История одной картины. "Лунная ночь на Днепре" А.И. Куинджи. Ночь над днепром куинджи картина


«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи. Слава и трагедия картины

Profile

Name: Александр Копеин

Entry Tags

30 октября, 8 марта, adobe photoshop, android, coca-cola, iphone, pussy riot, youtube, «Non licet vos esse. Не должно вам быть», «Неперемолотые», А. Архангельский · С.С. Аверинцев · о. И, А. И. Солженицын, А. Колымагина, А. Корнухов, А. М. Копировский, А.М. Копировский · Журнал "Православная , А.М. Копировский · ИА "Кифа", А.М. Копировский · ИА "Кифа" · газета "К, А.М.Копировский, А.П. Арцыбушев, А.С. Пушкин, АКЛИ, Александр Блок, Александр Иванов, Александр Копировский, Александр ПУШКИН, Александр Пушкин, Александр Солженицын, Александр Шмеман, Александра Колымагина, Алексей Лосев, Альманах СФИ, Анастасия Цветаева, Андрей Бильжо художник, Андрей Первозванный, Андрей Рублев, Андрей Тарковский, Анна Ильинична Шмаина-Великанова, Анна Каменкова, Анна Шмаина-Великанова, Анна Шмаина-Великанова · искусство · иуд, Антоний Сурожский, Антуан де Сент-Экзюпери, Аризона, Архангельск, Архангельск · контрмиссия · о. Иоанн При, Архангельская епархия, Архангельская епархия · Заостровье, Архангельская епархия · Заостровье · Пом, Архангельская епархия · Преображенское б, Архангельская епархия · Юлия Балакшина ·, Архангельская и Холмогорская епархия, Архимандрит Сергий (Савельев), Архип Куинджи, Архипелаг ГУЛАГ, Архитектура, Белое море · Кий-остров · север, Бердяев, Библия, Библия · сказано · христианство, Благовещение, Бог, Богоматерь «Толгская», Богородица, Богословие, Богословие Евангелие, Богоявление, Боккаччо, Борис Пастернак, Борис Розинг, Борис Шергин, Бруно Беттельгейм, Булат Окуджава, В. Набоков, Валентин Серов, Василий Кандинский, Василий Осипович Ключевский, Василий Шукшин, Веласкес, Великий Новгород, Велимир Хлебников, Вера, Вера Николаевна Румянцева, Вера-Надежда-Любовь и София, Ветхий Завет, Византия, Виктор Маркович Живов, Виктор Франкл, Владимир Дудинцев, Владимир Фаворский, Владимир Якунцев, Воздвижение Креста, Вознесение Господне, Вознесенский монастырь, Волгоград-Сталинград, Воронеж · Н. Неплюев · братство, Высоцкий, Выставка "Non licet vos esse. Не должно , Г.С. Померанц, ГУЛАГ, ГУЛАГ (СЛОН), Галина Арсеньевна, Генрих Семирадский, Георгий Победоносец, Гулаг, Густав Климт, Гюстав Климт, Д. Толкиен, Д.В. Поспеловский, Д.М. Гзгзян · кочетковцы · кочетковщина , Д.С. Гасак, Д.С. Гасак · Давид Гзгзян · Рождественск, ДДТ, Давид Гзгзян, Давид Гзгзян · богословие · время · прав, Дитрих БОНХЁФФЕР, Дитрих Бонхёффер, Дмитрий Сергеевич Лихачев, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Евангелие, Евгений Замятин, Европа, Екклесиаст, Елена Камбурова, Елена Кудрявцева, Елена Цезаревна Чуковская, ЖЖ, ЖКХ, Жак Брель, Жак Жозеф Тиссо, Жан Ванье, Жанна д'Арк, Жорж Нива, Заостровский приход, Заостровский раскол, Заостровье, Заостровье · КГБ · НКВД · Преображенское, Заостровье · КИФА · ПСМБ · Церковь · о. , Заостровье · Крест · Юрский · священник , Заостровье · Ксения Петербуржская · Церк, Заостровье · Церковь · крещение, Заостровье. о. Иоанн Привалов, Зинаида Серебрякова, И. Грабарь, И. Ибряев, Иван IV, Иван Марчук, Иван Федоров, Ида Рубинштейн, Иероним Босх, Иисус Христос, Илья Муромец, Илья Пророк, Илья Репин, Иммануил Кант, Ио́cиф Алекса́ндрович Бро́дский, Иоанн Креститель, Иов, Иосиф Бродский, Исаак Левитан, Исиф Бродский, Италия, КПФ «Преображение», КПФ «Сретение», КПЦ «Покровский остров», Карл Брюллов, Катехео, Катынь, Квентин Массейс, Кирилл Александров, Кифа, Кишинев, Клайв С. Льюис, Клайв Стейплз Льюис, Клод Адриан Гельвеций, Константин Никольский, Копировский, Корней Чуковский, Кремль, Крещение Господне, Крещение Руси, Крит, Культура, Кумранские рукописи, Лаокоон, Лев Гумилев, Лев Толстой, Ленин, Леонардо Да Винчи, Леонид Гайдай, Лувр, Луций Анней Сенека, Лучано Поваротти, Любовь, Маалюля - Сирия, Майдан, Майкл Джексон, Майкл Паркес, Максим Кантор, Малявин, Мане, Марина Цветаева, Маркетолухи, Мемориал, Мень, Микеланджело, Миссионерский отдел · Сретенские чтения , Митрополит Антоний Сурожский, Михаил Булгаков, Михаил Врубель, Михаил Лермонтов, Михаил Эпштейн, Молотов, Н. А. Струве, Н. Бердяев, Н. Гумилёв, Н. Д. Солженицына, Н. Струве, Н.Н. Неплюев, Наталия Солженицына, Не должно вам быть, Неперемолотые, Неперемолотые · братство · репрессии, Неплюев, Несмелов В.И., Нестор Летописец, Никита Струве, Николай Бердяев, Николай Бердяев · воскресение и жизнь · , Николай Ге, Николай Рерих, Николай Фешин, Нобелевская премия мира, Новый завет, О рабстве и свободе человека, Огюст Роден, Ольга Седакова, Освенцим, Осип Мандельштам, ПКФ "Преображение", ПКФ "Сретение", ПСМБ, Павел Корин, Павел Федотов, Палестина, Памяти связующая нить, Память, Папа Бенедикт XVI, Пасха, Патриарх Кирилл, Первая мировая война, Петербург, Петр I, Писание, Питер Брейгель-старший (Pieter Bruegel d, Питер Крифт, Покров, Поместный Собор 1917/18 гг., Поместный Собор 1917/18 гг. · история · , Поместный собор 1917-1918 год, Православие, Праздники, Преображение, Преображенское братство, Преображенское братство · СФИ · катехиза, Преображенское братство · история · книг, Преподобномученица Мария (Скобцова), Проповедь, Протоиерей Георгий Митрофанов, Пьеро делла Франческа, РБН, РНЛ, РНЛ · Шевкунов · священник Иоанн Привало, РПЦ, РСХД, Радоница, Рембрандт, Рене Магритт, Ренессанс, Ричард Львиное Сердце, Рождество, Рождество Богородицы, Рождество Христово, Россия, Румыния · братство · из переводов "в сто, С. Аверинцев, С. Булгаков, С. Михалков, С. С. Аверинцев, С.И. Фудель, С.П. Капица, С.С. Аверинцев, С.Ю. Юрский, СМИ, СМИ · диалог · контрмиссия · миссия · це, СССР, СССР · гонения · история · репрессии · ц, СССР · история · репрессии · смертная ка, СФИ, США, Саграда Фамилиа, Свешников Б.П., Святитель Иоанн Златоуст, Свято-Филаретовский институт, Святой Дух, Священномученик Иларион (Троицкий), Северная Америка, Северодвинск, Седакова, Серафим Саровский, Сергей Довлатов, Сергей Есенин, Сергей Магнитский, Сергей Мечёв, Сергей Сергеевич Аверинцев, Сергей ЮРСКИЙ, Сергей Юрский, Сергий Радонежский, Синод, Советы, Соловецкое восстание, Соловки, Спас, Сретенские чтения, Сретенский храм, Сретенье, Сталин, Степан Олейник, Страстная седмица, Сэмюэл Финли Бриз Морзе. дата, ТВ, ТКП, Тенгиз Абуладзе, Тиберий Клавдий Нерон, Типикон, Тициан, Торжество Православия, Третьяковка, Троица, Уильям ШЕКСПИР, Украина, Успение Богородицы, Устав, Федор Михайлович Достоевский, Феликс Разумовский, Фредерика де Грааф, Фрэнк Фразетта, Фундаментализм · мир · модернизм · обмир, Христос, Церетели, Церковь, Церковь Ильи Пророка, Чудов монастырь, Шарль де Фуко, Шевкунов, Шевчук, Эдуард Мане, Эль Греко, Эразм Роттердамский, Эрнст Фукс, Юрий Норштейн, Юрий Шевчук, Явление Мессии народу, Ягринлаг, Якопо Тинторетто, Ян ван Эйк, Януш Корчак, Япония, Ярославль, Яхве, абстракционизм, агапа, акварель, актер, акция, альтруизм, анатомия, анафора, ангелы, анимация, анонс, антимиссия, антимиссия · гонения · клевета · контрми, антихристианство, античное искусство, апокалиптическое, апологетика, апостол, апостол Павел, апостол Петр, аристократия, арт, архаизмы, архиепископ Михаил (Мудьюгин), архиепископ Трифон (Туркестанов), архим. Таврион (Батозский), архимандрит Сергий (Савельев), архимандрит Таврион (Батозский), архитектура, аскеза, аскетика, атеизм, атеистическая пропаганда, аудио, афоризмы, бедная вера, беззаконие, библеистика, библиотека Шнеерсона, библия, биенале, благодарность, благотворительность, благочестие,

alex-kopein.livejournal.com

«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи. Слава и трагедия картины: adam_a_nt

  Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща». Но на Восьмой выставке художников-передвижников произведения А.И.Куинджи отсутствовали, и это было сразу же замечено зрителями. П.М.Третьяков писал И.Крамскому из Москвы, что по этому поводу горюют даже те немногие, кто раньше не очень тепло относился к произведениям художника.

image3951Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре (Лунная ночь над Днепром), 1880, Государственный Русский Музей

       Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.

      Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света.

      Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.

      Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.

      Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа - стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника - поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.

Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.

      Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности. И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.).

Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света.

      На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.

      Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».

Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось.

      Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.

Источник

                   

adam-a-nt.livejournal.com

Архип Куинджи – Ночь над Днепром. Картины на заказ. Спец-цены. Большой выбор.

Вы всегда можете заказать репродукцию картины Архипа Куинджи — «Ночь над Днепром» или любой другой картины из галереи Архипа Куинджи на нашем сайте. Так же вы можете заказать фотомонтаж — совмещение любой картины и фотографии, ознакомится более подробно со списком услуг можно на главной странице сайта. Если Вы не нашли интересующую Вас картину в галерее, Вы можете уточнить ее наличие по телефону (812)-923-00-40.

Архип Иванович Куинджи написал полотно «Ночь над Днепром» в 1880 году. Художественное произведение, выполненное в таинственной стилистике, покорило публику, которая положительно отзывалась о работе украинского пейзажиста.

Как писался холст

Архип Куинджи – Ночь над Днепром

Архип Куинджи – Ночь над Днепром

Супруга Куинджи вспоминала, что занимаясь подготовкой к работе по написанию картину, ее муж просыпался глубокой ночью и любовался открывающимся из окна зрелищем. Живописец догадался расширить пространство на полотне путем применения большого количества осветителей, располагавшихся вблизи картины. Это позволяло показать панорамный пейзаж и в полной мере отразить необъятность угольно-черного ночного неба.

Чтобы добиться нужного эффекта художник умышленно драпировал окна в своей мастерской. С помощью такого приема он стремился добиться натуральности лунного сияния, которое появлялось при искусственном освещении. Так, ему удалось создать естественный холодный свет, поражающий своей реалистичностью.

Уникальная контрастность и художественная декоративность холста была достигнута благодаря глубоким познаниям живописца в физике и химии. Он тщательно изучал труды Петрушевского и Менделеева, знакомился с научными доктринами о свете и тени, исследовал технологию живописи, анализировал теорию соотношения основных и дополнительных цветов. Художник посещал практические занятия, где рассматривал физических свойства красок.

Описание полотна

«Ночь над Днепром» представляет собой широкое, уходящее вдаль пространство, скрытое тенями. Затемненная равнина пересечена зеленой лентой реки, волны которой тихо и неспешно плывут в ожидании рассвета. Кажется, словно небесный купол с темными облаками сливается с линией горизонта.

В вышине проглядывается серебристая луна, мгновенно привлекающая внимание зрителей. Она освещает края облаков, легкие волны Днепра и силуэты домов. Вода, в которой отражается яркий лунный свет, сияет и переливается.

Картина олицетворяет собой покой, в который погружается все живое во время сна. Ночь озарена лишь мягким свечением, луна завораживает своим таинственным светом. Речная вода, словно зеркало, отражает этот свет. Мрачная картина источает первозданную красоту и неисчерпаемую мощь природы.

Техника создания художественного произведения

Специалисты отмечали в работе украинского мастера уникальную технику многослойной лессировкой. Использование сложных световых и цветовых контрастов помогло художнику добиться потрясающего эффекта. Картина выглядит реалистично, она очень похожа на снимок, изготовленный при помощи фотоаппарата.

Сочетание прозрачных или полупрозрачных пигментных слоев, которое называется лессировкой, — это сложный и длительный процесс. Автору необходимо было дожидаться полного высыхания каждого слоя масляной краски прежде, чем наносить новый. Он смог добиться естественного эффекта, когда поочередно включал элементы усиления и ослабления света. Куинджи соединил краски, таким образом, что темные тона берегов и неба, выделяют контрастность светло-зеленой луны.

Публику, любовавшуюся произведением на выставках, восхитила эта картина. Многие известные художники, среди которых был Илья Ефимович Репин, восторгались творением живописца.

Трактовки картины

Многие критики видят в полотне философский подтекст. Так, некоторые ценители художественного искусства считают, что Куинджи, изображая реку, хотел таким образом показать время. Также как и темная вода, течение времени незаметно и неощутимо. После истечения многих лет люди слабо помнят события, произошедшие в прошлом. Именно поэтому картина наполнена смутными силуэтами, нечеткими и размытыми фигурами.

Как сделать заказ?

сделайте-заказ-сегодня-faceВы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас
  • понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
  • суббота-воскресенье - выходной

или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.

Картины часто заказываемые после просмотра этой галереи:

www.reprodukciikartin.ru

А.И. Куинджи (1842-1910). Ночь на Днепре

Жемчужиной собрания Астраханской государственной картинной галереи по праву считается работа Архипа Ивановича Куинджи «Ночь на Днепре». Это один из авторских вариантов самой прославленной картины мастера «Лунная ночь на Днепре», над которой он работал в 1880 году. Редкая картина имела, и имеет до сих пор, такой успех. Выражаясь современным языком, она стала культовым полотном в конце 19 века. Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Длинные очереди выстраивались на улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. Все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет. Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И. Куинджи пел о природе только великий Н.В. Гоголь. Небесную сферу А.И. Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью.Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Некоторые пытались уличить его в фокусах.

izi.travel

Мистическая слава картины "Лунная ночь на Днепре"

«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах. Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.

Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.А потом картина была выставлена в Петербурге. Это была первая в России выставка одной картины.

Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Изображение от этого еще более "углублялось", а лунный свет становился просто-таки ослепительным. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, "достоявшиеся" до картины. Именно "достоявшиеся" - в выставочные дни Большая Морская была плотно забита каретами, а к дверям в здание выстраивалась длиннейшая очередь и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.

Рерих еще застал живым служителя Максима, который получал рубли от тех, кто пытался пробраться к картине вне очереди. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а весьма скромный по размеру пейзаж. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.

А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу.

И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.

Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа - стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника - поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности.

Знаменитый художник Архип Куинджи, 1907

И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.). Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Однако это не совсем верно. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. Применяя в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник добивается невероятного эффекта иллюзии лунного цвета. Правда, известно, что эксперименты все-таки были. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. К сожалению, из-за неосторожного смешения химически несовместимых красок, полотно сильно потемнело.

Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.

 

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.

И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».

К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.

 

Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж.

И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось. Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.

Справедливости ради, нужно заметить, что благодаря огромной популярности картины, Куинджи создал еще две копии Лунной ночи, первая картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, другая находится в Ливадийском дворце в Ялте и третья в Государственном Русском музее в Петербурге.

 

animalworld.com.ua

История одной картины. "Лунная ночь на Днепре" А.И. Куинджи

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: Раскрыть образный и содержательный смысл картины А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Задачи урока:

  • проанализировать одно из лучших полотен выдающего русского художника А.И.Куинджи, выделить своеобразие его творчества;
  • развитие способностей детей к анализу выразительных средств пейзажной живописи и композиционного построения картины, образного мышления;
  • развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся при восприятии произведений живописи.

Методические рекомендации: Данный урок является составной частью уроков, посвященных анализу и восприятию произведений пейзажной живописи. Нужно так организовать работу на уроке, чтобы это было общением с искусством, подлинной красотой. А это можно сделать, лишь используя разнообразные формы и методы ведения урока и, конечно, используя ИКТ. Урок и построен с учетом использования ИКТ. При подготовке к уроку уместно (да, наверное, необходимо!) использовать м/м презентацию. Я считаю, что презентация, составленная в формате Power Point, вбирает в себя все: наглядность, красочность, доступность. Она позволяет детально проанализировать картину, проследить за этапами работы художника. При подготовке к уроку можно использовать текстовой и иллюстративный материал диска «Шедевры русской живописи». Если нет возможности представить данный урок с использованием компьютерных технологий, то можно использовать иллюстративный материал из папки «Приложение».

Оформление урока: м/м презентация Power Point «История одной картины. Мастер дивного света. А. Куинджи», диск «Шедевры русской живописи», иллюстративный материал.

Эпиграф: "Куинджи – художник света. Свет – очарование, и сила света, и его иллюзия были его целью. Конечно, вся суть этого явления заключалась в самом Куинджи, в его феноменальности, личной врожденной оригинальности. Он слушал только своего гения – демона…" И. Е. Репин

Вступительное слово учителя

Художник не может творить, если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет живописцем или скульптором, если его чувства не воспринимают красок жизни, гармонии природы, если его не трогают судьбы людей.

Леонардо да Винчи назвал живопись «немой поэзией». Картина безмолвна. Звуки и слова лишь предполагаются зрителем. Картина неподвижна. Настоящий художник не копирует действительность, а по-своему воспроизводит ее и толкует.

В России природа всегда была музой, как для поэтов, так и для художников.

Независимо от стиля художника, от его техники или фантазии пейзаж, написанный с натуры рукой мастера, всегда будет не просто застывшим мгновением или прекрасным видом – такая работа «живет» вне времени и места.

Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают? Это вопрос, на который мы с вами должны ответить в ходе сегодняшнего урока.

1. Биография художника

27 января 1842 года в Мариуполе в семье бедного сапожника, грека по национальности, родился Архип Иванович Куинджи. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Любопытно, что старший брат художника вообще русифицировал эту фамилию и стал называться Спиридоном Золотаревым.

Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей.

Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, - на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. В Феодосии он познакомился с Айвазовским. По документам Куинджи значился "учеником школы Айвазовского". Есть свидетельство, выданное "ученику школы профессора Айвазовского Архипу Куинджи в том, что он за хорошие познания в живописи пейзажей Советом Академии... признан достойным звания свободного художника".

Из-за слабой художественной подготовки он дважды сдавал экзамены и дважды проваливался. В 1868 году на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.

Выставка 1882 года была последней для художника. Наступили долгие годы молчания.

В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников (бездетный Куинджи относился к своим ученикам как к собственным детям) поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И. Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму.

Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Один из его учеников – Николай Рерих – характеризовал грандиозную личность своего учителя: "Вся культурная Россия знала Куинджи. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Знают о Куинджи - о большом, самобытном художнике. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять; работал для себя. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние. Знают как строгого критика».

Каждый большой мастер, приобщая зрителя к Красоте, вкладывает в свои произведения определенные идеи, создает определенные формы, в которые облачает эти идеи.

Чем насыщал свои полотна Архип Иванович Куинджи, о чем "говорят" его пейзажи?

Глядя на картины художника, даже поверхностный зритель ощущает необычность изображенного в них света. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», - писал о Куинджи И.Е. Репин.

Куинджи при жизни был необыкновенно популярен. Коллекционеры, готовые платить за его картины любые деньги, буквально охотились за ними. Репин вспоминал: "Были такие, которые на коленях умоляли автора уступить им какую-нибудь картину или, наконец, этюдик его работы. Пусть художник берет что угодно, они небогаты, но они в рассрочку выплатят ему, сколько он назначит за свой мазок, этюд или набросок..." Особая судьба была уготована картине «Лунная ночь на Днепре». (Можно с детьми поговорить о первом впечатлении, которое произвела на них картина, а затем приступить к анализу картины).

2. Куинджи А. «Лунная ночь на Днепре». Комментарий к анализу картины.

Летом и осенью 1880 года А.И. Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте "Лунной ночи на Днепре". На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской.

Эта картина обрела поистине легендарную славу.

В мастерскую А.И. Куинджи приходили И.С. Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и, Д.И. Менделеев. «Лунная ночь на Днепре» была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам? - пожал плечами Куинджи.- Ведь все равно не купите: она дорогая». - «А все-таки?» - «Да тысяч пять», - назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ: «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин.

К этой картине он шел давно. Ездил на Днепр, быть может, именно за этим сюжетом. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. Работа захватила настолько, что даже обед, как затворнику, Вера Леонтьевна приносила наверх. Задуманная картина — мерцающая, живая стояла у художника перед глазами. Трудился над ней осень и зиму. Весной заканчивал свое необычное творение.

Интересны воспоминания жены Куинджи: «Куинджи проснулся ночью. Мысль, как озарение: «А если... «Лунную ночь на Днепре» показывать в темной комнате?!» Он вскочил, зажег керосиновую лампу и, шаркая домашними туфлями, побежал по лестнице в мастерскую. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины. Эффект оказался разительным: пространство в картине расширилось, луна светила окруженная мерцающим сиянием, Днепр играл ее отражением. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее.

Архип Иванович поставил стул в нужном, как считал он, отдалении, сел, откинулся и смотрел, смотрел, пока не рассвело за огромным окном. Пораженный найденным эффектом, он знал, что надо показывать «Лунную ночь на Днепре» в темном зале, одну...»

Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 x 144).

Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, как зачарованные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Куинджи умел побеждать. Длинные очереди выстраивались на улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. Нерусская фамилия, густая черная борода, горящие счастьем глаза превращали его в мифического мага и чародея, переодетого в светский костюм.

Что открывалось перед зрителями? Что завораживало их? Что привлекало их внимание прежде всего? Какие прилагательные можно подобрать к пейзажу? (спокойный, грустный, широкий)

Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хаты. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Мир забылся в спокойном сне. Таинственно течет могучий, полноводный Днепр и блещет, как рыбья чешуя. Плывут облака, с ними будто плывет луна. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу! Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.

Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И. Куинджи пел о природе только великий Н.В. Гоголь: "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои, ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина".

Строки Пушкина перекликаются с общим настроением картины:

Тиха украинская ночь.Прозрачно небо. Звезды блещут.Своей дремоты превозмочьНе хочет воздух…       Луна спокойно с высотыНад Белой- Церковью сияет…И тихо, тихо все кругом…

3. Анализ картины «Лунная ночь на Днепре»

Попробуем разбить картину на сцены или эпизоды и проанализировать их.

Чем интересен лунный свет? Почему он притягивает наше внимание? (Можно привести цитату из «Мастера и Маргариты») Лунный свет – самое удивительное в этой картине. Его предельная естественность определяется многослойной лессировкой и умением использовать световые и цветовые контрасты.

Лессировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие красочные слои, чтобы изменить колорит, добиться его усиления, ослабления.

Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными).

Архетипом чего является луна? Зачем она нужна?

(Архетип (греч.) — прообраз, первоначало, образец. Содержание его составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (например, образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т. д.)

Домов не видно, видны лишь силуэты. Бархат ночи лежит на небе, снами задув огни в домах.

Луна старается не исчезнуть, чтобы спасти души спящих людей и не допустить в их сердца вечной мглы.

Можем ли мы провести параллель между луной и временем? (Ответы детей могут быть самыми неожиданными. Время сквозь облака струится и течет луной, связывая воедино дневной цикл человека. Предвещая конец ночи и начало дня).

4. Комментарий к анализу картины

Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета, и он превращает традиционный мотив с луной в притягательный и таинственный. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И. Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.

Ему удается такое соединение красок, которое в картине, при темных тонах берегов и неба, создает ощущение свечения Луны. Лунным светом залитый берег он писал не однажды. ( Можно показать ранние картины). Теперь написал Луну! Обычно у живописцев она остается за краем картины или задрапирована облаками. Куинджи написал ее в тот момент, когда ненадолго рассеялись облака.

Необыкновенно эффектная передача лунного света, цветовые контрасты, композиционная декоративность полотен Куинджи ломали старые живописные принципы. И все это было результатом его напряженных поисков. Куинджи живо интересовался трудами профессоров Петербургского университета физика Ф. Ф. Петрушевского и химика Д. И. Менделеева. Петрушевский исследовал технологию живописи, соотношение основных и дополнительных цветов. Все это он доносил до слушателей Академии художеств. Особый интерес вызвала книга Куинджи "Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи", вышедшая в 1883 году. Он и сам в своей собственной мастерской постоянно экспериментировал с красками. Появился даже термин "куинджевское пятно". Художники стремились разгадать секрет его цветовых эффектов, а публика встречала каждое новое произведение как особое событие.

Репин рассказывал об уроках, которые давал художникам Д. Менделеев. На уроках Менделеев рассказывал о физических свойствах красок. Однажды он демонстрировал прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов и предложил им «провериться». Куинджи не было равных!

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е. Репина, в "молитвенной тишине" стоявшие перед полотном А.И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах. Поэт Я. Полонский, друг А.И. Куинджи, писал тогда: "Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти "дрожащие огни печальных деревень" и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?"

Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В. Григоровичу: "Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.". Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее, но уговорить князя не удалось.

Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И. Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного. (Желательно показать оба варианта картины, хранящиеся в ГТГ и Русском музее. Разница – налицо!).

5. Анализ фрагментов картины. (Здесь лучше всего показать увеличенные фрагменты картины)

Небо можно воспринимать как самостоятельную картину. Оно является главным композиционным звеном. Оно несет лунный свет, который соединяет землю и небо в единое целое.

Ветряк – типичная примета украинского села. Человеческий мир и мир природы сливаются в этой работе в целостный образ, отличающийся философской глубиной и композиционной продуманностью.

Гладь реки искрится и колышется как живая – и здесь куиджиевский иллюзионизм налицо!

Побеленные стены крестьянских хат зеркально отражают лунный свет, и в этом взаимодействии крепко связывается земное и небесное.

Что организует всю картину? О каком архетипе мы здесь можем говорить? (реки)

Организует картину движение реки, плавные ее изгибы расширяют и углубляют пространство. На фоне реки, сверкающей лунными бликами, милый сердцу Куинджи ветряк. Близкий план в тени, на втором — несколько беленых хат. Безлесые холмы спускаются к реке. Все обыденно, неживописно по понятиям большинства пейзажистов.

Работа со схемой «Композиция картины» (Слайд)

А как еще можно трактовать композицию картины? На что она похожа? ( Да, это наш земной дом!)

Картину «Лунная ночь на Днепре» можно прочитать по-разному. Эта картина похожа на время. Освещаемая часть реки – настоящее, то в чем мы всегда уверены. Вода течет – настоящее постоянно двигается к будущему. Передний план – прошлое. В нем вспоминаются отдельные детали: дома, мельница, сады. За рекой – будущее. Оно неясно, но не пугает. Оно завораживает и манит. Луна – маяк, и освещает туда путь.

Да, действительно, торжественный цвет "Лунной ночи" настраивал на высокий слог, внушал философические раздумья о жизни, о земном существовании, о небесном мире, словно успокоившемся в медлительном течении времени.

Пластическая новизна художника - в достижении предельной иллюзии света. Эффект этот достигнут благодаря многослойной лессировочной живописи, световому и цветовому контрасту. Куинджи и в этой картине воспользовался дополнительными цветами. Теплый колорит земли оттеняет холодное, изумрудное, отображение лунного света на поверхности Днепра. Все изображение строится на спокойных параллелях, лишь кое-где нарушенных вертикалями. Необычайная уравновешенность композиции сообщает плавное течение цвету, будто завораживающему человека в томительном излиянии его души.

Настроение картины, ее лессировка, накладываемая на нас? (Эта картина создает удивительное, фантастическое настроение, ожидание приключения. Это не рассвет и не вечер, а именно ночь, лунная ночь. Мельница, дома – все спит. Все спокойно, только лунная дорожка на реке создает чуть–чуть тревожное ожидание чего–то. Может быть, рассвета следующего дня, счастья. А, может, грядущих неудач. Но настроение картины не печальное).

Есть другие видения картины?

Мне кажется, что каждый раз, глядя на эту картину, видишь ее по–другому. Грустному человека она может казаться печальной, радостному – радостной. Каждый может увидеть здесь то, что хочет. Даже глядя на лунную дорожку, видишь ее то яркой, то темно-зеленой.

Картина живая или нет: докажите. (Да, она живая, но умиротворенная.

На этой картине нет движения, но жизнь чувствуется во всем. Кажется, даже река не течет. Ветра нет. Это создает впечатление спящего временно мира.)

Во что превратила луна реку?

Бурная река как бы превратилась в младенца, убаюканного луной и криками ночных птиц, кстати, картина полна и звуков. Попробуем вслушаться…

Герои картины, назовите их? (луна, река, темнота)

Темнота завораживает, кажется, что ее можно потрогать. Она как ткань, накинутая на небо, и мягко струящаяся вниз. Темный берег укрыт ею, и если бы он не был черным, его бы не было заметно. (Когда я смотрю на это небо, меня оно удивляет, я чувствую тишину и расслабленность. Когда я смотрю на эту картину Куинджи, мне хочется войти в неё, как в открытую дверь и ощутить на себе всю прелесть ночи и лунного света).

 Лунная ночь на Днепре" – парафраз на тему его  более ранних ноктюрнов.

Лунная ночь на Днепре" – это и куинджевский ноктюрн, тут нельзя не согласиться!

ПАРАФРА́З, или парафраза (греч. παράφρασις — пересказ), — стилистический термин; 1) пересказ своими словами литературного произведения. К этой категории парафраза относится также сокращенное изложение больших художественных произведений;

2) В музыке распространённое в 19 в. обозначение инструментальной виртуозной фантазии, главным образом для фортепьяно, на темы популярных песен, оперных арий и др. (Здесь будет уместно показать слайды с более ранними картинами Куинджи, где изображен лунный свет, например, «Ночь» и т. д.)

Ноктюрн

Французское слово «nocturne» как и итальянское «notturno» в буквальном переводе означает - ночной. Термин этот, употребительный в разных искусствах, появился в музыке XVIII века. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.

6. Вывод. А вывод нам поможет сделать Куинджи, который вечен, как лунный свет, пробившийся сквозь толщу времен.

Он считал, что «...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». Тут больше ничего и не добавишь!

Вернемся к началу урока к вопросу, который задает ученик Куинджи Н. Рерих, ученик Куинджи, и сам же на него отвечает. «Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают? Потому, что в них сконцентрированы кристаллы Света, вложенного в них руками творца данного произведения. Огненный дух художника, ваятеля, поэта, композитора, в процессе своего творчества, насыщает элементами Света то, что творит он. А так как элементы Света обычному разрушению временем или забвению не подлежат, то длительность жизни великих произведений искусства идет далеко за пределы жизни вещей и предметов обычных".

Вопросы и задания на дом: Напишите сочинение-миниатюру «Я и «Лунная ночь Куинджи»

Словарь урока

Лессировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие красочные слои, чтобы изменить колорит, добиться его усиления, ослабления.

Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными).

(Архетип (греч.) — прообраз, первоначало, образец. Содержание его составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (например, образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т. д.)

Парафраз, или парафраза (греч. παράφρασις — пересказ), — стилистический термин; 1) пересказ своими словами литературного произведения. К этой категории парафраза относится также сокращенное изложение больших художественных произведений;

2) В музыке распространённое в 19 в. обозначение инструментальной виртуозной фантазии, главным образом для фортепьяно, на темы популярных песен, оперных арий и др.

Ноктюрн

Французское слово «nocturne» как и итальянское «notturno» в буквальном переводе означает -- ночной. Термин этот, употребительный в разных искусствах, появился в музыке XVIII века. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.

Презентация

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Открытка (плейкаст) «"ЛУННАЯ НОЧЬ НАД ДНЕПРОМ."»

Архип Куинджи

"Лунная ночь над Днепром"

Живопись, 1880Государственный Русский Музей

   Право, милостивые господа, не знаю с чего и начать.Разве можно мною, как картиной, любоваться на экране компьютера,который не может передать всю тонкость игры света, цвета и полутонов,коими любовались и восхищались многие поколения любителей живописи.Пардон, но вы не находите, что такой же эффект можно получить,если вдыхать ароматы луговых цветов от фотографии?   С вашего изволения, разрешу себе приоткрыть занавес легендарнойтаинственности, окружающий меня многие годы.

   Архип Иванович Куинджи, мой талантливейший создатель, покинулТоварищество Передвижников в 1880 году. Уже будучи знаменитымхудожником, он стал затворником и приступил к новой работе -"Лунной ночью над Днепром". Восторженные слухи о чудо-картине началинаполнять петербургские салоны ещё до моего создания, а настоящийуспех и славу я снискала, когда на холсте появилась подпись автора.   По выходным Архип Иванович открывал двери своей мастерской дляпубличных просмотров, а несколько позже я украшала стену на выставкеодной единственной картины в залах "Общества Поощрения Художеств".Морская была битком забита желающими попасть на вернисаж. Впервыев мировой истории показа живописных полотен Куинджи плотно зашторилокна зала и в полумраке освещал меня электрическим лучом. Эффектприсутствия зрителей на берегу Днепра был ошеломляющим. Одним из самыхпервых и преданных моих поклонников оставался Иван Сергеевич Тургенев.Знаменитых почитателей таланта Архипа Ивановича было не перечесть:почтительно снимал шляпу пред мною Илья Ефимович Репин; каким-тозамысловатым прибором изучал на мне какие-то люминесценции ДмитрийИванович Менделеев; поэт Фофанов с композитором Брауном посвятилилунному свету хвалебную песнь; а сколько было знатных посетителей...

   Однажды на выставке статный молодой морской офицер надолго задержална мне свой изумлённый взгляд. Затем спросил у Куинджи о возможностиприобретения картины. Художник с улыбкой ответил, что для лейтенантаэто выйдет очень дорого и ему будет не по карману выложить пять тысячзолотом. Но сделка состоялась и я попала в Гатчинский дворец. Молодойлейтенант оказался великим князем Константином Константиновичем,внуком императора Николая I. Между нами возник чудесный роман. Мы нежнополюбили друг друга и поверьте, господа, никогда не разлучались, дажесовершили двухлетнее кругосветное морское путешествие. Какая ещё картинаможет похвастаться таким вояжем? Правда, Тургенев упрашивал великогокнязя оставить меня в Париже на время путешествия, уверяя, что морскойсолёный воздух не пойдет сверкающим краскам на пользу. Ах, как же онбыл прав, когда краски со временем на мне потемнели. Но КонстантинКонстантинович был неумолим и не поддался на уговоры. Расстались мыс ним только после падения царской власти.

   С тех пор я почти не покидаю залы Русского Музея. И по сей деньзавороженные посетители подолгу не отходят от меня. Как и с первогомоего появления на публике, задаются одни и те же вопросы: что зачудо-красками работал Куинджи; какие магические вещества он добавлялв красители и где в картине спрятан потайной фонарик вместо луны?

   Дозвольте, милостивые господа, мне вместе с Архипом ИвановичемКуинджи сохранить эту тайну навеки. Попробуйте разгадать её сами!

   Из сборника "ГОВОРЯЩИЕ КАРТИНЫ".

www.playcast.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта