Три богатыря: о чем вы не знали. Идея картины три богатыря
о чем вы не знали
Виктор Васнецов изучал археологию, древнерусский быт и старинные доспехи, создавая «Богатырей». Однако на картине «перепутал» все эпохи — историческая достоверность только мешала ему.
Это полотно стало для Васнецова трудом всей жизни. С первого эскиза и до последнего мазка прошло 27 лет. Холст размером 3 х 4,5 м переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев, где Васнецов расписывал Владимирский собор, и обратно; летом — за город. «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…» — вспоминал сын живописца Алексей.
Первый эскиз был сделан карандашом в 1871 году. В 1876-м Васнецов написал набросок «Богатырей» маслом и хотел подарить его другу-художнику Василию Поленову. Тот заявил, что примет презент не раньше, чем будет создана большая картина, и этим, возможно, спас «Богатырей» от судьбы многих набросков.
«Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» — так Васнецов изложил задумку в письме своему учителю Павлу Чистякову.
Работники Исторического музея позволили художнику брать из запасников старинные доспехи. Однако для Васнецова богатырская троица прежде всего собирательный фольклорный образ, поэтому живописец «вооружил» персонажей в соответствии с былинными характерами, а не с определенным временем.
- Добрыня Никитич. По разным былинам, «сын богатого гостя рязанского», боярин или родственник князя. Во времена Васнецова исследователи отождествили Добрыню с тезкой из летописей — дядей великого князя Владимира, крестителя Руси. Добрыню Васнецов писал с Василия Поленова, однако придал персонажу черты отца, дяди и свои собственные.
- Илья Муромец. По былинам, «крестьянский сын» и «старый казак». Историки XIX века нашли несколько его прототипов. Основной — святой старец, похороненный в Киево-Печерской лавре: согласно былинам, Илья в конце жизни ушел в монастырь. Про киево-печерского богатыря говорили, что у него было прозвище Чоботок («сапожок»), так как он отбился от врагов одним сапогом. Для Ильи Васнецову позировали два натурщика: крестьянин и извозчик.
- Алеша Попович. В былинах этот «сын соборного попа ростовского» молод и хитер. Историки нашли в летописях его прототип — княжеского дружинника Александра Поповича. По одним источникам, он жил в XIII веке и погиб в битве с татаро-монголами на реке Калке в 1223 году, по другим — жил в начале или в конце XI века. Алешу Васнецов писал с Андрея, сына его друга и мецената Саввы Мамонтова.
- Крест. В былине Добрыня убил Змея ножом, который носил на нательном кресте. Современник Васнецова фольклорист Всеволод Миллер полагал, что сюжет о сражении былинного героя со Змеем отражает борьбу насаждаемого князем Владимиром и его дядей Добрыней христианства с язычеством. На картине, однако, у богатыря крест другого типа — энколпион, в котором хранили реликвии. Его носили поверх одежды как оберег и украшение.
- Меч — атрибут военной знати, принадлежность героя к которой хотел подчеркнуть художник.
- Греческий колпак. Эти шлемы назывались так, поскольку были заимствованы из Византии. Тот, что на картине, скопирован с экспоната Оружейной палаты Московского Кремля (XIII век). Возможно, его привезла в Москву в XV веке византийская царевна Софья Палеолог, выданная за Ивана III.
- Одежда и доспех. Приближенный князя носит парчовые одежды, дорогую броню. На нем поверх кольчуги «дощатая бронь» XIII–XIV века из стальных пластин-дощечек. Знать в Древней Руси могла расплачиваться подобными богатыми доспехами, покупая земли.
- Шишак Ильи — самый популярный тип шлема на Руси XVI века. Иногда на них надевали более вытянутые шеломы — для дополнительной защиты.
- Гривна. По Никоновской летописи, ею князь наградил Александра Поповича за победу над врагами.
- Юшман — кольчато-пластинчатый доспех, заимствованный из Персии, впервые упомянут на Руси в 1548 году.
- Сложный лук делали из нескольких планок разных пород дерева. Стрелы у оперения красили в разные цвета, чтобы легче было найти в колчане нужную: для пробивания брони, поражения лошадей неприятеля и т. д.
- Гусли у седла Алеши — намек на его склонность к развлечениям.
- Молодая поросль на переднем плане, будущие могучие ели — метафора преемственности поколений.
- Курганы. За героями — могилы воинов, павших в битвах прошлых веков. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников родных рубежей.
Источник
Понравилось? Расскажи друзьям:interesnoznat.com
О картине “Три богатыря” Васнецова В.М
История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин “Богатыри” Виктора Михайловича Васнецова. Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно и совершенно лучшие стороны его огромного дарования.Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки.
Образы национального фольклора глубоко запали во впечатлительную душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.Эти настроения и чувства поддерживала и питала величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами и окружающий бытовой уклад, бережно хранивший многие и многие давние преданья и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.Впечатления детства, такие яркие и своеобразные, оставили неизгладимый след в его сознании: народные предания он ощущал, как живую историю, эпических героев видел перед собой во плоти и крови, восхищался ими, как реальными историческими личностями.Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа много способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. В это время русские ученые Афанасьев, Гильфердинг и Киреевский опубликовали свои собрания народных сказок, песен и былин; композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.Уже в 1871 году Васнецов набросал карандашом своего первого “Богатыря”, положив тем самым начало знаменитому “богатырскому циклу”, завершившемуся через четверть века “Тремя богатырями”, венцом великого подвига художника во славу русского искусства.В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 году Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 годах с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые были им потом использованы для картины.В живописной подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежавшей меценату С. И. Мамонтову, талантливому самородку и знатоку искусства, подолгу жили и плодотворно работали в восьмидесятые – девяностые годы прошлого века многие выдающиеся русские художники – Поленов, Репин, Серов, Остроухов, Левитан, Коровин, Врубель. Постоянным абрамцевским завсегдатаем был и Виктор Михайлович Васнецов. Здесь, в Абрамцеве, на огромном холсте, установленном в специально сооруженном для художников так называемом “Яшкином доме”, и началась его работа по воплощению на полотне грандиозного эпического замысла.”Я всегда был убежден, – говорит В. М. Васнецов, – что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть” и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”.
Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить “красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру” и суметь “в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее”.Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.Уже работа над предшествующими картинами “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880) и “Витязь на распутье” (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но несмотря на многие блестящие опыты воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, “Богатыри” потребовали от В. М. Васнецова огромного творческого напряжения.Один из близких друзей художника – жена С. И. Мамонтова, Елизавета Григорьевна, – писала из Абрамцева летом 1881 года: “Васнецов. весь ушел в своих “Богатырей”, его видим только по вечерам, он очень усердно пишет”.В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П. П. Чистякову:”Картина моя “Богатыри” – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого”. Фигуры почти в натуру – удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало – исполнять такую картину – ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?”Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца “из-под славного города из-под Мурома”, и “сына богатого гостя Рязанского” Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, “что из красна-города из Ростова”. Образы всех троих жизненно-правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему.Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за ”честь и свободу родной земли.В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам – могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.Очень хорош – в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей – пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины – одежда богатырей, их вооружение, убранство коней – подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону “археологии”, лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.
Картина: «Три богатыря» Дата создания: 1881 г. – 1898 г. Автор: Васнецов В.М.Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея Материал, техника: холст, масло
Иван победа не уймется теперь у него тема одноклассники.ру и все связано с этим явлением
Tags: Васнецов В.М, Картина «Три богатыря»
This entry was posted on Monday, January 5th, 2009 at 15:54 and is filed under Арт информация. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.
artdosug.ru
"Три богатыря"-смеяться разрешается - картина три богатыря - запись пользователя Януля (Janulya) в сообществе Семейные радости в категории забавные моменты
Хочу поделиться с вами нашей радостью, вернее как повеселила нас старшая доча 10 лет.
На дом было задано написать сочинение про картину Васнецова "Три богатыря". Я в нете скачала ей картину, чтоб наглядней было и она принялась писать. План сочинения был дан в школе. Когда доча с довольным видом (подружка меньше написала) дала мне на проверку свой шедевр, мы читая его с мужем, долго утирали слезы. Выкладываю все подробно, со всей орфографией. А для наглядности, саму картину.
Пятнадцатое января.
Сочинение.
План:
1. Художник, создавший картину.
2. Описание богатырей: выражения лиц, одежда, поза.
3. Природа на картине.
4. Мысли и чувства которые вызывает картина.
Виктор Михайлович Васнецов создал много картин, как "Три богатыря", "Иван Царевич на Сером Волке" и другие. Люди любят и чтут его картины. Но в этом сочинении речь пойдет именно о его картине "Три богатыря". Художник писал эту картину с перерывами около 20 лет. Картина Васнецова про богатырей - Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича - защитников земли русской. Богатырь - это символ могущества народа и державы.
Посередине картины на коне изображен Илья Муромец, справа от него Добрыня Никитич, слева Алеша Попович. Илья самый старший, вы знаете, что часто бывает самый старший - самый сильный. Одет Илья Муромец в шлем, сапоги из кожи, кальчугу. В одной руке поднятой ко лбу, у него палица, а в другой копье. Богатырь прост и могуч. Он терпелив, смерителен и стремлен. Он уверен в себе, что даже высунул ногу из стремени.
Добрыня Никитич средний из союзников, он вежливый, умный, культурный, предусмотрительный и в любой момет может кинутся в бой. Но нельзя сказать что он терпелив. Одет он в шлем который напоминает собой трехугольник, в железную кальчугу, и зелено-морского цвета сапоги. Добрыня побогаче своих сверстников, поэтому одежда и оружие у него подороже. Правой рукой он высовывает меч из ножн, а левой держит щит.
Алеша Попович самый младший. Храб, отважен, добор, целиустремлен, красив, не скажешь что он груб и зол, он хитер но не обманчив. Одет Алексей в латы, кольчугу, в шлем с наушниками и красные сапоги с оранджевым оттенком. В правой руке держит кнут, а в левой лук.
У Ильи Муромца черный и смерившийся конь, у Добрыни Никитича белый, с разноцветными пятнышками. У Алешы Поповича коричневый с белой щелью на лбу.
Персонажи изображены на фоне неба - клубяшевася серыми тяжелыми тучами. Оно мрачное, холодное и очень злое. Так же, можно увидеть, как будто бы тьма побиждает добро, но оно не сдается. На переднем плане вьется трава, она колышется, травинки можно сказать бьют друг друга и с печалью зовут на помощ. Позади богатырей чуть строгие леса.
Чувства великолепные, картина представляет собой, всю мощ людей, и прежде всего России.
Вот такая картина В.М.Васнецова "Три богатыря".
Как вам сочинение? Ну хоть немножечко улыбнуло?
ножны для меча своими рукамиwww.babyblog.ru