уголь стали добывать позже золота и драгоценных камней. Поэтому и платье на ней более современное.
А ещё платье Царевны угля более скромное. Ведь ее назначение – приносить пользу людям. А не служить людской алчности, что приходится делать двум старшим сестрам.
Третьяков любил покупать работы у Васнецова, они были хорошими приятелями. И не мудрено. Художник был крайне скромным человеком.
Когда он поступал в Академию художеств, то узнал о том, что выдержал экзамен, лишь через год. Когда пришёл заново сдавать экзамен, уверенный, что провалился в первый раз.
4. Илья Репин. Стрекоза. 1884 г.
Илья Репин. Стрекоза. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым
«Стрекозу» невольно можно принять за работу импрессиониста из Парижа. Ведь она такая жизнерадостная, светлая.
Ребёнок сидит на перекладине на фоне светлого неба и качает ножкой. Так и слышится стрекотание сверчков и жужжание шмелей.
Самое удивительное, что Репин не особо любил импрессионистов. Считая, что им не хватает сюжетности. Но ничего не мог с собой поделать, когда брался нарисовать ребёнка. Другая манера письма никак не шла к детской непосредственности.
На картине Репин изобразил свою старшую дочь Веру. Причём он сам и назвал ее «Стрекозой». Ведь голубое платьице так похоже на расцветку стрекозы, присевшей на бревнышко на пару секунд, чтобы вскоре взмыть с легкостью в небо.
Вера проживала с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало, кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский.
По его воспоминаниям Вера Ильинична не задумываясь продавала картины отца, а на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…
О мастере читайте также в статье «Бурлаки на Волге» Репина. Почему картина стала культовой»
5. Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г.
Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым
Ещё одна картина в импрессионисткой манере хранится в Третьяковке. Но написанная уже Валентином Серовым.
Импрессионизм здесь выражен в невероятной игре света и тени. Солнечные блики, ярко освещённая полянка противопоставлены темной коре дерева и юбке глубокого синего цвета.
Серов считал «Девушку, освещенную солнцем» лучшей своей картиной, несмотря на то, что написал ее в 23 года. Он признавался друзьям, что всю жизнь пытался создать нечто подобное, но никак не выходило.
Серову позировала его кузина Мария Симонович. Целых три месяца по несколько часов каждый день. Художник работал над картиной так долго и тщательно, что даже очень терпеливая Мария не выдержала. На четвёртый месяц работы она сбежала в Петербург под предлогом начала занятий.
Не только потому, что устала. Потом она призналась, что боялась, как бы брат не перестарался. Сама будучи скульптором, она знала, что если бесконечно вносить в работу поправки, то можно все испортить.
Возможно, она поступила правильно. И в том числе благодаря ей картина стала шедевром. Уступая по популярности лишь картине Серова «Девочка с персиками».
6. Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым
«Над вечным покоем» – один из самых русских и философских пейзажей Левитана. Вселенский масштаб речного простора противопоставлен человеческой хрупкой жизни. Символом которой является еле заметный огонёк, горящий в церквушке.
Сам Левитан считал эту картину очень важной, видя в ней отражение своего характера и души. Но при этом она его страшила. Ему казалось, что от неё веет холодом вечности, которая «поглотила немало поколений и ещё больше поглотит».
Левитан был человеком меланхоличным, склонным к мрачным мыслям и поступкам. Так, через год после написания этой картины он совершил демонстративную попытку самоубийства. Будучи в удрученном состоянии из-за перепитий личной жизни. В то время в него влюбились сразу две женщины, мать и дочь.
А вообще эта картина – катализатор вашего мироощущения. Если вы человек оптимистичный, то скорее вы почувствуете воодушевление от созерцания простора. Если вы пессимист, то ждите иных эмоций. Вам наверняка станет не по себе от всепоглощающего пространства.
7. Михаил Врубель. Сирень. 1900 г.
Михаи́л Врубель. Сирень. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила из музея И.Остроухова в 1929 г.
На картине Врубеля мы видим поразительно красивую сирень. Она написана мастихином*, поэтому грозди соцветий похожи на объёмные кристаллы необыкновенного цвета, от светло-голубого до фиолетового. Вообще этих цветов на картине так много, что можно ощутить запах сирени.
На фоне куста выступают очертания девушки, души сирени. Мы видим только большие темные глаза, темные густые волосы и изящные руки. Девушка в отличие от сирени написана кистью. Что подчеркивает ее ирреальность.
Картина может вернуть нас в детство. Ведь именно тогда мы были склонны видеть потустороннее. Вот идёшь по тропинке среди сиреневых кустов в поздние сумерки и вглядываешься в зелень. А воображение рисует нам неведанное: чьи-то глаза или силуэты.
Врубель в отличие от обычного человека сохранил это особое видение на всю жизнь. В своём воображении он погружался в иные миры и потом демонстрировал их нам. В виде демонов, серафимов или душ деревьев.
Но однажды он «не нашёл дорогу» назад. Вскоре после написания «Сирени» у Врубеля начало прогрессировать психическое расстройство. Он медленно угасал в плену других миров и скончался в 1910 г.
***
В Третьяковке так много шедевров русской живописи, что мне было сложно выбрать только семь картин. Наверняка кому-то не угодила. Ведь я не включила самые раскрученные шедевры вроде «Утра в сосновом лесу». А ещё не рассказала о Верещагине и Саврасове.
Руководствовалась собственным вкусом, выбрав те работы, которые лично мне очень импонируют. Если вы их раньше не замечали, то надеюсь, что смогли сделать для себя новые открытия.
Читайте также статью «Картины Русского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть».
* Тонкая лопаточка, которую художники используют для нанесения грунта на холст (основа под красочный слой картины). Но иногда этот инструмент используется и для нанесения красок.
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения
В Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается юбилейная выставка выдающегося пейзажиста Исаака Левитана. Представлено около 300 картин, этюдов, пастелей, акварелей и рисунков из 17 музеев России, частных коллекций и двух зарубежных собранийСегодня, 14 октября, в Государственной Третьяковской галерее (Крымский Вал, 10, залы № 60-61) открывается выставка «Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения».
Юбилейная выставка выдающегося пейзажиста Исаака Ильича Левитана (1860—1900), мастера лирического «пейзажа настроения», создавшего из простых, прозаичных видов «иконные образы» русской природы, — один из самых масштабных и ожидаемых проектов сезона.
Последняя монографическая выставка живописца прошла в Третьяковской галерее 50 лет назад. Выросли поколения зрителей, не имевших возможности ознакомиться с разносторонним творчеством художника. Нынешний проект представляет как лучшие, хрестоматийно известные полотна мастера, так и целый ряд открытий. Собрано около 300 картин, этюдов, пастелей, акварелей и рисунков из 17 музеев России и частных коллекций Москвы, а также из двух зарубежных собраний: Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск) и Израильского музея (Иерусалим). Экспозиция дает возможность осмыслить огромный вклад Исаака Левитана в историю русской пейзажной живописи, осознать масштаб творчества мастера.
Искусство И. И. Левитана связано с реалистическими традициями его предшественников, мастеров пейзажа А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, В. Д. Поленова. В то же время его имя стоит в одном ряду с именами художников нового поколения — В. А. Серова, К. А. Коровина, М. В. Нестерова. А. Н. Бенуа, определяя значение Исаака Левитана, писал о его знаменитой «Тихой обители» (1890, ГТГ): «Мало ли было написано и раньше монастырей при розовом утреннем или вечернем освещении? Мало ли прозрачных речек, березовых рощиц? Однако ясно было, что здесь Левитан сказал новое слово <…> и что отныне он должен быть одним из первых среди всех». Еще более эмоционально отношение к творчеству художника его современника Ф. А. Малявина, который убеждал И. Э. Грабаря бросить писать пейзажи, так как И. И. Левитан «все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать». Открытия Исаака Левитана в пейзажной живописи не только оказали большое воздействие на его сверстников и учеников, но и получили продолжение почти у всех пейзажистов конца XIX — начала ХХ века, работавших уже в иных системах художественного мышления.
Материал в экспозиции сгруппирован по разделам, соответствующим этапам и основным направлениям творчества художника.
«Начало пути. Становление. 1870-1880-е». Работы «Осень. Дорога в деревне» (1870-е), «Первая зелень. Май» (1883), «Саввинская слобода под Звенигородом» (1884, все — ГТГ), этюды, написанные во время путешествия в Крым в 1886 году, дают возможность увидеть результаты ученичества И. И. Левитана у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова и понять, как шло становление живописца. В раздел также включены знаковые работы художника — «Березовая роща» (1889, ГТГ) и два варианта картины «Заросший пруд» (1887, ГРМ и Музей-заповедник В. Д. Поленова), демонстрирующие его пленэрные поиски и находки.
Важным событием в жизни девятнадцатилетнего И. И. Левитана стало приобретение П. М. Третьяковым в 1880 году пейзажа «Осенний день. Сокольники» (1879, ГТГ). С тех пор собиратель внимательно следил за творчеством мастера и, по словам М. В. Нестерова, редкий год не брал что-либо из создаваемого им. Всего П. М. Третьяковым было куплено более 20 полотен художника, ставших основой лучшего музейного собрания произведений И. И. Левитана.
«На Волге. 1887-1890». Раскрытию дарования И. И. Левитана способствовали поездки на Волгу. С 1888-го три года подряд художник жил в Плёсе и путешествовал по приволжским городам. Этот раздел включает работы, принесшие И. И. Левитану широкую известность среди современников: «Вечер на Волге» (1887-1888), «После дождя. Плёс» (1889), «Вечер. Золотой Плёс» (1889), «Свежий ветер. Волга» (1895, все — ГТГ). От камерных мотивов И. И. Левитан перешел к созданию сложных, обобщенных образов волжской природы, от работы в небольшом формате — к созданию крупных полотен.
«Поиски больших образов. 1892-1894». Творчество И. И. Левитана первой половины 1890-х годов отличается разнообразием тем, мотивов, синтетичностью образов, богатейшим арсеналом художественных средств. Один из центральных разделов выставки включает общепризнанные шедевры мастера, монументальные полотна «У омута» (1892), «Владимирка» (1892), «Над вечным покоем» (1894, все — ГТГ). В них раскрывается философский склад и драматический внутренний мир художника, его размышления о бренности человеческого бытия перед лицом вечности.
«Красота и радость природы. 1890-е». Зритель увидит прославившие И. И. Левитана, особенно любимые публикой «Золотую осень» (1895), «Тихую обитель» (1890), «Вечерний звон» (1892), наполненную жизнеутверждающим мироощущением картину «Март» (1895, все — ГТГ).
В центре экспозиции — монументальное полотно «Озеро» (1899, ГРМ), над которым И. И. Левитан работал последние два года жизни. Большой формат картины и обобщающий характер пейзажа, включающего все черты среднерусского ландшафта, позволили художнику создать синтетический образ Родины. Известно, что первоначально И. И. Левитан намеревался назвать эту работу «Русь».
«Европейские впечатления. 1890-е». Небольшой раздел выставки посвящен произведениям, написанным по впечатлениям от поездок по Европе: «Близ Бордигеры на севере Италии» (1890, ГТГ), «Канал в Венеции» (1890, Музей-заповедник В. Д. Поленова), «Озеро Комо (Италия)» (1894, ГРМ).
«Последние годы. 1897-1900». Поиск свежих художественных решений и проба сил в разных стилевых формах, включающих элементы модерна и символизма, проявились в полотнах «Тишина» (1898, ГРМ), «Сумерки. Стога» (1899, ГТГ), «Буря. Дождь» (1899, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева), «Летний вечер» (1900, ГТГ).
Открытием выставки станет целый ряд ранее неизвестных или выпавших из поля зрения публики и специалистов произведений. К ним относятся недавно выявленные и не публиковавшиеся ранее живописные и графические работы из Израильского музея в Иерусалиме. Впервые широко демонстрируется графическое наследие И. И. Левитана — печатная графика (литография и офорт), карандашный рисунок, акварель. Наиболее эффектная и яркая составляющая этого раздела — пастель, крайне хрупкая часть коллекции работ Левитана, никогда не покидавшая стен галереи. Она показана в полном объеме и дополнена листами из Русского музея, Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля и частных собраний. Творчество Левитана-пастелиста впервые прозвучит как одно из наиболее значительных и самобытных явлений в русском искусстве конца XIX века.
Экспозицию дополняют архивные материалы — письма И. И. Левитана П. М. Третьякову, В. Д. Поленову, В. М. Васнецову, И. С. Остроухову, а также фотографии.
К выставке отреставрировано несколько широко известных полотен, в частности знаменитая «Золотая осень», ставшая визитной карточкой проекта. Сотрудниками Третьяковской галереи подготовлено издание, включающее более широкий, чем выставка, круг работ художника — все картины и этюды живописца из собрания ГТГ и, впервые в полном объеме, рисунки и акварели из ее коллекции, а также все известные на данный момент пастели. В него входят материалы из архива художника, считавшегося утраченным, а также не публиковавшаяся в литературе о И. И. Левитане и именуемая тенденциозной статья его поклонника С. П. Дягилева, написанная в 1900 году в связи с кончиной живописца. Также выпущен мультимедийный диск.
Выставка продлится до 20 марта 2011 года.
Источник: пресс-релиз ГТГ
artinvestment.ru
путеводитель по музею, известные картины, которые нужно увидеть.
Что можно увидеть в одном из главных музеев Москвы, имея в распоряжении всего лишь час? Краткий путеводитель по залам Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
В Третьяковской галерее у картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»
Правильная локация
Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея — крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме — Инженерном корпусе — проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.
Первый этаж
Второй этаж
Правильное время
Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо — в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова» можно не бояться.
ЗАПАСТИСЬ КАРТОЙ
Виртуальный музей Третьяковской галереиПоскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея.
Или использовать технологию виртуального музея.
В Третьяковской галерее. Перед картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»
Запастись списком шедевров
Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.
Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.
Первый этаж
«Троица» Рублева (зал № 59)
Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня — Владимирская икона Божией Матери — находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах, которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.
«Девочка с персиками» (зал № 40)
Знаменитый портрет кисти Серова выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже — залы Левитана, Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.
Второй этаж
«Явление Христа народу» (зал № 10)
Шедевр Александра Иванова висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.
«Утро в сосновом лесу» (зал № 25)
Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина. Не пропустите – полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)
Картина Репина находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.
www.culture.ru
Третьяковская галерея. В каких залах размещаются некоторые картины.
Историческое здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (искусство XI - начала ХХ века) работает с 10:00 до 19:30. Кассы открыты до 18:30. Вход на экспозицию доступен до 18:30. Выходной день - понедельник.
Цена билета для взрослых - 360 рублей (100 грн.), для школьников и студентов - 220 рублей (60 грн.), для жителей России и стран СНГ - 250 рублей (68 грн.)В связи с большим количеством посетителей в праздничные и выходные дни лучше приходить в Третьяковскую галерею утром, чтобы избежать очередей в кассы и гардероб
Комплекс Третьяковской галереи - это 62 зала, а также комплекс на Крымском валу, музей-храм Святителя Николая, выставочный зал в Толмачах, музей А.М. Васнецова, музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной, а также Дом-музей народного художника П.Д. Корина.Очевидно, увидеть все даже за два дня задача невыполнимая. Но если остановиться только на главном корпусе и определить для себя, что собираетесь посмотреть, - возможно.
Третьяковская галерея - Шишкин Иван Иванович "Утро в сосновом лесу"
В каком зале посмотреть: Посмотреть на оригинал шедевра можно в 25 зале.
Чем интересна картина: "Утро" Шишкина - любимое с детства для многих полотно, которое было написано в 1889 году.
Хвойный лес - это любимая тема Шишкина, но ее никак нельзя назвать заезженной и неинтересной. На полотне "Утро в сосновом бору" ели и сосны - величественные, могучие, вечные. Они обрезаны краем холста, что придает им еще большей грандиозности. Кажется, будто ты сам находишься внутри этого уютного и теплого леса. Интересно, что медведей, которые резвятся у сломанной сосны, изобразил вовсе не Шишкин, а Савицкий, который сначала поставил и свою подпись на картине, а потом отказался от авторства.
Третьяковская галерея - Крамской Иван Николаевич "Неизвестная"
В каком зале посмотреть: Картина, более известная всем и каждому под именем "Незнакомка", датирована 1883 годом и находится в 20 зале.
Чем интересна картина: "Неизвестная" Крамского - светлое и интригующее полотно. Молодая женщина в коляске на фоне Санкт-Петербургского Аничкова дворца красива, эффектна и шикарна. Одета в модный костюм, с глубочайшим взглядом, чуток "задорным" носом, крепко сжатыми, но чувственными губами, она "демонически" смотрит на зрителя свысока. Сразу становится ясно, что она - не простая девушка, а дама из высших слоев общества. Незнакомка безумно красива, но в ее красоте заметен глубоко скрытый порок. Именно эта тема станет модной у многих последующих за Крамским художников. Критики называли ее "кокоткой в коляске", "дорогой камелией", "одним из исчадий больших городов".
Третьяковская галерея - Суриков Василий Иванович "Боярыня Морозова"
В каком зале посмотреть: это известнейшее полотно Сурикова, датированное 1887 годом, вы можете посмотреть в 28 зале.
Чем интересна картина: на картине "Боярыня Морозова" изображена Морозова Феодосия Прокопиевна - сподвижница духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Ее религиозный путь был непростым - около 1670 года женщина тайно постриглась в монахини, уже в 1671 ее арестовали и в 1673 отправили в Пафнутьев-Боровский монастырь, где уморили голодом в земляной тюрьме.
На картине показан церковный раскол XVII века, когда боярыню Морозову везли по Москве к месту заточения. Центральная фигура - сама боярыня, которая благословляет толпу. Ее одежда черная, находясь по центру полотна, задает его трагизм. Что уж говорить о лице боярыне, выражающем скорбь, бесстрашие и силу?! Разделение толпы подобно типичному религиозному повествованию: справа сочувствуют, слева глумятся. На полотне можно найти и черты художника - он изобразил себя в виде странника, который находится далеко не на переднем плане.
Третьяковская галерея - Репин Илья Ефимович "Не ждали"
В каком зале посмотреть: фотокарточку картины Репина "Не ждали" до сих пор можно найти во множестве школьных учебников. А оригинал можно посмотреть только в Третьяковской галерее, в 30 зале.
Чем интересна картина: Картина датирована 1884-1888 годами и является заключительной в серии работ Репина о русском дореволюционном движении. Центральной фигурой полотна является политический ссыльный, который неожиданно вернулся домой. Но зритель акцентирует свое внимание далеко не на нем, а на эмоциональной реакции домочадцев. Кто-то удивлен, другой насторожился, третий радуется, но мать потрясена до глубины души, и это заметно по ее согбенной фигуре. По интерьеру и украшениям дома понятно, что это - скромная интеллигентная семья. Ведь на стенах висят портреты Шевченко и Некрасова, Голгофа и Александр II на смертном одре. Но вне зависимости от общественного положения, отношение к революционерам было очень неоднозначным. Поэтому Репин неоднократно переписывал лицо ссыльного. В конечном результате оно выражает глубокие сомнения и неуверенность того, кто из закрытого мира вернулся в прежнюю, но уже совсем другую жизнь.
Третьяковская галерея - Репин Илья Ефимович "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"
В каком зале посмотреть: Необычайно эмоциональная картина датирована 1885 годом, находится в 30 зале - личном зале Репина.
Чем интересна картина: на полотне изображен Иван Васильевич Грозный (1530-1584), первый русский князь "всея Руси". Тема картины - реальный эпизод из жизни Грозного, когда он в припадке гнева избил своего сына Ивана до смерти.
Картина очень напряженная в первую очередь из-за психологического контраста героев. Царь весь в брызгах крови, с выпученными глазами, в то же время цесаревич - спокоен и умиротворен. Доминирующий на полотне красный цвет проявился во всех возможных тонах - от розового до глубокого бордового. Он добавляет картине особенной экспрессии.
Третьяковская галерея - Врубель Михаил Александрович "Демон (сидящий)"
В каком зале посмотреть: самое шикарное произведение русского символизма, "Демон" Врубеля, появился в 1890 году. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, в мрачном и таинственном 33 зале с приглушенным светом.
Чем интересна картина: зал Врубеля действительно выделяется некой потусторонней силой. Центральной фигурой здесь, конечно же, является "Демон". Полотно определило главную тему русского символизма - стремление творческой личности к высшей красоте. Художник сотворил "демона", но не такого, каким мы привыкли его понимать. Демон Врубеля - это современная душа эпохи, он "не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, и, при всем этом дух величавый и властный". Он противоречив: могучее тело и задуманный, отрешенный от мира сего взгляд внутрь себя, руки сжаты, будто в только что разорванных оковах. Картина обжигает меланхолией, но холодные краски заката охлаждают этот жар.
Врубель работал тонкой стальной пластиной - мастихином, таким образом он выступил в роли не только живописца, а и скульптора. Картина будто соткана из камней и граней, с первого взгляда чувствуется ее могущественность и сила. В этой картине Врубель нашел свою главную тему для творчества - борьбу мятущегося духа. Он завуалировал демона, но все же понятно, что в первую очередь Врубель предложил посмотреть на демона внутри себя.
Третьяковская галерея - Поленов Василий Дмитриевич "Московский дворик"
В каком зале посмотреть: самое известное полотно Поленова "Московский дворик" написано в 1878 году. Сейчас его дом - это Третьяковская галерея, 35 зал.
Чем интересна картина: здесь растворяется реализм передвижников, вся картина - это нечто новое и особенное для 1870-х годов. "Московский дворик" поражает своей деревенщиной. Только богатые купола вдали и милая ухоженность двора дают нам понять, что действие происходит в Москве, и ни в каком другом месте, а у даже ныне существующей церкви Спаса в Песках неподалеку Арбата. В центре светлой картины находится пустырь, весь заросший травой, но обрамляемый тропинками, которые расширяют пространство и делают его глубже. Все в этом дворике проще простого: маленький беззаботный ребенок на переднем плане, женщина с ведром, запряженная лошадь, куры. Все это показывает, что красота мира в простоте и довольствовании малым. Художник на этом полотне остановился с тем же трепетом на образах детей и цветов, природы и куполов церквей, чем наполнил картину особенной гармонией.
Третьяковская галерея - Левитан Исаак Ильич "Март"
В каком зале посмотреть: самое "мажорное" произведение Левитана датировано 1895 годом и находится в 37 зале.
Чем интересна картина: Типичный мартовский деревенский пейзаж изображен Левитаном с высочайшей тонкостью кисти, с особенными чертами истинно русского импрессионизма. Эту картину можно назвать самой весенней во всей Третьяковской галерее.
Природа на полотне яркая, светлая, она будто поет, и слышно, как звонко падают капли тающего снега с крыши. Много желтого цвета "согревает" картину, он падает в первую очередь на стену дома, которая впитывает и отдает его в стократной величине. Этот свет контрастирует и вступает в диалог с голубым цветом, согревает его.
Передний план полотна более динамичен: рельефными мазками изображены яркие солнечные лучи, которые "разрыхляют" снег. Природа буквально движется и преображается на глазах. Деревья симметрично тянутся ввысь, крепкие, тонкие, полные весенних соков. Но не природа является ключевой фигурой полотна, а маленькая лошадка, пригревшаяся на солнышке. Она вот-вот отправится в дорогу, указывая, что все начинает двигаться и просыпаться.
Третьяковская галерея - Иванов Александр Андреевич "Явление Христа народу (Явление Мессии)"
В каком зале посмотреть: Эту картину, датированную 1837-1857 годами, вы найдете в 10 зале.
Чем интересна картина: Библейский сюжет автор заимствовал из первой главы Евангелия от Иоанна. В центре картины - Иоанн Креститель, который совершает крещение народа в Иордане и указывает на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна - апостолы - Иоанн Богослов, за ним Петр, Андрей Первозванный, и "сомневающийся" Нафанаил. На первом плане - образ непрекращающейся жизни: юноши и старцы. В центре картины находится богач, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором сам Иванов сказал: "Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада". В человеке справа можно узнать писателя Н.В.Гоголя - здесь он является фигурой "ближайшего к Христу". Также на картине можно найти и самого Иванова - он представляется зрителю в облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна.
Третьяковская галерея - Саврасов Алексей Кондратьевич "Грачи прилетели"
В каком зале посмотреть: Любимые всеми "Грачи..." окончательно "прилетели" на холст Саврасова в 1871 году, а остались в Третьяковской галерее в 18 зале.
Чем интересна картина: Это произведение породило новый русский лирический пейзаж. "Грачи прилетели", как утверждал Саврасов, полны простейшего эстетического содержания. Ведь что может быть прекраснее пробуждения природы и скромного, обычнейшего явления - прилета птиц?
На полотне мы видим открытое пространство, лишь маленькую часть огромного пейзажа, доступного человеческому глазу, но такого простого и близкого каждому из нас, вне времен и любых событий. Гармоничность картины просто потрясающе впивается в сознание, переворачивает и упрощает все внутри, добавляет особенного уюта и спокойствия.
Отсюда: http://travel.tochka.net
in-moskow.livejournal.com
Левитан Исаак (Levitan Isaak) | Студия И
Исаак Ильич Левитан(1860—1900)-выдающийся русский художник-пейзажист.Родился 30 августа 1860 г. в литовском городке Кибартае в еврейской семье. Отец был мелким служащим в городском управлении. Вскоре после рождения младшего сына семья переехала в Москву.
В 13 лет Исаака приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С самого начала учёбы Левитан зарабатывал на жизнь уроками и заказными портретами. Блестяще окончил училище, но из-за происхождения ему был вручён диплом учителя чистописания.
Первую крупную картину «Тихая обитель» он написал после поездки в 1890 г. по Русскому Северу. Полотно приобрёл П. М. Третьяков для своей галереи. В 1892 г. художник был вынужден покинуть Москву, поскольку евреям не разрешалось проживание в столицах. Он поселился в деревне, расположенной вдоль Владимирского тракта, по которому каторжан гнали в Сибирь. Эти места художник запечатлел в картине «Владимирка» (1892 г.). В 90-х гг. Левитан совершил ещё одно путешествие, на этот раз по Волге. Там родилась картина «Свежий ветер. Волга» (1891—1895 гг.). Обострение туберкулёза вызвало отъезд художника за границу, во Францию, потом в Италию, хотя хлопоты друзей помогли получить ему разрешение на проживание в Москве.
Возвратясь домой, с 1898 г. Левитан начал вести класс пейзажа в училище, которое окончил. Здоровье его ухудшалось, и в 1899 г. художник по приглашению А. П. Чехова уехал в Ялту.
Вернувшись, вновь начал преподавать, но здоровье продолжало ухудшаться, и 4 августа 1900 г. Левитан скончался.
Пейзажи певца русской природы не просто фотографическое изображение натуры — художнику удалось передать её живое дыхание. Недаром критик В. В. Стасов называл картины Левитана эмоциональными поэмами. При этом Левитан был не только великолепным пейзажистом. Его творческое наследие составляют также рисунки, акварели, книжные иллюстрации.
По материалам: Википедия ,Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г. Энциклопедия русской живописи”Русская живопись от иконописи до авангарда”- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2012г, Русский биографический словарь А. А. Половцева и Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние
www.stydiai.ru