Методика проведения отдельного упражнения. Сочинение-описание по картине. Занятие описание картины


Конспект Урок Описание картины

МБОУ Березинская СОШ

Разработка урока по русскому языку

в 5 классе.

Тема:

«Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Учитель: Каменева Галина Филипповна.

п. Березинский

2015 год

Цель урока:

•научить описывать неживую природу (натюрморт) по картине

• развивать навыки, необходимые для сочинения по картине (композиция,

цвет, свет)

• воспитывать любовь к природе и желание беречь и преумножать ее.

Ход урока:

  1. Создание эмоционального настроя путем знакомства с изображением цветов на фото.

  2. Сбор рабочих материалов по образцам прозы, поэзии.

  3. Игра – физкультминутка «Превращение из семени в цветок».

  4. Лексико-орфографическая работа.

  5. Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

  6. Рефлексия.

-Сегодня мы поговорим об одном из самых чудесных творений на земле – цветке, чтобы подготовиться к описанию картины

Постараемся сделать это вдохновенно, учась у великих мастеров: поэтов, писателей, художников, композиторов.

1) -Что для вас связано со словом цветок? Запишите ассоциации на лист в графу «Ассоциации».

(смотри «Приложение №1»)

2) -Попробуйте отгадать название цветка, о котором говорится в загадке.

3) -Цветы всех покоряют своей красотой, но особенно любимы и нежны полевые цветы. Что вы можете сказать об этой красоте ?

( материалы записываем в графу «Полевые цветы».)

4) -А вот как описывается природа в повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

(подчеркните определения, сравнения, которые подчеркивают красоту цветка)

(Смотри Приложение №2).

5) -Пожалуй, каждый поэт в своих стихах изображал цветы и их неповторимую красоту.

Давайте выберем рабочие материалы в образцах поэзии. Запишем в графу «Художественные тексты».

-Зачитайте, что у вас получилось.

6) -А теперь, используя все рабочие материалы, создайте маленькую зарисовку «Полевые цветы». Делаем это в 4 графе.

-Видите, ребята, какие полевые цветы нежные, прекрасные, но беззащитные, поэтому давайте прочтём стихотворение и посмотрим, что будет с природой, если мы будем относиться к ней небрежно.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвём цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Дерево, цветок, трава и птицы

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

(Т.Собакина)

II - физкультминутка

-Чтобы немного отдохнуть, давайте поиграем в игру « Превращение из семени в цветок»

(физкультминутка)

-Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. (Звучит мелодия Скрябина «Этюд. Маргаритки»)

Сожмитесь в маленькое сухое семечко. Садовник бережно относится к семечкам, поливает их, (гладим по головкам) ухаживает за ними.

С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. ( Дети приподнимаются). У него раскрываются листочки (руки тянут вверх), растёт стебелёк

( вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаем пальчики).

И росток превращается в красивый цветок!

Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается соседям, кланяется им, слегка дотрагиваясь до них своими лепестками. Но вот подул осенний ветер, цветок качается в разные стороны, борется с непогодой. Ветер срывает лепестки, пригибает цветок к земле. Пошёл снежок. Цветок опять превратился в семечко. Снег укутал его своей шубкой, ему тепло и спокойно.

- Скоро опять наступит весна, и он оживёт.

III. Новый материал.

- Ребята! На уроках изобразительного искусства вы наверняка рисовали цветы, фрукты, овощи, ягоды, различные предметы обихода. - Цветы изображали на своих картинах известные художники. Они передавали неповторимую красоту.

  1. Лексико-орфографическая работа.

Композиция- соотношение и взаимное расположение частей, фигур на картине художника.

(На переднем плане, на заднем плане, справа, слева…)

Столешница – верхняя поверхность стола.

а) Как называются картины, на которых всё это изображено?

(Натюрморт – открываем это слово).

Натюрморт – мёртвая природа, изображение цветов, фруктов, предметов быта.

- Это слово пришло к нам из французского языка и переводится как «мертвая природа».

Если видишь на картине

Розу, вазу на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это натюрморт.

Предлагаю вашему вниманию картину Фёдора Петровича Толстого

« Цветы, фрукты, птица».

Толстой Фёдор Петрович (1783 – 1873) – русский художник. Творческое наследие его многогранно: живопись, графика, скульптура, медали. Широко известны его натюрморты «Ягоды красной смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка».и др.

На картине « Цветы, фрукты, птица» изображены летние садовые цветы. Разнообразие расцветок цветов отражает яркость красок природы. Лето, солнце, много зелени, с цветка на цветок перелетают пчёлы и бабочки. Глядя на картину, слышится пение птиц, хочется почувствовать запах зелени и цветов. Кажется, что цветы вот – вот сорвали и поставили в вазу. Хотя мы видим, что с некоторых цветов уже начали опадать лепестки. Слабые и беззащитные цветочки хочется напоить водой, чтобы они радовали глаз и создавали ощущение, что мы находимся в саду, где ветер заставляет двигаться все цветы и растительность, разнося чудесный запах. Если присмотреться, то опавшие лепестки цветов похожи на бабочку, пытавшуюся взлететь на цветок или севшую отдохнуть. Скромная стеклянная ваза с питьевой водой, на которой сидит молодая бабочка только что летавшая на воле. Рядом с вазой сидит птичка, которая оглядывается, словно прислушиваясь к посторонним звукам, как – будто готовившаяся к взлёту. Рассмотрев картину, мы видим необычайную красоту различных цветов на тёмном фоне, разнообразие красок цветов, растущих в садах. Мне очень понравилась эта картина. Она описывает взаимосвязь природы, растений, птиц и насекомых между собой. Их совместные интересы. Отражает реальную картину живого сада в небольшом букете цветов, стоящих в доме на столе).

б) Обсуждение картины.

- Что изображено на картине?

(Стеклянный графин, скромные цветы, сочные аппетитные фрукты, нежные хрупкие цветы).

- Как эти предметы расположены на холсте?

(На переднем плане графин с цветами, вокруг расположены фрукты)

- Какие краски использовал художник, чтобы привлечь наше внимание к предметам?

(Светлый графин, нежно-розовые цветы, красные спелые яблоки, на солнечном фоне ярко выделяются бабочка, комар и яркая птичка)

- Почему рядом с цветами художник изобразил фрукты?

(Он хотел показать щедрость природы).

- Почему картина называется «Цветы, фрукты, птица»?

-Какую роль здесь выполняют птица и насекомые?

(Насекомые - это тоже часть природы, и они оживляют натюрморт).

-Какие цвета и оттенки преобладают в картине?

(Солнечные).

-Какое настроение вызывает этот натюрморт?

-Понравилась ли вам эта картина?

в) Орфографический диктант.

Беззащитные, аромат, лепестки, стеклянный графин, птичка, упругая сочность, хрупкий, взаимосвязь природы, виноград, смородина.

У вас сегодня был необычный урок - мы вернулись в лето, почувствовали аромат скромных полевых цветов, научились описывать цветы, изображенные на картине.

А теперь мне хотелось бы узнать ваше впечатление от урока.

6. Рефлексия «Солнышко».

На доске висит солнышко. Его лучинки – это косички с бантиком на конце, такие лучики есть у каждого ребёнка. Цвет бантика соответствует определенному настроению.

Оранжевый – радостное, восторженное настроение.

Синий – грустное настроение, усталость, желание отдохнуть.

Зелёный – активность.

Жёлтый – спокойствие, уверенность.

Чёрный – уныние, отрицание.

- Каждый из вас по-своему воспринял этот урок: кого-то он порадовал, кто-то остался им недоволен, кому-то надо ещё над собой поработать. Пусть каждый из вас прикрепит к солнышку лучик своего настроения от нашего урока. Итак, оцените свою сегодняшнюю работу.

-Спасибо за урок!

infourok.ru

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Описание картины"

Конспект занятия по развитию речи (средняя группа 4-5 лет).

Цель: Обучение составлению описательного рассказа по картине.

Задачи:

  • Расширять словарный запас.

  • Развивать внимание.

  • Активизировать речь детей.

  • Учить детей рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, учить слушать.

  • Воспитывать эстетические чувства.

Материал: букет из опавших листьев, картина.

Ход занятия:

- Дети, посмотрите, что у меня в руках?

- Жёлтые и красные листочки.

- У меня в руках букет из осенних листьев. А кто собирал этот букет?

- Мы все вместе (но прогулке).

- А теперь давайте посмотрим на картину. Что вы на ней видите?

- Девочку.

- Как вы думаете, как зовут эту девочку?

- …

- А что Катя делает?

- Несёт букет, идёт, улыбается…

- Да, Катя идёт по дорожке и несёт букет. Посмотрите внимательнее, от какого дерева этот листочек? А этот? (Педагог показывает).

- От клёна, дуба, берёзы..

-Какие вы молодцы, всё правильно, у Кати в букете кленовые и дубовые листочки. А как вы думаете, кому Таня подарит эти листочки?

- Маме, сестре, бабушке..

-Где Катя собрала так много жёлтых и красных листьев?

- На дорожке, на травке, под деревьями, на скамейке (Педагог показывает).

- А почему листья пожелтели и опали с деревьев?

- Потому что наступила осень.

- А осенью холодно или тепло? Как оделась Катя?

- Катя оделась тепло, потому что осенью холодно, идёт дождик. На ней сапожки, курточка, шапка и шарф… (Педагог показывает).

- А у Кати есть с собой какая-нибудь игрушка?

- Да, Катя взяла с собой куклу.

- Молодцы, а теперь послушайте рассказ о том, как Катя гуляла в саду:….

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей составить описательный рассказ по рассмотренной картине. Помогает с подбором слов. Можно использовать поощрение, например, дарить ребёнку, описавшему картину, листочек из имеющегося букета.

infourok.ru

Конспект занятия по рассматриванию картины

Конспект занятия по рассматриванию картины Ю.Левитана «Большая вода»

(старшая, подготовительная группа)

Иванова Татьяна Юрьевна, воспитатель ГБДОУ д\с № 95 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей целостному зрительному восприятию пейзажной картины.

2.Учить устанавливать связи: место, время года, погода.

3.Учить объяснительной речи.

4.Обогащатьобразными словами и выражениями: белоствольные березки, высокое ясное небо с легкой дымкой, голубовато- серое, золотистое, желтовато- коричневое.

5.Воспитывать любовь к природе. Умение видеть художественные средства выразительности при изображении пейзажа. Умение определять эмоциональный настрой картины.

6.Учить тонкой дифференцировке оттенков, умение соотносить (воду и небо).

Оборудование:

Картины: «Золотая осень», «Большая вода».

Разноцветные полоски на каждого ребенка, соответствующие цвету неба и воды. Магнитофон.

Ход занятия:

Выставлены две картины: «Золотая осень», «Большая вода».

-Чтение отрывка из стихотворения Я.Коласа.

Солнце ласково смеётся, греет ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.

- Дети, к какой картине подходят строчки из стихотворения?

Объясните, почему?

Сегодня мы с вами познакомимся с этой картиной. Написал её художник Левитан. Назвал он свою картину «Большая вода».

-Как вы думаете, почему художник именно так назвал картину?

-Откуда же появилась эта вода?

-Посмотрите на небо? Какое оно?

Если дети не отвечают, то воспитатель даёт варианты ответов: пасмурное, ясное,  высокое, низкое, серо – голубое, безоблачное, с легкой белой дымкой и т.д.

А теперь сами расскажите все о небе.

Какие деревья вы узнали? Как узнали? Расскажите о березах (тонкие, белоствольные, прозрачные, голые т.д.).

-Березы отражаются в воде, как в зеркале.

-Докажите, что это не просто река, а большая вода, вышедшая из берегов (березы растут в воде, вдали в воде постройка). Если дети не отвечают, то воспитатель показывает объекты и называет их.

-А как доказать, что эта все – таки река? (лодка у берега).

-Какая погода? (Безветренная, солнечная).

-Докажите, что погода солнечная (тени, светлые вершины деревьев).

-Как догадались, что погода безветренная? (вода чистая, спокойная, не рябит, деревья стоят прямо).

-Какое настроение возникает, когда смотришь на эту картину? (спокойное, светлое).

-Что помогло художнику передать это настроение?

-Какие краски он использовал? (светлые тона: голубовато-серые, желтовато-коричневые, золотистые ит.д.).

-Еще раз посмотрите на краски картины.

-А теперь вам задание: у вас на столах полоски цветной бумаги, найдите среди них близкие по оттенку цвета, соответствующие цвету неба, воды, которые использовал художник в картине (из3 – х и более вариантов).

Дети выполняют задание.

Понравилась ли вам картина? Что особенно привлекло внимание? А теперь пофантазируйте и представьте, что будет дальше происходить в природе? Что вы здесь увидите? (уйдет вода, появиться зеленая травка, цветы, распустятся листья на деревьях, прилетят птицы).

Ещё раз посмотрите на картину и запомните её.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».

 

ext.spb.ru

Урок "Сочинение-описание по картине"

Урок № ___Класс___от______2016. Класс___от______2016. Класс___от______2016.

Тема: «Сочинение-описание картины»

Цель урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.

Задачи: предметные: помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника; метапредметные: активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)»; личностные: воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.

Тип урока: урок развития речи.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания.

Показывают работы.

  1. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая пятиминутка:

Голубоватый, сероватый, серебристый, светло-синий, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий, как белоснежное покрывало, как пушистое одеяло, лилово-голубые тени, заходящее солнце, обоз с сеном, зеленовато-серый, розово-лиловый.

Записывают, по цепочке объясняют.

Проверка на слайде.

  1. Мотивация УД

Эпиграфом к сегодняшнему уроку станет стихотворение Николая Рыленкова «Всё в тающей дымке»:

Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы.

Осмысливают, настраиваются на работу.

Работа в 6 группах

(по количеству строф).

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Сегодня наш урок посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине.

Оформление тетради.

  1. Работа над темой

Сообщение о художнике.

Н.П.Крымов (1884-1958) –мастер пейзажа - родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 году.

Склонность Н.П. Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу.

Н.П.Крымов рано становится признанным художником. В 1906 г. он создаёт свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь», которые принесли ему известность.

Н.П.Крымов вошёл в историю русского искусства как художник родной природы, той, среди которой мы живёт и трудимся. В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к природе, к Родине, любовь, которую он умеет передать нам, зрителям. Мы ценим Н.П. Крымова за правдивость, за тонкую лиричность передачи трепетной жизни, разнообразных состояний природы.

Большое место в творчестве Н.П. Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особо силой проявилось умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображённой на картине «Зимний вечер» (1913 г.). Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию её состояния: покой и умиротворённость, которые наступают в предвечерний час.

Словарная работа.

Пейзаж – 1.Вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.

Пейзажист – художник, специалист по пейзажам.

Смотрят видеоролик о художнике и его картинах.

Запись в тетради.

Анализируют, делают выводы, строят монологическое высказывание.

Просмотр картин на слайдах.

Расскажите о ваших впечатлениях.

Что почувствовали, глядя на эти картины?

Какая картина была последняя?

«Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. Густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня".

И.Б. Порто

Беседа по картине.

1. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»?

На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.

2. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?

Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!

Беседа по картине.

1. Рассматривание картины.

2. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»?

На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.

3. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?

Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!

3. Что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающего вечера вы видите?

Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком.

5.В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?

Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой.

6.Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

Автор использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок.

7. Какими изображены деревья?

На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца.

8. Опишите деревушку.

Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни.

9. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?

Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...

10. Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера?

Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

11. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.

Мне его полотно очень нравится и вызывает самые тёплые чувства. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом.

12. Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.

  1. Физминутка

Мы погреемся немножко,  Натираем плечиМы похлопаем в ладошки,  Хлопаем в ладошиНожками потопаем  Топаем на месте И себя похлопаем.  Хлопаем по коленям 

Разминаются.

  1. Продолжение работы над темой

9. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?

Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...

10. Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера?

Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

11. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.

Мне его полотно очень нравится и вызывает самые тёплые чувства. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом.

12. Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.

  1. Закрепление

Составление плана

С чего бы вы начали описание картины? О чем бы обязательно написали? Чем бы закончили сочинение?

Примерный план

1. Н.П.Крымов - художник-пейзажист.

2. Зима в изображении художника: А) снег; Б) небо; В) тени; Г) особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

  1. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

Работа над сочинением.

1. Варианты вступления.

(«Н.П. Крымов рос в мире искусства. Отец был первым учителем,сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи. Николай Петрович с детства любил природу, поэтому писал пейзажи, связанные с жизнью людей. А зима – одно из любимых времен года художника».)

+ 2-3 ученических.

2. Варианты заключения.

(«От картины веет тишиной, покоем. Автор любуется вечерними сумерками, богатством зимних красок. Мне тоже хочется побывать в этой тихий деревне, подышать морозным воздухом».).

+2-3 ученических.

Написание сочинения-описания. (второй урок)

«Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...»

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

Устная работа. Вспоминают структуру сочинения-описания.

Записывают план.

Готовят варианты вступления и заключения.

  1. Рефлексия, выставление оценок.

Обозначьте своё настроение в начале урока и в конце цветом. Обоснуйте

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

  1. Д/з., оценивание

Повторить разряды местоимений.

Запись в дневник.

Дополнительный материал

Настроение

Создается приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от неё веет тишиной и спокойствием.

Снег

Наше внимание привлекает глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещённый лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчёркивает затемнённый передний план.

Тени

На переднем плане мы видим густую тень от холма, в которой как бы растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит все в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко притоптанной тропинки, ведущей к домам.

Небо

Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с жёлтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зелёный оттенок. Цвет неба хорошо сочетается с цветом деревьев.

Деревья

Справа видна могучая сосна с искривлёнными ветками и пышной кроной. Слева, вдали, виднеется густой лиственный лес, а в центре картины – высокие куполообразные деревья рыжевато-коричневого цвета, который они приобретают от лучей заходящего солнца.

Цвета

Художник использовал в основном холодные цвета, которые передают ощущение морозного вечера, и вместе с тем употребил тёплые цвета. Они передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

Чувства и мысли

Этот пейзаж вызывает у нас чувство умиротворённости, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега.

hello_html_m4d466bb7.png

infourok.ru

Занятие №7 + описание картин

Перед началом самостоятельного занятия внимательно прочитайте инструкцию.

Задания

1. Выполните полный комплекс дыхательных упражнений.

2. Выполните полный комплекс артикуляционных упражнений.

3. Выполните упражнение для голоса №1, №2, №3, №4.

Речевые упражнения

Ударение, звук И Проговорите вслух триады слов на пословном или синтагменном ритме. На ударении голос звучит громче. Объясните значение одного слова из каждой триады.

Семантика, звук И Прочитайте вслух и объясните своими словами значение пословиц, поговорок и фразеологизмов.

Трудный звук Д Проговорите на послоговом ритме слоги, слова, словосочетания и предложения со звуком Д.

Мелодекламация - чтение текстов с музыкальным сопровождением. Прочитайте вслух  стихотворение С.А.Есенина "За горами, за жёлтыми долами...". Выполняйте упражение с музыкальным сопровождением В.А.Моцарт "Концерт №21".

Дополнительное задание Прочитайте описание к картине В.Ван Гога "Пейзаж в Овере после дождя". Вслух расскажите о картине и добавьте к описанию личное отношение к произведению.

 

Дополнительное задание

Винсент ван Гог «Пейзаж в Овере после дождя»

*пословный/послоговой/синтагменный ритм

Картина была написана в 1890 году нидерландским художником Винсентом ван Гогом. Принадлежит Государственному музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Находится в галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв.Винсент ван Гог работал над этой картиной в небольшом городке Овер-сюр-Уаз, где он провёл последние месяцы жизни. После его смерти, картина перешла к брату художника Тео. С 1919 года картина хранится в собрании Музея новой западной живописи, а в 1948 году передана в Пушкинский музей.В пейзаже, благодаря завышенной линии горизонта создаётся иллюзия глубины пространства, а высокая точка зрения, избранная ван Гогом, порождает у зрителя ощущение парения над землёй. В  центре картины расположена телега, привлекающая внимание своим ярким красно-оранжевым колесом, которое может быть интерпретировано как символ жизни, движения и солнца. Яркими красками написаны поля, с использованием не только зелёного цвета, но и голубых, красных и других оттенков.Работа над этой картиной была описана в письме Винсента своей сестре: «В последнее время я много работал... вчера под дождём я написал большой пейзаж — вид с высоты на поля, которые простираются  настолько широко, насколько можно охватить взглядом...».Несмотря на трагические обстоятельства последних месяцев жизни Винсента ван Гога, полотно, передающее свежесть летнего дня, наполнено светом и жаждой жизни.

shamardina.ru

Методика проведения отдельного упражнения. Сочинение-описание по картине

Методика проведения отдельного упражнения

Цель упражнения: Формировать умение пользоваться синонимами для более точного и яркого описания действительности, для того, чтобы лучше чувствовать оттенки в значении близких по смыслу языковых средств.

Вhello_html_m747d2e98.jpgид работы: Творческий диктант по картине с добавлением языковых средств. Частичный лексический анализ.

Владимир Лукич Боровиковский. Живопись, масло. Портрет М.И.Лопухиной (1797).

В центре доски размещена большая репродукция выбранной учителем картины. На доске написаны слова (позже к ним ученики подберут синонимы)

Вступительное слово учителя

Рассмотрите картину:

Перед нами картина художника Владимира Лукича Боровиковского. На этой картине изображён портрет Марии Ивановны Лопухиной. Урожденная графиня Толстая была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Федоровны Майковой. Её отец служил в Семеновском полку сержантом, бригадиром, генерал-майором. Мария Ивановна в 1791 году вышла замуж за Степана Аврамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла I. На портрете она запечатлена в возрасте 18 лет. Девушка изображена на фоне пейзажа - стволы берез, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений.

Работа с синонимами.

- Вспомним, что такое синонимы?..

(Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению.)

Подберите к данным словам синонимы, учитывая контекст:

Симпатичный - привлекательная, обаятельная, интересная, приятная.

Грациозный – изящная, стройная.

Поникший – увядающий, пожухший.

Пленительный – заманчивый, обворожительный, очаровательный.

Таинственный – скрытый, незримый, сокровенный.

Весёлый – радостный, отрадный, ликующий.

Нежный – ласковая.

Сильный – глубокий.

Задача к выполнению упражнения: Прослушайте текст. Запишите текст под диктовку, добавляя в описание девушки и пейзажа один-два синонима из тех, которые мы с вами подобрали. Я буду делать паузы в диктовке, чтобы вы успели подобрать подходящее значение.

Творческий диктант.

Прослушайте текст:

Текст упражнения.

С картины на нас смотрит симпатичная девушка... Изгиб её грациозной фигуры …. вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шелковым поясом, а нежно-лиловая шаль – с поникшими бутонами роз…. Её пленительная красота … и присутствие некой таинственной недосказанности … в блуждающей на устах улыбке очаровывают. Веселая кокетка … с нежной душой … произвела сильное впечатление на художника.

Выполнение: С картины на нас смотрит симпатичная, привлекательная девушка. Изгиб её грациозной и изящной фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шелковым поясом, а нежно-лиловая шаль – с поникшими, увядающими бутонами роз. Её пленительная, заманчивая красота и присутствие некой таинственной, скрытой недосказанности в блуждающей на устах улыбке очаровывают. Веселая, радостная кокетка с нежной, ласковой душой произвела сильное, глубокое впечатление на художника.

infourok.ru

Открытый урок русского языка по теме "Сочинение описание по картине"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Первый снег».

Цели урока: учить описанию картины; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения. Задачи урока: 1) подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова «Первый снег»; 2) активизировать лексику по теме «Описание картины»; 3) развивать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; 4)развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи. Оборудование урока: репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег»; вспомогательные карточки с текстом.

Ход урока:  

1. Сообщение темы урока. Знакомство с творчеством художника А.А.Пластова.

-Какой сейчас месяц? (ноябрь). Ребята, посмотрите в окно – заканчивается осень, наступает зима. Все люди по-разному воспринимают приход этого времени года. Кто-то любит зиму, а кто-то боится ее суровых морозов. Но первый снег никого не может оставить равнодушным. Как вы думаете, почему? (С первым снегом все в природе преображается, становится светлым, праздничным). Послушайте, как удивительно пишет о первом снеге русский поэт И. С. Никитин:

…В полдень дождь перестал, И что белый пушок На осеннюю грязь Начал падать снежок…

- Каким вы представляете себе первый снег? (Он легкий, воздушный). - А какое настроение вызывает у вас первый снег? (Чувство радости, праздника, ожидание какого-то чуда)..

-В  памяти первый снег можно сохранить на фотографиях, в рассказах писателей, стихах, в музыке.

-А вот художник А. Пластов очень точно сумел передать это в своей картине.

  • Аркадий Александрович Пластов – выдающийся отечественный живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом, как певец русской природы и деревни. А.А.Пластов природный реалист. Главные герои его картин- русские крестьяне. Любил писать Пластов деревенских ребятишек. Они присутствуют почти на каждом его полотне, например на картинах «Витя-подпасок», «Летом», «В деревне» и др. Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком- тружеником.

• Вспомните, как называется картина с изображением природы? (пейзаж)

2.  Рассматривание КАРТИНЫ. -Сегодня мы будем писать сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег», которая была написана в 1946 году (время - после войны)…

***Рассмотрите репродукцию картины в учебнике.

- Как бы вы назвали эту картину? (“Ранний снег”, “Начало зимы”, “Снегопад”, “Первый зимний месяц”, “Русская зима”, “Первый снег”).

-Автор назвал свое произведение “Первый снег”. Какое время года изобразил художник? (Начало зимы). - Как вы думаете, почему это именно начало зимы? (Местами видна голая земля, нет сугробов). -Какое время суток изображено? (Утро, снег выпал ночью).

- Обратите внимание на цвета  картины. Какие краски использует художник? (В картине преобладают спокойные, сдержанные, неяркие тона, т.к. Пластов хотел показать настоящую природу, без прикрас). -А какой цвет здесь главный? (Главный цвет – белый. Лишь он дает нам ощущение праздника).

infourok.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта