ЖИЛИНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич – Галерея произведений (87 изображений). Жилинский картины
ЖИЛИНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич – Галерея произведений (87 изображений).
Д.Д.ЖИЛИНСКИЙ
(1927 – 2015)
В современном художественном мире Дмитрий Жилинский занимал особое место. Он буквально ворвался в искусство в середине 1960-х годов. Показанные на выставках сразу после создания картины «Студенты. В скульптурной мастерской», «У моря. Семья», «Гимнасты СССР» заставили говорить о Жилинском как об одном из новаторов современной живописи.
Зрителей поразило многое: активная роль цвета, линейная динамика композиции, монументальность пластического решения. Но главное – стало очевидным, что едва ли не впервые в отечественной живописи послевоенного периода появился мастер, сумевший переложить высокий стиль европейского Ренессанса и древнерусской иконописи на язык современности.
Именно эти, ставшие этапные произведения, в которых предстала в концентрированном виде особая живописная манера Жилинского, определили его место и значение в нашем искусстве.
Определяющая роль в работах художника принадлежит цвету, локально покрывающему большие зоны. Контрастное противопоставление взаимно усиливает звучание красок и выделяет разные планы действия. Немалую роль приобретает силуэт, несущий в себе заряд пластической выразительности формы.
Эти эффекты не случайны и связаны с обращением Жилинского к технике темперной живописи по левкасу, история которой идет от древнерусского искусства и традиций письма старых европейских мастеров. Это придает современным по тематике работам художника подлинно классическое внутреннее содержание.
Дмитрий Дмитриевич Жилинский родился 25 мая 1927 года в селе Волковка близ Сочи. Внучатый племянник художника В.А.Серова, состоял также в родстве с семьями художников Ефимовых и Фаворских.
Учился в МИПиДИ (1944-1946) на факультете стекла, в МГХИ (1946-1951) у А.М.Грицая, П.Д.Корина, Н.М.Чернышева и В.Н.Яковлева.
Участник многих отечественных и зарубежных выставок, неоднократно проходили персональные выставки художника, в т.ч. в Государственной Третьяковской галерее (2007) и Государственном Русском музее (2012-2013).
Член МССХ (с 1955), МСХ (с 1991), СХ России (с 1992). Член корреспондент (1980) и действительный член (1985) АХ СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), лауреат Государственной премии РСФРСР имени И.Репина (1985), народный художник РСФСР (1987), член Президиума РАХ (1987), лауреат Государственной премии России (1998).
Преподавал в МГХИ (1951-1973), в МПИ (1973-1980, заведующий кафедрой рисунка, живописи и композиции), профессор (1966). Автор воспоминаний и статей по искусству и художественном образовании.
Дмитрий Жилинский ушел из жизни 29 июля 2015 года…
1. Жилинский Дмитрий «Портрет жены» 1953 Холст, масло 85х70 2. Жилинский Дмитрий «Утро» 1954 Холст, масло 120х82,5 Государственная Третьяковская галерея
cultobzor.ru
Дмитрий Жилинский
Дмитрия Жилинского по праву можно назвать одной из центральных фигур в советском искусстве. По содержанию и художественному языку его творчество не укладывается в рамки какого-либо одного направления. Скорее оно само по себе стоит у истоков целой школы и формирует самостоятельную, глубоко продуманную и разработанную в совершенстве живописно-пластическую систему. Оно несет в себе черты яркой художнической индивидуальности, интеллектуализма в лучшем смысле этого слова, серьезного и углубленного самоанализа, наконец, из недр души исходящей потребности в постоянном активном общении со зрителем.
Жилинский пришел в искусство в середине 1950-х годов. Бок о бок с ним начинали свою творческую биографию такие мастера, как Таир Салахов, Николай Андронов, Виктор Иванов, Гелий Коржев и др. Критика дала имя поднявшейся в эти годы новой волне, к которой в какой-то мере принадлежал Дмитрий Жилинский, назвав ее "суровый стиль".
Слово «суровый» с трудом ассоциируется с тонкостью, деликатностью, изысканностью живописи художника. Лишь ряд ранних произведений можно отнести к этому направлению. Уже со второй половины 1960-х годов Жилинский эволюционировал от монументальности и обобщенности к камерности и психологической глубине.
"Еще со студенческих лет он поражал и товарищей, и учителей своим трудолюбием. Своей жаждой работать. И стремлением довести свою работу до завершения. Стремлением сделать вещь.
Этот подход, пожалуй, лежит не только в основе его великолепного мастерства. Как средневековый ремесленник, Жилинский срабатывает свои произведения целиком – от начала до конца: если это картина, то от изготовления подрамника или доски, от собственного рецепта грунта до шлифовки рамы, в которую он поместит свое творение. И все собственноручно.
Любовь к ремеслу и подлинная страсть к искусству, к работе художника - самая заметная внешняя черта работы Дмитрия Жилинского. Это огромный и непрестанный труд, это радостное бремя составляло ядро, центр его жизни с молодых лет. И сегодня, уже будучи мастером, он лишь утверждается и укрепляется в этой своей одержимости.
…И, быть может, в самой глубинной основе художнического трудолюбия Дмитрия Жилинского – именно эта земля, требующая заботы и труда с утра до вечера, именно каждодневная работа крестьянина. Крепкая привязанность художника к своим землякам, к труженикам из родной его деревни Уч-Дере, что под Сочи, не могла не выявиться и в его картинах – знаемые с детства, они по праву заняли свое место на полотнах Жилинского – с тяжелыми рабочими руками, с открытыми и спокойными, терпеливыми крестьянскими лицами.
…Жилинский, на мой взгляд, одарен особым талантом портретиста. Он создает "портреты" цветка, дерева, дома, а не только человека. Он во всем ищет и находит самые узнаваемые и самые неповторимые, особенные черты, заставляя нас верить в безусловное существование на земле именно этих растений, этих предметов, этих людей, ощутить их уникальную индивидуальность в своем роде и всегда красоту".
Анатолий Никич.
Изображения кликабельны
Портрет скульптора И. С. Ефимова. 1954
Утро. 1954
Портрет художника В. А. Фаворского. 1962
Семья. У моря. 1964
Студенты. В скульптурной мастерской. 1964
На новых землях. Триптих. Левая часть. Строительство. 1967
Праздник. Центральная часть.
Праздник. Фрагмент
В новом доме. Правая часть.
Семья художника Н. М. Чернышева. 1969
Портрет Н. М. Чернышева с женой. 1970
Портрет Н. М. Чернышева с женой. Фрагмент.
Альтист. 1972
Альтист. Фрагмент
Альтист. Фрагмент
Портрет художницы Е. Л. Коровай. 1972
Вечер на юге (А. И. и Е. А. Ефимовы). 1973
Вечер на юге. Фрагмент
Вечер на юге. Фрагмент
Времена года. 1974
Портрет Т. А. Павловой. 1974
Земляника. 1975
Портрет Татьяны Лисицкой. 1976
Разговор о Дюрере и Кранахе. 1978
Жасмин. 1978
Лилии. 1978
А. А. и П. Л. Капицы. 1979
А. А. и П. Л. Капицы. Фрагмент
Желтый букет. 1975
Желтый букет. Фрагмент
Портрет дипломата В. С. Семенова с женой и дочерью. 1978
Портрет дипломата В. С. Семенова с женой и дочерью. Фрагмент
Татьяна Павлова. 1975
Е. Ульянова.1977
Человек с убитой собакой. 1976
Человек с убитой собакой. Фрагмент
Одуванчики. 1979
Летний натюрморт. 1980
Хурма. 1980
Натюрморт с гранатом. 1980
Зима. 1980
Молодая семья. 1980
Молодая семья. Фрагмент
Лилии. 1981
Ирен и Петер Людвиг. 1981
Гимнаст Виктор Лисицкий. 1984
Играет С. Рихтер. 1 вариант. Фрагмент. 1983
Играет С Рихтер. 2 вариант. 1984-1985
Играе С. Рихтер. Фрагмент
Портрет Тарасовых. 1984
Сильнейшими в творчестве Дмитрия Дмитриевича я считаю картины, посвященные его матери Анастасии Федоровне. Образ матери, женщины трудной судьбы, которая не сломила ее, - предельно точен. Художник не боится показать даже ее недуги. Лицо Анастасии Федоровны прекрасно, несмотря на то, что время оставило на нем свои отметины. Часто в портретах мамы присутствует сам автор, тогда в них происходит внутренний диалог. Живописец как бы представляет себе ту тяжесть, которую вынесли плечи матери, соизмеряя ее со своим трудом, со своей жизнью.
Андрей Дюков.
Под старой яблоней. 1969
Под старой яблоней. Фрагмент
Старуха и грушевое дерево. 1972
Жилинский Д.Д.:
– У мамы душа в растениях, в природе. Она даже говорит, что моё искусство никому не нужно. Искусство не даёт горшок щей – ну так на что оно? Вот если б я был агрономом, это было бы замечательно. Для мамы что полезно – то замечательно... По радио она слушает только то, что полезно, книги исключительно полезные читает.
"Разогнать города! Метлой прямо размести, – говорила Анастасия Фёдоровна, – По колхозам, по совхозам. Что в городах? Бездельники!"
Зима на юге. 1974
Ожидание. 1977
Мама. 1980
Одна. 1983
Правнук. 1984
1937 год. 1987
1937 год. Фрагмент
1937 год. Фрагмент
1937 год. Фрагмент
Нина в Сан-Пау. 1990
Божья коровка. 1990
Тайная вечеря. 2000
http://www.artpoisk.info/artist/zhilinskiy_dmitriy_dmitrievich_1927/gallery
art.mirtesen.ru
Дмитрий Жилинский. Выставка в Русском музее.
На прошлой недели сходил на выставку в Русский музей. В последнее время я обычно хожу на такие мероприятия в одиночку. Надеюсь, что может быть когда-нибудь мне удастся заинтересовать живописью дочку и тогда у меня появится компаньон. Бывает так, что выходишь из музея или галереи, и так и хочется кому-нибудь рассказать об увиденном. Теперь у меня есть блог, куда можно об этом написать. Хочу честно предупредить, мои знания о живописи очень-очень поверхностны, а что касается понимания вопроса, так у меня его вообще нет. Однако, смотреть на хорошие картины я обожаю с детства.Глядя на советских гимнастов, которые отрешенно смотрели с рекламного плаката выставки, сразу становилось понятно, что это настоящий “соцреализм”.В общем, так и оказалось. Но я ничего не имею против “реализма” и даже “соц”. Работы Жилинского очень реалистичны и очень подходят к его эпохе, эпохе “шестидесятников”. Однако, на мой взгляд, его картины отличаются от большинства советской живописи того времени. Да, конечно, это “соцреализм”, но он какой-то... Никакого более удачного слова кроме “грустный” мне на ум не приходит.
Дмитрий Жилинский родился в 1927 году. То есть, в этом году ему исполнилось 85. Родился он неподалеку от Сочи, в очень интересной семье. Его бабушка и дед были “коммунарами”. В конце 19 века на Северном Кавказе под Сочи в деревне Волковка была организована “коммуна” по примеру книг Герцена. В 1929 году коммуну разогнали, деда художника коммунисты расстреляли. Семья родителей Дмитрия Дмитриевича перебралась в город Апшеронск. В 1937 году пришли за отцом, его тоже расстреляли. В 1944 на фронте погиб старший брат. А после войны Дима уехал в Москву учиться на художника.В одном из залов выставки Русского музея без остановки идет фильм о художнике. Мне он показался довольно суровым человеком, который при этом довольно скептически относится к тому, что стал великим русским художником современности. Он похож больше на “честного работягу”, который всю жизнь вкалывал как умел, и вот на 9 десятке дослужился до персональных выставок в Третьяковке и Русском музее. На его картинах очень много портретов родственников, он очень много писал свою маму, детей, и обеих жен.
Картина выше называется “Мама мне тоже 80!”. Очень сильная вещь.
Много и автопортретов.
Другим удивительным фактом из биографии Дмитрия Жилинского является следующая запись: “2000 год: Родился сын Дмитрий”. На минуточку, дядька родился в 27 году!!
В середине 90-х от инсульта скончалась его первая жена Нина. И в 1999-м он женился во второй раз. На картине его новая семья: жена Венера и сын Дмитрий.
Вообще у меня сложилось впечатление, что творчество Дмитрия Дмитриевича можно разделить на три периода: до болезни его жены Нины, конец 80х - 90е годы, и 2000-е.Глядя на картины, очень интересно узнавать год написания и понимать, как менялся стиль, и наверное, как менялся художник как человек. Вот его ранние картины:
Вот характерные картины из 70-х.
После смерти жены художник написал совершенно жуткую картину “Вечная память”.
Запечатлен момент отпевания, священник с кадилом, сам художник и родные стоят вокруг гроба со свечами в руках.
Некоторые картины 90-х годов вообще выбиваются из общего ряда. Вот, например, портрет Пушкина (похоже в Михайловском).
Пушкин с рюмкой, с моей скромной точки зрения, ужасен. По соседству висит такой же несчастный Достоевский.
В 2000-х годах у Жилинского явно творческий подъем. Можно только удивляться силам художника. Дай Бог ему здоровья как можно дольше.
Отличительной особенностью творчества Жилинского является то, что большинство его работ выполнены темперой на дереве или оргалите. Это требует другой техники и оставляет немного другое впечатление, чем масло. Самое главное отличие на мой взгляд - при использовании темперы нет толстых мазков. Дерево покрыто тонким слоем краски, которая защищена лаком. Так рисовали иконы в Византии и на Руси.
Выставка проходит в корпусе Бенуа Русского музея и будет продолжаться еще долго - до 14 января 2013 года. Всем рекомендую на нее сходить. Жилинский - выдающийся портретист и рисовальщик.Великолепны не только портереты, но и натюрморты. Вот, например (правда, этой картины на выставке в Русском музее нет). Как она хороша.
Да! и еще Зима!
UPD: Обнаружил на youtube двухчасовую передачу о Дмитрии Жилинском. В первой части ведущие в гостях в студии художника:
Во второй художник, сидя у себя на кухне, рассказывает историю своей жизни. Ему даже наводящих вопросов не задают. Он просто сидит и говорит...
swann74.livejournal.com
ЖИЛИНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич – Галерея произведений (87 изображений). - Страница 4 из 5
admin 01.08.2015 Галерея, Новости 7,590 Показы
Открыть доступ 61. Жилинский Дмитрий «Агавы» 1982 Картон, темпера 56х77,5 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 62. Жилинский Дмитрий «Автопортрет с цветами» 1983 Оргалит, темпера 40,5х88,5 63. Жилинский Дмитрий «Художник А.Ф.Суханов» 1984 Бумага, графитный карандаш 61х42,2 Государственная Третьяковская галерея 64. Жилинский Дмитрий «Окрестности Сочи» 1984 Оргалит, темпера 35х100 Государственная Третьяковская галерея 65. Жилинский Дмитрий «Играет Святослав Рихтер» 1985 ДСП, темпера 200х150 Государственный Русский музей 66. Жилинский Дмитрий «1937 год» 1987 ДСП, темпера 200х173,5 Государственная Третьяковская галерея 67. Жилинский Дмитрий «Божья коровка» 1990 Темпера, холст 90х65 68. Жилинский Дмитрий «Художник Нина Жилинская» 1991 Оргалит, темпера 56х46 69. Жилинский Дмитрий «Букет с испанским блюдом» 1990 Оргалит, темпера 75з52 70. Жилинский Дмитрий «Мост. Компродон» 1991 Темпера, холст 60х80 71. Жилинский Дмитрий «Володя играет» 1992 Оргалит, темпера, масло 60х70 72. Жилинский Дмитрий «Доброе утро!» 2001 Холст, масло 100х80 73. Жилинский Дмитрий «Натюрморт с тибетской скульптурой» 1991 Оргалит, темпера 86х62 74. Жилинский Дмитрий «Автопортрет в Испании» 1991 Оргалит, темпера 75х60 75. Жилинский Дмитрий «Портрет Королевы Дании Маргрете II» 1993 Холст, масло 240х150 Собрание Королевского дома Дании 76. Жилинский Дмитрий «Портрет Принца-консорта Дании Хенрика» 1993 Холст, масло 200х100 Собрание Королевского дома Дании 77. Жилинский Дмитрий «Портрет Принца Йоакима Датского» 1993-1995 Холст, масло 200х100 Собрание Королевского дома Дании 78. Жилинский Дмитрий «Портрет Крон-принца Федерика Датского» 1993-1995 Холст, масло 200х100 Собрание Королевского дома Дании 79. Жилинский Дмитрий «Весна Художественного театра» 1996 Темпера, холст 160х350 80. Жилинский Дмитрий «Автопортрет с Ниной» 1996 Оргалит, темпера 78х44 Страницы: 1 2 3 4 5cultobzor.ru
ЖИЛИНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич – Галерея произведений (87 изображений). - Страница 2 из 5
admin 01.08.2015 Галерея, Новости 7,590 Показы
Открыть доступ 21. Жилинский Дмитрий Вечер. А.И. и Е.А.Ефимовы» 1973 Дерево, левкас, темпера 48,5х74,4 Тверская областная картинная галерея 22. Жилинский Дмитрий «Воскресный день» 1973 ДСП, левкас, масло 150х120 Государственная Третьяковская галерея 23. Жилинский Дмитрий «Куст шиповника» 1973 ДСП, темпера 73х68 24. Жилинский Дмитрий «Времена года» 1974 ДСП, темпера 170х131 Государственная Третьяковская галерея 25. Жилинский Дмитрий «Грушевое дерево» 1974 Картон, левкас, масло 70х82,5 26. Жилинский Дмитрий «Художник З.Бажбеук-Меликян» 1974 ДСП, темпера 53, 5х38,5 27. Жилинский Дмитрий «Портрет Т.А.Павловой» 1974 Дерево, темпера 29х19 28. Жилинский Дмитрий «Человек с убитой собакой» 1975 ДСП, темпера 117,5х67,5 29. Жилинский Дмитрий «Жёлтый букет» 1975 Оргалит, темпера 51х103 30. Жилинский Дмитрий «Портрет Л.И.Семеновой» 1975 ДСП, темпера 75х35 31. Жилинский Дмитрий «Белая лошадь» 1976 ДСП, темпера 108х59 Сочинский художественный музей 32. Жилинский Дмитрий «Натюрморт с русским портретом» 1976 ДСП, темпера 60х45 33. Жилинский Дмитрий «Лето. Художники Оля и Юра Ивановы» 1976 Темпера, левкас, холст на ДСП 43х60 Тульский музей изобразительного искусства 34. Жилинский Дмитрий «Зима на юге» 1977 ДСП, левкас, масло 71х60 Государственная Третьяковская галерея 35. Жилинский Дмитрий «Мать» 1977 Бумага, графитный карандаш 61,2х42,7 Государственная Третьяковская галерея 36. Жилинский Дмитрий «Ожидание» 1977 ДСП, темпера 67х67 Посольство России в Австрии, Вена 37. Жилинский Дмитрий «Портрет Е.Ульяновой» 1977 Оргалит, темпера 60х45 38. Жилинский Дмитрий «Пионы» 1977 Оргалит, темпера 41х60 39. Жилинский Дмитрий «Т.Лисицкая» 1979 Оргалит, темпера 75х45 40. Жилинский Дмитрий «Разговор о Дюрере и Кранахе» 1979 Оргалит, темпера 60х60 Страницы: 1 2 3 4 5cultobzor.ru
ЖИЛИНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич – Галерея произведений (87 изображений). - Страница 3 из 5
admin 01.08.2015 Галерея, Новости 7,589 Показы
Открыть доступ 41. Жилинский Дмитрий «Жасмин. Портрет Ольги Жилинской» 1978 Оргалит, темпера 51х68 Музей Новый Иерусалим 42. Жилинский Дмитрий «Портрет дипломата В.С.Семенова с женой и дочерью» 1978 ДСП, левкас, масло 57х61 Государственная Третьяковская галерея 43. Жилинский Дмитрий «Портрет А.А. и П.Л.Капицы» 1979 Дерево, темпера 120х110 Новосибирский государственный художественный музей 44. Жилинский Дмитрий «Ирисы» 1979 Оргалит, темпера 43х54 45. Жилинский Дмитрий «Молодая семья» 1980 ДСП, темпера 70х47 Государственная Третьяковская галерея 46. Жилинский Дмитрий «Фигура женщины. Голова. Рисунки к картине «Молодая семья» 1980 Бумага, графитный карандаш 73,6х51 Государственная Третьяковская галерея 47. Жилинский Дмитрий «Весенний натюрморт» 1980 Оргалит, масло 55,5х47 Государственная Третьяковская галерея 48. Жилинский Дмитрий «Окно. Натюрморт» 1980 Оргалит, темпера 35х45 Новокузнецкий художественный музей 49. Жилинский Дмитрий «Адам и Ева» 1980-1986 ДСП, темпера 51х103 50. Жилинский Дмитрий «Хурма» 1980 Оргалит, темпера 55,5х40,5 Государственная Третьяковская галерея 51. Жилинский Дмитрий «Нина» 1980-1989 Оргалит, темпера 60х45 52. Жилинский Дмитрий «Натюрморт с гранатом» 1980 Оргалит, темпера 60х50 53. Жилинский Дмитрий «Петер Людвиг» 1980 ДСП, темпера 80х60 Собрание П.Людвига, Кельн 54. Жилинский Дмитрий «Двухсторонний портрет. Ирен и Петер Людвиги. Лицевая сторона» 1981 ДСП, темпера 150х150 Собрание П.Людвига, Кельн 55. Жилинский Дмитрий «Двухсторонний портрет. Ирен и Петер Людвиги. Оборотная сторона» 1981 ДСП, темпера 150х150 Собрание П.Людвига, Кельн 56. Жилинский Дмитрий «Зимний пейзаж» 1981 Оргалит, темпера 61х71 Государственная Третьяковская галерея 57. Жилинский Дмитрий «Черешня» 1981 Оргалит, темпера 50,5х61,8 Новокузнецкий художественный музей 58. Жилинский Дмитрий «Карина» 1981 Бумага, графитный карандаш 41,8х30,8 Государственная Третьяковская галерея 59. Жилинский Дмитрий «Катя» 1983 Бумага, графитный карандаш 60,5х43 Государственная Третьяковская галерея 60. Жилинский Дмитрий «Катя Голицына» 1982 Оргалит, темпера 80х60 Страницы: 1 2 3 4 5cultobzor.ru
«Дмитрий Жилинский. Ближний круг» в Третьяковской галерее
На Крымском Валу открывается выставка Дмитрия Дмитриевича Жилинского (1927–2015), охватывающая творчество художника от ранних работ 1950-х до произведений 2000-хГосударственная Третьяковская галерея12 апреля — 2 июля 2017 Москва, Крымский Вал, 10, зал 38
Всего в экспозиции представлено будет 25 работ: 16 живописных произведений и 9 рисунков из собраний ГТГ, Русского музея, Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева, Посольства Королевства Дания в Москве, собрания семьи художника и частных коллекций.
Выставка Жилинского – это повод вновь взглянуть на наследие мастера, «очертить» его ближний круг, определить основные векторы творчества через биографии и образы людей, близких художнику. Жилинский много работал в портретном жанре. Стремясь запечатлеть облик выдающихся личностей своей эпохи, с которыми он дружил или был непосредственно знаком, живописец наделял портретными чертами героев не только первого, но и второго и третьего планов. В ходе подготовки к выставке были установлены имена людей, изображенных на картинах, что позволяет по-новому интерпретировать некоторые произведения. Представленные работы помогают исследовать особенности образного строя и пластического языка мастера, проследить творческую эволюцию от ранних произведений 1950-х годов до получивших широкую известность картин 1960-х и далее до работ 2000-х.
Крупнейший современный живописец, продолжатель классической традиции русского искусства, Дмитрий Жилинский стал знаковой фигурой отечественной культуры второй половины XX века. Многие критики причисляют его к художникам «сурового стиля», однако сам мастер считал, что он «только жил одновременно с ними». Он ставил перед собой иные творческие задачи, его не волновал социальный пафос этого направления. Когда художники его поколения вырабатывали лаконичный язык «сурового стиля», опираясь на традиции советского искусства 1920-х годов, Жилинский обратился к наследию древнерусской иконописи, а также итальянского и Северного Возрождения. За каждым явлением, героем или предметом в его картинах скрывается целая история, полная метафорических уподоблений, символов и аллегорий.
Темы многих произведений, представленных на выставке, носят личный характер, они связаны с биографией художника и с судьбами близких друзей. С ранних лет жизни он находился в окружении людей, обладавших глубокими знаниями в различных сферах искусства. Семья Жилинских еще до 1917 года была тесно связана с московской и петербургской интеллигенцией. Именно семья сыграла решающую роль в профессиональной судьбе художника. Одаренность Жилинского, проявившуюся в детстве, заметила его бабушка, сводная сестра Валентина Серова. Она отправила рисунки внука своей двоюродной сестре, художнице Нине Симонович-Ефимовой. Та, в свою очередь, содействовала поступлению юноши в Институт прикладного и декоративного искусства, где преподавал легендарный художник-график Владимир Фаворский. По приезду в Москву в 1944 году Жилинский поселился в знаменитом Красном доме в Перово, задуманном и построенном Фаворским и художниками Иваном Ефимовым и Львом Кардашовым.
Длительное общение с Фаворским и живописцами его круга сыграло важную роль в творческом становлении Жилинского, обогатило его уникальным опытом. Учителями Жилинского были лучшие мастера эпохи, и он стремился воспринять все, что могли дать знаменитые педагоги: С.А. Чуйков, Н.М. Чернышёв, П.Д. Корин, А.М. Грицай.
Значительное влияние на творчество Жилинского оказала его жена и друг — скульптор Нина Ивановна. Ее портреты, созданные мастером в первые годы семейной жизни, принадлежат к лучшим работам раннего периода. Образ Нины Жилинской стал ключевым в картине «У моря. Семья» (1964, ГТГ), а само произведение — первым, с которым связывают формирование индивидуальной живописной манеры, определившей все дальнейшее творчество художника. Работа создана после поездок в Италию, Голландию, Бельгию, где Жилинский впервые увидел подлинные произведения Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, «малых голландцев». Подражая старым мастерам, Жилинский обратился к новой для себя технике темперной живописи на доске по левкасу. Наряду с женой Ниной и детьми, Ольгой и Василием, Жилинский включил в картину портреты друзей — художников Николая Терещенко, Гелия Коржева, Лавинии Бажбеук-Меликян, Петра Оссовского и Альберта Папикяна.
В «Групповом портрете студентов-скульпторов» (1964, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева) мастер обратился к теме творческого акта. Не связывая себя развернутым сюжетом, Жилинский изобразил скульпторов Андрея Древина, Вячеслава Горяного, Всеволода Начапкина, Дину Головацкую, Андрея Диллендорфа в интерьере скульптурной мастерской Н.В. Томского в МГХИ им. В.И. Сурикова, где Дмитрий Дмитриевич преподавал рисунок. В этом произведении выявляется характерный взгляд Жилинского — его герои почти всегда будут изображены статичными, погруженными в себя.
Среди образов творческой элиты, созданных Жилинским, особое место занимает картина «Гимнасты СССР» (1964–1965, ГРМ) — один из первых образцов, в котором проявлены характерные черты зрелого мастера. Художник отказывается от тональной живописи, пишет локальными цветовыми пятнами, акцентируя линию, силуэт и избегает теней. Его персонажи созерцательно спокойны, монументальны, лишены динамики и суеты повседневного. Центральным героем многофигурной композиции является Виктор Лисицкий, ближайший друг Жилинского, после ухода из спорта ставший профессиональным живописцем.
Один из самых проникновенных в творчестве Жилинского — образ матери, Анастасии Фёдоровны. Наиболее ярко он представлен в картине «Под старой яблоней» (1969, ГРМ), посвященной трагической истории семьи художника. В качестве основы Жилинский использовал доску, подготовив ее по образцу иконы, в ковчеге — углубленном среднем поле на лицевой стороне доски изобразил свою мать и детей, а на полях поместил фигуры отца, расстрелянного в 1937 году, и брата, погибшего на фронте в 1944 году. Сопоставление плодоносящего дерева и женщины в окружении внуков становится метафорой несокрушимой жизненной силы. Впоследствии Жилинский много раз обращался в живописи и графике к образу матери. На выставке представлены работы «Зима на юге» (1977, ГТГ) и «Мать» (1977, ГТГ).
Не раз героями картин Жилинского становились и вторая жена Венера с маленьким сыном Николаем. Новой, счастливой поре жизни посвящено полотно «Доброе утро» (2001, частное собрание, Москва) с образами молодой супруги и сына.
Дмитрий Жилинский как блестящий портретист был известен не только в России. В 1990-е годы он создал цикл парадных портретов членов королевской семьи Дании, представленных в тронных помещениях королевского дворца в Копенгагене. На выставке можно увидеть выполненный им эскиз портрета королевы Дании Маргрете II.
Вглядываясь в героев портретов и картин Жилинского, раскрывая их роль в произведениях мастера, можно наблюдать становление художника, формирование его узнаваемого стиля. Начав свой творческий путь одновременно с шестидесятниками, Дмитрий Жилинский сумел занять автономную позицию и создал уникальную галерею портретов творческой элиты своей эпохи.
Источник: пресс-релиз ГТГ
artinvestment.ru