Славные подвиги русских богатырей. Картина святогор богатырь


Кто такой богатырь Святогор, былина о богатыре Святогоре, его описания

Кто такой богатырь Святогор, былина о богатыре Святогоре, его описания

Кто такой богатырь Святогор? Святогор – это один из героев былин у древних восточных славян. Он является великаном, сильным и смелым. История про него не входит ни в киевский, ни в новгородский циклы былин.

Былина о Святогоре-богатыре гласит: он настолько тяжел, что даже Земля не выдерживает его. Он проваливается с ногами в глубь Земли.

В мифах и былинах о русских богатырях, Святогор предстает перед нами человеком, рост которого превышает деревья (десять саженей – примерно 216 метров). Живет он на высокой Святой Горе (отсюда и его имя). Стоит ему покинуть ее пределы и поехать куда-нибудь, Земля начинает трястись, леса колыхаться, а реки выходить из берегов. Русский богатырь Святогор обладал такой огромной силой, которая прибывала с каждым днем. Как ни странно, но она была проклятьем для Святогора. Он очень мало передвигался, потому что приносил неудобства своей небывалой массой.

Есть еще одна причина «неподвижности» Святогора. Якобы он находился на границе подземного мира и земного. Но решил Святогор покинуть свой пост. Проложил он лестницу к небу, к Богу. Последний разрешил Святогору придумать желание, которое будет исполнено. И задумал богатырь силы да мудрости, чем и бы награжден сполна.

Кто такой богатырь Святогор, былина о богатыре Святогоре, его описания

Появление богатыря Святогора в древнеславянском фольклоре относится еще к дохристианской эпохе.

Про Святогора сложено несколько былин, каждая из которых имеет различный исход:

  • Похвалился однажды Святогор, что смог бы перевернуть небо и землю, если бы было за что взяться. Тогда Микула Селянович бросает суму на землю, содержащую «всю земную тяжесть». Все попытки Святогора хоть немного сдвинуть ее оказываются тщетны. Но вот взял богатырь ее двумя руками и погряз в землю русскую. Так Святогор и умирает.
  • Согласно другой былине, Илья Муромец как-то нашел постель в поле, под большим дубом. Решил он прилечь-отдохнуть. Спал он три дня. Разбудил богатыря его конь, который подсказал, что нужно спрятаться. В это время пришел Святогор, в руках у него был ларец из хрусталя. В нем лежала его жена. Она соблазнила Илью, пока муж спал, и посадила его в карман к Святогору. Последний с женой после сна двинулся в путь. И жалуется его конь, мол тяжело двух богатырей везти. Тогда Святогор обнаружил в кармане своем Илью, убил жену. Решили богатыри ехать вместе. Ехали-ехали, пока не нашли на пути своем гроб. Они решаются «примерить» его. И, когда Святогор ложится в него, то уже не может открыть крышку изнутри. Он передает свою силу Илье перед смертью. Пытался Илья мечом разрубить крышку, но гроб от этого лишь покрывался железом.
  • Кто такой богатырь Святогор, былина о богатыре Святогоре, его описания
  • Как Святогор женился? Пришел он однажды к Микуле спросить о судьбе своей. Тот пророчил Святогору свадьбу с женщиной, которая тридцать лет живет на гноище. Нашел богатырь вместо невесты там ужасную, изуродованную девку. И ранил ее в грудь Святогор да уехал прочь. И после этого превратилась та девка в красавицу. Через какое-то время молва о красоте ее пронеслась по всей Земле русской. И Святогор услышал да решил посмотреть на нее. Приехав, он увидел у нее шрам на груди и все понял. Так Святогор и обрел свою жену.

Каждый год, 3 декабря отмечается День памяти Святогора-богатыря. В этот день вспоминают былины о нем, прославляют его силу.

Святогор богатырь.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

«Неизвестные» русские богатыри

Если попросить среднестатистического человека в нашей стране назвать имена русских богатырей, вам почти наверняка назовут Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. А вот дальше — заминка. Благодаря массовой культуре, только эти трое стали широко известны. А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все. Попробуем исправить ситуацию и рассказать в этой подборке о «неизвестных» русских богатырях. 

Святогор

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.

История,русь,богатыри,длиннопост

Микула Селянинович

Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.

 \ 1 1 жж.',История,русь,богатыри,длиннопост

Вольга Святославич

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

История,русь,богатыри,длиннопост

Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

История,русь,богатыри,длиннопост

Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический.Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай.

Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.История,русь,богатыри,длиннопост

Михайло Потык

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.

Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.\Л - / умгг PJ 0 ||С' VT £t* VW •'/» ^,История,русь,богатыри,длиннопост

Хотен Блудович

Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против.

Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, взяв богатое приданое.История,русь,богатыри,длиннопост

Никита Кожемяка

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.

Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь.

Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

История,русь,богатыри,длиннопост

Василий Буслаев

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.

В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.История,русь,богатыри,длиннопост

Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

1 4 ' * > - J. \ .*■' V \ *ЛЛ / Л * f Г" # Mj il \ W.&fF r ^ ' w % aJTs \ SJ0 £_ 4^.‘,История,русь,богатыри,длиннопост

joyreactor.cc

Богатырские образы в арийской культуре на примере Святогора и Керсаспы.

Журнал "Митра" №5 2000 год

Старостин Константин

В арийской культуре издревна на первых местах стоят образы великих богатырей, описание их подвигов. Среди многих других выделяются образы двух великих богатырей, красочно изложенные в авестийской мифологии - это Керсаспа (авест. “имеющий стройных лошадей”; среднеперс. Керсасп, фарси Гаршасп) и в русских былинах - это Святогор. Представляется интересным сравнить и сопоставить эти два схожих богатырских образа.Святогор относится в русском этносе к старшим богатырям. Его отличает небывалая сила, никем и никогда не превзойденная. Земля не в силах держать такого великого богатыря, который на всей земле нашел только одну гору, способную его выдержать, и лежит на ней. Сказаний о нем сохранилось очень немного и все они уходят своими корнями в глубокую древность. Рассмотрим наиболее интересные для нас. В одном из них сообщается, что не найдя себе равных, Святогор стал похваляться, что мог бы перевернуть всю Землю.

svyatogor-copy.gifСвятогор

“Грузно ему стало от силушки, как от тяжелого бремени. Вот и говорит Святогор: “Как бы я тяги нашел, так я бы всю землю поднял!”.Вскоре он находит земную тягу, заключенную в сумочке. Эту маленькую сумочку он оказывается не в силах поднять, а в своих попытках он вязнет в земле и находит свою погибель, то есть получает наказание за свою годыню. В других сказах сообщается, что эту самую сумочку с земной тягой легко носит простой прохожий. Этим, в частности, подчеркивается, что человеку, преодолевшему в себе гордыню, по плечу справиться с любой силой.Имя Святогора обозначает его дом - Святые горы (это Уральские горы). Там его дом, там живет его отец - Род.Когда в ходе повествования появляется Илья Муромец - младший богатырь, то он сопоставляется со Святогором следующим образом: вместе со своим конем Илья помещается Святогору в карман - настолько не равен масштаб их личностей. Отметим так же маленькую подробность. В одной из былин сообщается о том как проезжавший Илья Муромец встретил спящего богатыря-великана - Святогора и попытался его разбудить. Три раза попытки были безуспешны и только с четвертого раза Святогор проснулся.Центральным местом в сказаниях про Святогора является момент передачи его силы вместе с мечом-кладенцом Илье Муромцу. Путешествуя по миру, они доехали до гроба в Сиверных горах и решили его примерить. Илье этот гроб оказался велик, а вот Святогору в самую меру. Но встать из этого гроба Святогору было не суждено и он остается лежать погребленным в Святых горах. Илья не смог его освободить из гроба, но получил от Святогора часть его силы (от всей силы он отказывается, так как в этом случае его не сможет носить мать-сыра земля) и меч-кладенец, с которым он отправляется дальше в путь, совершать подвиги.

darSvjatogora.jpgК.А.Васильев «Дар Святогора»

(см. Рисунок. Интересно, что непосредственно изображенное на этой картине К.А.Васильева «Дар Святогора» действие именно так не описывается ни в одной былине или сказе. При этом Васильев подходил к написанию своих картин очень ответственно. Перед написанием цикла своих картин, посвященного русскому героическому эпосу он прочитал все доступные записи былин и сказов с оригинала, не доверяя обработанным современным пересказам. Любые мельчайшие детали вооружения и амуниции воинов тщательно им проверялись в библиотеках по исторической литературе. А сами картины рисовались по ранее нанесенной сетке золотого сечения, которая им самим рассчитывалась. Глядя на его картину, проникаясь ее духом, чувствуется, насколько четко его талант художника смог верно отобразить смысл и суть описанного в мифах, былинах).

Теперь рассмотрим, что из себя представляет образ авестийского богатыря. Керсаспа по авестийским мифам («Яшт» 5, 15, 19; «Ясна» 9, Бундахишн, «Денкарт», «Ривайт», «Меног-и-Храт») является одним из величайших богатырей. Получив хварну, он истребляет множество нечисти, порождений ангроманью.

Kersapa.jpgКерсаспа

Так он убивает рогатого змея Сэрвара, водяного дэва Гандарву, побеждает различных чудовищных великанов, усмиряет Ветер, которого обманули бесы, уничтожает девовского волка Капуда, гигантскую птицу Камак и много других тварей, порождений тьмы. Удачу в этих битвах ему даровали Ардвисура Анахита, Вайю. Все подвиги красочно описаны как в Авесте, так и в «Шахнаме» Фирдуоси (в последней Керсаспа представлен образом богатыря Сама - деда Рустама и царя Гаршаспы). В авестийских текстах многократно говорится, что если бы мужественный Керсаспа не совершил хотя бы одного из своих бесчисленных подвигов, то Ахуре Мазде было бы невозможно произвести обновление мира в конце времен, и не невозможным бы стало изгнание зла и будущее существование.Но, не смотря на все эти подвиги, по мифам Керсаспа все же допустил грех - осквернил Огонь Ахура Мазды, священную стихию, за что был наказан. Осквернение Огня - это, в частности, грех гордыни и здесь видна параллель со Святогором. Наказание Керсаспы в разных текстах описывается по разному. “Бундахишн” и “Меног-и Храт” сообщают, что его, спящего, ранил стрелой туранец Нихаг и Керсаспа на много веков погрузился в забытье. По “Видевдату” Керсаспу околдовала паирика (колдунья) Хнафаити. По “Денкарту” и “Ривайту” душа Керсаспы томилась в аду, пока не была прощена по заступничеству Заратуштры и изедов. Но все тексты сходятся в следующем.“И по сей день спит крепким сном мужественный Керсаспа, палиценосец, герой. И Хварна небесная стоит над ним, дабы, когда Ажи Дахака в конце времен освободится от оков, он, Керсаспа, восстал и уничтожил трехглавого друджевского змея, теперь уже навсегда, на веки вечные. И мириады праведных фраваши охраняют спящего героя.”Далее перед приходом второго Саошьянта - Спасителя мира - перед эрой Хушедар-Маха (авест. Ухшйат-нэмах - “Растящий почитание”) ангроманью сможет освободить Ажи Дахака из заточения в вулкане Демавэнд, и он, освободившись, сможет сделать множество бедствий для людей и Земли. Его попытается уничтожит герой Траэтаона, но это ему не удастся. Тогда Ахура Мазда скажет Сраошу и Нерьянсанху разбудить Керсаспу. Они трижды будут его будить, но только с четвертого раза смогут разбудить (деталь, совпадающая с мифом про Святогора). Проснувшись, Керсаспа восстанет и убьет Ажи Дахака, подготовив тем самым приход второго Саошьянта.Теперь мы можем сопоставить образы Святогора и Керсаспы и сделать вывод, что оба они имеют много общего и имеют общие мифологические корни, уходящие в глубь времен. Истоки этих мифов принадлежат древнему арийскому народу. Эти мифы сообщают, что в давние времена на земле бывали периоды, когда зло чрезмерно размножалось, обретало большую силу и представляло угрозу для человечества, для выполнения им своей божественной задачи на Земле. И тогда с Божьей помощью в народе просыпался богатырский дух Керсаспы (Святогора), в людях проявлялись силы, способные противостоять злу и побеждать его. Так время от времени проигрывался миф передачи меча-кладенца от Святогора Илье Муромцу. Про это очень хорошо говорится в одном из сказов о Святогоре: «и разошлась Святогорова мочь-силушка от той каменной горы по всей земле православной; и бродит она под каждою пядью земной вплоть до наших дней, появляючись на белый свет Божий ненадолго в стихийной силе народной, порождающей людей богатырски мощного духа»./3/На звездном небе древние посвятили Керсаспе свое созвездие. На нынешнем небосводе ему соответствует созвездие Ориона. Созвездие Керсаспы относится к верхнему зодиаку и противостоит созвездию Змееносца, которое носило имя Аджи Джахаки. Образ человека, из-под рук которого выходят две змеи хорошо описан Фирдуоси в «Шахнаме» где говорится про царствования царя Зохака. Астрологические знания зороастрийцев позволяют определить людей, через которых дух Керсаспы может проявиться наиболее сильно. Для этого в их гороскопах должно быть включен знак верхнего зодиака – знак Керсаспы (Ориона), который находится на границе знаков Тельца(Тарана) и Близнецов (Допаткар).Учитывая, что сейчас идет собое, критическое время, когда силы зла уже проявляются откровенно и имеют значительную власть, до начала Фрашегирда, уже провозвещенного кометой Шумейкер-Леви в 1994 году, остались считанные годы, то следует ожидать пробуждения Керсаспы (Святогора) для решающей битвы со злом, то есть появление людей, способных воплотить в себе этот богатырский дух и сокрушить с его помощью зло в мире.

Литература:1. Былины.(Сокровища русского фольклера) Современник, Москва, 1991, 767 с. Составитель Ф.М. Селиванов2. Былины.(библиотека русского фольклера, т.1) Советская Россия, М., 1988, 576 с. Составитель В.И. Калугин3. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - Самара. 1995. 18с.4. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). - Спб. - Москва:”Журнал “Нева”” - “Летний сад”, 1998, 560с.

zoroastrian.ru

Русская былина "Святогор"

Былина "Святогор и Микула Селянинович" - известное произведение древнерусского эпоса. Она рассказывает о знаменитом богатыре-великане.

Богатырь Святогор

былина святогор

Былины про Святогора относятся к восточнославянской мифологии. Это один из наиболее древних циклов русского былинного эпоса. Он находится за пределами популярных новгородских и киевских циклов. При этом пересекается с ними в некоторых былинах, посвященных встречам Святогора с Ильей Муромцем.

Согласно распространенному сюжету эпоса, Святогор был очень тяжел. Настолько, что его не выносила земля. Сам он при этом не мог уже преодолеть земной тяги и уходил ногами в землю. Согласно другому преданию, Илья Муромец вместе со Святогором по очереди примеряют гроб, сделанный из камня. Его они внезапно встречают на своем пути. В этой былине Святогор - богатырь, которому гроб пришелся как раз впору.

Однако, оказавшись в гробу, он выясняет, что не может из него выбраться, даже крышка не поднимается. Перед самой смертью Святогор успевает передать часть своей силы Илье Муромцу через дыхание. Так самый известный былинный защитник земли русской становится еще сильнее.

Описание Святогора

былина святогор и микула селянинович краткое содержание

Как правило, в былинах Святогор описывается как огромный великан, недюжей силы. Его рост выше деревьев в лесу. В саму святую Русь он наведывается только изредка. В основном предпочитает жить на высоких Святых горах практически в полном одиночестве.

Когда он все-таки выходит из своего жилища, об этом становится известно всей округе. Земля под ним колыхается, деревья раскачиваются, а реки попросту выходят из своих берегов.

Святогор - это олицетворение древнейшего русского богатыря, дохристианского героя славянского эпоса, который является олицетворением могущества русского народа и его божественного предназначения.

Примечательно, что отец былинного Святогора был "темным", то есть слепым человеком. А это явный признак того, что он принадлежал к существам потустороннего мира.

Исполинские силы Святогора

краткое содержание былины святогор

В кратком содержании былины про Святогора часто встречается сюжет, в котором он чувствует в себе исполинские силы. Чтобы это доказать, хвалится, что способен перевернуть небо и землю, если бы было два кольца: одно в небе, а второе в земле. Об этом прослышал другой известный былинный герой по имени Микула Селянинович. Он тогда бросил на землю суму, в которой заключалась вся "земная тягость".

В былине "Святогор и Микула Селянинович", краткое содержание которой приведено в этой статье, наш герой предпринимает безуспешные попытки хоть как-то сдвинуть эту суму, не слезая с коня, но терпит неудачу. Тогда он спешивается и пытается поднять суму двумя руками. Но вместо того, чтобы поднять ее над головой, сам погрязает в землю практически по колени, ведь одолеть земную тягу он никак не может. Так он и оканчивает свою жизнь, не сумев подтвердить на деле слова о своей силе и могуществе.

Есть и другой вариант того, как развивается былина "Святогор и Микула Селянинович". Полностью прочитав ее, можно узнать другое окончание этой истории. В ней Святогор остается в живых, а Микула, сжалившись над ним, открывает секрет своей неподъемной сумы.

Былины с Ильей Муромцем

былина святогор содержание

В былинах про Святогора, содержание которых приведено в этой статье, часто встречается, пожалуй, самый знаменитый русский былинный богатырь Илья Муромец.

Хорошо известен сюжет, в котором Илья Муромец находит настоящую богатырскую постель практически в чистом поле, под дубом. Длиной она 10 саженей, а шириной еще 6. Уставший герой русского эпоса засыпает на ней на целых три дня.

В этой былине Святогор и Илья Муромец встречаются на третий день, когда Илью будит конь. С северной стороны слышится шум, который и встревожил животное. Именно конь советует богатырю спрятаться за дубом.

Появление Святогора

былина святогор и микула селянинович полностью

В этот момент и появляется Святогор. Он сидит на коне, а в руках держит хрустальный ларец. В нем его красавица-жена. Святогор сам ложится отдохнуть на богатырское ложе. Пока он спит, его жена замечает Илью Муромца. Она соблазняет его на любовь и сажает его в карман мужа-великана, чтобы незаметно тот продолжил с ними свой путь.

В этой былине Святогор и Илья отправляются в дальнейшее путешествие, причем один из них не подозревает о существовании другого. Со Святогором начинает разговаривать его конь, который жалуется, что ему очень тяжело, ведь до сих пор он вез только одного богатыря с женой, а теперь богатырей двое. Так удается раскрыть коварный план жены Святогора.

Богатырь-великан достаточно быстро находит Илью у себя в кармане. Внимательно и подробно расспрашивает, как тот туда попал. Узнав о неверности своей супруги, Святогор, ничуть не сожалея, убивает ее. С Ильей он вступает в братство. Вместе они продолжают путь.

Камень на распутье

былины святогор и илья муромец

Возле Северной горы богатыри встречают знаменитый камень на распутье, который позже неоднократно встречался в других богатырских былинах. На нем написано, что в гробу в результате окажется только тот, кому суждено там лежать.

Богатыри начинают примерять каменный гроб. Для Ильи он оказывается велик, а вот Святогор помещается как раз. Как только Святогор в него ложится, за ним тут же захлопывается крышка. Поднять ее он уже не в состоянии, выйти не может и заканчивает свою жизнь в этом гробу. Передав часть своей могучей силы, а также свой меч Илье Муромцу, он просит Илью разрубить ненавистный гроб. Но все тщетно. С каждым ударом гроб только покрывается мощным железным обручем.

Свадьба Святогора

былина святогор и илья

Еще один популярный сюжет былины Святогора - это его женитьба. В этой былине Святогор и Микула общаются о том, как узнать будущее, свою предстоящую судьбу.

Микула дает богатырю дельный совет - отправиться к Северным горам. Их еще называют Сиверскими. Там, по его словам, живет вещий кузнец, который может дать ответы на все эти вопросы.

Святогор приходит к кузнецу, который ему предсказывает, что вскоре его ждет женитьба. Невеста его будет из далекого приморского царства. Святогор отправляется туда и отыскивает больную Пленку Поморскую, как и предсказывал кузнец, она лежит на гноище (так в Древней Руси называли навоз). Святогор кладет около нее 500 рублей, бьет ее в грудь мечом и уезжает.

От всего происходящего девушка просыпается и приходит в себя. На гноище она пролежала 30 лет, поэтому пробуждение ей дается с трудом. За это время все ее тело покрыла уродливая кора. Но как только она сходит, оказывается, что под ней скрывалась писаная красавица. До самого Святогора доходят слухи о красоте прекрасной незнакомки. Он немедленно снова приезжает в это заморское царство и берет ее в жены.

Только после свадьбы Святогор обнаруживает, что на груди у его молодой жены есть шрам. Он узнает след от своего меча и понимает, что это именно та женщина, которая была ему предначертана предсказанием.

Предания про Святогора

В анализе древнерусского эпоса много внимания уделяется разбору преданий, посвященных Святогору. Их подробное изучение приводит исследователей к трем основополагающим выводам.

Во-первых, они выделяют мотив поднимания сумы. Этот сюжет весьма распространен не только в русских преданиях, но и у других народов в сказаниях о богатырях и великанах. Например, о Вольге, Анике, Самсоне, Колыване. Так, в югославской древней поэзии аналогом Святогора выступает королевич Марко. На Кавказе подобная ситуация приключается с народным героем Сосланом.

Сума соответствует в других легендах камню, например, в былинах о потоке. Это, в свою очередь, совпадает с историей из жизнеописания подвигов Александра Македонского. О том, как жители райской столицы дают ему в качестве дани по одному камешку. Однако выясняется, что этот камешек нельзя ни взвесить, ни каким-либо образом измерить.

В символическом толковании эта сума соответствует человеческой зависти. Похожее сказание встречается у древних скандинавских народов - в эпизод о споре Тора с великаном.

Неверная жена

Во-вторых, исследователи древнерусского эпоса подробно разбирают ситуацию с женитьбой Святогора и с его неверной женой. Параллельные мотивы они усматривают у персидских авторов в книге под названием "Тути-наме". Это известный сборник новелл юмористического, дидактического и даже эротического содержания, который был чрезвычайно популярен в Древней Индии.

Часто эпизоды со свадьбой и супружеской неверностью, схожие с историей Святогора, можно прочесть в буддийских сказках. Многие авторитетные исследователи склоняются к тому, что этот эпизод имеет восточное происхождение.

Сам эпизод женитьбы богатыря Святогора большинство литературоведов и историков относят к народным сказкам, которые опирались в то время на популярные средневековые повести.

Особенно это заметно, если разбирать эти сказания на детали. Так, поездка к колдуну-кузнецу на север напоминает эпизод из эпоса "Калевала". Супруга, долгое время лежащая на гноище, встречается и в старой русской повести, в которой главным героем является царевич Фиргис.

В данный момент удалось уже собрать множество параллелей, чтобы подробно исследовать личность Святогора, но все равно в ней остается множество неясного и непонятного. Например, однозначно отыскать абсолютный прототип силача Святогора так и не удалось. Существует только несколько гипотез. Например, им мог быть Святой Христофор, с которым Святогора сравнивает Вильгельм Волльнер.

Фольклорист Иван Жданов считает, что настоящим прототипом Святогора был библейский силач Самсон. Литературовед Алексей Веселовский выдвигает подобную версию.

А вот историк русской литературы Михаил Халанский отмечает сходство сюжетов про Святогора с русскими народными эпосами. Скорее всего, его имя является эпитетом, который происходит от названия мест, в которых он жил, - Святых гор.

Волшебная сила

Свое мнение по этому вопросу излагает и знаменитой исследователь русской сказки и фольклора Владимир Пропп. Он считает, что Святогор олицетворяет первобытную силу, которую невозможно применить в обычной стандартной жизни.

Именно поэтому она обречена на провал и последующую гибель.

Выходец из Чернигова

Существует также версия, что былина про Святогора и Микулу Селяниновича, как и другие эпические сюжеты про этого богатыря, изначально сложились в Чернигове.

Дело в том, что в одной из былин Святогор фигурирует как богатырь, защищающий черниговского князя по имени Олег Святославович. На этом основании археолог Борис Рыбаков выдвигает версию, что былина изначально сложилась именно в окружении черниговского князя. А это значит, что она могла отражать значительно более ранние сказания, например, эпос начала X века.

fb.ru

Славные подвиги русских богатырей

Русские богатыри – это не просто история. Они отражают сущность русского человека, его отношение к Родине. Илья Муромец, Алеша Попович, Горыня, Добрыня Никитич и многие другие посвятили свои жизни служению Руси. Они боролись с бесчисленными врагами нашего народа, оберегая и защищая простых людей. Подвиги русских богатырей навеки останутся в памяти - в виде былин, песен и сказаний, а также другого эпоса, сочиняемого очевидцами тех событий. Именно они заставляют гордиться своим народом и землей, взрастившей таких исполинов.

История богатырей на Руси

Наверное, каждый из нас в школе или по телевизору слышал истории о могучих и непобедимых героях. Их подвиги вдохновляют, вселяют надежду и заставляют гордиться собственным народом, его силой, самоотдачей и мудростью.

Подвиги русских богатырейМногие историки делят русских богатырей на старших и младших. Если следовать эпосу и былинам, то можно четко провести границу между старославянскими полубогами и уже христианскими героями. Русские древние богатыри - это всесильный Святогор, могучий Верни-Гора, Микула Селянинович, Дунай и другие.

Они отличаются своей безудержной природной мощью. Эти богатыри – олицетворение обожествленных сил природы и ее непобедимости. В более поздних источниках им придают несколько негативный окрас. Они становятся героями, которые не могут и не хотят применить собственную силу во благо. Чаще всего это просто разрушители, хвастающиеся мощью перед другими богатырями и простым людом.

Это было сделано для того, чтобы подтолкнуть людей к новому миру – христианскому. На смену богатырям-разрушителям приходят богатыри-созидатели, защитники русской православной земли. Это Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Пересвет и многие-многие другие. Нельзя не вспомнить и подвиги русского богатыря Ильи Муромца. Это излюбленный образ для многих писателей и художников. Излечившись от тяжелой болезни, витязь пошел защищать собственную землю, а после удалился в монахи.

Самые известные русские богатыри и их подвиги

Наша история хранит немало известных имен. Наверное, каждый знает фразу: "А и славные, а и сильные богатыри на земле Русской". Хотя наш народ в большинстве своем не воинственный, предпочитает трудиться на земле, но из его среды издревле выходили могучие герои и защитники Отечества. Это Святогор, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Пересвет, Садко и многие-многие другие. Эти богатыри проливали собственную кровь за родную землю и становились на защиту мирных людей в самое смутное время.

Именно о них складывались былины и песни. При этом, с течением времени, они много раз переписывались. В них добавлялись новые и новые факты и подробности. Даже характер героев претерпевал значительные изменения.

Особенно повлияло на сей процесс принятие христианства на Руси. Это разделило нашу историю, привело к отрицанию и осуждению всего старого. Поэтому в образах более древних богатырей теперь можно увидеть негативные черты. Речь идет о Святогоре, Пересвете, Дунае Ивановиче.

На смену им пришли богатыри нового поколения. И практически все они служили князьям, а не народу. Самые известные богатыри земли Русской – это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно их восхваляли в песнях и былинах. Они красуются на известнейшей картине Васнецова. Именно их больше всего знают дети, благодаря многочисленным мультфильмам и сказкам. Что же они совершили? И почему их изображают всегда вместе?

Русские древние богатыриПо заверениям многих историков, эти три известнейших русских богатыря никогда не встречались. Согласно некоторым данным, Добрыня жил в 15 веке, Илья – в 12-м, а Алеша, самый молодой из героев, – в 13 веке.

Виктор Михайлович изобразил их всех вместе как символ непобедимости и несокрушимости русского народа. Подвиги 3 богатырей были совершены в разное время, но историки сходятся во мнении, что большая их часть вполне реальна. Например, тот же Соловей-Разбойник, война с печенегами, татарский князь Тугарин имели место быть на самом деле. А значит, логично предположить, что и великие деяния тоже совершались.

Алеша Попович и его подвиги

На картине Васнецова этот юноша изображен с луком и стрелами, а возле седла можно увидеть гусли, что говорит о его веселом нраве. Иногда он безрассуден, как любой молодой парень, а иногда хитер и мудр, как бывалый воин. Как и многие богатыри земли Русской, это, скорее, собирательный образ. Но есть у данного персонажа и реальный прототип.

По некоторым данным, это сын ростовского православного попа Леонтия. Но земляком его считают и жители Полтавской области (Украина). Местные предания гласят, что он частенько посещал здешние ярмарки и помогал людям.

По другой версии, это ростовский известный богатырь Александр. Он жил в 12-13 веке и был видным историческим деятелем. Часто его образ переплетается с другим, не менее заметным персонажем былин, Вольгой Святославичем.

Славные подвиги русских богатырей будут неполными без сказаний о том, как Алеша сошелся в бою с самим Тугарином. Этот половецкий хан – реальное историческое лицо Тугоркан. И в некоторых былинах Алеша Попович дрался с ним несколько раз. Также этот богатырь заслужил славу в многочисленных междоусобных войнах того времени. И погиб в знаменитой битве при Калке (1223 год).

Богатыри - защитники земли Русской

Илья Муромец

Это, пожалуй, самый известный и почитаемый богатырь на Руси. Он воплощает все положительные черты былинного героя. Подтвержденных сведений о нем весьма мало, но достоверно известно, что его причислили к лику русских святых.

Детство и юношество этот человек провел практически без движения, так как страдал серьезной паралитической болезнью. Однако в возрасте 30 лет Илья был исцелен и полностью встал на ноги. Этот факт подтвердили и многие серьезные ученые, которые проводили исследование останков святого. Поэтому и подвиги русского богатыря Ильи Муромца начинаются в довольно зрелом возрасте.

Этот персонаж стал наиболее известен всем взрослым и детям благодаря былине, которая повествует о его битве с Соловьем-Разбойником. Сей преступник контролировал один из основных путей в Киев – столицу древней Руси. Правивший в то время князь Мстислав поручил дружиннику Илье Муромцу сопровождать очередной торговый обоз. Встретившись с разбойником, богатырь победил его и очистил дорогу. Данный факт подтвержден документально.

Подвиги русского богатыря Ильи МуромцаКроме этой, известны и другие победы русского богатыря Ильи Муромца. Былины рассказывают о битве витязя с Идолищем Поганым. Так, возможно, называли насильника-кочевника. Также существует история о борьбе с Бабой-Горынкой и собственным сыном.

На склоне лет Илья, получив тяжелое ранение и устав от такой ратной жизни, удалился в монастырь. Но и там не смог найти он покоя. Исследователи отмечают, что богатырь-монах погиб в бою в возрасте 40-55 лет.

Великий Святогор

Это один из известнейших и загадочных богатырей. Перед его славой меркнут даже победы русского богатыря Ильи Муромца. Его имя полностью отвечает внешности. Обычно его представляют могучим великаном.

Можно сказать, что достоверных былин об этом герое достаточно немного. И все они связаны со смертью. Однако Святогор прощается с жизнью не в неравном бою с многочисленными врагами, а в споре с непреодолимой и неведомой силой.

Одна из легенд гласит, что богатырь нашел «суму переметную». Герой попытался переместить ее, но погиб, так и не сдвинув вещь с места. Как оказалось, в этой сумке заключена была вся «тяжесть земная».

Еще одна легенда рассказывает о путешествии Святогора с Ильей Муромцем. Здесь показывается смена «поколений» богатырей. Однажды друзья находят пустой гроб. Пророчество на нем гласило: кому суждено судьбой, тот в него и ляжет. Илье он оказался велик. А когда Святогор лег в гроб, его накрыло крышкой, и он так и не смог вырваться. Несмотря на всю мощь исполина, дерево не поддалось ему. Главный подвиг Святогора-богатыря заключается в том, что он передал всю свою силу Илье Муромцу.

русские народные богатыри

Добрыня Никитич

Этот богатырь, изображенный вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем, является одним из самых почитаемых и известных на Руси. Практически во всех былинах он неразрывно связан с князем Владимиром Святославовичем. При этом есть мнение, что последний является его родным дядей. В истории Добрыня – видный государственный деятель, к совету которого прислушивались многие дворяне.

Однако в былинах это, скорее, собирательный образ, которому присущи черты могучего русского витязя. Подвиги богатыря Добрыни Никитича заключаются в борьбе с многочисленными вражескими войсками. Но главным его деянием является битва со Змеем Горынычем. Знаменитая картина Васнецова изображает бой защитника земли Русской с 7-главым драконом, однако строился сюжет на реальной основе. «Змеем» раньше называли врага. А прозвище «Горыныч» указывает на его происхождение или место обитания - горы.

Существовали также сказания, повествующие о том, как Добрыня нашел себе жену. Историки отмечают, что она была иностранкой. Настасья Никулична (в других вариантах - Микулишна) обладала неплохими физическими данными. Они стали меряться силами, а после победы витязя девушка стала его женой.

Как и все подвиги былинных богатырей, деятельность Добрыни Никитича связана со служением Князю и Народу. Именно поэтому его ставят в пример, сочиняют сказки, песни и былины, рисуя его героем и освободителем.

Волх Всеславьевич: князь-вошебник

Этот богатырь известен скорее как чародей и оборотень. Он был князем Киевским. И легенды о нем похожи на сказку. Даже рождение Волхва окутано мистикой. Рассказывают, что мать зачала его от Велеса, который явился ей в образе обычного змея. Рождение богатыря сопровождалось громом и молниями. Его детскими игрушками были золотой шлем и булатная палица.

Как и многие русские народные богатыри, он часто проводил время с дружиною. Рассказывают, будто бы ночью он оборачивался диким волком и добывал в лесу пищу для воинов.

Богатыри земли РусскойСамая известная легенда о Волхве Всеславьевиче – это повествование о победе над индийским царем. Однажды богатырь услыхал, что замышляется недоброе против его Родины. Он воспользовался колдовством и победил чужое войско.

Реальный прототип этого героя – князь Всеслав Полоцкий. Он также считался колдуном и оборотнем, также брал хитростью города и безжалостно убивал жителей. И змей сыграл не последнюю роль в жизни князя.

Исторические факты и предания смешались в одно. И подвиг Волхва Всеславьевича стал восхваляться в былинах, как и другие славные подвиги русских богатырей.

Микула Селянинович - простой крестьянин

Этот богатырь – один из представителей древнейших славянских героев. Его образ – это отражение легенд о боге-пахаре, защитнике и покровителе земли Русской и крестьян. Именно он дал нам возможность возделывать поля и пользоваться дарами природы. Он же выгнал Великанов-разрушителей.

По преданию, жил богатырь на Древлянской земле. В отличие от других древних витязей, происходивших из князей, Микула Селянинович представлял сословие крестьян. Он всю жизнь посвятил работе в поле. Тогда как другие богатыри-защитники земли Русской воевали с мечом в руках. В этом есть свой смысл, т. к. все блага государства и людей происходят именно от тяжелого и ежедневного труда.

Самыми известными произведениями, в которых описывается характер и жизнь Микулы Селяниновича, считаются былины о Вольге и Микуле, а также о Святогоре.

Например, в истории с князем-оборотнем богатырь поступает на службу в дружину, собранную для противостояния варяжскому нашествию. Но перед этим он посмеивается над Вольгой и его воинами: они-де не могут даже вытащить его плуг, застрявший в земле.

Подвиги русских богатырей всегда воспевались народом. Но можно встретить и пренебрежение к героям, которые, имея огромную силу, не могут правильно ее применить. Примером такого отношения можно назвать былину «Святогор и Микула Селянинович». Здесь противопоставляются два начала – созидательное и разрушительное.

Святогор скитается по свету и не знает, где применить собственную силу. Однажды он встречает Микулу с сумой, которую богатырь-воин не может поднять и надрывается. Там оказывается вся «тяжесть земная». В этом сюжете можно увидеть превосходство обычного труда над военной силой.

Василий Буслаев

Русские народные богатыриЭтот богатырь не похож на остальных. Он - бунтарь, всегда идет наперекор общему мнению и порядкам. Несмотря на суеверия обычных людей, он не верит в приметы и предсказания. В то же время, это образ защитника-богатыря.

Василий Буслаев родом из Великого Новгорода. Именно поэтому в былинах о нем так много местного колорита. Есть два рассказа о нем: «Василий Буслаевич в Новгороде» и «Василий Буслаевич молиться ездил».

Всюду прослеживается его озорство и бесконтрольность. Например, выбирая себе дружину, он устраивает несколько неординарных заданий. В результате находится 30 молодцев, которые во всем поддерживают Василия.

Деяния Буслаева – это не подвиги русских богатырей, которые следовали правилам и во всем подчинялись князю, уважая традиции и верования простых людей. Он почитал только силу. Поэтому его деятельность – это разгульная жизнь и драки с местными мужами.

Пересвет

Подвиги былинных богатырейИмя этого богатыря тесно связано с битвой на Куликовом поле. Это легендарное сражение, в котором полегло бесчисленное количество славных воинов и бояр. И Пересвет, как и многие другие богатыри, защитники земли Русской, встал грудью перед врагом.

Ученые до сих пор спорят, был ли он на самом деле. Ведь, согласно легенде, Пересвет (Александр), вместе со своим братом Андреем, был отправлен на помощь Дмитрию Донскому самим Сергием Радонежским. Подвиг этого богатыря заключался в том, что именно он вдохновил войско русское на битву. Он первым вступил в бой с представителем полчища Мамаева – Челубеем. Практически без оружия и доспехов, Пересвет победил противника, но упал замертво вместе с ним.

Изучение более ранних источников наводит на мысль о нереальности этого персонажа. В Троицком монастыре, в котором Пересвет, согласно истории, был послушником, нет никаких записей о таком человеке. Кроме того, известно, что и Сергий Радонежский не мог встретиться с князем Дмитрием непосредственно перед боем.

Но практически все подвиги русских богатырей - так или иначе - частично выдуманы или преувеличены сказителями. Такими историями поднимался боевой дух, воспитывалось национальное самосознание.

fb.ru

Святогор — википедия фото

  И. Я. Билибин. Илья Муромец и жена Святогора. 1912—1916

Согласно былинному эпосу, тяжести Святогора не выносит мать — Сыра Земля, но сам он не может превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. В другой былине Илья Муромец и Святогор примеряют каменный гроб, встреченный ими на пути, тот оказывается впору Святогору, который не может снять крышки. Перед смертью Святогор с дыханием передаёт Илье часть своей силы[1].

Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке Мать — Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Святогор является русским древнейшим богатырём, дохристианским, божественным и могучим.

Характерно, что отец Святогора «тёмный», то есть слепой — признак существа иного мира (ср. Вий)[1].

Однажды, чувствуя в себе исполинские силы, он похвалился, что если бы было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная». Святогор тщетно пытается сдвинуть суму, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за суму обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в суме, кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула открывает ему секрет сумы.

По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 саженей, шириной 6 саженей. Он засыпает на ней на три дня. На третий день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везёт двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильёй вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем[2].

Третий эпизод — женитьба Святогора[3]; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным (Сиверским) горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, тот предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную Плёнку Поморскую[источник не указан 1585 дней] на гноище, положил около неё 500 рублей, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал в чём дело и понял, что от судьбы не уйдёшь[2].

org-wikipediya.ru

День поминаний Богатыря Святогора | Славянский Ведический Портал

Славянские Ведические праздники, традиции и обряды

День поминаний Богатыря Святогора

Славянские Ведические праздники, традиции и обряды

День поминаний Богатыря Святогора

День поминаний Богатыря Святогора (03 декабря)

Среди Русских богатырей Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца особое место занимает Великан-Богатырь Святогор. Обо всех этих богатырях сложено немало сказаний, им посвящено много прославляющих былин.

Святогор Богатырь получил свою долю известности.Однако, он не так известен, как Три богатыря, прославленные картиной Васнецова и былинными сказаниями, но он не менее их заслужил честь стоять в первом ряду среди богатырей-героев, положивших жизнь свою на алтарь служения Отечеству.

Святогор – Богатырь-Великан, прославляется, как герой эпических былин, иногда встречающий на своем пути богатыря Илью Муромца.

В былинном эпосе Святогор представлен гигантским великаном, настолько огромным, что даже лес кажется ему просто густой травой. Мать Сыра Земля с трудом выдерживает вес его тела.

Святогор проживает вдали от людей, на высоких и пустынных Святых Горах.

Едва Святогор пускается в путь, то земля начинает колыхаться, реки выходят из берегов, леса сотрясаются.

Оружие и вещи Богатыря Святогора в два раза превышают размеры вещей обычного человека.

Богатырь-великан Святогор захоронен в боярском кургане Гульбище, время возведения которого относится к периоду первых ожесточенных столкновений с печенегами.Реальность Богатыря Святогора подтверждена многочисленными археологическими фактами.

Известно, что этот богатырь на самом деле находился на Русской Земле.

В День поминаний Богатыря Святогора люди устраивают народные игрища и гулянья, основными мероприятиями на которых, как правило, становятся различные соревнования мужчин в своей силе, ловкости и воинских умениях.

Похожие статьи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

putisvaroga.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта