Русский язык 6 класс. Сочинение по картине Н. Н. Дубовского «Радуга» или личным впечатлениям. Картина радуга дубовского


Радуга на полотнах великих живописцев – Ярмарка Мастеров

Это необыкновенное природное явление вдохновляло и продолжает вдохновлять на создание великолепных произведений. Вашему вниманию хочу представить подборку картин с радугой знаменитых пейзажистов. Расположу их в хронологическом порядке – по году написания.

Питер Пауль Рубенс "Пейзаж с радугой", первая половина 1630-х гг.

радуга

Джозеф Райт из Дерби "Пейзаж с радугой", 1795 г.

живопись

 

Саврасов Алексей Кондратьевич "Радуга", 1875 г., "Пейзаж с радугой", 1881 г.

картина

пейзажи

 Жорж Сёра "Радуга" (Этюд для "Купание в Аньере"). 1883-1884 гг.
акварель

Николай Никанорович Дубовской "Радуга" 1892 г.

Об этой картине не могу не написать несколько слов, так как видела её своими глазами. Фото не передают всего великолепия этой картины! Она завораживает. Эта картина находится в Музее Донского казачества в моем славном городе Новочеркасске. Дубовской отдал многие из своих картин в дар музею, т.к родился и жил в Новочеркасске. Многие из его работ часто выставлялись заграницей, Н. Н. Дубовской — один из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Париже, Мюнхене и Риме. Мне сразу вспоминились слова экскурсовода, которая расказывая об этой картине, с улыбкой подметила, что когда её увидели в Японии — то попросили снять картину, чтобы убедиться, что сзади нет подсветки :) Вот так впечатляюще изобразил радугу Дубовской!

пейзаж с радугой

Архип Иванович Куинджи "Радуга" 1900-1905 гг.

Константин Андреевич Сомов "Вечерние тени", 1900 г., "Радуга", 1908 г., "Летом", 1926 г.

Николай  Петрович Крымов "Московский пейзаж. Радуга", 1908 г.  

Борис Михайлович Кустодиев "Волга. Радуга", 1925 г.

www.livemaster.ru

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Сочинение по картине Н. Н. Дубовского «Радуга» или личным впечатлениям.

 Русский язык 6 класс С очинение по картине Н. Н. Дубовского «Радуга» или личным впечатлениям Росихина О.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Васильевская СОШ»

Русский язык 6 класс

С очинение

по картине Н. Н. Дубовского «Радуга»

или личным впечатлениям

Росихина О.В.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Васильевская СОШ»

ЭПИГРАФ К УРОКУ Дождь покапал и прошёл,  Солнце улыбнулось,  И над городом большим  Радуга нагнулась.  Семь цветов на ней горят,  Ярких семь дорожек,  Словно праздничный наряд,  Нам всего дороже.

ЭПИГРАФ К УРОКУ

Дождь покапал и прошёл,  Солнце улыбнулось,  И над городом большим  Радуга нагнулась.  Семь цветов на ней горят,  Ярких семь дорожек,  Словно праздничный наряд,  Нам всего дороже.

ТЕМА УРОКА: Сочинение по картине  Н.Н. Дубовского «Радуга» или личным впечатлениям.

ТЕМА УРОКА:

Сочинение по картине 

Н.Н. Дубовского «Радуга» или личным впечатлениям.

Ефремова Т.Ф. Самый полный современный толковый словарь русского языка. Радуга – оптическое атмосферное  явление, возникающее вследствие преломления  в водных каплях солнечных лучей и имеющее вид разноцветной дуги на небесном своде.

Ефремова Т.Ф. Самый полный современный толковый словарь русского языка.

Радуга – оптическое атмосферное  явление, возникающее вследствие преломления  в водных каплях солнечных лучей и имеющее вид разноцветной дуги на небесном своде.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Радуга – разноцветная дуга  на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.

Радуга – разноцветная дуга  на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка.   Радуга – разноцветная дугообразная лента на небосводе во время дождя, образующаяся вследствие  преломления в водных каплях солнечных лучей.

Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка.

 

Радуга – разноцветная дугообразная лента на небосводе во время дождя, образующаяся вследствие  преломления в водных каплях солнечных лучей.

Словарь понятий   Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления.   Идея – основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь.   Образ – в искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.

Словарь понятий

 

Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления.

 

Идея – основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь.

 

Образ – в искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.

«Девятый вал» «Кораблекрушение» «Бурное море» «Радуга»

«Девятый вал»

«Кораблекрушение»

«Бурное море»

«Радуга»

 Иван Константинович Айвазовский «Радуга»   ( Холст, масло.  Третьяковская Галерея, Москва, Россия  ) 

Иван Константинович

Айвазовский

«Радуга»

  ( Холст, масло.  Третьяковская Галерея, Москва, Россия  ) 

 Архип Иванович Куинджи «Радуга»   (Холст, масло. Государственный Русский Музей,  Санкт Петербург, Россия) 

Архип

Иванович

Куинджи

«Радуга»

  (Холст, масло. Государственный Русский Музей,  Санкт Петербург, Россия) 

Николай Никанорович Дубовской «Радуга» ( Масло, холст. Новочеркасский музей донского казачества, Россия)

Николай Никанорович Дубовской

«Радуга»

( Масло, холст. Новочеркасский музей донского казачества, Россия)

 Домашнее задание 1. Напишите сочинение о радуге в своей жизни на тему: «Я видел радугу…» Или 2. Напишите сочинение по картине Н.Н. Дубовского «Радуга».

Домашнее задание

1. Напишите сочинение о радуге в своей жизни на тему:

«Я видел радугу…»

Или

2. Напишите сочинение по картине Н.Н. Дубовского «Радуга».

. Радуга в небе зажглась Каплями райского сна. Может, всё грезится мне: Вы ущипните меня. Радуга – это любовь, Мостик к заветным мечтам. Что-то судьба заберёт, Что-то оставит и нам.

.

Радуга в небе зажглась Каплями райского сна. Может, всё грезится мне: Вы ущипните меня. Радуга – это любовь, Мостик к заветным мечтам. Что-то судьба заберёт, Что-то оставит и нам.

РЕСУРСЫ Фон нарисован с помощью инструмента «кисти» и «градиент», в Adobe Photoshop CS5 Цветы http:// clipartmania.ru/uploads/gallery/main/366/pink-flowers-293.png http:// imhocloud.com/images/2015/03/09/003_Cosmos_chai_2c3f2.png http:// s4.pic4you.ru/y2015/07-27/24687/5173548-thumb.png Котёнок http:// animalphotos.ru/photo/8a/8a21193bebb4565b6e5f8218a7dfbf67.jpg Солнце http:// ramki-vsem.ru/png/cliparts8.png Радуга http:// www.playcast.ru/uploads/2014/04/26/8367795.jpg

РЕСУРСЫ

Фон нарисован с помощью инструмента «кисти» и «градиент», в Adobe Photoshop CS5

Цветы http:// clipartmania.ru/uploads/gallery/main/366/pink-flowers-293.png

http:// imhocloud.com/images/2015/03/09/003_Cosmos_chai_2c3f2.png

http:// s4.pic4you.ru/y2015/07-27/24687/5173548-thumb.png

Котёнок http:// animalphotos.ru/photo/8a/8a21193bebb4565b6e5f8218a7dfbf67.jpg

Солнце http:// ramki-vsem.ru/png/cliparts8.png

Радуга http:// www.playcast.ru/uploads/2014/04/26/8367795.jpg

Автор шаблона: Бурдейная Наталья Викторовна воспитатель МКДОУ «Улыбка» г. Бородино, Красноярский край Сайт: http://medea.ucoz.ru /

Автор шаблона:

Бурдейная Наталья Викторовна

воспитатель МКДОУ «Улыбка»

г. Бородино, Красноярский край

Сайт: http://medea.ucoz.ru /

multiurok.ru

Русский язык 6 класс. Сочинение по картине Н. Н. Дубовского «Радуга» или личным впечатлениям.

ПРЕДМЕТ: русский язык

КЛАСС: 6

ТИП УРОКА: «открытие» нового знания, урок развития речи.

ТЕМА УРОКА: Сочинение по картине Н. Н. Дубовского «Радуга» или личным впечатлениям.

ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся строить тексты, используя изобразительно-выразительные средства языка.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: научить учащихся строить текст в определенной композиционной форме; уметь использовать функциональные возможности средств выразительности.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся в плане речевой культуры, способствовать развитию внимания к детали, образного мышления, обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативно-речевые умения на основе восприятия картины.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного, умению видеть красоту природы и понимать ее роль в жизни человека, воспитывать у учащихся способность глубокого личностного восприятия картины.

УУД:

Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству; принятие норм и правил ответственного поведения;

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии.

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения.

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

предметные: создать свой текст, уметь использовать в своём тексте выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения)

личностные: формировать интерес к учению.

метапредметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Межпредметные связи: литература, искусство, музыка.

Ресурсы: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Под редакцией Е.А. Быстровой. М. «Русское слово», 2014.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, аудиозапись «Времена года» А. Вивальди.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах, творческая, работа по развитию речи, исследование.

Эпиграф:

Дождь покапал и прошёл, Солнце улыбнулось, И над городом большим Радуга нагнулась. Семь цветов на ней горят, Ярких семь дорожек, Словно праздничный наряд, Нам всего дороже.

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока.

Мотивирование к учебной деятельности

СЛАЙД 1.

Добрый день! Я рада вас видеть, и надеюсь на нашу плодотворную работу.

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Охарактеризуйте ваше настроение одним цветом.

- Если мы объединим все цвета, названные вами, то получится природное явление. Какое? (Радуга).

СЛАЙД 2.

(Видеоролик «Радуга»)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Вы абсолютно правы, о радуге!

СЛАЙД 3.

А эпиграфом к уроку я предлагаю взять стихотворение:

Дождь покапал и прошёл, Солнце улыбнулось, И над городом большим Радуга нагнулась. Семь цветов на ней горят, Ярких семь дорожек, Словно праздничный наряд, Нам всего дороже.

- Запишите в тетради число, эпиграф к уроку.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-Расскажите об особенностях языка художественной литературы..

-Приведите примеры изобразительно-выразительных средств языка из домашней работы и из стихотворения-эпиграфа.

-Для чего используются в речи изобразительно-выразительные средства?

3. Выявление места и причины затруднения

- Ребята, а вам приходилось видеть радугу?

- А смогли бы вы передать красоту этого чуда природы словами?

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы думаете, что станет темой нашего урока? (Описание радуги)

СЛАЙД 4.

- Действительно, тема нашего урока: Сочинение на тему «Я видел радугу…» или по картине Н.Н. Дубовского «Радуга». Наша задача: подготовиться к сочинению. А помогут нам в этом картины известных русских художников Дубовского Н.Н., И.К.Айвазовского, А.И.Куинджи.

Запись темы урока.

Сегодня мы с вами рассмотрим картины разных художников, написанные на одну тему, носящие одно название – «Радуга». Постараемся постичь идею каждой картины, проникнуть в настроение, поделимся своим восприятием радуги.

- Обратимся к словарям. Что обозначает слово «радуга»?

5. Реализация построенного проекта

а) Лексическая работа.

-Ребята, поработаем в парах. На партах у вас лежат словари, обратитесь к ним и найдите толкование слова «радуга». (Дети читают).

А теперь обратимся к другим словарям.

СЛАЙД 5.

Ефремова Т.Ф. Самый полный современный толковый словарь русского языка.

Радуга – оптическое атмосферное явление, возникающее вследствие преломления в водных каплях солнечных лучей и имеющее вид разноцветной дуги на небесном своде.

СЛАЙД 6.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.

Радуга – разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

СЛАЙД 7.

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка.

Радуга – разноцветная дугообразная лента на небосводе во время дождя, образующаяся вследствие преломления в водных каплях солнечных лучей.

б) Беседа:

- Сегодня мы работаем с понятием «радуга». Когда мы можем увидеть радугу?

- А какие чувства вызывает у вас радуга, когда появляется на небосводе? Почему?

в) Анализ картин «Радуга». Слово учителя:

По-разному видели, чувствовали радугу русские художники. Сегодня мы познакомимся с шедеврами И. К.Айвазовского,  А. И. Куинджи и Н. Н. Дубовского. Картины объединены общей темой. Но какие они разные. Каждый из художников по-разному был настроен на создание картины, видел в радуге что-то свое.

Полотна проникнуты особым настроением, отражающим взгляд автора. Это художники разных эпох. У них разное представление о жизни, разное мировоззрение. И радуга у каждого из них своя. Но мне кажется, что для каждого художника радуга – это символ. И мы с вами постараемся понять этот образ-символ, постичь идею картин.

г) Работа со словарем понятий.

Идея – основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь

Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи.

Образ – в искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

СЛАЙД 8

Иван Константинович Айвазовский – художник-маринист. Широко известны такие его полотна, как «Девятый вал», «Кораблекрушение», «Бурное море». В 1873 году Айвазовский пишет выдающуюся картину «Радуга».

- Что изображено на картине?

- Сюжет картины – буря на море и корабль, гибнущий у скалистых берегов. На многих картинах Айвазовского изображены гибнущие корабли.

СЛАЙД 9

- Однако картина «Радуга» выделяется из общего ряда. Давайте внимательно рассмотрим эту картину. Что же делает ее отличной от других полотен Айвазовского?

- Что дарит людям радуга, так неожиданно появившаяся на небосводе? (Надежду на спасение)

- Как вы думаете, что чувствуют люди, увидевшие радугу?

Вывод: На картине Айвазовского радуга – символ надежды на спасение, веры в спасение.

СЛАЙД 10.

Талантливый русский пейзажист Архип Иванович Куинджи запечатлел на своем полотне момент, когда над омытой дождем землёй вспыхнула многоцветьем радуга. Несколько лет работал художник над картиной, с 1900 по 1905 год.

- С чем можно сравнить радугу Куинджи? (Чудо, воздушный мост, арка, ворота)

- Какое настроение дарит картина зрителям?

- С какими чувствами вы сравнили бы радугу Куинджи?

СЛАЙД 11.

Николай Никанорович Дубовской называл картину «Радуга» «пейзажем настроения».

- Как вы думаете, почему?

- Чем отличается эта картина от картины художника А.Куинджи? (Присутствие на картине человека)

- Как вы думаете, какие чувства испытывает человек, любующийся радугой?

Художник изображал не столько конкретный сюжет, сколько различные состояния наблюдаемой им природы, неотделимые от чувств и эмоций человека. Именно состояние и чувства человека перед мощью и красотой природы всегда занимали художника.

СЛАЙД 12. ФИЗМИНУТКА

 7. Самостоятельная работа с самопроверкой

а) Работа с учебником упр.48 (самостоятельно):

- Составьте и выпишите в тетрадь те словосочетания, которые помогут при описании картины Н. Н. Дубовского «Радуга». (Объясните правописание безударных гласных в корнях слов).

б) Проверка, объяснение написанного.

- Радуга вызывает у нас обычно светлые чувства.

в) Работа со словариком чувств. (Работа по вариантам):

 Выпишите слова-чувства, отражающие настроение картины Дубовского.

8. Включение в систему знаний и повторение

СЛАЙД 13.

- По-разному видят радугу не только художники, но и поэты. У вас на партах лежат листы с цитатами из произведений русских поэтов. Внимательно прочитайте эти строки и выберите подходящие к каждой из рассмотренных на уроке картин

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Мы с вами увидели сегодня на уроке три радуги. Какая из картин близка вам? Почему?

- Молодцы. Вы сегодня замечательно поработали. Что вам подарила сегодня радуга?

СЛАЙД 14.

 Домашнее задание.

Так как сегодня мы с вами говорили о радуге.

1. Напишите сочинение о радуге в своей жизни.

Тема сочинения: « Я видел радугу…»

Или

2. Напишите сочинение по картине Н.Н. Дубовского «Радуга».

 (Если остается время, то ребята начинают работать над сочинением под тихую музыку «Времена года» А. Вивальди)

При подготовке и проведении урока использованы ресурсы:

Kurch-gim1.ru

http://www.metod-kopilka.ru/

 

multiurok.ru

Описание картины Николая Дубовского «Притихло»

Описание картины Николая Дубовского «Притихло»

Картина "Притихло" принадлежит кисти русского живописца Н. Н. Дубовского. Полотно было написано в 1890 году.

Согласно замыслу художника основное внимание зрителя должно было сосредоточиться на разбушевавшейся водной стихии. Картина должна была тревожить и одновременно возбуждать любопытство зрителя. Конечный результат превзошел все ожидания художника.

Центральное место на полотне отведено грозовым тучам, сгустившимся над вечерним морем. Нижние края туч уже покрыла та чернота, которая предшествует сильному урагану. Верхние части облаков все еще остаются белыми. Они хорошо освещены заходящим солнцем и отражаются в чернеющих морских водах.

Обстановка на картине говорит о том, что гроза с каждой секундой становится все ближе, ее наступление неумолимо. Невозможно предотвратить то, что задумала природа, потому людям, которые замерли в лодке, пытающейся достичь берега, ничего не остается как ждать.

Небольшое суденышко едва заметно на фоне теней, отбрасываемых грозовым небом. Берег, к которому оно столь упорно стремиться, все еще находится в отдалении, что заставляет зрителя испытать животный страх перед надвигающимся штормом и неизвестностью, которую он сулит тем, кому не посчастливилось находиться в отдаленной лодке и испытать буйство природы на себе.

Грозовые тучи настолько огромны, что создается впечатление, будто они существуют отдельно от полотна и вот-вот вырвутся на свободу, чтобы разразиться громом и дождем над головой зазевавшегося зрителя.

На переднем плане картины – море, задний же план полотна занимает тонкая полоска суши с расположенным на ней городом. Несмотря на то, что при написании картины использованы темные оттенки красок, получившееся полотно не выглядит мрачным, в чем, собственно и проявился замечательный талант художника.

opisanie-kartin.com

Описание картины Николая Дубовского «Радуга» Картины художников

Описание картины Николая Дубовского «Радуга»

От картины Н.Н. Дубовского «Радуга» веет теплом, морской свежестью и лёгкостью. Сюжет картины простой. На ней мы видим море, лодку, мужчину и радугу. Но смысл гораздо сложнее.

Художник изображает нам радугу, не как семицветную полосу, а как белый, большой луч. Именно на такую радугу смотрит обычный моряк, который остановился и специально привстал. Он любуется этим явлением. И хоть мы не видим его лица, можно представить, как он улыбается и думает, о том, что мир прекрасен.

Стоит также уделить внимание не только композиции, но и правильно подобранным цветам. Море представляется нам немного тёмным, после пройдённого дождя. Тихие, спокойные волны переданы очень реалистично, кажется, будто это не картина вовсе, а фотография. А небо наоборот, светлое и ясное. Объемные белые облака расположились над морской гладью.

В левой стороне картины ещё видны тучи. Кажется, что

там до сих пор идёт дождь. На фоне неба прослеживается белая полоска – радуга. Лишь еле-еле заметные цвета можно увидеть на ней. Нет типичного красного-оранжевого-желтого, а радуга здесь нежная и светлая, только снизу видна бледно-розовая цветная полоска радуги.

Радуга заканчивается на маленьком клочке суши. Возможно, от туда приплыл и моря. Моряк одет в белую свободную рубаху и коричневые штаны. Он заплыл недалеко на своей деревянной лодке. А когда увидел радугу, то встал и просто наслаждался красотой природы.

Художник хотел нам показать, что мир прекрасен во всём и всегда. Ведь радуга – это маленькое явление природы, но и она может быть причиной чьей-нибудь улыбки. Николай Никанорович Дубовский умел передавать жизнь обычных людей. Все его картины понятны и просты, но в них заключён огромный смысл. В каждом своём произведении Дубовский передавал свои мысли и чувства, он всегда радовался, когда видел восторг от своих работ.

Прислал: Fluffy . 2017-10-08 22:15:41

opisanie-kartin.iusite.ru

Урок развития речи в 6 классе.

Урок развития речи в 6 классе.

Автор: Чухранина Ирина Павловна

Методическая копилка - Русский язык

Подготовка к написанию сочинения –впечатления «Я видел радугу…» (по картинам  Н.Н.Дубовского, И.К.Айвазовского,  А.И.Куинджи)

Цель: продолжить обучение сочинению, учить сопоставлять картины разных художников, написанные на одну тему, понимать идею произведения и выражать ее в речевом высказывании; развивать коммуникативно-речевые умения на основе восприятия картины; воспитывать у учащихся способность глубокого личностного восприятия картины.

Метапредметность: символ, идея.

Методическое обоснование урока: создание собственного текста.

Оборудование: презентация, словарь чувств, эпиграфы (отрывки из поэтических текстов), словарь понятий. ноутбук, экран, колонки.

Эпиграф:

На небе радуга сияет и блестит,Как будто нам по ней проход открыт. Луч многоцветный опустился из небес,В прекрасной радужной пыли сияет лес.

(М.Ю.Лермонтов)

Ход урока

 Организационный момент.

1. Мотивирование к учебной деятельности

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Охарактеризуйте ваше настроение одним цветом.

- Если мы объединим все цвета, названные вами, то какое явление природы получим? (Радуга)

Слайд 1. Введение темы урока.

На небе радуга сияет и блестит,Как будто нам по ней проход открыт. Луч многоцветный опустился из небес,В прекрасной радужной пыли сияет лес.

(М.Ю.Лермонтов)

- Запишите в тетради эпиграф к уроку, найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них корень.

2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-Найдите в тексте слова синонимы ,в том числе контекстуальные (Сияет, блестит; многоцветный, радужный)

- Можно ли эти слова считать опорными в данном тексте?

3. Выявление места и причины затруднения

- Ребята, а вам приходилось видеть радугу?

- А смогли бы вы передать красоту этого чуда природы словами?

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы думаете, что станет темой нашего урока? (Описание радуги)

- Действительно, тема нашего урока “Я видел радугу…” Наша задача: подготовиться к сочинению-настроению.А помогут нам в этом картины известных русских художников: Дубовского Н.Н., И.К.Айвазовского, А.И.Куинджи.

Запись темы урока.

Сегодня мы с вами рассмотрим картины разных художников, написанные на одну тему, носящие одно название- «Радуга». Постараемся постичь идею каждой картины, проникнуть в настроение, поделимся своим восприятием радуги.

- Обратимся к словарям. Что обозначает радуга?

5. Реализация построенного проекта

 Лексическая работа.

Слайд 2

Радуга - в славянской мифологии считалась луком бога-громовержца и мостом, соединяющим небо и землю (М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь)

Слайд 3

Радуга – разноцветная дугообразная лента на небосводе во время дождя, образующаяся вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей. (Толковый словарь Ушакова)

Слайд 4

Радуга – всем известное оптическое явление в атмосфере; наблюдается, когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождем. Явление это представляется в виде одной, реже – двух концентрических светящихся дуг… (Малая энциклопедия Брокгауза и Ефрона)

Беседа:

- Сегодня мы работаем с понятием “радуга”. Когда мы можем увидеть радугу?

- А какие чувства вызывает у вас радуга, когда появляется на небосводе? Почему?

 Анализ картин “Радуга”.

Слайд 5

Слово учителя:

По-разному видели, чувствовали радугу русские художники. Сегодня мы познакомимся с радугой И.К.Айвазовского,  А.И.Куинджи и Н.Н.Дубовского. Это художники разных эпох. У них разное представление о жизни, разное мировоззрение. И радуга у каждого из них своя. Но мне кажется, что для каждого художника радуга – это символ. И мы с вами постараемся понять этот образ-символ, постичь идею картин.

- Вспомним, что такое идея?

- Дайте определение символа.

- Каждый художник создает в своих картинах образ. Что такое образ?

Работа со словарем понятий.

Символ – то, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи.

Идея – основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н.

Образ – в искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.

Слово учителя.

Перед вами картины “Радуга” Айвазовского,  Куинджи, Дубовского. Какое все-таки удивительное это явление - радуга. Картины объединены общей темой. Но какие они разные. Каждый из художников по-разному был настроен на создание картины, видел в радуге что-то свое. Каждая картина проникнута особым настроением, отражающим взгляд автора.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Слайд 6

Айвазовский Иван Константинович

Иван Константинович Айвазовский – художник-маринист. Широко известны такие его полотна, как “Кораблекрушение”, “Девятый вал”, “Бурное море”. В 1873 году Айвазовский пишет выдающуюся картину “Радуга”.

- Что изображено на картине?

- Сюжет картины – буря на море и корабль, гибнущий у скалистых берегов. На многих картинах Айвазовского изображены гибнущие корабли.

Слайд 7

- Однако картина “Радуга” выделяется из общего ряда. Давайте внимательно рассмотрим эту картину. Что же делает ее отличной от других полотен Айвазовского?

- Что дарит людям радуга, так неожиданно появившаяся на небосводе? (Надежду на спасение)

- Как вы думаете, что чувствуют люди, увидевшие радугу?

Вывод: На картине Айвазовского радуга – символ надежды на спасение, веры в спасение.

Куинджи Архип Иванович

Момент, когда над омытой дождем землёй вспыхнула многоцветьем радуга, запечатлел на своем полотне и талантливый русский пейзажист Куинджи А.И. Несколько лет работал художник, с 1900 по 1905 год.

- С чем можно сравнить радугу Куинджи? (Чудо, воздушный мост, арка, ворота)

- Какое настроение дарит картина зрителям?

- С какими чувствами вы сравнили бы радугу Куинджи?

Дубовской Николай Никанорович

Слайд 10

Н.Н. Дубовской называл картину «Радуга» «пейзажем настроения».

- Как вы думаете,почему?

- Чем отличается эта картина от картины художника А.Куинджи?(Присутсвие на картине человека)

- Как вы думаете, какие чувства испытывает человек, любующийся радугой?

Художник изображал не столько конкретный сюжет, сколько различные состояния наблюдаемой им природы, неотделимые от чувств и эмоций человека. Именно состояние и чувства человека перед мощью и красотой природы всегда занимали художника.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа с учебником упр.48(самост.):

- Выберите и выпишите в тетрадь те словосочетания, которые передают состояние человека и его чувства на картине Н.Дубовского «Радуга». (Вставить пропущенные безударные гласные в корнях слов)

Проверка, объяснение написанного.

- Радуга вызывает у нас обычно светлые чувства. Поработаем со словариком чувств. (Работа по вариантам):

 Выпишите слова-чувства, отражающие настроение картины Айвазовского, Куинджи,Дубовского.

8. Включение в систему знаний и повторение

- По-разному видят радугу не только художники, но и поэты. У вас на партах лежат листы с цитатами из произведений Лермонтова, Владимира Бенедиктова, Анны Ткаченко. Внимательно прочитайте эти строки и выберите эпиграфом к каждой из рассмотренных на уроке картин

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Мы с вами увидели сегодня три радуги. Какая из картин близка вам? Почему?

- Молодцы. Вы сегодня неплохо поработали. Вспомните, с каким настроением вы пришли ко мне на урок. Изменилось ли ваше настроение в ходе урока? Что вам подарила сегодня радуга?

 Домашнее задание.

Слайд 11

Радуга в небе зажгласьКаплями райского сна.Может, всё грезится мне:Вы ущипните меня.Радуга – это любовь,Мостик к заветным мечтам.Что-то судьба заберет,Что-то оставит и нам.

Слайд 12

Итак, сегодня мы с вами говорили о радуге. И тема нашего урока – «Я видел радугу…»

1. Напишите сочинение-настроение о радуге в своей жизни. Тема сочинения « Я видел радугу…»

Или

2.Напишите сочинение по одной из рассмотренных картин

 (Если остается время, то ребята начинают работать над сочинением под тихую музыку “Времена года” Вивальди)

Эпиграфы к сочинению

Ревет гроза, дымятся тучиНад тёмной бездною морской,И хлещут пеною кипучей,Толпяся, волны меж собой.

(Лермонтов М.Ю.)

За тучами солнце – не видно его!Но там оно капли нашло дождевые,Вонзило в них стрелы огня своего,И по небу ленты пошли огневые.

(Владимир Бенедиктов)

Разноцветные воротаРаспахнул нам небосвод,Словно ждет от нас чего-то,Словно манит нас в полет…Ввысь уносит нас волнамиВетра солнечный прибой, И земля лежит под намиВ дымке бело-голубой!

(Анна Ткаченко)

www.kurch-gim1.ru

Картины, описание картин - Радуга

Описани е картины Николая Дубовского: Радуга.От картины Н.Н. Дубовского «Радуга» веет теплом, морской свежестью и лёгкостью. Сюжет картины простой. На ней мы видим море, лодку, мужчину и радугу. Но смысл гораздо сложнее.Художник изображает нам радугу, не как семицветную полосу, а как белый, большой луч. Именно на такую радугу смотрит обычный моряк, который остановился и специально привстал. Он любуется этим явлением. И хоть мы не видим его лица, можно представить, как он улыбается и думает, о том, что мир прекрасен.Стоит также уделить внимание не только композиции, но и правильно подобранным цветам. Море представляется нам немного тёмным, после пройдённого дождя. Тихие, спокойные волны переданы очень реалистично, кажется, будто это не картина вовсе, а фотография. А небо наоборот, светлое и ясное. Объемные белые облака расположились над морской гладью.В левой стороне картины ещё видны тучи. Кажется, что там до сих пор идёт дождь. На фоне неба прослеживается белая полоска – радуга. Лишь еле-еле заметные цвета можно увидеть на ней. Нет типичного красного-оранже вого-желтого, а радуга здесь нежная и светлая, только снизу видна бледно-розовая цветная полоска радуги.Радуга заканчивается на маленьком клочке суши. Возможно, от туда приплыл и моря. Моряк одет в белую свободную рубаху и коричневые штаны. Он заплыл недалеко на своей деревянной лодке. А когда увидел радугу, то встал и просто наслаждался красотой природы.Художник хотел нам показать, что мир прекрасен во всём и всегда. Ведь радуга – это маленькое явление природы, но и она может быть причиной чьей-нибудь улыбки. Николай Никанорович Дубовский умел передавать жизнь обычных людей. Все его картины понятны и просты, но в них заключён огромный смысл. В каждом своём произведении Дубовский передавал свои мысли и чувства, он всегда радовался, когда видел восторг от своих работ.

www.art-drawing.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта