Картина " Три Богатыря " , Виктор Васнецов. Васнецов виктор картина богатыри
Богатыри Виктора Васнецова - Независимая Окружная Газета
Богатыри Виктора Васнецова создавались более двадцати лет
Свою работу над картиной «Богатыри» Виктор Васнецов начал с карандашного наброска в 1871 году. Рисунок этот был размером всего 19 на 26 см. Однако уже было очевидно — основа для картины уже создана. Было понятно, каким будет число и соотношение фигур всадников, движение, жесты. Работу над картиной художник закончил в 1898 году.
Для Васнецова имело значение не только повествовательно-изобразительная сторона сказания, но и его ведущая идея, объединявшая богатырей и объяснявшая – ради чего они сошлись на заставе богатырской. Идейная основа замысла раскрыта художником в письме к своему учителю, профессору Павлу Чистякову в 1882 году. Именно когда картина была начата на большом полотне в Абрамцеве. Художник писал: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого».
Илья Муромец
Илья Муромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.
Считается, что впервые Илья Муромец был упомянут в 1574 году в письме старосты Орши Филона Чернобыльского. В нём он писал о былинном богатыре «Илье Муравленине» как о защитнике русских земель.
Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам), не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца. Там не упоминается князь Владимир. Его имя заменяется безымянным королём. Они содержат почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают Илье Муромцу освобождение царевны от змея.
По данным филолога Сергея Азбелева, Илья Муромец является главным героем 15 из 53 сюжетов героических былин.
Былинная биография
Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).
Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца» этот богатырь до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов (или калик перехожих).
После исцеления старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному».
На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
По предположению некоторых историков Российской империи, его малой родиной могло быть селение Карачев, возле города Моровийска на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого района, Черниговской области Украины), что ведёт из Чернигова в Киев.
Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илиёй Печёрским. Также и на том, что в первых упоминаниях о богатыре, его называли не Муромцем, а Моровлином, Муравлениным.
Мощи Ильи Печерского
Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия. Его причислили в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».
По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января.
Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Часть их — средний палец левой руки — находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.
В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей. В результате было установлено, что это мужчина, умерший в возрасте 40-55 лет от ранения в области сердца. Также было доказано, что в юности он перенёс паралич конечностей.
Илейко Муромец
В XVII веке был известен Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин) — самозванец Лжепётр времён Смутного времени, казнённый в 1607 году.
По мнению учёных, в частности русского историка Иловайского, выражение «старыя казак» объясняется тем, что в конце царствования Бориса Годунова Илейка Муромец находился в казачьем отряде, в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина.
На картине Васнецова Илия Муромец изображен в центре. Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году. Иван Петров был лишь одним из прообразов.
Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи. Известно, что он делал зарисовки с абрамцевского купца Ивана Петрова. Затем ему позировал ломовой извозчик, которого встретил уже в Москве.
«Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом Виктор Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»…
Добрыня Никитич
Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса.
Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена — Настасья, дочь Микулы Селяниновича.
Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее. Часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри.
Добрыню иногда величают князем и племянником Владимира Красного Солнышка. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши.
Согласно другим источникам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований. Он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий».
В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша. Однако Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Имеются сведения, что за основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина. Детали написаны с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом семьи Васнецовых.
Алёша Попович
Алёша Попович — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В украинских думах также именуется Алексеем Поповичем. Обычно Алёшу Поповича считают сыном ростовского попа Левонтия.
Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.
Алёшу Поповича отличает не сила. Иногда подчёркивается его слабость и указывается его хромота. Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.
Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права. Он распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне.
Женой Алёши Поповича в былинах о нём становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка. Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара.
Сыну предпринимателя Саввы Мамонтова, начинающему художнику Андрею исполнилось всего 13 лет, когда Васнецов начал писать с него Алешу Поповича. Через 8 лет, в самый разгар работы над картиной, юноша простудился в Киеве, когда расписывал Владимирский собор, и по приезду домой умер. Виктор Михайлович пришлось дорисовывать его по памяти.
Богатыри и по сей день стоят на страже
Виктор Васнецов долго выбирал пейзаж достойный своих богатырей. Пока однажды, прогуливаясь по усадьбе друга, не вышел на широкое поле, почти со всех сторон защищенное густым, непроходимым лесом.
На поле Васнецов буквально поселился — здесь для него построили мастерскую, сюда же приходили натурщики и сюда же приводили лошадей из конюшень Мамонтова. Самую дорогую, так называемую улучшенную, русскую лошадь с примесью восточных кровей — для Добрыни Никитича, княжеского воина. Для ростовчанина Алеши Поповича — степного коня, а для крестьянина Ильи Муромца был выбран русский тяжеловоз.
Былинные герои должны были выглядеть как можно реалистичнее. Художник часами бродил по историческому музею, изучая оружие и доспехи. Но 10,12 и 13 века, к которым относятся богатыри, в веке 19-м были еще мало изучены.
По мнению экспертов, у Васнецова древнерусские богатыри вооружены скорее как средневековые воины. Но в этом и заключается величие картины. Хочется верить, что эти богатыри и по сей день стоят на страже границ Российских и берегут Родины от врага.
Публикации по теме:
Публикации по теме: «Царевна Софья»
«Картина Неизвестная»
«Старообрядцы считают боярыню Морозову своей святой»
«Княжна Тараканова»
«Меншиков в Берёзове»
«Неравный брак»
Елена Сурикова
Фото: открытые источники
www.vao-mos.info
Картина " Три Богатыря " , Виктор Васнецов
Картину «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) художник писал с перерывами более 20 лет. Тема Васнецова – богатырский эпос об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче – защитниках земли русской.
Илья Муромец прост и могуч, смел и сдержан, внешне спокоен и внутренне динамичен. Прекрасное, честное, открытое лицо выражает благородство русского характера. Мощное тело пожилого богатыря, многое пережившего, как бы срослось с могучим конём. Во всей фигуре Ильи чувствуется русская народная мощь, спокойная, уверенная сила, мудрость, сила, выдержка и благородство. Простой шишак глубоко надвинут на лоб, из-под которого вьются серые кудри. Чёрные насупленные брови красиво легли над глазами. Острые орлиные очи зорко вглядываются вдаль. Образ Ильи Муромца написан с крестьянина Ивана Петрова.
Добрыня Никитич во всём облике своём выражает другие качества народа. В нём показано не только, как сказано в былинах «вежество» - знание, культурность и вдумчивость, но и пытливость ума, предусмотрительность. В то время как Илья, уверенный в своих силах, вглядывается вдаль, Добрыня вынимает свой меч из ножен, а щит держит перед собой. Остроконечный, подобный вершине башни тяжёлый шлем Добрыни, щит, который он держит наготове, ноги в стременах – всё это выражает полную готовность к бою. Насторожен и его чуткий, быстрый, как ветер породистый конь, высоко поднявший голову, напрягший уши, вперивший зоркие глаза в даль и тонкими ноздрями внюхивающийся в воздух. Развевающиеся грива и хвост коня, ржание передают его волнение. Он чует врага. На сбруе коня полумесяцы – значит, на нём сидит победитель «злого татарина». Соответственно былинам, Добрыня Никитич представительный, величавый, внутренне собранный. Колорит фигуры Добрыни и коня – сочетания красного, белого, зелёного, золотисто-жёлтого – цвета любимые русским народом.
Алёша Попович – молодой красавец. Он – ловкий, находчивый и всегда готовый на выдумки певец и гусляр-богатырь. В его широком смуглом лице с густыми чёрными бровями, выразительными глазами, с мягким очертанием губ и подбородка выражена прелесть облика молодого русского крестьянина. Под кольчугой могучее, сильное тело. Алёша Попович – воплощение отваги и смелости. Но он и «душа-парень», умеет биться, умеет и веселиться. С гуслями не расстаётся, они у него привязаны к седлу. Тёмно-красная одежда Алёши, гнедая масть его коня создают ту красочную гамму, которая соответствует горячему темпераменту молодого богатыря. В шитье рубашки, в нарядном поясе и шейном украшении, в убранстве шлема, доспехов, оружия, седла и в упряжи рыжего коня – во всём сказывается внимание к красоте витязя. Прототипом для Алёши Поповича послужило лицо Андрея Саввича Мамонтова.
vilingstore.net
Только одна картина — Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри» (1881—1898)
Цикл познавательных передач «Только одна картина»
Серия 5: Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри» (1881—1898)
«Богатыри» — одно из наиболее прославленных произведений Васнецова. На полотне — легендарные герои русского былинного эпоса. В картине мастер подвел итоги работы над любимыми образами, создававшимися в течение более двадцати лет.
Могучие богатыри, являющиеся олицетворением спокойной и уверенной в себе силы русского народа, влек к себе Васнецова с начальных шагов творческого пути. Впоследствии он вспоминал: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью… но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».
В одном из писем Васнецов выразил идею картины, назвав ее «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович — на богатырском выезде примечают в поле — нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Таким образом, в своем произведении Васнецов хотел объединить идею обороны родины с идеей защиты слабых и обиженных, патриотизм с гуманистическим пониманием военной доблести. Прославляя в богатырях народную мощь, Васнецов изображает ее как воплощение доброго начала.
Образы богатырей выразительны и очень индивидуальны, Васнецов стремился передать ту характеристику, какая дана им в былинах: мудрый и могутный Илья Муромец, гордый и порывистый Добрыня Никитич, лукавый и находчивый Алеша Попович. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, убедительными чертами характера. Однако стоит подчеркнуть, что эти характеры относятся не к жанровой живописи, а к историко-героической.
Облик богатырей написаны Васнецовым с большим вниманием к древнерусской материальной культуре после длительного изучения старинной одежды, упряжи, воинского снаряжения. В передаче внешних аксессуаров сказался многолетний интерес живописца к народному прикладному искусству. Всю свою жизнь Васнецов собирал коллекцию изделий народных промыслов, костюмы, старинное оружие и предметы быта.
Степной пейзаж соответствует идее картины, он мастерски увязан с фигурами витязей. Богатыри изображены на фоне панорамного пейзажа, где все дышит вольностью и раздольем. Как обычно в картинах Васнецова люди и природа объединены общностью художественного замысла. Образ пустынной окраины с виднеющимся надгробным камнем, который напоминает о былых сражениях, органично связывается с настороженностью и готовностью к бою дозорных всадников. В знаменитой картине «Богатыри» Васнецов проявил себя как замечательный мастер монументальной живописи.
Васнецовские «Богатыри» прочно вошли в массовую национальную культуру еще в досоветский период. Они репродуцировались в течение десятилетий огромными тиражами в школьных учебниках, на папиросных и конфетных коробках, на календарях и самодельных ковриках.
Смотрите также
painteropedia.ru
Виктор Васнецов: интересные факты
23 июля 1926 года в Москве скончался выдающийся художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи Виктор Васнецов. Diletant. media вспоминает интересные факты о живописце и публикует некоторые самые известные его работы.
Образы святых занимают особое место в творчестве художника. При этом, лучше всего у него выходили именно русские святые.
Виктора Васнецова еще при жизни современники начали называть настоящим богатырем русской живописи. Это связано не столько так званой богатырской тематикой многих его работ, сколько с осознанием ими значительности личности живописца и его восприятием как родоначальника национального направления искусства.
Художник был глубоко верующим человеком, поэтому увлечённо занимался коллекционированием икон. Более того, он с удовольствием брался за все по росписи православных храмов. Самыми известными в этом плане работами Виктора Михайловича стал Киевский собор Святого Владимира, а также храм Христова Воскресенья в Петербурге.
Многих современников Васнецова удивляла его способность производить одновременно работы, которые на первый взгляд являются не совместимыми. К примеру, во время росписи Владимирского собора, он умудрился заниматься «Богатырями», а также работал над полотном «Иван Царевич на сером волке», книжными иллюстрациями и театральными эскизами.
Именно Виктору Михайловичу принадлежит авторство марки добровольного собора жертвам войны, которая была выпущена Московским городским общественным управлением в 1914 году.
Васнецов много сделал и для истории дизайна и архитектуры, в которых он старался отдать должное русскому духу и старине.
Первый набросок известнейшей его картины «Богатыри», законченной в 1898 году, был сделан карандашом еще в 1871 году.
В 1902 году художник был награждён французским орденом Почётного легиона.
Интересное о лучших картинах художника
«Ковер-самолет». Заказ поступил от известного мецената Саввы Мамонтова. Картина предназначалась для украшения кабинета в правлении Донецкой железной дороги. На новой картине появилось сказочное и быстрое средство для передвижения. На правление она не произвела ожидаемого впечатления, так что, в конце концов, промышленник купил ее для себя, вместе с «Тремя царевнами подземного царства». «Ковер» вызвал кучу споров в журналистской и зрительской среде после представления его на VIII выставке передвижников.
«Богатыри». Этих трех былинных русских защитников знают и узнают на картине даже дети. Известно, что для натурщиков, которые позировали для картины, специально из запасников Русского музея напрокат была взята одежда. Почти двадцать лет работы, и полотно вышло столь убедительным и выразительным, к тому же точным отражением слов, положенных художником в основу сюжетной линии: «Вышли богатыри посмотреть, не обижают ли кого где».
«Аленушка». Эту картину простой иллюстрацией назвать нельзя. Воссоздавая известный всем сюжет, Васнецов стремился сделать эту сказочную героиню живой, близкой и понятной. Правда, задумывалась она как «Дурочка Аленушка», писалось с юродивой крестьянской девушки и не имело отношения к сказке. Получилось самое любимое произведение автора.
«Иван Царевич на Сером волке». Впервые Иван, обнимающий царевну, появился в эскизе «Ковра-самолета» в 1926 году. А потом по желанию Васнецова эта пара оказалась пересаженной на волка.
'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'
diletant.media