Анатолий Зверев. Человек, который рисовал, как дышал. Зверев картины
Художник Анатолий Зверев.
1957 году в Москве проходила конкурсная выставка Международного фестиваля молодёжи и студентов. Председатель жюри, выдающийся художник-монументалист Сикейрос, присудил золотую медаль 26-летнему художнику Анатолию Звереву.История его участия на этом конкурсе была такая, что премию присудили, но об этом никто в СССР не узнал. Только жюри и участники. Зверева не допустили к конкурсу с самого начала. У него не было диплома. Он проучился только 1 год в художественном училище. Чтобы хоть как-то приобщиться к миру художников он устроился на работу в ЦДХ (Центральный дом художника) маляром. И красил целыми днями стены. Во время конкурса он зашел в конкурсный зал, разлил на пол два ведра краски голубой и белой (точно не помню, пишу на память историю, прочитанную в Огоньке больше 20 лет назад). И шваброй в несколько движений размазал эти два цвета по полу. Получился изумительный женский портрет. Сикейрос (кстати, его полное имя Давид Альфаро Сикейрос, очень красивое) остановил конкурс и объявил победителя. Но советские чиновники не допустили Зверева даже после этого к работе. Его даже уволили с должности маляра.
Родился 3 ноября 1931 года в Москве в Сокольниках, в семье инвалида гражданской войны, мать — рабочая. Учился в школе рисованию на уроках художника-графикаНиколая Васильевича Синицына (ученика А. П. Остроумовой — Лебедевой)[2]. В 1954 поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, откуда вскоре был исключен за богемно-анархическое поведение.
Автопортрет. Анатолий Зверев.Собрание Л. Мухина,Москва 1958.
Когда лист упадет с дерева,
Помяните, меня, Зверева.
Из воспоминаний
«…Глядя на его работы, трудно представить, что он создавал их за считанные минуты, пуская в ход не только традиционные кисти-краски, но и все, что под руку попадется, – свеклу, веник, сапожную или зубную щетку, творог, воду из-под акварельных красок…В дело шли бумага, картон, холст, тряпки, деревяшки. Он мог рисовать и красками, и зубной пастой, и окурками. Для него как бы не было преград….»
“Женщина с ведрами”, 1950
The_Leopard_1956.
«Каждый его мазок – наслаждение, – писал о нем Роберт Фальк. – Живописцы такого калибра рождаются только раз в столетие…»
"Портрет Роберта Фалька" 1957
"Пейзаж" 1957
"Автопортрет" 1957
"Автопортрет" 1957
"Портрет Ксюши" 1958
“Саша Косатки”, 1958
“Г.Д.Косатки”, 1959
.Женский портрет.1961 г.
Зеленая осень.1962 г.
"Портрет девушки" 1962
Портрет Маркевича. 1963
Сидящая девушка”, 1963
"Женский портрет" 1964
"Портрет жены" 1964
“Розовая обнаженная”, 1965
. Двое. 1965. Бумага, акварель
"Собака" 1965
.Обнаженная.1965
— Садись, детуля, я тебя увековечу, — говорил Зверев прекрасным дамам середины прошлого века. Те, кто придет на выставку в «Домик Чехова», глядя на романтические женские портреты, увидят, что художник знал, о чем говорит. А его лучшие психологические автопортреты заставят не только восхититься мастерством живописца, но и многое понять о времени и об обществе, которое, казалось, самоуверенно сплотилось в желании сломать и уничтожить художника и свободное искусство, а вот кануло в небытие, а искусство это живо и переживет, дай Бог, еще не одну скованную и несвободную эпоху.
Умер Зверев в Москве 9 декабря 1986
Незнакомка. 1966
Портрет неизвестной.1966
Портрет. 1966.
" Портрет Ю. Рябатнова" 1966
Портрет.1967
Портрет О.Асеевой. 1968.
Женский портрет.1968 г.
Николина Гора. 1968
Николина Гора. 1968
АВТОПОРТРЕТ. 1969
"Портрет О. Асеевой" 1969
"Дон Кихот". 1970
.Коррида.1971 г.
Портрет Насти.1971
Портрет Асеевой в шапке.1971 г.
"Дон Кихот" 1971
"Автопортрет"
Портрет Дмитрия Плавинского
Портрет Асеевой.1971 г.
Джаз.Трубач.1972 г.
Осенний пейзаж.1974 г.
"Портрет Александра Глезера" 1975
Женский портрет. 1976
Портрет художника В.Немухина.1977 г.
"Женский портрет" 1980
Ночной дозор.1980 г.
selfportrait_1980t
Дон Кихот.1982 г.
Гадалка.
"Жаба". 1986
"Цветы" 1986
Конь. 1986
Петух. 1986
Лошадь
.Портрет художника Н.Вечтомова.1986 г.
Портрет Шекспира
Павлин. Серия «Зоопарк»
Анатолий Зверев. Иллюстрация из каталога выставки в Новом Манеже
Стихотворения А.Т.ЗвереваСтаранье."Обезглавлен,обездолен,- и беспечени угрюм -и в страданииобычном- полезаешь сновав трюм- сна, работыбесконечной -чтобы вечность увидатьи стараетсябезмерно- непременно чтобдогнатьвек, упущенный:ночами - не смыкающийочей -- и плечами, и речами- и слеза бежитручьями -вечерами - не гуляет- никого не забавляет- ни себя, и недругих -лишь старается ночами,поутру и ввечеру - и за чаркой днемзачавкав, что овчаркаИ в плену перед мероюсклонился, что Гомер воистину"
1967 г. 4 августа пятница
art.mirtesen.ru
Картины Анатолия Зверева (художника)
В конце мая 2015 года в Москве был открыт музей русского художника Анатолия Тимофеевича Зверева. Перед этим прошло несколько больших выставок, посвященных творчеству мастера, на которых было впервые выставлено множество работ, принадлежащих частным коллекционерам.
Несмотря на немыслимое количество подделок, картины Анатолия Зверева постоянно присутствуют на самых престижных аукционах современной живописи, выходят альбомы репродукций, книги, исследования его творчества и воспоминания о нем. И любое такое событие носит характер открытия даже для тех, кто давно интересуется творчеством Зверева и этой неординарной личностью.
Сотворение биографии
Он прожил 55 лет, которые провел почти безвыездно в Москве – городе, частью истории которого стала легенда о художнике - неприкаянном бродяге, бескорыстном чудаке, за стакан создающем шедевры, гении-самоучке, невменяемом алкоголике и шизофренике, чьей рукой водит бог. Этот миф выглядит таким сверкающим украшением серых будней, что в создании его участвовали множество людей – кто из романтических побуждений, кто с целью тривиальной наживы. А главная причина возникновения красивых легенд и соленых баек - сам Анатолий Зверев, картины которого – свидетельство фантастического дарования, вложенного в необузданную натуру.
Где истина?
Разобраться, где вымысел, а где факты, становится всё труднее, несмотря на появление все большего числа воспоминаний современников, выход новых книг и фильмов. Может, и не нужно устанавливать истину, докапываться до мелочей, представляя, как жил Зверев Анатолий Тимофеевич, - картины и графические листы, оставшиеся потомкам, в них главная ценность? Конечно, это так. Но зверевские работы по-особенному неотделимы от его личности, а его друзья и те, кого он рисовал, вспоминают процесс создания картин как настоящий перфоманс, имеющий самоценность акта искусства. Было бы жалко иметь о нём искаженное понятие или вовсе не иметь представления.
К счастью, космическая энергия его лучших творений и различимое на них высокое мастерство, позволяют верно оценить картины Анатолия Зверева, понять настоящий масштаб и многогранность великого таланта, сложность независимой жизни под железобетонным давлением одной правящей идеологии.
Зеркало автопортрета
В работах, которые исследуют личность по имени Анатолий Зверев, картины, им написанные, можно встретить психиатрический термин нарциссизм, что якобы подтверждается большим количеством автопортретов, которые он писал в самые разные периоды жизни. Наверное, это качество было присуще Рембрандту и особенно Ван Гогу, чье явное влияние находят в зверевских картинах.Он начал вглядываться в себя с детства, со времени, когда учитель рисования в средней школе Николай Васильевич Синицын познакомил с техническими азами графики и живописи, Обучение профессии было недолгим и несистематичным: ПТУ по специальности маляр-альфрейщик, недолгое время в художественно-промышленном училище им. 1905 года, занятия в изостудиях для взрослых - это вся его «академия».
Может, поэтому всегда было много тех, кто называл Зверева дилетантом, а те, кто любит картины Анатолия Зверева, видят недостаток технического мастерства только в проходных, слабых работах, - виртуозность зверевской манеры очевидна. Говорят, в жизни он не снимал карнавальной маски, превращая всё вокруг в представление. Его автопортреты - тоже театр, и приподнимается только край маски, но этого достаточно, чтобы начался диалог о жизни, о сути.
«Я тебя увековечу…»
Именно так он предлагал кому-нибудь написать портрет, - он осознавал свой дар, как любой гений, и понимал, что его модель останется во времени, будет «увековечена». Его работы похожи на эскиз, на символ, на иероглиф, но лишь по точности и легкости рисунка; содержание лучших портретов поражает объемом и глубиной.
Считается, что есть два периода в творчестве художника, и только те картины Анатолия Зверева, что написаны до конца 1950-х, выражают настоящий уровень зверевского гения. Один из его настоящих ценителей, знаменитый коллекционер Г. Д. Костаки, считал, что после первых выставок за рубежом Зверев пошёл на поводу у тех, кто хотел заработать на нем, и стал своеобразным конъюнктурщиком, выработав схему, по которой создавал свои портреты. Сам художник говорил, что он работал для себя до 1959 года, а потом - на потребу другим. Деградацию легко объясняли и пьянством, и психическими болезнями…
Трудно в это поверить, глядя, например, на портреты К. М. Асеевой – последней любви и музы художника. Конечно, немыслимая плодотворность - причина появления массы легковесных творений, слащавый женский ротик на портрете «на продажу» любят упоминать заслуженные деятели художественной критики. Но в лучших женских портретах позднего времени видна не слащавость, а истинная красота. В них то, что считали главным качеством Зверева-человека: он полон добра, несмотря на вздорный характер и многочисленные удары судьбы. Картины Анатолия Зверева-художника полны сострадания, у него нет ни одной злой карикатуры, его портреты, на которых есть и «странные люди», - портреты истинного гуманиста.
Церкви и сосны
Найти искусствоведческий термин, наиболее подходящий Звереву, пытаются давно. Первый русский экспрессионист – так называл его Костаки. Сам Зверев называл своим лучшим временем, когда он был «ташистом», и уверял, что это он изобрел такую манеру, а не какой-то там Поллок. Картины Зверева Анатолия поразили иностранных художников своей свободной живописной техникой, когда они приехали на московский молодежный фестиваль в 1957 году поучить дремучих советских живописцев абстрактному искусству.
Но назвать его истинным абстракционистом могли только те искусствоведы, что формировали художественные взгляды Хрущева и его соратников. Им стоило повнимательней разглядеть картины Анатолия Зверева «Сосны. Николина гора» (1968) или «Церковь» (1959), чтобы понять: он – тонкий и виртуозный мастер-реалист. Кроме сильного эмоционального посыла, рожденного энергичной художественной формой, в пейзажах мастера удивительная точность и красота в передаче момента, свет и воздух, звук и ветер - все то, что присуще лучшим мастерам русского пейзажа – И. И. Левитану, А. К. Саврасову, творчество которых, кстати, этот «неуч и хулиган» хорошо знал и высоко ценил.
Зверев-анималист
Среди поклонников зверевского творчества немало тех, кто выше всего ставит его графику, а среди рисунков – графические циклы изображений животных. Так, серия об обитателях зоопарка, созданная в 1952 году, стала классикой анималистики.Можно было встретить «профессиональный» укор Звереву: его работы не стоят внимания, потому что они легковесны, в них мало труда. Вспоминается пушкинский Сальери, который упрекал небеса, одарившие гением «гуляку праздного». Но что делать, если для того, чтобы показать настороженность леопарда или стремительность лани, Звереву нужна лишь одна линия и несколько штрихов? Его изящный журавль похож на изысканную букву, а глаза у лани - чуть усиленный нажим карандаша, но рассматривать их и любоваться ими можно бесконечно.
Впечатляют картины Анатолия Зверева - художника, считавшего, что собаки принимают его за своего, оставившего несколько «портретов» пуделя Фили, русской борзой по имени Улан и других своих «знакомых». Может быть, с ними он добирал душевного общения, которого не хватало в мире людей?
Иллюстратор
И всё-таки, как он может укладываться в образ дремучего самоучки, если он досконально знал коллекцию Третьяковской галереи, если читал наизусть «Евгения Онегина», если вспоминают о его остроумии и афористичности речи? Всё это невозможно представить без глобальной связи с культурой всего мира.
«Гоголиада», иллюстрации к сказкам Андерсена, к «Золотому Ослу» Апулея, и один из любимых образов – Дон Кихот – это произведения, не просто делающие видимыми литературные персонажи, в них уникальный взгляд на мир, созданный писателем, увлекательный разговор на поднимаемые автором темы.
Достичь такой емкости и обобщения без долгих размышлений и после беглого знакомства с фабулой произведения невозможно, иначе остается поверить в мистику, в неземное происхождение, которое имеют графика и картины Зверева. Анатолия Тимофеевича трудно признать посланником небес, слишком грешен и извилист был его жизненный путь, но потому так ценно его художественное исследование мировой классики.
Русский Матисс и русский Пикассо
Возводить на пьедестал - миссия, посильная только истории. Оценка Пикассо, назвавшего Зверева лучшим русским рисовальщиком, слишком затерта. Чтобы осознать её значимость, стоит учесть, что она была высказана экспансивным гением из мира абстрактного искусства, и сложно надеяться на достаточное его знакомство с русской живописью.
Но это мнение великого испанца не кажется сильным преувеличением, если увидеть графические изображения обнаженной натуры и посвященные ей картины Зверева. Анатолия Тимофеевича отличало сложное отношение к женщинам, что можно понять из воспоминаний современниц. В них много выразительных характеристик и неординарных поступков в отношении слабого пола. Или это опять лишь маска? Каждая линия зверевского ню дышит чувственной нежностью, отточенной красотой и ожиданием наслаждения, которое равнозначно самым высоким образцам изобразительного искусства.
Зверев и абстракционизм
У него был период интереса к нефигуративной живописи, известен цикл супрематических работ. Да и как по-другому могли называть художника, который так явно не вписывался в официальное искусство, если не абстракционист? Об этом говорили и стиль жизни, и картины Зверева.
Анатолия и на Западе считали символом Второго русского авангарда, его знаменем. А он считал свой интерес к чистой абстракции лишь временным, его мир не мог существовать по-настоящему без конкретности: люди, животные, предметы, природа - без этого наполнения не могло быть полной гармонии ни в жизни, ни в искусстве.
Прошлое и будущее
В Москве не так много музеев, посвященных какому-то одному художнику. Теперь есть и посвященный такой легендарной личности, как Анатолий Зверев. Картины, фото, видео – всё это поможет открыть для себя новое явление молодым, узнать новые грани таланта и личности тем, для кого он - московская легенда. Легенда о сложном, неидеальном, несчастном, слабом и всесильном своим талантом человеке.
fb.ru
Зверев (художник): картины. Зверев Анатолий Тимофеевич
Еще в конце 60-х в столице среди художественной богемы стали рассказывать о странном бомже. Он ходил по московским закусочным, обмакивал окурок в кетчуп и рисовал на салфетках портреты, которые продавал за стакан водки. А за эти рисунки на Западе платят миллионы, потому что сам Пабло Пикассо называет этого бродягу лучшим русским рисовальщиком. Многие в это не верили…Анатолий Тимофеевич Зверев – художник, картины которого теперь находятся в лучших коллекциях современного искусства - так звали этого мифического персонажа.
Гениальный недоучка
О нём сочиняли легенды другие, он сам о себе рассказывал сказки … Он родился в Москве, в Сокольниках, в 1931 году, в рабочей семье. По его воспоминаниям, первую награду за свою художественную работу, картину «Уличное движение», получил в 4 года. Ему вручили портрет Сталина в красивой рамочке.
Рисование в его школе преподавал Н. В. Синицын - ученик великой А. П. Остроумовой-Лебедевой. Искусствоведы пытаются связать творчество Зверева с русским авангардом начала века, сделать его наследником великих традиций. Конечно, он по сути – русский художник, но отыскать в зверевской манере какие-то исторические корни нереально. Сам он не мелочился - называл своим учителем Леонардо да Винчи, а еще спорил, что может по маленькому кусочку определить любую картину в Третьяковке.
Некоторое время он учился в знаменитом Московском областном художественном училище памяти 1905 года. О причинах исключения говорят разное: то ли неопрятный внешний вид, то ли активные дискуссии с преподавателями – он сомневался в их способностях чему-нибудь научить. И Зверев Анатолий Тимофеевич стал маляром.
Сюжеты для биографии
Александр Румнев, актер, танцор, балетмейстер - так зовут человека, благодаря которому стал впервые известен художник Анатолий Зверев. Картины, которые он увидел еще в конце 40-х годов, поразили его невиданной свободой. Они познакомились, когда молодой маляр в парке Сокольники с помощью похожей на метлу кисти и двух ведер с белилами и киноварью небрежными движениями расписывал забор невиданными птицами.
Во время фестиваля молодежи в 1957 году в Москве, в парке Горького, устроили арт-студию. Для многих московских молодых художников это было первым шокирующим знакомством с экспрессивной абстрактной живописью. Американцы снисходительно говорили сторонникам соцреализма о свободе работы с красками и чистом искусстве. И тут появился русский художник неухоженного и странного вида. Выплеснув на полотнище из двух синюю и зеленую краску, он взял в руки швабру и через десять секунд яростных движений появился изысканный женский портрет. Зверев хлопнул пораженного иностранца по спине, испачкав краской, и сказал: «Брось ты эту абстракцию, давай я научу тебя рисовать?!»
«Я профессионал, а не ремесленник!»
30 тысяч работ создал Зверев-художник. Картины, рисунки, коллажи – наследие его огромно. Много среди них посредственных – сам автор часто говорил, что после 60-х годов он не рисовал, а развлекал окружающих. Но и среди творений позднего периода, среди «сладеньких личиков» много поразительных шедевров.
Удивительная точность рисунка, легкость и выразительность линий свойственна графическим работам мастера. В уверенности штриха виден результат ежедневного труда – не зря современники говорят о постоянном блокноте и карандаше в руках Зверева. Но фантастический масштаб природного дарования очевиден. Гений водил рукой художника и в сериях о Московском зоопарке, и когда он рисовал ню: «Сидящая обнаженная» (1950-е) – шедевр мирового уровня. Удивительны его иллюстрации к Гоголю, Сервантесу, Апулею.
Полное отсутствие шаблонов в подходе к живописи сослужило мастеру плохую службу. Слишком много среди коллекционеров ходит подделок. Знаменитые АЗ не всегда означают, что картину написал художник Анатолий Зверев. Картины мастера слишком ценятся на аукционах, чтобы не было попыток имитации его виртуозной манеры. Гарантия подлинности зверевских полотен – запредельная энергетика каждого мазка, которую трудно подделать.
Вся жизнь как перфоманс
Трудно найти единое искусствоведческое определение такому явлению, как Зверев. Художник, картины которого имеют несомненное стилевое единство, не может быть отнесен к какому-то общепринятому течению. Знаменитый коллекционер Георгий Костаки называл Зверева первым русским экспрессионистом. С ним спорили, что главное для художника – точность жизненных впечатлений, а страсть – лишь один из способов донести их до зрителя.
Появились те, кто называют Зверева мастером перфоманса. Впечатлял сам процесс создания мастером своих творений. Любитель импровизаций, он не прочь был развлекать окружающих. Даже когда у него были и кисти, и краски, он работал тем, что находилось под рукой. Эффектные работы выполнялись кусочком свеклы, он наносил мазки бритвенным помазком, ножом или просто пальцами. Он лил краску на полотно, размазывал её тряпками, обувью. Приходилось ограждать место работы, чтобы брызги не пачкали окружающих. Рождение шедевра завораживало не менее, чем сама картина.
Награда или наказание
Невиданной свободой была проникнута вся жизнь, которую вел Зверев-художник. Картины его стали пользоваться популярностью и могли приносить хороший доход. Любому другому, но не Звереву. Внешне он полностью соответствовал мифу о голодном и нищем юродивом, отмеченном Богом. Но стал этот дар наградой или наказанием – неизвестно.
И всё-таки среди шелухи образа гонимого пьяницы можно разглядеть личность, полностью соответствующую размеру таланта. О многом говорят дошедшие до нас стихи Зверева, его дневники. Это свидетельства высокой культуры, острого ума, истинной артистичности этого человека.
Шизофрения, отягощенная алкоголизмом
В воспоминаниях тех, кто близко знал Зверева, нет однозначно благородного образа - жертвы обстоятельств или узника режима. Там есть душевный, ранимый человек, готовый помочь любому встречному. Помнят и вздорного, тяжелого, со следами длительного воздействия алкоголя и поражения психики субъекта. Одиночество и неприкаянность были и его сознательным выбором, и вынужденным состоянием.Он плохо вписывался и в какое-нибудь творческое объединение, и в государственную систему в целом. Зависть к его таланту со стороны коллег и полное неприятие образа жизни со стороны властей приводили к открытым конфликтам. Творческий союз не знал такого художника, как Анатолий Зверев. Выставка его работ в 1965 году в Париже стала началом его популярности за рубежом и дала сигнал преследованию на Родине. До самой смерти (1986) он периодически становился пациентом психиатрических клиник, а на официальные вернисажи его не допускали из-за отсутствия образования.
Признание
Его называли русским Ван-Гогом, в его судьбе находили сходство с жизнью Модильяни и Пиросмани. Но величина и своеобразие таланта сделали имя Зверева в истории культуры не менее значимым.
Он пронес крест своего дара в России, в Москве. Здесь будет находиться интереснейший музей художника и всё больше людей смогут открыть для себя этот удивительный новый мир - мир Анатолия Зверева.
fb.ru
Картины Анатолия Тимофеевича Зверева, биография художника, фото
Жизнь и творческий путь первого русского экспрессиониста (по словам известного коллекционера Г. Костаки) представляет собой яркую иллюстрацию легенды о гении-бродяге, способном создавать шедевры мановением руки и при этом прозябающем в нищете. Картины Зверева — это стихийная игра красок и линий, сохраняющих при этом узнаваемые очертания форм.Картины художника Анатолия Тимофеевича ЗвереваРодившийся в 1931 году в рабочей семье, Анатолий Зверев нашел свое призвание в искусстве. Первые уроки рисования он получил в школе, где преподавал художник-график Н. В. Синицын. В 23 года Зверев стал студентом Московского художественного училища, однако крутой нрав и острое чувство свободы вскоре привели к его отчислению.Художник продолжил совершенствовать свое мастерство самостоятельно, и это принесло свои плоды. Его картины, принимавшие участие в конкурсе Международного молодежного фестиваля, были замечены самим Сикейросом, который наградил Анатолия Зверева золотой медалью. Вслед за пришедшей славой наступила и известность в московских богемных кругах: в период с 1959 по 1962 годы художник принимает активное участие в квартирных выставках.
О необычных картинах художника Анатолия Зверева говорят все: он выливает свою экспрессию на бумагу и холст, создавая необычные портреты, пейзажи и зарисовки. В 1965 году живописец получает приглашение на выставку в Париже, после чего его ждет целая череда поездок: Женева, Нью-Йорк. На него обратил внимание великий Пикассо, давший Звереву титул лучшего русского рисовальщика.
Большинство картин Анатолия Зверева написаны акварелью. Художник предпочитал работать в сырой технике, используя мокрую бумагу. Его работы — это хаотичная, на первый взгляд, игра света и тени, чехарда оттенков и форм, которые, тем не менее, складываются в конкретный образ со своим характером. Портреты, пейзажи, натюрморты, этюды — все они создавались с разным настроением, но с единственным желанием: выплеснуть на зрителя гамму эмоций, переполнявшую художника.
Среди картин Зверева есть немало работ, выполненных тушью, гуашью, маслом. Живописец создавал коллажи и экспериментировал, творя в смешанном стиле. Он также любил рисовать иллюстрации к различным книгам — среди его работ есть рисунки к Дон Кихоту, портрет Шекспира, наброски к апулеевскому «Золотому ослу».В предисловии к одному из альбомов, включающих в себя наиболее красочные картины Анатолия Зверева, искусствовед С. Кусков охарактеризовал мастера такими эпитетами, как неистовый, неукротимый, стремительный. Они в полной мере отображают не только характер художника, но и энергетику, которой пронизаны все его работы.
Анатолий Зверев не вписывался ни в одну группу художников, предпочитая путь одиночки. Бросая вызов идее «здравого смысла», исповедуемой обычными обывателями, он олицетворял собой дух свободных тенденций в искусстве. Власть боролась с проявлением этого духа по-своему, закрывая творца в психлечебнице. Последние годы жизни художник провел в скитаниях по друзьям и знакомым, рисуя на клочках обоев за ночлег и кусок хлеба.
О картинах Анатолия Зверева с большой теплотой отзывался Роберт Фальк, утверждая, что мастера такого масштаба появляются на свет не чаще, чем раз в сотню лет. Работы художника осели в частных и государственных коллекциях, их ценят отечественные и зарубежные коллекционеры. По оценкам искусствоведов на сегодняшний день насчитывается более 30 тысяч картин художника Анатолия Зверева, выполненных в разнообразных стилях.
artchive.ru
Анатолий Зверев. Человек, который рисовал, как дышал – Ярмарка Мастеров
«Садись , детуля, я тебя увековечу!»
А.Зверев
Как хорошо, что у меня есть подруга-художник, которая не дает мне утонуть в серости зимних пейзажей и рабочих будней, и время от времени выдергивает меня в океанские просторы живописи. Вот недавно она меня вытащила на выставку в Новом Манеже, куда я еще и не особо хотела идти, так для меня-необразованной имя Анатолия Зверева ничего не значило. Но когда я вошла в залы выставки…
Хотя, давайте по порядку. Анатолий Зверев (1931-1986) – художник-авангардист. Жил, творил в эпоху Советского Союза, но широкой публике, т.е. той, которая изо всех сил строила коммунистическое будущее , был практически не известен. И это несмотря на то, что Пабло Пикассо сказал про него – «Анатолий Зверев, лучший русский рисовальщик», а Давид Альфаро Сикейрос в 1957 году присудил ему золотую медаль конкурсной выставки Международного фестиваля молодёжи и студентов. Почему так? Почему его известность не вышла за рамки круга художников , коллекционеров живописи и элитарной публики?
Я считаю, это потому, что Анатолий Зверев был АБСОЛЮТНО свободным художником , он не терпел никакого давления и не хотел никому подчиняться со всеми вытекающими последствиями . Например, о том, что ему присудили золотую медаль на конкурсной выставке не знал никто, кроме участников и жюри. Ведь его даже не допустили к участию в конкурсе – нет диплома! Но во время конкурса он, работая маляром в ЦДХ, зашел в конкурсный зал, разлил на пол два ведра краски разных цветов. И шваброй в несколько движений размазал эту краску по полу. Получился изумительный женский портрет. Сикейрос остановил конкурс и объявил победителя. Но после этого, не только в газетах не опубликовали его имя как лауреата премии, его даже с работы маляра уволили. Дальше – неустроенная жизнь свободного художника-бродяги, прятавшегося от милиции, жившего без паспорта, без денег и славы на родине. Но при этом, его картины выставлялись во Франции, Швейцарии, США, ФРГ, Австрии, Англии, Дании и других странах. Его картины демонстрировались в Париже и Женеве, были приобретены «Метрополитен – музеем» в Нью-Йорке. Актрисы и жены иностранных послов приходили к нему на поклон и просили нарисовать за бутылку их портреты.
А рисовал он , как дышал. Ему не важно было – есть у него краски и кисти, или нет. Он просто не мог не рисовать. Из воспоминаний современников : «…Глядя на его работы, трудно представить, что он создавал их за считанные минуты, пуская в ход не только традиционные кисти-краски, но и все, что под руку попадется, – свеклу, веник, сапожную или зубную щетку, творог, воду из-под акварельных красок…В дело шли бумага, картон, холст, тряпки, деревяшки. Он мог рисовать и красками, и зубной пастой, и окурками. Для него как бы не было преград….». Его друг вспоминал, как Анатолий попросил у него масляные краски, но тот только пожал плечами – кончились, и тогда Анатолий взял подсолнечное масло и пастельные мелки, разлил масло и стал рисовать мелками по маслу. А как он рисовал! Его умение рисовать было потрясающим. Роберт Фальк писал о нем: «Каждый его мазок – наслаждение. Живописцы такого калибра рождаются только раз в столетие…». Или вот воспоминаниия дочери Георгия Костаки Алики: «Он начинал разбрызгивать, ничего не понятно, и через какие-то две минуты появлялись глаза, появлялась мама, например».
Походив по выставке в Новом Манеже у меня сложилось впечатление, что тут выставка не одного художника, а нескольких. Один - авангардист, чья живопись напоминает оптические обманки, где нужно постараться, чтобы увидеть изображение. Подходишь к картине вплотную, смотришь - не понятно, пятна, мазки. Но стоит отойти на несколько шагов и скользнуть по картине взглядом и вот!
А это портрет Роберта Фалька... С чувством юмора. :)
В общем, для меня такая живопись - чудо. Но ведь всегда найдутся "критики", которые скажут "Подумаешь, наляпано". А тут поворачиваешь голову и видишь совершенно другие вещи другого художника. И эта графика поражает своей... художественностью.
Опять поворачиваешь голову и видишь уже другую графику. Не похожую на другие его работы.
Вроде ко всему привыкла , все видела, но тут… апофеоз графики и серия потрясающих женских образов. Я долго среди них медитировала. Такое движение линии за гранью моего понимания.
А вот это уже больше похоже на суми-е, в котором меня всегда поражала способность художника несколькими линиями и пятнышками передать образ. И не только образ, а еще и настроение.
Понятно, что в публикации невозможно передать весь объем гения художника, но я хотела показать насколько Анатолий Зверев свободный и разный. Если я смогла кого-то заинтересовать и заставить начать искать информацию об этом необычном человеке, то это здорово!
Пока!
www.livemaster.ru
биография, творчество, картины и рассказы знакомых.
Анатолий Зверев. АЗ. Художник-нонконформист, представитель второй волны русского авангарда, гениальный живописец советского андеграунда... Это сухие строки информации справочника. На самом деле Зверев не просто художник – явление в русском искусстве второй половины ХХ столетия. Не просто художник. Воплощение самого духа живописи. Вспышка…
«Лучший русский рисовальщик», по мнению Пабло Пикассо, особняком стоял даже среди представителей неофициального искусства. Гению тесно в любом коллективе. Зверь, как звали его близкие, однако, любил общение, потому что боялся одиночества. Но раскрывал свою душу редко и далеко не каждому. Вечно хмельной чудак, о котором ходит много легенд и еще больше анекдотов. Философ и поэт, он словно маг разбрызгивал краску на бумаге, и на глазах хаотичные капли обращались в живописный сюжет. Порой, находясь в гостях и не имея под рукой палитры, он мог написать портрет хозяйки дома за пару минут – при помощи кетчупа и горчицы. Он не получил академического образования, но много времени уделял самообразованию, а главным своим учителем выбрал другого гения – Леонардо да Винчи, в чьих трудах нашел много для себя близкого.
Художник за работой
Портрет О.М. Асеевой
Женский портрет
Автопортрет в кепке. 1950-е.
Кошка
Слон
Собака
Николина гора. Сосны. 1968 г.
Дом среди деревьев. 1961 г.
«В его портретах маски нет – в них он воплощает себя. А в жизни была маска – он был человек-карнавал. Он любил «замесить» карнавал. Гений с магическим кристаллом внутри. Магический кристалл, как известно, – это многоугольник, где ни один угол не равен другому. И зверевские рисунки рождаются с магическим кристаллом, который каждый раз поворачивается новой гранью. Вместе с автопортретами Зверева вы сами каждый раз оказываетесь в другом, новом пространстве».
Его опекал коллекционер Георгий Костаки, обожали друзья, завидовали коллеги-художники. Он стал открытием для иностранцев, которые охотно приобретали его работы, но Звереву был чужд меркантилизм, он не обожествлял дензнаки и все гонорары тут же тратил или раздавал долги. Да и к славе он, ниспровергатель общепринятых норм и канонов, был равнодушен. «Истинное искусство должно быть свободным, хотя это и очень трудно, потому что жизнь скованна». Зверев как мог боролся с этой скованностью. Писал картины, стихи, играл в шашки, рассуждал об искусстве, пил, кутил, ввязывался в драки...
«Познакомил меня со Зверевым в 1976 году художник Лев Рыжов. Как-то позвонил по телефону и сказал, что через час-другой зайдет со своим другом. И вот открываю дверь. Они. Незнакомец представляется: «Христофор Колумб». В руке у Христофора раздутая какими-то нескончаемыми свертками авоська. Через прорванную бумагу одного из них проглядывает большая рыбья голова. Облачен он сразу в две рубашки, и обе – швом наружу. Уже сталкиваясь в среде художников с этой странной модой, спрашиваю: «Скажите, а вы случайно не ученик Василия Яковлевича Ситникова?» В ответ слышу: «У художников, детка, очень нежная кожа, и швы ее сильно трут, вот потому так и ношу».
Брутальный и неряшливый, он бывал трогательно возвышенным со своей музой, вдовой поэта Асеева – Оксаной Михайловной Асеевой, и груб и фамильярен с посторонними, невзирая на чины. За талант ему прощали все: «Зверев не понимает метафизического смысла «космос», не решает «проблемы пространства», не углубляется в понимание «модели вселенной Эйнштейна». Зверь творит на плоскости внутренний космос души, его беспредельность. Движения Зверя молниеносны, одна гуашь или акварель выполняется за несколько секунд, масляный холст – за минуты. Фейерверк красок, безумие образов в период спонтанной экспрессии...» – так описывает его художник Михаил Кулаков.
«В период моих первых встреч со Зверевым у него начался роман с вдовой поэта Николая Асеева – Оксаной Михайловной... Он всегда трогательно покупал ей цветы и буквально засыпал письмами. Как-то он остался у меня ночевать... Утром, пока я еще спал, он стал строчить какое-то жуткое количество писем, в каждом из которых было всего по несколько слов. Он тут же запечатывал их в конверты и просил меня: «Старичок, ты помоги мне все это в ящик попрятать…» И письма все эти были адресованы Асеевой. Мы разносили их по Садовой, Малой Бронной, а на следующий день – все то же самое. Я говорил: «Старик, давай напишем одно длинное письмо. Ведь это ужас какой-то – разносить все это». В ответ я слышал: «Ты в этом деле ничего не понимаешь».
Космос его души и сегодня втягивает зрителя в свои глубины. Оттого, наверное, и не протолкнуться на выставках картин Зверева. «Человечество вечно суетится, пока у него есть время... Но иногда кому-то из нас удается остановить наше неугомонное и ненасытное в делах суеты внимание. И тогда мы оказываемся во власти живописи. Она прекрасна, как сказочная принцесса... через сновидения, в коих часто неимущий получает во сто крат больше имущего... А после все это воспринимается лично самим, но уже ничтожно по сравнению с подобными сновидениями, словно во мраке роковой неизбежности и безумия», – говорил художник. Суровый на вид Зверь философски понимал живопись.
Живопись есть совокупность света и тени, взаимодействующих с цветом, есть сложение цветовой гаммы. Из этого прозаического и получается то, что признают за чудо Божье. Родилась же матушка-живопись из окружающих человека красок природы, особенно из радуги…Мы уходим в вечность, в пучину волн, вод и пены. Так пропадает корабль нашей жизни и всегда в неизвестном для нас направлении, если, конечно же, исключить то направление живописи, которое придумано нами для того, чтобы как-то сгладить свою беспомощность…Человечество вечно суетится, пока у него есть время… Но иногда кому-то из нас удаётся остановить наше неугомонное и ненасытное в делах суеты внимание. И тогда мы оказываемся во власти живописи. Она прекрасна, как сказочная принцесса…
А еще он постоянно шутил. Ирония была главным его оружием, так он защищался от враждебного внешнего мира. Когда его спрашивали, хотел бы он, чтобы его работы оказались в Третьяковской галерее, он острил: «Да, если отбирал бы сам Третьяков».
www.culture.ru
Анатолий Зверев - Вспомнить, подумать...
«Человечество вечно суетится. Но когда кому-то из нас удается остановить наше неугомонное и ненасытное в делах суеты внимание, мы оказываемся во власти живописи.»Анатолий Зверев
Художник Анатолий Зверев (1931 – 1986 ). "Первый русский экспрессионист"
Анатолий Тимофеевич Зверев родился 3 ноября 1931 в Москве. Отец--инвалид Гражданской войны, мать--рабочая. В 23 года он поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, но получить в нем полное образование ему не удалось--- был исключен за богемно-анархическое поведение. Дальнейшее образование он получил и сформировал свой эстетический вкус, самостоятельно изучая полотна западного европейского искусства в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Во время Московского международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 знаменитый мексиканец Давид Сикейрос на художественной выставке вручил молодому художнику Золотую медаль. В 1965 в Париже состоялась выставка картин Зверева в галерее Мот, организованная дирижером Игорем Маркевичем. Восхищенный Пабло Пикассо, увидев работы Анатолия Зверева на выставке, назвал его "лучшим русским рисовальщиком".
Автопортрет 1957
Дома. 1950-е
Пейзаж. 1957
Но жизнь Анатолия Зверева была судьбой «неустроенного» гения --- такими были Ван Гог, Модильяни, Пиросмани...Бесбытие, непристроенность, пристрастие к алкоголю...
Сосны. Николина гора. 1968
Многие свои картины он создавал буквально за минуты. Он импровизировал вне зависимости от того, чем работал,акварелью, маслом или карандашом. Как отмечают современники, сама импровизация превращалась в акт искусствасвоеобразный хэппенинг, который завершался стремительной подписью-росчерком. На протяжении очень долгого времени Анатолий Зверев отдавал свои рисунки бесплатно любому, кому они понравились.
"Настоящий художник, даже если у него нет и одной краски, должен уметь рисовать при помощи кусочка земли или глины",- говорил обычно Зверев.
Женщина с ведром. 1950-е
Розовая обнаженная. 1965
Дон Кихот
Храм
Молодая женщина. 1978
Сидящая девушка
Лангуста и пиво
В 2009 на телеканале Культура был показан фильм об Анатолии Звереве – «Садись, дедуля, я тебя увековечу»
Художник-одиночка, лидер нонконформизма, мастер стихийной, стремительной импровизации. Анатолий Зверев за одну ночьмог создать до ста графических листов. Предполагают, что творческое наследие Зверева составляет 30 тысяч произведений.
Источник: 160 работ Анатолия Зверева
ngasanova.livejournal.com