Три богатыря - реальные исторические личности (7 фото). История картины богатыри


История создания картины В.М.Васнецова "Богатыри"

Над картиной "Богатыри" В.М.Васнецов работал в течение двадцати с лишним лет, с карандашного наброска 1871 года до момента, когда в 1898 году подписал наконец своё произведение. Первый маленький карандашный набросок "Богатырей" (размером всего 19 на 26 см) несёт в себе уже все главные композиционные особенности картины: число и соотношение фигур всадников, их повороты, движения и даже частично жесты. В центре помещена массивная фигура на тяжеловесном массивном коне. И хотя началом работы над картиной "Богатыри" считается 1881 год (Абрамцево), но все основные черты композиции уже были созданы ранее.

Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса.

В некоторых былинах говорится о заставах, состоявших из многих богатырей, например в былине "Бой Ильи Муромца с сыном", помещённой в "Альбоме русских народных сказок и былин" (1875). ( В этом альбоме Васнецов участвовал как иллюстратор, – он дал рисунки на тему о Жар-птице.) Столь же многочисленная и такая же значительная богатырская застава воспета в одном из вариантов былины "Илья и Сокольник". Рассказывается о двенадцати богатырях также и в былине "Илья Муромец и дочь его", относимой к поздним вариантам былин московского периода. В другой, тоже поздней по происхождению былине, "Илья Муромец и Калин Царь", в заставе, состоявшей из двенадцати богатырей, стояли: Илья, Алёша, Добрыня и Ермак.

В числе всех этих богатырей выделены сказителями как самые дорогие и любимые Илья, Добрыня и Алёша. Это олицетворение выдающихся качеств русского народа, духовных и физических. Народное творчество во всём возвеличивает своих богатырей, и поэтому в обычном, будничном виде они, конечно, не могли быть представлены. И на картине Васнецова богатыри изображены в богатых доспехах, на празднично убранных конях. Сказители былин одевали таким образом своих любимцев.

Васнецов сознательно выделял в богатырях главное, а именно – преданность родине, готовность служить ей, защитить её, отдавая все свои силы и жизнь. Художник в альбоме 1900 года, где были в фототипии воспроизведены его "Богатыри", поместил следующую цитату былинного текста:

Под славным городом под Киевом На тех на степях на Днепровских Стояла застава богатырская. На заставе был богатырь Илья, Илья Муромец, сын Иванович...

Для Васнецова имела значение не только повествовательно-изобразительная сторона сказания, но и его ведущая идея, объединявшая богатырей и объяснявшая – ради чего они сошлись на заставе богатырской. Идейная основа замысла композиции "Три богатыря" раскрыта была художником в письме к П.П.Чистякову в 1882 году, когда картина была начата на большом полотне в Абрамцеве: "Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого".

"Не обижают ли кого" – вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. 23 апреля 1898 года в Москве картина была подписана и вскоре приобретена П.М.Третьяковым для галереи.

(по книге: Н.Моргунов, Н.Моргунова-Рудницкая. Русские художники. Васнецов. – М.: Искусство, 1962)

likorg.ru

Картина «Богатыри»

Картина «Богатыри»

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

В. М. Васнецов АВТОПОРТРЕТ

В. М. Васнецов АВТОПОРТРЕТ 1873 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея

В 1871 г. Васнецов набросал карандашом своего первого богатыря, положив тем самым начало знаменитому сказочному циклу. Потом появился маленький набросок, в котором складываются главные композиционные особенности картины: число и соотношение фигур всадников, их повороты, движения и даже жесты. Почти двадцать лет работал художник над своим шедевром. Чтобы создать образы богатырей, он изучал былины, историю Древней Руси; в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды. В апреле 1898 г. картина была закончена, куплена П. М. Третьяковым и представлена в галерее под названием «Богатыри».

Первоначальное же, авторское, название было более длинным — «Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

 

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Останки прототипа самого знаменитого из былинных героев,

Ильи Муромца, и сейчас можно увидеть в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. По преданию, этот могучий воин родился примерно в 1188 г. в Муроме. Получив в бою тяжёлое ранение, он решил оставить ратные дела и принял монашество, а вместе с ним и новое имя — Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илия Муромец.

АОБРЫНЯ НИКИТИЧ

На картине этот персонаж изображен суровым бородатым дядькой. Есть мнение, что Васнецов в качестве Добрыни написал самого себя, причём в весьма зрелом возрасте. Это вполне вероятно — уж больно похож богатырь на художника. В былинах же Добрыня Никитич предстает добрым молодцем. Чаще всего этот воитель действует по указаниям князя Владимира Красное Солнышко, у которого состоит на службе. По летописям, в дружине князя Владимира действительно был ратник по имени Добрыня, он приходился князю родным дядей.

АЛЁША ПОПОВИЧ

В былинах этот богатырь выделяется не столько силой, сколько смекалкой, остротой языка, хвастливостью и изворотливостью.

В этом Алёша весьма схож со своим возможным прототипом — ростовским боярином Александром (Олёшей) Поповичем. Подвиги воина Александра во многом описывает Никоновская летопись. Сначала он был дружинником князя Всеволода Большое Гнездо, а затем служил его сыну Константину Всеволодовичу.

После смерти Константина уехал к киевскому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 г.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Три богатыря - реальные исторические личности

Известно, что он приходился родным братом Малуше - матери князя Владимира Великого – хрестителя Руси. За свою жизнь Добрыня поменял немало «профессий»: был и «дворовым» мальчиком в тереме княгини Ольги, где зачастую ему доводилось выполнять самую чёрную работу; был гриднем – элитным воином княжеской дружины у Святослава; «нянькой», воспитателем и учителем своего малолетнего племянника княжича Владимира, а когда тот стал князем, был при нём регентом и первейшим советником; в жёсткой и часто кровопролитной политической борьбе того времени возглавлял «славянскую» партию, противостоявшей партии «варяжской» во главе с воеводой Свенельдом. Место рождения Добрыни считается столица древлян - город Искоростень (сейчас Коростень Житомирской области). После сожжения города ратью княгини Ольги, пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Немало унижений испытал княжич от людей низких, с которыми он вдруг оказался в одинаковом положении. Княжеский плотник смастерил мальцу деревянный меч, и Добрыня вечерами, и даже ночью, упражнялся на берегу Днепра в боевом искусстве. Когда Добрыня подрос, политика Киева по отношению к окраинам Руси стала более мягкой, изменилось и отношение к Добрыне и его сестре, будущий богатырь был определён в княжескую дружину. Новичка решил испытать сотник варяжских наёмников – опытный и умелый воин. Каково же было удивление дружинников, когда Добрыня выбил из рук варяга меч его же собственным приёмом! После рождения Владимира, Добрыня был определён ему в воспитатели. Пришлось бывалому воину осваивать педагогическую премудрость. Этим роль Добрыни в судьбе Владимира Великого не исчерпывается. Именно он уговорил послов из Новгорода просить себе князем Владимира, именно он, фактически, являлся регентом при нём в самом Новгороде, быстро завоевав авторитет среди горожан. Деятельный Добрыня сплотил противников варяжского господства из всех земель Руси. «Славянской» партии вскоре удалось, часто в боях, завоевать первенство в важных землях Руси: новгородской, древлянской, псковской, именно на неё опирался Владимир, добыв княжий стол в Киеве. Немалая роль Добрыни и в крещении Руси Владимиром Великим. Он не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал «сограждан» в новую веру. Добрыня был женат на женщине-воительнице по имени Настасья. Интересно, что будущая супруга однажды победила Добрыню в своеобразном «спаринге», как когда-то сам Добрыня победил варяжского сотника.

fishki.net

История одного шедевра: «Богатыри» Васнецова

Более 20 лет ушло у Виктора Васнецова на картину «Богатыри». А сколько людей ему позировало за это время — не счесть. Своих «Илью», «Добрыню» и «Алешу» художник искал повсюду: среди простого люда, друзей, меценатов и даже родственников. В результате получилась мозаика русских типажей. Какие приключения ждали Васнецова во время работы над полотном?

Сюжет

В чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Они оглядывают окрестности — не видать ли врага али не творится где несправедливость какая. Этим сюжетом Васнецов хотел на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь — это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле — не конкретное место на карте, а вся Русь.

История одного шедевра: «Богатыри» ВаснецоваПервый эскиз картины, начало 1870-х

Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович — мальчиком.

За героями — могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

Контекст

Первый набросок картины Васнецов сделал в начале 1870-х в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Виктор Михайлович хотел подарить эту безделицу товарищу, на что последний ответил: «Преподнесете, когда исполните картину».

История одного шедевра: «Богатыри» Васнецова

«Витязь на распутье», 1882

Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» — признавал живописец.

Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом — за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…».

Васнецов несколько раз переделывал отдельные места. Особенно долго он искал образ Добрыни Никитича. За основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина, а детали — с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых.

Лицо Ильи Муромца художник собирал черта за чертой с простолюдинов. А для Алеши Поповича позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей. Кстати, из конюшень Мамонтова и богатырские кони — их приводили в поле к Васнецову, где тот фактически поселился, чтобы писать картину.

Судьба художника

Васнецов родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

История одного шедевра: «Богатыри» ВаснецоваВаснецов у картины «Богатыри». Москва, 1898

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

автор: Снежана Петрова

источник: diletant.media

aeslib.ru

вся Русь на одном полотне

Картина Васнецова «Богатыри» современным детям сегодня известна более других, потому что по ее мотивам сняты несколько мультипликационных фильмов. картина васнецова богатыриДети, да и взрослые, с удовольствием следят за экранными приключениями Алеши Поповича, солидного Ильи Муромца и культурного, предусмотрительного Добрыни Никитича. А вот историю появления картины знают немногие. Так же, как немногие задумываются сегодня над истинным смыслом картины.

Несколько слов об истории замысла

Картина «Богатыри» Васнецова - его самое крупное творение и в физическом (размеры картины 295х446 см) отношении, и во временном (художник писал ее почти 20 лет), и в историческом. Богатыри олицетворяют всю Древнюю Русь с разнообразием ее сословий, их любовью к родной земле и готовностью защищать Родину. описание картины богатыри васнецоваОписание картины «Богатыри» Васнецова, данное самим художником, звучит очень просто. В своем письме к П. П. Чистякову он указывает только, что три главных героя русских былин стоят в поле и примечают, нет ли там врага, не обижает ли он кого-либо. Васнецов описывает позы героев. Илья Муромец, самый старший, смотрит вдаль, прикрыв глаза ладонью. Он настолько силен, замечает внимательный зритель, что огромная висящая на его руке палица кажется совсем легкой. В другой руке былинный богатырь держит копье. О готовности Добрыни Никитича (он слева) немедленно ринуться в бой свидетельствует меч, наполовину вынутый из ножен. Молодой и стройный по сравнению с другими Алеша Попович вооружен луком и стрелами. Картина Васнецова «Богатыри» написана так, будто на ее героев художник смотрел немного снизу. Этот прием позволил автору передать торжественность, мощь и силу главных героев русского эпоса. 

картина богатыри васнецоваНо как художнику удалось донести состояние опасности, которой так и веет от картины?

Особенности картиныкартина богатыри васнецова

Картина Васнецова «Богатыри» показывает, насколько пейзаж, нарисованный художником, созвучен настроению богатырей.

Ветер развевает степной ковыль и гривы коней. Пасмурное, тревожное, с бегущими по нему тучами небо подчеркивает настроение богатырей, ожидающих опасности.

Дополняют состояние тревоги и хищная птица, парящая в небе, и выжженная злым палящим солнцем земля под копытами коней. Пейзаж кажется одухотворенным. Картина Васнецова «Богатыри» показывает единство русичей. В одном ряду на страже Отечества стоят выходец из простого народа Илья Муромец, поповский сын Алеша, представитель культурной и «ведающей» части населения Добрыня. Первый, исполненный «благости и добродушия» отличается уверенной силой, спокойствием, жизненным опытом. Алеша, юный, храбрый, большой выдумщик и рубаха-парень, полон смелости, глаза его горят отвагой. Тонкие, породистые черты Добрыни свидетельствуют о его образованности, культуре. По лицу видно, что дипломат Добрыня изворотлив умом и готов выполнять самые сложные задания. Торжественные, величавые и одновременно суровые, три легендарных богатыря олицетворяют русскую мощь, силу и величие народа.

fb.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта