Виктор Васнецов. Богатыри (Три богатыря). Картина 3 богатыря


Картина "Три богатыря" Васнецова: описание, кто изображен

БогатыриБогатыри

«Богатыри» – одно из самых известных полотен русской живописи

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Эдуард. Сегодня мы с вами отправимся изучать Третьяковскую галерею. Здесь хранится знакомое с детства полотно – «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова. Это знаменитое творение было куплено купцом Павлом Третьяковым сразу после написания. Картина «Три богатыря» доступна к лицезрению. Официально полотно именуется просто «Богатыри».

Когда мы вспоминаем о великих русских богатырях, то рисуем в воображении их такими, как на картине Васнецова. Сила, несокрушимость, уверенность, стойкое желание защитить границы родной земли – эти качества художник передал при помощи мелких деталей, многочисленных художественных приемов. Когда я разглядываю полотно, то внутри селится гордость за родную страну, наших предков, которые показывали собственное могущество. Мне стало интересно, как создавалась картина, откуда черпал вдохновение автор. Новой информацией поделюсь с вами.

История создания «Богатырей»

Все знают, кто написал картину «Богатыри». Наша страна полна талантами. Живописцы прославляли Российскую империю на весь мир. Но сегодня невозможно представить, что это знаменитое полотно мог бы написать кто-то другой.

ВаснецовВаснецов

Вятский край – родина Виктора Михайловича Васнецова. Его отец – священнослужитель. В середине 19 века хорошее образование получали далеко не все жители России. Такой чести удостаивались дворяне, дети из семей священников. Васнецовы чтили старинные легенды, русские былины. В этой атмосфере воспитывался будущий живописец. Нет ничего удивительно, что его полотна окунают в сказочную атмосферу стародавней Руси, заставляют перечитывать сказки, знакомые с детства.

Картина Васнецова «Богатыри» создавалась 27 лет. Первый набросок сделан в 1871 году, а в 1876 году художник набросал карандашный эскиз. Тогда Виктор Михайлович посетил Париж. Работа над полотном завершена лишь к 1898 году. За этим процессом следил меценат, коллекционер Третьяков, потому что творение сразу же было куплено у художника. Прошло столетие, но мы с чувством всепоглощающей гордости и трепета спешим в галерею, чтобы полюбоваться холстом.

Третьяковская галереяТретьяковская галерея

Автор картины «Богатыри» после написания полотна увлекся религиозной живописью. Немногие знают, что он участвовал в росписи известных соборов – Спаса на Крови в Питере, Владимирского в Киеве, Александра Невского в Софии.

Описание полотна

Былинно-историческое направление занимало первое место в творчестве Васнецова. На полотне изображены три всадника, которые спокойно уверено восседают в седлах, осматривая окрестности родной земли. К богатырям приковывается внимание зрителей, но я вам советую изучить окружающие пейзажи. Пологие холмы, хвойный лес, степь, поросшая зеленой сочной травой, молодые ели, сосны, пробивающиеся из-под земли, бескрайние просторы – такой я знаю свою Родину. Так же ее видел Васнецов, воспевая на весь мир.

Кто изображен на холсте

Иногда я сталкиваюсь с вопросом, как зовут богатырей на картине Васнецова. Этим интересуются дети, это радует, потому что взрослые знают самых знаменитых, почитаемых, воспетых русскими былинами воинов – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Они боролись со Змеем Горынычем, Соловьем-Разбойником, Тугарином, защищали землю Русскую от врагов, охраняли кордоны, жителей стародавней страны. Разглядывая полотно, я окунаюсь с мир русских былин, изучаю стародавний фольклор. Ради этого стоит посетить Третьяковскую картинную галерею. Верю, что мой рассказ полезен, интересен вам, мои читатели.

Также интересно

surzhyk.org

Виктор Васнецов. Богатыри (Три богатыря).

Виктор Васнецов. Богатыри (Три богатыря). 1898. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Уже во время учебы в Академии художеств проявилось тяготение Васнецова к народным истокам. В те годы он выполнил около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», «Солдатской азбуке» Столпянского, к «Русской азбуке для детей» Водовозова. Им были иллюстрированы сказки «Конек-Горбунок», «Жар-птица» и другие. В 1871 году появился карандашный набросок будущей знаменитой картины «Богатыри», и с той поры этот сюжет не оставлял художника.

Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. Благодаря Репину Васнецов по приезде в Париж тотчас был вовлечен в изучение и уяснение насыщенной, наполненной острой борьбой художественной жизни французской столицы. Споры, жаркие дебаты, затеянные на выставках, переносились в мастерскую А.П. Боголюбова, где часто собирались русские живописцы. Все это интенсивно подвигало российских художников к мыслям о национальной живописной школе. Парижское полотно Репина «Садко в подводном царстве» (1876), где Васнецов позировал для Садко, хоть и осталось у него единичным в этой тематике, ясно говорило о возможных путях национальных исканий. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз «Богатырей» (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою «грезу» об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет закончено большое полотно. Это событие произошло в 1898 году, и с того времени эскиз находился в собрании картин Поленова в организованном им музее.

В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном «Богатыри», которое перевез с собой из Москвы в Киев, и для работы над картиной «Иван-Царевич на Сером Волке», которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге; выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы «сидения в Киеве».

Так сложилось, что три десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий — между парижским эскизом и полотном «Богатыри» (1898), венчающим героический цикл работ живописца.

«Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью… но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом…», — вспоминал художник.

«Богатыри» — самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому — картина, призванная выразить дух русского народа.

Васнецов «дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом», — отмечал критик В. Стасов. И здесь художник демонстрирует свое глубокое понимание Древней Руси, характеров древних русичей.

В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид — в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, — исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не жанровые, а героические.

Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

В древних былинах и песнях чаще всего богатырь не только ратник, но и богоугодный человек, «богатырь во смирении, в убожестве». Таковы и богатыри Васнецова, народные угодники.

Сама живопись Васнецова в «Богатырях», ее монументальные формы, благородные декоративные качества подвигали к иному, чем прежде, отсчету достоинств в искусстве, к рождению новых завоеваний его «откровений и тайн». Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из «Богатырей» Васнецова.

В апреле 1898 года Васнецова посетил Павел Третьяков. Несколько минут молча он всматривался в картину, закрывавшую всю правую стену мастерской художника, и вопрос о приобретении «Богатырей» в галерею был решен. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее. Это было одно из последних приобретений Павла Михайловича.

С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи. Центром же стало самое «капитальное», по словам Стасова, произведение — «Богатыри».

Источник

www.house-art.com.ua

Пишем сочинение по картине Три богатыря: описание и характеристика

Пишем сочинение по картине Три богатыря: описание и характеристика

Наиболее известным сокровищем мировой живописи, народным шедевром, хранящимся в собрании Третьяковской галереи, считается картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». На полотне художник изобразил трех былинных богатырей Руси, имена которых известны каждому россиянину. Работа над созданием картины продолжалась почти 30 лет и была завершена в 1898 году. Ее приобрел коллекционер и меценат Павел Третьяков.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Описание этапов работы

Три богатыряЗнаменитый русский художник В.М. Васнецов написал огромное количество картин на фольклорную тематику, где за основу сюжета приняты народные сказки, легенды, предания.

При любом упоминании его имени тут же перед глазами встают Иван-царевич верхом на Сером Волке, нежно обнимающий Елену Прекрасную, тоскующая у пруда Аленушка, строгий и величественный Илья Муромец.

Возвращение в список контрольных материалов такой формы, как сочинение, порождает потребность у школьников приобретать навыки приемов его написания.

Сочинение по картине известного художника – один из распространенных способов обучения выполнению подобных заданий, который применяется специалистами-педагогами. Письменную работу по картине ученики должны написать во время обучения на средней ступени школы.

Как пишется сочинение по картине Васнецова «Богатыри».

Согласно правилам, сочинение-описание по картине обязательно включает:

  • общее описание художественного полотна;
  • отдельные характеристики каждого из трех богатырей;
  • описание природы в качестве отдельного самостоятельного персонажа.

Начать следует с небольшого вступления, где обозначить тему и цель будущей работы. Можно кратко остановится на обстоятельствах создания художественного полотна и его авторе.

В первой части сочинения необходимо дать подробный ответ: кто изображен на картине Васнецова «Три богатыря». Сочинение-описание по картине Васнецова должно содержать краткую историческую справку о создании холста. Выглядит этот раздел следующим образом:

Свою картину, служащую визуальным олицетворением истинного русского духа, Виктор Михайлович писал под впечатлением от былинного устного народного творчества. Эксперты считают ее пиком творчества художника. Работа заняла определенный временной промежуток. Существуют несколько предварительных набросков, включая знаменитый набросок маслом, подаренный Поленову, владельцу художественной мастерской

Центральными фигурами холста являются три могучих богатыря. Это главные герои народного эпоса, русских сказок, мультипликационных и художественных фильмов:

  • Илья Муромец,
  • Добрыня Никитич,
  • Алеша Попович.

Автор достаточно ярко передал основные особенности характеров легендарных богатырей. Их основные черты прослеживаются в большинстве разнообразных фольклорных источников. Повествование можно поделить на три раздела, каждый из которых будет посвящен одному из богатырей.

Илья Муромец

Три богатыряНа картине Васнецова богатыри расположены в центральной части полотна, посредине — фигура самого известного героя, которому посвящено значительное число былин и сказаний – русского богатыря Ильи Муромца.

Он взрослее, опытнее, мощнее физически двух других воинов. Илья Муромец — выходец из простого крестьянского народа не может похвастать богатым снаряжением.

НА картине мы не увидим на нем богато украшенных наручей или дорогой кольчуги. Простые рукавицы, старенькие пыльные сапоги – свидетельствуют о небольшом достатке.

Зато Илья Муромец невероятно силен и хорошо вооружен: мощные копье со щитом, тяжелая палица, свисающая с руки, массой явно превосходящая классическую пудовую мерку, большой колчан со стрелами – сомнительно, что все это сможет удержать изнеженный юноша.

Под стать всаднику богатырский конь. На него Илья Муромец явно тратит все имеющиеся средства: конская сбруя изготовлена из металла, а не обычной кожи, хороша и богата. Илья уверенно сидит на коне, но в то же время, несколько расслабленно: стремена висят свободно. Но зритель чувствует, что достаточно малейшего сигнала об опасности, как русский богатырь бросится в смертный бой. Илья Муромец на картине не спеша осматривает окрестности, заслонив глаза рукой от солнечных лучей.

Конь вместе со всадником составляют своеобразный монумент, символизирующий единство народа, готового биться за Русь с потенциальными захватчиками. Грозное спокойствие всем своим видом демонстрирует Илья Муромец.

Важно! Сочинение призвано подчеркнуть основное сходство былинного воина Ильи Муромца с духом народным, который сломить трудностями невозможно.

Добрыня Никитич

По правую руку от Ильи Муромца художник поместил богатыря, который является выходцем из других социальных слоев – Добрыню Никитича. У Васнцова он примерно одного возраста с Ильей Муромцем, хотя многие народные сказания предпочитают говорить о молодости и горячности Добрыни. Княжеские корни богатыря подразумевают определенный уровень благосостояния.

Добрыня щеголяет дорогими нарядами. Притягивают взгляд шитый золотом кафтан, добротные новые сапоги и богатый шлем, снабженный защитной сеткою. Золотом украшены цепь и крест православный, ножны с рукоятью меча богатырского. Щит красного цвета, декорированный сверкающими заклепками, тоже должен стоить дорого.

Меч Добрыня Никитич держит наполовину вынутым из ножен: он не потратит ни одной лишней секунды, если придет нужда обороняться. Хорош также белый рысак с роскошной гривою. Оба они напряженно ожидают беды, в любой миг готовы пуститься вскачь.

Сочинение про Добрыню и его подвиги можно написать отдельно. Это сам по себе интересный образ русского фольклора.

Алеша Попович

Три богатыряС правой стороны холста, по левую руку от Ильи Муромца, красуется самый молодой и романтичный из героических русских воителей. Это приемный сын обычного ростовского батюшки, которого народ кличет Алешей Поповичем.

Нет в нем той физической мощи былинной, которая характерна для его собратьев. Но зритель невооруженным глазом отмечает, что храбрости, находчивости со смекалкой молодому человеку не занимать.

Основными чертами, характеризующими Алешу Поповича, являются не столько сила, сколько ловкость и хитрость. Смотрит молодой богатырь вдаль, вроде бы, мечтательно, но лук всегда держит в боевой готовности.

Рядышком виднеются гусли, чьи струны парень с удовольствием перебирает во время редкого отдыха. Алеша внешне красив. Одежда на нем достаточно дорогая.

Важно! Несмотря на нарочитую лиричность облика, чувствуется, что у Алеши Поповича несгибаемая воля, сила духа и преданность родной земле такая же, как у его товарищей — Ильи и Добрыни.

Функция пейзажа

Описание картины Васнецова невозможно без характеристики обстановки, окружающей богатырей. Отдельным персонажем, специально созданным художником, можно считать природу, изображенную на полотне. У большинства иностранцев Русь всегда ассоциировалась с непролазными чащобами, болотами и дикими зверями. Такой же ассоциативный перенос делался и на самих росичей.

Три богатыряУ Виктора Васнецова мир природы изображен светлыми красками.

Сохраняется ощущение простора и прозрачного свежего воздуха. Темные тона – далеко на горизонте, символизируют давно ушедшие от нас поколения.

Под копытами коней – молодая еловая поросль, что упрямо говорит о преемственности:

старые леса уходят, оставляя место для новых деревьев, а поколения сменяют поколения, но идея крепости и единства русского духа остается неизменной.

Самые темные тона на участке, изображающем небо. Грозовые облака явно символизируют постоянную внешнюю угрозу для Руси. Природа на картине «Три богатыря» позволяет сделать акцент на патриотическую составляющую.

Анализ картины Три богатыря Васнецова

Картина Три богатыря

Завершение

Сочинение по картине можно дополнить важной мыслью о том, что художник Васнецов воплотил на ней мечту русского народа о мудрых и справедливых правителях, а также отважных и сильных защитниках. Именно такими являются Илья Муромец и Добрыня Никитич. Территория, заселенная русичами, длительное время привлекала внимание варварских племен, осуществлявших периодические набеги с целью грабежа. Но любые вражеские нападения достаточно успешно отражали княжеские дружины, разоренные селения вновь восстанавливались, Русь восставала из пепла.

uchim.guru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта