Неизвестные русские богатыри (14 картинок). Богатыри русские картины


Неизвестные русские богатыри (14 картинок) | Древнерусский словарик

Если спросить среднестатистического россиянина, сколько было русских богатырей, почти наверняка он ответит — трое: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. На самом деле мир богатырей ничуть не уступает супергеройской вселенной Marvel по разнообразию типажей. Подробнее о малоизвестных русских богатырях.

Святогор

svyatogor

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.

Микула Селянинович

mikula

Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.

Вольга Всеславович

volgaВольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Сухман Одихмантьевич

suxmanГерой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Дунай Иванович

dunaj-bogatyrОдин из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Михайло Потык

богатырь потыкОдин из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Хотен Блудович

xotenБогатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">

Никита Кожемяка

kozhemyakaФормально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Василий Буслаев

vasilij-buslaevТоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Дюк Степанович

dyuk-stepanovichОдин из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Чурило Пленкович

churilo

Ещё одна залётная птица, как и Дюк, который кстати посрамил Чурило в состязании в щёгольстве. Красавец «с личиком, будто белый снег, очами ясна сокола и бровями черна соболя», чьи дружинники (числом как у ордынского хана или литовского короля) опустошили угодья князя Владимира пониже Малого Киевца. Тот хотел наказать Чурило, но поддавшись обаянию, позвал к себе служить, а жена Владимира пошла дальше и попросила сделать красавца постельником (который следит за сохранностью постели правителя). Владимир взревновал и назначил Пленковича «позовщиком на пиры». Парень совратил жену одного из уважаемых гостей и вместе с нею был убит.

Демьян Куденевич

demyan-kudenevichНиконовская летопись рассказывает, что в 1148 году сын Юрия Долгорукого, Глеб Юрьевич, внезапно подступил к Переяславлю, удельному городу сына великого князя киевского Изяслава Мстиславича, которого звали Мстиславом. Тот испугался и обратился за помощью к жившему в то время в Переяславле Демьяну, который, взяв с собою лишь своего слугу Тараса да пять отроков выехал из города, напал на войско Глеба и обратил его в бегство, убив очень многих неприятелей. Испуганный Глеб прислал сказать Демьяну, что «на любовь и на мир приидох, а не на рать». В том же году подступили к Переяславлю половцы, и Демьян вышел против них, не имея при себе «ничтоже одеяния доспешного», и хотя прогнал их, но был так избит, что вернулся в Переяславль смертельно раненым. Когда узнал об этом князь Мстислав Изяславич, то в благодарность за великие услуги Демьяна пришел к нему в дом и предлагал ему богатые дары, но Демьян ответил: «О суетия человеческого! кто мертв сый желает дарования тленного и власти погибающия», и, не приняв даров, умер. «И бысть о нем от всех плач велий во граде».

Александр Пересвет

aleksandr-peresvetМонах Троицкого монастыря, который вместе с Дмитрием Донским участвовал в Куликовском сражении. Перед финальным сражением Пересвет вышел один на один Челубеем, по всем, дошедшим до нас сказаниям, великаном. Победитель в этом бою должен был решить исход сражения между Киевской Русью и Мамаевой стороной (татаро-монгольское иго). Вместо лат и шлема Пересвет надел монашеский колпак и мантию. «И ударились копьями друг против друга, и копья их переломились, и пали оба с коней своих на землю, и так скончались оба». Пришлось всем остальным воинам тоже биться.

 

data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

drevnerus.ru

«Богатырь русской живописи» Виктор Васнецов

Недаром говорят, что истинная поэзия есть сестра философии; есть даже философия в образах, и это в полной мере приложимо именно к картинам В.М. Васнецова… Иоанн Соловьев, богослов

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) один из самых знаменитых русских художников XIX века. Его называли «истинным богатырём русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. С детства мы знакомы с его картинами «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке» и др.  Для современников «главная заслуга Васнецова была в том, что, – по словам Александра Бенуа, – он уничтожил ужасные предрассудки, сковывавшие мнение нашего общества и в частности наших художников».

Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразные области искусства – театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как «разменивание таланта». Между тем, обратившись к новым сюжетам в станковой живописи и к внестанковому* творчеству, Васнецов пришёл к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создания единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях. Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.
Виктор Васнецов. Автопортрет (1873)
Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Чего только не делали мастера и мастерицы: вышивка, резьба по дереву, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники – всё это мог видеть любознательный и пытливый мальчик. Природа края с холмистыми перелесками и таёжными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Её нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу. Используя в семинарии каждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни. Васнецов не стал священником, как мечтал отец. На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств. Исполнив две жанровые картинки – «Молочница» и «Жница» (1867) – и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов даёт частные уроки, иллюстрирует различные издания.

В Академии началась дружба художника с Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил П.П. Чистякова, который сразу почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь его победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры с Павлом Петровичем Чистяковым», – вспоминал художник. 

В 1870 г. умер отец братьев Васнецовых. Двадцатидвухлетний Виктор и его брат Николай стали старшими в семье и должны были теперь заботиться о младших братьях. Приехав в родное село Рябово на похороны, Виктор увидел рисунки одного из младших братьев, Аполлинария. Решили, что Аполлинарию тоже нужно учиться художествам, и Виктор спустя некоторое время забрал его с собой в Петербург. Благодаря влиянию и помощи Виктора Михайловича, Аполлинарий Васнецов стал замечательным художником.

Виктор Михайлович провёл в стенах академии семь лет, с 1868 по 1875 г. За это время он приобрёл мастерство художника, овладел техникой живописи и отточил свой талант.

 
Виктор Васнецов «Книжная лавочка» (1876, ГТГ) Его первые картины – «Нищие», «Чаепитие», «Рабочий с тачкой», «Старуха кормит кур», «Дети разоряют гнёзда» – были показаны в 1872–1874 годах на выставках Общества поощрения художеств. В этих произведениях проявились свойственные Васнецову качества: наблюдательность и огромный интерес к жизни народа. Следующие две работы – «Книжная лавочка» (1876, ГТГ), «С квартиры на квартиру» (1876, ГТГ) – закрепили за ним положение художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко её воспроизвести.
Виктор Васнецов «С квартиры на квартиру» (1876, ГТГ)
Особый успех выпал на долю картины «С квартиры на квартиру», над которой художник работал с 1875 года. Судьба бедных, одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей. «Я думаю, – писал Стасов, – каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая!.. Прекрасная картина!».

 В 1876 году Васнецов по настоятельному совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа, он много работает на натуре, его привлекает жизнь людей «простых сословий» – рабочих, крестьян; их он постоянно зарисовывает в свой альбом. Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877, ГРМ).

В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьёй переезжает в Москву. «Когда я приехал в Москву, – писал он, – то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным». Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Этот переход от жанровой живописи к исторической не был неожиданным в творчестве художника. Ещё в Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросков на темы русских былин, сделал эскиз «Княжеская иконописная мастерская». «Противоположения жанра и истории, – писал он, – в душе моей никогда не было, а стало быть и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило... Я всегда был убеждён, что в жанровых и исторических картинах... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». Первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Поэтическое сказание «Слово о полку Игореве» привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы.
Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, ГТГ)
Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряжённость схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Стремясь передать глубокий смысл поэмы, её героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озарённых отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи. Вместо тёмной серо-коричневой гаммы ранних картин появляются звучные, но вместе с тем сдержанные, жёлтые, голубые, красные и серо-зелёные цвета. Картина не встретила всеобщего одобрения. Одни, как П.П. Чистяков, восторгались, считая её «необыкновенно замечательной, новой и глубокой поэтической вещью», другие отнеслись к ней более чем равнодушно, не поняв новаторства Васнецова. В Москве художник сближается с семьёй известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, сгруппировавшего вокруг себя цвет русской интеллигенции. Летом многие художники переезжали в Абрамцево – имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви. Здесь же художники много и плодотворно работали. В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал одно из лучших своих произведений – «Алёнушка» (ГТГ) – на сюжет русской сказки.  
Виктор Васнецов «Алёнушка» (1881, ГТГ) Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склонённая голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд – всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с девочкой. Стройные берёзки, молоденькие елочки, окружающие Алёнушку, словно оберегают её от злого мира. Картина «Алёнушка» – одна из первых в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы. В Абрамцеве Васнецов принял участие в создании декораций к пьесе-сказке «Снегурочка», которую решено было поставить в 1881 году на любительской сцене Мамонтова. Исполнять спектакль должны были члены мамонтовского кружка. Васнецову досталась роль Деда-Мороза. О своём выступлении Виктор Михайлович сочинил шуточные стихи: Да, я писал стихи, То стихи были, не проза! Ах, грехи мои, грехи – Деда я играл Мороза! Нарядные декорации Васнецова донесли до зрителя очарование поэтической сказки. «Никогда ещё фантазия, – писал Стасов о декорациях «Палаты Берендея», – не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной». Стасов добился, чтобы декорации были перенесены на большую, профессиональную, сцену частной оперы Мамонтова. В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, «избушка на курьих ножках». В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.  
Виктор Васнецов «Палаты царя Берендея». Эскиз декорации к сказке А.Н. Островского «Снегурочка» (1885)

Чрезвычайно интересна одна из значительных его работ – фриз «Каменный век», созданный Васнецовым для Московского Исторического музея. Предложение историка А.С. Уварова выполнить роспись, посвящённую людям каменного века, Васнецов вначале категорически отверг. Но вскоре он согласился выполнить заказ и сразу же взялся за работу: изучал исторические материалы, беседовал с археологами, стараясь представить себе жизнь далёких предков. Сын художника вспоминал, что работа над картиной не прекращалась и дома: «В доме появилось много интересных вещей – кусок клыка мамонта, лосиный рог, топор каменного века и другие вещи, нужные для картины каменного века».

Фриз разделён на три сцены: труд людей, охота на мамонта и пир после победы над мамонтом. В сцене труда Васнецов показывает первобытных людей за их насущными занятиями: они высекают каменные орудия, лепят глиняную посуду, долбят из ствола дерева лодку. Над всей сценой возвышается мощная фигура вождя с суровым и волевым лицом. Но вот перед нами другая сцена: люди поймали в выкопанную в земле яму огромного мамонта и пытаются убить его, кидая камни, пуская копья и стрелы. Громадный зверь ревёт, пытаясь обороняться, острые тяжелые бивни взметнулись в воздух, люди с искажёнными от напряжения лицами нападают на чудовище. Охота закончилась победой – и вот уже на костре жарится мясо, люди поют какие-то дикие песни, пляшут вокруг костра под крики и ритмичный стук, издаваемый ударами кости о кость.Около двух лет – и в Москве, и в Абрамцеве – продолжалась работа над двадцатипятиметровым фризом, и только 10 апреля 1885 года художник его закончил.  
Виктор Васнецов. Фрамент фриза «Каменный век» (1885) «Впечатление, произведённое на современников «Каменным веком», – писал И. Грабарь, – пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведённым когда-то «Помпеей» К. Брюллова». Дар Васнецова-монументалиста, проявившийся в этих фризах, настолько очевиден, что в том же году (1885) его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей – Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять работу было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Со стен Владимирского собора смотрели не условные лики святых, а изображённые правдиво и естественно храбрые, могучие русские люди, поборники свободы и справедливости.

Напряжённая работа в соборе не помешала Васнецову осуществить и другие творческие замыслы. В 1889 году он написал картину «Иван Царевич на Сером Волке» (ГТГ) и представил её на передвижной художественной выставке, выполнил иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» (1891).

Виктор Васнецов «Иван-царевич на Сером волке» (1889, ГТГ)
В 1891 году Васнецов с семьёй возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи П.М. Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С.И. Мамонтова Васнецов осуществляет давнюю мечту – строит по своему проекту мастерскую. Здесь он принимается за работу над картиной «Богатыри», эскиз к которой был сделан много лет назад. На Десятой передвижной выставке 1897 года появляется его картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (ГТГ).  
Виктор Васнецов «Богатыри» (1891, ГТГ) На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над которыми длилась около двадцати лет. Решённая в монументально-декоративном плане картина воссоздаёт образы трёх любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, чёткие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски – зелёная, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединён плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей. Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Богатыри» заняли почётное место в Третьяковской галерее. «Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест», – выразил общее мнение В.В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там – вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там – угнетённая и ещё затоптанная... а здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа». Одним из самых известных архитектурных проектов В.М. Васнецова стал новый фасад Третьяковской галереи, созданный в 1901 г. Павел Михайлович Третьяков всю жизнь собирал свою коллекцию русского искусства для того, чтобы передать её в дар городу Москве. При жизни коллекционера она находилась в его доме в Лаврушинском переулке. После смерти Павла Михайловича и его жены Попечительский совет галереи решил частично перестроить дом, чтобы помещение лучше служило музейным целям. Также было решено пристроить новый фасад. Кому было взяться за эту работу, как не Виктору Васнецову, долгие годы дружившему с семьей Третьяковых? Кто мог лучше его выразить русскую национальную идею, вдохновлявшую Павла Михайловича в его деятельности коллекционера и мецената? Васнецов решил выполнить эту работу бесплатно, из уважения к памяти Третьякова и делая тем самым свой вклад в благородное дело создания публичного музея русского искусства.

Так возник всем хорошо знакомый фасад, похожий на сказочный терем с тремя порталами-входами. Над главным входом в центре фасада – барельеф с изображением герба Москвы – Георгия Победоносца, поражающего копьём дракона. В верхней части фасада расположена надпись, рассказывающая о даре братьев С.М. и П.М. Третьяковых. Над ней находится узорчатый майоликовый фриз, сделанный по рисункам Васнецова в керамической мастерской Абрамцева.

Виктор Васнецов. Эскиз фасада Третьяковской галереи (1901)
В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, работает одновременно над несколькими картинами – «Баян» (1910, ГРМ), «Спящая царевна», «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917–1926), «Царевна Несмеяна» (1914– 1926) – и рядом других больших композиций (всё в Доме-музее В.М. Васнецова в Москве).  
Виктор Васнецов. «Царевна-лягушка» (1918)

Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М.В. Нестерова, Васнецов скончался.

Виктор Михайлович Васнецов прожил долгую жизнь – семьдесят восемь лет. Он проделал огромный путь: от бедного сына священника из глухой вятской деревушки до великого русского художника. Добился он этого верой в своё высокое призвание, неустанным ежедневным трудом и развитием своего таланта. За свою жизнь он украсил русскую землю чудесными творениями, и созданные им образы впечатаны в сердце каждого русского человека.

  

ПРИМЕЧАНИЕ

* Существует два основных типа живописи: монументальная и станковая. Монументальная живопись всегда связана с архитектурой – это роспись стен и потолков зданий, украшение их изображениями из мозаики и других материалов, витражи – картины и орнаменты из цветных стёкол – т.д. Станковая картина не связана с определённым зданием и может быть перенесена из одного помещения в другое. Станковая живопись – один из родов живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально – живопись, созданная на станке мольберте. В фонде библиотеки имеется ещё больше информации о Викторе Васнецове и его творчестве, в том числе и в адаптированных форматах: Бахревский, В. А. Виктор Васнецов [Звукозапись] : жизнь и творчество / В. А. Бахревский. – М. : Логосвос, 1991. – 5 мфк., (16 час.26 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Молодая гвардия, 1989. Бахревский, В. А. Виктор Васнецов: биография [Текст] / В. А. Бахревский. – М. : Молодая гвардия, 1989. – 364 с. Дмитренко А.Ф. 50 кратких биографий мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В. Кузнецова, О. Ф. Петрова, Н.А. Фёдорова. – Ленинград, 1971 г. – С. 163-169.

Пастон, Э. В. Виктор Васнецов [Текст] / Э. В. Пастон. – М. : Слово, 1996. – 96 с. – (Картинная галерея).

Русская живопись: великие мастера. Ч.1 П. Федотов, В. Васнецов [Видеозапись]. – М. : Rise media, 1997. – 1 вк. (90 мин.). Человек с Луны: дневники, письма, статьи Николая Николаевича Миклухо-Маклая [Звукозапись] / читает В. Сушков. Косыгин / В. И. Андриянов ; читает Ю. Заборовский. Виктор Васнецов / В. А. Бахревский ; читает С. Репина. Юрий Гагарин / Л. Данилкин ; читает С. Кирсанов. – М. : Логосвос, 2012. – 1 фк., (73 час.40 мин.).

stavropollibblind.blogspot.com

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото) » Триникси

Большинство россиян могут назвать имена лишь трех самых известных древнерусских богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович), хотя на самом деле их было гораздо больше. Исправить подобное положение дел поможет данный пост, который познакомит нас с несправедливо забытыми героями былин и преданий.

Святогор

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Микула Селянинович

Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог.Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Вольга Святославич

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ.Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей.Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками.Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический.Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная.Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью.Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Михайло Потык

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем.Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Хотен Блудович

Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие.Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Никита Кожемяка

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается.Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Василий Буслаев

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками.Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского.Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

trinixy.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта