Богатыри (картина Васнецова). Идея картины васнецова богатыри
Богатыри (картина Васнецова) Википедия
«Богатыри»[1] — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Инв. 1019[2].
Сюжет
Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»[3].
На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне бурой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. На другом боку у него гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
«Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича —Васнецов стремился на пороге XX века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль ёлочки и сосенки — метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты»[4].
Появление идеи картины
В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так[5]:
Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.
«Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чём. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он её карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.
Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.
Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нём было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться.
Первый эскиз картины маслом хранится в доме-музее Поленова, поскольку был подарен Поленову. На нем стоит две даты — «75» и «1898 10 марта». Эти две даты объясняются так: Васнецов создал этот эскиз в Париже вскоре по приезде, когда был в мастерской Поленова. Он стал дарить его другу, но Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину. Собственно итоговые «Богатыри» были закончены более чем двадцать лет спустя, 27 апреля 1898 года. И незадолго до этого, 10 марта, Васнецов преподнес Поленову эскиз, проставив сразу две даты — первую и последнюю, одной краской, одновременно. Причем 1875 год проставлен ошибочно — на самом деле, по архивным данным, Васнецов приехал в Париж только весной 1876 года[6].
Натурщики
Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году[7][8]. Иван Петров был лишь одним из прообразов. "Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, — степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать. «Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»[9].
В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи[10] полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.
Этюды
Исследователи творчества Васнецова перечисляют следующие этюды маслом, созданные художником при работе над картиной[6].
1876 | Богатыри | Холст, масло. 27х41 | Дом-музей В. Д. Поленова | Первый эскиз маслом картины. Инв. КПП-5384[11] | |
1879 | Абрамцево | Холст, масло. 19х47,5 | Дом-музей В. Д. Поленова | Этюд для первого плана картины «Богатыри»[12] | |
1880 | Мелколесье. Ахтырка | Холст на картоне, масло. 14х48 | Музей-заповедник Абрамцево | Инв. Ж 156[13] | |
1880 | Натурщик в кольчуге (Портрет. Витязь в кольчуге) | Холст, масло. 15,8х22,55 | Музей-заповедник Абрамцево | Инв. Ж 166[14] | |
1881 | Лошади (этюд) | Холст на фанере, масло. 32х22 | Собрание Г. Б. Смирнова (на 1961 год) | ||
1881 | Лошади (этюд) | Холст, масло 33х47 | Частное собрание | ||
1882 | Пейзаж в Ахтырке | Холст, масло. 22,3х32,5 | Собрание А. М. Беднякова, Москва (на 1961 год) | ||
1881 | Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым) | Холст, масло. 34,7х49,3 | ГТГ | Очень близок к предыдущему, в списке Моргуновых дата указана тем же годом — 1882, на год позже, чем в каталоге ГТГ. Поступил в 1929 из собрания Остроухова. Инв. 11060 | |
1883 | Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров | Холст, масло. 87,5х67,5 | ГТГ | Этюд для Ильи Муромца. Поступил в 1925 г. из Государственной Цветковской галереи. Инв. 15066[15] | |
1898 | Голова крестьянина | Холст на картоне, масло. 44,5х32 | ГТГ | Этюд для Добрыни Никитича. Приобретена в 1946 году у К. Ф. Арнинга. Инв. 26644[16] | |
1898 | Кольчуга | Холст, масло. 28х7,8 | Дом-музей В. М. Васнецова | Этюд для Ильи Муромца | |
Лошадь вороная | Холст, масло. | Дом-музей В. М. Васнецова | |||
Лошадь гнедая | Холст, масло. 33,5х45,2 | Дом-музей В. М. Васнецова |
Примечания
- ↑ Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным.
- ↑ SWE-ART Web-design&programming(www.swe.ru). Богатыри - Словарно-поисковая система. www.tez-rus.net. Проверено 31 октября 2017.
- ↑ Письмо В. М. Васнецова П. П. Чистякову, 25 апреля 1882 г.
- ↑ «Богатыри» в базе данных Третьяковской галереи
- ↑ Цит. по: Бахревский В. А. Виктор Васнецов. / серия «Жизнь замечательных людей». — М.: «Молодая гвардия», 1989. — ISBN 5-235-00367-5
- ↑ 1 2 Николай Моргунов, Наталия Моргунова-Рудницкая. Васнецов. «Искусство», М., 1961. С. 436
- ↑ Письмо В. М. Васнецова И. Е. Цветкову, Москва, 11 декабря 1911 г.
- ↑ Коваленская Н. Н. В. М. Васнецов. // История русского искусства. / Под общ. ред. академика И. Э. Грабаря, действительного члена Академии художеств СССР В. С. Кеменова и члена-корреспондента АН СССР В. Н. Лазарева. Том IX. Книга вторая. — М.: Наука, 1965. С. 114.
- ↑ Рассказы о шедеврах - Васнецов В. «Богатыри». www.nearyou.ru. Проверено 17 апреля 2016.
- ↑ Краснов Н. В. Беседы по искусству. — М.: Искусство, 1965
- ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. goskatalog.ru. Проверено 2 ноября 2017.
- ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. goskatalog.ru. Проверено 2 ноября 2017.
- ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. goskatalog.ru. Проверено 3 ноября 2017.
- ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. goskatalog.ru. Проверено 3 ноября 2017.
- ↑ SWE-ART Web-design&programming(www.swe.ru). Витязь - Словарно-поисковая система. www.tez-rus.net. Проверено 31 октября 2017.
- ↑ SWE-ART Web-design&programming(www.swe.ru). Каменный век. Пиршество - Словарно-поисковая система. www.tez-rus.net. Проверено 1 ноября 2017.
Ссылки
wikiredia.ru
Богатыри (картина Васнецова) Википедия
Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»[3].
На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне бурой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. На другом боку у него гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
«Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича —Васнецов стремился на пороге XX века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль ёлочки и сосенки — метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты»[4].
Появление идеи картины
В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так[5]:
Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.
«Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чём. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он её карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.
Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.
Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нём было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться.
Первый эскиз картины маслом хранится в доме-музее Поленова, поскольку был подарен Поленову. На нем стоит две даты — «75» и «1898 10 марта». Эти две даты объясняются так: Васнецов создал этот эскиз в Париже вскоре по приезде, когда был в мастерской Поленова. Он стал дарить его другу, но Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину. Собственно итоговые «Богатыри» были закончены более чем двадцать лет спустя, 27 апреля 1898 года. И незадолго до этого, 10 марта, Васнецов преподнес Поленову эскиз, проставив сразу две даты — первую и последнюю, одной краской, одновременно. Причем 1875 год проставлен ошибочно — на самом деле, по архивным данным, Васнецов приехал в Париж только весной 1876 года[6].
Натурщики
Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого
ruwikiorg.ru
Богатыри (картина Васнецова) - это... Что такое Богатыри (картина Васнецова)?
«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
Сюжет
В. М. Васнецов у картины «Богатыри». Москва. 1898.Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»[1].
На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
Появление идеи картины
В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так[2]:
Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.
«Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чем. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он ее карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.
Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.
Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нем было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться. Добрыня Никитич из рода купцов. Он одет в дорогие доспехи со щитом в руках, украшенным камнями.
Интересные факты
- Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году[3][4].
- В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи[5] полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.
- Картина послужила поводом для большого количества анекдотов и сценических миниатюр.
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Богатыри (картина Васнецова) - Gpedia, Your Encyclopedia
«Богатыри»[1] — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Инв. 1019[2].
Сюжет
Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»[3].
На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне бурой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. На другом боку у него гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
«Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича —Васнецов стремился на пороге XX века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль ёлочки и сосенки — метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты»[4].
Появление идеи картины
В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так[5]:
Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.
«Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чём. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он её карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.
Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.
Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нём было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться.
Первый эскиз картины маслом хранится в доме-музее Поленова, поскольку был подарен Поленову. На нем стоит две даты — «75» и «1898 10 марта». Эти две даты объясняются так: Васнецов создал этот эскиз в Париже вскоре по приезде, когда был в мастерской Поленова. Он стал дарить его другу, но Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину. Собственно итоговые «Богатыри» были закончены более чем двадцать лет спустя, 27 апреля 1898 года. И незадолго до этого, 10 марта, Васнецов преподнес Поленову эскиз, проставив сразу две даты — первую и последнюю, одной краской, одновременно. Причем 1875 год проставлен ошибочно — на самом деле, по архивным данным, Васнецов приехал в Париж только весной 1876 года[6].
Натурщики
Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году[7][8]. Иван Петров был лишь одним из прообразов. "Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, — степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать. «Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»[9].
В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи[10] полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.
Этюды
Исследователи творчества Васнецова перечисляют следующие этюды маслом, созданные художником при работе над картиной[6].
1876 | Богатыри | Холст, масло. 27х41 | Дом-музей В. Д. Поленова | Первый эскиз маслом картины. Инв. КПП-5384[11] | |
1879 | Абрамцево | Холст, масло. 19х47,5 | Дом-музей В. Д. Поленова | Этюд для первого плана картины «Богатыри»[12] | |
1880 | Мелколесье. Ахтырка | Холст на картоне, масло. 14х48 | Музей-заповедник Абрамцево | Инв. Ж 156[13] | |
1880 | Натурщик в кольчуге (Портрет. Витязь в кольчуге) | Холст, масло. 15,8х22,55 | Музей-заповедник Абрамцево | Инв. Ж 166[14] | |
1881 | Лошади (этюд) | Холст на фанере, масло. 32х22 | Собрание Г. Б. Смирнова (на 1961 год) | ||
1881 | Лошади (этюд) | Холст, масло 33х47 | Частное собрание | ||
1882 | Пейзаж в Ахтырке | Холст, масло. 22,3х32,5 | Собрание А. М. Беднякова, Москва (на 1961 год) | ||
1881 | Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым) | Холст, масло. 34,7х49,3 | ГТГ | Очень близок к предыдущему, в списке Моргуновых дата указана тем же годом — 1882, на год позже, чем в каталоге ГТГ. Поступил в 1929 из собрания Остроухова. Инв. 11060 | |
1883 | Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров | Холст, масло. 87,5х67,5 | ГТГ | Этюд для Ильи Муромца. Поступил в 1925 г. из Государственной Цветковской галереи. Инв. 15066[15] | |
1898 | Голова крестьянина | Холст на картоне, масло. 44,5х32 | ГТГ | Этюд для Добрыни Никитича. Приобретена в 1946 году у К. Ф. Арнинга. Инв. 26644[16] | |
1898 | Кольчуга | Холст, масло. 28х7,8 | Дом-музей В. М. Васнецова | Этюд для Ильи Муромца | |
Лошадь вороная | Холст, масло. 33,2х25,8 | Дом-музей В. М. Васнецова | |||
Лошадь гнедая | Холст, масло. 33,5х45,2 | Дом-музей В. М. Васнецова |
Примечания
- ↑ Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным.
- ↑ SWE-ART Web-design&programming(www.swe.ru). Богатыри - Словарно-поисковая система. www.tez-rus.net. Проверено 31 октября 2017.
- ↑ Письмо В. М. Васнецова П. П. Чистякову, 25 апреля 1882 г.
- ↑ «Богатыри» в базе данных Третьяковской галереи
- ↑ Цит. по: Бахревский В. А. Виктор Васнецов. / серия «Жизнь замечательных людей». — М.: «Молодая гвардия», 1989. — ISBN 5-235-00367-5
- ↑ 1 2 Николай Моргунов, Наталия Моргунова-Рудницкая. Васнецов. «Искусство», М., 1961. С. 436
- ↑ Письмо В. М. Васнецова И. Е. Цветкову, Москва, 11 декабря 1911 г.
- ↑ Коваленская Н. Н. В. М. Васнецов. // История русского искусства. / Под общ. ред. академика И. Э. Грабаря, действительного члена Академии художеств СССР В. С. Кеменова и члена-корреспондента АН СССР В. Н. Лазарева. Том IX. Книга вторая. — М.: Наука, 1965. С. 114.
- ↑ Рассказы о шедеврах - Васнецов В. «Богатыри». www.nearyou.ru. Проверено 17 апреля 2016.
- ↑ Краснов Н. В. Беседы по искусству. — М.: Искусство, 1965
- ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. goskatalog.ru. Проверено 2 ноября 2017.
- ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. goskatalog.ru. Проверено 2 ноября 2017.
- ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. goskatalog.ru. Проверено 3 ноября 2017.
- ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. goskatalog.ru. Проверено 3 ноября 2017.
- ↑ SWE-ART Web-design&programming(www.swe.ru). Витязь - Словарно-поисковая система. www.tez-rus.net. Проверено 31 октября 2017.
- ↑ SWE-ART Web-design&programming(www.swe.ru). Каменный век. Пиршество - Словарно-поисковая система. www.tez-rus.net. Проверено 1 ноября 2017.
Ссылки
www.gpedia.com