Новое в блогах. Жан милле картины
Милле Жан Франсуа — Art-Salon
Жан Франсуа Милле
(1814 — 1875)
«Я — землепашец», — говорил о себе Франсуа Милле. И, хотя он долгие годы жил в деревне и ему приходилось заниматься крестьянским трудом, это был особый «землепашец», который знал латынь, в подлиннике читал Вергилия, любимыми писателями которого были Шекспир, Гёте, Байрон, Гюго. Его мысли об искусстве глубоки и не банальны, литературный язык выразителен и ясен. Но, прежде всего, он был прекрасным художником.
Милле родился в зажиточной крестьянской семье со строгим патриархальным укладом. Здесь все трудились с раннего детства. Его художественная одаренность проявилась рано, и, когда ему исполнилось восемнадцать лет, семья решила отправить Франсуа в ближайший город Шербур, учиться художеству. Он занимается у художника Ланглуа де Шевревиля, затем по его ходатайству получает от муниципалитета субсидию для продолжения образования в столице.
Перед отъездом бабушка напутствовала его: «Франсуа, никогда не рисуй ничего непристойного, даже если бы это было по приказу самого короля!»
В Париже его учителем стал известный живописец Деларош. Долгие часы Милле проводит в Лувре у полотен Пуссена, Сурбарана, Риберы, но более всех его восхищает Микеланджело.
Чтобы подработать, молодой художник пишет галантные сценки в духе XVIII века. 1830-е — начало 1840-х годов можно было бы назвать «поисками своего пути». Он выполняет картины на религиозные, мифологические сюжеты, работает над портретами друзей и родственников, метко схватывая характеры, как, например, в «Портрете мадемуазель Оно» (1842—1843, Шербур, Музей Тома Анри) будущей жены художника, рано умершей.
В 1848 году Милле принимает участие в конкурсе на тему «Республика». В 1847—1848 годах появляются первые варианты Веяльщика — композиции, которая определила дальнейшее творчество мастера, — он нашел свою тему.
Этому в немалой степени способствовали перемены в жизни Милле — он перебирается в деревню Барбизон (1849). В сарае оборудует мастерскую для занятий живописью, а на небольшом участке земли возле дома заводит деревенское хозяйство.
Милле пишет ряд картин, посвященных сельским работам. Но это не просто жанровые сценки, выхваченные из потока жизни. Художник считал, что «в искусстве надо иметь ведущую первоидею и выражать ее с красноречивой силой… как чеканят медаль». Поглощенный «первоидеей», он делает эскизы, наброски, этюды, постепенно собирая материал, чтобы затем отчеканить свой замысел в пластический образ (1848, Париж, Музей Орсэ).
Именно так мастер работает над «Сеятелем» (ок. 1850, Бостон, Музей изящных искусств). Фигура крестьянина занимает почти все пространство холста, четким силуэтом вырастая на фоне неба; художник точен в передаче одежды, пейзажа, характерного жеста; его сеятель — это обычный французский крестьянин, но художник обобщает, монументализирует формы, подчеркивая значительность образа, поднимая изображение конкретного человека до символа. Для Милле труд — великая созидающая сила, суть бытия. Выставленный в Салоне 1850 года «Сеятель» был отмечен критикой, но приобрели картину не французы, а американцы.
В произведениях Милле утверждалась новая эстетика, новое понимание прекрасного. Привычные, повторяющиеся из века в век сезонные работы выработали у крестьянина экономную отточенность и целесообразность каждого жеста и движения. Художник сумел увидеть красоту и поэзию труда и рассказать о ней языком прекрасных пластических форм.
В Салоне 1857 года мастер выставил «Сборщиц колосьев» (Париж, Музей Орсэ). Три женщины в знойный день собирают с земли колоски с огромного поля. Работа тяжелая — ею занимались самые бедные жители деревни. Надо было не только уважать любой труд, но и видеть в этих людях своих собратьев. Милле не чужак, он ощущает себя таким же, как они. Композиция картины строго продумана и ясна, цвет не яркий, но чистый, колорит строится на гармонии светло-голубых, палевых, розовых оттенков, золотистый свет объединяет пространственные планы. Движения согласованы, подчинены определенному мелодическому ритму. Линии, контуры, объемы плавно круглятся — форма добротна и добра, все пронизано поэтическим восприятием жизни, присущим художнику.
Милле не выступал с манифестами, был далек от политики, он выражал свои мысли и суждения об окружающем мире, изображая то, что видел вокруг себя. В картине нет ни надрыва, ни протеста. Люди занимаются привычным для них делом. Они бедны, но в них нет ощущения униженности. Однако такую мирную, казалось бы, сцену современники воспринимали по-разному. Одни приветствовали появление в Салоне картины, другие видели в Сборщицах чуть ли не призыв к бунту. Сколько яда в статье одного из критиков газеты Фигаро: «Уберите маленьких детей! Вот проходят сборщицы г-на Милле. Позади этих трех сборщиц на мрачном горизонте вырисовываются лики народных восстаний и эшафоты 93 года».
Ни о чем таком Милле и не помышлял. Он просто показал своих соседей, занятых тяжелым трудом, своих сограждан, которые после принятия в 1848 году закона о всеобщем избирательном праве становились, во всяком случае на бумаге, полноправными членами общества.
«Лишь поверхностному взгляду Человек с мотыгой (1863, Париж, Музей Орсэ) представляется рабом земли. На его органическую… связь с природой Милле указывает как на источник неистощимой силы человеческого рода» (А. Замятина). Человек с мотыгой остановился, чтобы перевести дыхание, кажется, что на его плечи давит тяжесть всей земли. «Это хлеб в поте лица, — писал Милле, — это крик земли, я знаю это по себе… Разве это легкий, радостный труд, в чем некоторые хотят нас уверить? Но именно в этом я и нахожу подлинную человечность и поэзию».
В картинах Милле человек со смирением и спокойным достоинством принимает долю, ниспосланную ему. Отсюда величие его крестьян — старый дровосек, согнувшийся под тяжелой вязанкой хвороста, взывает ассоциации с образом Христа, идущим на Голгофу.
Для художника крестьянская семья является хранительницей моральных и этических устоев. Посреди поля, прервав работу, в тихой молитве склонились мужчина и женщина.
С далекой колокольни доносится звук колокола: «Анжелюс» — молитва о поминовении усопших (1857—1859, Париж, Музей Орсэ). Силуэты людей на фоне вечернего пейзажа не нарушают его умиротворенной тишины. Каждый думает о своих ушедших близких, возможно, мысленно прося у них прощения. Гармония контуров объединяет молящихся, подчеркивая мысль о важности семейного согласия. Добрые отношения в семье, забота о детях (у Милле их было девять), совместный труд — эти мысли одухотворяют искусство художника. Целые серии его картин и рисунков посвящены детям, семейным делам. Сохранился прекрасный портрет (в рисунке) второй жены художника Катрин Лемер. У нее милое, бесконечно доброе лицо — она была верным товарищем художника, перенося вместе с ним лишения трудной жизни.
Обычные сцены деревенской жизни в творчестве Милле приобретали общечеловеческий смысл, превращаясь порой в философские притчи о смысле бытия. В силу этого среди многих художников XIX века, обращавшихся к крестьянской теме, он стал поистине великим мастером.
Вероника Стародубова
art.batato.ru
ЖАН ФРАНСУА МИЛЛЕ (JEAN-FRANÇOIS MILLET), 1814-1875
4 октября 1814 - 20 января 1875
Хочу предложить Вам посмотреть репродукции еще одного великого художника Жана Франсуа Милле - французского живописца деревенского быта. Сын крестьянина, он провел свою юность среди сельской природы, помогая отцу в его хозяйстве и полевых работах. Только в 20 лет он начал учиться рисованию в Шербурге у малоизвестных художников Мушеля и Ланглуа.
Переселившись из Парижа в Барбизон, близ Фонтенбло, почти никуда не выезжая оттуда и даже редко являясь в столицу, предался исключительно воспроизведению сельских сцен, близко знакомых ему в молодости, - крестьян и крестьянок в различные моменты их трудовой жизни.
Картины его в этом роде, несложные по композиции, исполненные довольно эскизно, без выделки частностей рисунка и без выписки деталей, но привлекательные по своей простоте и неприкрашенной правде, проникнутый искренней любовью к рабочему люду, долго не находили себе должного признания у публики.
Он стал входить в известность лишь после Парижской всемирной выставки 1867 года, которая принесла ему большую золотую медаль. С этого времени его репутация, как первоклассного художника, внесшего новую, живую струю во французское искусство, быстро возрастала, так что под конец жизни Милле его картины и рисунки, за которые некогда получал он очень скромные деньги, продавались уже за десятки тысяч франков. После его смерти, спекуляция, пользуясь еще более усилившейся модой на его произведения, довела их цену до баснословных размеров. Так, в 1889 году, на аукционе коллекции Секретала, его небольшая картина: "Вечерний благовест" (Angelus) была продана американскому художественному товариществу за сумму свыше полумиллиона франков. Кроме этой картины, к числу лучших произведений Милле на сюжеты из крестьянского быта принадлежат "Сеятель", "Бодрствование над спящим дитятей", "Больное дитя", "Новорожденный ягненок", "Прививка дерева", "Конец дня", "Молотьба", "Возвращение на ферму", "Весна" (в Луврском музее, в Париже) и "Собирательницы колосьев" (там же). В музее Императорской академии художеств в Петербурге, среди картин Кушелевской галлереи, имеется образец живописи Милле - картина "Возвращение из леса".
Вечерний благовест
20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.Милле никогда не писал картин с натуры. Он любил ходить по лесу и делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводил понравившийся мотив. Художник подбирал цвета для своих картин, стремясь не только достоверно воспроизвести пейзаж, но и достичь гармонии колорита.Живописное мастерство, стремление без прикрас показать деревенскую жизнь, поставили Жана Франсуа Милле в один ряд с барбизониами и художниками реалистического направления, работавшими во второй половине XIX в.
От себя хочется сказать,в его картинах настоящее всё...: жизнь,люди,природа так красива..,что ощущаются запахи травы,дождя и даже запахи человеческого труда,усердия... .Он видит жизнь,любит её...и получает удовольствие от своего труда,оставляя потомкам мгновения той жизни ,которую проживает сам мастер.
maxpark.com
Милле Жан Франсуа
Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии. Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй - священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию. В 1833 году он отправился в Шербур и поступил в мастерскую художника-портретиста дю Мушеля. Спустя два года Милле сменил наставника новым его учителем стал художник-баталист Ланглуа, бывший к тому же смотрителем местного музея. Здесь Милле открыл для себя работы старых мастеров - в первую очередь, голландских и испанских художников XVII века.
НА ПУТИ К СЛАВЕ
В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Он учился у Поля Делароша - известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. Поссорившись в 1839 году с Деларошем, Жан Франсуа вернулся в Шербур, где пытался добывать себе средства на жизнь портретами. Он получил заказ на посмертный портрет бывшего мэра Шербура, но работу отвергли по причине ее малого сходства с умершим. Чтобы сводить концы с концами, художник какое-то время зарабатывал тем, что писал вывески. В ноябре 1841 года Милле женился на дочери шербурского портного Полипе Виржинии Оно, и молодая пара переехала в Париж. Он бился в тисках нищеты, которая стала одной из причин смерти его жены. Она умерла от туберкулеза в апреле 1844 года, в возрасте 23 лет. После ее смерти Милле вновь уехал в Шербур. Там он познакомился с 18-летней Катрин Леком. Их гражданский брак был зарегистрирован в 1853 году, но обвенчались они лишь в 1875 году, когда художник был уже при смерти и от этого брака у Милле родилось девять детей. В 1845 году, проведя недолгое время в Гавре, Милле (вместе с Катрин) поселился в Париже.
В это время Милле забросил портрет, перейдя к небольшим идиллическим, мифологическим и пасторальным сценкам, пользовавшимся большим спросом. В 1847 году он представил в Салопе картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», получившую несколько благоприятных отзывов.Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант. В ходе революции король Луи-Филипп был свергнут, и власть перешла в руки республиканского правительства. Все это отразилось и на эстетических предпочтениях французов. Вместо исторических, литературных или мифологических сюжетов популярность обрели изображения простых людей. В Салоне 1848 года Милле показал картину «Веяльщик», как нельзя лучше отвечавшую новым требованиям. Полотно удостоилось хвалебных отзывов, и его приобрел министр внутренних дел Александр Ледрю-Роллен. Обласканный демократической властью, художник полностью отдался изображению сцен скудной крестьянской жизни.
Как Милле относился к революции, в точности неизвестно. Во всяком случае, политические перемены сулили художнику безоблачное будущее. Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но. не закончив ее, сменил тему заказа. Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа. Этот переезд был вызван тем, что обстановка в столице вновь обострилась. Ко всем неприятностям добавилась еще и эпидемия холеры. Барбизон же издавна считался художественным местом, здесь жила целая колония художников, создавших знаменитую «барбизонскую школу». «Мы собираемся пробыть тут какое-то время», - писал Милле вскоре после прибытия в Барбизон. В результате он прожил в Барбизоне всю оставшуюся жизнь (не считая периода франко-прусской войны (1870-71), когда Милле укрывался с семьей в Шербуре).
Жизнь вне Парижа имела свои недостатки. Самый неприятный заключался в том, что здесь было сложнее зарабатывать на жизнь. Милле нашел выход из нелегкого положения. Он заключил соглашение со своим другом коллекционером Альфредом Сенсье. Суть соглашения сводилась к следующему: Сенсье платил художнику регулярное жалование и помогал в приобретении необходимых материалов, в обмен за это получая в свое распоряжение картины Милле. Милле также помогали его друзья-барбизонцы - в первую очередь, Теодор Руссо, успехи которого резко обозначились в 1850-х годах. Однажды Руссо даже анонимно купил в Салоне картины Милле, выдав себя за богатого американца.
И все-таки поначалу нужда время от времени давала о себе знать. Немало крови попортили Милле и критики, чье отношение к его живописи было далеко неоднозначным. У них стало правилом трактовать картины художника, исходя из собственных социально-политических пристрастий. Консерваторы видели в крестьянах потенциальную угрозу политической стабильности и находили образы Милле грубыми и даже провокационными. Левые критики, напротив, полагали, что его картины возвышают образ трудящегося человека. Подобный анализ скользил по поверхности, не раскрывая истинного значения художественного мира Милле.
СЛАВА
1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Его работы пользовались большим спросом у коллекционеров. Немалая заслуга в этом принадлежит бельгийцам Э. Бланку и А. Стивенсу. В 1860 году Милле заключил контракт с ними, по которому обязывался поставлять ежегодно им для продажи 25 картин. Со временем он нашел условия контракта слишком обременительными и в 1866 году прекратил его действие. Но многочисленные выставки, организованные бельгийцами, уже сделали свое дело, и популярность Милле продолжала расти.
В Салопе 1864 года публика очень тепло приняла прелестную сцепку из сельской жизни, названную «Пастушка, охраняющая стадо». Годы нищеты остались позади. Художник познал славу. В 1867 году когда в рамках Всемирной парижской выставки проводилась выставка его работ, он стал кавалером ордена Почетного Легиона.
Милле всегда был неравнодушен к пейзажу и в последние годы жизни, вдохновленный примером своего друга Теодора Руссо, работал по преимуществу в этом жанре. В 1868-74 годах он написал серию картин на тему времен года для коллекционера Фредерика Хартмапа. Эти полотна можно назвать одной из вершин в творчестве художника. Последняя работа Милле, «Зима», так и не была закончена. В ней уже ощущается дыхание смерти. В конце 1873 года Милле серьезно заболел. В мае 1874 года он получил престижный заказ на серию картин из жизни святой Женевьевы (небесной покровительницы Парижа) для Пантеона, однако успел сделать лишь несколько предварительных набросков. 20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.
Источник: art-spb.ruwww.my-article.net