ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ - ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК-МАРИНИСТ. Айвазовский маринист картины


Художник-маринист Айвазовский

Однажды побывав в Феодосии на набережной, я был поражен количеством живописных малоизвестных картин, но талантливых современных художников-маринистов. Каждые из них оригинальны, и написаны одаренными людьми. И это не случайно, ведь именно в этом месте жил и трудился над своими шедеврами искусства великий живопись И.К.Айвазовский, в честь которого здесь открыта картинная галерея.

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в городе Феодосия в семье армянского предпринимателя. Склонность юного Айвазовского к рисованию была замечена бывшим градоначальником Феодосии А.И. Казначеевым, оказавшим ему поддержку при поступлении и обучении в Симферопольской гимназии (1831-1833). Так юный художник попал в Таврическую гимназию в городе Симферополе. Об учебе и успеваемости И. К. Айвазовского в музее говорит свидетельство, датированное 1833 годом: «Ученик гимназии 2-го класса из мещанского звания - Иван Гайвазовский, поступив в Таврическую гимназию в 1831 году августа 15 дня, обучался в первых двух классах оной по нижеписанное число, как из засвидетельствования учителей гимназии явствует, российской грамматике и логике, всеобщей российской истории и географии, начальным основам алгебры и геометрии, начальным правилам немецкого языка с успехом изрядным, начальным правилам латинского и французского языков - с хорошим, начаткам зоологии и линейному рисованию - с очень хорошим, вообще рисовальному искусству - с превосходным...».

В 1833 году Айвазовский поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе. Шестилетний курс академии художеств был окончен Айвазовским за 4 года в 1837 году. С золотой медалью I степени, дававшей ему право на бесплатную поездку за границу. Предваряя эту поездку, весною 1838 года, 20-летний художник отправился в Крым для совершенствования своего мастерства.

Во время пребывания в Крыму И.К.Айвазовский принимает участие в десантной операции генерал-лейтенанта Н.Н. Раевского у берегов Кавказа. В результате участия в боевых операциях Айвазовский три раза изобразил десант у Субаши: первый раз - тотчас по возвращении в Феодосию, а второй и третий - много лет спустя, в 80-е годы. Тогда же, во время десанта, И.К. Айвазовский познакомился с русскими флотоводцами М.П Лазаревым, В.А.Корниловым, П.С.Нахимовым.

Отчетная выставка в Петербурге в 1844 году принесла И.К.Айвазовскому известность. Ему присуждается звание академика и звание живописца главного морского штаба с правом ношения мундира морского министерства. Тогда же он получает заказ изобразить морские крепости и стоянки флота. Из этого путешествия он привез большое количество прекрасно исполненных рисунков, которые отмечаются зрелым мастерством, тщательностью проработки и точностью передачи понравившегося ему пейзажа или береговых укреплений. Не пользуясь светотенью, простым графитным карандашом, на желтоватой бумаге, чуть тронув белилами, он достигал эффектов передачи глубины и объема.

В 1840 году художник-маринист И.К. Айвазовский был направлен по заданию Академии в Италию, где он много и плодотворно работает, изучая классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ.

Парижский Совет Академий награждает Айвазовского золотой медалью. По возвращении в Россию художник-маринист получает звание академика, после чего его направляют в Главный морской штаб, где И. К. Айвазовскому поручают нарисовать ряд балтийских видов. Будучи живописцем Главного морского штаба, художник-маринист принимает участие в ряде военных операций, создавая картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал «Чесменский бой».

картина «Чесменский бой»

картина «Синопская битва»

Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его «Девятый вал», написанный в 1850 году.

картина «Девятый вал»

Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат.

возвращение Айвазовского в Феодосию

Любовь И.К. Айвазовского к Феодосии сказалась в постоянной и очень активной деятельности, направленной на развитие и улучшение города. За время жизни Айвазовского в Феодосии город сильно изменился и вырос. Во многом этому способствовал сам Айвазовский. Больших хлопот стоило ему проведение железной дороги в Феодосию и постройка порта в городе. К выдвинутому Айвазовским предложению построить торговый порт в Феодосии многие отнеслись скептически. За короткое время, с 1892 по 1894 год, был построен самый большой в Крыму торговый порт. Началось быстрое развитие Феодосии. В связи с постройкой порта возник вопрос о снабжении питьевой водой порта и города, рост которого был неизбежен. Крым издревле страдал от отсутствия воды. Феодосия особенно в летние месяцы бедствовала без воды. Айвазовский и в этом случае пришел на помощь. В 1880 году он передал в собственность города воду из своего имения «Субаш». Естественно, что население было благодарно Айвазовскому. В ознаменование его дара город поставил на бульваре красивый фонтан-памятник - бронзовую женскую статую, держащую в руке раковину, из которой в каменный бассейн падала струя воды. У ног фигуры была помещена украшенная лаврами палитра, на ней надпись: «Доброму гению». Второй фонтан из мрамора был построен в центре города на средства и по проекту самого художника. На нем написано: «Фонтан И.К. Айвазовского». Третий фонтан художник-маринист поставил на базарной площади и посвятил его памяти А.И. Казначеева.

И.К.Айвазовский отличался жаждой деятельности. Художник обладал не только большим живописным дарованием, но и живым, деятельным, отзывчивым характером и умом, который обращал на благо людям. В 1853 году он обратился в министерство уделов с предложением произвести археологические раскопки древних курганов в окрестностях Феодосии. Получив необходимое разрешение, инструменты и денежные средства, Иван Константинович произвел пробные раскопки пяти курганов, давшие ценные научно-художественные материалы. И здесь, как и во всем, ему сопутствовала редкая, необыкновенная удача. В течение лета 1853 года он раскопал 80 курганов. В одном из них с женским погребением были найдены золотые ювелирные украшения IV века до нашей эры. Они до сегодняшнего дня находятся среди наиболее ценных в художественном отношении коллекций особой кладовой государственного Эрмитажа в Ленинграде. Айвазовский, естественно, был заинтересован в сохранении и изучении материалов, связанных с прошлым Крыма. В 1871 году он построил в Феодосии новое здание для археологического музея на горе Митридат. Внешне оно напоминало здание Керченского музея, но было построено в более скромных масштабах.

некоторые картины художника-мариниста И.К. Айвазовского

картина «Кораблекрушение»

Тема бурь и кораблекрушений нашла отражение во многих работах художника. В картине 1843 года «Кораблекрушение», стремясь потрясти воображение зрителя ужасной катастрофой, он нагромождает страшные эпизоды, сгущает краски грозового неба. Но нарочитости в картине не чувствуется.

картина «Неаполитанский залив ночью»

Искренность, свойственная творчеству И.К. Айвазовского, придает убедительность изображенным событиям. По воспоминаниям об итальянской природе в 1850 году написана картина «Неаполитанский залив ночью», в которой реалистично передан лунный свет и мягкий золотистый туман.

картина «Восход луны»

Родная природа воспета художником в картине «Восход луны», написанной в 1899 году, изображающей море после бури. На пустынном берегу обломки разбитого корабля, выброшенного волнами. Простыми средствами правдиво передан восход луны.

Мастерски Айвазовским в 1848 году написан романтический крымский пейзаж «Вечер в Крыму. Ялта», где передана панорама южного берега: вдали маленькие домики Ялты в глубине залива, на горизонте силуэт Аю-Дага, среди зелени - дворец Ореанды. На первом плане - живописные скалы и пара всадников в восточных одеждах. Тонко передан рассеянный вечерний свет, дальние горы, выписанные розовыми силуэтами в золотистом тумане, штиль на море и высокое небо.

Картина 1853 года «Море. Коктебель» изображает заход солнца в Коктебельской бухте, когда последние его лучи озаряют взволнованное море, а силуэт Кара-Дага тонет в лиловом сумраке.

Правдиво передано ощущение тревоги в природе перед бурей. Виртуозен ночной пейзаж «Море. Симеиз» (1864 год). Луна озарила море, окрасив его фосфорическим светом, рассыпавшимися искрами на гребнях волн. Темным силуэтом выделяются на горизонте горы. Чуть мерцает огонек костра, служащий маяком кораблю, борющемуся с утихающей бурей. Картина выдержана в темной зеленоватой гамме.

Голубая марина «Солнечный день» 1884 года изображает морской пейзаж с кораблями. Солнце искрится в жемчужной пене голубых волн. На горизонте серые отроги гор.

Одна из лучших работ зрелого периода творчества И.К. Айвазовского - «Буря на Северном море» 1865 года. С большой эмоциональной силой изображены маленькие фигурки отважных людей, борющихся со стихией. Высота ночного грозового неба, просторы моря с громадными волнами, усиливают трагизм ситуации.

Картина «Кораблекрушение» 1876 года изображает бурю, разразившуюся у высоких скал, освещенных последними лучами заходящего солнца.

Картина «Приезд Екатерины II в Феодосию» написанная 1883 года к 100-летию присоединения Крыма к России. Объезжая Тавриду, Екатерина II посетила Феодосию. Карета остановилась на дороге. С небольшой свитой императрица вышла на берег, приветствуя море. На втором плане изображен старый город с древними башнями и крепостными стенами. Мастерски написано небо с объемными облаками и море с прозрачной изумрудной волной.

Картина «Взрыв корабля» 1900 года на тему национально-освободительной борьбы греческого народа осталась незавершенной.

картина «Первый поезд в Феодосии»

художник-маринист И.К. Айвазовский

Ночью 19 апреля 1900 года И.К. Айвазовский умер от кровоизлияния в мозг на 83-м году жизни. Он похоронен в старой Феодосии в ограде армянской церкви Святого Сергия. На белом мраморе надгробного памятника высечены надписи на русском и армянском языках: «Профессор И.К. Айвазовский, 1817- 1900» и «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». Между окон экспонируются портреты: два портрета И.К.Айвазовского, написанные И.Н. Крамским и В.Л. Тропининым. А также два портрета Анны Никитичны, жены художника, написанные И.К. Айвазовским.

korabley.net

Великий маринист (К 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского)

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин «Прощание Пушкина с морем»

В сознании многих поколений людей И.К. Айвазовский был и остаётся певцом моря. Никто не изображал море так поэтично и вдохновенно, как Айвазовский. В своих многочисленных маринах он показал нам море в его беспредельной дали, в колдовстве лунных ночей, в грозном неистовстве бурь, в светозарных восходах и заходах… Более 6 тыс. картин у этого художника, и большинство из них – морские пейзажи. Большинство, но не все. Иногда ошибочно утверждают, что Айвазовский писал только море. Это не так. Писал он картины и на другие сюжеты и даже портреты.

Вот сегодня мы и поговорим с вами об этом художнике, о его картинах, о его делах и поступках, которые были не менее замечательными, чем его художественные полотна.

Из биографии И.К Айвазовского

И. Айвазовский. Автопортрет 1874 г.

Если говорить сухим языком биографов, то рассказ получится примерно таким. Родился в армянской купеческой семье, потомки которой перебрались в Феодосию (Крым) ещё в XVIII в. В семье было 2 сына и 3 дочери. Иван Айвазовский (Ованес) был старшим. Художественные и музыкальные способности проявились у него в раннем детстве. Он самостоятельно научился играть на скрипке.

А если рассказывать о художнике с житейской точки зрения, то это будет так.

Когда художник был еще маленьким мальчиком, больше всего он любил рисовать. Бумаги и карандашей у него не было, поэтому он рисовал углем на белых стенах крымских домов. Эти рисунки заметил феодосийский градоначальник Казначеев (теперь бы мы сказали: мэр города). С его помощью мальчика отправили учиться в Петербургскую Академию художеств. После ее окончания молодой художник Айвазовский решил навсегда поселиться в Феодосии. Он построил на берегу моря дом, в котором жил и писал картины и который потом завещал родному городу в качестве музея.

Вот здесь хочется сказать об Айвазовском как о меценате.

Айвазовский-меценат

Меценат – это человек, который добровольно и безвозмездно оказывает материальную помощь из личных средств для развития науки и искусства.  За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский много сделал для своего родного города Феодосии.

В Феодосии не было железной дороги и морского порта. Они были построены благодаря усилиям Айвазовского. В 1892 г. была открыта железнодорожная линия Феодосия-Джанкой.

Железнодорожный вокзал станции Феодосия

В городе не хватало питьевой воды, и Айвазовский подарил горожанам воду из источника своего загородного имения.

Фонтан Айвазовского

Благодаря Ивану Константиновичу в Феодосии были открыты Музей древностей, библиотека и художественная школа.

Здание Феодосийского краеведческого музея (Музей древностей)

После смерти художника его дом и все картины в нём были подарены городу – так в Феодосии появилась своя картинная галерея.

Картинная галерея Ивана Айвазовского в Феодосии

А вот фонтан «Доброму гению» открыли в Феодосии в 2004 г. уже в память о выдающемся художнике Иване Константиновиче Айвазовском, который много сделал для своего родного города.

Фонтан «Доброму гению»

Путешествия И. Айвазовского

За хорошую учёбу в Петербургской Академии художеств Айвазовский был поощрён поездкой за границу. Он посетил Италию (Венецию, Флоренцию, Сорренто), Францию, Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию, Испанию и др. страны. Но это было не просто путешествие, а продолжение учёбы: изучение различных художественных школ, знакомство с художниками других стран.

Айвазовский-баталист

Батальная живопись – (от фр. bataille – битва) – жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

В 1844 г. Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России и с глубоким интересом и патриотическим чувством обращается к теме воинской славы и героизма русских моряков. Он был знаком и дружил с русскими адмиралами Нахимовым, Лазаревым, Корниловым. Его картины можно считать летописью подвигов русского военно-морского флота.

И. Айвазовский «Наваринский бой»

Он изобразил Наваринский бой – бой во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг., завершившийся взятием русскими силами Первой архипелагской экспедиции турецкой крепости Наварин.

И. Айвазовский «Чесменский бой»

Чесменский бой – картина посвящена исторической победе русского военного флота над турецким в Чесменском бою 25-26 июня 1770 г.

И. Айвазовский «Синопский бой»

Синопский бой – разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом в ноябре 1853 г. под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова.

Две картины Айвазовский посвятил подвигу брига Меркурий.

И. Айвазовский «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»

В мае 1829 г., во время Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, чем увековечил своё имя и за что был награждён кормовым Георгиевским флагом.

Много интересных картин посвящено обороне Севастополя (1854-1855 гг.). Севастополь был главной базой Черноморского флота в Крымской войне. Айвазовский находился там, организовал в Севастополе выставку своих батальных картин и отказывался покинуть осаждённый Севастополь. Только после официального приказа Корнилова и долгих уговоров Айвазовский уезжает из города. Спустя почти 40 лет после окончания Крымской войны Айвазовский пишет картину «Малахов курган» — дань памяти героям обороны Севастополя. Картина изображает двух уже немолодых участников той войны, склонившихся у мемориального креста на месте, где был смертельно ранен вице-адмирал Корнилов.

И. Айвазовский «Малахов курган»

С 1847 г Айвазовский становится профессором Петербургской Академии художеств. Он был также членом европейских академий: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Морские пейзажи Айвазовского

Самым известным морским пейзажем Айвазовского является картина «Девятый вал» (1850). Она хранится в Русском музее в Петербурге.

И. Айвазовский «Девятый вал»

Художник изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них (девятый вал) вот-вот обрушится на людей, которые пытаются спастись на обломках мачты. Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией.

Но что-то подсказывает, что люди будут спасены – всходящее из-за туч солнце, тёплые краски на полотне, которые обнадёживают. Люди ждут спасения – и не напрасно, ведь кто-то их видит в этой, казалось бы, непроглядной морской стихии; кому-то ведь они машут красным флажком? Возможно, где-то поблизости проплывает корабль?

Кроме данной картины, известны многие другие морские пейзажи художника: «Море», «Радуга», «Черное море» и др.

И. Айвазовский «Чёрное море»

Море изображено тёмными красками. Оно начинает штормить, а вдали на горизонте показался корабль. Ничего особенного в этой картине нет. Но передано чувство приближающегося ненастья, и цвет волн изображён реалистически точно.

И. Айвазовский «Радуга»

На этой картине также изображено бушующее море с гибнущим кораблем у скалистого берега. Сюжет изображён так, как будто художник сам побывал среди стихии.

Ветер срывает водяную пыль с гребней бушующих волн. Сквозь вихрь едва заметны очерки скалистого берега и силуэта тонущего корабля. Мачты его целы, паруса не спущены, возможно причиной крушения стала вовсе не буря, а подводный риф. Корабль постепенно спускается на дно.Моряки пытаются спастись на шлюпках, скользящих по воде. Люди измучены борьбой со стихией.

Но вдруг на небе появляется радуга, обещающая спасение. Она как мираж, то исчезает, то мерцает – чарующая, призрачная. Волны утихают и уже не несут особой опасности.

Передний план картины отличается от дальнего не только эмоциональным настроением, но и цветом. Напряжение постепенно сменяется спокойными и светлыми оттенками голубых, зелёных, лиловых тонов.

Море изображено Айвазовским в различных ракурсах, в любую погоду, в любое время года и кажется, что он не уходил с побережья никогда. На самом деле, он не работал на природе, но просто наблюдал море всегда, с самого раннего детства, а потом шёл в мастерскую и создавал свои знаменитые полотна. Но всё же более половины его работ – виды штормового моря. Изображая разбушевавшуюся стихию, художник изображал и борющихся с этой стихией, помогающих друг другу людей. Человек не сдаётся, человек победит – в этом девизе художника отразился его глубочайший оптимизм и вера в человека.

Другие пейзажные работы Айвазовского

Мы уже говорили с вами о том, что морская тема – не единственная в творчестве художника. У него много и сухопутных пейзажей. Давайте рассмотрим их.

И. Айвазовский «Зимний пейзаж»

И. Айвазовский «Зимняя сцена в Малороссии»

И. Айвазовский «Чумаки в Малороссии»

Чумаки (возчики, виноторговцы, солеторговцы) – так называли на Юге России перевозчиков и торговцев, которые занимались доставкой товаров: соли, рыбы и т.д.

И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены»

А вот интересная картина Айвазовского «Наполеон на острове Святой Елены» (1897).

В 1897 г. исполнялось 85 лет бесславному походу Наполеона на Россию. Наполеон в эти годы в умах и сердцах интеллигенции был уже романтическим героем. Он сам создал этот образ в сознании современников, когда добровольно сдался англичанам и был сослан на неприступный и малопригодный для жилья остров Св. Елены в Атлантическом океане. Этот остров и сейчас труднодоступен – туда можно добраться только на корабле.1 января 1817 г бывший император сделал следующую запись в своем дневнике: «Венец мученика – единственная вещь, не хватающая моей известности. Я носил императорскую корону Франции, железную корону Италии; Англия же дала мне теперь, – еще больший и еще более великолепный, изношенный нашим Спасителем, – терновый венец».

Наполеон изображён на картине едва заметной фигуркой на фоне моря, но в очертаниях этой фигурки ясно вырисовывается образ Наполеона со скрещёнными на груди руками.

Другие темы в творчестве Айвазовского

Айвазовский также писал картины на темы из армянской истории и на библейские темы. Художник расписал фресками феодосийскую церковь Сурб-Саркис (церковь святого Сергия), где он был когда-то крещён и впоследствии похоронен. Фрески, к сожалению, не сохранились.

Но мы покажем вам одну картину на библейский сюжет – «Хождение по водам».

И. Айвазовский «Хождение по водам»

В Евангелии говорится о том, что, когда ученики Христа (апостолы) отплыли на другой берег моря, Христос оставался с людьми и беседовал с ними до глубокой ночи, потом взошёл на гору и молился. А затем отправился прямо по воде догонять своих учеников. Они, увидев идущего по воде Христа, испугались, приняв Его за привидение. И тогда Он сказал им: «Не бойтесь, это Я». Петр сказал Ему: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде».

Он же сказал: «Иди». И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи! спаси меня».

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: «Маловерный! Зачем ты усомнился?»

И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

Именно этот сюжет изображён на картине.

Ещё об одной теме картин Айвазовского хотелось бы вам рассказать.

Айвазовский и Пушкин

Считается, что Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии. Возможно, это действительно так.

Поэт и художник были современниками и знали друг друга, хотя знакомство их было недолгим из-за смерти Пушкина.

Когда Айвазовский учился в Академии художеств в Петербурге, профессор Воробьев обучал академистов живописи с большим знанием дела, заботился о каждом из них, как о родном сыне. Юноши любили собираться в мастерской Воробьева по вечерам на беседы и чтения. Один из таких сборов был посвящен чтению недавно вышедшего романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главы его читали по очереди вслух.

В сентябре 1836 г. на осенней выставке Академии художеств Айвазовского познакомили с поэтом, А.С. Пушкин очень хорошо отозвался о его работах и пожелал начинающему художнику творческих удач.

«С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», – вспоминал Айвазовский. Спустя год Пушкин погиб на дуэли.

Но многие его стихи глубоко волновали Айвазовского на протяжении всей жизни. Особенно был близок, понятен и дорог художнику поэтический образ Крыма – этого волшебного края, который воспел поэт в своих бессмертных строках.

В последние годы жизни художник создал целый цикл работ, на которых были помещены изображения Пушкина (6 картин). Но сам Айвазовский не был удовлетворен ими: он хорошо знал ограниченные свои возможности в написании портретов.

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин «Прощание Пушкина с морем». 1877. Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург)

Большая часть этих произведений по существу и не являлась портретами в общепринятом понимании. Фигура Пушкина служила как бы дополнением к пейзажу, кроме одной, написанной совместно с И.Е. Репиным картины «Прощание А.С. Пушкина с Черным морем». На ней мы видим поэта, стоящего на скалистом берегу. Сняв шляпу, он обращается в последний раз к любимому морю:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красотой!

Вся свободная и непреклонная натура поэта была похожа на свободное море. Пушкин и море на этой картине неразделимы.

А вот другая картина художника: «А.С. Пушкин на берегу Чёрного моря».

И. К. Айвазовский «А. С. Пушкин на берегу Чёрного моря» (1887). Художественный музей им. В. В. Верещагина (Николаев)

Художник прожил долгую жизнь, его картины одинаково хорошо знают и русские, и англичане, и французы, и голландцы. Любая его картина по праву считается украшением любой коллекции.

Умер Айвазовский на 83-м году жизни в Феодосии, оставив своему любимому городу свою картинную галерею: в ней выставлено более 400 картин художника.

И.К. Айвазовский говорил: «Для меня жить – значит работать». Написав первую картину в 18 лет, он не оставлял кисти на протяжении десятилетий – к 1900 г. им было создано более 6 тысяч картин и графических рисунков. И даже в день смерти он работал – осталось незавершённым его последнее полотно «Взрыв корабля».

www.palitra.co

Что изображают на картинах художники-маринисты? Известные живописцы, работавшие в этом жанре

Вы знаете, как работают художники-маринисты и какие именно картины они пишут? Наша статья будет рассказывать именно об этом, а еще об одном из самых известных талантливых живописцев, выбравшем для себя основным именно этот жанр, - Иване Константиновиче Айвазовском - и других мастерах морского пейзажа.

Море, море

Есть такое направление в пейзажной живописи - маринистика, в котором в качестве натуры выступают исключительно прекрасные морские виды. Море на таких картинах можно увидеть в любом виде: тихом и ласковом или, наоборот, грозном и штормовом. Художники-маринисты - это те люди, которые целиком или частично посвятили себя рисованию таких морских пейзажей (марин).

художники маринисты

Их можно понять. Разве бывает что-то прекрасней морей и океанов с их завораживающей дух широтой, безмерностью и небесной синью, переливающейся в лучах солнца тысячами нежнейших оттенков? А эта красота цвета волн! Такие пейзажи во все времена пользовались громадной популярностью у любителей живописи.

Во французском языке есть слово marine, в итальянском - marina, и оба они ведут свое происхождение от латинского marinus, что означает - "морской" или "морская". Слова "маринистика" (обозначающее жанр живописи, о котором рассказывается в нашей статье) и "маринисты" являются однокоренными со всеми перечисленными иностранными выражениями, всех их объединяет одно и то же.

Самые известные художники-маринисты

Одним из самых замечательных представителей русской и мировой маринистики является, конечно же, И. К. Айвазовский. О его творчестве в нашей статье будет рассказано подробнее. Но было бы несправедливо совсем ничего не сказать о некоторых других мастерах данного жанра.

русский художник маринист

Вот их имена: русские живописцы Беггров А. К. и Боголюбов А. П., талантливый художник, работавший при Советском Союзе, - Зебек В. Е., датчанин Соренсен К. Ф., англичанин Уильям Тернер. А как мастерски удавалось изображать море с плывущими по его волнам корабликами знаменитому на весь мир импрессионисту Клоду Моне! И даже Винсент Ван Гог иногда рисовал прекрасные марины в своем неподражаемом стиле.

Иван Константинович Айвазовский

Как и было обещано, сейчас мы расскажем о гениальном живописце - Айвазовском. Многие профессиональные искусствоведы и простые любители изобразительного искусства сходятся во мнении, что никакие другие художники-маринисты не смогли достичь такого высочайшего уровня мастерства, как он. Этот человек жил и работал в 19-м веке. Будущий талант появился на свет в армянской семье в 1817 году. У мальчика очень рано проявились необыкновенные способности к рисованию. К чести родителей, они всячески поощряли наклонности ребенка и старались их развивать, приглашая в дом толковых учителей.

Когда Иван подрос, он был принят студентом в Академию художеств в Санкт-Петербурге, там он учился в пейзажном классе. Первая работа, которую представил зрителям художник Айвазовский, носила название "Этюд воздуха над морем". Уже по этому произведению критики поняли, что молодого живописца ожидает блестящее будущее. Его посылают в Крым с заданием написать целый ряд местных пейзажей. В дальнейшем Иван Константинович едет в Италию, где тщательно изучает классическую живопись.

художник айвазовский

По возвращении на родину Айвазовский становится академиком и направляется в Главный морской штаб. Там ему надлежит рисовать балтийские виды. Молодому художнику довелось принимать участие в некоторых военных операциях, его морские батальные сцены, можно сказать, написаны с натуры. Русский художник-маринист написал за свою жизнь огромное множество картин, их можно увидеть в Третьяковской галерее, в Эрмитаже, в Русском музее.

У Айвазовского море предстает как будто основой природы. Изображая его, живописец запечатлел все нюансы жизни могучей стихии, ее божественную красоту и гармонию.

Самые знаменитые картины Айвазовского

Перечислить названия всех полотен великого мариниста невозможно, поэтому мы назовем лишь некоторые из них, самые знаменитые. И начнем, конечно же, с "Девятого вала", грандиозного полотна, которое художник Айвазовский написал в 1850 году. Наверняка вы помните, что изображено на этой картине: штормовое безбрежное море, люди, спасающиеся на утлых обломках корабля, и огромная волна, надвигающаяся на них.

известные художники маринисты

Другие известные картины мастера: "Лунная ночь в Крыму", "Неаполитанский залив", "Венеция", "Спасающиеся от кораблекрушения", "Бухта "Золотой Рог" в Турции", "Закат на море", "Вечер в Крыму", "Чесменский бой", "Буря", "Морской берег", "Взятие Севастополя", "Вид на Венецию со стороны Лидо", "Берег моря", "Свеаборг", "Неаполитанский маяк", "Вид на венецианскую лагуну", "Капри. Лунная ночь" и др.

Заключение

Художники-маринисты подарили миру множество чудесных пейзажей. Быть творцом - это величайший дар, который только может получить человек от Бога. Как знать, может быть, вы - человек, читающий эти строки, тоже обладаете уникальным художественным талантом. В таком случае, почему бы не взять в руки кисти с красками и не попробовать реализовать его на практике? Ведь начать создавать прекрасное можно в любом возрасте!

fb.ru

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ - ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК-МАРИНИСТ » Силламяэский Общественный Новостной Портал

 

 

 

 

 

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ - ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК-МАРИНИСТ

Автопортрет И. Айвазовского (1874) 

 

В этот день, 29 июля 1817 года (по старому стилю 17 июля), родился Иван Константинович Айвазовский (настоящее имя - Ованнес Айвазян) - великий русский художник-маринист. Наиболее выдающийся русский художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.

"…художник Главного морского штаба имел в кармане мундира секрет, при помощи которого умел делать на полотне воду мокрой…" — Конецкий В.В. Солёный лёд. В шторм и штиль

В 1844 году Иван Константинович стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

 

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 90 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).

Известного английского мариниста У. Тёрнера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:

 

"Великий художник! Прости за ошибку, молю,

Когда я принял за окно картину твою, Настолько искусна работа твоя, Что восторг до сих пор не покинул меня. Искусство твоё высоко и монументально и не оставляет никаких сомнений, что тебя вдохновляет гений." (вольный перевод)

Субашский источник

 

Когда Крым вошел в состав Российской империи, генуэзская система водоснабжения Феодосии была полностью забыта. Из 33 фонтанов и водоемов к 1820 году осталось только 5, состояние их было плачевным. К 1886 году в Феодосии наступил настоящий водный голод: на 11 тыс. населения приходилось 3—4 тыс. ведер воды в сутки...

 

«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.

 

Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях». Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи». Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.

 

Работы Айвазовского в современном мире

 

В наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Например в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн. Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах XIX века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне.

 

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ - ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК-МАРИНИСТ

«Вид Константинополя и Босфора». Холст, масло. 124,5 х 195,5 

 

Аукцион Christie’s в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две небольшие марины (за £32 тыс. и £49 тыс.) и два больших полотна (за £421 тыс. и £337 тыс.)

 

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ - ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК-МАРИНИСТ

Исаакиевский собор в морозный день (1891)

 

Картина Айвазовского «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин» В 2007 году на аукционе «Кристис» картина «Корабль у скал Гибралтара» была продана за 2,708 миллиона фунтов стерлингов, что являлось рекордом для картин Айвазовского до 2012 года.

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ - ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК-МАРИНИСТ

«Девятый вал». (1850). Холст, масло. 221 × 332 см 

 

24 апреля 2012 года на аукционе Sotheby's картина Айвазовского 1856 года «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ - ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК-МАРИНИСТ

«Вид Константинополя и Босфора». Холст, масло. 124,5 х 195,5

 

Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет. Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского:

Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.

 

Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал:

 

"...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..."

 

Похоронен Иван Константинович Айвазовский в Феодосии (Крым). 

 

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ - ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК-МАРИНИСТ

Могила И. К. Айвазовского около армянской церкви Сурб-Саркис, Феодосия, Крым 

 

В слайдере сайта infosila.ee вы можете увидеть несколько картин Айвазовского.

 

 

 

 

 

 

infosila.ee


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта