Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) педагог-психолог. Картина айвазовского штиль на финском заливе
Черноморский флот в Феодосии. 1839Среди волн. 1898 |
ru-newtime.livejournal.com
Художник Иван Константинович Айвазовский... Часть 1.
Черноморский флот в Феодосии. 1839Среди волн. 1898Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств у М.Н.Воробьева (1833-1839). В качестве "пенсионера" Академии работал в Крыму (1838-1840), Италии (1840-1844), посетил также Францию, Англию и ряд других стран. Любил путешествовать и позднее - по России, Европе, Средиземноморью, - но с 1845 работал преимущественно в родном городе. Испытал особое влияние французской марины (морского пейзажа) барокко-классицизма (К.Лоррен и К.Верне).Сошествие Ноя с горы Арарат. 1889Избавляясь от слишком плотной манеры письма и слишком резких контрастов классицистической "кулисной" композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно-катастрофический "Девятый вал" (1850, Русский музей, Петербург), где достигнуто впечатление "безбрежного" морского пространства, может служить итогом его раннего периода. Обеспечив живописный эффект, Айвазовский, будучи к тому же мастером необычайно плодовитым (написавшим более 6000 картин), часто превращал его в своеобразный фирменный стереотип. Но в самых хрестоматийных и по праву особо популярных своих картинах (таких, как "Черное море", 1881, Третьяковская галерея) он демонстрирует главный свой дар: умение показать пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию.Сошествие Ноя с горы Арарат. 1870Живописец Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853-1856), создав немало патетических батальных полотен ("Чесменский бой", 1848, Феодосийская картинная галерея). Хотя он исполнил немало "чисто земных" пейзажей, среди которых выделяются украинские и кавказские виды (1850-1860-е годы), именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, в особенности в сюжетах с сотворением мира и потопом; впрочем, образы религиозной, библейской или евангельской, иконографии, равно как и античной мифологии, нельзя причислить к самым большим его удачам. Целый ряд картин Айвазовский посвятил древней и новой армянской истории ("Посещение Дж.Г.Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции", 1880, Картинная галерея Армении, Ереван).С 1840-х годов его художественная продукция пользовалась огромным успехом. Айвазовский накопил большое состояние и известен также как щедрый благотворитель: в Феодосии на его средства были выстроены здания археологического музея, проведены большие работы по градоустройству, постройке порта и железной дороги. Из его феодосийской мастерской вышел целый ряд крупных пейзажистов (Л.Ф.Лагорио, А.И.Куинджи, К.Ф.Богаевский и др.).Сотворение мира. 1864Умер Айвазовский в Феодосии 19 апреля (2 мая) 1900. Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя.Спасающиеся от бури. 1872Спасающиеся от кораблекрушения. 1844Спокойное море. 1863Старая Феодосия. 1839Сцены из каирской жизни. 1881Суда на рейде. 1851Стычка ширванцев с мирюдами на Гунибе. 1869Старая Феодосия. 1845
art-links.livejournal.com
ВЕЛИКИЙ МАРИНИСТ И ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ
«Обхождение государя со мною всегда отличалось тою обаятельной благосклонностью, с которой он вообще относился к художникам и артистам»[1].
На протяжении всей жизни Ивана Константиновича Айвазовского сопровождало покровительство российских императоров - Николая I, Александра II, Александра III и их семей. Оно помогло талантливому мастеру в полной мере реализовать свои способности, дало возможность совершить далекие плавания и увидеть морские пейзажи с палуб кораблей, обогащать свои впечатления во время посещения разных стран. Многие картины Айвазовского, приобретенные членами царской семьи, украшают ныне собрания главных музеев России.
Путь Айвазовского в Императорскую Академию художеств начался, когда он был учеником Симферопольской гимназии. На его рисунки обратила внимание графиня Н.Ф. Нарышкина, принадлежавшая к самым знатным семьям Симферополя, входившая в круг петербургской знати. Умная и образованная, она была не чужда художественным интересам. Через архитектора С. Тончи графиня передала работы одаренного юноши президенту Академии А.Н. Оленину. Вскоре министр Императорского двора князь П.М. Волконский представил рисунки Айвазовского Николаю I. «Высокий покровитель отечественных талантов с полной благосклонностью отнесся к первым опытам юного художника»[2], и 23 августа 1833 года Иван Айвазовский был зачислен в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге в класс профессора М.Н. Воробьева.
Когда через два года в Петербург приехал французский художник-маринист Филипп Таннер, император поручил А.Н. Оленину найти среди учеников талантливого молодого пейзажиста для обучения морской живописи у зарубежного мастера. Оленин выбрал Айвазовского, но Таннер не считал нужным заниматься совершенствованием знаний юного художника, а лишь поручал ему приготовление красок и копирование видов Петербурга. Между тем Оленин, пророчивший Айвазовскому большое будущее, предложил ему написать морской вид к предстоящей осенней выставке. Тот со всем присущим ему трудолюбием и ответственностью подошел к выполнению задания и получил за «Этюд воздуха над морем» первую серебряную медаль. Слух об успехе молодого художника в скором времени достиг Таннера, который счел этот поступок неслыханной вольностью и доложил императору о неповиновении ученика, осмелившегося отдать свою картину на выставку без ведома учителя. Николай I очень строго относился к соблюдению служебного подчинения и счел это нарушением субординации. Волконскому было поручено снять картину Айвазовского с выставки. Это событие бурно обсуждалось в обществе, художник перестал бывать у друзей, все больше времени проводил в своей комнате, но по-прежнему прилежно посещал занятия и делал успехи в живописи. Тем временем Таннер все чаще вел себя в свете высокомерно и дерзко, и весной 1836 года жалобы на него перевесили хорошее отношение государя, и тот велел французу удалиться из России.
Айвазовскому к тому времени стали сочувствовать многие влиятельные вельможи, в том числе приближенные ко двору. Николай I сменил гнев на милость благодаря хлопотам профессора Академии художеств А.И. Зауервейда. Прославленный художник-баталист давал уроки рисования великим князьям и княжнам, иногда на этих занятиях присутствовал и сам император. Зауервейд решился поручиться от лица профессоров Академии за честность и порядочность Айвазовского, ведь тот, обычный ученик, получил приказ писать для выставки лично от президента Академии и не смел ослушаться. Император велел представить ему снятую с выставки картину, уже на следующий день она была привезена в Зимний дворец и одобрена Николаем I.
Вскоре по ходатайству А.И. Зауервейда и контр-адмирала Ф.П. Литке император поручил Айвазовскому сопровождать своего сына Константина в первом практическом плавании по Финскому заливу летом 1836 года. 2 июля девятилетний великий князь записал в дневнике: «Папа послал меня в море, сегодня был назначен отъезд. <...> Тогда же весь флот, состоящий из 26 кораблей, снялся с якоря при совершенном противном ветре»[3]. На корабле произошло знакомство, положившее начало многолетним близким отношениям между художником и великим князем. Вероятно, молодой князь не остался равнодушным к творчеству начинающего художника. В парадные альбомы с рисунками русских и выдающихся европейских художников великий князь помещал сепии, акварели, рисунки и Айвазовского. Зная заинтересованность Константина Николаевича искусством художника, император Александр II, по существовавшей в царской семье традиции, заказал своему брату подарок к Новому, 1861 году - сервиз, на котором были воспроизведены ранние работы Айвазовского[4].
Но вернемся к первому совместному плаванию великого князя и художника. В поездке они находились до осени и прошли хорошую школу: Ф.П. Литке, ученый-географ и мореплаватель, проводил с ними занятия по астрономии, навигации, устройству кораблей и их управлению. Айвазовский давал великому князю уроки живописи, при этом сам каждый день старался писать новые картины и делать эскизы[5]. На осенней академической выставке он представил семь морских видов, написанных в этом путешествии. Все картины были куплены императором за 3000 рублей.
Жизнь художника была неразрывно связана с русским флотом. В 1844 году «Государь император высочайше повелеть изволил академика Айвазовского причислить к Главному морскому штабу его императорского величества с званием живописца сего штаба с правом носить мундир Морского министерства и с тем, чтобы звание сие считалось почетным...»[6] А пока двадцатилетний Айвазовский числился учеником Академии, хотя его картины свидетельствовали о том, что он не уступал в мастерстве многим профессорам. В сентябре 1837 года Айвазовский получил золотую медаль первой степени за картину «Штиль» (местонахождение неизвестно), что давало право поехать за границу. Совет Академии постановил: сократить срок обучения на два года и предоставить молодому живописцу возможность работать самостоятельно. С учетом пожелания художника навестить родной город было принято решение отправить его «писать с натуры морские виды в России и особенно в южной ее части, состоя под особым наблюдением Академии»[7]. Таким образом, весной 1838 года Айвазовский получил возможность уехать « <...> в Крым для писания видов с натуры сроком от ниже писанного числа на один год, т. е. по 1-е марта 1839-го года, с тем чтобы написанные им там картины, по возвращении его, Гайвазовского, были представлены на высочайшее государя императора воззрение»[8]. За время, проведенное на Южном берегу Крыма, Айвазовский написал множество картин, среди них «Ялта» (1838, ФКГ), «Морской берег» (1840, ГТГ) и другие.
Из Крыма Айвазовский отправился в свое первое путешествие по Европе, его картины вызывали восхищение широкой публики и знаменитых художников в Риме, Венеции, Неаполе, Париже, Лондоне, Амстердаме. Вернувшись в конце лета 1844 года в Петербург после четырехлетнего пребывания за границей, художник был принят Николаем I во дворце и получил от него крупный заказ - написать виды российских портов: Кронштадта, Санкт-Петербурга, Петергофа, Ревеля (ныне Таллина), Свеаборга, Гангута (ныне Ханко)[9]. Айвазовский с большим энтузиазмом отнесся к этой работе и в течение нескольких месяцев создал картины, впоследствии купленные императором.
Николай I всегда демонстрировал большую щедрость, когда дело касалось покупки картин Айвазовского. «Помню, как государь, осматривая одну из оконченных мною картин, изволил заметить, что изображенные на ней волны и всплески от ядер, падающих в воду, не совсем согласны с действительностью, а потому его Величество желал бы, чтобы я сделал некоторые исправления. Я позволил себе отозваться, что предпочитаю, вместо исправлений, написать новую картину. Князь Петр Михайлович Волконский, строгий блюститель экономии по министерству двора, поспешил предупредить меня, что вторую картину я обязан написать без всякого за нее вознаграждения. Даже без этого предварения я, конечно, и сам не упомянул бы о вторичной плате, но покойный император Николай Павлович, со свойственной ему истинно царской щедростью, приказал выдать мне и за вторую картину точно такое же вознаграждение, как и за первую»[10].
Всю жизнь любимой темой Ивана Константиновича Айвазовского было море. Он уже был знаком с Балтийским, Черным и Средиземным морями, поэтому в 1845 году с радостью отправился к берегам Турции, Малой Азии и Греческого архипелага, сопровождая великого князя Константина Николаевича в очередном плавании. Они посетили Константинополь, Хиос, Патмос, Самос, Митилену, Родос, Смирну, развалины древней Трои, Синоп и многие другие места. Для 18-летнего великого князя это было ответственное время: после командования бригом он должен был подготовиться к роли командира большого корабля. Айвазовскому путешествие принесло огромный запас эскизов и обогатило его художественную память множеством новых впечатлений. Эскизы ложились в основу картин, которые создавались на протяжении многих последующих лет. Вернувшись домой, он писал: «Вояж мой с его имп[ераторским] высочеством Константином Николаевичем был чрезвычайно приятный и интересный, везде я успел набросать этюды для картин, особенно в Константинополе, от которого я в восхищении. Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь, и Венеция»[11]. Сам немного рисуя, на протяжении всего путешествия великий князь интересовался работами Айвазовского. В дневнике Константина Николаевича встречаются такие записи: «На возвратном пути Айваз-Эфенди[12] делал эскизы сегодняшних сцен и хотел из них сделать настоящий рисунок или литографию. В обыкновенное время мы пообедали, а после толпою поехали верхом»[13].
Великий князь любил природу и увлекался рисованием, в его дневниках подробно описаны окружавшие молодых людей во время путешествия красоты: «Выехавши из [Сара-Ери], мы прямо спустились к знаменитой Розовой долине [Гюло-Дере]. Это должно быть райское место <...> Оно чрезвычайно красиво по своему контрасту. Горы совершенно голые, самой дикой наружности, а долина покрыта самою густою [зеленью]. Посреди долины течет ручей, на котором между огромными деревьями стоит Турецкая кофейня. Они удивительно как живописны и всегда наполнены группами сидящих турок, которые курят, пьют кофе и делают кейф, или dolce far niente[14]. Они всегда восхищают Айвазовского»[15]. В 1870-е годы художник исполнял заказы султана по украшению своими картинами его резиденции Долма-Бахче. Они и ныне находятся в парадных залах дворца.
По собственному признанию Айвазовского, «только покровительство русского царя могло дать ему столько средств к ознакомлению с водной стихией и разнообразнейшими ее типами в двух частях света: <...> видеть лазурные воды и небеса Неаполя, прибрежья Адриатики, посетить две колыбели древних искусств, Рим и Византию, берега Леванта, острова Архипелага, скалы Афона - местности, с которыми так неразрывны воспоминания о первых веках христианства»[16].
По окончании путешествия художник сразу вернулся в Феодосию. Сюда он стремился всегда, о чем сам писал: «Зиму я охотно провожу в Петербурге, работаю, развлекаюсь, деля досужее время с моими добрыми знакомыми; но чуть повеет весной - и на меня нападает тоска по родине: меня тянет в Крым, к Черному морю. Это свойство моей души, или, если хотите, требование организма, не раз вызывало милостивые замечания со стороны покойного государя Николая Павловича. “Ты изленишься, - сказал он мне однажды, - будешь там сидеть сложа руки”. На ответ мой, что пребывание на юге не ослабит моего трудолюбия, император с улыбкою заметил: “Впрочем, живи где хочешь, только пиши и не ленись. Ты - по пословице: сколько волка ни корми, а он все в лес глядит”»[17].
С императором Николаем I связан еще один забавный сюжет, произошедший в мастерской художника. Император решил навестить Айвазовского и посмотреть заказанные картины, а тот в это время писал «Вид Афонской горы и островов Архипелага». Живописец задумал нарисовать на берегу пару, беспечно любующуюся закатом солнца. Гречанку в небрежной позе с распущенными волосами он решил скопировать с гостившей тогда в Петербурге старой знакомой госпожи [Дютье], которая охотно согласилась позировать в восточном костюме. Погруженный в работу, Айвазовский не сразу услышал в коридоре голос императора. С палитрой в руках, в рабочей одежде, художник поспешил навстречу высокому гостю, но тот уже переступил порог мастерской. Госпожа [Дютье], покраснев за свой костюм и путаясь в упавшем платке, сделала глубочайший реверанс. Айвазовский поспешил объясниться: «“Этот костюм нужен был для картины”, - пояснил он. “Да, да. нужен, очень нужен”, - сказал государь, улыбаясь и отходя к картине, опять произнес вполголоса: “Барыня очень недурна. для картины.” <.> Откланявшись француженке, государь вышел, смеясь, в другую комнату, опять напомнил художнику о заказе и, прощаясь с ним, сказал: “Смотри, моря-то мне не забывай”»[18].
Покровительство императоров и их близких, дружеское участие Николая I были для Айвазовского, выросшего в небогатой семье, особенно ценны. В интервью журналу «Русская старина» он говорил: «Милость и благосклонное ко мне внимание императора были для меня велики и останутся навсегда незабвенны. По высочайшей воле мне, когда я писал виды морских сражений, давались всевозможные пособия от адмиралтейства: чертежи кораблей, рисунки оснастки судов, вооружения и т.д. Для доставления мне случая видеть полет ядра рикошетом по водной поверхности государь повелел однажды произвести при мне, в Кронштадте, несколько пушечных выстрелов боевыми зарядами. Для ближайшего ознакомления моего с движениями военных кораблей во время морских сражений государь всемилостивейше предложил мне однажды присутствовать на морских маневрах на Финском заливе. Глубоко врезались в мою память эффекты отражения солнечных лучей в клубах порохового дыма, быстро взвивавшихся к небу или плавно расстилавшихся по поверхности залива»[19]. Живописец и действительный член Академии художеств К.В. Лемох, в студенческие годы работавший в мастерской И.К. Айвазовского, так говорил об отношениях художника с императором Николаем I: «При путешествии по морю на колесном пароходе царь брал с собой и Айвазовского. Стоя на кожухе одного пароходного колеса, царь кричал Айвазовскому, стоявшему на другом колесе: “Айвазовский! Я царь земли, а ты царь моря!”»[20].
В 1851 году Николай I пригласил Айвазовского сопровождать его в плавании на пароходе «Владимир» в Севастополь и присутствовать при морских маневрах. Император нередко запросто беседовал с художником, обращая его внимание на освещение моря или на живописную группировку судов. Вспоминая об этих днях, Айвазовский говорил, «как любовался он кораблями Черноморского флота, этой семьею богатырей, повиновавшихся державной воле государя, бывшего тогда в цвете лет и мужественной красоты»[21]. Эти маневры послужили мастеру подготовкой для будущих картин, изображающих эпизоды Крымской войны.
Айвазовский имел близкие доверительные отношения не только с Николаем I, вся императорская семья ценила художника за его талант. Императрица Александра Федоровна с детьми не раз навещала его в доме в Феодосии и в крымском загородном имении. В 1854 году великие князья Николай и Михаил Николаевичи проездом из Севастополя в Петербург приняли от Айвазовского для представления императору несколько рисунков с изображением разных эпизодов Крымской войны. Художник очень переживал, придутся ли по вкусу царской семье его новые работы. Он писал воспитателю младших сыновей Николая I, генерал-адъютанту А.И. Философову: «...Его Императорскому Высочеству великому князю Николаю Николаевичу благоугодно было, чтобы я сделал рисунок общего вида Севастополя во время бомбардирования. Написал небольшую картину с рисунка, сделанного мною с натуры 24-го октября, имею счастье отправить их Вам и прошу Вас покорнейше, ежели сколько-нибудь понравится Их Императорским Высочествам, то уведомить меня, и тогда я буду очень счастлив повторить с большею старательностью...»[22]. На обратном пути великие князья передали художнику благодарность и слова отца: «Что бы ни написал Айвазовский - будет куплено мною.»[23].
После смерти Николая I на престол взошел его сын Александр II, с которым Айвазовский познакомился еще в плавании 1851 года. Новый император, как и его отец, был благосклонен к таланту мастера. В 1860-е годы Айвазовский в числе других художников был приглашен в крымское имение Ливадия, принадлежавшее императорской семье, для росписи Малого дворца. «Айвазовскому, постоянно посещавшему Ливадию, пришла фантазия нарисовать красками a vol d'oiseau Крымский полуостров с несколькими пароходами на ходу на стене царского балкона у входных дверей. Картина эта с горными цепями, отклонами, лесами, бухтами и населенными местами до такой степени поражала перспективой и плеском игривых волн Черного моря, что каждый останавливался перед нею и целые часы не отрывал глаз...»[24]. Большой дворец Айвазовский украсил фресками. Кроме того, художник сопровождал императрицу Марию Александровну в путешествии на пароходе в Алушту в 1861 году. Через несколько дней он преподнес ей в подарок картину, изображавшую ее поездку. Об этой встрече с императорской семьей Айвазовский писал: «Государь и императрица были чрезвычайно милостивы ко мне, был я приглашен к обеду, получил драгоценный подарок и несколько заказов.»[25]. Из архивных документов мы узнаем, что тем подарком стал «бриллиантовый перстень с вензелевым ее величества именем»[26].
Осенью 1867 года по желанию императрицы художник находился в числе сопровождавших царских детей Марию и Сергея из Крыма в Константинополь. Так как он уже бывал в Турции, то сопутствовал князю и княжне в прогулках, подсказывал, какие достопримечательности лучше посетить в городе и его окрестностях. «По возвращении из Константинополя великая княжна и великий князь с соизволения государыни императрицы осчастливили художника Айвазовского посещением его дома в Феодосии и его сада в Судакской долине»[27]. В день приезда именитых гостей город был украшен флагами, перед домом художника построили триумфальную арку из зелени. Пароход с гостями Айвазовский лично встречал на катере, за которым следовали четыре лодки, а гребцы усыпали воду цветами. После торжественного приема с обедом свита отправилась в импровизированный театр на берегу моря на небольшую балетную постановку, исполненную местными детьми. На следующий день их высочества поехали в Судак, где Айвазовский предложил гостям завтрак, по обычаям крымских татар сервированный на ковре. Огромным сюрпризом для всех стал подарок художника: вернувшись на пароход для обратного следования в Ялту, гости увидели на стене каюты картину - вид Судакской долины во время праздника, - написанную Айвазовским заранее. Императрица по возвращении детей в Ялту «удостоила Айвазовского телеграммой с выражением высочайшей благодарности Ее Величества за удовольствие, Их Высочествам доставленное»[28].
Александр II, как и его супруга, был героем картин Айвазовского. На полотне «Александр II пересекает Дунай» (1881) изображен большой катер, в котором находятся государь, его сыновья, генералы свиты, казаки из собственного его величества конвоя с императорским штандартом в руках. Над катером парит орел как символ славы и величия России.
Внимание императоров к творчеству художника было выражено и во множестве государственных наград. За свою долгую жизнь Айвазовский получил орден Св. Анны 3-й, 2-й и 1-й степени (1844, 1851, 1881), орден Св. Владимира 3-й и 2-й степени (1865, 1887), орден Св. Александра Невского (1897) и другие. В 1864 году Айвазовский стал потомственным дворянином, получив от Александра II жалованную грамоту «в воздаяние ревностных Профессора Ивана Константиновича Айвазовского заслуг, тако ж и по Нашей Императорской склонности и щедрости...»[29].
Поклонником таланта Айвазовского стал и император Александр III, вступивший на престол в 1881 году. Когда в 1888-м из имения художника Субаш его стараниями и заботами в Феодосию был проведен водопровод и открыт по этому случаю фонтан, «мы, было, через Министра внутренних дел просили государя императора назвать фонтан его именем, но Плеве телеграммой сообщил, что его величество повелел назвать фонтан моим именем»[30], - писал Айвазовский. Высокое покровительство, сопровождавшее художника по жизни, конечно, льстило ему, и тот дорожил этим вниманием, которое нередко открывало возможности для решения важных задач, связанных прежде всего с интересами родной Феодосии, - это и расширение торгового порта, и проведение к Феодосии железной дороги, и выделение денег на строительство армянских школ.
Александр III скончался в 1894 году в Ливадии. Узнав о смерти императора, Айвазовский написал картину, исполненную аллегорического смысла и не лишенную мистического настроения. Над скорбящей женской фигурой в трауре, очевидно изображающей Марию Федоровну, склоненную над нагробием, поднимаются облака. Сквозь их клубящиеся формы просматривается Петропавловская крепость и проступает фигура императора. Художник никогда и нигде не показывал эту картину. Она словно заключала в себе что-то очень личное. В этом сюжете в не свойственной для Айвазовского форме он выражал свои переживания по поводу кончины императора. И, возможно, свое предчувствие того, что столь длительное и щедрое покровительство императорского дома его таланту и творчеству завершается. Действительно, император Николай II не проявлял к великому маринисту того интереса и внимания, которые продолжались в течение шестидесяти лет начиная с 1833 года. Менялось время, менялись вкусы и художественные пристрастия даже у императоров.
В судьбе Айвазовского, столь полно реализовавшего свой талант, важную роль сыграл высокий интерес к его творчеству членов царской семьи. В годы учебы путевку в жизнь молодой художник получил от Николая I, отправившего его в морское плавание с сыном - великим князем Константином Николаевичем. Сближение с ним, человеком, понимавшим красоту моря, любившим Крым, оставило заметный след в жизни художника. Три императора удостаивали Айвазовского своим благосклонным вниманием. В свою очередь и гениальный мастер украшал своим искусством регламентированную, полную формальностей жизнь царственных покровителей.
- Иван Константинович Айвазовский и его художественная XLII-летняя деятельность: 1836-1878 // Русская старина. 1878. Т. 22. Вып. 5-8. С. 444.
- Иван Константинович Айвазовский и его художественная XLII-летняя деятельность: 1836-1878 // Русская старина. 1878. Т. 21. Вып. 1-4. С. 657.
- Дневник великого князя Константина Николаевича. 1836 // ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 722. Ед. хр. 74. Л. 1.
- См.: Николаева М.В. Великий князь Константин Николаевич и Айвазовский // Константиновские чтения. Великий князь Константин Константинович: к 150-летию со дня рождения: Сборник материалов научной конференции 15-16 октября 2008 года. СПб, 2008.
- См.: Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. М., 1970. С. 47-50.
- Отношение начальника Главного морского штаба в Министерство Двора о зачислении И.К. Айвазовского живописцем Морского министерства. 16 сентября 1844 // РГАВМФ (Российский государственный архив военно-морского флота). Ф. 410. Оп. 1. Ед. хр. 1608. Л. 2.
- Сообщение А.Н. Оленина П.М. Волконскому о решении Совета Академии отправить И.К. Айвазовского в Крым. 3 октября 1837 // РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 789. Оп. 1. Ч. II. Ед. хр. 1670. Л. 12-13.
- Там же. Л. 24.
- См.: Отношение П.М. Волконского в Академию художеств о заказе картин И.К. Айвазовскому. 1 июля 1844 // РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. II. Ед. хр. 2870. Л. 1.
- Иван Константинович Айвазовский и его художественная XLII-летняя деятельность: 1836-1878 // Русская старина. 1878. Т. 22. Вып. 5-8. С. 444.
- Письмо И.К. Айвазовского к Зубову. 16 марта 1846 // РГИА. Ф. 942. Оп. 1. Ед. хр. 12. Л. 3.
- Эфенди (тур. Efendi) - господин, повелитель, также форма «эфенди» использовалась как вежливое обращение.
- Дневник великого князя Константина Николаевича. 1843-1845 // ГАРФ. Ф. 722. Ед. хр. 81. Л. 139 об.
- Dolce far niente (итал.) - сладостное безделье.
- Там же. Л. 140-140 об.
- Иван Константинович Айвазовский и его художественная XLII-летняя деятельность: 1836-1878 // Русская старина. 1878. Т. 23. Вып. 9-12. С. 58.
- Иван Константинович Айвазовский и его художественная XLII-летняя деятельность: 1836-1878 // Русская старина. 1878. Т. 22. Вып. 5-8. С. 443.
- Иван Константинович Айвазовский и его художественная XLII-летняя деятельность: 1836-1878 // Русская старина. 1878. Т. 23. Вып. 9-12. С. 65-66.
- Иван Константинович Айвазовский и его художественная XLII-летняя деятельность: 1836-1878 // Русская старина. 1878. Т. 22. Вып. 5-8. С. 444.
- Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1980. С. 98.
- Иван Константинович Айвазовский и его художественная XLII-летняя деятельность: 1836-1878 // Русская старина. 1878. Т. 23. Вып. 9-12. С. 70.
- Письмо И.К. Айвазовского к А.И. Философову. 2 декабря 1854 // РГИА. Ф. 1075. Оп. 1. Ед. хр. 129. Л. 2.
- Иван Константинович Айвазовский и его художественная XLII-летняя деятельность: 1836-1878 // Русская старина. 1878. Т. 23. Вып. 9-12. С. 71.
- Мелеха Е. Императорская фамилия в Крыму // Русская старина. 1916. Т. 157. Вып. 7-9. С. 429.
- Письмо И.К. Айвазовского к А.П. Халибову. 17 октября 1861 // Айвазовский И.К. Документы и материалы. Ереван, 1967. С. 134.
- Докладная записка правления Академии художеств в канцелярию Министерства Двора. 16 января 1865 // РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Ед. хр. 1А. Л. 7-11.
- Жизнеописание великого князя Сергея Александровича. Книга 3 (1866-1867 гг.). Б/д // ГАРФ. Ф. 648. Ед. хр. 18. Л. 173-173 об.
- Иван Константинович Айвазовский и его художественная XLII-летняя деятельность: 1836-1878 // Русская старина. 1878. Т. 23. Вып. 9-12. С. 285.
- Жалованная грамота императора Александра II И.К. Айвазовскому. 4 декабря 1864 // ОР ГТГ. Ф. 29. Ед. хр. 56. Л. 2 об.
- Письмо И.К. Айвазовского к Г.А. Эзову. 14 сентября 1888 // Институт востоковедения РАН. Ф. 58. Д. 58. Л. 138.
www.tg-m.ru
427 картин Ивана Айвазовского :: NoNaMe
Иван Константинович Айвазовский (1817 — 1900). Русский художник-маринист.----------------------<cut>----------------------
И.К. АйвазовскийПеречень картин:1. Алушта2. Аю-Даг в туманный день3. Баржи у морского берега4. Башни на скале у Босфора5. Башня. Кораблекрушение6. Берег моря ночью. У маяка7. Берег моря. Туманное утро8. Берег моря. Штиль.9. Берег моря.10. Берег Неаполя. Вид Везувия11. Берег Ялты12. Берега Далмации13. Беспокойное море.14. Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года.15. Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фехти-Буленд в Чёрном море 11 июля 1877 года.16. Большой рейд в Кронштадте.17. Босфор в лунную ночь.18. Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой.19. Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями.20. Бурное море ночью. 1853 г.21. Бурное море. 1844 г.22. Бурное море. 1868 г.23. Бурное море. 1887 г.24. Буря на Ледовитом океане. 1864 г.25. Буря на море лунной ночью. 26. Буря на море ночью. 1849 г. 27. Буря на море ночью. 1895 г. 28. Буря на море. 1847 г. 29. Буря на море. 1850 г. 30. Буря на море. 1873 г. 31. Буря на море. 1880 г. 32. Буря на море. 1893 г. 33. Буря на море. 1893 г. 34. Буря на Северном море. 1865 г. 35. Буря на Северном море. 1875 г. 36. Буря на Черном море. 1873 г. 37. Буря на Черном море. 1875 г. 38. Буря над Евпаторией. 1861 г. 39. Буря у берегов Ниццы. 1885 г. 40. Буря у мыса Айя. 1875 г. 41. Буря у скалистых берегов. 1875 г. 42. Буря. 1851 г. 43. Буря. 1857 г. 44. Буря. 1868 г. 45. Буря. 1872 г. 46. Буря. 1886 г. 47. Буря. 1886 г. 48. Буря. 1886 г. 49. Буря. 1899 г. 50. Буря. 1899 г. 51. Буря. Закат. 1856 г. 52. Буря. Крушение иностранного корабля (Эпизод Крымской войны). 1855 г. 53. Бухта Золотой Рог. Турция. После 1845 г. 54. Бушующее море. 1872 г. 55. Бушующее море. 56. В бурю. 1872 г. 57. В бурю. 1899 г. 58. В волнах. 1893 г. 59. В гавани. 1842 г. 60. Везувий 61. Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо. 1844 г. 62. Венецианская ночь. 63. Венеция. 1842 г. 64. Венеция. 1844 г. 65. Венеция. 1870-е г. 66. Венчание поэта в Древней Греции. 1886 г. 67. Вечер в Крыму. Ялта. 1848 г. 68. Вечер на море. 1871 г. 69. Вечер на море 70. Вечер. На рейде. 71. Взрыв корабля. 1900 г. 72. Взрыв трехмачтового парохода в Сулине 27 сентября 1877 года. 1878 г. 73. Взятие русскими матросами турецкой лодки и освобождение пленных кавказских женщин. 1880 г. 74. Взятие Севастополя. 1855 г. 75. Вид Амальфи. 1865 г. 76. Вид Амстердама. 1854 г. 77. Вид Босфора. 1864 г. 78. Вид Босфора. 1874 г. 79. Вид Венеции с лагуны при закате. 1873 г. 80. Вид Венеции со стороны Лидо. 1855 г. 81. Вид Вико близ Неаполя. 1855 г. 82. Вид Вико. 83. Вид Константинополя при вечернем освещении. 1846 г. 84. Вид Константинополя при лунном освещении. 1846 г. 85. Вид Константинополя с Чамлича. 1870-е г. 86. Вид Константинополя. 1849 г. 87. Вид Крыма. 1851 г. 88. Вид Леандровой башни в Константинополе. 1848 г. 89. Вид моря ночью. 1873 г. 90. Вид на Везувий в лунную ночь. 1858 г. 91. Вид на Золотой Рог. 92. Вид Одессы в лунную ночь. 1846 г. 93. Вид Одессы в лунную ночь. 1855 г. 94. Вид Петербурга. 1888 г. 95. Вид Судакской бухты. 1879 г. 96. Вид на взморье в окрестностях Петербурга. 1835 г. 97. Вид на острове Капри. 1845 г. 98. Вид на скалистый берег со стороны моря. 1845 г. 99. Вид приморского города вечером с зажженным маяком. 1870-е г. 100. Вид приморского города. 1877 г. 101. Волга у Жигулевских гор. 1887 г. 102. Волга. 1887 г. 103. Волна. 1889 г. 104. Волна. 1895 г. 105. Восход луны в Феодосии. 1892 г. 106. Восход солнца в Феодосии. 1855 г. 107. Восход солнца у берегов Ялты. 1878 г. 108. Восход солнца у берегов Ялты 109. Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива. 1842 г. 110. Вход в Севастопольскую бухту. 1852 г. 111. Выброшенный на скалы корабль. 1874 г. 112. Гавань. 1850 г. 113. Генуэзская башня. 1845 г. 114. Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент. 1846 г. 115. Героиня Боболина с охотниками прорывается под градом выстрелов на катере сквозь турецкий флот, блокировавший Навина в 1827 году. 1880 г. 116. Гибель корабля (Крушение купеческого судна в открытом море). 1883 г. 117. Гибель корабля Лефорт. Аллегорическое изображение. 1858 г. 118. Гондольер на море ночью. 1843 г. 119. Горящий корабль (эпизод русско-турецкой войны) 120. Гурзуф ночью. 1849 г. 121. Гурзуф. 1859 г. 122. Девятый вал. 1850 г. 123. Девятый вал. 1857 г. 124. Десант в Субаши. 1880-е г. 125. Десант Н.Н.Раевского у Субаши. 1839 г. 126. Закат на море. 1848 г. 127. Закат на море. 1853 г. 128. Закат на море. 1856 г. 129. Закат на море. 1878 г. 130. Закат на море. 1886 г. 131. Закат на море. 1899 г. 132. Закат солнца у крымских берегов. 1856 г. 133. Закат солнца. Одинокий парусник. 1853 г. 134. Закат. 1866 г. 135. Захват пароходом Россия турецкого военного транспорта Мессина на Чёрном море 13 декабря 1877 года. 1877 г. 136. Заход солнца на море. 1866 г. 137. Заход солнца на море. 1898 г. 138. Золотой Рог. 1872 г. 139. Золотой Рог. 1895 г. 140. Золотой Рог. Босфор. 1872 г. 141. Итальянский пейзаж. 1855 г. 142. Итальянский пейзаж. Вечер. 1858 г. 143. Кавказские горы с моря. 1899 г. 144. Камыши на Днепре. 1857 г. 145. Канонерка 146. Керчь. 1839 г. 147. Конец бури на море. 1839 г. 148. Контрабандисты. 1884 г. 149. Контрабандисты. 1890-е г. 150. Кораблекрушение в Северном море. 1875 г. 151. Кораблекрушение у Афонской горы. 1856 г. 152. Кораблекрушение у берегов Гурзуфа. 1898 г. 153. Кораблекрушение у скал. 1870-е г. 154. Кораблекрушение. 1843 г. 155. Кораблекрушение. 1864 г. 156. Кораблекрушение. 1876 г. 157. Кораблекрушение. 1880-е г. 158. Кораблекрушение. 1884 г. 159. Кораблекрушение. 1894 г. 160. Корабли в бурном море. Восход солнца. 1871 г. 161. Корабли в ночной тишине. 1888 г. 162. Корабли Колумба. 1880-е г. 163. Корабли на бушующем море. 1866 г. 164. Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия. 1897 г. 165. Корабль в бурю. 1887 г. 166. Корабль в бурю. 1891 г. 167. Корабль в бурю. 1895 г. 168. Корабль в бурю. 1896 г. 169. Корабль в море. 1870-е г. 170. Корабль Двенадцать апостолов. 1897 г. 171. Корабль Императрица Мария во время шторма. 1892 г. 172. Корабль у берега. 173. Корабль. 174. Кофейня в Крыму. 175. Крепость у моря. 176. Кронштадт. Форт Император Александр I. 1844 г. 177. Кронштадтский рейд. 1840 г. 178. Крушение корабля в бушующем море. 179. Крушение корабля Ингерманланд в Скагерраке в ночь на 30 августа 1842 года. 1876. 180. Крым. 1852 г. 181. Крымский берег. 1886 г. 182. Крымский вид. Аю-Даг. 1865 г. 183. Крымский пейзаж с парусником. 1874 г. 184. Купание овец. 1877 г. 185. Лазоревый грот. Неаполь. 1841 г. 186. Ледяные горы в Антарктиде. 1870 г. 187. Ливень в Судаке. 1897 г. 188. Лиссабон. Восход солнца. 1860-е г. 189. Лунная дорожка. 1886 г. 190. Лунная дорожка. 191. Лунная ночь (Разбитый корабль). 1871 г. 192. Лунная ночь в Константинополе. 1862 г. 193. Лунная ночь в Константинополе. 1884 г. 194. Лунная ночь в Крыму. 1859 г. 195. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф. 1839 г. 196. Лунная ночь на берегу моря в Крыму. 1852 г. 197. Лунная ночь на Босфоре. 1894 г. 198. Лунная ночь на Капри. 1841 г. 199. Лунная ночь на море. 1875 г. 200. Лунная ночь на Черном море. 1873 г. 201. Лунная ночь на Чёрном море. 1855 г. 202. Лунная ночь у взморья. 1847 г. 203. Лунная ночь. 1849 г. 204. Лунная ночь. 1862 г. 205. Лунная ночь. 1870-е г. 206. Лунная ночь. 1888 г. 207. Лунная ночь. 1899 г. 208. Лунная ночь. Берег моря. 1885 г. 209. Лунная ночь. Купальня в Феодосии. 1853 г. 210. Лунная ночь. Окрестности Ялты. 1863 г. 211. Малага. Морской пейзаж. 1854 г. 212. Малахов курган (Место, где смертельно был ранен Корнилов). 1893 г. 213. Марина. 1892 г. 214. Мельница на берегу моря. 1851 г. 215. Минная атака катерами парохода Великий князь Константин турецкого броненосца Ассари-Шевкет на Сухумском рейде 12 августа 1877 года. 1877 г. 216. Море в лунную ночь. 1858 г. 217. Море на фоне гор. 1880 г. 218. Море ночью. 1861 г. 219. Море ночью. 220. Море перед бурей. 1856 г. 221. Море с кораблем. 1884 г. 222. Море с кораблем. 223. Море с розовым облаком. 224. Море у скалистого берега. 1851 г. 225. Море. 226. Море. 227. Море. 228. Море. 229. Море. 1864 г. 230. Море. 1867 г. 231. Море. 1881 г. 232. Море. 1882 г. 233. Море. 1895 г. 234. Море. 1898 г. 235. Море. 1898 г. 236. Море. Закат. 1896 г. 237. Море. Коктебель. 1853 г. 238. Море. Скалы. 1889 г. 239. Море. Солнечный день. 240. Море. 241. Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года. 1846 г. 242. Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846 г. 243. Морское сражение при Ревеле 2 мая 1790 года. 1846 г. 244. Морской берег (Крымское побережье у Ай-Петри). 1890 г. 245. Морской берег. 1840 г. 246. Морской берег. 1861 г. 247. Морской берег. Волна. 1880 г. 248. Морской бой. 1855 г. 249. Морской вид при луне. 1878 г. 250. Морской вид с часовней на берегу. 1845 г. 251. Морской вид. 1841 г. 252. Морской вид. 1855 г. 253. Морской вид. 1865 г. 254. Морской вид. 1867 г. 255. Морской вид. 1892 г. 256. Морской вид. 1895 г. 257. Морской вид. 1899 г. 258. Морской вид. 1900 г. 259. Морской вид. 260. Морской залив. 1842 г. 261. Морской пейзаж в Крыму. 1866 г. 262. Морской пейзаж при луне. 1849 г. 263. Морской пейзаж. 264. Морской пейзаж. 265. Морской пейзаж. 1850-е г. 266. Морской пейзаж. 1870 г. 267. Морской пейзаж. 1871 г. 268. Морской пейзаж. 1878 г. 269. Морской пейзаж. 1898 г. 270. Морской пейзаж. Коктебель. 1889 г. 271. Морской пейзаж. 272. Морской пролив с маяком. 1841 г. 273. Мхитаристы на острове св. Лазаря. Венеция. 1843 г. 274. На берегу. 1878 г. 275. На морском берегу. 276. На острове Крит. 1867 г. 277. На рейде. 1874 г. 278. Набережная восточного города. 1852 г. 279. Наполеон на острове Святой Елены. 1897 г. 280. Неаплитанский залив в лунную ночь. 1858 г. 281. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г. 282. Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий. Начало 1840-х г. 283. Неаполитанский залив в туманное утро. 1874 г. 284. Неаполитанский залив ночью. 1895 г. 285. Неаполитанский залив ранним утром. 1897 г. 286. Неаполитанский залив утром. 1843 г. 287. Неаполитанский залив утром. 1893 г. 288. Неаполитанский залив. 1841 г. 289. Неаполитанский залив. 1845 г. 290. Неаполитанский залив. Вид Везувия. 1879 г. 291. Неаполитанский маяк. 1842 г. 292. Неаполь в лунную ночь. Везувий. 1870-е г. 293. Нева. 294. Ночной Константинополь. 1886 г. 295. Ночной пейзаж. Венеция. 296. Ночь в Амальфи. 1854 г. 297. Ночь в Венеции. 1861 г. 298. Ночь в Крыму. Вид на Аю-Даг. 1850 г. 299. Ночь на море. 300. Ночь на море. 301. Ночь на Черном море. 1879 г. 302. Ночь на Черном море. 303. Ночь. Голубая волна. 1876 г. 304. Ночь. Трагедия в Мраморном море. 1897 г. 305. Ночь. 306. Облака над морем. Штиль. 1889 г. 307. Облако над тихим морем. 1877 г. 308. Одесса. 1840 г. 309. Океан. 1896 г. 310. Осада Севастополя. 1859 г. 311. Остров Иския. 1892 г. 312. Остров Патмос. 1854 г. 313. От штиля к урагану. 1892 г. 314. Парусник в бурю. 1886 г. 315. Парусник в море. 1881 г. 316. Парусник в море. 1884 г. 317. Парусник у берегов Крыма в лунную ночь. 1858 г. 318. Парусник. 1859 г. 319. Пейзаж с Везувием. 1896 г. 320. Пейзаж с парусником. 321. Пейзаж со шхуной. 1870-1880-е г. 322. Первый поезд в Феодосии. 1892 г. 323. Перед Алупкой в Крыму (Лодка в море). 1894 г. 324. Перед боем. Корабль Константин. 1872 г. 325. Переход евреев через Красное море. 1891 г. 326. Петербургская биржа. 1847 г. 327. Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим. 1846 г. 328. Побережье в Амальфи. 1841 г. 329. Порт ла Валетта на острове Мальта. 1844 г. 330. Портрет вице-адмирала М.П. Лазарева. 1839 г. 331. Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции. 1899 г. 332. После бури. 1854 г. 333. После бури. Восход луны. 1894 г. 334. После бури. 335. После кораблекрушения. 336. Приближение бури. 1877 г. 337. Прибой у берегов Крыма. 1880 г. 338. Прибой у крымских берегов. 1892 г. 339. Прибой. 1893 г. 340. Прибой. 1895 г. 341. Прибой. 1897 г. 342. Приезд Екатерины II в Феодосию. 1883 г. 343. Приезд Петра I на Неву. 1853 г. 344. Приморский город. Вид Ялты. 1866 г. 345. Пристань в Феодосии. Середина XIX в. 346. Прощание А.С. Пушкина с морем. 1877 г. 347. Прощание. 1869 г. 348. Прощание. 1895 г. 349. Путешествие Посейдона по морю. 1894 г. 350. Пушкин на берегу Черного моря. 1887 г. 351. Радуга. 1873 г. 352. Ревель. 1844 г. 353. Река Риони. Грузия. 1870-е г. 354. Русская эскадра на Севастопольском рейде. 1846 г. 355. Русский и французские фрегаты. 1858 г. 356. Рыбаки на берегу моря. 1852 г. 357. Свеаборг. 1844 г. 358. Севастополь. 359. Севастопольский рейд. 1852 г. 360. Сигнал бури. 1851 г. 361. Сильный ветер. 1856 г. 362. Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя). 1853 г. 363. Синопский бой. 1853 г. 364. Скалистый остров. 1855 г. 365. Скалы в тумане. 1890 г. 366. Смольный монастырь. 1849 г. 367. Смольный монастырь. Закат солнца. 1847 г. 368. Смотр Черноморского флота в 1849 году. 1886 г. 369. Сорренто. Морской вид. 1842 г. 370. Сорренто. Морской вид. 1842 г. 371. Сотворение мира. 1864 г. 372. Спасающиеся от бури. 1872 г. 373. Спасающиеся от кораблекрушения. 1844 г. 374. Спокойное море. 1863 г. 375. Среди волн. 1898 г. 376. Старая Феодосия. 1839 г. 377. Старая Феодосия. 1845 г. 378. Тихое море. Скалистый берег. 1860-е г. 379. Тихое море. Скалистый берег. 1860-е г. 380. Тонущий корабль. 1854 г. 381. Трапезунд с моря. 1856 г. 382. Трапезунд с моря. 1875 г. 383. Туманное утро в Италии. 1864 г. 384. Туманное утро. 385. У берегов Ялты. 1864 г. 386. У берегов Ялты. 1864 г. 387. У берегов. 1875 г. 388. У крымских берегов. 1890-е г. 389. Ураган на море. 1850 г. 390. Ураган. 1899 г. 391. Утро на море. 1849 г. 392. Утро на море. 1883 г. 393. Утро на морском берегу. Судак. 1856 г. 394. Утро после бури. 1888 г. 395. Утро. 1851 г. 396. Утро. Морской залив. 1878 г. 397. Феодосия. Восход солнца. 1852 г. 398. Феодосия. Закат солнца. 1865 г. 399. Феодосия. Лунная ночь. 1852 г. 400. Феодосия. Лунная ночь. 1880 г. 401. Финский залив. 1848 г. 402. Флот в виду Севастополя. 1890 г. 403. Фрегат на море. 1838 г. 404. Фрегат под парусом. 1838 г. 405. Хаос. Сотворение мира. 1841 г. 406. Хождение по водам. 1888 г. 407. Хождение по водам. 1890-е г. 408. Христофор Колумб. 1880 г. 409. Часовня на берегу моря. 1847 г. 410. Часовня на берегу моря. 411. Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881 г. 412. Черноморский флот в Феодосии. 1890 г. 413. Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. 1848 г. 414. Чесменское сражение. 1886 г. 415. Штиль на море. 1876 г. 416. Штиль на море. 1879 г. 417. Штиль. 1885 г. 418. Штиль. 1885 г. 419. Штиль. Вид Капри (Средиземное море). 1892 г. 420. Шторм. 1861 г. 421. Шторм. Парусник. 422. Шхуна под парусами. 423. Эскадра Черноморского флота перед выходом на Севастопольский рейд. 1895 г. 424. Ялта. 1838 г. 425. Ялта. 1878 г. 426. Ялта. 1899 г. 427. Ялта. Горы ночью.
Скачать картины Айвазовского (82 МБ)
txapela.ru
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) педагог-психолог
|
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)
Биография
В 1837г. Айвазовский получил большую золотую медаль за работу «Штиль на Финском заливе».
Число написанных Иваном Айвазовским картин простирается до 5000.
Особенности работ мастераОсновным характерным признаком всех картин Айвазовского является лиризм.
гроза на море;
У Ивана Константиновича Айвазовского нет учеников, нет последователей, так как внешняя техника, которую можно передать и которой можно научить, занимает в его работах далеко не первое место.
Используемая литература:
Спасибо за внимание!Дворец Дожей в Венеции при луне 1878г.Радуга 1873г.Черное море 1881г.Смотр Черноморского флота в 1849г. 1856г.Утро на море 1849г.Девятый вал 1850г.Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент 1846г. |
Похожие:
Иван Константинович АйвазовскийАйвазовский, Иван Константинович, профессор живописи, лучший русский маринист. Родился 17 июля 1817 года в Феодосии, умер 19 апреля... | Иван константинович айвазовский (1817-1900) | ||
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) – выдающийся русский художник-маринист армянского происхожденияАйвазовский Иван Константинович (1817-1900) выдающийся русский художник-маринист армянского происхождения | Иван Константинович Айвазовский 17. 07. 1817 02. 04. 1900Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Тернер пишет восторженную оду в честь одной из его картин | ||
Иван Константинович Айвазовский 1817–1900Три Папы Римских — Павел III, Григорий VIII и Климент VII — приговаривали фреску Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле... | Айвазовский иван константинович жизнь и творчествоРодился в Феодосии 17 (29) июля 1817 в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств у М. Н. Воробьева... | ||
Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских. 17 | Иван Константинович Айвазовский... | ||
Психолог-педагог… Краткое описаниеПедагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения,который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим... | Педагога-психолога мбдоу дс кв №281 Педагог-психолог высшей квалификационной категории Югова Татьяна ВикторовнаЧелябинска учитель физики и астрономии, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог |
rpp.nashaucheba.ru