Святослав I Игоревич (964-972). Святослав картина


Про князя Святослава и оселедец

ВОЗРАЖЕНИЯ ВОТ К ЭТОМУ ПОСТУ

Михаил Диунов: Был ли князь Святослав "запорожцем"?

Автор Русский обозревательСоздано 16/07/2008 - 13:36Не так давно был юбилей разгрома Хазарии князем Святославом. К этому дню, в русском интернете широко распространились баннеры с изображением Святослава. Память о славных деяниях великого русского князя и полководца дело исключительно хорошее, но меня крайне огорчал тот факт, что большая часть изображений Святослава показывала не русского правителя, а какого-то тюрка-кочевника, по исторической ошибке ставшего князем Киева и вождем русской дружины.

Этот текст попытка небольшого размышления над тем, как же в действительности выглядел Святослав и насколько это соответствует расхожему облику князя, растиражированному в сотнях картин. Скажу сразу - та внешность Святослава, которая столь известна сейчас, появилась скорее как политическая акция, чем как результат научного исследования. И появилась она сравнительно недавно. Еще сто лет назад никто не стал бы рисовать Святослава в облике запорожского казака с бритой головой, чубом и длинными вислыми усами. Если мы посмотрим на скульптуру князя на памятнике «Тысячелетия России» в Новгороде или на его портреты-миниатюры из древнерусских летописей то на них изображен русский князь, внешность которого не вызывает у нас культурно-цивилизационного диссонанса.

Однако «новый» Святослав очень прочно укрепился в массовом сознании за последние десятилетия. Сложно сказать, кто же в действительности был автором такой оригинальной «реконструкции», но известно, что у его истоков стоял академик Б.А. Рыбаков хороший историк, склонный при этом к излишнему полету фантазии. Именно у него появилось упоминание о том, что облик Святослава отсылает нас к позднейшему облику украинского казачества, сохранившему, дескать, традиции Киевской Руси до Нового времени. Но очевидно, что радикальному антинорманисту Рыбакову необходимо было любым способом обозначить отличие русов от германцев и скандинавов для чего прическа и усы в «казацком стиле» подходили как нельзя лучше.

Но по ходу дела выяснилось что такая теория противоречит другой основополагающей идее Рыбакова об автохтонности славян и связи их с скифскими культурами расположенными в северном Причерноморье, так как традиционная прическа скифов как раз удивительно похожа на прическу славян и германцев и представляет собой стриженые волосы умеренной длины на голове, а также бороду. Несмотря на это идея «князя-козака» пошла в народ, обосновавшись в среде украинских националистов, которые решили присвоить себе русских князей Киева, назвав их князьями украинскими, которые не имеют ничего общего с «москальскими» князьями северной Руси. Ведь князья «москалей» никогда не брили голову и не носили оселедец.

В результате на современной Украине новый стиль изображения Святослава стал фактически каноническим. От портрета до памятника все средства пропаганды искусством пошли в ход, чтобы затвердить в массовой памяти - Святослав брил голову, носил усы и никак иначе. К сожалению, в результате русский князь предстает перед нами с типично азиатской прической, широчайше распространенной среди кочевников Великой степи, тюрком, а не русским. Для большего сходства с украинским антропологическим типом Святослава наделили динарскими чертами лица, которые никогда не были представлены в русском народе, зато весьма распространены среди украинцев. Это обусловлено тем, что земли современной Украины после разорения татарами были повторно заселены переселенцами с Балкан, среди которых очень распространена динарская раса. Смешавшись с остатками русского населения, пришлые динарцы образовали современный украинский народ, усвоив при этом славянский язык.

Казаки в свою очередь приобрели привычку брить бороду и носить оселедец на бритой голове в связи с тем, что находились в постоянном контакте с тюркскими народами, среди которых эта прическа является самой известной. Точно также казаки и украинцы приобрели от тюркских народов немало элементов национального костюма и многие обычаи, что давно не является секретом для этнографов. Естественно, русский князь Святослав, ни при каких условиях, не мог выглядеть так, как выглядели запорожские казаки 700 лет спустя, хотя бы уже потому, что такая внешность была характерна для хазар, печенегов и других противников Руси. Более того, современная наука подтверждает этот тезис. Портреты русских князей прямых потомков Святослава, выполненные по методу реконструкции М. Герасимова подтверждают нам исключительно североевропейскую внешность представителей рода Рюриковичей.

Теория «казачьего» стиля основана на одном единственном письменном источнике - описании Льва Диакона, в русском переводе которой князь предстает таким: «умеренного роста..., с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми [усами]. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны свисал клок волос...». Но надо сказать, что русский перевод оказался неверен, греческий термин и его перевод на латинский язык (на основании которого описания Святослава известно европейским историкам) не содержит упоминания о бритом подбородке. Вместо этого там стоит фраза barba rasa то есть редкая борода. Таким образом, первая часть украинского мифа о внешности Святослава оказалась недостоверной. Вторая часть - бритая голова и оселедец нуждаются в дополнительном пояснении.

То, что описал Лев Диакон, не было тюркской прической с бритой головой и оселдедцем, это была типично европейская, свойственная, кстати, многим германцам прическа, состоящая из волос собранных в пук на голове. Эта прическа могла сочетаться с выбриванием части головы для удобства ношения шлема. Причем очень важно отметить, что сам по себе хвост из волос получил столь большое распространение именно потому, что прекрасно дополнял защитные свойства шлема, являясь и дополнительным элементом, смягчающим удар и средством, отклоняющим скользящий удар по шлему или шее воина. Не случайно именно длинные волосы в европейской традиции стали признаком знатности и принадлежности к военному сословию. У франкских Меровингов длинные волосы были даже знаком королевского достоинства. В то же время бритая голова у германцев и славян была знаком раба. Вряд ли русский князь согласился бы на подобное бесчестье.

Очень важно отметить, что русы, германцы, скандинавы и славяне в почти обязательном порядке носили бороду. Так в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI в.) прямо говориться: «Аще пострижеть голову или бороду - епископу 12 гривен, а князь казнить». Текст закона относится ко времени отстоящему от правления князя Святослава всего на 40-50 лет. И в нем отмечено, что утрата бороды - одна из тягчайших обид, и поэтому карается казнью. Очевидно, что за время прошедшее от правления Святослава до его внука Ярослава, представления о чести и бесчестии не могут столь радикально измениться. В Пространной редакции «Русской правды» (последняя четверть XI в.) другого замечательного источника по древнерусскому законодательству наказание за повреждение бороды несколько уменьшается. В статье «О бороде» говорится: «А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже...». То есть спустя еще 60 лет после выхода Судной грамоты Ярослава, потеря бороды по-прежнему воспринимается как бесчестье, но уже не карается столь строго.

Описывающий нравы древних руссов Ибн Хаукаль отмечал: «Некоторая часть русов бреет свою бороду, другие завивают ее наподобие гривы и красят шафраном». То есть бритая борода встречалась русов, но лишь у некоторых большая же часть отращивала бороду и ухаживала за ней. Кстати наличие или отсутствие бороды часто было связано со статусом воина. Молодой дружинник мог брить бороду не только потому, что она у него плохо росла, но и потому, что он еще не до конца прошел своеобразную инициацию, войдя в состав княжих мужей отличием которых была борода. Еще один восточный путешественник Ибн Фадлан, обращавший пристальное внимание на особенности внешнего вида жителей земель, который он посетил, подробно пишет об обычае тюрок обривать голову, но не упоминает ни словом наличие такого же обычая у руссов, быть которых он описывает весьма подробно.

Часто приводят еще один довод в пользу «казачьей» теории - а именно параллели облика Святослава с обликом идола Перуна. Но если мы обратимся к летописному описанию идола Перун, то увидим что оно совсем не похоже на «казачий» стиль. «И нача княжити Володимеръ въ Киеве единъ. И постави кумиръı на холму. Вне двора теремнаго. Перуна древяна. А главу его сребрену. А оусъ златъ» - сообщает Лаврентьевская летопись. Понятно, что в описании не говорится ни о какой бритой голове Перуна, он изображен с белыми (серебряными) волосами и золотыми усами. Причем, руководствуясь правилом, что источники не описывают очевидное, но обращают внимание на заметные отличия можно с уверенностью утверждать, что и волосы на голове и борода Перуна были серебряные, а усы золотые, тем самым, выделяясь на лице идола. Более того, как сообщают нам летописи - если у человека, проходящего мимо Перуна, не было ничего для принесения жертвы, то тогда жертвовали волосы с головы и бороды. Как могли древние русы жертвовать то, чего, по мнению «украинствующих» историков у них не было, мне решительно не понятно. Но зато понятно, что если Перуну в жертву приносились волосы с головы и бороды и то и прическа и борода у русов все-таки были. Да и иконографические документы свидетельствуют нам о традициях русов - на миниатюрах Радзивилловской летописи Святослав изображен с бородкой и волосами на голове. Есть борода и на древнейшей иконе князя Глеба относящейся ко второй четверти ХI века.

Если мы исследуем тему бритья волос и бороды славянскими народам, то обнаружим, что оно хотя и встречалось, было весьма мало распространено, а там где отмечается источниками, это явление было следствием влияния иных народов. В хронике архиепископа Дитмара говорится, что мораване брили бороду и усы, а голову коротко остригали по примеру живущих рядом с ними мадьяр (то есть угро-финских кочевников пришедших из степи). Миниатюры Вюльфенбюттельского кодекса (кон. X в.) показывают нам бородатую и длинноволосую чешскую знать. Точно такие же изображения чехов даны в Вышеградском кодексе (1085 г.). Известнейший исследователь истории древней Руси академик В. Янин писал: «...есть замечательное свидетельство Жильбера де Лануа, приезжавшего сюда в начале XV века: «В Новгороде все заплетают косы. Мужчины - одну, женщины - две». На рельефе из немецкого города Штральзунда того же примерно времени у новгородцев заплетены в косы и волосы, и бороды. Но таков был европейский канон изображения вообще всех людей с Востока, в том числе половцев, татар. Есть икона XV века «Молящиеся новгородцы», там бояре тоже с косами. И то же самое видно на деревянных скульптурках XI века. Эта прическа была характерна для элиты». Если же мы взглянем на монеты (златники и серебренники) князя Владимира, сына Святослава, то обнаружим там чеканное изображение Владимира Святославовича с короткой бородой и усами (очень похожем на описание Льва Диакона). Точно такое же изображение мы встретим и на печати Ярослава Мудрого, где князь опять с небольшой аккуратно подстриженной бородкой.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что попытка украинской псевдоисторической пропаганды, созданная с целью лишить русских людей их героического правителя князя Святослава Храброго окончилась неудачей. Ведь защита достоинства князя, который при жизни ничего не ставил выше своей чести, это задача нас, потомков русов, стоявших под знаменем Святослава.

Приложение.

Приведу реконструкцию внешнего облика князя Святослава выполненную одним из самых известных иллюстраторов-реконструкторов Средневековья А. Мак-Брайдом.

1. Связь внешнего облика с традиционным изображением Перуна.Однако если мы обратимся к летописному описанию идолов Перун, то увидим там следующее: "И нача княжити Володимеръ въ Києве єдинъ. И постави кумиръı на холму. Вне двора теремнаго. Перуна древяна. А главу єго сребрену. А оусъ златъ." (Лаврентьевская летопись).Очевидно, что в описании не говорится ни о какой бритой голове Перуна, он изображен с белыми (серебрянными) волосами и золотыми усами. Скорее всего (руководствуясь правилом, что источники не описывают очеивдное, но обращают внимание на заметные отличия) волосы и борода Перуна были серебрянные, а усы золотые, тем самым выделяясь на лице идола. Более того, как сообщают нам летописи - если у человека, проходящего мимо Перуна, не было ничего для принесения жертвы, то тогда жертвовали волосы с головы и бороды.

2. Отсутствие традиции ношения бороды при первых киевских князьях.Можно сколько угодно говорить что первые киевские князья не носили бороды, но в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI в.) прямо говориться: "Аще пострижеть голову или бороду – епископу 12 гривен, а князь казнить". Текст закона относится ко времени отстоящем от правления князя Святослава на 40-50 лет. И в нем уже отмечено, что утрата бороды - одина из тягчайших обид - карается казнью. Очевидно, что за столь короткий срок, представления о чести и бесчестии не могут столь радикально изменится.

Причем надо отметить, что в Пространной редакции "Русской правды" (последняя четверть XI в.) наказание за повреждение бороды существенно уменьшается: "О бороде. А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже...". То есть спустя 60 лет после выхода Судной грамоты Ярослава, потеря бороды воспринималась как бесчестье, но уже не каралась столь строго.

3. Бритье волос и бороды славянскими народами.Если мы исследуем тему бритья волос и бороды славянскими народам, то обнаружим, что оно было весьма мало распространено, а там где фиксируется было следствием влияния иных народов.Так например в хронике архиепископа Дитмара говорится, что мораване брили бороду и усы, а голову коротко остригали по примеру живужих рядом с ними мадьяр (то есть не европеоидных кочевников пришедших из степи). Миниатюры Вюльфенбюттельского кондекса (кон. X в.) показывают нам бородатую и длинноволосую чешскую знать. Точно такие же изображения чехов даны в Вышеградском кодексе (1085 г.). (Нидерле Л., "Славянские древности").

Изображение из Вышеградского кодекса. Борода хорошо видна.

4. Связь прически русов с знатностью и военным сословием.Академик В. Янин: "...есть замечательное свидетельство Жильбера де Лануа, приезжавшего сюда в начале XV века: «В Новгороде все заплетают косы. Мужчины — одну, женщины — две». На рельефе из немецкого города Штральзунда того же примерно времени у новгородцев заплетены в косы и волосы, и бороды. Но таков был европейский канон изображения вообще всех людей с Востока, в том числе половцев, татар. Есть икона XV века «Молящиеся новгородцы», там бояре тоже с косами. И то же самое видно на деревянных скульптурках XI века. Эта прическа была характерна для элиты".

Археологические материалы новгородских раскопок. В июле 1995 года во время работ на Троицком XI раскопе было обнаружено целиком сохранившееся деревянное навершие, набалдашник которого был выполнен в виде объемного скульптурного изображения мужской головы. Лицо довольно выразительное, с короткой бородой и четко выделенными зубами. Прическа представляет собой прядь волос, заплетенных в тугую косичку.

Борода и длинные волосы заплетенные в косичку материалы Троицкого раскопа.

5. Изображения князей раннего киевского периода на монетах того времени.Если мы посмотрим на монеты (златники и серебренники) Владимира, то обнаружим там следующую картину.

Серебренник Владимира Святославовича. Борода у князя очень хорошо заметна (косая линия на побородке, ниже линии усов).

Златник Владимира Святославовича. Также хорошо заметна небольшая борода (при этом щеки князя бритые).

Изображения на монетах Ярослава МудрогоЗдесь вообще не довод в пользу гипотезы об оселедце и усах, а какой то анекдот. На монетах Ярослава Мудрого не изображался киевский князь, а чеканилось изображение Св. Георгия, что можно легко увидеть по нимбу, копью, щиту и надписи на монете.

3. Изображения в Радзивилловской летописиСитуация такова, что ссылающиеся на миниатюры расчитывают на то, что те, кто будет читать их рассуждения не видели иллюстраций из древних русских летописей. А там мы можем наблюдать совершенно противоположное их рассказам.

4. Изображения в Изборнике СвятославаВ этом сборнике действительно есть единственная миниатюра в которой пристутвуют князья без бород (но отмечу и без оселедцев). Однако эта миниатюра содержит и изображение князя с небольшой бородкой, очень похожей на ту с которой изображались князья Владимир и Ярослав. также надо отметить, что из четверых безбородых - трое это юноши, дети Святослава Ярославича. Так что пример этой миниатюры по меньшей мере очень спорный и ничего не доказывающий.

Дополнения:

Изображение князя Святослава из Радзивилловской летописи. Комментарии излишни.

Икона Св. кн. Глеба. Вторая четверть XI века. Еще один источник близкий по времени к Изборнику Святослава. У князя хорошо видна небольшая клиновидная борода.

ИСТОЧНИК

У Святослава не было оселедца Общеизвестно, что тюркско-балканско-польская материальная культура козачьей Украины XVI-XVIII вв. не имела ничего общего с материальной культурой Руси IX-XIII вв. Единственное, что могло бы их связывать, - внешность князя Святослава Игоревича, описанная в «Истории» Льва Диакона: бритый подбородок, длинные усы и бритая голова с клоком волос. Именно такую прическу носили запорожские козаки. Замечено, что похожую прическу носил и правитель гуннов Аттила:

…Для візан¬тійців Пріска та Лева Диякона «оселедці» Аттіли й Святослава слу¬жили чіткою прикметою їх високого лицарського статусу.(Олександр Галенко. Лук та рушниця в лицарській символіці українського козацтва:парадокси козацької ідеології і проблема східного впливу // Mediaevalia Ucrainica: ментальність та історя ідей, № 5.)http://www.ukrhistory.narod.ru/texts/galenko-1.htm

Интересно заметить, что казаки вмещали в себя как европейскую, так и восточную культуру. Одевались в традиционно восточный костюм. Казак имел прическу – «оселедець». Такую прическу носили: знаменитый царь гуннов середины V в. Аттила и киевский князь второй половины X в. Святослав – сын княгини Ольги.http://meria.dp.ua/culture/pravoslavie/?pid=454

Даже по описанию Атилла типичный росс/русс – бритая голова с чубом, такой же чуб мы наблюдаем у Святослава и у казаков...http://russdom.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?action=display&board=2001&num=1089738967&start=0Также замечно, что Лев Диакон, которому мы обязаны описанием внешности Святослава, в своей «Истории» обильно пользуется трудами своих предшественников:

Комментарий М.Я. Сюзюмова и С.А. Иванова: Лев Диакон так описывает мирные переговоры, как будто сам был их очевидцем. Но вряд ли это так. Он, возможно, правильно – по рассказам очевидцев – рисует наружность Святослава, но повествование его не вызывает доверия из-за особого пристрастия подражать древним авторам. В данном случае, как показал Газе, описание наружности Святослава напоминает описание Приском Аттилы. (Лев Диакон. История. М., 1988. С. 214.)

В самом деле, сравним описание Аттилы у Иордана и Приска Панийского и описание Святослава у Льва Диакона:

Иордан об Аттиле: Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил На все трепет, широко известный повсюду страшным о нем представлением. Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения.

Приск Панийский об Аттиле: Для прочих варваров и для нас были приготовлены роскошные кушанья, сервированные на круглых серебряных блюдах, а Аттиле не подавалось ничего кроме мяса на деревянной тарелке. И во всем прочем он выказывал умеренность: так, например, гостям подавались чаши золотые и серебряные, а его кубок был деревянный. Одежда его также была скромна и ничем не отличалась от других, кроме чистоты; ни висевший у него сбоку меч, ни перевязи варварской обуви, ни узда его коня не были украшены, как у других скифов, золотом, каменьями или чем-либо другим ценным.

Лев Диакон о Святославе: Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга: она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. (Лев Диакон. История. IX 11. М., 1988. С. 82.)

Сходство поразительное. Но речь идет не просто о сходстве. Как Аттила у Иордана и Приска, Святослав у Льва Диакона представлен как человек невысокого роста, с широкой грудью и курносым носом. А почти дословное повторение Львом слов Приска про одежду, которая ничем не отличалась от одежды приближенных, кроме чистоты, не оставляет сомнений в том, что Лев просто приписал Святославу внешность другого известного врага Римской империи - Аттилы, описанную его предшественниками, лишь добавив к ней известные ему черты физического облика руси (светло-синие глаза). Подобный вывод подтверждается всеми доступными нам историческими данными. До появления на Украине тюрко-монгольских племен «оселедец» был там неизвестен. Изображения скифов и сарматов свидетельствуют о том, что они носили длинные волосы и бороды.

Дополнительное доказательство того, что «оселедец» был впервые занесен на Украину гуннами, находим в Именнике болгарских ханов, где перечисляются древние правители Булгарского государства, в том числе те из них, которые правили на землях нынешней Украины:

Авитохолъ жытъ летъ 300, родъ емоу Дуло, а летъ ем(у) диломъ твиремъ.Ирник житъ летъ 100 и 8 леть, род ему Дуло, а леть ему диломъ твиремъ.Гостунъ наместникъ сый 2 лет(а), родъ ему Ерми, а летъ ему дохсъ твиремъ.Куртъ 60 леть, дръжа, родъ ему Дуло, а летъ ему шегоръ вечемъ.Безмеръ 3 лет(а), а родъ сему Дуло, а летъ ему шегоръ вечемъ.Сии 5 кънязь дръжаше княжение обону страну Дуная летъ 500 и 15 остриженами главами.И потомъ приде на страну Дуная Исперих князь, тожде я доселе.

Булгарская орда образовалась из остатков гуннов, откочевавших из Подунавья на восток вследствие поражения, которое нанесли гуннам готы после смерти Аттилы. Предполагается, что Авитохол Списка болгарских ханов – это и есть сам Аттила, а Ирник – его сын Эрнах. Для нас в вышеприведенном тексте особо примечательно указание на то, что гунно-булгарские ханы правили «обону страну Дуная» (т.е. на Украине) «остриженами главами».

Из болгарской Википедии:Ернак (гръцки: Ήρνάχ "Hernach") е третият син на Атила.След смъртта на Атила през 453 г., неговата империя се бързо разпада и останките и минават под властта на Ернак. Смята се, че той е царувал от 453 г. до 503 г. над българите утигури, племе което представлявало значителна част от бившата Хунска империя и населявало източната и част (дн.Украйна).Според Именник на българските ханове, владетел на име Ирник е бил начело на прабългарите в продължение на 150 години и началото на неговото царуване се отнася прибилизително към 453 г. Някои историци смятат, че Ернак и Ирнак са били една и съща личност.http://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BA

Европейским народам, включая славян, обычай бритья головы был совершенно чужд, в то время как на востоке он был распространен издавна очень широко, в том числе у тюрко-монгольских племен.

Германцы, в том числе викинги, отпускали длинные волосы. Это особенно касалось благородных людей, а зависимые люди зачастую были обязаны стричься коротко (что называется по-русски «в кружок»). Но это также относится и к славянам. Ученые согласны в том, что обычай брить голову был привнесен с Востока, где он был распространен с древних времен. Хеттский воин на рельефе в гробнице Херемхеба изображен с бритой головой, исключая клок волос, который с одной стороны достигает его плеча. В ирано-арабском мусульманском мире брадобрей всегда играл важную роль, и обычай брить голову, оставляя длинный клок волос с одной стороны (или с обеих сторон) хорошо задокументирован на протяжении столетий. У мусульман была особая причина оставлять один (или два) клока волос, обривая остальную голову. Согласно книге Thomas Herbert’s Travels in Persia, 1627-1629. ed. Sir William Foster (New York, 1929), p. 230, «Персы бреют волосы по всему телу, исключая верхнюю губу, на которой они отпускают длинные густые вислые усы, а также клок волос на макушке, за который, как они верят, их пророк после воскрешения вознесет их в рай. В остальных местах они бреют свою голову или трижды втирают в нее масло daway, после чего волосы на ней более не растут. Это вошло в обычай у восточных народов со времени провозглашения Корана арабами». Те же сведения можно найти и в работах других авторов, например: Samuel K. Nweeya, Persia, the Land of the Magi (6th ed.; Philadelphia, 1916), pp. 164-165.(Victor Terras. Leo Diaconus and the Ethnology of Kievan Rus’ // Slavic Review, 1965. Vol. 24, No. 3. P. 403.)

Чешский славист Любор Нидерле: Что касается прически и бороды, то у славян для неженатых, несомненно, существовал древний обычай носить длинные, нестриженные волосы, зачесанные на висках, какие мы видим, например, на изображениях Вольфенбюттельского кодекса или на фресках часовни в Зноймо. Если же в источниках конца языческого периода мы читаем о славянах на Руяне и о мораванах нечто иное, то это лишь результат чужеземного влияния. Руяне в XII веке брили бороду, а волосы стригли, мораване же, как об этом ясно говорят источники, по примеру мадьяр бороду и усы брили, а голову коротко остригали. Вообще же у славян коротко остриженные волосы были признаком рабства, и тот, кто свободному человеку остригал волосы или бороду, подвергался наказанию. (Л. Нидерле. Славянские древности. М., 2001. С. 258-259.)

Дмитрий Зеленин: Прическа с оселедцем была заимствована [украинцами] у восточных народов. В 1253 г. ее описал Рубрук в Золотой Орде Бату на Волге; в 1504 г. генуэзец Джорджи указал на ее бытование среди черкесов на Кавказе. (Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin, 1927. S. 245.) (Последнее сообщение особенно важно ввиду того, что в России украинских козаков называли черкасами, т.е. черкесами.)

Рубрук о прическе монголов: Мужчины выбривают себе на макушке головы четырехугольник и с передних углов ведут бритье макушки головы до висков. Они бреют также виски и шею до верхушки впадины затылка, а лоб до макушки, на которой оставляют пучок волос, спускающихся до бровей. (Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрука. Глава 8. О бритье мужчин и наряде женщин.)http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/rubruk.htm

Гунны

Тюрки Первого тюркского каганата

Булгарский хан Аспарух

Битва руси с хазарами (на переднем плане сидящий хазарин)

Печенег

Битва поляков с турками

Итак, можно с уверенностью утверждать, что обычай бритья головы славянам и руси был совершенно чужд. На Украину он был впервые занесен гуннами, столетиями бытовал у обитавших на украинских землях тюрко-монгольских племен – аваров, хазар, печенегов, половцев, монголов, турков и пр., пока не был наконец заимствован запорожскими козаками вместе со всеми остальными тюрко-монгольскими традициями Сечи. Внешность, которую Лев Диакон приписывает русскому князю Святославу Игоревичу, на самом деле является внешностью гуннского правителя Аттилы. Подлинную же внешность Святослава – с длинными волосами и бородой – донесли до нас миниатюры греческих и русских летописей.

Своей внешностью Святослав ничем не отличался от других русских князей, чьи изображения сохранились до нашего дня.

Олег

Владимир I Святославович

Борис

Ярослав I Владимирович

Святослав II Ярославич

Ярополк Изяславич

Ярослав II Всеволодович

Латинский оригинал:182 Cuius exercitus quingentorum milium esse numero ferebatur. Vir in concussione gentium natus in mundo, terrarum omnium metus, qui, nescio qua sorte, terrebat cuncta formidabili de se opinione vulgata. Erat namque superbus incessu, huc atque illuc circumferens oculos, ut elati potentia ipso quoque motu corporis appareret; bellorum quidem amator, sed ipse manu temperans, consilio validissimus, supplicantium exorabilis, propitius autem in fide semel susceptis; forma brevis, lato pectore, capite grandiore, minutis oculis, rarus barba, canis aspersus, semo nasu, teter colore, origenis suae signa restituens.http://www.thelatinlibrary.com/iordanes1.html

Что еще раз свидетельствует о том, что Лев Диакон приписал Святославу внешность Аттилы.

ИСТОЧНИК

anisiya-12.livejournal.com

Рерих Святослав Николаевич: картины, биография художника

Рерих Святослав Николаевич появился на свет в Петербурге 10 октября (23 по старому стилю) 1904 г., умер 30 января 1993 года в индийском городе Бангалор. Это величайший живописец русского происхождения, с 30-х годов ХХ столетия проживавший и творивший в Индии. Сын Елены и Николая Рерихов — прославленной творческой семьи общественных деятелей.

Особенности творчества художника Святослава Рериха: полотна руки этого мастера отличает глубокий символизм, присущий им наравне с реалистичностью изображаемого. Своими работами автор демонстрирует верность гуманистическим идеалам, он посвящает их борьбе за мирное сосуществование народов разных вероисповеданий и национальностей. С этой целью им используются, казалось бы, трудно сочетаемые и даже в каком-то смысле противоположные художественные концепции. Реализм русской школы живописи Святославу Рериху удается переплетать с традициями западного искусства в его лучших периодах. В этом причудливом узоре стилей находят себе место и индийские мотивы, которыми буквально пропитано творчество художника, долгое время жившего в этой стране с неисчерпаемыми сокровищницами искусства.

Известные картины Святослава Рериха: «Чаша Будды», «Джавахарлал Неру», «Красная земля», «Вечная жизнь», «Весна», «Огненный дракон», «Священная флейта», «Мой дом».

Будучи сыном таких родителей, как Николай и Елена Рерих, будущий художник с детства имел возможность развивать свои разносторонние способности в искусстве, доставшиеся ему по наследству от отца — великого живописца.

И мать, и отец всячески поощряли стремление сына к рисованию, развивали его природную склонность к естественным наукам. Благодаря этому талант Святослава Рериха раскрылся в полной мере, в чем может убедиться каждый человек, обративший внимание на любую из его картин.

Роль отца в становлении творческой личности художника

Первой творческой попыткой этого живописца можно считать потрет, созданный им еще в подростковом возрасте, на котором автор запечатлел своего отца. По тому, кого выбрал Рерих Святослав Николаевич в качестве своей первой модели, можно судить о значимости фигуры родителя в его становлении. С самых ранних лет Святослав всячески участвовал в разносторонней деятельности семьи — помогал отцу с холстами и красками, иногда сопровождал в путешествиях по городам России, которые Николай Рерих часто посещал в рамках своего увлечения археологией. Их тесная связь сохранялась и позже: во многих работах Рериха Святослава Николаевича прослеживается сходство с поздними произведениями его отца.

Семья Рерихов в начале ХХ столетия переехала в Европу, где и продолжалось обучение и становление одаренного юноши. Изучая архитектуру в лондонской Академии искусств, Святослав Рерих не бросил писать картины. И снова его стремления нашли поддержку и одобрение у отца. Вместе они создали декорации для постановок великих русских опер в лондонских театрах. Николай Рерих отзывался о творчестве своего сына как об образце небезразличного, пылкого отношения к живописи, благодаря которому ему и удается достичь столь впечатляющего результата. Он отмечает напряженность всех элементов картин Святослава Рериха, несмотря на это находящихся в удивительной гармонии, называет талант сына «высоким даром», несущим радость и всем окружающим.

Американский период жизни Святослава Рериха

Данью уважения к личности отца можно считать тот факт, что Святослав Николаевич Рерих вступил на должность вице-президента музея Corona Mundi, посвященного его отцу. Тогда же он в первый раз попал в Индию, с чего и началось знакомство живописца особенностями индийской культуры, впоследствии целиком и полностью покорившей его сердце.

В Америку Рерих приехал, чтобы продолжить свое архитектурное образование, чем он и занимался поначалу в Колумбийском университете, а потом в Гарварде. Для развития своих разносторонних наклонностей этого он считал не достаточным, поэтому параллельно посещал отделение скульптуры, работал над иллюстрациями для книг, писал картины, в том числе и в графическом направлении.

В этот период вплетается его будущая индийская жизнь. Целью первой поездки в эту страну для Святослава Николаевича Рериха была помощь семье во время Центрально-Азиатской экспедиции.

После поездки он вновь вернулся в Америку, где его художественная деятельность не осталась без внимания критиков. Талант Рериха впервые был признан ими после выставки его работ в Нью-Йорке, вызвавшей определенный ажиотаж в СМИ. В 1925 году он получил высшую награду на выставке, приуроченной к 150-летию Филадельфии, на экспозиции было представлено около сотни его работ.

Индия — ее значение для творчества живописца

Как только обучение подошло к концу, художник переехал в Индию, где на тот момент уже жила его семья. Там он с тем же рвением, что и в США, активно включился в общественную и культурную жизнь, постигая ее особенности и отдавая дань ее очарованию в своих картинах. Рерих был настолько влюблен в Индию, что считал ее своей второй — духовной — родиной. Гимном любви к этой стране с многовековыми утонченными традициями можно считать многие замечательные по своей внутренней силе полотна автора.

Здесь Святослав Рерих пишет несколько десятков картин уже с колоритом, присущим индийским культуре. Так, в 1933 году он закончил «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии». Это полотно принято считать одним из самых значительных его произведений. Признание по-прежнему сопровождает Рериха, и его полотна, на которых изображены во весь рост Индира Ганди и Джавахарлал Неру — индийские премьер-министры — до сих пор служат украшением Центрального зала, где располагается парламент Индии.

Здесь же, в духовной атмосфере гармонии со всем миром, художник нашел спутницу жизни, которой стала известная индийская киноактриса Девика Рани. Рерих Святослав Николаевич познакомился с ней на съемках фильма, для которого он создавал декорации. Девика Рани стала источником вдохновения для художника и его верным другом и спутником во всех начинаниях.

Картины Святослава Николаевича Рериха: духовная портретистика

Портретистика — это то, с чего начал свое становление этот мастер. Благодаря его настойчивости и активному непрекращающемуся саморазвитию ему удалось достичь вершин в этом жанре. Его портреты поражают не поверхностным, внешним сходством, а глубинным соответствием личности того человека, который предстает перед зрителем. По картинам Святослава Николаевича Рериха хорошо виден его подход к созданию портрета, состоящий в том, чтобы создать не просто сходство, а сходство внутреннее, духовное.

Присутствуют среди его произведений и пейзажи, эпические, глубоко символичные полотна. Все они свидетельствуют о мастерстве и виртуозности Святослава Рериха, о его склонности к нестандартным решениям в воплощении своих задумок.

Картины Святослава Николаевича Рериха отличаются исключительным изяществом подачи и лаконичностью. Они максимально точно передают духовный облик человека, его глубинную сущность и характер.

Особенно много среди полотен Рериха Святослава Николаевича портретов его семьи. Однако, несмотря на безусловное влияние личности Николая Рериха на его творчество, этот великий живописец является самобытным автором, чей стиль и техника, перекликаясь с отцовской, представляют собой совершенно иную манеру исполнения.

artchive.ru

Владимир Киреев "Князь Святослав" - Искусcтво на тему войны .

Молодой художник Владимир Киреев  является дипломником Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова, а также лауреатом Всероссийских и областных конкурсов живописи. Картина "Князь Святослав"   - его дипломная работа. Сам же он говорит, что в задумках у него большая серия картин, посвящённых как истории дохристианской Руси, так и истории России Нового Времени.

  "Князь Святослав"   (фрагмент  )

эскиз к картине "Взятие хазарской крепости Итиль князем Святославом"

"БЫТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЫ ЕСТЬ !" Фрагменты из переписки с художником:

"...Почему я написал образ Великого князя и вообще взял этот период времени.. Попытаюсь ответить.. Но, думается мне, вряд ли сейчас скажу что-то новое. Да и писательским красноречием я не обладаю. Скорее просто поделюсь своим мнением. Не буду сейчас писать о выдающихся заслугах этого гениального полководца. О них и так все знают. Его "Иду на Вы!" пронзило века, а "Мёртвые сраму не имут!" всегда было девизом наших воинов - и прошлого и современности. Он был образцом мужества и смелости в сочетании с дипломатическим складом ума, качеств, которых так не хватает всем нам сегодня... Для меня историческая картина - это встреча зрителя(да и самого художника)с самим собою, прикосновение к той стихии, которая заложена в каждом из нас генетически..

...Я православный христианин. И меня всегда несколько удивляло, что почему-то в среде православных многие интересуются Историей России в большей степени начиная с 988 года, дохристианскому же периоду зачастую не уделяется должного внимания. Ведь до принятия христианства у нас были не менее великие предки, чем после, не менее грандиозные победы и гениальные полководцы. Мне кажется во всей нашей истории есть нечто цельное, то, что иностранцы называют "загадочной русской душой". Помните, ещё Бердяев (да и не только он) видел два противоположных начала русской души: языческая стихия и аскетическое православие..

..В старом советском фильме "Легенда о Тиле" главный герой в память о своём сожжённом на костре отце говорил:"Пепел Клааса стучит в моём сердце!" Мне кажется наша основная задача сейчас - это пробуждение в себе Памяти. Прислушайтесь к своему сердцу. Ведь оно такое же обычное, как у наших родных людей, отца и матери, дедов и прадедов.. и стучит точно также , как стучало у наших предков. В сердце нашем стучит пепел тех, кто не жалел своих жизней во имя того, чтобы мы не были стёрты с лица истории. Оно качает нашу кровь, точно такую же, которой были политы поля сражений за наше Отечество и в бессмысленном самоубийстве народа в братоубийственных войнах.

За нами стоят сонмы прошлых поколений среди которых были язычники и православные, дворяне и крестьяне, белогвардейцы и красноармейцы. Я верю, что когда стук наших сердец, прежде всего благодаря пробуждению памяти сольётся в единый стук Сердца Народа, тогда наступит преображение нашей Родины.. Пробуждение Духа и оставление всего слабого и деградировавшего в себе. Обращение массы в Народ. А когда наступит единство духовное, основанное на Памяти, Чести, Нравственности, Жертвенности, Высокой Культуре и Великих Традициях, тогда уже не важно будет какой у кого статус в обществе, какие географические границы нас разделяют и всё то, что нам сейчас кажется таким непреодолимым..

Я считаю, что мы не"потерянное" поколение, но Новая сильная генерация молодых людей, которая, думая о будущем и помня прошлое, строит настоящее, живёт здесь и сейчас! Поколение, которое чувствует ответственность перед Родиной, поколение которому надоело то, чем нас кормит современная изжившая себя псевдокультура со своими лживими потребительскими ценностями и дегенеративным искусством. Мы наследники Великой культуры, классической русской живописи, музыки, литературы! Я верю, что если жить принципом "Быть больше, чем ты есть!", то уже многое изменится. Ведь если мы так мыслим, если мы усилием Воли и Духа стараемся превосходить сами себя, свою примитивную суть, и при этом являемся частью общества, значит и весь организм Народа ощутит эти движения. Значит настанет период перезагрузки и обновления..

art-war-ru.livejournal.com

Великий князь Святослав Игоревич

18.11.2013

Великий князь Святослав Игоревич.

Давно канула в лету эпоха дохристианской Руси, однако в памяти народной до сих пор живут имена героев тех далеких лет и их ратные подвиги. Одним из выдающихся людей того времени и величайшим русским полководцем был Святослав Игоревич, Великий князь Киевский.

Конец I тысячелетия нашей эры в какой – то мере можно назвать переломным для русской земли. С запада уже началось распространение христианства, тогда как Русь до той поры все еще оставалась языческой, на востоке и юге русское государство постоянно находилось под угрозой хазарских и печенегских набегов. Вот в такое неспокойное время и появился на свет князь Святослав. Отцом его был Игорь, Великий князь Киевский и Новгородский, сын основателя династии Рюриков, матерью – княгиня Ольга. Согласно Ипатьевского списка, рождение князя Святослава Игоревича относится к 942 году, однако другие летописные источники называют 930 год.

На сегодняшний день память о Великом князе Святославе увековечена не только в художественных изображениях и скульптурах, но и в рисунках на различных предметах одежды и сувенирах, в частности, в нашем интернет военторге Военпро вы можете приобрести футболки с изображением Великого князя Святослава.

В 945 году древлянами был убит отец князя Святослава, Игорь, и формально Святослав становится Великим князем, однако в связи с малолетством князя Святослава  фактической правительницей Руси становится его мать, княгиня Ольга. Впрочем, она продолжала управлять государством и после его совершеннолетия ввиду полного отсутствия у князя Святослава Игоревича интереса к хозяйственной и административной деятельности.

С малых лет Великий князь Киевский Святослав Игоревич стал постигать азы воинского искусства. Его учителями становятся варяг Асмуд, по свидетельству некоторых летописцев приходившийся юному князю Святославу дядькой, и воевода Киева Свенельд. Вместе с Асмудом еще в детстве князь Святослав участвовал в экспедициях к эстам, самоедам, финнам, вероятно, принимал участие и в морских походах русичей. Стратегию и тактику ведения боев князь Святослав Игоревич изучал под руководством воеводы Свенельда.                                                        

Походы князя Святослава

Едва возмужав, начинает собирать князь Святослав дружину. В то же время мать князя Святослава, княгиня Ольга, принимает христианство, и пытается склонить к принятию православной веры и сына, который категорически отказывается от крещения. До конца жизни князь Святослав Игоревич поклонялся языческим богам, в частности, Перуну, покровителю князя и княжеской дружины, и Хорсу, олицетворению Солнца. Ввиду этого мы предлагаем вашему вниманию толстовки с изображением князя Святослава Великого на фоне символического изображения Солнца.

К двадцати годам князь Святослав Игоревич становится опытным и умелым воином, под стать ему подобралась и дружина, и с этого момента начинаются самостоятельные походы князя Святослава, причем целью их была отнюдь не нажива, что был редкий случай для того времени.

Великий князь Киевский Святослав Игоревич стал успешным «собирателем земель», значительно расширив границы Древнерусского государства, которое за годы правления князя Святослава стало самым крупным в Европе и одним из самых больших в мире. Русским историком Н. Карамзиным князь Святослав Игоревич был охарактеризован как «Александр Македонский древнерусской истории».

Хазарский поход Святослава

В 964 году дружина князя Святослава выступила в восточном направлении с целью послабления влияния Хазарского каганата. Начало разгрома Хазарского каганата было положено в 964 году, 3 июля. Впоследствии эта дата стала считаться Днем памяти князя Святослава Храброго.

Однако здесь необходимо заметить, что вышеприведенные данные, описанные в «Повести временных лет», несколько отличаются от других летописных источников, авторы которых относят хазарский поход Святослава к более позднему времени (965 или 966 годы).

При подготовке наступления на хазаров, Святослав отказался от фронтального натиска через междуречье Волги и Дона, вместо этого он предпринял грандиозный для того времени обходной маневр. Для начала князем Святославом были покорены славянские племена вятичей, зависимые от хазар. Следующим ходом князь Святослав Игоревич разгромил буртасов и волжских булгар, так же подчинявшихся Хазарскому каганату, тем самым обеспечив безопасность северного фланга своего войска. Не ожидавшие нападения князя Святослава с севера, хазары были полностью дезорганизованы, что дало возможность князю Святославу Игоревичу взять их столицу – Итиль.

Далее наступая на хазар, Святослав разгромил их важнейший опорный пункт – крепость Семендер и поставил на ее месте русский форпост Белая Вежа. Так же во время похода князем Святославом были покорены племена касогов, поле чего на Таманском полуострове им было основано Тмутараканское княжество.

Разгром Хазарского каганата Святославом положил начало доминированию Киевской Руси на востоке Европы. Значимость победы Святослава над хазарами обусловлена еще и тем, что через земли хазар и волжских булгар в то время проходил важнейший торговый путь – Великий шелковый и после разгрома Святославом Хазарского каганата русские купцы получили возможность беспошлинно торговать с восточными государствами, что благоприятно сказывалось на экономике Киевской Руси.

Однако военная деятельность князя Святослава на этом не закончилась. После закрепления на восточном направлении устремления князя Святослава Игоревича обратились к Западу, в сторону Дуная. Летописи говорят, что с того времени перед началом нападения соперники князя получали послание от Святослава: «Иду на вы!».

На сайте нашего интернет военторга вы можете купить различные предметы с изображением князя Станислава Великого на фоне его оберега – символа Солнца, в частности, флягу и кружку с изречением «Солнце за нас!».

Болгарские походы князя Святослава                                                

В 967 г. Византийская империя заключила с Киевом антиболгарский договор, и дружина князя Святослава выступила в поход к дунайским берегам. Однако не только союзный договор подстегивал устремления князя Святослава Игоревича в западную сторону. Во время хазарского похода Святослава многие хазары укрылись у болгар, бывших их союзниками, таким образом, и хазарский фактор сыграл немалую роль в болгарском походе князя Святослава Великого.

В одной битве князь Святослав добился господства над Восточной Болгарией и обосновался в Переяславце. Здесь следует отметить, что, по свидетельству летописцев, после разгрома болгарского войска дальнейшие отношения князя Святослава Игоревича с болгарами были самыми дружественными, по – видимому из-за того, что в Болгарии в то время еще не было распространено христианство и дружина князя Святослава видела в болгарах своих единоверцев и братьев по крови.

Однако мирная жизнь князя Святослава Великого продолжалась недолго. В скором времени из Киевской Руси Святославу пришло известие о нападении на Киев печенегов. В то время в столице Руси оставалась княгиня Ольга и сыновья князя Святослава, воспитанием которых она занималась.

Получив известие о нашествии печенегов, Святослав со своей личной дружиной поспешил на помощь Киеву, оставив в Переяславце воеводу Волка. По пути к дружине князя Святослава присоединилось большое количество «воев» (так во времена Киевской Руси называли всех лиц, владеющих оружием). При подходе князя Святослава Игоревича к Киеву печенеги бежали, но уйти им удалось недалеко.

После основательной трепки, заданной им Святославом, печенеги принесли извинения и запросили мира.

Тогда же князь Святослав Храбрый узнает от печенегов, что подстрекателем в этом набеге выступал уже сильно потрепанный Хазарский каганат, и тогда же он второй раз отправляется в поход на хазар. Второй хазарский поход князя Святослава завершился полным разгромом каганата, его столица была разрушена.

И, как и после любой своей победы, князь Святослав со дружиною благодарил своих богов, принесших им удачу, а у нас на сайте среди различных товаров с изображением князя Святослава Великого вы можете приобрести оригинальные зажигалки.

По возвращении князя Святослава Игоревича в Киев умирает его мать, Ольга, являвшаяся фактической правительницей Киевской Руси во время отсутствия сына. Государственное правление князь Святослав решил по-новому: княжить в Киеве он посадил сына Ярполка, на древлянское княжение был посажен сын Святослава  Олег, на новгородское – Владимир. Сам же князь Святослав Храбрый в 969 году вновь пошел с войском на Болгарию, откуда поступали тревожные известия. Болгарский царь Петр, заключавший перемирие со Святославом Великим, отрекся от престола, новый царь Борис II разорвал мирное соглашение с русами и начал боевые действия против оставшихся в Болгарии русских гарнизонов. Воевода Волк, остававшийся в Переяславце, не смог противостоять превосходящему противнику и спустился на ладьях по Дунаю, где объединился с войском шедшего ему на подмогу князя Святослава Игоревича. Переяславец был взят вторично, но  на этот раз битва была кровопролитной.

После взятия Переяславца князь Святослав Великий двинулся вглубь Болгарии и, практически не встретив сопротивления, вошел в ее столицу – Преслав, где болгарский царь Борис признал себя вассалом князя Святослава Великого.

В это же время в Византии, бывшей ранее союзником князя Святослава Великого, происходит смена власти, и новая большая война становится неизбежной.

Для тех, кому интересна история земли русской, наш военторг Военпро приготовил большое количество сувениров, в том числе и с изображением князя Святослава Игоревича. В частности, у нас можно приобрести подарочный брелок с портретом Святослава Великого на фоне солнечного Коловрата.

Война князя Святослава с Византией

Весной 970 г. князь Святослав Игоревич, заключив союз с болгарами, венграми и печенегами, начал наступление на византийские владения во Фракии. Генеральное сражение произошло в 120 км от столицы Византии - Константинополя. В этой битве князь Святослав понес большие потери, однако ему удалось подступить вплотную к городу, после чего Святослав Великий отступил, взяв при этом большую дань. После этого в течение года военные действия не предпринимались ни одной из сторон, пока в 971 году, в апреле, Иоанн I Цимисхий, ставший незадолго до этого византийским императором, не начал боевые действия против князя Святослава Игоревича. Практически сразу византийцам удалось захватить болгарскую столицу Преслав, после чего Иоанн I начал осаду Доростола, где находились основные силы русского войска во главе с князем Святославом.

В течение трех месяцев осады продолжались непрерывные стычки, пока 21 июля не состоялось еще одно генеральное сражение, в котором Святослав Храбрый был тяжело ранен. В ходе боя ни одна из сторон не достигла желаемых результатов, однако после него князь Святослав Игоревич вступил в мирные переговоры с византийцами.

В результате между князем Святославом Игоревичем и византийским императором был заключен почетный мир, согласно которому русичи получали огромные репатриации с условием отказа от болгарских владений.

После заключения мира Святослав Великий с войском покинул пределы Болгарии. Благополучно достигнув устья Днепра, князь Святослав Игоревич предпринял попытку подняться до порогов на ладьях, однако это ему не удалось, и войско князя Святослава осталось зимовать в устье реки. Весной 972 г. князь Святослав Игоревич вновь тронулся в путь, однако бывшие союзники – печенеги поджидали его возле днепровских порогов. Завязался бой, во время которого Святослав Великий погиб.                                                                   

Древнерусский князь Святослав Игоревич

Уже в течение многих веков историки занимаются изучением личности Святослава Великого, и надо сказать, что мнения о нем неоднозначны, однако вклад этого талантливого полководца в историю развития русского государства несомненен, и не зря Святослав Храбрый входит в первую десятку великих полководцев мира.

Исследования продолжаются и по сей день – в 2011 на дне Днепра был найден старинный меч, предполагают даже, что владельцем меча был сам князь Святослав. В пользу этого предположения говорит богато отделанная рукоять меча. После реставрации «меч Святослава» хранится в музее г. Хортица.

Однако личность Святослава Великого интересует не только ученых мужей, память о князе Святославе живет и в сердцах простых людей, о чем говорят памятники Святославу Храброму. Их несколько – памятник князю Святославу установлен в Киеве, а на территории России скульптурное изображение Святослава Храброго можно увидеть на барельефе в Великом Новгороде, а близ Белгорода в память о Святославе Великом в 1040 летнюю годовщину победы над хазарами была установлена конная статуя князя Святослава работы скульптора Клыкова.

Жизни и подвигам князя Святослава Великого – последнего языческого князя Руси, посвящено множество художественных полотен, о нем снимаются фильмы и пишутся песни.

Наш же интернет военторг Военпро предлагает вам оригинальные сувениры с изображением легендарного князя, среди которых есть магнитики и наклейки «князь Святослав».

С полным ассортиментом товаров на тему Древних русичей, славян, родноверия и солнечного Коловрата вы можете ознакомиться, пройдя по данной ссылке.

Похожие статьи:

voenpro.ru

Князь Святослав – биография - Русская историческая библиотека

Святослав Игоревич, великий князь Киевский, был сыном Игоря Рюриковича. После несчастной кончины отца (945), он остался младенцем, под опекою своей матери, великой княгини Ольги. Воспитание юного Святослава было поручено боярину Асмулу, который взял его с собою в поход против мятежных древлян (946 г.), и копье, брошенное слабою рукою отрока, было знаком к началу сражения под Коростенем.

Ольга, принявшая христианство, напрасно старалась отвлечь своего сына от идолопоклонства. Святослав оказывал матери привязанность и уважение, но отвергал все её просьбы и увещания касательно перемены веры. Он оставался поклонником Перуна, следуя примеру любимой своей дружины, составленной из ревностных защитников русского язычества. Возмужав в военном стане, Святослав любил проводить дни в поле, в кругу собранных войск; разделял с дружинниками их суровую жизнь, труды и простую пищу, не заботясь укрывать себя от холода и непогоды; свод небесный служил ему шатром, а седло – изголовьем. В 964 году Ольга передала воинственному сыну своему правление государством.

Памятник князю Святославу

Памятник князю Святославу в Запорожье

 

Берега Оки, Дона и Волги были свидетелями первых подвигов князя Святослава. Он покорил вятичей по Оке (965), и это ввело его в войну с хазарами. Разбив хазарского кагана, Святослав взял его укрепленную столицу Саркел (Белую Вежу) на Донце. После этого Святославу покорилась вся Донская держава хазар, так что под властью кагана едва лишь удержалась часть Крыма. Вслед за тем Святослав обратился (966 г.) к Босфору Киммерийскому (Керченскому проливу), где утвердил свое владычество, обезопасив новое русское княжество Тмутараканское победами над окружавшими его племенами ясов (осетинов) и касогов (алты-казаков в Абхазии). Распространив, таким образом, пределы Руси до Кубани и Кавказских гор, князь Святослав возвратился в Киев.

 

 

В 967 году открылась знаменитая война Святослава с Византией за Болгарию. Святослав с 60-тысячной дружиною бросился к берегам Дуная, рассеял болгар, занял всю их землю, и гордясь успехами русского оружия, избрал своею столицею крупный болгарский город Переяславец. Печенеги, подучаемые греками, желавшими удалить Святослава с Балкан, воспользовались его отсутствием и осадили Киев (968 г.). Воевода Претич сумел хитростью спасти город и семью великого князя, который, поспешно возвратившись в отечество, прогнал печенегов в степи, восстановил спокойствие в Руси, и снова начал мечтать о дунайских завоеваниях, о счастливой, щедро наделенной дарами природы Болгарии.

Князь Святослав

Памятник князю Святославу в селе Старые Петровцы, Киевская область

Автор фото - Юля Крилова

 

После кончины своей матери Ольги, князь Святослав созвал боярский совет и объявил о своем намерении соединить Болгарию с Русью. Управление Киевом он на время своего нового похода против византийцев поручил своему старшему сыну, Ярополку; древлянской землею – Олегу, а в Новгород назначил Владимира; подобным образом и в Болгарии он оставил двух туземных царевичей, Романа и Бориса Петровичей (сыновей умершего царя Петра). В своем же лице, князь Святослав сосредоточил верховную власть над Русью и Болгарией, справедливо называя Дунай серединой земель своих, откуда он устремлял свой орлиный взор на все славянские племена.

Но князю-язычнику Провидение не судило быть совершителем этого великого подвига: новый византийский император Иоанн Цимисхий дал ходу войны совершенно другой оборот. Вторая война с Византией обессмертила обоих героев, Святослава и его достойного соперника, но кончилась в пользу последнего. Русские, в начале второго похода дошедшие до Адрианополя, в конце его, по Доростольскому миру, обязались оставить Болгарию и возвратиться в Россию. Так рухнули замыслы Святослава.

Тризна

Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом. Картина Г. Семирадского, 1884

 

После того как посол Феофил Синкел и русский воевода Свенельд заключили от имени своих государей мирный договор (971 г.), состоялось свидание Цимисхия с князем Святославом на берегу Дуная. Императора сопровождала блестящая свита; Святослав же приплыл в лодке, в простой белой одежде, сам управляя веслом. Святослав обязался не воевать с Грециею и отказаться от Болгарии; Цимисхий обещал покровительствовать торговле русских купцов в Константинополе. Они расстались внешне дружелюбно, но в уме Цимисхия уже созревал замысел погубить русского князя.

Святослав и император Иоанн Цимисхий

Встреча князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием на берегу Дуная. Картина К. Лебедева, ок. 1880

 

Святослав поплыл из Доростола Дунаем и через Черное море достиг устья Днепра. Там, не слушая советов Свенельда, предлагавшего обойти Днепровские пороги сухим путем, он остался зимовать в Белобережье. Весною 972 года, с горстью войска, изнуренного недостатком в пище, Святослав отправился далее. Между тем печенеги, извещенные Цимисхием о малочисленности русской дружины, засели в засаду близ порогов и напали на киевского героя. Князь Святослав погиб (972 г.) в этой битве. Из его черепа печенежский князь Куря сделал себе застольную чашу. Свенельд с малым числом воинов спасся и принес в Киев печальную весть о гибели великого князя.

По словам византийского современника, Льва Диакона, бывшего свидетелем дунайского свидания двух государей-героев, Святослав был среднего роста, довольно статен; имел голубые глаза, но мрачный вид, густые брови, плоский нос и широкую грудь. Он носил длинные усы, редкую бороду, на голове чуб (как впоследствии носили Запорожские казаки), а в ухе золотую серьгу с жемчугом и рубинами.

Князь Святослав отличался твердостью воли и духа в предприятиях и опасностях, суровой жизнью в поле, мужеством в битвах, был великодушен и действовал всегда открыто, извещая врагов о своем нападении.

Подробнее прочитать о князе Святославе можно в «Истории государства Российского» Карамзина, исследованиях А. Д. Черткова и Н. В. Савельева-Ростиславича. Критический обзор всех мнений о Святославе дан в изданной до революции книге Александрова «Современные исторические труды в России».

 

rushist.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта