«Авиньонские девицы» – шедевр Пабло Пикассо. Авиньонские девицы картина пикассо
Глава VII АВИНЬОНСКИЕ ДЕВИЦЫ. Пикассо
Глава VII АВИНЬОНСКИЕ ДЕВИЦЫ
Мастерская в Бато-Лавуар. Лето 1907 года. Несколько картин выставлены напоказ. Но только одна сразу приковывает к себе внимание…
Огромное полотно, около шести квадратных метров, натянутое на массивную раму, выполненную по специальному заказу Пикассо, да и сам холст, более плотный, чем обычно. Но не исключительные размеры картины поражают посетителей, а ее сюжет или, скорее, манера, в которой она написана.
Перед нами пять обнаженных женщин, точнее, пять созданий — какими их никто никогда не решался изобразить. Странное впечатление, но, кажется, будто они написаны разными художниками. Две женщины в центре полотна наделены огромными, четко очерченными глазами и ушами в форме цифры «восемь». Хотя их лица обращены к зрителю, носы повернуты боком и похожи на «четвертинки сыра бри», как будто они изображены в профиль. («Это, чтобы их можно было лучше рассмотреть», — поясняет художник.) А две женщины справа выполнены в совершенно иной манере — они «геометризированы» до крайности, буквально насыщены острыми углами. Их клиновидные носы — тоже повернутые боком — оттенены плотной штриховкой. И, словно в силу какого-то анатомического чуда, одна из них, присевшая, повернулась к нам спиной и тем не менее ухитряется смотреть на нас в фас… Лица всех этих женщин — словно маски, не выражающие никаких чувств. Но жесткость их черт и полное отсутствие выражений глаз придают им какой-то необъяснимо зловещий, ужасающий вид.
Пикассо создавал эту картину в течение восьми или девяти месяцев, предварительно написав несколько десятков эскизов. Но чего же он хотел добиться? Продемонстрировать свою крайнюю враждебность ко всем классическим правилам живописи, используемым до сих пор. Он намеренно выбрал столь большое полотно. Зрители и коллеги должны его понять: речь идет о манифесте. И Пикассо в этом разрыве с общепринятыми канонами собирается пойти дальше, чем Сезанн в Больших купальщицах, и дальше, чем его соперник Матисс в Радости жизни, хотя он и восхищается этими произведениями.
А сюжет? Хотя он черпает его в классической традиции изображения «женщин в бане» или «турецких бань»[70], но превращает это в пародию, чтобы усилить свой жест, так как если писать обнаженных женщин, то почему нужно изображать их лишь в бане? Ведь достаточно вспомнить банальную презентацию проституток в салоне одного из борделей, где он был частым гостем. Разве не там можно встретить наибольшее количество обнаженных тел? И, наконец, это еще один способ «показать нос» традиции. Сначала Пикассо назвал свою картину Авиньонский бордель. Это название связано не с городом Авиньон во Франции, а с улицей Авиньо на окраине Барселоны, где было несколько публичных домов.
Но так как фонетически это название было созвучно названию города Авиньон во Франции, где, между прочим, родилась бабушка Макса Жакоба, то друзья Пабло в шутку поговаривали, что он хотел изобразить бедную старушку как одну из обитательниц этого дома. А к ней, забавы ради, присоединяли Фернанду, а затем и художницу Мари Лоренсен…
Авиньонский бордель… Нет, совершенно недопустимо давать подобное название картине в 1907 году. И тогда Андре Сальмон придумал другое — Философский бордель, а потом еще одно — Авиньонские девицы, окончательно закрепившееся за полотном — к великому огорчению Пабло, считавшему, что оно лишено той остроты, которую предполагало первое название.
Реакция друзей на новое творение Пикассо была в основном негативная, хотя художник уточнял, что картина еще не завершена.
Аполлинер пришел в замешательство: он прекрасно понимал, что Пабло не может продемонстрировать публике новую манеру письма, не вызвав при этом некоторого смятения, провоцируя зрителя — таковы правила игры. Но на этот раз было все-таки слишком… Прежде, как в случае с Странствующими акробатами, Аполлинер, вдохновленный Пабло, пытался в стихах создать нечто, равное творению друга. Но как можно сделать нечто подобное для произведения, которое не вызывает в нем никаких чувств, переводимых на язык поэзии?
А Феликс Фенеон, критик из «Ревю бланш», пришедший с Гийомом в Бато-Лавуар, важный, внушающий робость, намного старше Пабло, по-отечески посоветовал художнику, похлопывая его по плечу:
— Мой юный друг, вам следовало бы заняться карикатурой. У вас явный талант.
Гертруда Стайн, называвшая Пабло «маленьким Наполеоном», потрясена его выходкой. А ее брат Лео заклеймил эту ужасную «мазню», согласившись с Матиссом, который также не мог скрыть возмущения:
— Маленький предатель! Он хотел высмеять модернистское движение! Но, поверь мне, он поплатится за это…
По кварталу поползли слухи (об этом говорили и в бакалейной, и в мясной лавке) о том, что бедный мальчик, «маленький испанец», сошел с ума…
Помимо непонимания друзей Пабло столкнулся также с проблемами в личной жизни. По возвращении из Госоли художник, находясь под сильным впечатлением от иберийского примитивного искусства, изобразил прекрасную Фернанду так же, как сделал это в портрете Гертруды и в Авиньонских девицах. Но Фернанда, которая нисколько не интересовалась эстетическими поисками любовника, расценила это по-своему: он гадко изуродовал ее лицо, которым она так гордилась, когда мужчины бросали на нее восхищенные взгляды. То, что Гертруда, которой было нечего терять, согласилась видеть себя изображенной в подобной манере, в конце концов, ее дело. Но она! И тогда, подчиняясь непреодолимому побуждению, она спешит к Ван Донгену, художнику, живущему по соседству в Бато-Лавуар с женой и дочерью Долли. Ван Донген без колебаний пишет с нее несколько портретов, один из которых назовет Прекрасная Фернанда, где изображает ее полуобнаженной. Можно представить себе реакцию Пабло, который никогда не допускал, чтобы какая-либо из его возлюбленных позировала другому художнику, даже если последний был его другом. Пабло приходит в ярость. А Ван Донген неуклюже пытается доказать, что это вовсе не портреты Фернанды, но ему не удается переубедить Пикассо, который, зная легкомыслие своей подруги, раздражается еще больше.
Пабло становится все более мрачным и напряженным, как отметил это Сальмон, потому, что свои эстетические поиски он ведет в полном одиночестве.
Но вскоре произошло одно событие, еще более омрачившее Пабло. Напомним, что он чуть не стал отцом, когда его любовницей была Мадлен… На этот раз, зимой 1906/07 года, несбывшаяся тогда надежда чуть было не осуществилась. И снова творчество Пикассо, выполняя роль его личного дневника, позволяет нам понять душевное состояние художника: он пишет картину в примитивистском стиле, где изображает себя, нежно смотрящим на женщину с ребенком на руках (Мужчина, женщина и ребенок, Музей искусств, Базель). К несчастью, Фернанда стала бесплодной вследствие выкидыша, который произошел в начале ее замужества. И она, чувствуя состояние Пабло, отправляется в детский дом по соседству, на улице Коленкур, чтобы усыновить малыша и тем самым излечить Пабло от тоски по ребенку. Но в то время в приюте было мало младенцев, поэтому привела домой девочку двенадцати лет. Так, в апреле 1906 года в Бато-Лавуар появляется Раймонда. Неизвестно, какова была первая реакция Пикассо на подобную инициативу Фернанды. Но подобный вариант едва ли мог его по-настоящему удовлетворить. И все же девочка понравилась Пабло, и он нарисовал ее портрет, проникнутый нежностью. Его растрогала ее судьба: она была брошена матерью, проституткой из борделя в Тунисе, затем ее приютил голландский журналист, но вскоре выгнал девочку, так как она не проявила достаточной склонности к музыке, как ему того хотелось… Впрочем, Раймонда «жизнерадостна и сообразительна», как отметил Аполлинер. Но ее присутствие вынуждает Пикассо часто покидать мастерскую, особенно если Фернанда занималась ее туалетом. Гораздо более огорчительным было событие, когда Фернанда застала девочку голой в кровати своего бывшего любовника, скульптора Лорана Дебьена — она якобы позировала ему.
Постепенно поведение Раймонды все больше раздражает Фернанду, которая вскоре стала строго наказывать ее. Она поняла, что совершила ошибку. И тем не менее считала, что пыталась сделать доброе дело. Но контролировать ситуацию уже не могла.
Наконец чаша терпения ее переполнилась, и в июле Фернанда попросила доброго Макса Жакоба вернуть девочку в приют. Раймонда прожила у них три месяца. Что с ней стало, мы никогда не узнаем. Печальная история…
А Пабло, более чувствительный, чем казалось, был потрясен происшедшим. Он упрекает Фернанду, что это она спровоцировала подобную ситуацию, и предлагает расстаться. Позднее Фернанда доверительно делилась с Гертрудой Стайн: «Какое разочарование! Похоже, уже ничего нельзя исправить, так как Пабло заявляет, что с него довольно, но что бы он ни говорил, меня упрекнуть не в чем, он просто не создан для такой жизни».
Несмотря на разрыв, Пабло вынужден оставить Фернанду в Бато-Лавуар, так как у него не было средств, чтобы снять ей комнату. Он считал недостойным выбрасывать женщину на улицу. В сентябре в Париж вернулся Воллар, который купил у Пикассо несколько картин, заплатив 2500 франков. Теперь Пабло может, наконец, помочь Фернанде переехать в небольшую комнату на улице Жирардон, 5.
Чтобы как-то заработать на жизнь, Фернанда дает уроки французского языка подруге Гетруды Стайн, калифорнийке Алис Токлас, тридцати трех лет, которая только что прибыла в Париж. Вскоре она станет для Гертруды больше чем подругой.
Забавный случай иллюстрирует некоторые качества личности Пикассо. Однажды, во время званого обеда, Пабло схватил под столом руку Алис и стал крепко сжимать ее, что привело Алис в полное смятение — она выросла в пуританской среде и вовсе не была готова к подобным прямым атакам…
Понял ли тогда Пабло, что он зря тратит время на мисс Токлас? Он не предпримет больше дальнейших попыток…
Размолвка Пабло с Фернандой не стала слишком продолжительной. Как справедливо отмечала Гертруда, Пикассо, если он одинок, не способен оставаться в мастерской, а следовательно, работать. Она отмечает также, что Фернанда больше не носит серьги, значит, она в затруднительном положении, и если ей не на что жить, то она вернется к Пабло.
Предвидение Гертруды оправдалось — в конце 1907 года Фернанда снова в мастерской Пикассо. По-видимому, она все-таки осознала, что творчество Пикассо заслуживает гораздо большего внимания, и поняла — художника необходимо морально поддержать в момент, когда он практически в одиночестве пытается осуществить революцию в живописи. Кто, как не он, способен так радикально порвать с законами перспективы времен Ренессанса и классическими пропорциями человеческого тела?
В это время стало очень модным примитивное искусство Африки и Океании. Повсюду можно было встретить талисманы или идолы, как их тогда называли, — на Блошином рынке, у Порт Клиньянкур, на улице Муфтар или у папаши Соваж (от фр. sauvage — дикарь), как прозвали антиквара Хеймана. Андре Дерен, Вламинк, Матисс, охваченные этой лихорадкой экзотики, скупали статуэтки и маски. А Пабло, в свою очередь, заинтересовавшись искусством Африки и Океании, отправляется в Музей этнографии на Трокадеро. Он провел там не один день, внимательно изучая запыленные витрины. Он ощутил в этих масках и скульптурах какую-то магическую силу; это явное желание африканских мастеров предотвратить те опасности и ужасы, жертвами которых были их предки, и которые по-прежнему, но в других формах, угрожали современному человеку. Его также очаровала их особая пластика, совершенно новая и необычайно выразительная.
А Пикассо как раз пытался найти совершенно новый язык в живописи, чтобы порвать с академическими традициями своей эпохи…
Долгое время считалось, что именно под влиянием африканского искусства были созданы две женские фигуры справа на знаменитом полотне. Вовсе нет: как показали различные исследования, это иберийское искусство и только оно вдохновило Пикассо на создание подобных образов, работу над которыми он начал уже в Госоли. Откуда и знаменитая фраза Пабло: «Негритянское искусство? Не знаю такого».
Но верно то, что гораздо позже Пабло будет использовать некоторые приемы, заимствованные у африканских скульптур, чтобы добиться эффектов примитивизма, в особенности в период кубизма.
Вернувшись из Госоли, Пабло меняет распорядок дня. Теперь он больше работает днем, что позволяет ему проводить вечера с друзьями. Особенно их привлекает кафе «Клозери де Лила» на Монпарнасе, впервые их привели сюда в конце 1905 года Андре Сальмон и Аполлинер. Друзья принимают участие в поэтических вечерах, организуемых в кафе журналом «Стихи и проза», основанном Полем Фором (Андре Сальмон был исполнительным секретарем этого журнала). Эти вечера объединяли поэтов, писателей, художников, скульпторов и музыкантов. В прокуренном зале, где большинство клиентов находились, как правило, под воздействием крепких напитков, осмелевшие поэты читали свои стихи под несмолкаемый людской гул. Тишина наступала, когда слово брал Яннис Пападиамантопулос, более известный под именем Жан Мореас. Этот импозантный грек красивым звучным голосом читал свои «Станцы», размахивая в ритм рукой, унизанной золотыми перстнями. Враги прозвали его Матамореас. Откровенно говоря, Пабло тоже не нравился этот поэт, но он старался не показывать этого, так как Мореас был идолом Аполлинера и Маноло. «Какая жизнь, какой гам! Какое безумие!» — писала по поводу этих вечеров Фернанда, а Пикассо воображал, что он снова в «Четырех котах». Он обожал эти литературные собрания настолько, что ничто не останавливало его преодолевать пешком (он был не в состоянии тогда нанять фиакр) нелегкий маршрут Монмартр — Монпарнас. А на обратном пути пытался найти в мусорных баках что-нибудь съестное для своих собак и кошек, без которых не мог обойтись, как бы беден ни был в то время.
В эти годы на вечерах в «Клозери де Лила» Пикассо мог встретить писателей и художников со всего света — например, итальянца Маринетти, англичанина Стюарта Мерилла или студента-грека Кристиана Зервоса, который много позже создаст уникальный каталог картин и рисунков Пикассо, монументальный труд, пользующийся всеобщим признанием.
Из всех сотрудников журнала «Стихи и проза» наибольшее влияние на Пикассо оказал Альфред Жарри. По-видимому, они никогда не встречались лично, но это не помешало им много знать друг о друге от общих друзей — Аполлинера, Макса Жакоба и Андре Сальмона. Всего на восемь лет Жарри старше Пикассо, но, подорвавший свое здоровье алкоголем, он был слишком слаб и уже близок к концу, что и произошло в 1907 году. Он стал знаменитым в одночасье, написав пьесу «Король Убю», превратившую его в самую известную личность театрального авангарда. Его вкус к пародии и абсурду, экстравагантные выходки, оригинальность поведения — все это восхищало Пикассо. А кроме того, их сближало то, что Жарри, как и Пикассо, был невысокого роста. Но он успешно компенсировал этот недостаток, впрочем, как и Пабло…
Пикассо восхищался его эксцентричностью, например, Жарри иногда надевал сорочки из бумаги, на которых рисовал галстуки. Позже Пабло станет подражать ему. Кроме того, Жарри, как и Пикассо, был совершенно равнодушен к комфорту: обитал в своем «загородном доме», жалкой лачуге из досок на четырех столбах, куда поднимался по канату и проникал в дом через люк в полу.
Всем было известно увлечение Жарри огнестрельным оружием, что, впрочем, поначалу никого особенно не беспокоило, так как он был добрейшим человеком. Однажды, когда он забавлялся, стреляя по яблокам на дереве соседки, взволнованная женщина закричала: «Прекратите, несчастный! Вы можете убить моих детей!» На что Жарри снисходительно ответил: «Не волнуйтесь, мадам, мы сделаем вам других!» В другой раз он выстрелил в зеркало на стене бистро и, присев рядом с одной из перепуганных клиенток, спокойно заявил ей: «А теперь, когда лед сломан, если не возражаете — поболтаем!» В нем было что-то от клоуна, что особенно ценил Пабло. Но постепенно Жарри становился действительно опасным, он не только злоупотреблял эфиром как наркотиком, но и пристрастился к абсенту, причем пил его неразбавленным. Во время одного из застолий, организованных на улице Ренн Морисом Рейналем, он неожиданно выстрелил в Маноло, считая его слишком трезвым. Аполлинер тут же отнял у него пистолет и, не зная, что с ним делать, передал его Пикассо. И, как ни странно, Пабло, подобно Жарри, воспользуется им не раз. «В его кармане всегда был браунинг», — отмечала Фернанда Оливье в своих мемуарах. Однажды вечером, когда он выходил из «Проворного кролика», к нему пристали четверо немцев с расспросами о том, что означает одна из его картин. У Пабло подобные вопросы вызвали такое раздражение, что он выстрелил в воздух четыре раза — перепуганные немцы тут же исчезли. Иногда в компании друзей, забавляясь, Пикассо стрелял в воздух, чтобы оживить атмосферу, подталкиваемый то излишней экзальтацией, то просто стремлением подкрепить свое убеждение. Так, в 1907 году он стал настолько ярым поклонником Сезанна, что, положив пистолет на стол, объявил, что выстрелит без колебаний в любого, кто выразит хотя бы малейшее сомнение в гениальности этого художника…
О том, насколько Пикассо восхищался Жарри, свидетельствуют его многочисленные рисунки, посвященные герою знаменитой пьесы Жарри «Король Убю»[71]. А во время гражданской войны в Испании, в 1937 году, он создает целую серию антифранкистских рисунков, где уподобляет генерала Франко королю Убю. Более того, в 1941 году Пикассо пишет пьесу «Желание, схваченное за хвост» — шутовскую и непристойную одновременно, в духе Жарри, и демонстрирует друзьям драгоценные страницы рукописи «Короля Убю», многие из которых знает наизусть.
Это родство душ Пикассо и Жарри, которых сильно сближало их стремление к «иконоборчеству», к ниспровержению устоявшихся классических канонов, — одно из ярких подтверждений глубокого единства, при всем кажущемся многообразии, различных видов искусства.
Осенью 1907 года скоропостижно, в возрасте тридцати четырех лет, умирает Альфред Жарри. Но он продолжает вдохновлять Пикассо, вести его карандаш, кисть и перо. И, возможно, не будет слишком большим преувеличением рассматривать Пабло как его наиболее аутентичного последователя.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Описание картины Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» Картины художников
Сама картина известного испанского художника и скульптора Пабло Пикассо под названием «Авиньонские девицы» практические возникла на почве его впечатлений от девушек публичного дома, расположенного в квартале Авиньон в городе Барселона (Испания). При этом сразу же стоит сказать, что первоначальная версия картины, была совсем другой, то есть на ней были изображены моряки и еще студент-медик который держал в руках череп, которые сидели около проституток. Череп обозначал смерть, а проститутки секс согласно замыслу художника. Однако идея вскоре претерпела изменения и Пикассо оставил на картине только пять «жриц любви», которые стоят перед шторой, открытой только наполовину. Также на картине изображен небольшой натюрморт из фруктов, размещенный в нижней части полотна.
Картина была написана Пикассо еще в начале прошлого века, то есть в 1907 году, и
сама суть того стиля, в котором она была выполнена означает не что иное, как некий психологический вызов. А все потому, что изображенные на картине люди имеют достаточно резкие формы, больше напоминающие некую живую изгородь, нежели реальных людей. Это фирменный стиль Пикассо, который принес ему всемирную славу.
Процесс творения данной картины можно разделить на два этапа, каждый из которых имеет свои особенности. Причем первый из них был, по сути, наиболее продуктивным, потому как именно во время него художник смог изобразить три центральные фигуры девушек легкого поведения, за исключением головы женщины слева. В этой картине Пикассо презирает все правила основ художественного искусства времен Ренессанса, потому как специально изображает колени и груди девушек угловатыми, и обращает особое внимание на носы и тяжелые подбородки. Эксперты утверждают, что именно эта работа и стала предвестницей нового жанра искусства, а именно кубизма.
Прислал: Гусева Кира . 2017-10-08 21:38:02
opisanie-kartin.iusite.ru
«Авиньонские девушки». Пикассо
«Авиньонские девушки»
Трудности, порождавшие в душе Пикассо неопределенность и заставлявшие его писать под влиянием двух диаметрально противоположных тенденций, были преодолены весной 1907 года. После многомесячной работы над эскизами художник в течение буквально нескольких дней создает полотно размером свыше шести квадратных футов. Он готовил холст для этой картины с необыкновенной тщательностью. Гладкое полотно, которое он обычно предпочитал, оказалось недостаточно прочным для такой большой картины. Поэтому для его укрепления он использовал в качестве основы более прочный холст, покрыв его еще гладким полотном и заказав специальную растяжку для картины столь необычной величины. Еще не закончив работу, он пригласил друзей взглянуть на нее. Пораженные гости стали первыми свидетелями появления нового стиля, полного экспрессии и динамизма.
Картина привлекает зрителя прежде всего присущей ей безыскусственной красотой. Розового цвета тела пяти обнаженных девушек резко выделяются на фоне занавеса, голубизна которого напоминает непередаваемую глубину неба Гозола. Но на первый порыв художника, очевидно, оказала сдерживающее влияние группа застывших, словно греческие богини, женщин, пронизывающих зрителя широко раскрытыми черными глазами. Само их присутствие на картине вызывает удивление. Маленькая горка сочных фруктов у их ног, высыпанная из пустой половинки арбуза, напоминающей перевернутую шапку Арлекина, кажется лишней. Самая крайняя фигура слева отодвигает рукой розовый занавес, открывая взору угловатые формы своих подруг. Судя по внешнему виду, и прежде всего по ее суровому профилю, она, безусловно, является египтянкой, в то время как две другие фигуры в центре, нежная розовая кожа которых контрастирует с голубым фоном, напоминают скорее образы, сошедшие со средневековых фресок Каталонии.
В фигурах не ощущается движения. Несмотря на необычность поз и отсутствие привычной грациозности, в них чувствуются спокойствие и достоинство. Их общий облик резко контрастирует с двумя фигурами справа, которые, будучи помещены одна над другой, композиционно придают группе законченный вид. Лица двух правых фигур так безобразно искажены, что создается впечатление, будто они из другого мира. Помещенная вверху справа девушка смотрит через раздвинутый ею же занавес, а сидящая спиной фигура внизу, обернувшись, пристально взирает на зрителя голубыми глазами.
Пораженные друзья решительно раскритиковали работу. Никто из них не мог понять причин, побудивших его столь резко отойти от свойственного ему стиля. Среди удивленных гостей, пытавшихся объяснить происшедшую с художником перемену, находились Лео Стайн и Матисс. Единственной причиной такой трансформации, по их мнению, явилось стремление Пикассо создать на полотне четвертое измерение. Самое резкое неприятие картины выразил Матисс. Его первой реакцией были слова о том, что картина представляет собой вызов, карикатуру на современные направления в живописи, является просто дурной выходкой друга. Брак, познакомившийся с Пикассо незадолго до этого, также не одобрил картину. «Можно подумать, что вместо обычной еды нам предлагают съесть свечку», — так высказал он свое впечатление. Русский коллекционер Щукин в сердцах воскликнул: «Какая утрата для французского искусства!»
Даже Аполлинер, который за год до этого в своем первом критическом отзыве о работах Пикассо проявил столь тонкое понимание творчества молодого испанца, не смог на первых порах воспринять этот немыслимый поворот в манере художника. В 1905 году он изложил свое мнение о творчестве Пикассо в «Летр модерн»: «О Пикассо говорят, будто созданные им полотна обнаруживают его преждевременное разочарование. Я думаю совершенно иначе. Художника очаровывает все, и его никем не отрицаемый талант кажется мне дополняющим его воображение, в котором пропорционально переплетены прекрасное и ужасное, тонкое и грубое». Теперь Аполлинер взирал на резкую перемену, отражением чего явилась эта необычная работа, с глубокой тревогой в душе.
Аполлинер, пришедший познакомиться с «Авиньонскими девушками», привел с собой критика Феликса Фениона, который имел репутацию открывателя молодых талантов. Единственный совет, который тот дал Пикассо, взглянув на его новую картину, состоял в том, что художнику следует заняться карикатурой. Вспоминая об этом эпизоде позднее, Пикассо заметил, что совет был не так уж плох, поскольку все хорошие портреты в известной степени являются карикатурами.
Однако он не мог не реагировать на единодушную критику картины друзьями. Осуждение ее не только вызвало у него глубокое разочарование от их неспособности понять его. Перед ним вновь замаячила перспектива возможных лишений, поскольку ни один агент, даже Воллар, не желал приобретать у него последние работы. Одиночество, в котором он оказался после создания этого поистине новаторского полотна, было столь велико, что Дерен в беседе со своим другом Канвейлером как-то заметил: «В один прекрасный день мы обнаружим Пикассо повесившимся под этим выдающимся полотном».
Любой человек, менее полагавшийся на собственное суждение и менее веривший в свою неповторимую индивидуальность, несомненно, сделал бы какой-нибудь радикальный шаг, отступил бы назад или изменил бы направление своего движения вперед. Но для Пикассо критика явилась стимулом для следования в одиночестве по избранному пути, который принесет ему мировую славу.
Последующие несколько месяцев ушли на создание картин, которые Барр охарактеризовал как «развитие идей», заложенных в его столь удивившем друзей произведении. Постепенно они начали высказывать мнение, что картина, вызвавшая у них поначалу такие серьезные сомнения, является не только поворотным пунктом в карьере Пикассо, но и открывает новую страницу в современной живописи. Все, за исключением Лео Стайна, который так и не смог смириться с изменением манеры письма художника и впоследствии осудил кубизм как «несусветную чушь», рано или поздно признали несравненные достоинства нового направления.
Однако на фоне этого первоначального всеобщего неодобрения было два исключения. Немецкий критик и коллекционер Вильгельм Уде с самого начала не скрывал своего восхищения новым стилем. С ним соглашался его молодой друг Дани ель Анри Канвейлер, которому Уде описал картину до того, как тот увидел это необычное полотно, написанное в манере, чем-то напоминающей ассирийскую манеру письма.
С первой встречи с автором этого революционизировавшего живопись полотна Канвейлер до конца жизни остался другом Пикассо и авторитетным хроникером кубизма с момента его зарождения. Незадолго до этого он отказался от сулившей большое будущее карьеры в Лондоне и переехал в Париж, чтобы стать агентом по продаже картин, привлеченный оригинальной и экспрессивной мощью таких молодых художников, как Пикассо, Дерен, Вламинк и Брак. Они были первыми, кого он выставлял в открытой им галерее на улице Виньон.
Хотя существуют противоречивые утверждения о том, как родилось название картины (Пикассо сам никогда не давал их своим полотнам), очевидно, название «Авиньонские девушки» было придумано Андре Сальмо спустя несколько лет после ее создания. Это название было подсказано ему сходством между изображенными на полотне обнаженными фигурами девушек, демонстрирующими свои чары, и тем, что можно было наблюдать в не пользующихся добропорядочной репутацией домах на улице Авиньон в Барселоне. Кто-то из не отличавшихся чувством меры остряков утверждал, что название картине дала уроженка Авиньона бабушка Макса Жакоба, которая якобы позировала Пикассо для одной из женских фигур.
Как и большинство выдающихся работ Пикассо, это полотно — результат глубоких раздумий художника, в нем — преднамеренное смешение противоречивых стилей. Создается впечатление, будто в момент работы над картиной отношение Пикассо к живописи и понимание им связи между искусством и красотой претерпевали разительные изменения. Этот процесс походил на изменение полководцем тактики в ходе боя. Но вместо сокрытия признаков конфликта между двумя ступенями мысли Пикассо прервал предыдущую на пол пути, позволив тем самым четко увидеть ее общую эволюцию. Именно такое понимание позволяет перебросить мостик через пропасть, отделяющую обворожительное очарование «розового» периода от суровости стиля, которому он давал новую жизнь. Грубое изображение лиц двух женщин справа и полное пренебрежение ко всем классическим канонам красоты опровергало устоявшееся утверждение о том, будто «красота — это правда, а правда — это красота», потому что ни одно человеческое лицо не может иметь столь чудовищные пропорции, как на полотне. И тем не менее их впечатляющее присутствие глубоко воздействует на наши чувства. «Эти лица, сочетающие в себе признаки ада и рая, — говоря пророческими словами Мелвилла, — переворачивают в нас все устоявшиеся представления и вновь превращают нас в пытливых детей в этом мире».
Пикассо завершил работу над «Девушками» спустя год после появления картины Матисса «Радость жизни», с которой она имеет некоторые общие черты. Однако последующая история этих двух полотен совершенно различна. Матисс, по обыкновению, сразу же выставлял свои картины, когда на них, как говорится, еще не высохла краска. И через несколько недель они обычно оседали в богатых коллекциях, ими восторгались ценители живописи во всех уголках мира. «Девушки» Пикассо остались в студии художника, их почти никто не видел. Полотно было лишь однажды выставлено в галерее «Антэн» в 1916 году. Все остальное время оно пролежало свернутым в рулон на полу. Именно в таком виде оно и было куплено Жаком Дюсе в начале 20-х годов, который, кстати, никогда до этого даже не видел его. Дюсе, поняв ценность картины, отвел ей видное место в своей коллекции. Хотя сюрреалисты высоко отзывались о ней и воспроизвели ее в своем журнале «Ля революсьон сюрреалист» в 1925 году, очень немногие знали о ее существовании до показа картины в музее «Пти пале» в 1937 году. Вскоре после этого она была приобретена Музеем современного искусства в Нью-Йорке. По решению руководства музея картина дважды выставлялась в других галереях — Лондонском институте современного искусства в 1949 году и галерее «Тейт» в 1960 году.
История с этой картиной убедительно опровергает бытовавшее мнение недоброжелателей о том, будто Пикассо всеми средствами стремился привлечь к себе внимание публики.
Уже в первые годы после создания этого полотна, когда его видели лишь единицы, оно оказывало на них глубокое воздействие. Именно в это время Дерен и Брак начинают отходить от фовизма и приступают к поискам новых форм в живописи. После первого своего неодобрительного отзыва об этой работе Брак постепенно отказывается от отрицательной ее оценки и становится одним из активных последователей кубизма в бурные годы его развития, начало которому Пикассо положил именно этой работой. Даже в работах Матисса в течение года, последовавшего за созданием «Авиньонских девушек», видны признаки отхода от плоских изображений, свойственных «Радостям жизни», и угадывается стремление придать объекту многомерность.
Важное значение «Авиньонских девушек» состоит в том, что Пикассо впервые заявил о себе как о самостоятельном художнике. Под влиянием многих направлений он интуитивно создает произведение, сочетавшее жизненность и высокое искусство.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Пабло Пикассо — «Авиньонские девицы» | Великие художники
Ноябрь 28, 2012
„Одно дело видеть и совсем другое — писать ” Пикассо
Авиньонские девицы
1907; 243,9х233,7 смМузей современного искусства, Нью-Йорк„Как же это название действует мне на нервы! — признался Пикассо одному из своих приятелей, когда разговор зашел об «Авиньонских девицах». — Это Сальмон придумал. Ведь вы же знаете, что изначально картина называлась «Бордель в Авиньоне». Почему? Потому что когда-то я жил в двух шагах от Carrer d'Avingo (квартал публичных домов в Барселоне) Там я, как ни странно, нашел единственную лавку по продаже бумаги и акварели по низкой цене. (...) Сначала я планировал написать и мужчин — клиентов этих заведений. Вы видели эскизы: студент, держащий череп в руке; моряк; а женщины что-то ели — отсюда и корзина с фруктами. Но потом я все изменил”.
Создавая образы циркачей «розового» периода, Пикассо находился под влиянием творчества Эдуарда Мане. На сей раз источниками вдохновения для него послужили цикл «купальщиц» Сезанна, «Радость бытия» Матисса и, конечно, «Турецкая баня» Энгра, копии которой авторства Пикассо исчисляются десятками. Дерен и Матисс «заразили» Пикассо африканскими масками.
Как выразилась Гертруда Стайн, «они чувствовали в них побуждение к какому-то действию, но не могли понять, к какому». Пикассо оказался более сообразительным. Необычайные вытянутые линии, искаженные пропорции, заключенный в них ритм, пульс жизни, зажигательные мелодии — все это подвигло художника на создание «Авиньонских девиц», с которыми в искусство пришло новое направление, получившее название «кубизм».
В представленной здесь картине задекларированы все стилистические нормы этого направления. Лица пяти обнаженных женщин напоминают те самые африканские маски, кажутся разбитыми на отдельные фрагменты, пропорции тел искажены. Полотно совершенно лишено общепринятой классической перспективы и считает первым образцом «современного» искусства...
Пикассо умел дружить и делиться со своими друзьями творческими находками. В 1907 году Аполлинер привел художника Жоржа Брака в мастерскую Пикассо. Брак был потрясен «Девицами». Впоследствии между ним и Пикассо завязалась дружба, они стали сотрудничать и настолько тонко и точно чувствовали творческие порывы друг друга, что зачастую их работы почти ничем не различались. Художники часто смеялись, обнаружив удивительное сходство своих работ и даже ставили на полотнах одинаковые подписи.
Творчество Пикассо
Автопортрет в плащеСемейство комедиантовЧеловек с гитаройПоцелуйРаспятиеГерникаПортрет Доры МаарРисующие Клод, Франсуаза и ПаломаПоцелуйПоделиться ссылкой в социальных сетях
www.filoli.ru
Кубизм. Часть шестая: Авиньонские девицы
Кубизм. Часть шестая: Авиньонские девицы
Пикассо начал работать над задумкой для этой картины еще в 1906 году. Эскизы композиции работы сохранились до настоящего момента. Интересно, что сюжет картины видоизменялся. В начале 1907 года Пикассо замышлял семь фигур – пять женских и две мужские. По позам героев похоже, что весь конфликт такой расстановки персонажей должен быть сосредоточен внутри картины. А в доработанном майском эскизе мужчины вышли за пределы композиции, а напряженность перенеслась на зрителя.
Пабло Пикассо – Студент медицины, моряк и пять обнаженных в борделе (начало 1907)Пабло Пикассо – Пять обнаженных (май 1907)
Пикассо относительно долго работал над созданием этой картины. Иногда его не устраивали части изображения, тогда он снимал краску и переписывал их. Так и не добившись полностью удовлетворившего бы его результата, в 1907 году Пикассо начал показывать полотно гостям своей студии, предупреждая, что это – неоконченная картина. По одной из легенд авторское название работы – «Авиньонский бордель».
Пабло Пикассо – Авиньонские девицы (июль 1907)
Реакция зрителей была однозначно негативной - друзья Пикассо были шокированы резкостью и «непривлекательностью» картины.
Неодобрение вызвало также и название картины, чрезмерно вызывающее и провокационное для того времени. Друг Пикассо Адре Сальмон предложил художнику использовать другое название – «Авиньонские девицы». Пикассо одобрил. Видимо, ему понравилось, что Авиньон таит в себе неоднозначность - это и город во Франции (для большинства зрителей), и улица на окраине Барселоны, знаменитая своими публичными домами (для самой целевой аудитории). Эта история фигурирует в некоторых источниках, в других утверждается, что Пикассо и не давал картине названия до предложения со стороны Сальмона.
В ноябре 1907 Брак увидел эту картину и вынес свой вердикт - «Твоя картина производит впечатление, будто ты хочешь, чтобы мы жевали паклю или пили бензин».
На почве такой сомнительной славы последнего эксперимента Пикассо, к нему в студию в 1907 году пришел Канвайлер, малоизвестный в то время торговец картинами. Позднее он написал:
В левой части полотна перед зрителем предстали неподвижные обнаженные фигуры с огромными внимательными глазами. Их негибкие тела окрашены в телесный, черный и белый цвета. Все это вполне соответствует стилю художника 1906 года. На переднем плане и в правой части картины расположены чужеродные элементы: 2 фигуры и фрукты, написанные угловато в более резких цветах. Это – начало кубизма, первая явная и отчаянная попытка решить все конфликтующие проблемы сразу. А главной задачей было отобразить трехмерные объекты на плоской поверхности холста, и осмыслить их в пределах двухмерного пространства.
Стоит отметить, что слова «отображение» и «осмысление» употребляются здесь в самом строгом смысле. Пикассо не хотел симулировать форму с помощью светотени, он задался целью построить органичную объемную структуру. В процессе решения этой задачи возникли трудности с использованием цвета и, что важнее, с согласованием всех элементов между собой так, чтобы они представляли собой сбалансированное единое произведение. При этом Пикассо полностью отказался от использования светотени. Он стремительно атаковал все эти неприятности одновременно, но с таким подходом у него не получилось разрешить вышеописанные конфликты.
Это, однако, не делает картину менее красивой. Пикассо, как и любой великий мастер, всегда создает эстетически прекрасные работы. Я лишь хотел сказать, что цели, которые он поставил перед собой, на этом этапе не были достигнуты. (© Канвайлер)
Из-за общей негативной реакции Пикассо немало расстроился и долгое время он почти никому ее не показывал. Только в 1916 году картина была предоставлена вниманию публики. В 1921 Пикассо продал картину коллекционеру Жаку Дусе. А в 1939 году, после еще одной смены владельца, картина была приобретена Музеем современного искусства в Нью-Йорке, где и находится по сегодняшний день.
кубизм Пикассо
qumark.tumblr.com
«Авиньонские девицы» – шедевр Пабло Пикассо
«Авиньонские девицы» – очень необычная и знаковая работа в творчестве живописца Пабло Пикассо, с которой, как считают искусствоведы, начался кубизм.
Как рождаются шедевры
Картину «Авиньонские девицы» великий художник написал в 1907 году. Это полотно открыло кубический период творчества Пикассо, который постоянно находился в поиске новых выразительных средств.
Предположительно, Пабло вдохновило полотно французского постимпрессиониста Поля Сезанна «Купальщицы», на котором изображено множество полнотелых обнаженных женщин. Кроме того, в 1906 году Пикассо побывал на парижской выставке иберийской скульптуры.
Иберами называли группы народов, которые жили в глубокой древности, в железном веке, на побережье Средиземного моря между устьем реки Роны и Гибралтаром. После них осталось множество памятников, в частности, фактурные скульптуры, главной из которых считается «Дама из Эльче». Безусловно, эти произведения искусства оказали влияние на впечатлительного Пикассо и подтолкнули его на создание собственного шедевра.
«Авиньонские девицы» Пабло Пикассо: сюжет
Существует несколько версий относительно происхождения замысла и сюжета полотна. По одной из них, на картине изображен бордель, в который, видимо, наведывался художник. Вероятно, это заведение располагалось в Барселоне, в Готическом квартале, на улице Авиньон. Вот таким неожиданным образом связаны великое полотно Пикассо и старинный городок Прованса.
Во время написания картины Пикассо переживал непростой период: его отношения с возлюбленной Фернандой Оливье дали трещину. Соответственно, эту работу можно рассматривать как некую квинтэссенцию внутреннего мира мастера: сомневаясь в силе чувств, связывавших его с Фернандой, он начинает мысленно проверять их на стороне.
На картине Пикассо мы видим пять полностью обнаженных дам, причем каждая из них написана в особой манере. Так, две фигуры с лицами, похожими на африканские ритуальные маски, расположенные справа, знаменуют собой рождение кубизма, совершенно нового живописного направления начала ХХ века. Дамы написаны приятными персиково-охристыми красками на голубом фоне – это отсылает зрителя к так называемым «розовому» и «голубому» периодам творчества Пикассо.
В картине интересно переплетаются живопись и театр – две главных страсти художника. Мы видим сценку, разыгравшуюся в публичном доме. Будучи запечатленной рукой гения, она навсегда вошла в историю мирового изобразительного искусства.
Пикассо. Авиньонские девицы. Судьба полотна.
Изначально Пикассо назвал картину «Философский бордель», однако за ней закрепилось название «Авиньонские девицы» (1907), которое придумал приятель Пикассо, писатель Андре Сальмон.
Новое полотно Пабло привлекло внимание парижское богемы. Художников настолько поразил новаторский стиль работы мастера, что один из них, Жорж Брак, будучи под впечатлением, написал полотно «Обнаженная». Кроме того, «Авиньонские девицы» Пабло повлияли на творчество Робера Делоне, основоположника «орфизма», и Андре Дерена, графика, керамиста и театрального декоратора.
Анри Матисс же, напротив, не был в восторге от произведения Пикассо и высказывался о нем крайне критично. Вероятно, у художника были личные мотивы, ведь именно «Авиньонские девицы», а не его «Танец», открыли дверь в авангардное искусство.
Коллекционер Жак Дусе, французский модельер и меценат, почитатель творчества импрессионистов, приобрел картину в 1920 году. Интересно, что до этого момента шедевр Пикассо нигде не выставлялся. Впервые его представили широкой публике в 1937 году.
Вот так маленькому Авиньону удалось косвенно повлиять на творчество Большого художника.
ruavignon.ru
Картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы»: описание и история создания
Пабло Пикассо – гений своего времени. Он подарил миру множество шедевров, которые и сегодня вызывают у человечества огромное восхищение. Не стала исключением и картина «Авиньонские девицы», именно о ней пойдет речь в этой статье.
Далее можно будет узнать, как художник создавал это великолепное произведение, где черпал вдохновение и чем было навеяно такое весьма неординарное решение в написании картины. Также будет представлено детальное описание данного полотна.
История создания произведения
Картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» - это первый опыт художника в написании полотен в направлении кубизма. Автор работал над данным произведением в течение одного года (в период с 1906 по 1907 год).
Изначально Пабло Пикассо хотел назвать свое произведение «Философский бордель», но когда картину увидел друг художника Андре Сальном, то он предложил другое название - «Авиньонские девицы». Оно и стало окончательным для этого шедевра.
Парижская богема и друзья Пикассо приняли его работу неоднозначно. К примеру, Матисс изначально подчеркивал, что «Авиньонские девицы» являются новым ключом к развитию живописи. Но спустя некоторое время он начал яростно опротестовывать работу и указывать на то, что картине не место в изобразительном искусстве. А вот Жоржу Браку картина настолько понравилась, что, вдохновившись ею, он создал знаменитое произведение под названием «Обнаженная». Неравнодушными к этой картине остались так же Робер Делоне и Андре Дерена. Влияние «Авиньонских девиц» четко прослеживается в творчестве этих художников.
Спустя 13 лет после написания картины Пикассо продал ее коллекционеру Жаку Дусе, а впервые работа была представлена широкой публике только на выставке в 1937 году.
Что вдохновило Пабло Пикассо на создание этой картины?
Существует предположение, что вдохновение для создания картины «Авиньонские девицы» пришло к Пикассо после того, как ему довелось побывать на выставке иберийской скульптуры, которая проходила в 1906 году в Париже. Но искусствоведы предполагают, что вдохновением могла послужить и картина Поля Сезанна под названием «Купальщицы».
Сюжет картины
Сюжетом для картины «Авиньонские девицы» послужили воспоминания Пикассо о публичном доме, который располагался в квартале Авиньон в Барселоне. Первые эскизы были совсем непохожи на конечный вариант произведения – на них художник изображал сцену соблазнения в борделе. Однако во время написания картины Пикассо решил изобразить лишь 5 обнаженных силуэтов девушек и натюрморт.
Описание картины «Авиньонские девицы»
Пабло Пикассо представил всему человечеству неких чудищ, которые имеют вместо человеческих лиц маски, а в их фигурах едва обозначена какая-либо половая принадлежность. В природе этих дев одновременно отражен агрессивный посыл и возбуждающая экспрессия. Образы, написанные художником, выполнены весьма странно и отличаются друг от друга.
Силуэты, изображенные в левой части картины, схожи с египетскими и ассирийскими мотивами. Женщины в центре явно напоминают росписи романских храмов в Каталонии и отличаются мистической лиричностью. А вот лица девушек, написанных в правой части произведения, ассоциируются с африканским мистицизмом и, кажется, что они вот-вот совершат свой устрашающий магический ритуал.
Стоит отметить, что присутствующие на картине женские силуэты в африканских масках напрямую связаны с выставкой, которую посетил Пикассо в Париже в 1907 году (она была посвящена быту и национальной культуре африканских народов).
На своей картине он отобразил всю таинственность женских фигур, которые одновременно настораживают и притягивают к себе зрителей. Как отмечают многие критики и искусствоведы, такой способ передачи информации через изобразительное искусство и является отличительной чертой Пабло Пикассо.
«Авиньонские девицы» - роль картины в живописи
Художник в момент работы над картиной ставил перед собой задачу – объединить на полотне гротеск, экспрессивную деформацию фигур, а также нарисовать объемную композицию таким образом, чтобы она была разделена на геометрические составляющие. В целом можно сказать, что с этой задачей мастер справился очень хорошо, но помимо этого ему удалось также насытить изображенные фигуры агрессией и мощью.
Пабло Пикассо изобразил «Авиньонских девиц» в охристо-розовых оттенках, которые находятся на синеватом фоне. Можно сделать вывод, что в этом произведении художник объединил опыт своих предыдущих периодов в творчестве (так называемого «голубого» и «розового»). Несомненно, данное произведение имеет традиционную манеру исполнения Пикассо, но при этом ярко обозначено и новаторство, которое художник внес в изобразительное искусство. Переплетение двух данных квинтэссенций несет аллегоричность и какой-то шифр в сюжете картины.
Сегодня хранится произведение Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» в нью-йоркском музее современного искусства и радует зрителей своей необычностью.
загрузка...
allwomanday.ru