Чужак, постигший нашу душу. Еврейская картина


Чужак, постигший нашу душу | Еврейский Мир

Евреи часто гостили в богатом доме Рембрандта: с ними он обсуждал ветхозаветные тексты и учил иврит, их же рисовал на своих библейских картинах. С ними он остался и после банкротства, поселившись в местном гетто, в котором видел теперь и отражение своей судьбы. С его портретов амстердамские евреи смотрят полными трагизма глазами. Их натруженные морщинистые руки бессильно лежат на коленях.В те времена моего детства, когда слово «еврей» звучало крамолой, а посещение синагоги было вызовом и эпатажем, помню особое чувство, которое охватывало нас у картин Рембрандта, висящих в Эрмитаже. Душа замирала — там можно было увидеть «Возвращение блудного сына», «Портрет старого еврея» и другие картины, с которых смотрели на нас мудрые и печальные глаза, так похожие на глаза наших бабушек и дедушек.

Возвращение блудного сына

Возвращение блудного сына

Об этом писал и художник Леонид Пастернак (отец знаменитого поэта), единственный из российских академиков, оставшийся в «иудейском вероисповедании». Как правило, художники вынуждены были отказываться от религии отцов, если хотели попасть в академию.«…Подолгу простаивая перед многими его полотнами, — писал Леонид Пастернак, — я смутно всегда ощущал еще какой-то плюс, некоторое “что-то”, что меня к нему влекло и по-иному. Это мое сначала неясное ощущение “чего-то” постепенно, с годами, вырастало в более отчетливое и определенное убеждение в существовании какой-то особой внутренней связи или близости между такими, я бы сказал, не вяжущимися по виду элементами, как еврейство и Рембрандт».Дом-музей Рембрандта в центре богатого еврейского квартала Амстердама покрыт защитным куполом. Дом восстанавливали по картинам и рисункам. Он видел небывалый взлет, пик славы художника и его постепенное, неуклонное разорение. Поднимаешься по крутым винтовым лестницам, по деревянным ступеням и слышишь раздающуюся из разных комнат ивритскую речь. Да, тихо вести себя израильтяне не могут. Подозреваю, что каждый еврей, приехавший в Амстердам, обязательно придет в этот дом, в гости к художнику, которого в Израиле считают «своим».Дом, в котором художник прожил самые лучшие, во всяком случае, успешные годы, помнит слова на гортанном древнем языке. Помнит посетителей и натурщиков, которые не могли есть из общей посуды привычную для голландцев пищу. И это не вызывало раздражения — в те годы амстердамские евреи пользовались почетом и уважением, были неотъемлемой частью делового центра Европы.Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в многодетной семье мельника в голландском городе Лейден. Примерно в 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам. В это время там жило уже более 400 еврейских семей. Это были преимущественно испанские и португальские сефарды, купцы, знатоки Торы, врачи… Жили там, хотя и в меньшей степени, ашкеназы, не столь обремененные ученостью, но имевшие «дело в руках». Они бежали из разных стран в более «толерантную» Голландию. Хотя и там существовали некоторые ограничения в профессиях, но в целом евреям жилось относительно спокойно. Амстердам того времени часто называли Новым Иерусалимом.Формально Рембрандт принадлежал к голландской реформированной церкви, но всегда тяготел к меннонитам, отличавшимся особой приверженностью к Ветхому Завету. Возможно, он был связан и с социнианами, чьи воззрения были ближе к иудаизму, чем к христианству. Во всяком случае, Ветхий Завет он знал досконально.Быт амстердамских евреев носил на себе печать восточной красочности и экзотики, нищеты и роскоши, трагизма и веселья. И художника, конечно, увлекла как философия, так и внешняя сторона жизни евреев — быт, семейный уклад. Критики сегодня спорят: так ли велик «еврейский» вклад в творчество художника, но есть вещи бесспорные. Он сдружился с амстердамскими евреями, и они на долгие годы стали его собеседниками и моделями. Из бесед с раввинами он черпал глубокое понимание библейских сюжетов своих картин. В 1636 году Рембрандт создаёт офорт — портрет своего друга, выдающегося мыслителя Менаше бен Исраэля, чья семья бежала от испанской инквизиции. Раввин, исследователь и издатель, в Амстердаме он открыто исповедовал иудаизм. Его учеником стал философ Барух Спиноза.Рембрандта интересовал образ жизни евреев — лица, одежда, обычаи. В его библиотеке было не так уж много книг, но рядом с Библией стояли «Иудейские древности» Иосифа Флавия. В лицах евреев Амстердама Рембрандт находил образы библейских персонажей своих картин. Вот знаменитое «Благословение Якова» — картина, которая произвела огромное впечатление на Леонида Пастернака.

Яаков благословляет детей Иосифа

Яаков благословляет детей Иосифа

«Сбоку, с правой стороны полотна, Аснат — жена Иосифа и мать внуков Яакова. Но Б-же мой!.. Какая Аснат?! Разве она египтянка?.. Это же иудейка! И какая мать!.. И я вспоминаю свою… Святые иудейские матери! Сколько горя и скорби, сколько слез выплакали глаза ваши. Сколько тревожных и бессонных ночей провели вы над колыбелью детей ваших… Радость в очертаниях ее благородных губ, меж тем как большие и выразительные, печальные еврейские глаза не могут скрыть тревоги и страха».Аснат, по мнению художника, здесь не только воплощение еврейской материнской любви. Она — воплощение чистоты патриархально-семейных нравов, святости семейного очага в еврействе. Совсем не рубенсовская фигура, совсем не холеные руки. Красота иная, высшая, душевная. Судя по всему, Рембрандт был знаком с ивритом. Надписи на иврите встречаются на его картинах «Моисей, разбивающий скрижали», «Пир Валтасара» и других. Некоторые ученые считают, что Рембрандт учил иврит в Лейденском университете по книгам. А в Амстердаме он общался с высокообразованными евреями: Менаше бен Исраэль еще в юности написал грамматический трактат на иврите «Сафабрура» («Ясный язык»), а после в своей типографии издавал книги на иврите.

Моисей, разбивающий скрижали

Моисей, разбивающий скрижали

wga19123

Пир Валтасара

«Библия Рембрандта» — это свыше 800 картин, гравюр и рисунков. Подобного нет в европейской живописи. И библейские сюжеты он рисовал «с натуры» — натурой служили люди, окружающие его в еврейском Амстердаме. «Итак, настоящими героями Библии были для него не выдуманные и приукрашенные, а евреи, живущие вокруг. В них сокрыты все человеческие страсти (и пороки тоже), но в какие-то моменты через них проявляется и Высшая сила. Так он пришел к решению запечатлеть еврейских собратьев со всей тщательностью, не упуская главного, сокровенного. Пусть в людской памяти останется образ и этого поколения древнего, библейского еврейства. Разве не оно призвано делиться с другими опытом достойной жизни, стойкости в испытаниях, терпения в страданиях и мужества?» — так писал об образах Рембрандта искусствовед Борис Клейн.Тяжелые времена, смерть детей в младенчестве, смерть любимой жены Саскии, прожившей с ним восемь лет, — все это рождает мрачные нидерландские пейзажи. И хотя появление молодой любовницы, родившей ему дочь, скрасило жизнь Рембрандта, дела его шли неважно. Годы богатства, славы, процветания прошли, и его успех у публики начал меркнуть. Сменились ли вкусы публики, изменилось ли отношение к самому художнику, характер которого был достаточно сложен, был ли он плохим «бизнесменом», несмотря на дружбу с евреями — кто знает. Но только в 50 лет Рембрандт оказался банкротом.

Рембрандт. Автопортрет

Рембрандт. Автопортрет

Продав дом и имущество, разоренный, почти нищий живописец искал жилище, соответствующее его новому положению. И поселился на улице Розенграхт, в «еврейском гетто». И вновь его моделями стали соседи — евреи. Он написал 15 таких портретов (а всего в наследии художника 30 «еврейских» портретов — пятая часть его портретной галереи), занимающих наиболее почетные места в крупнейших художественных собраниях мира. Лишенный былых заказов, будучи абсолютно свободным в выборе сюжетов, он обратился к образам, способным более полно выразить его чувства, настроения, переживания. Евреи, их униженное положение в обществе — все это становится ему особенно понятным и близким.Именно в последние годы жизни художник создает свои наиболее значительные шедевры — портреты пожилых евреев, портреты-биографии. Все они отличаются огромной психологической насыщенностью. С портретов евреев, которые он писал в то время, на нас смотрят полные трагизма глаза. И натруженные морщинистые руки бессильно лежат на коленях. Возможно, в их судьбах он видел и отражение своей судьбы. Две таких картины хранятся в Эрмитаже: «Портрет старика-еврея» и «Портрет старого еврея в красном». Одна из поздних его картин — «Еврейская невеста». Возможно, эта картина — воспоминание о счастливых годах, проведенных с любимыми им женщинами.

Портрет старика-еврея

Портрет старика-еврея

Еврейская невеста

Еврейская невеста

Рембрандт тяжело пережил и смерть 26-летнего Титуса — сына Саскии, умершего от чумы вскоре после женитьбы. Сам художник умер в одиночестве, лишь два друга не покидали его ни в богатстве, ни в бедности. Одним из них был аптекарь Абрахам Франсен — он запечатлен в одном из офортов. Рембрандт умер в возрасте 63 лет и был похоронен в безымянной могиле. Но у времени свой «табель о рангах». И Рембрандт уже вне моды и настроений эпохи. Конечно, особое почтение к нему испытывает еврейский народ, болезненно остро реагирующий и на хулителей, и на защитников.Поэт Хаим-Нахман Бялик назвал Рембрандта великим нееврейским художником, который смог постичь еврейскую душу так, как никто из еврейских. А поэт Яаков Кахан написал: «Рембрандт, ты уверен, что в твоих жилах нет еврейской крови? Как же ты сумел передать возвышенную еврейскую душу на своих полотнах? Ты загадка для меня, Рембрандт, — ты чужой, но так близок мне». Рав Кук, посетивший в 1912 году Национальную галерею в Лондоне, тоже остановился у его полотен и увидел в них «всепроникающий свет, который, как говорили мудрецы Талмуда, создал Всевышний в дни творения, а затем сокрыл, так что увидеть его могли только избранные, и Рембрандт — один из них». Он называл художника цадиком, праведником.В начале 70-х годов петербургский режиссер Виктор Кернарский снимал фильм «Рембрандт. Офорты». Пользуясь знакомством, он обратился к Иосифу Бродскому с просьбой написать текст в стихах к фильму. Через две недели получил четыре страницы стихов и сообщение: «Это проба. Когда фильм будет отснят, я напишу больше». Фильм был снят, а стихи отвергнуты сценарным отделом студии: Бродский в те времена уже был слишком известен в узких кругах. Но стихи остались. Там были строки:И чередою перед ним пошли аптекари, солдаты, крысоловы, ростовщики, писатели, купцы — Голландия смотрела на него, как в зеркало. И зеркало сумело правдиво — и на многие века — запечатлеть Голландию и то, что одна и та же вещь объединяет все эти — старые и молодые — лица; и имя этой общей вещи — свет…

Алла БОРИСОВАhttp://www.jewish.ru

evreimir.com

Евреи в мировой живописи: bykovvg_1952

1

"Это городские люди, которые веками жили в городах, из поколения в поколение, не то, что наши, пока обнюхаются…» (В.М.Молотов. Из беседы с писателем Феликсом Чуевым,1975 г.).

Это целый пласт мировой живописи, десятки, если не сотни картин разных авторов. Ниже - подборка наиболее ярких работ.

Начать, пожалуй, стоит с вот этой картины польского художника Войцеха Герсона:

Войцех Герсон. «Казимир Великий и евреи». 1874 г.На картине изображен исторический момент: 14 век, король Казимир Великий приглашает в Польшу евреев из Зап. Европы, где те подвергались гонениям.

96ced0fb53b35b714d9dc31ab14568ec0a9c1584

Евреи-беженцы рассказывают Казимиру об ужасах жизни в Западной Европе. Присутствующие внимательно слушают.

3

Казимир о чем-то советуется с духовенством. Скрепы не пострадают?

4

Ну тогда Окей. Вот так поляки спасли еврейский народ (суть картины).

Казимир Великий не только приютил евреев в 14 в., но и дал им большие льготы: права самоуправления, проживания в городах, ведения бизнеса по всей стране. Эти привилегии в более-менее неизменном виде сохранялись сотни лет. Вскоре в Польше возникнет крупнейшая в мире еврейская община, которая в 18 в. по наследству перейдет к России, а потом к СССР.

Казимир Великий - польский Петр I. Хотел развивать в Польше города (чтоб как в Европе), для чего и приглашал евреев. Но была и вторая причина - Эстерка (Эстер Малах). Это еврейка-любовница Казимира. Эстерка это такой полулегендарный персонаж польской истории по типу Роксоланы (Хюррем Султан) - украинки, которая в 16 в. вертела Османской империей через мужа-султана.

Владислав Лужкевич. «Казимир Великий у Эстерки». 1870 г.

5

По одной из легенд отец Эстерки (он был портным) был против её связи с королем-католиком.

Войцех Герсон. «Эстер Малах». 1872-73 гг.На картине отец пытается образумить дочку, ссылаясь на иудейские религиозные книги. «Ой, папа, ну шо вы гоните!», - как бы отвечает она.

6

Привилегии Казимира для еврейских общин были разительным контрастом на фоне Зап. Европы того времени. Допустим, в городе Страсбурге (где теперь заседает Европейский суд по правам человека, Совет Европы и т.д.), в 1349 г., как раз во времена Казимира, произошло событие под название юденбранд ("костер из евреев"). Последних обвинили в эпидемии чумы, согнали на окраину города и сожгли живьем в большом деревянном сарае (около 2000 человек). Это было 14 февраля 1349 г., в день Св. Валентина. После чего городской совет решил запретить евреям селиться в городе в течение ближайших 100 лет.

Я к тому, что понятие "европейские ценности" в те времена имело несколько иной смысл, как и формы празднования "Дня всех влюбленных".

Эжен Беир. "Резня евреев в Страсбурге в 1349 г.". 1894 г.На картине французского художника 19 в. изображен приступ толерантности в средневековой Европе. День Святого Валентина в разгаре.

7

Женщин и детей сжигают живьем:

8

Резня проходит в присутствии католического духовенства.

9

Появление последнего на "юденбранде" не случайно. За день до того епископ Страсбурга лично присутствовал в горсовете на совещании по еврейскому вопросу (резня не была спонтанной, её организовали местные власти). Совещание было посвящено вопросу, каким способом будем убивать евреев. В итоге было выбрано сожжение живьем. Епископ Страсбургский поддержал идею (святой отец задолжал много денег местным ростовщикам).

На фоне этого не удивительно, что западно-европейские (прежде всего немецкие) евреи стали активно переселяться в Польшу, где заняли прочные позиции во многих отраслях.

Антони Козакевич. "На рынке в галицком местечке". 2-я пол.19 в.Скорее всего, это скупка зерна "с колес" у производителей. У возов с товаром - польский крестьянин (в синей жилетке) и шляхтич (в рогатывке с пером). Они ведут переговоры с евреем, который что-то сверяет в записной книжечке.

11

Сергей Грибков. "В лавке". 1882 г.Еврейская лавка, которая торгует всем подряд. Девушке-покупательнице предлагают украшения. Справа от еврея - мешок с зерном (которое ранее купили в деревне с "колес"). На заднем плане видна бочка с половником и пустая стеклотара. То же зерно, но которое уже перегнали в водку.

11.1.jpg

Франц Рубо. "Сельские торговцы. Улица в Ярмолинцах в Подолии". 1897 г.Франц Алексеевич Рубо - знаменитый баталист 19 в. (Бородинская панорама на Кутузовском пр-те - это его). На этой его картине - местечко Ярмолинцы на юго-западе Украины. Опять евреи-торговцы, возы с товаром. Бросается в глаза нищета и непролазная грязь. Это важная деталь. Свой бизнес (гешефт) был у многих евреев. Но он был мелкий. По-настоящему разбогатеть удавалось очень немногим.

11.2.jpg

Изидор Кауфманн. "Секрет бизнеса". Кон.19- нач. 20 вв.Изидор Кауфманн - еврейский художник из Австро-Венгрии. Много путешествовал по Польше, Галиции, рисуя местных евреев. На картине - ирония. Два еврея обсуждают бизнес. Бедная обстановка, заплеванный пол. Судя по всему - старьевщики. Продают старые башмаки, шляпы и т.д Тот, который справа (с двумя зонтами) делится опытом, как удалось провернуть удачный гешефт. Третий ( в окне) подслушивает.

12

Два главных персонажа - великолепны.

13

Обладатель секрета удачного гешефта даже напоминает кого-то внешне.

14

Но кого - не могу вспомнить.

15

Я бы назвал эту картину: "Рождение системы "Платон". Можете предлагать свои варианты.

Изидор Кауфман. "Прибыль". Кон.19- нач. 20 вв.Еще одна прекрасная картина того же автора. Еврей-старьевщик любовно пересчитывает несколько монет - навар от своего гешефта.

16

Огюст Шарпентье. "Еврей-ростовщик". 1842 г.Этот парень на картине французского автора уже побогаче и монет у него побольше.

17

"В корчме". Литография 1842 г.Еще один типично еврейский бизнес в свое время. На литографии , по всей видимости - Украина, где еврейские питейные заведения (корчмы, шинки) были очень распространены.

18

А вот картина современного украинского художника Анатолия Козельского на ту же тему:

Анатолий Козельский. "Восток. Запад". 2006 г.Шинок, пьянка. Православный поп и католик охмуряют простого украинца. Еврей-трактирщик разливает. "Тому, который под столом тоже повторить?", - спрашивает он.

19

Кстати, шинкарем в конце 18 в. был и прадед Владимира Ильича Ленина - Моше Бланк из г. Староконстантинов (Волынь, Зап. Украина). Правда, как свидетельствуют архивы, Моше был вынужден уйти из бизнеса со скандалом, т.к. его уличили в продаже некачественной фруктовой водки. Такое жульничество было серьезным проступком и грозило проблемами всей еврейской общине Староконстантинова (водку гнали евреи, а пили её украинцы).

Как ни крути, а социальный лифт - великая вещь. Даже, если через несколько поколений.

20

Ну и еще немного про жуликов:

Александр Риццони. «Жиды-контрабандисты». 1860 г.Автор, Александр Антонович Риццони, был родом из Риги и часто рисовал прибалтийских евреев. На картине изображен какой-то шухер. Рыжий еврей (крайний справа) влетает в комнату («Менты!»), остальные спешно прячут товар под пол.

21

Как вариант картина могла бы называться: "Санкции ввели!!!" Кто будет в роли рыжего еврея, влетающего в Кремль, даже не знаю.

Впрочем, евреи занимались не только торговлей и шинкарством. Традиционно много было ремесленников. На рубеже 19-20 вв. в Белоруссии работал художник Иегуда Пэн (Юдель Моисеевич Пэн) из Витебска. Он был автором серии картин о профориентации евреев того времени.

Иегуда Пэн. "Варшавский часовщик, читающий газету". 1914 г.Выражение лица хорошее: "Шо за... брехню они пишут?!"

22

Иегуда Пэн. "Еврей-сапожник". 1925 г. Второе название этой картины "Еврей-комсомолец, читающий газету". Ну... 1925-й год на дворе, Юдель Моисеевич примкнул к соцреализму в то время. Кстати, газета уже на русском.

23

Ну и конечно легендарный портной.

Иегуда Пэн. "Старый портной". 1910-е.

24

Нью-Йорк, 7-я авеню. Памятник еврейскому портному. Автор: Юдит Веллер, 1984 г.

25

Это была действительно популярная профессия у евреев. Например, дедушка миллиардера Стива Балмера (Шломо Дворкин из Пинска) тоже был портным. Потом уехал в Детройт. Ужасы царского самодержавия, да. Шломо Дворкин из Пинска не мог поехать в Москву (черта оседлости), но мог - в Детройт.

Иегуда Пэн. "Письмо из Америки".1903 г.Мама, у меня все хорошо, работаю в мастерской у Шломо Дворкина.

26

В 1881-1914 гг. порядка 1,5 млн. евреев уехали из Российской империи в Америку. Главной причиной были погромы, которые периодически происходили в разных частях страны.

Джоэл Левитт. "Кишиневский погром". 1904 г.Джоэль Левитт- американский художник, эмигрант из Российской империи. На картине - сцена кишиневского погрома 1903 г. Еврейка с детьми в ужасе бежит от погромщиков.

27

Чувствуется, Джоэль Левитт очень любил Россию. И старался донести это до американской публики. Хоть погром и кишиневский, на переднем плане с любовью выписаны простые русские люди, растаскивающие еврейское имущество. Дебиловатая красна девица с тюком награбленного образует контраст с главной героиней картины.

28

Владимир Вучичевич-Сибирский. "Черносотенный погром в Томске". 1906 г.Автор - известный русский пейзажист начала 20 в., "певец сибирской природы". По случаю он стал свидетелем погрома в Томске, устроенного черносотенцами 20-22 октября 1905 г.

29

По воспоминаниям очевидцев, в октябре 1905 г. в Томске "для того, чтобы быть убитым, достаточно было обладать приличным костюмом и интеллигентной физиономией. Студенческая фуражка или лишь похожая на нее папаха и еврейский тип лица были вернейшими смертными приговорами".

Борьба с лицами не-пролетарской и еврейской наружности в Томске завершилась поджогом местного театра и здания Управления Сибирской железной дороги (на картине как раз оно и пылает в темноте). В чем была причина погрома, зачем сожгли театр и офис железной дороги? - Дело в том, что накануне люди в очках и фуражках в Томске бурно праздновали Манифест 17 октября 1905 г. Это когда царь под давлением революции ограничил свою власть и даровал кое-какие либеральные свободы. Это не всем понравлось, в т.ч. "профессиональным русским" того времени (черносотенцам).

Вместе с тем корни погромов в России (как и в Европе) были глубже, чем просто разгул городской гопоты. Тут сыграли роль и давние религиозные противоречия между христианством и иудаизмом.

Самуил Гирценберг. "Блуждающий еврей". 1899 г.Художник - польский еврей, жил в Кракове (австрийская часть Польши), потом в Лодзи (российская часть). В начале 20 в. эмигрировал в Палестину. На картине изображен вечно гонимый еврей - жертва христианского религиозного мракобесия.

30

Николай Пимоненко. "Жертва фанатизма". 1899 г.Встречное обвинение евреям в мракобесии. В основе картины был реальный случай, произошедший в г. Кременец на Зап.Украине. Местная девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться, для чего невесте требовалось принять крещение. За что её чуть не прибили в родной еврейской общине.

31

В каждой религии - свои священные тексты, но в иудаизме они имеют колоссальный объем. Каноническая версия Талмуда, изданная в г.Вильно в 1880-86 гг., состояла из 37 томов и около 6000 страниц. Это при том, что часть текстов не вошла в это издание по требованию цензуры (те, что касаются личности Иисуса Христа, которого иудеи считают самозванцем).

Второй отличительной особенностью иудаизма всегда было всеобщее начальное религиозное образование. Все дети мужского пола обязаны были ходить в специальные частные школы при общине (хедеры и т.п.), где изучали священные книги и древние языки, на которых они написаны. Кто не мог платить за школу – за тех платила община.

Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.

Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.

На картине немецкого художника М.Д. Оппенгейма хедер выглядит достаточно благостно. Однако на самом процесс обучения был весьма тяжелым для детей - многочасовые занятия, сложные запутанные тексты на мертвых языках, телесные наказания.

Хаим Нахман Бялик, национальный поэт Израиля, эмигрант из России, про свою учебу в хедере:

«Ребе обычно бил плеткой, кулаком, локтем, шпилькой жены, всем, что могло причинить боль. Его помощник, если я неправильно отвечал на его вопрос, обычно приближался ко мне с растопыренными пальцами, наклонялся ко мне и хватал за горло. Он смотрел на меня, как леопард, тигр или другой подобный зверь, и я замирал от страха. Я боялся, что он выколет мне глаза своими грязными ногтями, страх парализовал мой ум, так что я забывал все, что выучил накануне».

Да, сурово...Но зато на выходе получался «Народ Книги».

Эдуард Франкфорт. "Богословский спор". 1888 г.

Frankfort, Eduard. A Theological Debate, 1888

Проблема была в том, что богословский спор между иудаизмом и христианством затрагивал основы последнего - Иисуса Христа и все, что с ним связано.

Изидор Кауфман. "В лавке". Кон.19- нач. 20 вв.Шуточная картина Изидора Кауфмана на тему христианско-иудейских взаимоотношений. Зажиточный горожанин (христианин) зашел в лавку к еврею купить крест с распятием. Встал вопрос, почем продать Христа. Стороны торгуются о цене.

32

Однако не всегда оно было так весело.

Иероним Босх. «Христос, несущий свой крест» (1490 г.).Картина знаменитого голландца 15 в. по мотивам Нового Завета.

33

Христос несет свой крест к месту казни. Вокруг евреи с совершенно адскими рожами:

34

Враги Христовы беснуются.

35

Кругом враги, единственный приличный человек в толпе – св.Вероника. Простая еврейская женщина с платочком, которая пожалела Христа:

37

Помимо распятия евреев обвиняли также в распитии - крови христианских младенцев. Эта тема тоже нашла отражение в живописи.

Александр де Приво. «Ритуальное убийство». Нач.18 в.Это город Сандомир (юг Польши), фрагмент росписи католического собора Рождества Девы Марии. Автор - Александр де Приво, польский художник итальянского происхождения.

38

Суть картины: евреи заманивают маленьких детей какими-то подарками, потом хватают, выкачивают кровь, расчленяют, останки скармливают собакам.

39

Эти росписи 18 века до сих пор украшают собор в Сандомире. Кстати, подобное продолжали рисовать и в 19 веке.

Михай Мункачи. "Кровавый ритуал". 1882-97 гг.Мункачи это такой венгерский Репин, национальный художник. До 2012-13 гг. г. про эту его картину никто не знал, обнаружили случайно в частной коллекции. На картине - евреи режут христианскую девушку, а раввин собирает кровь в тазик.

40

Все участники ритуала - в экстазе.

41

Важный момент: резать надо аккуратно, чтоб не разбрызгать (мимо тазика).

42

Остался тайной заказчик Мункачи - кто первоначально купил у него эту картину. Искусствоведам удалось установить только, что это был кто-то из России. В 1917 г. картину переправили в Финляндию, а оттуда - в США. На некоторых западных сайтах (типа нео-нацистского stormfront.org) утверждается, что заказчиком был сам царь Александр III. Однако этому нет никаких доказательств (кроме того, что царь был известный антисемит). Учитывая, что в 1917 г. картину переправили в Америку, более вероятно, что она была где-то в частной коллекции.

Еврейским ответом на картины Босха, де Приво, Мункачи про христопродавцев-евреев можно считать вот эту работу английского художника Эммануэля Леви:

Эммануэль Леви. "Распятие". 1942 г.Суть картины: пока христиане оплакивают Христа, настоящими мучениками являются евреи, которых истребляют нацисты (картина написана в 1942 году).

43

Эммануэль Леви во время войны был в Англии, так что ему повезло. А вот французскому художнику Давиду Олеру - не очень. Он попал в Освенцим, где 2 года провел во вспомогательной команде (уборка трупов, чистка печей и т.д.). Олеру удалось выжить и после войны он нарисовал серию картин.

Давид Олер. "Газация". 2-я пол. 1940х гг.

44

Давид Олер. "В крематории", 1945 г.Освенцим, крематорий №3. Вспомогательная команда за работой. На заднем плане - электрический лифт для подъема трупов (газовые камеры находились в подвале здания).

45

Гитлеровский геноцид евреев произвел сильное впечатление на державы-победительницы. В 1947 г. они (в лице ООН) приняли решение о создании государства Израиль.

Сальвадор Дали. "Алия. Возрождение Израиля". 1968 г.Сальвадор Дали, который в 1930-е симпатизировал Гитлеру и Франко, после войны стал большим поклонником Израиля и "Алии" (переезда евреев на историческую родину).

46

Эволюция Дали в известном смысле отражает эволюцию общественного мнения христианской Европы во второй половине 20 века. Юденбранды, холокосты, распитие крови младенцев ушли в историю. Началось сближение и сотрудничество. Но некоторым, правда, сначала пришлось заплатить репарации.

Александр Риццони. "Еврей-скрипач". 1890-е.Риццони - это который автор "Жидов-контрабандистов". Философская картина: два оборванца, еврей-скрипач и христианин (справа, с крестом) культурно отдыхают. На столе штоф водки (наполовину пустой) и рыба на закусь. Еврей что-то пытается изобразить на скрипке, христианин мечтательно смотрит вдаль. Думаю, Александр Риццони нарисовал эту картину по мотивам "Скрипки Ротшильда" Чехова (кто не читал - прочитайте).

47

На этой оптимистической ноте предлагаю закончить. Всех благ, друзья!

bykovvg-1952.livejournal.com

Евреи в мировой живописи | uglich-jj

1

«Это городские люди, которые веками жили в городах, из поколения в поколение, не то, что наши, пока обнюхаются…» (В.М.Молотов. Из беседы с писателем Феликсом Чуевым,1975 г.).

Это целый пласт мировой живописи, десятки, если не сотни картин разных авторов. Ниже —  подборка наиболее ярких работ.

Начать, пожалуй, стоит с вот этой картины польского художника Войцеха Герсона:

Войцех Герсон. «Казимир Великий и евреи». 1874 г.На картине изображен исторический момент: 14 век, король Казимир Великий приглашает в Польшу евреев из Зап. Европы, где те подвергались гонениям.

uglichjj.wordpress.com

Еврейская живопись.: narvasadataa

Отсутствие фактов окрыляет фантазию. (narvasadataa) wrote, 2011-03-20 17:55:00 Отсутствие фактов окрыляет фантазию.narvasadataa 2011-03-20 17:55:00 Владимир Любаров:

Укралъ у kot_begemott

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

narvasadataa.livejournal.com

Аркадий Красильщиков: ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ

1

"Это городские люди, которые веками жили в городах, из поколения в поколение, не то, что наши, пока обнюхаются…» (В.М.Молотов. Из беседы с писателем Феликсом Чуевым,1975 г.).

Это целый пласт мировой живописи, десятки, если не сотни картин разных авторов. Ниже - подборка наиболее ярких работ.

Начать, пожалуй, стоит с вот этой картины польского художника Войцеха Герсона:

Войцех Герсон. «Казимир Великий и евреи». 1874 г.На картине изображен исторический момент: 14 век, король Казимир Великий приглашает в Польшу евреев из Зап. Европы, где те подвергались гонениям.

96ced0fb53b35b714d9dc31ab14568ec0a9c1584

Евреи-беженцы рассказывают Казимиру об ужасах жизни в Западной Европе. Присутствующие внимательно слушают.

3

Казимир о чем-то советуется с духовенством. Скрепы не пострадают?

4

Ну тогда Окей. Вот так поляки спасли еврейский народ (суть картины).

Казимир Великий не только приютил евреев в 14 в., но и дал им большие льготы: права самоуправления, проживания в городах, ведения бизнеса по всей стране. Эти привилегии в более-менее неизменном виде сохранялись сотни лет. Вскоре в Польше возникнет крупнейшая в мире еврейская община, которая в 18 в. по наследству перейдет к России, а потом к СССР.

Казимир Великий - польский Петр I. Хотел развивать в Польше города (чтоб как в Европе), для чего и приглашал евреев. Но была и вторая причина - Эстерка (Эстер Малах). Это еврейка-любовница Казимира. Эстерка это такой полулегендарный персонаж польской истории по типу Роксоланы (Хюррем Султан) - украинки, которая в 16 в. вертела Османской империей через мужа-султана.

Владислав Лужкевич. «Казимир Великий у Эстерки». 1870 г.

5

По одной из легенд отец Эстерки (он был портным) был против её связи с королем-католиком.

Войцех Герсон. «Эстер Малах». 1872-73 гг.На картине отец пытается образумить дочку, ссылаясь на иудейские религиозные книги. «Ой, папа, ну шо вы гоните!», - как бы отвечает она.

6

Привилегии Казимира для еврейских общин были разительным контрастом на фоне Зап. Европы того времени. Допустим, в городе Страсбурге (где теперь заседает Европейский суд по правам человека, Совет Европы и т.д.), в 1349 г., как раз во времена Казимира, произошло событие под название юденбранд ("костер из евреев"). Последних обвинили в эпидемии чумы, согнали на окраину города и сожгли живьем в большом деревянном сарае (около 2000 человек). Это было 14 февраля 1349 г., в день Св. Валентина. После чего городской совет решил запретить евреям селиться в городе в течение ближайших 100 лет.

Я к тому, что понятие "европейские ценности" в те времена имело несколько иной смысл, как и формы празднования "Дня всех влюбленных".

Эжен Беир. "Резня евреев в Страсбурге в 1349 г.". 1894 г.На картине французского художника 19 в. изображен приступ толерантности в средневековой Европе. День Святого Валентина в разгаре.

7

Женщин и детей сжигают живьем:

8

Резня проходит в присутствии католического духовенства.

9

Появление последнего на "юденбранде" не случайно. За день до того епископ Страсбурга лично присутствовал в горсовете на совещании по еврейскому вопросу (резня не была спонтанной, её организовали местные власти). Совещание было посвящено вопросу, каким способом будем убивать евреев. В итоге было выбрано сожжение живьем. Епископ Страсбургский поддержал идею (святой отец задолжал много денег местным ростовщикам).

На фоне этого не удивительно, что западно-европейские (прежде всего немецкие) евреи стали активно переселяться в Польшу, где заняли прочные позиции во многих отраслях.

Антони Козакевич. "На рынке в галицком местечке". 2-я пол.19 в.Скорее всего, это скупка зерна "с колес" у производителей. У возов с товаром - польский крестьянин (в синей жилетке) и шляхтич (в рогатывке с пером). Они ведут переговоры с евреем, который что-то сверяет в записной книжечке.

11

Сергей Грибков. "В лавке". 1882 г.Еврейская лавка, которая торгует всем подряд. Девушке-покупательнице предлагают украшения. Справа от еврея - мешок с зерном (которое ранее купили в деревне с "колес"). На заднем плане видна бочка с половником и пустая стеклотара. То же зерно, но которое уже перегнали в водку.

11.1.jpg

Франц Рубо. "Сельские торговцы. Улица в Ярмолинцах в Подолии". 1897 г.Франц Алексеевич Рубо - знаменитый баталист 19 в. (Бородинская панорама на Кутузовском пр-те - это его). На этой его картине - местечко Ярмолинцы на юго-западе Украины. Опять евреи-торговцы, возы с товаром. Бросается в глаза нищета и непролазная грязь. Это важная деталь. Свой бизнес (гешефт) был у многих евреев. Но он был мелкий. По-настоящему разбогатеть удавалось очень немногим.

11.2.jpg

Изидор Кауфманн. "Секрет бизнеса". Кон.19- нач. 20 вв.Изидор Кауфманн - еврейский художник из Австро-Венгрии. Много путешествовал по Польше, Галиции, рисуя местных евреев. На картине - ирония. Два еврея обсуждают бизнес. Бедная обстановка, заплеванный пол. Судя по всему - старьевщики. Продают старые башмаки, шляпы и т.д Тот, который справа (с двумя зонтами) делится опытом, как удалось провернуть удачный гешефт. Третий ( в окне) подслушивает.

12

Два главных персонажа - великолепны.

13

Обладатель секрета удачного гешефта даже напоминает кого-то внешне.

14

Но кого - не могу вспомнить.

15

Я бы назвал эту картину: "Рождение системы "Платон". Можете предлагать свои варианты.

Изидор Кауфман. "Прибыль". Кон.19- нач. 20 вв.Еще одна прекрасная картина того же автора. Еврей-старьевщик любовно пересчитывает несколько монет - навар от своего гешефта.

16

Огюст Шарпентье. "Еврей-ростовщик". 1842 г.Этот парень на картине французского автора уже побогаче и монет у него побольше.

17

"В корчме". Литография 1842 г.Еще один типично еврейский бизнес в свое время. На литографии , по всей видимости - Украина, где еврейские питейные заведения (корчмы, шинки) были очень распространены.

18

А вот картина современного украинского художника Анатолия Козельского на ту же тему:

Анатолий Козельский. "Восток. Запад". 2006 г.Шинок, пьянка. Православный поп и католик охмуряют простого украинца. Еврей-трактирщик разливает. "Тому, который под столом тоже повторить?", - спрашивает он.

19

Кстати, шинкарем в конце 18 в. был и прадед Владимира Ильича Ленина - Моше Бланк из г. Староконстантинов (Волынь, Зап. Украина). Правда, как свидетельствуют архивы, Моше был вынужден уйти из бизнеса со скандалом, т.к. его уличили в продаже некачественной фруктовой водки. Такое жульничество было серьезным проступком и грозило проблемами всей еврейской общине Староконстантинова (водку гнали евреи, а пили её украинцы).

Как ни крути, а социальный лифт - великая вещь. Даже, если через несколько поколений.

20

Ну и еще немного про жуликов:

Александр Риццони. «Жиды-контрабандисты». 1860 г.Автор, Александр Антонович Риццони, был родом из Риги и часто рисовал прибалтийских евреев. На картине изображен какой-то шухер. Рыжий еврей (крайний справа) влетает в комнату («Менты!»), остальные спешно прячут товар под пол.

21

Как вариант картина могла бы называться: "Санкции ввели!!!" Кто будет в роли рыжего еврея, влетающего в Кремль, даже не знаю.

Впрочем, евреи занимались не только торговлей и шинкарством. Традиционно много было ремесленников. На рубеже 19-20 вв. в Белоруссии работал художник Иегуда Пэн (Юдель Моисеевич Пэн) из Витебска. Он был автором серии картин о профориентации евреев того времени.

Иегуда Пэн. "Варшавский часовщик, читающий газету". 1914 г.Выражение лица хорошее: "Шо за... брехню они пишут?!"

22

Иегуда Пэн. "Еврей-сапожник". 1925 г. Второе название этой картины "Еврей-комсомолец, читающий газету". Ну... 1925-й год на дворе, Юдель Моисеевич примкнул к соцреализму в то время. Кстати, газета уже на русском.

23

Ну и конечно легендарный портной.

Иегуда Пэн. "Старый портной". 1910-е.

24

Нью-Йорк, 7-я авеню. Памятник еврейскому портному. Автор: Юдит Веллер, 1984 г.

25

Это была действительно популярная профессия у евреев. Например, дедушка миллиардера Стива Балмера (Шломо Дворкин из Пинска) тоже был портным. Потом уехал в Детройт. Ужасы царского самодержавия, да. Шломо Дворкин из Пинска не мог поехать в Москву (черта оседлости), но мог - в Детройт.

Иегуда Пэн. "Письмо из Америки".1903 г.Мама, у меня все хорошо, работаю в мастерской у Шломо Дворкина.

26

В 1881-1914 гг. порядка 1,5 млн. евреев уехали из Российской империи в Америку. Главной причиной были погромы, которые периодически происходили в разных частях страны.

Джоэл Левитт. "Кишиневский погром". 1904 г.Джоэль Левитт- американский художник, эмигрант из Российской империи. На картине - сцена кишиневского погрома 1903 г. Еврейка с детьми в ужасе бежит от погромщиков.

27

Чувствуется, Джоэль Левитт очень любил Россию. И старался донести это до американской публики. Хоть погром и кишиневский, на переднем плане с любовью выписаны простые русские люди, растаскивающие еврейское имущество. Дебиловатая красна девица с тюком награбленного образует контраст с главной героиней картины.

28

Владимир Вучичевич-Сибирский. "Черносотенный погром в Томске". 1906 г.Автор - известный русский пейзажист начала 20 в., "певец сибирской природы". По случаю он стал свидетелем погрома в Томске, устроенного черносотенцами 20-22 октября 1905 г.

29

По воспоминаниям очевидцев, в октябре 1905 г. в Томске "для того, чтобы быть убитым, достаточно было обладать приличным костюмом и интеллигентной физиономией. Студенческая фуражка или лишь похожая на нее папаха и еврейский тип лица были вернейшими смертными приговорами".

Борьба с лицами не-пролетарской и еврейской наружности в Томске завершилась поджогом местного театра и здания Управления Сибирской железной дороги (на картине как раз оно и пылает в темноте). В чем была причина погрома, зачем сожгли театр и офис железной дороги? - Дело в том, что накануне люди в очках и фуражках в Томске бурно праздновали Манифест 17 октября 1905 г. Это когда царь под давлением революции ограничил свою власть и даровал кое-какие либеральные свободы. Это не всем понравлось, в т.ч. "профессиональным русским" того времени (черносотенцам).

Вместе с тем корни погромов в России (как и в Европе) были глубже, чем просто разгул городской гопоты. Тут сыграли роль и давние религиозные противоречия между христианством и иудаизмом.

Самуил Гирценберг. "Блуждающий еврей". 1899 г.Художник - польский еврей, жил в Кракове (австрийская часть Польши), потом в Лодзи (российская часть). В начале 20 в. эмигрировал в Палестину. На картине изображен вечно гонимый еврей - жертва христианского религиозного мракобесия.

30

Николай Пимоненко. "Жертва фанатизма". 1899 г.Встречное обвинение евреям в мракобесии. В основе картины был реальный случай, произошедший в г. Кременец на Зап.Украине. Местная девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться, для чего невесте требовалось принять крещение. За что её чуть не прибили в родной еврейской общине.

31

В каждой религии - свои священные тексты, но в иудаизме они имеют колоссальный объем. Каноническая версия Талмуда, изданная в г.Вильно в 1880-86 гг., состояла из 37 томов и около 6000 страниц. Это при том, что часть текстов не вошла в это издание по требованию цензуры (те, что касаются личности Иисуса Христа, которого иудеи считают самозванцем).

Второй отличительной особенностью иудаизма всегда было всеобщее начальное религиозное образование. Все дети мужского пола обязаны были ходить в специальные частные школы при общине (хедеры и т.п.), где изучали священные книги и древние языки, на которых они написаны. Кто не мог платить за школу – за тех платила община.

Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.

Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.

На картине немецкого художника М.Д. Оппенгейма хедер выглядит достаточно благостно. Однако на самом процесс обучения был весьма тяжелым для детей - многочасовые занятия, сложные запутанные тексты на мертвых языках, телесные наказания.

Хаим Нахман Бялик, национальный поэт Израиля, эмигрант из России, про свою учебу в хедере:

«Ребе обычно бил плеткой, кулаком, локтем, шпилькой жены, всем, что могло причинить боль. Его помощник, если я неправильно отвечал на его вопрос, обычно приближался ко мне с растопыренными пальцами, наклонялся ко мне и хватал за горло. Он смотрел на меня, как леопард, тигр или другой подобный зверь, и я замирал от страха. Я боялся, что он выколет мне глаза своими грязными ногтями, страх парализовал мой ум, так что я забывал все, что выучил накануне».

Да, сурово...Но зато на выходе получался «Народ Книги».

Эдуард Франкфорт. "Богословский спор". 1888 г.

Frankfort, Eduard. A Theological Debate, 1888

Проблема была в том, что богословский спор между иудаизмом и христианством затрагивал основы последнего - Иисуса Христа и все, что с ним связано.

Изидор Кауфман. "В лавке". Кон.19- нач. 20 вв.Шуточная картина Изидора Кауфмана на тему христианско-иудейских взаимоотношений. Зажиточный горожанин (христианин) зашел в лавку к еврею купить крест с распятием. Встал вопрос, почем продать Христа. Стороны торгуются о цене.

32

Однако не всегда оно было так весело.

Иероним Босх. «Христос, несущий свой крест» (1490 г.).Картина знаменитого голландца 15 в. по мотивам Нового Завета.

33

Христос несет свой крест к месту казни. Вокруг евреи с совершенно адскими рожами:

34

Враги Христовы беснуются.

35

Кругом враги, единственный приличный человек в толпе – св.Вероника. Простая еврейская женщина с платочком, которая пожалела Христа:

37

Помимо распятия евреев обвиняли также в распитии - крови христианских младенцев. Эта тема тоже нашла отражение в живописи.

Александр де Приво. «Ритуальное убийство». Нач.18 в.Это город Сандомир (юг Польши), фрагмент росписи католического собора Рождества Девы Марии. Автор - Александр де Приво, польский художник итальянского происхождения.

38

Суть картины: евреи заманивают маленьких детей какими-то подарками, потом хватают, выкачивают кровь, расчленяют, останки скармливают собакам.

39

Эти росписи 18 века до сих пор украшают собор в Сандомире. Кстати, подобное продолжали рисовать и в 19 веке.

Михай Мункачи. "Кровавый ритуал". 1882-97 гг.Мункачи это такой венгерский Репин, национальный художник. До 2012-13 гг. г. про эту его картину никто не знал, обнаружили случайно в частной коллекции. На картине - евреи режут христианскую девушку, а раввин собирает кровь в тазик.

40

Все участники ритуала - в экстазе.

41

Важный момент: резать надо аккуратно, чтоб не разбрызгать (мимо тазика).

42

Остался тайной заказчик Мункачи - кто первоначально купил у него эту картину. Искусствоведам удалось установить только, что это был кто-то из России. В 1917 г. картину переправили в Финляндию, а оттуда - в США. На некоторых западных сайтах (типа нео-нацистского stormfront.org) утверждается, что заказчиком был сам царь Александр III. Однако этому нет никаких доказательств (кроме того, что царь был известный антисемит). Учитывая, что в 1917 г. картину переправили в Америку, более вероятно, что она была где-то в частной коллекции.

Еврейским ответом на картины Босха, де Приво, Мункачи про христопродавцев-евреев можно считать вот эту работу английского художника Эммануэля Леви:

Эммануэль Леви. "Распятие". 1942 г.Суть картины: пока христиане оплакивают Христа, настоящими мучениками являются евреи, которых истребляют нацисты (картина написана в 1942 году).

43

Эммануэль Леви во время войны был в Англии, так что ему повезло. А вот французскому художнику Давиду Олеру - не очень. Он попал в Освенцим, где 2 года провел во вспомогательной команде (уборка трупов, чистка печей и т.д.). Олеру удалось выжить и после войны он нарисовал серию картин.

Давид Олер. "Газация". 2-я пол. 1940х гг.

44

Давид Олер. "В крематории", 1945 г.Освенцим, крематорий №3. Вспомогательная команда за работой. На заднем плане - электрический лифт для подъема трупов (газовые камеры находились в подвале здания).

45

Гитлеровский геноцид евреев произвел сильное впечатление на державы-победительницы. В 1947 г. они (в лице ООН) приняли решение о создании государства Израиль.

Сальвадор Дали. "Алия. Возрождение Израиля". 1968 г.Сальвадор Дали, который в 1930-е симпатизировал Гитлеру и Франко, после войны стал большим поклонником Израиля и "Алии" (переезда евреев на историческую родину).

46

Эволюция Дали в известном смысле отражает эволюцию общественного мнения христианской Европы во второй половине 20 века. Юденбранды, холокосты, распитие крови младенцев ушли в историю. Началось сближение и сотрудничество. Но некоторым, правда, сначала пришлось заплатить репарации.

Александр Риццони. "Еврей-скрипач". 1890-е.Риццони - это который автор "Жидов-контрабандистов". Философская картина: два оборванца, еврей-скрипач и христианин (справа, с крестом) культурно отдыхают. На столе штоф водки (наполовину пустой) и рыба на закусь. Еврей что-то пытается изобразить на скрипке, христианин мечтательно смотрит вдаль. Думаю, Александр Риццони нарисовал эту картину по мотивам "Скрипки Ротшильда" Чехова (кто не читал - прочитайте).

47

На этой оптимистической ноте предлагаю закончить. Всех благ, друзья!

a.kras.cc

50 картин еврейской свадьбы

50 картин еврейской свадьбы

50 картин еврейской свадьбы

Еврейская свадьба — особенное событие в жизни каждой еврейской общины, каждой еврейской семьи. Это время радости встречания жениха и невесты, захватывающего пребывания молодых под хупой. Тут и древние еврейские благословения раввина, неизменные уже многие сотни, даже тысячи лет; и зажигательный музыкальный аккомпанемент свадебных музыкантов (в жизни еврейских общин ашкеназов их роль выполняли ставшие легендарными клезмерские музыканты), и развеселые массовые танцы с женихом и невестой, и подбрасывание жениха и невесты на стульях. И, конечно же, традиционные поздравления «Мазл тов!».

Сегодня практически любая еврейская свадьба не обходится не только без музыкантов, не только без праздничного стола и громадных размеров свадебного торта, но и без фотографа и видеооператора. Свадебную фотографию или свадебную видеосъемку себе сегодня может позволить практически каждая семья, а ведь раньше для запечатления памятного момента лишь очень обеспеченные, известные люди могли позволить себе заказать картину свадебного торжества, или отдельно церемонии под хупой.

Появилось желание для посетителей, постоянных друзей и случайных гостей Еврофильма, подготовить специальную подборку картин еврейской свадьбы. Все они созданы разными художниками, объединяет их еврейское происхождение и желание передать ту самую, особую и неповторимую атмосферу праздника — еврейской свадьбы.

Мы старались подобрать лишь наиболее крупные изображения, чтобы порадовать вас качественными электронными копиями известных картин и полотен художников. На самом же деле, сложно себе представить, чтобы кому-то удалось собрать вместе все существующие картины и рисунки еврейской свадьбы. Настолько их много! Посему, сегодня ограничимся пятьюдесятью картинами еврейской свадьбы авторства самых разных еврейских художников.

Ну, а если вам понравится эта подборка, со временем будем рады порадовать творческим продолжением темы ;)

50 картин еврейской свадьбы jewish-wedding-painting-02 jewish-wedding-painting-03 jewish-wedding-painting-04 jewish-wedding-painting-05 jewish-wedding-painting-06 jewish-wedding-painting-07 jewish-wedding-painting-08 jewish-wedding-painting-09 jewish-wedding-painting-10 jewish-wedding-painting-11 jewish-wedding-painting-12 jewish-wedding-painting-13 jewish-wedding-painting-14 jewish-wedding-painting-15 jewish-wedding-painting-16 jewish-wedding-painting-17 jewish-wedding-painting-18 jewish-wedding-painting-19 jewish-wedding-painting-20 jewish-wedding-painting-21 jewish-wedding-painting-22 jewish-wedding-painting-23 jewish-wedding-painting-24 jewish-wedding-painting-25 jewish-wedding-painting-26 jewish-wedding-painting-27 jewish-wedding-painting-28 jewish-wedding-painting-29 jewish-wedding-painting-30 jewish-wedding-painting-31 jewish-wedding-painting-32 jewish-wedding-painting-33 jewish-wedding-painting-34 jewish-wedding-painting-35 jewish-wedding-painting-36 jewish-wedding-painting-37 jewish-wedding-painting-38 jewish-wedding-painting-39 jewish-wedding-painting-40 jewish-wedding-painting-41 jewish-wedding-painting-42 jewish-wedding-painting-43 jewish-wedding-painting-44 jewish-wedding-painting-45 jewish-wedding-painting-46 jewish-wedding-painting-47 jewish-wedding-painting-48 jewish-wedding-painting-49 jewish-wedding-painting-50

Мы в Facebook. Жмите:

Как скачать?

Tags: евреиеврейскаякартинасвадьбахудожникхупа

evrofilm.com

ЕВРЕЙСКАЯ ТЕМА У НЕЕВРЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ

"Во мне слились – перемешалисьпророки, веры и скрижали,тысячелетия в пути.Исходы, бегства, караваны,местечки, города и страны –нигде покоя не найти..."М.Этельзон, "Еврей"

Как-то попалась мне на глаза репродукция картины современного украинского художника Александра Шабанова "Ищу человека", с таким пронзительным, мягким и философским изображением задумчивого, недоумевающего и грустного еврея, что мне захотелось познакомиться с творчеством этого художника поближе.

580133

Мне казалось, что так передать суть народного характера может только представитель этого народа, но я нигде не нашла упоминания о том, что художник имеет какое-то отношение к еврейству. Тогда у меня возник интерес к тому, как нееврейские художники отражали еврейские характеры и жизнь еврейских общин в своих странах.Ведь в силу религиозной традиции мы не можем судить об этом до самого конца 19 века, когда появились первые еврейские художники, нарушившие религиозные запреты. ("Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…")Начиная с 15 века, с изгнания евреев из Испании, происходит постепенное распространение евреев по Европе, возникает интерес к их образу жизни. Евреи привлекали к себе внимание и многочисленных художников. Имеется сравнительно большое количество полотен, на которых запечатлены те или иные стороны жизни евреев. Несомненно, каждый из этих художников имел свое видение этого своеобразного и не совсем понятного ему мира. И сначала еврейский образ проник в живопись в качестве персонажей ветхозаветных и евангельских сюжетов, что понятно - христианство выросло из иудаизма, все персонажи Ветхого Завета и Евангелия были евреями. Многие художники никогда не видели евреев, не были знакомы с их бытом, традициями и внешностью, поэтому изображали на своих полотнах близких или знакомых им людей и допускали много фактологических ошибок. Доходило до смешного, как, например, на картине Веронезе, где ни лица, ни одежда, ни пейзаж не соответствуют образам библейской страны.

Paolo_Veronese_005

Художники даже не знали о таком важном для еврея обряде, как обрезание крайней плоти, что мы видим на многих картинах, например, на этой кисти Караваджо, где изображен младенец Христос.

caravaggio_23

Пожалуй, первые характерные еврейские лица появляются на полотнах Эль Греко, у которого была возможность видеть в Толедо единичных евреев, оставшихся от большой и процветавшей общины после жестоких лет инквизиции.

den_Petra_i_Pavla

Говорят (это только слухи), что его возлюбленная, донья Иеронима, была скрытой иудейкой, и ее черты можно узнать почти во всех женских образах на полотнах Эль Греко.

загруженное

Самое большое количество работ, посвященных еврейству, жизни еврейской общины Амстердама можно найти в творчестве Рембрандта. Кроме того он использовал живые модели и для написания картин на библейские темы, так как не только хорошо относился к евреям, но и жил с 1631 гола в Амстердаме в соседнем с еврейским квартале, почти рядом с синагогой. Ко времени его переезда из Лейдена в Амстердам там жило уже около 400 еврейских семей, выходцев из Испании и Португалии.

Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_Het_Joodse_bruidje

Рембрандт дружил со многими евреями, был знаком с их традициями и верой, даже на некоторых его картинах имеются надписи на иврите, например на этой (מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎ - мене, мене, текел, упарсин - "исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень лёгким; разделено царство твое и дано персам")

Rembrandt-Belsazar

Особенно близкие дружеские отношения были у него с главой еврейской общины Менаше

16_Rembrangt-Rabbi

и Эфраимом Буэно, известным ученым и врачом, из разъехавшейся по все Европе уважаемой семьи Буэно, выходцев из Испании.

79ea1257664b628a52354061966595a3

После смерти Саскии, а потом и второй жены, и любимого сына Титуса, после потери материального достатка и наступления одинокой старости, лишенный заказов, Рембрандт еще больше сближается с евреями, тянется к ним, создает 15 портретов пожилых евреев, в которых сумел выразить свое тогдашнее настроение и тоску, свое чувство униженности и отверженности, которое так роднит его с евреями.

r220

Портреты старых евреев принадлежат к лучшим образцам портретного искусства, художник вложил в них свои привязанность и сочувствие к этому народу, уважение и любовь к нему.

Еще один голландский художник, Якоб ван Рейсдаль, прекрасный пейзажист, отличавшийся глубокой философичностью своих пейзажей, положил в основу своей картины "Еврейское кладбище" реально существовавшее на окраине Амстердама кладбище выходцев из Португалии с полуразрушенной молнией синагогой. Характерно, что при жизни художника эта картина называлась "Аллегория жизни человеческой".

ruisdael_03

Возможно, философское содержание картины навеяно Экклезиастом: "Как умирает тот, так умирает этот, и одно дыхание у всех. Все идет в место одно... и возвратится прах в землю, чем он был, а дух возвратится к Богу, который и дал его…"

Сильное влияние голландцев, особенно Рембрандта, проявилось в творчестве румынского художника Н.Григореску не только в манере, но и в портретах

images

и сюжетах, посвященных евреям и жизни еврейских местечек.

Николае Григореску-Еврей с гусем

Самая большая еврейская община жила в Польше, но жизнь евреев и еврейских местечек не интересовала польских художников, только у трех из них эта тема нашла некоторое отражение в творчестве у братьев Gierymski

Zydowka_z_cytrynami

и Петра Михаловского, по картинам которого можно составить представление о том, как выглядели польские евреи в начале 19 века.

pl_fo_michalowski_zydzi_mnk_3461396 (1)

Есть одна картина у Пабло Пикассо, написанная в "голубой" период и отражающая не только его собственное подавленное настроение и душевный кризис, переживаемый им тогда, но и сочувствие к еврейскому народу.

1421576397_goluboy-period-staryy-evrey-s-malchikom-1903-holst-maslo-moskva-gosudarstvennyy-muzey-izobrazitelnyh-iskusstv-im.-a.s.-pushkina

В России, как и на Западе, еврейские образы первоначально использовались для изображения в живописи библейских персонажей, ничем внешне не напоминая истинных евреев. Даже И.Крамской изобразил в образе Христа совсем не еврея, а по слухам - самого себя.

khristos_v_pustyne

Первым русским художником, стремившимся приблизиться к реальной исторической обстановке и отобразить истинный облик народа, носителя библейских мифов, был А.Иванов. Для этого он изучал и рисовал людей в еврейском квартале Рима, делая огромное количество эскизов для своей знаменитой картины "Явление Христа народу".

10_ivanov_yavlenie_messii_fr04

Это же можно сказать и о В.Поленове, который не только черпал вдохновение для библейских сюжетов в римском гетто, но и совершил путешествие по святым местам, делая множество эскизов и натурных работ.

image001

Наталья Гончарова, потомок жены А.С.Пушкина, художница-авангардистка, тоже не обошла стороной еврейскую тему.

1912

В описанных выше произведениях и в тех, что вошли в видеоклип, можно увидеть, что многих выдающихся художников-неевреев интересовали не только библейские сюжеты, не только их исторически и этнографически верное отображение, но и сами еврейские образы, особенности еврейских характеров и жизни еврейских гетто и местечек. И все же все эти художники, многие из которых были выдающимися, видели "еврейский мир" со стороны, его внешние приметы, их привлекала его непохожесть, загадочность, самобытность, но им трудно, почти невозможно проникнуть в его суть, до конца понять его особенности, осмыслить тот путь становления нации и ее расцвета, унижения, уничтожения и возрождения, те тысячелетия, которые пройдены и пережиты еврейским народом. Конечно, я упоминала только тех художников, которые изображали евреев и их жизнь реалистично, не предвзято, доброжелательно, без малейшего намека на антисемитизм. Карикатурные и, тем более, юдофобские произведения не являются предметом моего интереса.

А закончить я хочу тем, с чего начала, некоторыми образцами творчества интересного современного украинского художника-постмодерниста Александра Шабанова

chelovek-s-pticey_shabanov_aleksandr_1353592853

Он родился в 1957 году в г. Донецке (Украина). Закончил Художественную школу г. Донецка, занимался в изостудии, учился в Московском университете им Н Крупской. Участвовал в областных и республиканских выставках . Является учредителем творческого объединения художников "Пленер".

photo_176_4602992

Картины художника оригинальны и уникальны, пишутся маслом в направлении постмодерн, его работы уже давно занимают почётное место в коллекциях Украины, России, Польши, Англии, США, Канады, Австралии, Японии...

photo_125_7450622

Посмотрите, в этих лицах философская мудрость, вселенская грусть, детская радость, неизбывная печаль, самоирония и вековая тоска, смех сквозь слезы и надежда...

Как всегда, предлагаю вашему вниманию видеоклип, в котором вы можете увидеть около 65 картин в сопровождении клезмерской музыки.

Ссылки: http://arts.in.ua/artists/shabanov_art/http://shabanov-art.com/Портрет в творчестве Рембрандта. К. С. Егорова. - М. : Искусство, 1975.http://www.jewish-heritage.org/prep12.htmhttp://artmy.com.ua/article-evreyskaya-topic.shtmlhttp://www.stihi.ru/avtor/etelzon

povalixa.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта