Сикстинская мадонна - любимая картина великих классиков. Сикстинская мадонна картина


Сикстинская мадонна Рафаэля - всё о картине

12.09.2017

Рафаэль - гений, который в своих творениях воплощал в жизнь божественное и вечное. Взирая на одну из его величественнейших работ, невольно начинает быстрее биться сердце и душа наполняется светлыми и неземными чувствами.

Такое ощущение, что за только открывшимся занавесом предстало небесное видение – Дева Мария, ступающая легкими прикосновениями стоп по воздушным облакам, держа в руках младенца Иисуса, благословляет каждого смотрящего на нее с восхищением человека.

Мадонна по-матерински бережно и заботливо прижимает к себе младенца. Выдающийся мастер в своем творении смог заключить маленькое божество в магический круг любви и нежности. Ее тревожный взгляд буквально насквозь просматривает душу зрителя. Взор Мадонны как будто предвидит трагическую судьбу своего маленького сына.

Ее лицо поистине является воплощением идеала женской красоты времен античности, которое помимо прекрасных физических данных наполнено духовностью идеалов христианства. С левой стороны мастер изобразил Папу Сикста II, которому пришлось провести свои последние дни в нечеловеческих мучениях. Он умер в 258 году нашей эры и стал святым.

Изображенный на полотне он молит Марию о благословении всего человечества. С правой стороны искусник изобразил Святую Варвару, которая демонстрирует покорность и безграничную любовь.

Если присмотреться к золотой дымке на заднем плане, то можно отчетливо увидеть лица множества ангелов.

Образ Мадонны гармонично совмещает в себе восхищение религиозным триумфом, тревожность за Иисуса и материнскую нежность. Ее одежда предельно простая, на ногах нет обуви, и вся она окружена благословенным светом. Несмотря на то, что художник не изобразил нимб над головой Марии, она всем свои видом говорит о своей святости и божественности.

В своей работе Рафаэль смог соединить границы религиозного идеала и высшей недосягаемой, гордой и в то же время скорбной человечности, изобразив спускающуюся к людям Марию с младенцем. Передний план дополнен двумя ангелами, которые своим взором и жестами обращаются к своей покровительнице.

Несомненно, эти крылатые мальчишки больше напоминают амуров из мифологии, однако, их наличие дополняет общую идею картины человечностью и теплотой.

История полотна

В 1512 году монастырь Святого Сикста, расположенный на территории Пьяченце, для своей капеллы заказал у Рафаэля картину «Сикстинской Мадонны». В то время Папой Юлием II проводился сбор благотворительности для реставрации часовни, в стенах которой находились мощи Святой Варвары и Святого Сикста.

Самое интересное то, что о полотне практически никто не знал до середины XVIII века. Свое признание оно обрело благодаря саксонскому курфюрсту по имени Август III, который около двух лет буквально умолял Бенедикта о разрешении вывоза картины в Дрезден.

Великие классики о картине «Сикстинская Мадонна»

В начале XIX века полотно попало на территорию России и буквально свело с ума не только многих критиков, но и выдающихся писателей, которые посвящали ему восторженные прекрасные строки. К примеру, Белинский отзывался о картине так: «Какое благородство, какая грациозность кисти! Просто невозможно наглядеться! В моей памяти невольно возник Пушкин, ведь он обожал Рафаэля и недаром, ведь он так близок ему по натуре».

Даже такие великие всемирно известные писатели как Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой обладали репродукциями мирового шедевра. По словам супруги Ф. М. Достоевского, он очень любил работы Рафаэля, однако, самым лучшим его творением считал именно «Сикстинскую Мадонну». К. Маратти относительно увиденного шедевра сказал следующие слова: «Если бы я увидел эту картину, но при этом ничего не знал о мастере, и мне бы сказали что, полотно создал ангел, я бы беспрекословно поверил».

Один из величественнейших умов Гете сказал поистине прекрасные слова: «Рафаэль всегда творил то, что другие только мечтали создать». И это выражение, несомненно, верное и в полной мере характеризует виртуоза, который в своих шедеврах воплощал не столько влечение  к идеалу, но и сам идеал, доступный простому смертному.  

Многие специалисты, занимающиеся изучением полотна, склонны полагать, что, создавая Мадонну, художник срисовывал ее со своей возлюбленной по имени Фанфарина.

Именно она была не только первой, но и последней страстью великого мастера, несмотря на то, что он не был обделен женским вниманием. Она была дочерью простого пекаря, однако, несмотря на ее бедность, великий искусник был буквально очарован ангельскими чертами ее милого личика.

Он создал не одну картину с ее портретом, однако самым популярным полотном с ее непосредственным участием стала, несомненно, «Сикстинская Мадонна». Не только специалисты занимались тщательным изучением шедевра, но и художники, известные на территории России.

К. Брюллов, наблюдая за полотном, говорил следующие слова: «Чем больше всматриваешься, тем больше начинаешь ощущать непостижимость этой красоты. Каждая черт, художник А. Иванов стремился скопировать шедевр на своем полотне, однако ему не удалось уловить его обаяние, это еще раз доказывает то, насколько величественная и неподражаемая картина «Сикстинская Мадонна».

На сегодняшний день неизвестно так ли выглядела Мадонна, какой ее изобразил Рафаэль. Однако это не так уж и важно, ведь ее образ создан, прежде всего, верованием и религиозными чувствами человечества. Эта загадка не делает произведение великого художника менее величественным и грандиозным, которое еще много веков будет вдохновлять своей красотой и святостью.

chrontime.com

«Сикстинская Мадонна» картина - Рафаэль Санти

“Сикстинская мадонна” — одно из прославленнейших произведений мирового искусства. Эта картина принадлежит к числу самых ярких поэтических образов, созданных художниками эпохи Возрождения. Картина является как бы итогом творчества великого художника того времени Рафаэля. История создания этого полотна до сих пор окутана тайной. Не сохранилось ни письменных свидетельств, ни эскизов. По официальной версии, картина Рафаэля была написана мастером для монастыря св. Сикста в Пьяченце, где и находилась до покупки ее Дрезденской галереей в 1754 году. “Сикстинская мадонна” еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о “редчайшей и единственной в своем роде вещи”. Известно также, что картина была полностью написана рукой Рафаэля, без помощи учеников, что было тогда редкостью. Художник изобразил Марию во весь рост с младенцем Христом на руках. Мадонна спускается с небес к людям в сопровождении св. Варвары. Римский Папа Сикст II как бы вверяет человечество заступнице. Внизу, у самой рамы, два маленьких ангелочка смотрят на чудесное явление. За фигурой мадонны клубятся облака и сияет манящая даль. Я часто смотрю на репродукцию этой картины, потому что она висит на стене в нашем доме, но каждый раз композиция картины поражает меня своей величественностью и в то же время гениальной простотой. Подкупает меня и то, что в картине Рафаэля отсутствуют какие бы то ни было внешние эффекты, подчеркивающие величие сюжета, как, например, на полотне Леонардо да Винчи “Мадонна Литта” — фрагменты храма, горы, многозначительный взгляд младенца и т.д. Рафаэль, видимо, создал полотно, принципиально отличающееся не только от работ его предшественников, но и от своих собственных творений, написанных ранее. По-моему, Рафаэль пошел по естественному пути любого настоящего художника. Он все более отождествлял красоту и совершенство божественного начала с человеческим. Это, на мой взгляд, придает особое обаяние “Сикстинской мадонне”. В картине все естественно и человечно, хотя перед нами богоматерь. Легко и плавно струятся складки одежд Марии, подчеркивая воздушность ее движения. Ее прекрасное в своей человеческой кротости и умилении лицо будит ответное светлое чувство, как при встрече с родным человеком. Я с трудом принимаю общепринятое толкование образа, будто бы лицо Марии овеяно светлой печалью, предчувствием того, что она родила сына на страдания за человечество и т.д. Мне кажется, на людей с полотна Рафаэля смотрят мать человеческая и дитя человеческое. Через свет их лиц смотрящий на картину человек постигает божественное начало в мире. Потому что к возвышенному всегда нужно проделать путь, пролегающий через преграды. У меня и у икон возникают подобные чувства: если икона написана слишком схематично, она не вызывает во мне ответного чувства. Приближение к человеческому нисколько не умалило религиозную идею “Сикстинской мадонны” Рафаэля, а лишь подчеркнуло гуманистическую глубину мысли художника. Реалистические и гуманистические устремления таких художников эпохи Возрождения, как Рафаэль, разбили условную схему средневекового церковного изображения, придали мадонне с младенцем глубоко человеческий образ счастливого и здорового материнства, которое лишено всякого мистического ореола и полно чистой земной прелести. Поэтому в нашем доме, словно талисман добра и человечности, висит на стене моя любимая картина “Сикстинская мадонна".

gallerix.ru

СИКСТИНСКАЯ МАДОННА Рафаэль. 100 великих картин

СИКСТИНСКАЯ МАДОННА

Рафаэль

Рафаэль был счастливым художником. Поглощенный обилием почетных и грандиозных заказов, прославляемый своими почитателями, он работал быстро и радостно. Никогда творчество не было для него горькой мукой. Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare». В тех же целях некоторые художники Возрождения обращались к старинным народным преданиям и расцвечивали их красками своего воображения. На картине Рафаэля явление Мадонны умершему папе Юлию II превратилось в явление ее людям, о котором и рассказывалось в старинных сказаниях. В таких легендах находили свое выражение чаяния народа о справедливости, желание и потребность простых людей представить небесную царицу и покровительницу в непосредственной близости. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды.

В истории создания самого знаменитого произведения Рафаэля до сих пор многое окутано тайной. Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости. На голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Наоборот, на ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги ее босы, и в сущности это простая женщина. Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки. Но эту босоногую женщину встречают, как царицу — владычицу небесную. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Земной владыка, как волхвы перед рождественскими яслями, обнажил свой лоб, и перед зрителем предстает почти дрожащий от волнения старичок. Другие исследователи полагают, что в этой торжественной Мадонне, наоборот, нет ничего земного. Это божество, облеченное в человеческую форму. Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные. Окруженная сонмом ангелов, стоя на облаках, Мадонна представляет миру своего божественного Сына.

Разные поколения, разные люди усматривали в «Сикстинской мадонне» каждый свое. Одни видели в ней только религиозное содержание, другие - скрытую в ней нравственную философию, третьи ценили в ней художественное совершенство. Но три этих аспекта неотделимы друг от друга.

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой Пьяченце запрестольный образ. Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте.

Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам. Парапет внизу картины — единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору.

Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной. В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины — явление Богоматери людям. С другой стороны склонилась святая Варвара, и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю. Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны, и только Мария с божественным младенцем смотрят на нас.

Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Вся картина полна внутреннего движения, озарена трепетным светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед, ибо «не мир принес Я вам, но меч...». Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность».

Рассказывают, что «Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжелое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны — наисовершеннейшее воплощение идеала в христианстве. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нем черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью.

«Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства. В.А. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как о воплощенном чуде, как поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит... И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось». А.С. Пушкин знал картину по гравюрному воспроизведению, и она произвела на него очень сильное впечатление. Поэт неоднократно вспоминал о рафаэлевском шедевре, и, воспевая задумчивые глаза застенчивой красавицы, он уподобляет ее ангелу Рафаэля. Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф.М. Достоевский. Однажды он горячо возмущался, когда в его присутствии некий художник профессиональным языком стал разбирать художественные достоинства картины. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля. Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла. Степан Трофимович, наоборот, чувствует настоятельную потребность писать об этом шедевре, но ему так и не суждено было выполнить свое намерение. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения.

«Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники. Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем». А. Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние. Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля: «Это что-то действительно почти невозможное... Была ли в действительности Мария такая, какою она здесь изображена, этого никто никогда не знал и, разумеется, не знает, за исключением современников ее, которые, впрочем, ничего нам хорошего о ней не говорят. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества... Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания... откроют действительно исторические черты обоих этих лиц (т.е. Иисуса Христа и Марии)... и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль».

...А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи. «Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика — рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. В одно мгновение он мог вспыхнуть, и... Когда ящик открыли, перед людьми предстала, широко раскрыв лучезарные глаза, женщина дивной, неземной красоты с божественным младенцем на руках. И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки...

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Сикстинская мадонна. Описание картины Рафаэля Санти

Одной из главных жемчужин Дрезденской картинной галереи является шедевр Высокого Возрождения – полотно «Сикстинской мадонны» кисти великого Рафаэля Санти. Будучи малоизвестной в течение нескольких столетий, картина приобрела небывалый успех среди русских путешественников в середине восемнадцатого века.

Из всех когда-либо написанных Рафаэлем изображений Мадонны, это дева Мария – самая величественная и между тем самая естественная, женственная и ранимая. Одновременно, это – редкая композиция, где женщина изображена во весь рост и практически в натуральную величину.

Первоначально, место расположение этого огромного полотна, выполненного не на привычной доске, а на холсте, предполагалось в монастыре Святого Сикста перед большим распятием. На это указывает и присутствие Святого, который был одним из первых епископов Рима и впоследствии принял мученическую кончину, его коленопреклоненная поза, жест правой руки указывающий прямо на зрителя и спокойный грустный взгляд Мадонны, обращенный вперед куда-то вдаль.

Сикстинская мадонна

Сикстинская мадонна

Сикст с благословением взирает на Мадонну с младенцем, в его лежит папская тиара, а золотые длинные одеяния, характерный для епископов, украшают изображения желудей. Искусствоведы предполагают, что желуди – это отсылка к тому, что двое из Пап были из рода делла Роввере, эмблемой которых является дуб, а для самой картины позировал кто-то из родни Папы того времени.

В образе рафаэлевской Мадонны гармонично сочетается и религиозный триумф великого события – рождения Спасителя – и естественный общечеловеческие чувства и эмоции. Гордость за своего ребенка, глубокая материнская забота, тревожные чувства за грядущую жертву младенца во благо человечества и искупления людских грехов. Облаченная в простые одежды, с покрытой головой, она босыми ногам ступает по клубящимся облакам на встречу зрителю.

Задний фон за ее спиной – весьма обманчив и вначале кажется такими же облаками, по которым Мадонна спускается с небес к обычным людям. На самом деле это – многочисленные лики ангелов, которые взирают на Марию.

Третьей фигурой является Святая Варвара, великомученица, умершая во имя христианской веры. Она склонилась в поклоне перед Мадонной с будущим Мессией, а ее богатые одежды указывают на ее знатное происхождение. Взгляд Святой Варвары направлен вниз в сторону двух миловидных ангелочков, облокотившихся на некий деревянный предмет.

В основе композиции этого шедевра – треугольника, который очерчивается тремя центральными фигурами, а зеленые занавеси еще раз подчеркивают это структуру и сосредотачивают взгляд зрителя на младенце Иисусе, с неким опасением взирающего в будущее.

Автор сочинения: Ирина Шастова

Похожие записи

design-kmv.ru

"Сикстинская Мадонна" - гениальное произведение кисти великого маэстро Рафаэля

До сегодняшнего дня множество тайн окутывает историю создания величайшего произведения Рафаэля "Сикстинская Мадонна". К сожалению, до нас не дошло ни одного эскиза и рисунка, ни одного документа, повествующего о времени написания картины, как будто в подтверждение версии о божественном озарении маэстро. Говорят, что когда вносили полотно в тронный зал дрезденской резиденции короля Саксонии Августа III, он отодвинул свой трон, мешавший проходу, и воскликнул: "Дорогу великому Рафаэлю!"Сикстинская мадонна

"Сикстинская Мадонна" - непревзойденное творение мировой живописи

Ни неба, ни земли не изображает на полотне Рафаэль. "Сикстинская Мадонна" лишена привычного пейзажа, все пространство между образами заполнено облаками, в которых угадываются лица ангелов. Богоматерь, в сравнении с прошлыми Мадоннами Рафаэля, уже не парит в воздухе, а будто шагает по облакам навстречу нам, и единственная преграда у неё на пути - это сидящие на краю парапета задумчивые ангелы, подпирающие свои лица пухлыми ручонками. Мария с божественным сыном на руках как будто бы хочет спуститься с мира небесного в наш, земной мир. И, кажется, как будто вот-вот она перешагнет через рамку и босой ногой ступит на холодный пол галереи, но в этот миг она неподвижно замирает. Являясь нашему взору так близко и так явно, она по-прежнему остается недоступной.рафаэль сикстинская мадонна

Сикстинская Мадонна задумчива и грустна, по-матерински бережно она держит маленького Иисуса. Сдержанно и смиренно смотрит вдаль, её глаза наполнены тревогой, она бессильна перед неотвратимым. Сейчас они ещё вместе, одно целое, но совсем скоро она будет вынуждена отнести своего сына в жизнь и отдать его людям. В глубине души она скорбит по той жертве, которую ей предстоит принести. Хоть и по-детски доверчиво маленький Иисус прижимается к матери, но взгляд его достаточно взрослый, осмысленный и тревожный. Преклонив колени и аккуратно положив рядом свою тиару, Марию встречает папа Сикст IV, собственно, поэтому работа и получила свое название "Сикстинская Мадонна". Его рука, протянутая к людям, символизирует истинный смысл картины – явление Богоматери народу. Возможно, предчувствуя свою короткую жизнь, справа от Мадонны РафаэльСикстинская мадонна описание изображает именно Варвару, ту, которой в то время приписывали дар спасения от внезапной и насильственной смерти. Её потупленный взор выражает покорность и благоговение.

Творчество Рафаэля - это пик гениальности и венец совершенства в искусстве эпохи Возрождения

В ряду рафаэлевских творений, безусловно, лучшей драгоценностью является "Сикстинская Мадонна". Описание, пусть даже самое красноречивое, никогда не заменит зрительного контакта с этим шедевром кисти великого художника. По словам Гёте, картина представляет собой целый мир, и даже если Рафаэль не создал бы в своей жизни больше ничего, этого холста хватило бы, чтоб сделать его бессмертным. Рафаэль умер молодым, в 37 лет, унеся из этого мира удивительную силу своего таланта. Страшно даже представить, каких гениальных произведений лишилось человечество в тот миг.

fb.ru

Сикстинская мадонна — WiKi

История создания

Огромное по размерам (265 × 196 см, так обозначен размер картины в каталоге Дрезденской галереи) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря святого Сикста II в Пьяченце по заказу папы римского Юлия II. Существует гипотеза, что картина была написана в 1512—1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

Что весьма необычно для начала XVI века, материалом служила не доска, а холст. Это может свидетельствовать о том, что полотно планировалось использовать как хоругвь (если только выбор материала не объясняется крупными габаритами произведения).

В XVIII веке распространилась легенда (не подтверждённая историческими документами), что Юлий II заказал полотно Рафаэлю для своей гробницы, и что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина, для святого Сикста — сам папа Юлий (племянник Сикста IV), а для святой Варвары — его племянница Джулия Орсини. Сторонники теории о том, что полотно создавалось для папской гробницы, подчёркивают, что жёлуди на ризе Сикста II явно отсылают к этим двум папам из рода делла Ровере (rovere значит «дуб»)[3].

В то же время на создание образа именно для церкви в Пьяченце указывает то, что её покровителями всегда считались святые Сикст и Варвара, изображённые на этом полотне. Образ удачно вписался в центральную часть апсиды церкви в Пьяченце, где служил своеобразной заменой отсутствующего окна.

Всемирная слава

Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден[4]. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме[5]. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо.

Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля[4]. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе — Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин[6].

  Размещённая несколько выше соседних произведений, «Сикстинская мадонна» замыкает главную анфиладу залов Дрезденской галереи

Вторая мировая война и хранение в СССР

В конце Второй мировой войны в январе 1945 г. «Сикстинская мадонна», как и другие картины Дрезденской галереи, были спрятаны в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от Дрездена. Благодаря этому они уцелели при бомбардировке Дрездена в феврале 1945 г. В мае 1945 г. картины были обнаружены группой советских военнослужащих под командованием младшего лейтенанта Леонида Рабиновича[7][8].

После войны картина хранилась в запасниках Пушкинского музея, пока не была возвращена вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году. Перед этим «Мадонна» была представлена московской публике. На проводы «Сикстинской мадонны» В. С. Гроссман откликнулся одноимённым рассказом, где связал знаменитый образ с собственными воспоминаниями о Треблинке:

Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке[9].

Описание

На картине изображена Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. Фигуры образуют треугольник. Раскрытый по сторонам занавес лишний раз подчёркивает геометрическую продуманность композиции. Это одно из первых произведений, в котором зритель оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.

В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа (художник возвращается к иератичной композиции византийской Одигитрии) с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом…

оттенок сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе тяжелого Сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака… Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках — гордую, недосягаемую, скорбную — спускающуюся навстречу людям.

— В. Н. Гращенков[10]

Святой, у ног которого изображена папская тиара, подчёркивающая его высокий сан, указывает своей рукой в сторону наблюдателя, и Мадонна с младенцем смотрят в указанном им направлении, в то время как святая Варвара склонила голову. Первоначальное место картины было перед большим распятием, поэтому выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа.

Распространено мнение, что Сикст II, папа римский, изображён Рафаэлем на картине с шестью пальцами на правой руке, поскольку он Сикст (что значит «шестой» на латыни). На самом деле кажущийся шестой палец (мизинец) является частью внутренней стороны ладони.

Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головками ангелов.

Два ангелочка, изображённые на картине, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов. Некоторые искусствоведы утверждают, что эти ангелочки опираются на крышку гроба. У левого ангела внизу картины видно только одно крыло.

Разочарование

  Задумчивые ангелочки, ещё в XIX веке приглянувшиеся специалистам по рекламе, «сделали самостоятельную карьеру в области китча»[11]

Ставшие рутинными восторги, вызываемые картиной у путешественников, привели к определённой реакции против этого произведения, как и против творчества Рафаэля в целом, которое со второй половины XIX века стало ассоциироваться с академизмом. Уже Лев Толстой писал: «Мадонна Сикстинская… не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется»[12].

Даже в справочных изданиях отмечается, что краски «Мадонны» заметно выцвели; не способствуют усилению производимого ею эффекта ни помещение картины под стекло, ни музейное освещение[13]. Когда прославленный образ экспонировался в Москве, Фаина Раневская отреагировала на разочарование некоторых интеллектуалов следующим образом: «Эта дама столько столетий стольким нравилась, что теперь она сама имеет право выбирать, кому нравиться»[14].

Свою роль сыграла и рецепция этого образа в массовой культуре, которая подчас переходит грань пошлости. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов… вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»[5].

Примечания

  1. ↑ 1 2 http://skd-online-collection.skd.museum/de/contents/show?id=372144
  2. ↑ 1 2 https://skd-online-collection.skd.museum/Details/Index/372144
  3. ↑ На том, что картина предназначалась именно для траурной церемонии, настаивает искусствовед Хуберт Гримме. Его побудил к изысканиям вопрос: откуда взялась деревянная планка на переднем плане картины, на которую опираются два ангелочка? Следующий вопрос был: каким образом получилось, что такому художнику, как Рафаэль, пришло в голову обрамить небо портьерами? Исследователь убеждён, что заказ на «Сикстинскую мадонну» был получен в связи с установлением гроба для торжественного прощания с папой Сикстом II. Тело папы выставлялось для прощания в боковом приделе собора Святого Петра. Картина Рафаэля была установлена на гробе в нише этого придела. Рафаэль изобразил, как из глубины этой обрамлённой зелёными портьерами ниши мадонна в облаках приближается к гробу папы. Во время траурных торжеств реализовалась выдающаяся экспозиционная ценность картины Рафаэля. Некоторое время спустя картина оказалась на главном алтаре монастырской церкви в Пьяченце. Основанием этой ссылки был католический ритуал. Он запрещает использовать в культовых целях на главном алтаре изображения, выставлявшиеся на траурных церемониях. Творение Рафаэля из-за этого запрета в какой-то степени потеряло свою ценность. Чтобы получить за картину соответствующую цену, курии не оставалось ничего иного, как дать своё молчаливое согласие на помещение картины на главный алтарь. Чтобы не привлекать к этому нарушению внимания, картину отправили в братство далекого провинциального города.
  4. ↑ 1 2 Ъ-Weekend — Главная Мадонна
  5. ↑ 1 2 Ъ-Газета — Гала-картина
  6. ↑ Пушкин и Рафаэль
  7. ↑ Сикстинская Мадонна и Рабинович
  8. ↑ Эпопея спасения Дрезденской
  9. ↑ Василий Семенович Гроссман. Сикстинская мадонна
  10. ↑ Гращенков В. Об искусстве Рафаэля // Рафаэль и его время. М.: Наука, 1986. С. 28.
  11. ↑ Телеканал «Культура». День рождения «Сикстинской Мадонны» Рафаэля отмечают специальной выставкой
  12. ↑ Л. Толстой. Что такое искусство?
  13. ↑ Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Том 8. Спб.: Азбука-классика, 2008. Статья «Сикстинская мадонна».
  14. ↑ Искусство в системе культуры (под ред. М. С. Кагана). Изд-во «Наука», Ленинградское отд-ние, 1987. Стр. 66.

Литература

  • Claudia Brink/ Andreas Henning (Hrsg.): Raffaels Sixtinische Madonna. Geschichte und Mythos eines Meisterwerks, Berlin 2005
  • Andreas Henning: Raffaels Transfiguration und der Wettstreit um die Farbe. Koloritgeschichtliche Untersuchung zur römischen Hochrenaissance, Deutscher Kunstverlag, München 2005, ISBN 3-422-06525-3, zugl.: Berlin FU Diss. 2002
  • Theodor Hetzer: Die Sixtinische Madonna, Verlag Urachhaus, Stuttgart 1991
  • Michael Ladwein: Raffaels Sixtinische Madonna. Literarische Zeugnisse aus zwei Jahrhunderten, Pforte-Verlag, Dornach 2004, ISBN 3-85636-159-6
  • Marielene Putscher: Raphaels Sixtinische Madonna. Das Werk und seine Wirkung, Hopfer, Tübingen 1955, zugl.: Hamburg Univ. Diss. 1955, 1. — Textband und 2. — 195 Blätter (in einer Mappe)

ru-wiki.org

Сикстинская мадонна, Рафаэль, 1512. История картины

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой Пьяченце запрестольный образ.

Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам.

Парапет внизу картины — единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору. Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.

В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины — явление Богоматери людям.

У картины есть маленький секрет: задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. А два ангелочка, изображенные на картине внизу, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов.

Рафаэль «Сикстинская мадонна»

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой Пьяченце запрестольный образ.

Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам.

Парапет внизу картины — единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору. Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.

В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины — явление Богоматери людям.

У картины есть маленький секрет: задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. А два ангелочка, изображенные на картине внизу, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов.

5sec.info


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта