История одного шедевра: “Витязь на распутье” Виктора Васнецова. Богатырь на распутье картина
Картина Васнецова "Витязь на распутье". История создания и описание
Русский художник Васнецов Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического жанра, фольклорных традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова принадлежат полотна, иллюстрирующие сюжеты сказок и былин. Богатая русская культура и самобытное народное творчество стали для художника щедрым источников вдохновения.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». История создания
Конец 70-х годов XIX стал для В.М. Васнецова переломным моментом. Он решительно отошел от жанровой реалистической живописи и графики, с которых начал свой творческий путь. В это время его захватила идея найти точное живописное воплощение характерных элементов былинной поэзии. Особенно его внимание привлекали колоритные образы русских богатырей.
В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье». Васнецов сделал несколько карандашных эскизов и начал писать живописное полотно, первый вариант которого был закончен в 1877 году и представлен публике на очередной выставке художников-передвижников в 1878.
Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Именно в таком варианте она сегодня известна широкой публике.
Отличия окончательного варианта | Символика |
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором – спиной. | Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков. |
Уменьшено пространство позади богатыря. | Не важно, откуда пришел путник. |
Увеличено пространство за камнем. | Больше примет грядущей опасности. |
Небо стало более грозным. В первом случае – мягкий закат, во втором – надвигающиеся тучи. | Еще одна примета поджидающей опасности. |
Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа. | Красный – цвет крови и агрессии. |
Камень стал более старым, и на нем появился мох. | По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта. |
Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание
В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.
Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.
Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.
Мастерство изображения деталей
Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». Грозное закатное небо, беспорядочно разбросанные валуны, человеческие останки и кружащие в предвкушении новой добычи вороны – все это нагнетает трагизм ситуации.
Особого внимания заслуживает камень. В.М. Васнецов подчеркивал, что текст надписи взят им из оригинальных образцов былинной поэзии. По традиции такие камни давали путнику возможность выбора. Дорога была закрыта только в одном направлении, два же других обещали богатство и счастье. Автор намеренно затер и закрыл мхом часть надписи, чтобы поставить своего героя в ситуацию как можно более трагическую.
Текст надписи можно попытаться разобрать на представленном фото. «Витязь на распутье» - картина, над которой автор работал почти 10 лет. Это одно из вершинных произведений В.М. Васнецова.
Картина «Витязь на распутье» Васнецова. Описание картины
Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.
История создания
Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.
Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.
В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.
Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.
Описание и анализ
На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.
Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.
На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?
И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.
Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.
Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?
Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.
Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.
Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.
Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.
В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.
Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.
История создания
Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.
Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.
В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.
Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.
Описание и анализ
На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.
Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.
На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?
И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.
Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.
Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?
Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.
Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.
Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.
Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.
В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.
5sec.info
История одного шедевра: "Витязь на распутье" Виктора Васнецова
“Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному. Направу ехати — женату быти. Налеву ехати — богату быти”. Старинный текст из русских былин про Илью Муромца преследовал художника Виктора Васнецова всю жизнь. Тема выбора пути, когда резко меняется весь жизненный путь, постоянно возникала перед ним. Знаменитая картина “Витязь на распутье” стала одним из итогов многолетних трудов Васнецова.
“Витязь на распутье”. Виктор Васнецов. Фрагмент картиныРодившийся в семье потомственного священнослужителя, Виктор Михайлович должен был стать священником, как и все его предки, включая отца. Поступает и практически заканчивает Духовную семинарию. Недоучившись всего год, с благословления наставников и родителей, оставляет обучение в семинарии и едет в Санкт-Петербург за мечтой: поступать в Академию художеств.
Птица гамаюн. Виктор Васнецов
Денег практически не было, начинающий художник снимает самые дешевые углы, живет впроголодь, работает в дешевых издательствах, но в академию поступает.
Виктору Васнецову очень везло на знакомства с интересными людьми. В Академии художеств на Васильевском острове среди его друзей был цвет русской живописи – Илья Репин, Василий Поленов, Валентин Серов, Михаил Врубель, Михаил Нестеров.
Начинается учеба под руководством самого Ивана Крамского. Позже, по приглашению Репина, Васнецов едет в Европу, где знакомится с творчеством европейских художников, изучает новые творческие течения.
Виктор Васнецов. АвтопортретВаснецова принимают в Товарищество передвижников. Еще обучаясь в Академии, Виктор начинает выставлять свои картины на выставки. Полотно “Преферанс” покупает меценат Павел Третьяков для своей галереи. Появляется достаток, деньги. Чего еще желать молодому художнику?
Душа Васнецова мечется. Он уважает творчество передвижников, благодарен им за науку, но не хочет больше рисовать быт. Виктор Михайлович тяготеет к стилю модерн. Потомственный славянофил, он желает писать свой Русский сюжет, основанный на красивом и древнем русском фольклоре.
Как примут такое новое искусство? Будут ли покупаться картины? Художник встает перед камнем судьбы, только не с копьем, а с кистью наперевес. И он выбирает – Вперед!
“Богатырский скок”. Виктор ВаснецовИз под кисти Виктора Васнецова выходят полотна навеянные древними Русскими былинами: “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, “Богатырский скок”, “Бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем”, “Призвание варягов”, “Богатыри” (Три богатыря), “Витязь на распутье”.
Изначально картины были приняты сдержанно. Даже мнения друзей разделились. Современники были растеряны: это был совершенно не тот реалист Васнецов, которого они знали.
Дальновиднее всех оказался Крамской. В письме к Репину он прямо сказал: «…трудно Васнецову пробить кору рутины художественных вкусов».
В момент тяжелых переживаний, вызванных непониманием творчества, Васнецов был горячо и сердечно поддержан учителем и другом П.П. Чистяковым:«…Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник. Таким далеким, таким грандиозным, по своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал Вам и невольно скользнули по душе стихи Кольцова: «Аль у молодца крылья связаны…»
Весь день бродил по городу и потянулись вереницею картины знакомые и видел я Русь родную… и тихо прошли один за другим и реки широкие и поля бесконечные, и села с церквами российскими и Вы, русский по духу, по смыслу, родной для меня. Спасибо, душевное Вам спасибо от… русского человека...»
“Витязь на распутье”. Виктор Васнецов«Витязь…» завораживает зрителя своей гнетущей мрачностью и безысходностью. Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье.
Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».
Мрачное настроение добавляет характерный фон. Неприветливая местность, кружащие над полем вороны и разбросанные в траве косточки погибших, создают впечатление фатальности и неотступности рока. На переднем плане останки коня и человека указывают, что были уже смельчаки, да сложили в землю свои буйны головы. Общую напряжённость дополняет кровавый отблеск заката. Даже вода, изображённая вдали, ассоциируется с мёртвым болотом. Угроза висит в воздухе.
Поза воина говорит о большой усталости. Он медлит, не решаясь сходу вступать в бой.
Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Конь устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.
Предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни, усиливает впечатление от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.
Копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Этой деталью художник утверждает: несмотря на усталость, всадник готов сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. В голове зреет план будущей жестокой схватки. Несмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди. Ведь он – Витязь! Его судьба охранять Землю Русскую от врага! У настоящего воина нет выбора вправо – влево, только вперед!
Васнецов всегда отличался постепенным движением к шедевру. Все его великие полотна обязательно имели множество предшественников. Шедевр годами вынашивался в голове мастера.
“Воин в шлеме с кольчужкой”. Виктор ВаснецовВ 1877 году Виктор Васнецов пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Любопытно, что для фигуры воина позировал младший брат художника Аркадий (Аполлинарий), тоже великий исторический художник, картины которого мы знаем по школьным учебникам истории.
Постепенно начинает вырисовываться композиция произведения, где конный витязь остановился перед “камнем-вещуном”, на котором начертана его будущая судьба.
Сюжет новой картины навеян старинной былиной «Илья Муромец и разбойники». Богатыри полностью завладели сознанием художника. В 1877 году была закончена работа над первым вариантом.
В итоге Васнецов выставляет полотно на VI Передвижной выставке 1878 года.
Картину встретили хорошо. В прессе о ней только хвалебные и положительные отзывы. “Воин в шлеме с кольчужкой” был продан в частные руки, сейчас находится в Серпуховском художественном музее.
“Богатырь”. Виктор ВаснецовОкончательный вариант картины, тот, что сейчас можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, был написан в 1882 году специально для коллекции известного мецената и создателя Частной оперы Саввы Мамонтова.
Виктор Васнецов и Савва Мамонтов дружили семьями. Васнецовы каждое лето снимали дачу в Ахтырке, рядом с усадьбой Мамонтовых – Абрамцево.
Виктор Михайлович с семьей был желанным гостем у Мамонтовых, рисовал их детей, собственноручно сделал сказочную беседку “Избушка на курьих ножках”, к восторгу детворы.
“Избушка на курьих ножках” в усадьбе Абрамцево была придумана Виктором Васнецовым для детей его друга Саввы Мамонтова. В советское время она стала прототипом для типовой детской площадки в городах“Витязь на распутье”, описание которого, а также восторженные отзывы в прессе стали известны Мамонтову, вызвал желание мецената иметь такую картину в своем личном собрании.
В окончательной версии картины автор увеличил размер холста, что придало полотну еще большую монументальность.
Первоначально витязь был обращён к зрителю лицом. Развернув фигуру всадника, художник тем самым направил все внимание зрителя на камень-предсказатель. Именно надпись, начертанная на нём, становится ключевым моментом всей картины.
Страшно, зловеще вокруг. Мрачный седой камень потемнел от времени. Некогда белый валун порос мхом. Зловеща надпись на нем. Некоторые буквы стерлись. Пустыми глазницами смотрят на храброго витязя черепа, белеют в траве иссушенные ветрами и палящим солнцем человеческие и конские кости.
Более десяти лет творчества художник посвятил созданию «Витязя на распутье».
“Витязь на распутье”Вопрос выбора пути в жизни человека поставлен в этой картине Васнецова очень остро. Акцент делается исключительно на самоопределение личности. Все зависит только от свободного выбора, от воли каждого. Какой путь избрать? Идти напролом, рискуя всем, и даже собственной жизнью, или свернуть в сторону и выбрать более лёгкую дорогу?
Каждый читающий, вдумчиво оглянувшись назад на свою личную жизнь, наверняка найдет три-четыре случая, когда он стоял перед выбором, от решения которого зависел дальнейший ход его судьбы.
Это может быть серьезная ситуация, как на картине или, кажущийся случайным быстрый эпизод. И только с высоты прожитых лет видно: вот здесь был поворот, вот здесь мог поступить по другому и жизнь пошла бы иначе…
Картина ” Витязь на распутье” не утратила своей актуальности и сегодня.
Очень многие, к сожалению, выбрали бы для себя два легких пути к успеху, хотя в большинстве случаев эта легкость призрачна. Достаточно большая часть молодежи мечтает решить свои проблемы удачно женившись или выйдя замуж, при этом получив доступ к чужому богатству. Очередной мираж.
Богатые люди не особенно стремятся допускать кого – либо к своим капиталам. Удел подобных временно обслуживать новых состоятельных родственников.
Только первый, самый тяжелый и опасный путь, для тех, кто хочет найти именно свое место под солнцем. Путь этот очень тернист. На современных кладбищах целые куски лучшей земли заняты могилами молодых ребят, примерно одного возраста. Это искатели лучшей жизни из девяностых годов…
Но не все так мрачно. Можно проработать всю жизнь, например электриком, иметь хорошую семью, любящую жену, растить детей, затем внуков. Это тоже выбор и не самый плохой. Невозможно всем быть миллиардерами. Разумеется хочется жить побогаче, получше: главное цена вопроса, чем за это нужно заплатить?
Россия всегда была страной неожиданных взлетов, в отличие от Запада, где элиты давно сложились и чужих туда не пускают.
В России, при определенных обстоятельствах, умный и решительный человек может пройти с нуля до очень больших высот. Ярким примером является наш президент страны Владимир Владимирович Путин. Человек из простой семьи, пройдя нелегкий путь полный опасностей, стал руководителем огромной страны.
Но вернемся к Виктору Васнецову. Сказочно-богатырский цикл принес ему заслуженную славу, достаток семье, уважение в обществе.
Последняя картина Васнецова приобретенная Павлом Третьяковым, известная в народе как “Три богатыря”, называлась “Богатыри”. Проработал над ней художник двадцать лет.
“Богатыри” Виктор ВаснецовКазалось бы все прекрасно, но Виктор Михайлович в очередной раз круто разворачивает лодку судьбы.
Неугомонный художник опять стоял у судьбоносного камня и выбирал. Картины отставлены в сторону на долгие годы, Васнецов берется за роспись Владимирского собора в Киеве.
Как всегда сделал он это очень достойно, блестяще. Но это уже история другого шедевра!
Выбор жизненного пути, основная идея картины. Васнецов художник – философ, ставящий важные вопросы своему зрителю. А как поступишь ты?
wanderings.online
Васнецов В.М. «Витязь на распутье». Описание картины. Художники-передвижники
1878 г. 79 x 147 см. The Museum of Russian Art
Описание картины Васнецова В.М. «Витязь на распутье»
Более 10 лет творчества художник посвятил созданию знаменитого «Витязя на распутье». Работу над картиной Васнецов начал еще в первой половине 1870-х годов, а в 1878, на VI выставке общества передвижников вниманию зрителей был представлен ее первый вариант. Окончательный вид картина, какой ее знают сегодня, приобрела в 1882 году и послужила подарком меценату Савве Мамонтову.
На фоне большинства картин Васнецова – светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь…» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне. Витязь вооружен копьем и булавой, за спиной – крепкий щит, лук и колчан со стрелами. Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один – «прямо пойдешь – живым не бывать!».
Мрачное настроение картине добавляет характерный фон. Неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни – все это усиливает впечатления от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.
Интересно, что за время работы над картиной, художником было создано значительное количество эскизов, зарисовок и набросков. И сегодня зритель мог бы видеть картину совершенно другой. Так, в одном из начальных вариантов, можно было бы разглядеть лицо всадника, но позднее художник решил представить витязя сбоку, со спины. От камня вдаль уходила дорога, в идеи изображения которой автор в итоге отказался.
Зритель, внимательно изучающий картину, обратит внимание на некоторую неточность, допущенную художником. А именно: копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Ошибка ли это? Оружие других героев любой из картин Васнецова прописано с точностью до мелочей – копья, мечи, луки и стрелы соответствуют боевым характеристикам. Возможно, эта погрешность – намек на готовность всадника сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. При этом, несмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди.
Лучшие картины Васнецова В.М.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Картина Васнецова Витязь на распутье. 1877 г Краткое описание
Картина Васнецова Витязь на распутье - положила начало целому ряду работ, посвященных русским былинам. Впервые художник занялся набросками этой картины в начале 1970-х, но со временем они были основательно исправлены и переделаны.
Изначально планировалось, что всадник будет повернут к зрителю лицом. Был даже своеобразный прототип – брат Васнецова, с которого и рисовался витязь. Кроме того, в первых версиях была видна дорога, которую художник со временем решил убрать. По словам живописца, кардинальные изменения были задуманы с одной целью – лучше передать эмоции.
Художник закончил работу в 1877 году, а в 1878, на шестой передвижной выставке картину впервые представили на суд общественности. Публика уже знала Васнецова, ведь его картины и раньше пользовались популярностью.
Но «Витязь на распутье» был чем-то другим. Эта работа – переломный момент в творчестве художника, ведь впервые вместо привычного реализма и острой социальной тематики зрителю представили фольклорный образ. Несмотря на композиционные решения резкие смены жанра обычно воспринимаются негативно, но«витязь» был одобрен.
В 1982 году, специально для Саввы Мамонтова, художник рисует другой вариант картины, который и стал окончательным. Васнецов использовал холст большего размера, а также доработал детали и цветовую гамму. Критики одобрили полотно, которое Мамонтов забрал в свою коллекцию.
На холсте мы можем увидеть витязя оказавшийся на распутье, склонившегося над придорожным указателем. Основной акцент сделан на проблеме выбора, подобная жизненная ситуация может произойти с каждым. Пойти дальше, и взглянуть в глаза проблемам, или свернуть с дороги в поисках более легкого пути?
Но вся атмосфера просто кричит о том, что проблемы неизбежны. Присмотревшись, можно прочесть пол устершиеся, заросшие мхом руны, переведя которые на современную речь можно прочитать: «Кто прямо поедет, жизнь потеряет. Не пройдешь, не проедешь, не пролетишь».
Саму местность, открывшуюся взору, можно назвать не иначе, как полем смерти. Земля, кое-где поросшая травой, устлана камнями и костьми давно умерших людей и зверей. А на горизонте нет ни единого живого существа, кроме нескольких воронов – вестников близкой смерти.
Особое внимание стоит уделить двум скелетам под камнем-указателем: в одном угадывается человек, а второй сильно напоминает лошадь. Кто знает, может быть, это останки другого всадника, который когда-то пытался здесь пройти? Ну а завершением композиции можно считать виднеющуюся вдали воду, которая может оказаться смертоносным болотом, и кроваво-красный закат – манящий, угнетающий, пугающий.
Картина Васнецова на распутье с 1982 года находится в Государственном русском музее, ее размер – 167*299 сантиметров. А первую версию, в увеличенном размере, можно найти в Серпуховском историко-художественном музее.
www.art-portrets.ru
Описание картины "Витязь на распутье". История её создания
Картины Васнецова известны всем, но мало кто знает, что их создание явилось результатом сложной внутренней борьбы автора. Содружество художников-передвижников, к которому он принадлежал, пропагандировало остросоциальную направленность сюжетов для жанровых картин. Васнецовым же всецело завладела сказочная тематика. Надо было решать, в каком направлении двигаться дальше. Эти переживания во многом вылились в картину "Витязь на распутье".
Новаторский жанр в создании картин
Следует отметить, что избрав путь художника-сказочника, Васнецов был новатором в этой области. Едва ли можно назвать имя другого живописца, столь беззаветно посвятившего себя русской былинной старине.
Описание картины "Витязь на распутье" следует начать с рассказа о небольшом карандашном эскизе, сделанном мастером в самом начале семидесятых годов. Тогда его фантазией завладел сюжет русской былины об Илье Муромце и разбойниках. В дальнейшем эта тема развивалась автором в нескольких акварелях и картинах маслом.
Первое законченное полотно появилось в 1877 году и называлось "Воин в шлеме с кольчужкой". Любопытно, что для фигуры воина позировал брат художника Аркадий. Постепенно с каждой новой работой начинает вырисовываться композиция картины, где конный витязь остановился перед "камнем-вещуном", на котором начертана его судьба.
В 1877 году первый вариант произведения был закончен и через год был представлен публике на очередной выставке. Приём был достаточно тёплым. Описание картины "Витязь на распутье" и благожелательные отзывы появились во многих газетах и журналах.
Заказ Саввы Мамонтова
Окончательный вариант картины, тот, что сейчас можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, был написан в 1882 году специально для коллекции известного мецената и создателя частной оперы Саввы Мамонтова. В создании декораций для его постановок не раз принимал участие Васнецов. "Витязь на распутье", описание которого и восторженные отзывы стали известны Мамонтову, вызвал желание иметь картину в своем собрании. Выполняя заказ, Васнецов значительно изменил композицию раннего варианта. Первоначально витязь был обращён к зрителю лицом. В окончательной версии картины автор развернул его, скрыв лицо. Кроме того, был увеличен размер холста, что придало полотну большую монументальность. Изменился и пейзаж.
Описание картины «Витязь на распутье»
В раннем варианте перед витязем была дорога, в окончательном – только поле. Такое решение придало картине большую эмоциональность. В ней всё как бы говорит, что нет иного пути, кроме указанного на камне. Изображение воронов и разбросанных в траве костей создаёт впечатление фатальности и неотступности рока. На переднем плане автор поместил останки коня и человека, указывая на то, что были уже смельчаки, да сложили в землю свои буйные головушки. Общую напряжённость дополняет кровавый отблеск заката. Даже вода, изображённая вдали, ассоциируется с мёртвым болотом.
Развернув фигуру всадника, художник тем самым направил внимание зрителя на камень-предсказатель. Именно надпись, начертанная на нём, становится ключевым моментом всей картины. Нужно заметить, что из трех надписей, упоминаемых в былине, Васнецов оставил только одну, грозящую смертью тому, кто поедет прямо. Этим он как бы исключает иные варианты пути. Выразительно написана фигура коня. Он наклонил к земле голову, как будто тоже погружён в задумчивость.
Есть и ещё одна существенная деталь, без которой не полным было бы описание картины. Витязь на распутье стоит, вооружённый копьём. Но это копьё пешего война, а не кавалериста. Между ними существуют отличия. Что это должно обозначать? Вероятнее всего, готовность биться и пешим, и конным, чтобы, потеряв коня, не потерять победу.
Идея картины ― выбор пути в жизни
Вопрос выбора пути в жизни человека наполнен в картине Васнецова эпическим звучанием. Акцент делается исключительно на самоопределение личности. Все зависит только от свободного выбора, от воли каждого. Какой путь избрать? Идти напролом, рискуя всем, и даже собственной жизнью, или свернуть в сторону и выбрать более лёгкую дорогу? Но в данном случае всё наполнено предельным драматизмом. Отсутствие живых персонажей, кроме зловещих воронов – символов близкой гибели, и общая напряжённость картины дают ясно понять – надежды нет, трагическая развязка неизбежна.
fb.ru
Выбор Ильи Муромца
Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня – «Витязь на распутье» Виктора Васнецова. Тем более, что 15 мая по новому стилю у художника день рождения.
Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882 г, холст, масло. 167x299 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Факт первый. Былинный
В середине 1870-х годов Васнецов стал увлекаться былинами и русскими сказками. Это отразилось и на творчестве набиравшего популярность художника. Он делает карандашные наброски ко многим своим будущим картинам. «Витязь на распутье» вдохновлен историей про Илью Муромца и разбойников. Как известно, былинный богатырь подъехал к камню, на котором были начертаны три варианты продолжения пути: стать женатым, богатым или сложить «свою буйну голову». Момент принятия богатырем решения и запечатлен на полотне.
Факт второй. Братский
Работа над картиной началась с нескольких набросков. Дальше пошли этюды, на которых сформировалась композиция картины. Художник долго работал над фигурой богатыря. В первых версиях Илью Муромца он срисовал со своего брата Аполлинария – кстати, тоже художника. Но Аполлинарий был молодым человеком не самых богатырских размеров. Пришлось продолжать поиски. Со временем богатырь стал более кряжистым и даже монументальным. Таким, каким он и представляется читателем былин.
Факт третий. Исторический
Первый вариант картины Васнецов закончил в 1877 году. Спустя год он показывал ее на передвижной выставке, и картина пользовалась успехом. Обращение к сюжетам былин тогда было в диковинку. Но этот сюжет долго не покидал Васнецова, поэтому он продолжил поиски. Финальный вариант сформировался только пять лет спустя, в 1882-м. Он не на шутку отличается от того, что демонстрировался на выставке 1878 года.
Факт четвертый. Художественный
За пять лет картина изменилась так, будто над ней работали разные люди. Если в первых эскизах витязь почти целиком повернут лицом к зрителю, то в варианте 1882 года он сидит к нему спиной. Затер Васнецов и дорогу, по которой пришел богатырь - она была видна в первых версиях. Это было сделано для того, чтобы показать: пути назад нет. Практически без изменений остались только камень, черный ворон, кости на земле и безрадостный болотистый пейзаж. Этот вариант картины сразу же был признан шедевром. Вскоре он попал в коллекцию к Савве Мамонтову – меценату, который оказывал серьезную поддержку многим художникам и Васнецову в том числе.
Факт пятый. Текстологический
Надпись на камне повторяет былинный текст. Причем Васнецов провел настоящее историческое исследование, сравнивая разные записи этой истории (их насчитывается несколько десятков). Установив, какая именно надпись должна быть на камне, Васнецов решил не выкладывать все карты на стол. Зритель видит слова «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». А вот продолжение фразы: «Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» уже не видны. Художник ловко спрятал их под мох.
Факт шестой. Загадочный
Внимательные зрители заметили на картине важную нестыковку. Дело в том, что в руках у Ильи Муромца изображено пехотное копье, которым не пользовались всадники. У этого копья есть «подток» - так называют окованный тупой конец. Он нужен для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конницы. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна. Почему Васнецов сделал такую ошибку – до сих пор загадка. Особенно если учитывать, что на остальных «былинных» полотнах художника копья у богатырей – нормальные.
Факт седьмой. Музейный
Версия картины 1882 года хранится в Государственном Русском музее. А первая версия 1878 года - в Серпуховском историко-художественном музее. Существует еще несколько «промежуточных» вариантов и эскизов, они находятся в частных коллекциях. Причем некоторые – за рубежом.
Факт восьмой. Производственный
«Витязь на распутье» стала первой работой из былинной серии Васнецова. Дальше художник создал еще несколько работ на эту тему. Особенно известны стали «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Факт девятый. Богатырский
Илья Муромец еще несколько раз появлялся на полотнах Васнецова. Самый известный пример – картина «Богатыри», на которой в дозоре стоят еще и Алеша Попович с Добрыней Никитичем. А в последний раз этого былинного героя Васнецов изобразил в 1914 году. На картине «Илья Муромец» хмурый богатырь летит куда-то на своем коне. Время было суровое, военное, поэтому картина больше напоминает агитационный плакат: «Дадим отпор врагу». Кстати, в правой руке у Ильи хлыст, а в левой – вполне подходящее копье.
Факт десятый. Посмертный
Картина «Витязь на распутье» так прославила Виктора Васнецова, что когда художник умер в 1926 году, на его надгробии был использован именно этот сюжет. Кстати, его могила на Лазаревском кладбище в Москве позже была перенесена на Введенское кладбище. Старый погост городские власти решили уничтожить. Это была последняя развилка в жизни Васнецова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Девятый вал» он трудный самый
Картина «Девятый вал» была написана в 1850 году. Название Айвазовский взял из народного поверья о том, что во время шторма одна из волне выделяется своей мощью и размерами. Кстати, древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне - десятую (подробнее).
www.samara.kp.ru