Святогор-богатырь. И святогор богатырь картина
Святогор и Илья. Как показана гибель богатыря?
Сегодня урок литературы посвящен Бунину и его творчеству. А изучили мы очень нестандартную былину Святогор и Илья, и теперь проанализируем ее.
Анализ стихотворения
Почему же я написала интересный и особенный стих? Достаточно познакомиться с текстом, чтобы увидеть нехарактерный для былин сюжет. Как правило, в данных произведениях воспеваются герои, их подвиги, образы, а здесь нет ничего героического, что было совершено персонажами. Бунин в работе Святогор и Илья показывает противоположные действия, некое баловство двух братьев, где писатель, применяя эзопов язык, иронизирует по поводу тряпичных богатырей. Работа, как наставление и пример того, как не стоит поступать, а в особенности, пребывая на чужой земле, за пределами родного края.
Читая стих, понимаем, Бунин описывает путешествие братьев, что оказались за границами Отечества, ведь нет в тексте такого обращения, как земля-мать. Очень вероятно, события происходит на Чужбине. Может быть поэтому у персонажей и произошло искажение реальности и вместо гроба они видят корыто большое, которое и примерил на себя Святогор. Согласитесь вряд ли кто-то бы решился примерить гроб на себя, а тем более богатырь. Никому бы и в голову не пришло так пошутить. Однако лег в него старший брат, а уже выбраться не смог. Как ни пытался помочь ему Илья, как ни рубил, железная скрепа все больше нарастала. Оставалось только смириться и, утирая слезу, отправиться в дальнейший путь.
В стихотворении показана гибель героя, которая была нелепой и далеко не героической. Мы видим лишь безрассудство поступка, безответственность героев. Подобное не вызывает чувства гордости, хотя при прочтении других былин, всегда остаются положительные эмоции. Здесь же такого нет.
Напрашивается лишь одно заключение. Вероятно автор произведения хотел показать, насколько важно задумываться над своими поступками. Хотел обратить внимание на то, что всегда необходимо следить за действиями, избирательно их исполнять, и вместо глупостей претворять в жизнь богатырские подвиги.
На этой странице искали :
- анализ стиха святогор и илья бунин
Оцените пожалуйста «Бунин: Святогор и Илья. Как показана гибель богатыря?», мы старались!
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
sochinyshka.ru
Образ богатырей в былине "Илья Муромец и Святогор"
ТЕМА. Образ богатырей в былине «Илья Муромец и Святогор»
ЦЕЛИ. 1. Познакомить учащихся с былиной как с жанром устного народного творчества; научить
отличать былину от других жанров по характерным признакам, обратить внимание на образный язык былин; показать характеристику эпического героя; учить наблюдать за словом, его подтекстом, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать ее с помощью текста; дать понятие о богатырях, учить следить за развитием сюжета, поступками персонажей.
2. Развивать логичность и образность мышления, воображения, памяти, внимания, художественную, образную и разговорную речь, творческие способности, навыки выразительного чтения, связность речи.
3. Воспитывать культуру чтения и речи, общения друг с другом и с учителями, работа с книгой, уважение к традициям русского народа.
ОБОРУДОВАНИЕ: Картина Васнецова «Три богатыря», Колобок, плакат с жанром, картина «Поле и богатырь».
ЛИТЕРАТУРА: Учебник Н. А. Чуракова 3кл. 1-я часть. Литературное чтение. Методический комментарий к учебнику. 3кл. (1-4) 1-я часть. М., 2003 г.
Ход урока
Этапы Содержание Примечания
Орг. момент
Подготовка к восприятию
- Ребята, сегодня к нам на урок в гости придет мультипликационный герой. (Показывается рисунок с его изображением).
- Вы знаете кто это?
- Это герой из передачи «Следствие ведут Колобки».
- Кто-нибудь смотрел эту передачу? Про что она? Что вы еще знаете? Где еще с ним встречались?
- Подберите слова, близкие по значению к слову «следователь». (сыщики – тайные агенты, занимающиеся выслеживанием; следователь – лицо, производящее предварительное следствие; агент – человек, которые действует в чьих-либо интересах, и служит интересам; исследователь – человек занимающийся научными исследованиями; шпион – тайно следит за кем-нибудь, выслеживает кого-нибудь.)
- Ребята, а какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий следователь?
- Итак, настоящий следователь должен обладать мужеством, точностью, сообразительностью, иметь большой кругозор, уметь вникать, проникать и понимать различные ситуации.
- Ребята, исследователь литературы также вникает и проникает в тайны текста, в загадки слов, в секреты литературы, как исследователи проникают в тайны порученных им дел.
- Ребята, хотите присоединиться к расследованию? Вы станете настоящими детективами. А помогут в этом вам знаменитые сыщики – Колобки. А лучшим сыщикам они подарят отличительные знаки.
- Ребята, чтобы узнать с каким жанром мы познакомимся, вам предстоит расследовать шифровку.
- Ваши версии, следователи?!
- Верно. Это былина. А как вы думаете, что такое былина?
- Былина – это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Древним былинам характерно неторопливое повествование реальных картин и персонажей с фантастическим смыслом.
- Былины раньше пелись. Сказатели обычно владели одной-двумя мелодиями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины.
- Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая, плавная, спокойная мелодия. Певец-сказатель начинает свой сказ про Древнюю Русь, про старину стародавнюю.
- Ну, а сегодня мы с вами познакомимся с одной замечательной былиной «Илья Муромец и Святогор».
- Как вы считаете, кто это?
- Верно! Богатыри. А каким должен быть богатырь, на ваш взгляд?
- Ребята, каких богатырей вы еще знаете? Что вы о них знаете?
- Обратите внимание на доску. Работа по
- Это картина художника Васнецова «Три богатыря». Кто на ней изображен? картине
- Как вы считаете, художник создал разные образы богатырей? Васнецова
- Как вы думаете, богатыри – воплощение чего? (Мощь, сила, благородство, «Три
честь, совесть, смелость, решительность.) богатыря»
- Как вы считаете, какими художник изображает богатырей? Живыми (реальными) или сказочными? Почему? (Живыми.)
- Обратите внимание на то, в чем богатыри. (На них кольчуги, у Добрыни в
Руках меч и щит, у Ильи копье и булава, у Алеши Поповича – лук, за плечами Ильи и Алеши – щиты.
- Что вы можете сказать о конях? (Они окрашены в три цвета: белый, темно-коричневый, почти черный и рыжий. Развивающаяся грива, вздернутые морды и звериный оскал белого коня под Добрыней Никитичем говорит о том, что конь быстрый, сильный и непокорный. Под Ильей спокойный и надежный, конь Алеши Поповича – обыкновенный рыжий конь.)
- Что вы можете сказать о характерах богатырей и коней? Они как-то связа- Варианты
ны? Как? Что у них общего в их характерах? (Характер каждого из богаты- характе-
рей находит свое продолжение в характере коня, на котором богатырь ристик.
сидит…)
Первичное чтение
- Я сейчас буду вам читать, а вы попробуйте ярко, образно представить ту обстановку, в которой происходят эти необычные и загадочные события.
- Что необычного в этой былине? Что привлекло вас? А может быть что-то удивило? Какой момент вам показался самым интересным? Почему?
Вторичное чтение
- А теперь мы будем читать еще раз. И вам предстоит, как настоящим сыщикам следить за развитием сюжета, за поступками персонажей, так же будем анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения и отстаивать ее с помощью текста.
- Ребята, а где происходят события? Как вы понимаете значение слов: далече-далече? Давайте подберем близкие по значению слова – далеко.
- Есть разница, когда мы говорим далеко, очень далеко, далеко-далеко. О чем говорит это словосочетание? (Конечно, где-то далеко за пределами того места, где мы живем).
-Как вы думаете, какой смысл народ вкладывает в словосочетание «чистое поле»? Как вы считаете, речь идет просто о чистоте поля от сорняков, или это образное выражение? (да, образное выражение).
-Давайте подберем синонимы к слову «чистое поле»: широкое, просторное, ровное, то есть просматривается далеко-далееко до самого горизонта, большое.
- Как вы думаете, почему именно такую характеристику поля дает народ в своей былине? (Потому что здесь происходят значительный события, битва могучих богатырей, события коснутся защиты отечества).
- Как вы понимаете, «пыль столбом поднималася». От чего так может пыль Показываем
подниматься? А о каком времени года идет речь (лето, сушь). картину
- Как вы представляете эту картину? Нарисуйте ее словесный портрет.
- И какие события происходят на этом поле?
- Как выглядит русский богатырь на этом фоне? (Могуче, уверенно, он защитник Родины, сильный).
- Ребята, что означает словосочетание «Добрый молодец»? Он по характеру добрый или здесь тоже образное выражение? А давайте поразмышляем, что подразумевается под этим образным выражением? Где еще встречается? (В сказках, это сильный, красивый, о таких молодцах говорят «сажень в плечах», т.е. развернутые широкие плечи, сильный руки и ноги, гордо посаженной головой. Как вы понимаете это выражение?
- В каком случае мы говорим о человеке «он идет с гордо посаженной головой»? Как это характеризует человека? (Он честный, уверенный, открыт для дел).
- А то, что он сильный, найдите доказательства в тексте. (Могучий).Обратите работа внимание на иллюстрацию (картину).
- Таким образом, попробуйте глядя на доску, нарисовать словесный портрет Работа по
богатыря Святогора. картине.
- Кто главный помощник богатырей? (Конь).
- А что символизирует конь в древней мифологии? Где еще встречается? (В сказках). Какую роль он выполняет в сказках?
- Предки считали коня связующим звеном между тем таинственным и действительным миром. Был мудрым советником, подсказчиком.
- Почему сравнивают Святогорского коня с лютым зверем? Почему лютым?
- Подберем синонимы к слову «лютый». (Свирепый, грозный).
- Как вы понимаете «потешается»?
- Что такое «палица» булатная»?
«Выше лесушки бросает до стоячего.
Ниже облака бросает до стоячего.»
- Как вы понимаете это выражение?
- Как вы понимаете «поднебесье»? Представьте. (Где-то очень высоко выше неба). Как характеризует Илью Муромца эту строчка: «Он подхватывает ее да одной рукой» (Ловкий).
- Ребята, задание для настоящих следователей. Расследуйте, какой прием используется в былине для созданий образа Святогора?
- Я сделаю вам небольшую подсказку. Вы сначала опишите своими словами образ Святогора, обратив внимание на выделенные выражения. Отыскать ( У богатыря «плечи да в ногу сажень, конь да будто лютый зверь»).
- Найдите другие выражения, подтверждающие необыкновенные, выдающиеся, нечеловеческие качества Святогора.
- А теперь, чтобы точно знать название этого приема обратимся к кентавру Хирону в разделе «Музей», стр.154.
Стр.48.
- Как вы думаете, почему Илья Муромец, увидев Святогора, сказал: «Что за чудо вижу?»
- Как вы считаете, что разозлило Илью Муромца?
- Как вы понимаете, «Вскрикнул Илья зычным голосом»? (Громким, злым, сильным).
- Почему Илья Муромец так долго будил Святогора? Почему Илья Муромец ударил Святогора? Как вы понимаете «ударить по белым грудям»?
- Как вы считаете, речь идет о цвете «грудей» или это образное выражение?
- Давайте подберем синонимы к слову «белый» (Чистый, светлый, свежий…).
Стр. 49.
- Как вы думаете, что такое «Шелепуга подорожная»? Так, а теперь посмотрите, как объясняет это слово Кентавр Херон.( Шелепуга похожа на…).
- А как вы думаете, сорок пуд – это сколько? ( Сорок пуд – это 640кг. )
- Найдите следы, доказательство, какое происхождение Ильи выдает битва Ильи и Святогора (Земное/волшебное).
- Он мифологический герой или мифический? (Эпический).
- А как вы понимаете значение эпический?
- Эпический – это реальный, существующий. Значит Илья Муромец – эпический герой. И наделен реальными качествами, качествами русского богатыря (силой, мужеством, честностью, уверенностью, благородством, смелостью).
- Читаем дальше. Ребята, с кем Святогор сравнивает Илью Муромца? (С мухой). Почему? (Потому что Святогор приуменьшает силы Ильи, называет его слабым, как «муха», смеется над ним, хочет обидеть, задеть, унизить).
- Этот художественный прием называется метафорой, т.е. унизить, уязвить. Ребята, прочитайте две выделенные строчки.
- Ребята, как вы думаете, в реальности такое может быть? А почему?
- Значит, Святогор должен быть очень большим, здоровым, или Илью Муромца нужно уменьшить в несколько раз, чтобы он поместился в карман. Т.е. размеры героев в былинах (И. М. и Святогор) приуменьшены или преувеличены. Автор использует какой-то прием!
- В каком жанре устного народного творчества вам уже встречались уменьшительно-ласкательные формы? (Сказки). А были ли они? Зачем, на ваш взгляд.
- Вопрос для настоящих детективов. Так каким же приемом постоянно пользуется былина? Докажите свои версии текстом. (преувеличение, преуменьшение).
- Ребята, вы узнаете как называется этот прием, если разгадаете шифровку:
«АЛОБРЕПИГ»
- Молодцы, а теперь как лучшие сыщики в слове «гипербола» отыщите спрятавшиеся слова (пила, бор, перо, гриб, рог, пол, Бог, гора, репа…)
Стр. 47-49.
- Слушайте меня очень внимательно, дальше задание будет еще сложнее. С ними справятся настоящие детективы. Обратите внимание на первые 5 строчек этого отрывка. ( Читают стр. 49-50).
- Можно ли то же самое сказать короче?
- Почему, по вашему, былина этого не делает?
- Как певец относится к каждой подробности жизни? ( Очень осторожно, бережно, внимательно,…)
- Как называет своего коня рассерженный Святогор? («Ах ты, волчья сыть», т.е.
кусок мяса, «Собака, тварь»).
- Что это за художественный прием? ( Метафора – унизить, уязвить).
- Зачитайте строчки, где конь Святогора говорит человеческим голосом? Почему?
-Ребята, как называется этот прием, когда кого-нибудь наделяют человеческими или преувеличивают возможности. ( Олицетворение, гипербола).
Стр. 50.
- Как вы понимаете слово «побратися»? ( Стать братом, другом).
- Как вы понимаете, «порассказанися» (т.е. поговорили).
- Ребята, прочитайте еще раз эти строчки и давайте обратимся к Кентавру Херону. Читаем дальше.
- Для настоящих суперагентов. Как характеризует Илью то, что он отказался от поединка со Святогором?
- Как можно назвать такую черту характера? ( Проявление ума и уважения к выдающимся богатым качествам Святогора).
- Как вы считаете, почему земля не может носить Святогора?
- Присмотритесь внимательно к его имени: из каких частей оно состоит? (Это святая гора).
- Какого древнегреческого героя напоминает Святогор? (Исполина Атланта).
- Прочитайте 2-ю строчку и обратите внимание на слова со звездочками (сумочка скоморошняя). Давайте обратимся к Кентавру Херону, как он разъясняет.
- Как вы думаете, что такое «погонялка»? Как вы ее представляете?
- Как вы считаете, почему богатырю Святогору не удалось поднять сумочку? Как это характеризует Святогора?
- А теперь задание от Колобка «совершенно секретно». Слушайте очень внимательно.
- О каком происхождении говорит сюжет с сумочкой, которую он не может поднять (тягой земной)? Какого богатыря (земного, неземного происхождения) не может удержать земля?
- Он обычный или необычный?
- Так что необычного в образе Святогора?
- Верно, мифологический, (богатырь подземного происхождения поможет удержать земля.
- А как вы понимаете, мифологический?
- Какие мифы вы знаете? ( О Геракле). Чем они похожи?
- Ребята, читаем дальше, но вы, как настоящие суперагенты, обратите внимание на все детали спасения Святогора его конем.
- Как вы думаете, почему конь понимает Святогора? (Потому что конь волшебный, мудрый, умный, чуткий).
- Следовательно, какие отношения между Святогором и его конем?
(Доверительные, дружеские…).
- Как конь спасает Святогора? Найдите в тексте.
- Как вы думаете, что такое уздечка – «подпруга золоченая»?
- Как вы ее представляете?
- А каким здесь показан Святогор?
- Что необычного в этом сюжете?
- Что вы узнали о коне Святогора? ( Конь чудесного волшебного происхождения)
- Опишите коня.
- Что это говорит о хозяине коня?
videouroki.net
Святогор — Википедия РУ
И. Я. Билибин. Илья Муромец и жена Святогора. 1912—1916Согласно былинному эпосу, тяжести Святогора не выносит мать — Сыра Земля, но сам он не может превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. В другой былине Илья Муромец и Святогор примеряют каменный гроб, встреченный ими на пути, тот оказывается впору Святогору, который не может снять крышки. Перед смертью Святогор с дыханием передаёт Илье часть своей силы[1].
Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке Мать — Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Святогор является русским древнейшим богатырём, дохристианским, божественным и могучим.
Характерно, что отец Святогора «тёмный», то есть слепой — признак существа иного мира (ср. Вий)[1].
Однажды, чувствуя в себе исполинские силы, он похвалился, что если бы было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная». Святогор тщетно пытается сдвинуть суму, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за суму обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в суме, кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула открывает ему секрет сумы.
По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 саженей, шириной 6 саженей. Он засыпает на ней на три дня. На третий день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везёт двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильёй вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем[2].
Третий эпизод — женитьба Святогора[3]; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным (Сиверским) горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, тот предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную Плёнку Поморскую[источник не указан 1585 дней] на гноище, положил около неё 500 рублей, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал в чём дело и понял, что от судьбы не уйдёшь[2].
http-wikipediya.ru
Святогор. Все о богатырях
Илья Муромец и Святогор. И. Я. Билибин. 1900 г.
Святогор — богатырь-великан, один из основных персонажей русского былинного эпоса. Упоминается в некоторых произведениях отдельно от новгородского и киевского циклов. Отдаленную взаимосвязь с последним можно уловить во встрече могучего воина с Ильёй Муромцем.
Былины рисуют нам Святогора огромным великаном, способным спрятать в своем кармане даже Илью Муромца с конем. «Выше леса стоячего, ниже облака ходячего» — так описывают этого богатыря предания. Когда едет он, сотрясается Мать Сыра Земля, выливаются реки из берегов, колышутся кроны деревьев. Живет Святогор на Святых горах, отсюда походит и имя его. На Русь святую не ездит, потому что тяжести его Земля не выносит.
По одной из версий, Святогор — сын самого общеславянского бога Рода, вездесущего и изначального. Сотворен богатырь для того, чтобы охранять границу между Светом и Тьмой. Возможно, поэтому и рост Святогора огромен. Былины о нем неожиданно пространны. Если в сказаниях об иных героях практически всегда богатыри куда-то и зачем-то отправляются, Святогор просто разъезжает по Святым горам. Скорее всего, так он выполняет свой долг дозорного.
Прототип былинного Святогора достоверно неизвестен. И. Н. Жданов считает, что им мог быть библейский Самсон.СМЕРТЬ ГЕРОЯ
Одно из главных отличий былин о Святогоре — они завершаются гибелью богатыря. Подобные трагичные истории всего фольклорного эпоса Древней Руси можно пересчитать по пальцам. Большинство богатырей процветают и здравствуют, а Илья Муромец вообще получает предсказание о том, что не погибнет ни в одном бою.
Выходит, в Святогоре воплощен уникальный образ обреченного на смерть героя, как будто по некоему велению судьбы. О причинах возникновения подобной идеи можно только догадываться. Некоторые исследователи считают, что Святогор противопоставляется богатырям Руси. Его сила стихийна, огромна, но бездеятельна. Иные же русские герои берегут свою землю, спасают ее от врага, совершают ратные подвиги.
Мы не можем точно сказать, является ли гибель Святогора наглядной победой активной деятельности над бездействием. Возможно, таким образом просто означалась смена старого эпоса более новым.
В эпосе других народов есть похожие сюжеты. Мотив подымания сумы имеет параллели с северным сказанием о споре бога Тора с великаном. Кстати, у фильма «Тор», вышедшего в 2011 г., можно обнаружить мифологические корни.БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ
Святогор и «тягость земная». Путешествуя по Святым горам, богатырь обретает суму. В ней заключена «тягость земная». Пытаясь поднять находку, богатырь погружается в землю. Согласно одной из сюжетных версий, затем погибает. По другой — узнает секрет сумы от Микулы Селяниновича. Второй вариант, очевидно, является более поздним и создан для прославления образа самого Микулы. Есть и такие версии, в которых Святогор находит суму брошенной на дороге или видит ее у старичка, прохожего или доброго молодца.
Святогор и каменный гроб. Путешествуя с Ильёй Муромцем, Святогор находит каменный гроб с надписью «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Илье ложе оказывается велико. Зато оно приходится впору могучему Святогору, который закрывает крышку и уже не может ее поднять. С каждым ударом меча, которым Муромец пытается разрубить гроб, проявляются лишь новые железные полосы. Они все надежнее оковывают скорбное ложе. Святогор через свое дыхание делится со спутником частью силы и погибает.
Святогор и его жена. По предсказанию вещего кузнеца, Святогор должен был жениться на девушке-змее. Богатырь огорчается, но решает отыскать суженую — а вдруг она не так уж и страшна?
Скульптура Святогора. Парк каменных фигур, Дружковка (Украина)
Молодец отправился в Поморское царство. Когда Святогор увидел суженую, то испугался, по лоснул ее мечом. После он кинул золотой алтын, чтобы искупить содеянное, и, заливаясь горючими слезами, уехал. Девушка не погибла — сильный удар лишь разрубил чешую, под которой скрывалась дивная красавица.
Прознав о том, что объявилась писаная прелестница, Святогор приехал свататься и женился на ней. Увидев после свадьбы шрам на груди супруги, молодец обо всем догадался и понял, что судьбы не миновать.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Святогор-богатырь
Святогор-богатырь. Сказка Льва Толстого
Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,
Никого-то, Святогор, он не нахаживал,
С кем бы силой богатырскою помериться;
А сам чует в себе силу он великую,
Чует – живчиком по жилам разливается.
Грузно с силы Святогору, как от бремени.
И промолвил Святогор-свет, похваляючись:
“По моей ли да по силе богатырской
Каб державу мне найти, всю землю поднял бы”.
С тех слов увидел Святогор прохожего –
Сдалека в степи идёт прохожий с сумочкой, –
И поехал Святогор к тому прохожему,
Едет рысью, всё прохожий идёт передом, –
Во всю прыть не может он догнать прохожего.
Закричал тут Святогор да громким голосом:
“Гой, прохожий человек, пожди немножечко.
Не могу догнать тебя я на добром коне”.
Сдалека прохожий Святогора слушался,
Становился, с плеч на землю бросал сумочку.
Наезжает Святогор на эту сумочку.
Своей плёточкой он сумочку пощупывал, –
Как урослая, та сумочка не тронется.
Святогор с коня перстом её потрогивал, –
Не сворохнется та сумка, не шевельнется.
Святогор с коня хватал рукой, потягивал, –
Как урослая, та сумка не поднимется.
Слез с коня тут Святогор, взялся за сумочку,
Он приладился, взялся руками обеими,
Во всю силу богатырску принатужился, –
От натуги по белу лицу ала кровь пошла,
А поднял суму от земи только на волос,
По колена ж сам он в мать сыру землю угряз.
Взговорит ли Святогор тут громким голосом:
“Ты скажи же мне, прохожий, правду истинну,
А и что, скажи ты, в сумочке накладено?”
Взговорит ему прохожий да на те слова:
“Тяга в сумочке от матери сырой земли”.
Взговорит тут Святогор да ко прохожему:
“А ты сам кто есть, как звать тебя по имени?”
Взговорит ему прохожий ли на те слова:
“Я Микула есмь; мужик я, Селянинович,
Я Микула, – меня любит мать сыра земля”.
Примечания:
Урослая – вросшая в землю.
Перст – палец.
Угряз – завяз.
Есмь – есть.
www.miloliza.com
👍 Святогор-богатырь 🐱 | Сказки для детей. Рассказы и сказки с картинками
Сказки » Былины, мифы и легенды » Сказания о русских богатырях » Святогор-богатырь
Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растет там ни березка, ни дуб, ни сосна, ни зеленая трава. Там и волк не пробежит, орел не пролетит,- муравью и тому поживиться на голых скалах нечем. Только богатырь Святогор разъезжает между утесов на своем могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.
Ездит старый по Святым горам.Тут колеблется мать-сыра земля,Тут шатаются темны лесушки,Выливаются быстры реченьки.
Ростом богатырь Святогор выше темного леса, головой облака подпирает, едет по горам — горы под ним шатаются, в реку заедет — вся вода из реки вы плеснется. Ездит он сутки, другие, третьи, остановится, раскинет шатер — ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредет.
Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой по мериться.
Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утесы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского.
Тяжко Святогору от своей силы, носит он ее как трудное бремя, рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмется — все в крошки рассыпется, в блин расплющится.
Стал бы он леса корчевать, да для него леса — что луговая трава. Стал бы он горы ворочать — да это никому не надобно…
Так и ездит он один по Святым горам, голову от тоски ниже гнет…
- Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную, притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землей смешал — поистратил бы немного силушки! Да где ее — тягу — найти!
Едет раз Святогор по долине между утесов, и вдруг — впереди живой человек идет!
Идет невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несет переметную суму.
Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, — стал мужичка догонять.
Тот идет себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужичка не может. Идет мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть — все прохожий впереди! Едет шагом — все не догнать! Закричал ему Святогор:
- Эй, прохожий молодец, подожди меня! Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь.
Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:
- Что это у тебя за ноша в этой сумочке?
- А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней по полю.
Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись; хотел сумочку плеткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьем толкать — не шелохнется, пробовал пальцем поднять — не подымается…
Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку — на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы — только до колен поднял. Глядь — а сам по колено в землю ушел, по лицу не пот, а кровь течет, сердце замерло…
Бросил Святогор сумочку, на землю упал — по горам-долам гул пошел.
Еле отдышался богатырь:
- Ты скажи мне, что у тебя в сумочку положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу!
- Почему не сказать — скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит.
Опустил Святогор голову:
- Вот что значит тяга земная. А как зовут тебя, прохожий человек?
- Зовут меня Микула Селянинович.
- Вижу я — не простой ты человек; может, ты мне про судьбу мою расскажешь; тяжко мне одному по горам скакать, не могу я больше так на свете жить.
- Поезжай, богатырь, до Северных гор. У тех гор стоит железная кузница. В той кузне кузнец всем судьбу кует, у него и про свою судьбу узнаешь.
Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь.
А Святогор на коня вскочил и поскакал к Северным горам.
Ехал-ехал Святогор три дня, три ночи, трое суток спать не ложился — доехал до Северных гор. Тут утесы еще голей, пропасти еще черней, реки глубокие бурливее…
Под самым облаком, на голой скале увидал Свято гор железную кузницу. В кузнице яркий огонь горит, из кузницы черный дым валит, звон-стук по всей округе идет.
Зашел Святогор в кузницу и видит: стоит у наковальни седой старичок, одной рукой меха раздувает, другой молотом по наковальне бьет, а на наковальне-то не видно ничего…
- Кузнец, кузнец, что ты, батюшка, куешь?
- Подойди поближе, наклонись пониже! Нагнулся Святогор, поглядел и удивился: кует кузнец два тонких волоса.
- Что это у тебя, кузнец?
- Вот два волоса скую, волос с волосом совью — два человека и женятся.
- А на ком мне жениться судьба велит?
-Твоя невеста на краю гор в ветхой избушке живет.
Поехал Святогор на край гор, нашел ветхую избушку. Вошел в нее богатырь, положил на стол сумку с золотом. Огляделся Святогор и видит: лежит недвижно на лавке девушка, вся корой и струпьями покрыта, глаз не открывает.
Жаль ее стало Святогору. Что так лежит и мучается? И смерть не идет, и жизни нету.
Выхватил Святогор свой острый меч, отвернулся и ударил девушку мечом в грудь. Не шевельнулась она, не охнула…
Святогор выскочил из избушки, на коня сел и поехал к Святым горам.
А девушка тем временем глаза открыла и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе мешок золота, а с нее вся кора свалилась, и тело у нее чистое, и силы у нее прибыли.
Встала она, прошлась по горенке, вышла за порог, нагнулась над озерком и ахнула: смотрит на нее из озера девица-красавица — и статна, и бела, и румяна, и очи ясные, и косы русые!
Взяла она золото, что на столе лежало, построила корабли, нагрузила товарами и пустилась по синему морю торговать, счастье искать.
Страницы: 1 2
Понравилась сказка? Тогда поделитесь ею с друзьями: Поставить книжку к себе на полку Распечатать сказкуЧитайте также сказки:
audioskazki.net