10 самых известных русских картин. Богатыри картины художников


10 самых известных русских картин

Далеко не все регулярно навещают картинные галереи, но есть картины, которые известны буквально всем. Вот вам десятка самых знаменитых полотен русских художников

Далеко не все наши соотечественники регулярно навещают картинные галереи. Но есть картины, которые известны буквально всем. Вот вам десятка самых знаменитых полотен русских художников 

1. «Утро в сосновом лесу» 

Рассказывают, что в начале обучения в Императорской Академии художеств Ивана Шишкина спросили, что он хочет рисовать. Ответ «Желаю быть пейзажистом» вызвал дружный смех: а что еще должен рисовать человек с такой фамилией? Друзья часто называли Ивана Ивановича «царем леса» и по заслугам: чащоб у него нет разве что на картинах «Рожь» или «На севере диком». Полотно «Утро в сосновом лесу» подтверждает высокую царскую репутацию. Это, вероятно, самая известная картина пейзажиста, и уж наверняка самая растиражированная, поскольку украшает обертку конфеты «Мишка косолапый». Писали картину в четыре руки: медведей на полотне, известном каждому сладкоежке, изобразил Константин Савицкий. Сегодня художников упрекают в недостатке реализма: тройни у медведиц крайне редки, да и Шишкин замечен в том, что подправлял лесную реальность топором и пилой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Неизвестная» 

Кто-то впервые увидел ее в «Огоньке» или «Работнице», кто-то – в холле дешевой гостиницы, а у кого-то она вызывает детские воспоминания о красивой коробке конфет. Критик Стасов называл героиню Крамского «кокоткой в коляске», критик Ковалевский – «исчадьем больших городов», а художник Репин вспоминал, что ее разглядывали не столько из эстетических чувств, сколько из обывательского любопытства. Специалисты утверждают, что она одета по последней моде: шляпка «Франциск», пальто покроя «Скобелев». В ней узнавали и Настасью Филипповну, и Анну Каренину, но закрепилось «Незнакомка» – стихотворение Александра Блока повлияло. Нет, не так: Иван Николаевич Крамской назвал картину «Неизвестная» и нигде ни словом не упомянул о прототипе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «Боярыня Морозова» 

«Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, чёрным пятном сидит. Так вот я этого пятна много лет забыть не мог…», – вспоминал Суриков. Когда бы мы знали из какого сора выросла известнейшая картина! Из этого пятна, да из рассказа на ночь тетки Ольги Матвеевны: она поведала малышу Васеньке о боярыне Феодосии Прокопьевне Морозовой, духовной дочери протопопа Аввакума, что пошла на гибель за свою веру.  Замысел зрел долго, так и вышла картина, чрезвычайно высоко оцененная критиком Стасовым: «Тут и трагедия, и комедия, и глубина истории, какой ни один наш живописец никогда не трогал. Ему равны только «Борис Годунов», «Хованщина» и «Князь Игорь». А тем критикам, что соревновались в выискивании ошибок: и места-де для кучера мало, и рука, мол, чересчур длинна и вывернута так, как анатомически невозможно, ответил сам Суриков: «Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюден – в деталях можно какие угодно ошибки делать...».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. «Бурлаки на Волге» 

«Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу». Достоевский написал это о картине Репина «Бурлаки на Волге». Илья Ефимович вырос в украинской глубинке и никогда не видел больших судоходных рек. Но писать картину он поехал в Ширяев буерак под Самарой  с уже сложившимся сюжетом. Своих «бурлаков» он углядел на Неве, когда учился в Академии художеств – изможденные люди так контрастировали с живописной природой и радостными дачниками, что студент немедленно схватился за краски. Потом друзья выхлопотали ему 200 рублей для поездки на Волгу, там летом 1870 года Репин нашел своих героев и написал с них этюды. На Всемирной выставке 1873 года в Вене картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем. Он повесил ее в бильярдной Владимирского дворца, вероятно, напоминанием о бессмысленной в век пара жестокости. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. «Девочка с персиками» 

У русского предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова, владельца усадьбы Абрамцево, было три сына и две дочери. Старшая, красавица Веруша, вдохновляла многих художников, гостивших в усадьбе ее отца. Это с Веры Мамонтовой лепил «Голову Египтянки» Михаил Врубель, это ее черты легко узнать на «Портрете девушки с кленовой ветвью» Виктора Васнецова. Но самый известный портрет Верочки Мамонтовой создал Валентин Серов. «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», – писал Валентин Александрович невесте, и, как видим, сдержал слово: трудно представить себе картину радостнее, чем «Девочка с персиками». Хотя модель  много претерпела: сидеть не шевелясь для бойкой 12-летней девочки было сущим мучением. Серов, вспоминал брат Веры, «впоследствии говорил сестре, что он ее неоплатный должник».Это чистая правда: картина так прославила Серова, что ему потоком хлынули заказы. И даже из царского семейства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. «Богатыри» 

И эта картина родом из имения Саввы Мамонтова. Знаменитых «Богатырей» Васнецову навеяли мощные дубы в парке Абрамцевской усадьбы. «…Бродил я, особенно по утрам, по парку, любовался кряжистыми великанами… А уже как дубы превратились в «Богатырей», объяснить не могу, должно быть, приснилось!» Публике, которая полюбила знаменитую картину, должно быть приснилось другое ее название: «Три богатыря». И не поспоришь –  богатырей на картине ровно три. Запомнить кто есть кто легко: посреди на вороном коне Илья Муромец, в одной руке копье, в другой палица, похож на императора Александра III, слева на белом коне вынимает меч из ножен Добрыня Никитич, справа на коне рыжей масти Алеша Попович с луком и стрелами. Алешу Васнецов писал с младшего сына Саввы Мамонтова, а Добрыня, как уверяют, похож на всю семью Васнецовых разом: на деда, отца и на самого художника. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. «Охотники на привале» 

Достоевский восхищался: «Один горячо и зазнамо врет. Другой слушает и изо всех сил верит. А третий ничему не верит и тут же смеется. Что за прелесть!» Ну вы, конечно,  поняли, что за прелесть – это картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». Картина, написанная в 1871 году, куда оптимистичней трагических картин раннего периода, вроде «Тройки» или «Проводов покойника». Но и она не однозначно мажорна: охотники веселятся на фоне мрачного осеннего пейзажа. Нет единодушия и среди современников: восторги Достоевского не разделял Салтыков-Щедрин, который увидел в лицах наигранность. Понятно, не актеры позировали: в виде охотников Перов изобразил своих  московских знакомых: врачей Кувшинникова, Нагорнова и Бессонова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. «Грачи прилетели» 

Искусствоведы отмечают, что среди важнейших работ Алексея Кондратьевича «Вид в Ораниенбауме» и «Лосиный остров в Сокольниках», «Жатва», «Вечер» и «Радуга». Напрасный труд: широкой публике известна ровно одна картина Саврасова. Это «Грачи прилетели». Она имела огромный успех на первой выставке Товарищества передвижников в 1871 году, а идеолог и основатель «Товарищества передвижных выставок» Крамской, сравнивая полотно Саврасова с другими выставленными пейзажами, писал: «…всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах"». Этюды к этому одушевленному пейзажу Алексей Саврасов писал в селе Молвитино, теперь Сусанино, Костромской губернии. Воскресенская церковь на заднем плане существует и нынче, в ней как раз и расположен музей Ивана Сусанина, который родом из окрестностей Молвитина  и подвиг свой совершил здесь же, неподалеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. «Неравный брак» 

Крестьянин по происхождению Василий Пукирев по счастливой случайности попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и показал себя талантливым студентом. Но ничего равного по силе полотну «Неравный брак» так и не написал. Очевидно, потому что картина была глубоко личной, и тому есть свидетели. В книге «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского читаем о русском живописце С.И. Грибкове: «Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним – портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками – это сам В. В. Пукирев, как живой». Картина сильно подействовала на современников: «Говорят, что «Неравный брак» Пукирева испортил много крови не одному старому генералу, а Н. И. Костомаров, увидав картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе», – вспоминал Илья Репин. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 10. «Явление Христа народу» 

В начале, как и полагается, было слово. Мысль изобразить на полотне явление  Христа народу возникла у Александра Иванова под влиянием Евангелия от Иоанна. Посланный за счет Общества поощрения художников для совершенствования мастерства в Рим живописец сперва попробовал силы. Полотно «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» имело успех, и новоиспеченный академик Иванов приступил к делу своей жизни. Масштабный замысел потребовал пространства и времени: картина семи с половиной метров в длину и почти пяти с половиной метров в высоту писалась ровно двадцать лет.  Ну так и вышел шедевр, потрясший публику. Славянофил А.С. Хомяков писал: «Видеть картину Иванова не только наслаждение, но гораздо большее: это событие жизни». А художник, словно бы исполнив предназначение, скончался вскоре после завершения картины. О том, что царь купил картину за 15 тысяч рублей и пожаловал ему орден Святого Владимира, Иванов так и не узнал – радостная весть на пару часов опоздала.

scientificrussia.ru

сказочные картины «Аленушка», «Богатыри», «Кощей Бессмертный» и другие.

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой.

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту Васнецов с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой — дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем — два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами — племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

Васнецов

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

Васнецов

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна — почти 3 на 4,5 метра. Богатыри — образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины — детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат — символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны — воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны — хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу — в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева — достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, — молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

www.culture.ru

кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине / Живопись / magSpace.ru

В. Васнецов. Богатыри, 1898 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Богатыри, 1898

Одной из самых известных картин Виктора Васнецова и всей русской живописи называют знаменитых «Богатырей», которые стали одним из последних приобретений Павла Третьякова для его галереи. Все знают о том, что на картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, однако на самом деле прототипами были не только исторические и фольклорные персонажи.

 

В. Васнецов. Баян, 1910 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Баян, 1910

Виктор Васнецов работал над «Богатырями» около 30 лет. Первые наброски датированы 1871 годом, композиция задумана в Париже в 1876 г., а закончена картина были лишь в 1898 г. Это полотно стало центральным на персональной выставке художника в том же году. Васнецов признавался: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».

Номер 1

В. Васнецов. Единоборство Пересвета с Челубеем, 1914

Фольклорные мотивы были очень популярными в творчестве художников-передвижников, а для Виктора Васнецова эта тема стала одной из главных. В центре композиции «Богатырей» (название «Три богатыря» ошибочно, хотя в народе эту картину называют именно так) – былинные герои. Богатырская тема влекла художника всю жизнь. Об этом свидетельствуют картины «Баян» (1910), «Богатырский скок» (1914), «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и другие.

В. Васнецов. Богатырский скок, 1914 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Богатырский скок, 1914

Историческими прототипами героев картины стали былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Примечательно, что Илья Муромец – не только сказочный, но и вполне реальный персонаж. Это был воин по имени Чоботок, который родился предположительно в 1188 г. в Муроме. После тяжелого ранения в бою он «роздал нажитые богатства на украшение храмов» и постригся в монахи, приняв новое имя – Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца. Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре.

В. Васнецов. Богатырь, 1870 | Фото: muzei-mira.com

В. Васнецов. Богатырь, 1870

В 1988 г. ученые провели исследование останков Ильи Муромца, в ходе которого установили, что он действительно до 30 лет был прикован к постели из-за болезни позвоночника, и что погиб он от удара копья в сердце. В конце ХХ в. удалось реконструировать и его внешний облик: ученые утверждают, что это был крупный мужчина с развитой мускулатурой, ростом около 182 см. На момент создания картины Васнецов не знал этих фактов, но изобразил богатыря таким, каким сам его представлял: кряжистым, величественным и спокойным.

В. Васнецов. Прощание Олега с конем. Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина, 1899 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Прощание Олега с конем. Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина, 1899

Исторический прототип Добрыни Никитича определить сложнее: в былинах упоминается несколько персонажей с таким именем. Судя по всему, он был представителем княжеского рода. А вот об Алеше Поповиче известно больше, правда, в летописях он упоминается под именем Александр Попович. Это был ростовский боярин, который побеждал врага не столько силой, сколько умением и смекалкой. Он проявил себя как бесстрашный воин в нескольких значительных сражениях. Но позже, под влиянием прозвища Попович (сын попа) народная молва приписала герою совсем другие черты – хитрость, коварство и любвеобильность.

В. Васнецов. Гусляры, 1899 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Гусляры, 1899

Все три богатыря жили в разное время, и могли встретиться только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович – мальчиком.

В. Васнецов. Битва скифов со славянами, 1881 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Битва скифов со славянами, 1881

Однако кроме былинных героев, у персонажей Васнецова были и вполне реальные прототипы, которых он нашел среди своих современников. Говорят, что прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а также извозчик, которого художник встретил в Москве и уговорил позировать: «Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья».

В. Васнецов. Витязь на распутье, 1882 | Фото: muzei-mira.com

В. Васнецов. Витязь на распутье, 1882

В облике Добрыни некоторые исследователи усматривают черты самого Васнецова. Есть мнение, что лицо Добрыни стало собирательным типом рода Васнецовых – не только художника, но и его деда и отца. А вот для Алеши Поповича художнику позировал в имении Абрамцево младший сын хозяина Саввы Мамонтова Андрей. Тогда ему было всего 13 лет, а спустя 8 лет юноша заболел и скоропостижно скончался. Васнецов дописывал его образ уже по памяти.

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 | Фото: muzei-mira.com

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880

источник

magspace.ru

Русская история в картинах художников

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Картины русских художников на тему отечественной истории, созданные мастерами живописи в основном в самый модерновый период в истории русской живописи – 1880-1914 годы.   Под каждой картиной даётся описание, чтобы было интересно разглядывать. Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Николай РерихСлавяне на Днепре1905

Славяне – самая большая семья народов в Европе и одна из самых больших в Азии. Не сразу из отдельных племён сложились народы, а некоторые, в том числе и многочисленные славянские племена вообще исчезли.Поляне, которые жили по берегам среднего течения Днепра, составили основу населения Киевской Руси. Ильменские словене были ядром Новгородской республики. Кривичи – предки смолян – были защитниками западных рубежей славянских земель. Потомки волынян и бужан, живших по берегам рек Западный Буг и Волынь, живут там и доныне. Столицей вятичей стал город Вятка. Потомки древлян живут в Полесье – украинском и белорусском…Недавно украинские археологи провели раскопки в Коростене – так называется столица древлян Искоростень – и сделали там много важных открытий. А дреговичи, жители некогда славного Туровского княжества, менее заметны на общем славянском фоне. “Растворились” среди других славянских народов и племена радимичей, северян, уличей и тиверцев.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовБой скифов со славянами1881

На картине изображено сражение русских витязей с кочевниками. Как отличить русских от степняков? У русских металлические шлемы и кольчуги, да и оружие выковано или обито металлом – мечи и тяжёлая булава. И ещё у русичей были красные щиты, заострённые книзу. У кочевников железных доспехов не было, да и когда им металл добывать, выплавлять и ковать, если они всё время в пути? У скотоводов и одежда по большей части была из кожи, которую они ярко окрашивали. Волосы красили хной, и все казались рыжими. Степняки предпочитали вести бой короткими копьями с металлическими наконечниками: кололи ими врага или метали на небольшое расстояние. И, конечно, пользовались луками.Славяне вели осёдлый образ жизни, а кочевники пасли скот и жили разбоем. Разграбят и ускачут в бескрайнюю степь.Этот бой произошёл на границе. В стычке, судя по всему, побеждают русские воины, хотя их и меньше. На заднем плане русский воин рубит мечом щит, за которым спрятались двое. Вот-вот кожаный щит разлетится на куски. Что делать? Побыстрее бы убежать от границ Руси.По историческим представлениям начала XX века, художник назвал кочевников скифами. Сегодня уже известно, что славяне со скифами на историческом пространстве не пересекались.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Неизвестный художникТорг у древних Славян

На картине изображён славянский торг на реке Днепре. Из каких тоько краёв ни пожаловали купцы, что они только ни привезли!Удивляться такому разнообразию товаров, нарядов, языков, “валют” не приходится: через славянские земли проходило несколько важнейших торговых путей. Главный путь – “из варяг в греки”, то есть из Скандинавии в Византию. На юг ехали не только шведы, норвежцы и датчане, но и купцы из всех стран Северной Европы.А византийские греки спешили на север. Их целью не обязательно были страны, расположенные на берегах Балтийского моря. Они могли продать свой товар славянам, купить у них шкуры диких животных, мёд, изделия кузнецов и гончаров и вернуться домой, чтобы на берегах Босфора с большой выгодой продать товары с берегов Днепра. Можно было торговать изделиями славян и в Скандинавии… Торговых людей было много, и потому купцы, несмотря на опасности, которые подстерегали их в дальних странствиях, спешили в путь.Был и другой путь – “из варяг в персы”. Купцы плыли с севера по Волге в Каспийское море. И в обратном направлении.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Генрих СемирадскийПохороны знатного руса

Летом 921 года из Багдада в Волжскую Булгарию отправились арабские дипломаты, чтобы установить добрые отношения между двумя странами. В составе делегации был секретарь – Ахмад Ибн Фадлан. Он старательно описывал всё, что увидел во время путешествия. А увидел он много такого, о чём многие не знали ни до, ни после него.На берегах Волги встретил Ибн Фадлан русов, наших предков. Он описал их внешность и обычаи. Особенно подробно рассказал, как русы хоронили знатного соплеменника. Русы стрили для умершего огромную ладью, клали в неё всё, что было дорого тому в жизни, а потом поджигали ладью вместе с телом и всем добром. На вопрос Ибн Фадлана, зачем они это делают, один из русов объяснил:“Вы, арабы, берёте умершего, самого любимого для вас человека, самого уважаемого вами, и бросаете его в землю, и съедают его прах черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он входит в рай немедленно”.Описание древнего обряда было сделано арабским путешественником так точно и подробно, что спустя десять веков художник Генрих Ипполитович Семирадский смог его изобразить на своей картине.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Клавдий ЛебедевНочь на Ивана Купалу

У восточных славян Купала был главным персонажем праздника летнего солнцестояния – так называли чучело. Во время праздника его “купали”, то есть топили в реке – отсюда и название. А когда славяне приняли христианство, этот праздник был приурочен уже ко дню рождения Иоанна Крестителя, которого в народе стали называть Иваном Купалой, он в реке Иордан крестил Иисуса Христа.Хотя праздники совпали, но не смешались в один. Сохранилось ещё много языческих поверий и обычаев. В этот праздник трав, воды и гаданий девушки плели венки и пускали их по воде: важно, чтобы венок, подхваченный течением, уплыл далеко-далеко, где его найдёт будущий жених. В ночь на Ивана Купалу прыгали через костёр, чтобы сжечь все грехи.Люди верили, что только в эту ночь расцветает папоротник. Цветок будто бы светится в темноте. Кто сможет его найти и унести из леса, тот обретёт счастье. Цветок укажет, где зарыт клад. С цветком нужно уходить, не оглядываясь. Если оглянешься, нечистая сила выхватит ценное растение из рук, а человек окажется в темноте, в которой можно легко пропасть. Многие поверья этого праздника описаны Николаем Васильевичем Гоголем в повести “Вечер накануне Ивана Купала”.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовВаряги1909

Картина изображает призвание новгородцами варягов Руси – Рюрика, Синеуса и Трувора, описанное много позже в “Повести временных лет”. Летопись Нестора гласит, что ильменские словене (жили по берегам озера Ильмень), кривичи и их финно-угорские соседи – чудь – жили богато, но договориться ни о чём не могли. И тогда решили они послать гонцов за море и призвать к себе русского князя Рюрика и двух его братьев, Синеуса и Трувора, опытных мореходов и воинов, закалённых в сражениях. Править они могли честь по чести. Называли их “русью”. От варягов, призванных из-за моря славянами, чудью и кривичами, чтобы прекратить междоусобицы и распри, была прозвана Русская земля.За братьями видны корабли, на которых они приплыли к новгородцам. В середине стоит Рюрик, справа от него – средний брат Синеус. С другой стороны от Рюрика – младший брат Трувор.

Справа стоят новгородцы – ильменские словене. У них длинные волосы и бороды, они в льняных домотканых рубахах и в подбитых мехом шубах. Они выложили дары для гостей – дорогие меха и мёд в горшках. Среди новгородцев выделяется седовласый высокий человек. Наверное, это новгородский посадник – избранный глава города. Может быть, он говорит варягам: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Неизвестный художникУбиение Аскольда и Дира Олегом

Из древних летописей известно, что ильменские словене (новгородцы) и финно-угорские народы говорили так: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет", - а потому пригласили править ими князя Рюрика. Пока Рюрик с двумя братьями наводили порядок в северных землях, двое его дружинников, варяги Аскольд и Дир, отправились на юг, в поход на Царьград. Тогда в Киеве не было правителя, и киевляне решили: пусть ими правят варяги.Бездетными умерли братья Рюрика. Оставив наследником Игоря, умер и сам князь Рюрик. Игорь был ещё мальчиком и не мог править самостоятельно, приглядывать за ним и помогать ему Рюрик попросил Олега.В 882 году Новгородский князь Олег собрал войско и пошёл водным путём на юг, заняв Смоленск и Любеч, спустился к Киеву. Согласно летописи, Олег обвинил Аскольда и Дира в том, что власть над Киевом они присвоили незаконно, потому что не принадлежали к призванному варяжскому роду. Аскольд и Дир были убиты.До сих пор в Киеве есть памятник – Аскольдова могила.А в Киеве сначала правил Олег, а когда Игорь подрос, власть перешла к нему. Так возникло государство Киевская Русь.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная

Николай РерихКняжья охота. Утро.1901

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Николай РерихКняжья охота. Вечер.1901

Люди охотились с древнейших времён. Не только для добычи пищи: охота считалась лучшей школой воспитания воинов. Все великие князья, а потом и цари из рода Рюриковичей были заядлыми охотниками.Первым из князей, кто упоминался как охотник, был Игорь Рюрикович. Не только воином, но и охотником был его сын Святослав. Из двенадцати сыновей Владимира Святославича двое были страстными охотниками.Ярослав Владимирович Мудрый описал как, на кого и с чем охотился. Если восточные владыки предпочитали стрелять в жертву из лука, то русские князья встречались со зверем один на один. Один князь уравновешивал шансы на победу в борьбе со зверем с помощью меча, другой предпочитал длинные охотничьи ножи, третьи выходили на медведя или кабана с рогатиной.Владимир Мономах не считал охоту жестокой забавой. Он писал: “Всё же то дал Бог на угоды человеком, на снедь, на веселье”. Да и живности в те времена в наших лесах и полях водилось множество, а в реках рыбы было столько, что лови, сколько хочешь, меньше её не станет.Охота разделялась на псовую и соколиную. На картине показана псовая охота – с собаками, которые почуяли лося.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Николай БодаревскийКнязь Олег прибивает свой щит на врата Царьграда

В центре картины изображён воин в латах – это Киевский князь Олег. Он наблюдает за тем, как по его приказу воин забивает гвоздь в каменную стену над арочными городскими воротами. Второй воин – он тоже поднимается по ступеням лестницы – держит красный боевой щит.Было это в 911 году у ворот столицы Византийской империи, Константинополя, который в те времена называли Царьградом. Киевский князь Олег с дружиной отправился в боевой поход на юг. Византийский император Лев VI Мудрый приказал закрыть ворота города и цепями загородить гавань, чтобы к городу нельзя было ни подойти, ни подплыть. Олег, по преданию, приказал корабли вывести из воды, поставить их на колёса – и поднять паруса!Подул ветер, и корабли покатились прямо к стенам города. Когда византийцы увидели корабли, они испугались невиданного зрелища, тут же предложили Олегу заключить мирный договор и выплатить дань. Князь получил по 12 гривен за корабль и уклады на русские города, в которых сидели Олеговы мужи. А для того, чтобы византийцы не забыли о своём обещании, Олег приказал прибить над входом в Царьград щит.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовПрощание Олега с конём. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”1899

На этой картине князь Олег прощается со своим любимым конём. И конь понурил голову, и его хозяин едва сдерживает слёзы. А расставаться нужно: волхв-провидец сказал князю, что он погибнет от своего коня. Приказал Олег отвести коня на конюшню, ухаживать там за ним, кормить вдоволь, не забывать на прогулку выводить, но хозяину больше коня не показывать.Распрощались они, и князь отправился в боевой поход на другом коне. Много лет он воевал, часто побеждал в сражениях, а когда вернулся с богатой добычей домой, то поинтересовался, жив ли его боевой товарищ. “Уже несколько лет, как умер”, - ответили конюхи.“Обманул меня волхв, - вздохнул князь, - я мог бы ещё долго не расставаться со своим конём. Где лежат его кости?” – спросил он конюхов.Пошёл за ними Олег и увидел белые кости. Наступил он на череп коня, а оттуда выползла ядовитая змея и ужалила Олега. Вскоре князь умер.Свершилось предсказание волхва: Олег принял смерть от своего коня.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовБаян. Тризна.1910

В древности по погибшим воинам было принято устраивать тризны – поминальные трапезы, на которых исполнялись героические песни о подвигах погибших воинов. Вот и здесь мы видим, как на могиле князя Олега расположилась его дружина.Гусляр-сказитель поёт воинам и князьям песню о славных былых временах. Такие сказители были у многих народов. Ирландцы называли их “бардами”, греки – “аэдами”. Самым известным русским сказителем был Баян (в старину – Боян). Он упомянут в “Слове о полку Игореве”, есть о нём запись и на стене Софии Киевской. А в Новгороде Великом имеется улица Бояна. Имя этого певца происходит от слова “баять” – “сказывать”. Боянами называли когда-то выдающихся поэтов и исплнителей. Это имя распространено среди болгар и тюркских народов, предки которых были кочевниками.Баяна в “Слове…” называют “вещим”: он и песни пел, и предвещал будущее. Но его нельзя назвать гадателем: Баян был великим наставником князей и людей из народа. Его песни призывали к объединению не только русских княжеств, но и всех славянских народов.В Трубчевске и Новгород-Северском установлены памятники древнему сказителю.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовГусляры1899

Гусли – струнный музыкальный инструмент. Его звучание, напевность соответствует русскому характеру, а потому на Руси было немало знаменитых гусляров.Древние греки играли на кифаре, армяне наслаждаются звуками своего канона, иранцам милее сантур, финны ни на что не променяют кантеле, а литовцы – канклес…Славяне ещё в IX веке удивляли игрою на гуслях византийских императоров. Гусли делались из долблёной сухой доски ели или клёна. Вид клёна Явор особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей – “яровчатые”. А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться “звончатыми”.Из былин мы знаем имя гусляра и новгородского купца Садко. На гуслях играл и богатырь Добрыня Никитич. Любил ударить по струнам и разбойник Соловей Будимирович.Но всех превзошёл лучший гусляр Киевской Руси Баян. Был он и вещим сказителем.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Василий СазоновПервая встреча князя Игоря с Ольгой

Сын Рюрика и его наследник, будущий великий Киевский князь Игорь, встретил псковитянку Ольгу и полюбил её. Согласно легенде, Ольга была простой крестьянкой – дочерью перевозчика через реку. На переправе Игорь и увидел девушку, и её красота покорила его. Свадьба состоялась позже, когда по требованию Игоря в столицу Киевской Руси привезли его невесту.Учёные до сих пор спорят о том, кем по происхождению была княгиня Ольга и в каком году она вышла замуж за Игоря. Некоторые исследователи утверждают, что она была княжной, возможно, скандинавского происхождения.В 945 году, возвращаясь с полюдья в Киев, Игорь решил обложить древлян повторной данью. Сначала к князю направили послов, которые напомнили ему, что вся дань уже собрана. Когда Игорь не уступил и настаивал на повторном сборе полюдья, его схватил и жестоко казнили.Княгиня Ольга осталась вдовой и правила страной единолично от лица малолетнего сына, Святослава Игоревича. Так она стала первой русской женщиной-правительницей. Первым делом она жестоко отплатила убийцам своего мужа, которого очень любила и сына которого, Святослава, растила.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Клавдий ЛебедевПолюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года1903

Сбор дани при князе Игоре. Крестьяне, ремесленники и охотники должны были делиться нажитым добром с князем. Продукты и изделия шли на содержание дружины, которая защищала подданных от набегов врага. Кроме того, дружинники совершали военные походы, расширяя владения князя. Крестьяне, в частности, древляне, в этих походах и сражениях не участвовали: они пахали землю и собирали урожай. Существовали нормы дани, но крестьяне зачастую утивали продукты от сборщиков дани. После неудачного похода на Византию дружинники Игоря стали жаловаться, что они обеднели и желают отправиться за данью к древлянам.В 945 году князь с дружиной отправился к Искоростеню, древлянской столице. Когда дань была собрана, Игорь отправил часть войска домой, а с меньшей частью решил вернуться за новой данью. Древляне, узнав об этом, сказали своему князю Малу: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. Мал согласился с решением подданных. После этого древляне вышли из города, остановили Игоря на дороге и расправились с князем и его воинами.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Андрей ИвановПодвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году.Около 1810

Князь Святослав отправился в поход против Болгарского царства. В Киеве не было и воеводы Претича – он находился на другом берегу Днепра. Печенеги решили, что настало время отомстить киевлянам за поражения.Княгиня Ольга решила отправить гонцом юношу, который знал язык печенегов. Он должен был пройти через ряды врагов, вплавь переправиться через Днепр и отыскать Претича. Княгиня сказала, что, если юноша не приведёт подмогу утром, она прикажет сдать город.Вечером молодой киевлянин тайком выбрался из города. Он бродил от одного костра к другому и спрашивал на печенежском языке, не видел ли кто его лошадь. Воины только отмахивались – мол, сам упустил, сам и ищи. Парень добрался до воды и поплыл к противоположному берегу. Только тут печенеги догадались, что выпустили из города гонца.Получив сообщение княгини, воевода приказал тут же выступить в поход. С восходом солнца рать уже была на другом берегу реки. Но дружина небольшая, а печенегов – целое войско. Тогда Претич велел дуть в трубы, бить в барабаны – поднять шум, чтобы печенеги решили: Святослав вернулся. Осада была снята, и горожане спасены благодаря смелости юного киевлянина, имени которого так никто и не узнал.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Иван АкимовВеликий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев.1773

Великий князь Святослав – сын князя Игоря и Ольги. Сохранилось описание его внешности: “Был он среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую, и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином”.Был Святослав воином, ходил на болгар. Возвращение из этого похода изображено на картине. В то время, как княгиня Ольга осталась одна с внуками в Киеве, к городу подступили полчища печенегов. Но благодаря подвигу киевлянина Святослав вовремя получил известие о грозящей опасности, успел вернуться в Киев и спасти город.Картина выполнена в академической манере. Святослав на ней похож, скорее, на римского воина, нежели на русского князя. Это легко объяснить: историческая наука в 1773 году, в котором написана эта картина, только-только обратила своё внимание на русскую историю.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Клавдий ЛебедевСвидание Киевского князя Святослава с византийским императором Иваном Цимисхием.

Вскоре после дунайского похода Святослава Киев был окружён печенегами, и великий князь был вынужден вернуться на защиту столицы. Отбив печенегов, он снова вернулся в Болгарию, а около 971 года в союзе с болгарами и венграми начал войну с Византией. После боя с превосходящим войском у Большого Преслава и Доростола русское войско выдержало трёхмесячную осаду. А в 971 году Святослав Игоревич заключил мир с Византией.На картине Клавдия Лебедева изображена встреча великого князя Святослава Игоревича с византийским императором Цимисхием после заключения мирного договора. По описанию историка-очевидца Льва Диакона, он приплыл на встречу с императором в лодке, причём работал веслом наравне с другими гребцами. Киевский князь был одет в простую рубаху, зато в его ухе красовалась серьга с двумя жемчужинами и рубином.На обратном пути, уже у днепровских порогов, Святослав был убит поджидающими его в засаде печенегами.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Андрей РябушкинПир богатырей у ласкового князя Владимира1888

На пиру богатырей, устроенном великим князем Владимиром Святославичем, они с княгиней сидят в правом углу, а в левой части картины мы видим сказителя с гуслями. Он кланяется князю, благодарит за угощение и, похоже, готов исполнить былину о подвигах героев.Писатель Константин Аксаков говорил: “Великий князь Владимир, добрый и ласковый, гостеприимный и пирующий, постоянно окружённый гостями и богатырями, пришедшими со всех сторон Русской земли, соединяющий всех их около себя и всех радующий приветом и празднеством, - живо остался в памяти и песнях народных с постоянным эпитетом своим “Красное Солнце”, эпитетом, в котором выражается благотворное и вместе всерусское значение великого князя Владимира”.К этому нужно добавить, что пир – это не только застолье, но и древний, тщательно разработанный ритуал, в котором не было мелочей. Нужно было твёрдо знать, в какие дни можно устраивать пиры, сколько они должны длиться, а главное, как правильно рассадить гостей. Хозяин должен был знать, какие кушанья и в каком порядке подавать на стол… Малейшая ошибка могла смертельно оскорбить гостя.Ритуал русских застолий был отменён введенными Петром I ассамблеями, на которых были иные порядки, не имеющие корней в русской культуре.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовБогатыри1898

На знаменитой картине “Богатыри” три могучих витязя, защитника Руси, “богатырская застава”. В центре – Илья Муромец. Слева от него – Добрыня Никитич на белом коне. Справа – Алёша Попович. Они стали символом единения русских земель: Добрыня – из Рязани, Илья – из Мурома, Алёша – из Ростова. Есть на картине и символы Света и Тьмы: Алёша – как Зоренька Ясная, Добрыня Никитич – Белый День, а Илья – Ноченька Тёмная. Три мужские силы: удаль молодецкая, неодолимая мощь зрелости и опыт старшего возраста. А были ли эти богатыри на самом деле? Конечно, были! Добрыня Никитич – дядя великого князя Владимира, который крестил Киев, а Добрыня – Новгород.Илья Муромец охранял границы Киевской Руси, а потом стал монахом Киево-Печерского монастыря. Потому и похоронен Илья в Ближних пещерах лавры.О приключениях сына ростовского священника, озорного Алёши Поповича, много былин сложено.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовВитязь на распутье1882

Эту картину художник Виктор Васнецов назвал “Витязь на распутье”. Считается, что на ней изображён былинный богатырь Илья Муромец. Родился он в деревне Карачарове, но тридцать три года не мог ходить. Но пришли к нему калики перехожие, излечили его да ещё и силой богатырской наделили. Нашлись для богатыря меч, латы и конь подходящий. Оседлал он коня и поехал вершить добрые дела, с нечистью бороться. Но вдруг преградил ему путь-дорогу камень. На нём что-то написано, но на картине не прочитать: часть букв стёрлась, а другие мхом поросли.Художник в письме к другу сообщил, что на камне написано: “Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному. Направо ехати – женату быти; налеву ехати – богату быти”.В этом и есть главное испытание для витязя: какую дорогу выбрать? Если жениться, ему станет не до подвигов: будет дома с любимой женой жить. Богатому тоже незачем по чистому полю на коне скакать, ему бы свои богатства подсчитывать да увеличивать. А тот, кто смерти не боится и прямо поедет, и есть настоящий витязь.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Евграф СорокинЯн Усмовец, удерживающий быка1849

Самые знаменитые богатыри на Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Но были и другие – среди них Ян Усмовец.В 992 году пришли на Русь печенеги и начали похваляться силой. Собрались перед сражением два войска: русское и печенежское. Главный печенег и говорит: пусть, мол, выйдет русский силач и померяется силой с нашим богатырём. Но никто не спешил выходить на поединок первым. Князь Владимир боялся, что придётся признать поражение. Но тут один старик сказал, что его меньшой сын так силён, что разрывает кожу быка. Решили испытать силача. Бежит зверь – вот-вот поднимет молодца на рога! В последний момент Ян отступил в сторону и схватил быка за бок одной рукой. Да так, что тот никак не мог вырваться. А когда всё же вырвался, в руке у Яна остался кусок бычьей шкуры.Увидели это печенеги и поняли: русский богатырь сильнее их поединщика. Так и ушли в свои степи.В том месте, где Ян показал свою силу, построили город и назвали его Переяславом. Назвали так, потому что Ян Усмовец перехватил – перенял – славу у печенежского силача.Прошли годы, и люди стали прославлять силу Никиты Кожемяки: рассказывали и о таком же случае. Были ли это два разных человека или один, неведомо. Много было на Руси сильных богатырей.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Василий ПеровПервые христиане в Киеве1880

Художник Василий Перов изобразил первых христиан в тогда ещё языческой столице Киевской Руси – в городе Киеве. Это собрание происходило в IX веке – до того, как великий князь Владимир Святославович крестил Русь. Тогда у христиан ещё не было своей церкви и им негде было молиться Богу. Первыми христианами были представители разных народов – греческие купцы, скандинавские воины или местные славяне: всех объединяла вера в Единого Бога.Как показано на картине, христиане собирались в уединённом месте, вечером, и читали Священное Писание: днём их могли заметить язычники. Но темнота на картине имеет и символическое значение – это тьма неверия в Бога. И только горящая свеча заставляет её отступить: это свет веры, который исходит не только от пламени, но и от самого Священного Писания.Пройдёт немного времени – и в Киеве построят первый каменный православный храм, Десятинную церковь, и зажгут там свечи, рассевающие тьму неверия. Построят прекрасный Софийский собор. Будет основана Киево-Печерская лавра, в которой станут обитать монахи: иконописцы, лекари, летописцы. Но это будет потом, а пока в темноте зажигают свою свечу первые киевские христиане.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Клавдий ЛебедевУбиение двух варягов1903

Вдова великого князя Игоря, княгиня Ольга, в конце жизни поехала в Константинополь, тогда же и крестилась. А её сын, князь Святослав Игоревич, остался язычником. Он погиб в 972 или 073 году, когда на него у днепровских порогов напали печенеги. После смерти великого князя остались трое сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. После отца Киевским князем стал старший сын, Ярополк. Правил он недолго – с 970 по 980 годы. Он, как и отец, тоже был язычником, но с пониманием относился к другим верованиям. При нём в нижней, торговой части города стали строить первые христианские храмы. Строили себе дома и сами христиане – строили, где хотели, в том числе и рядом с княжеской крепостью, детинцем. Там же стояли и языческие идолы. Двое крещёных варягов поселились как раз в этом месте. После крещения отец получил имя Феодор, а сына нарекли Иоанном.Как сообщают летописи, волхвы, недовольные тем, что рядом с их кумирами живут иноверцы, натравили на них народ. Когда варяги заперлись в доме, язычники разобрали строение по брёвнышку и убили его хозяев.Феодор и Иоанн стали первыми русскими мучениками за православную веру.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная ХромолитографияНестор-летописецВиктор ВаснецовКнягиня Ольга1885-1896

Монах Нестор жил на рубеже XI и XII веков, а княгиня Ольга – в X веке. Их разделяло столетие, и оба они – знаковые фигуры в древней истории нашего государства.Нестор – летописец, автор известной летописи “Повесть временных лет”. Из этого исторического труда мы узнаём о том, как возникло наше государство, как была крещена Русь и о других важных событиях. Он считается автором “Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба” – труда о первых русских святых, и “Жития Феодосия Печерского” – описания жизни основателя Киево-Печерской лавры, монахом которой был и Нестор.Княгиня Ольга, вдова князя Игоря и мать князя Святослава, стала первой русской княгиней, принявшей христианство. После крещения она получила новое имя – Елена.Княгиня Ольга умерла в 969 году. Потомки сохранили о ней добрую память: недаром древний летописец назвал её “провозвестницей христианской земли”.Её внук, князь Владимир Святославич, по некоторым данным, в 1007 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле гробницы княгини Ольги. Многие люди исцелялись от болезней. 

 

zagopod.com

Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

В. Васнецов. Богатыри, 1898 | Фото: artchive.ruОдной из самых известных картин Виктора Васнецова и всей русской живописи называют знаменитых «Богатырей», которые стали одним из последних приобретений Павла Третьякова для его галереи. Все знают о том, что на картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, однако на самом деле прототипами были не только исторические и фольклорные персонажи.

В. Васнецов. Баян, 1910 | Фото: artchive.ruВиктор Васнецов работал над «Богатырями» около 30 лет. Первые наброски датированы 1871 годом, композиция задумана в Париже в 1876 г., а закончена картина были лишь в 1898 г. Это полотно стало центральным на персональной выставке художника в том же году. Васнецов признавался: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».

В. Васнецов. Единоборство Пересвета с Челубеем, 1914 | Фото: artchive.ruФольклорные мотивы были очень популярными в творчестве художников-передвижников, а для Виктора Васнецова эта тема стала одной из главных. В центре композиции «Богатырей» (название «Три богатыря» ошибочно, хотя в народе эту картину называют именно так) – былинные герои. Богатырская тема влекла художника всю жизнь. Об этом свидетельствуют картины «Баян» (1910), «Богатырский скок» (1914), «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и другие.

В. Васнецов. Богатырский скок, 1914 | Фото: artchive.ruИсторическими прототипами героев картины стали былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Примечательно, что Илья Муромец – не только сказочный, но и вполне реальный персонаж. Это был воин по имени Чоботок, который родился предположительно в 1188 г. в Муроме. После тяжелого ранения в бою он «роздал нажитые богатства на украшение храмов» и постригся в монахи, приняв новое имя – Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца. Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре.

В. Васнецов. Богатырь, 1870 | Фото: muzei-mira.comВ 1988 г. ученые провели исследование останков Ильи Муромца, в ходе которого установили, что он действительно до 30 лет был прикован к постели из-за болезни позвоночника, и что погиб он от удара копья в сердце. В конце ХХ в. удалось реконструировать и его внешний облик: ученые утверждают, что это был крупный мужчина с развитой мускулатурой, ростом около 182 см. На момент создания картины Васнецов не знал этих фактов, но изобразил богатыря таким, каким сам его представлял: кряжистым, величественным и спокойным.

В. Васнецов. Прощание Олега с конем. Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина, 1899 | Фото: artchive.ruИсторический прототип Добрыни Никитича определить сложнее: в былинах упоминается несколько персонажей с таким именем. Судя по всему, он был представителем княжеского рода. А вот об Алеше Поповиче известно больше, правда, в летописях он упоминается под именем Александр Попович. Это был ростовский боярин, который побеждал врага не столько силой, сколько умением и смекалкой. Он проявил себя как бесстрашный воин в нескольких значительных сражениях. Но позже, под влиянием прозвища Попович (сын попа) народная молва приписала герою совсем другие черты – хитрость, коварство и любвеобильность.

В. Васнецов. Гусляры, 1899 | Фото: artchive.ruВсе три богатыря жили в разное время, и могли встретиться только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович – мальчиком.

В. Васнецов. Битва скифов со славянами, 1881 | Фото: artchive.ruОднако кроме былинных героев, у персонажей Васнецова были и вполне реальные прототипы, которых он нашел среди своих современников. Говорят, что прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а также извозчик, которого художник встретил в Москве и уговорил позировать: «Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья».

В. Васнецов. Витязь на распутье, 1882 | Фото: muzei-mira.comВ облике Добрыни некоторые исследователи усматривают черты самого Васнецова. Есть мнение, что лицо Добрыни стало собирательным типом рода Васнецовых – не только художника, но и его деда и отца. А вот для Алеши Поповича художнику позировал в имении Абрамцево младший сын хозяина Саввы Мамонтова Андрей. Тогда ему было всего 13 лет, а спустя 8 лет юноша заболел и скоропостижно скончался. Васнецов дописывал его образ уже по памяти.

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 | Фото: muzei-mira.com Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/021216/32475/

worldartdalia.blogspot.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта