Украденный Айвазовский: вернут ли в Крым картины мариниста? Айвазовский крым картины
Украденный Айвазовский: вернут ли в Крым картины мариниста?
Главная » Политика » Украденный Айвазовский: вернут ли в Крым картины мариниста?
В Феодосийской картинной галерее имени Ивана Айвазовского к 200-летию живописца представили экспозицию с его известными произведениями. Однако за время аннексии Крыма коллекция уменьшилась: картины вывозят в музеи соседней России. В 2016 году крымский министр культуры Арина Новосельская сообщила, что в московскую Третьяковку передали 38 картин Айвазовского. Министерство культуры Украины заявило, что это нарушение статьи 5 Гаагской Конвенции от 1954 года, которая запрещает вывозить ценности с оккупированных территорий.
Пресс-секретарь Министерства культуры России Ирина Казначеева с иронией относится к украинским претензиям на наследие Ивана Айвазовского:
– Приятно удивлены, что президент Украины Петр Порошенко все время пропагандирует русскую классику: то Александра Сергеевича Пушкина с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым продекламирует, то про русского художника с армянскими корнями Ивана Константиновича Айвазовского вспомнит.
Иван Айвазовский. Волна. 1889 год
Старший научный сотрудник Феодосийской картинной галереи имени Ивана Айвазовского Ольга Гутман также настаивает, что великий маринист был исключительно русским художником.
– Некоторое время тому назад, когда вышел новый учебник истории искусств Украины, там и Владимир Боровиковский значился украинским художником, Василий Тропинин и так далее. В момент, когда Крым принадлежал Украине, Иван Айвазовский тоже стал украинским художником – но, конечно, он учился в Петербургской академии художеств, воспитываясь в традициях русской школы живописи. Считаю абсолютно правильным называть его русским художником».
Иван Айвазовский. Берег моря ночью. 1837 год
Научный сотрудник Национального музея «Киевская картинная галерея» Марьяна Кружкова считает, что Россия не вправе заявлять о своих правах на наследие Ивана Айвазовского.
– Русская школа живописи существует с 18-го века и, разумеется, к ней принадлежали почти все художники того времени, вне зависимости от национальности и религии – поляки, армяне, украинцы. Но ведь вопрос не в том, где учился мастер, а какое оставил наследие. Украина потратила огромные усилия, чтобы создать картинную галерею имени Ивана Айвазовского в Феодосии, отреставрировать множество работ. Поэтому нынешняя позиция России не ясна нам по содержанию, зато вполне закономерна, учитывая политическую конъюнктуру. Русская школа изобразительного искусства до 1917 года – не то же, что российская после 2014-го.
Иван Айвазовский. Парусник у берегов Крыма в лунную ночь. 1858 год
Заместитель министра культуры Украины Тамара Мазур рассказывает о борьбе за картины мариниста на международной арене.
– Мы занимаемся проблемой незаконного вывоза работ Ивана Айвазовского в Россию уже больше года, сообщали ЮНЕСКО о грубых нарушениях международного законодательства. Однако практики реагирования на подобные злоупотребления в мире нет, прецедент создается прямо сейчас. Единственное, что мы можем делать, – фиксировать факты нарушений и потом добиваться штрафов в международных судах, одновременно требуя возврата украинских культурных ценностей через систему Интерпола. В таком случае картины, оказавшиеся на выставке за границей, будут арестованы, но нужно настаивать и на возвращении их из российских музеев. Кстати, россияне заявили в ЮНЕСКО, что картины Ивана Айвазовского вернутся в Крым после выставки в Москве – но вместо этого их отправили в Санкт-Петербург. Увы, Россия не устает врать даже в мелочах.
Тамара Мазур также отметила, что ЮНЕСКО будет взаимодействовать по крымским культурным ценностям именно с Киевом, а не с Москвой – что можно назвать успехом украинской дипломатии.
Доцент кафедры международного права и международных отношений Национального университета «Одесская юридическая академия» Дмитрий Коваль предлагает не надеяться, что Россия добровольно – или даже принудительно – вернет картины.
– Если австралийские потомки Ивана Айвазовского захотят устроить у себя выставку его картин из Крыма, им, конечно, придется иметь дело с властями Украины, а не России. Что бы там ни говорили россияне, для международного сообщества Крым остается временно оккупированной территорией Украины. Однако говорить о возврате картин из-под российского контроля не приходится. Международное право призвано лишь помогать странам в поиске компромиссов по конфликтным вопросам. За Украину с Россией вопрос с картинами Ивана Айвазовского никто не решит – попросту отсутствует международный механизм возврата культурных ценностей с оккупированных территорий. Комиссия по таким случаям, согласно статьи 5 Гаагской Конвенции от 1954 года, так и не была создана.
crimea-news.info
В Крыму дайверы на затонувшем пароходе нашли картины. Возможно
В Крыму дайверы — участники подводной экспедиции «Нептун» — обнаружили картины на затонувшем в конце XIX века пароходе «Генерал Коцебу».
Обнаружили более десятка картин в салоне для пассажиров первого класса. Картины практически не сохранились. Они в рамах, видны какие-то отдельные фрагменты, но под слоем ила есть еще картины, которые могут сохраниться идеально. Очень большая вероятность, что среди них могут быть картины кисти Айвазовского, — цитирует ТАСС руководителя экспедиции Романа Дунаева.
По его словам, судно находится на глубине около 40 м в 12 милях от мыса Тарханкут на западе Крымского полуострова.
Экспедиция «Нептун» проводится совместно с крымским Черноморским центром подводных исследований и организована на средства Фонда президентских грантов по проекту «Крым — перекресток цивилизаций». Цель экспедиции, которая продлится с начала мая по конец октября, обследование уже известных археологам объектов на дне Черного моря: судов и самолетов, а также поиск новых. В составе экспедиции более 30 человек: гидроакустиков и водолазов из разных регионов России.
СПРАВКА: Пароход «Генерал Коцебу» был обнаружен представителями центра спустя 120 лет после его гибели в 1895 году. Он принадлежал Российскому обществу пароходства и торговли, был построен в Англии в 1866 году и назван в честь губернатора Новороссии генерала Павла Коцебу. Его длина 64 м, ширина 8, 6 м, водоизмещение — 1250 т. Мог взять на борт более 500 пассажиров. Двухпалубный «Генерал Коцебу» стал первым пароходом, который прошел по Суэцкому каналу в ноябре 1869 года. На нем была представительная делегация России, в составе которой был и Айвазовский, которому было поручено запечатлеть церемонию открытия канала и сам канал. 16 апреля 1895 года пароход столкнулся у мыса Тарханкут с транспортом Черноморского флота «Пендераклия» и затонул.
иллюстрация: открытые источники
comments powered by HyperComments
И.К. Айвазовский. Гурзуф. 1859
опубликовано: июнь 2015
И.К. Айвазовский. Гурзуф. 1859. Холст, масло. 64,5 х 95,5 см |
В 1859 году Айвазовский пишет романтическую марину, известную ныне под названием «Гурзуф».
Яркая лазурь спокойной глади моря на первом плане постепенно бледнеет, почти сливаясь на горизонте со светло-голубым небом, по которому плывут объемные кучевые облака. В сдержанной цветовой гамме, использованной на этот раз художником для изображения морской и воздушной стихий, сочетаются голубые, бирюзовые, светло-фиолетовые тона, и это придает картине особое изящество, легкость и свежесть.
На холсте изображены соседний с Гурзуфом Партенит, занявший склон скалистого хребта Тепелер, и утес Кале-Поти. Когда-то скала была обнесена крепостными стенами, на юго-востоке и северо-востоке высились четырехугольные в сечении башни, а на самом Кале-Поти стоял замок, служивший резиденцией генуэзского консула.
В небольшой уютной бухте покачивается на легких волнах корабль, готовящийся раскрыть паруса. Еще один парусник белеет на горизонте. Кажется, что он растворяется на фоне клубящихся в небесах облаков. Один из кораблей ждет своего выхода в море на суше у самих построек – невысоких домов, лепящихся к скале. На первом плане Айвазовским изображена лодка, плывущая в сторону парусника. Другая лодка лежит на берегу, а чуть поодаль от нее, на освещенном солнцем пляже, стоит группа местных жителей в ярких одеждах.
Благодаря мастерству художника, рассматривая картину, можно не просто любоваться романтическим морским пейзажем, но и ощущать неторопливое течение времени у берегов Партенита.
автор описания: irmasirin
Гурзуф в полотнах Айвазовского
Картины Айвазовского, посвящённые Крыму
krymkrymkrym.ru