Описание картины Михаила Врубеля «Микула Селянинович». Богатырь врубель описание картины
Описание картины Михаила Врубель «Пан»
Перед нами знаменитая картина Михаила Врубеля «Пан», написанная им в 1899 году на Орловщине в имении М.Тенишевой, известной русской меценатки.
Что видишь, смотря на изображение на переднем плане? Человек не человек? Леший не леший? Существо из русской сказки, стойко охраняющее природные богатства.
Сзади, за главной фигурой, реальный вечерний пейзаж с чётко прорисованными линиями тонкоствольных деревьев, немногочисленных растений возле воды у болота. Сюжет дополняет чётко очерченный рог луны, которая освещает таинственный лес, берег и само существо, сидящее на первом плане.
Что это за существо? Оно похоже на древнегреческое мифологическое создание, охраняющее стада священных коз и баранов. Вот в руке у него непременный атрибут пастуха – свирель, звуками которой он привлекает разбредшихся животных.
Он зорко следит за всем, что происходит вокруг. Но глаза у него голубые добрые, немного лукавые. Такие глаза могут быть у старого дедушки, рассказывающего сказочные истории внукам. Или же у персонажа русских сказок – лешего, который охраняет леса и болота, но не вредит людям.
Седая борода, космы растрёпанных волос, два торчащих чёрных рога на широком лбу, могучие руки с длинными искривлёнными пальцами и козлиное обличье снизу. Странное существо. Тем более необычно видеть его на фоне русского пейзажа.
«Пан» Михаила Врубеля появился благодаря сильному впечатлению, которое получил художник после прочтения рассказа Анатоля Франца (французского писателя) «Святой Сатир». Замысел картины сложился быстро, поэтому и само полотно было создано в несколько дней.
Тем более, что в это время мастер находился под влиянием идей о поиске национальной души. Художник обращается к сюжетам русских сказок и, кроме «Пана», создаёт цикл «ноктюрнов», среди которых «Царевна-лебедь», «Сирень».
Сочинение по картине Врубеля «Богатырь»
Какая-то своеобразная колористика присуща всем картинам знаменитого художника Врубеля. Не стало исключением и его творение «Богатырь». Так усложнить цветовую палитру, воплотить на холсте совершенно неведомые до того сочетания может очень редкий талант.
Вы только взгляните на былинного богатыря, на его мощь и могучую силу. Всем понятно, что это не какой-то абстрактный герой, а известный всем Илья Муромец. Кстати, картина первоначально так и называлась.
Но, желая придать произведению масштабность, подчеркнуть, что сила русская не в одном Илюше, что богата великая Русь такими богатырями, автор отредактировал название. Это нисколько не уменьшило могучей силы, которая исходит от картины.
Вообще Врубель создал немало полотен фольклорной направленности. Думается, что сам он в былинах и сказаниях находил ответы на те вопросы, которые мучили мятущегося художника всю жизнь. Он любил посещать усадьбы сельских помещиков или подмосковные дачи, потому что именно там, общаясь с народом, он мог уловить те национальные мотивы, ту целостность русской души, которые потом так точно воплощал в своих картинах.
Вглядитесь в сюжет, что изображен не холсте «Богатырь». На фоне заката сказочный лес, причудливые деревья диковинных форм и великий воин на могучем коне. Эти двое неподвижны, словно памятник. Конь будто вырос из-под земли, его ноги естественно расположились среди небольших елочек, что растут поблизости. А птицы воспринимают коня и всадника, как привычную составляющую всей природы. Складывается впечатление, что богатырский конь и воин набирают силы прямо от земли-матушки.
Таким образом, автор вновь подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. Богатыри русские, рожденные на славной земле, питаются ее водами, берут силы от великой Природы. Не желая отдалять героя от былин с их красивым языком, поучительными историями, восхваляющими подвиги воинов, Врубель незримой нитью соединил его с исконно русской, всегда одухотворяемой славянами природой.
Такое единение потрясает души и сердца зрителей, вызывает гордость за великую Родину. Нам остается восторгаться талантом художника, способного своими картинами вызывать патриотические чувства у нас, живущих в жестоком и апатичном XXI веке.
Описание картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь» (материал для сочинения)
В настоящее время картина находится в Третьяковской галерее.
Создана картина по мотивам оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и сюжету сказки Пушкина.
Год создания: 1900 г.
Статья содержит факты биографии художника М. А. Врубеля и описание картины «Царевна-Лебедь». Информация будет полезной для написания сочинения в 3, 5 классе школы.
История создания картины
Первый год двадцатого века (1900) сулил Врубелям удачу, все складывалось как нельзя более благоприятно. Надежда Ивановна Забела, жена художника Михаила Александровича Врубеля, только что с успехом исполнила партию Марфы в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», написанную композитором специально для ее голоса, и теперь готовила партию Царевны-Лебеди в пленительной «Сказке о царе Салтане». Постановка на сцене Русской частной оперы предполагалась в декорациях Врубеля.
В том году в квартире Врубелей на Пречистенке часто устраивались шумные многолюдные вечера с веселыми затеями, которые придумывал Михаил Александрович, всегда элегантный, подтянутый, выглядевший моложе всех присутствующих, хотя ему исполнилось уже сорок четыре года.
За полночь затягивались импровизированные концерты, Надежда Ивановна пела много и охотно. Ее исполнительская деятельность началась совсем недавно, и довольно успешно. Она выделялась и прелестью своего голоса, и своеобразием певческой манеры. «Все певицы поют как птицы, а Надя — как человек»,— говорил Врубель. Чаще всего она пела Римского-Корсакова. Это был кумир дома.
Михаил Александрович испытывал к композитору чувство, похожее на восторженное юношеское преклонение. Бывая на всех репетициях и спектаклях Забелы (она пела и в «Садко», и в «Снегурочке»), слушая иногда по сто раз одни и те же арии и сцены, он не уставал наслаждаться. Ему казалось, что композитор открывает новые пути не только в музыке, он помогает рождению нового русского искусства.
Самому Римскому-Корсакову, который очень любил бывать у Врубелей, Михаил Александрович полушутя говорил, что в чертах его лица видит сходство с царем Берендеем, себя же сравнивал с тем путником, который, блуждая по темному лесу, вдруг набрел на тропинку, которая вывела его в страну счастливых берендеев. «…Я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду»,— писал Врубель композитору.
Дружеские отношения с Римским-Корсаковым вносят в жизнь Врубеля особый свет. Музыка композитора как бы давала ему новые силы, наполняла желанием искать новые живописные решения. Получив заказ на роспись плафона в помещении Русской частной оперы, Врубель решает вместо традиционных Муз изобразить героев царства берендеева: Леля, Снегурочку, Купаву.
Возникает замысел панно на тему «Сказки о царе Салтане», создается целая серия керамических скульптур: «Садко», «Волхова», «Весна», «Берендей» и другие. Берендею Врубель придал черты портретного сходства с Римским-Корсаковым. И наконец полотно, ставшее таким популярным,— «Царевна-Лебедь».
Описание Царевны
У картины появилось много поклонников. Вскоре же законченные Врубелем декорации «Салтана» понравились в театре, с большим одобрением принял их Римский-Корсаков. Пожалуй, такой счастливой не была судьба ни одной из прошлых работ Врубеля.
Перламутром отливают крылья Царевны в заходящих лучах солнца. Так черна вода под нею, так узка полоска зари, так бездонна грусть в ее глазах… Шелестят под ветром сказочные крылья, сверкают дорогие каменья в ее уборе, затягивает, манит ее взгляд, взгляд не царицы, не повелительницы, а девушки-чернавушки, изведавшей сполна тоску-кручину русской женщины, для которой любовь неразрывна с жалостью…
Факты биографии художника
В 1880 году Врубель поступил в Академию художеств, перед этим окончив юридический факультет Петербургского университета. Занимался он с фанатическим упорством—по 14—15 часов в сутки, его не смущал ни голод, ни засаленный пиджачок, в котором приходилось иногда ходить в гости. Через несколько лет он добивается успехов почти невероятных. Его академические рисунки выставляются рядом с рисунками Брюллова.
Преподаватели академии рекомендуют его для проведения реставрационных работ в Киеве, в Кирилловской церкви XII века. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». «Ах, милый, милый… сколько у нас красоты на Руси»,—продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «…она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».
На протяжении ряда лет, захваченный разными образами и темами (в начале 90-х годов Врубель создает цикл иллюстраций к произведениям Лермонтова, «Демона», «Гадалку», «Испанию», ряд портретов и монументальных панно), он продолжает думать о выражении средствами живописи национальной красоты.
«Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меря обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать и на холсте, и в орнаменте. Это музыка цельного человека…»—пишет Врубель сестре.
На колоссальном панно он изображает былинного крестьянина-землепашца Микулу Селяниновича, монолитного, косая сажень в плечах, в голубых глазах его детское простодушие человека, не знающего своей силы. Рядом с ним, пешим, Вольга на лошади — колдун, чародей, обучившийся «серым волком рыскать во темных лесах, щукой-рыбою нырять во синих морях». И в глазах Вольги — ужас, он не может понять этого гиганта-ребенка, оказавшегося сильнее его. Врубель писал и наслаждался певучей былинной ритмикой, этим языком, запечатлевшим образ жизни невозвратный—с ее полнотой завершенности, покоем уверенной в себе силы…
В 1899 году Врубель пишет «Богатыря»— как бы новый вариант темы Микулы Селяниновича. В его образе сказочное переплетается с реальным. Толчок к работе в этом направлении дали «Богатыри» В. М. Васнецова, написанные в 1898 году. Врубель находил их недостаточно «былинными». Сам он искал образ большой обобщающей силы, образ-символ, который выразил бы его представление о неизмеримой мощи и силе русской земли, русского народа, в самом цвете картины он хотел передать «земную», «земляную» силу богатыря.
Только после долгих, мучительных для художника переговоров «Богатырь» был принят устроителями на выставку «Мира искусств». Полотно оценили по достоинству немногие, среди них — композитор Римский-Корсаков…
Л. Осипова, по материалам журнала «Семья и школа», 1968 год
Похожие статьи:
mamotvet.ru
Описание картины Михаила Врубеля «Микула Селянинович»
Это великолепное полотно написано Врубелем в 1896 году. Предполагалось, что оно будет экспонироваться на промышленной выставке. Творение предварительно полностью одобрил царь. Тем не менее, комиссия отвергает работу, посчитав ее нехудожественной. Мамонтов арендовал специальное место рядом с выставкой и поставил там павильон специально для этого панно и также восьми других. Такое событие вызвало невероятный шум.
Врубель очень сильно любил все творчество русского народа. Все существующие легенды, былины и предания были ему невероятно близки. Именно в них складывался образ народа, очень лирический, но при этом могучий. Достаточно часто Врубель обращался к образам богатырей, героям чудесных сказок и таинственных легенд.
На панно «Микула Селянинович» перед зрителями предстает Микула. Много былин Северной Руси сложено об этом чудесном пахаре. Микула оставил соху, а Вольга не смог ее даже сдвинуть. Таков сюжет одной из былин. Святогор никак не догонит Микулу, хотя тот идет пешком, а он скачет на коне. Микула воплотил вечную мечту народа о труде, наполненном счастьем.
Микула у Врубеля – простой крестьянин. Основная мысль живописца в том, что именно Микула в полной мере олицетворяет мощь земли.
Каждая из работ Врубеля невероятно глубока и содержательна. Они напрямую абсолютно не связаны с актуальными для того времени проблемами. Но эта замкнутость в своем мире необычных фантазий, которую многие не понимали, демонстрирует постоянное стремление Врубеля найти выход. Во всех работах чувствуется некая надломленность. Но огромной силы чувства и высочайшие идеалы также не чужды этому мастеру. Зритель не ощущает равнодушия Врубеля к ним, скорее наоборот. Все творчество художника проникнуто некой взволнованностью и особенным романтизмом.
opisanie-kartin.com
Описание картины Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь»
Эта картина в данное время размещена в Третьяковской галерее. Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленная сюжету сказки Пушкина с одноименным названием. Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника.
Самое яркое «театральное» творение Врубеля согласно мнению исследователей – это костюмы и декорации к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера сказки прошла в 1900 г. на сцене Частной оперы. Это помогло художнику стать более известным.
Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Но полотно изображает не саму певицу, а загадочный образ Царевны, который был навеян ее лирическим и душевным пением.
Как вспоминают современники, и голос и внешний вид певицы подходили под те сказочные и фантастические образы, которые она должна была воплощать на сцене: ее голос нельзя было ни с чем сравнить, он был ровный, легкий, нежный и наполненный красками или, сменяющимися переливами какой-то из красок, он был очень выразительным, и вместе с тем спокойным.. А ее облик заставлял только восхищаться! Ее широко расставленные глаза, пленительная и в то же время наивная улыбка, тонкое и изящное тело.
Картина была написана художником на хуторе Ге около станции Плиски в Черниговской губернии в лето 1900. Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля. Но сценический образ в картине стал сказочным.
В момент, когда лебедь перевоплощается в нежную и таинственную красавицу-царевну время словно застыло, а свет заката преобразил реальность, и она стала зыбкая и многозначительная. А большие глаза Царевны-Лебедя сверкают как драгоценные камни кокошника, обилие и тяжесть которых делают лишь более выразительным ее хрупкий образ.
У Врубеля был редкий дар видеть музыку цвета. Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова.
opisanie-kartin.com
Царевна Лебедь. Описание картины Врубеля
Вдохновленный сценическим образом своей супруги, сыгравшей в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» прекрасную Царевну-Лебедь, Врубель решил посвятить себя не только декорациям к этой сценической постановке одноименной сказки Пушкина, но и портрету волшебницы в момент ее перевоплощения.
Персонаж, изображенный на полотне, не имеет ни малейшего сходства с оперной дивой, сумевшей при помощи редких вокальных данных передать таинственный и невероятно женственный образ царевны. Скорее, это мистически-сказочный образ, возникший в сознании Врубеля, и умело воплощенный благодаря невероятному умению работать с цветом.
Волшебная царевна с полотна талантливого русского живописца — таинственно-загадочная и холодно-прекрасная. Ее тонкое царственное лицо с большими темными глазами сквозит непонятной грустью. Тонкий изящный нос, узкие губы, тонкая изящная кисть руки и бледная аристократическая кожа подчеркивают хрупкость и женственность девушки.
Огромный золотой кокошник с огромным сверкающими камнями венчает хрупкую голову сказочной царевны, а невесомая белая ткань с широкой серебряной каймой прикрывает ее длинные темные волосы, заплетенные в тугую косу.
Врубель. Царевна Лебедь (фрагмент)
Складки платья волшебницы имеют такой же цвет и структуру, что и ее огромные белоснежные лебединые крылья, и невозможно угадать где находится этот переход от перьев прекрасной птицы к подолу царственного одеяния.
Царевна Лебедь изображена на берегу моря на фоне закатного неба и далекого города на крутой скале во время спускающихся на морем хмурых вечерних сумерек. Холодноватые тона картины и ее тонкие голубоватые перламутровые оттенки порождают ощущение призрачности и неуловимости видения превращения гордого грациозного лебедя в прекрасную девушку.
Поза волшебница естественна и непринужденна – она уходит вдаль по направлению к городу и лишь мельком взглянула на зрителя.
Символ лебедя для многих художников олицетворял творческого вдохновение, которое возвышает душу и воображение, то также и привести к познанию потустороннего – темных демонических сил. Невольно, Царевна-Лебедь является существом двойственной природы, олицетворяя одновременно две стихии.
Первая – холодно-темная, водная и демоническая сила, а вторая – воздушная, небесная и вдохновляющая. Очарование этому персонажу придает не только женственная красота и еле уловимые демонические черты.
Врубель решил изобразить ее в момент чудесной метаморфозы форм, тающей в холодном свете морского заката. Это картина – о тайне проявления высшей красоты, рождающейся в нашем обыденном мире.
Автор сочинения: Ирина Шастова
Похожие записи
design-kmv.ru