"Весёлая царица" Елизавета Петровна. Елизавета петровна картина


Фото с вкладок. Афродита у власти. Царствование Елизаветы Петровны [С иллюстрациями]

Фото с вкладок

Атмосфера в семье Петра и Екатерины была теплая и уютная. «Обе царевны принимались плакать, как только с ними заговаривали о замужестве, а принуждать их не хотели»

Император Петр I

Императрица Екатерина I

Цесаревны Анна Петровна и Елизавета Петровна. В письмах к дочерям суровый, всегда занятый Петр преображался: он ласков, весел и заботлив

Елизавета была очень хороша собой и рано поняла, какое завораживающее впечатление на мужчин производит ее красота. В отличие от сестры Анны, она всегда была смелой и не тушевалась в обществе

Портрет цесаревны ребенком. Луи Каравакк, 1710-е гг.

Елизавета Петровна. 1720-е гг.

Петр II и Елизавета были какое-то время неразлучны. У них нашлось много общего — оба изрядные прожигатели жизни, без ума любившие развлечения. Художник В. Серов

В период царствования Анны Иоанновны Елизавета держалась как можно дальше от политики, однако ее имя постоянно присутствовало в политических процессах того времени

Императрица Анна Иоанновна

Анна Иоанновна лично занималась выбором жениха для цесаревны. Перед Елизаветой прошла целая вереница иностранных принцев. Сватов присылал даже персидский шах Надир Афшар

Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме

Вокруг цесаревны собрались только преданные люди, разделившие с ней полуопалу при «большом» дворе императрицы

Мавра Шепелева (в замужестве — Шувалова), «воплощенная болтливость», ближайшая подруга Елизаветы

Будущий канцлер Михаил Илларионович Воронцов — именно он стоял в ночь переворота на запятках саней, везущих цесаревну

Лучше Елизаветы никто не мог ездить верхом, танцевать, петь, даже писать стихи и сочинять песни. Акростих. Автограф императрицы Елизаветы Петровны

Никогда больше Елизавета не стояла перед столь страшным выбором — ведь переворот, как прыжок в воду ночью: что ждет решившегося на такой шаг?

Государственный переворот 25 ноября 1741 г. Старинная немецкая гравюра

Французский посланник де ла Шетарди часто отправлялся по ночам в покои принцессы, и «что как нет никаких признаков тому, что существовали любовные отношения, то должно думать, что пущена в дело политика»

«Хотя ночь [была] темная и мороз великий… шум разговоров и громкое восклицание „Здравствуй, наша матушка императрица Елизавета Петровна!“ — воздух наполняли»

Коронация Елизаветы Петровны отличалась невиданной ранее пышностью. Гравюра

Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны

Маскарад. Из книги «Описание коронации императрицы Елизаветы». Гравюра А. И. Соколова с рисунка Э. Гриммеля. 1744 г.

Решить судьбу Брауншвейгской семьи — стало одной из первоочередных задач императрицы Елизаветы

Принц Антон Ульрих Брауншвейгский. Даже после рождения первенца отношение Анны Леопольдовны к мужу не изменилось: он «весьма тих и в поступках несмел»

Анна Леопольдовна. Драма ее жизни усугублялась тем, что она совершенно не годилась для «ремесла королей» — управления государством

Император Иван Антонович с фрейлиной Юлией фон Менгден. 1740–1741 гг. Отправляясь в ссылку, Анна просила императрицу только об одном: «Не разлучайте с Юлией!»

Силуэты детей Анны Леопольдовны и Антона-Ульриха. Верхний ряд: принц Петр, принц Алексей; нижний ряд: принцесса Елизавета, принцесса Екатерина

Иван Антонович. Гравюра А. Тардье, 1780–1800 гг. Став запретным, имя царя-младенца приобрело невиданную популярность в народе

Холмогоры. Рисунок принцессы Екатерины Антоновны

Очаровательная императрица крепко держала скипетр в своей изящной ручке

Герцог Иоганн Бирон покрыл из казны огромный долг принцессы Елизаветы Петровны, и, вступив на престол, она отблагодарила Бирона, вернув из заполярного Пелыма, куда его заслала Анна Леопольдовна

Граф Бурхард Христофор Миних. Был выслан в Пелым на место Бирона

Граф А. И. Остерман на эшафоте. Он отказал посланнику, который вез сказочные дары, в визите вежливости принцессе. Это была его роковая ошибка

Личный врач императрицы Иоганн Герман Лесток «был единственным близким к Елизавете лицом». Но и он посягнул на власть государыни, попытался диктовать выгодную ему линию. Этого Елизавета не стерпела…

Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. Когда Елизавета узнала об участии преданного канцлера в заговоре против нее, его судили и сослали в деревню

При Елизавете Петровне в работе сыска не произошло принципиальных изменений. А. И. Ушаков — верный слуга «немецких временщиков» — продолжал свою службу и при дочери Петра

С 1731 года у цесаревны начался роман с красавцем Алексеем Разумовским. Нужно отдать должное Разумовскому — он укротил Елизавету, стал ее повелителем почти на два десятилетия!

Елизавета Петровна. Есть множество свидетельств той любви, которая долго связывала императрицу с Разумовским

Алексей Разумовский. Елизавета называла его «друг нелицемерный»

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Перово. Здесь, по легенде, императрица Елизавета Петровна венчалась тайным браком с Алексеем Разумовским

Кирилл Разумовский, младший брат Алексея, просидел в кресле президента Академии наук пятьдесят лет и оказался одним из лучших руководителей за всю ее историю

Табакерка, подаренная Елизаветой А. Г. Разумовскому

Гостилицы — роскошное имение графа Алексея Разумовского. Здесь было все, что нужно для веселой охоты, и пиры здесь не уступали петербургским

Как любили при дворе братьев Разумовских, так ненавидели и боялись братьев Шуваловых — Петра и Александра Ивановичей

Петр Шувалов сумел выдвинуться благодаря двум обстоятельствам — выгодной женитьбе и умению быть царедворцем. Он ценил людей, умевших работать, и, в отличие от Разумовского, сам много работал

Начальник Тайной канцелярии Александр Шувалов был грозою «всего двора, города и всей империи»

Секретная гаубица Шувалова. Артиллерия была любимым делом П. И. Шувалова, и с середины XVIII века стала лучшим видом войск в русской армии

Григорий Теплов, сын истопника, воспитанник знаменитого Феофана Прокоповича, воспитатель Кирилла Разумовского

Генерал-прокурор Сената князь Яков Шаховской

Вид Биржи и Гостиного двора на Малой Неве. Гравюра И. П. Елякова с рисунка М. И. Махаева, выполненного под наблюдением Д. Валериани в 1749 г.

Иван Иванович Шувалов сыграл ключевую роль в истории русской культуры середины XVIII века. Он осуществил несколько «культурных инициатив», за которые в других странах людям ставят памятники

Несмотря на огромную власть, молодой фаворит императрицы Иван Шувалов держался скромно, никогда не афишировал свое положение

Михайло Ломоносов представляется Елизавете Петровне. Идея создания Университета принадлежала Ломоносову, но без Шувалова университет не был бы создан.

Скульптор Федот Шубин. Его «открыл» России никто иной, как Иван Шувалов. У Шувалова было чутье на талантливых людей, и его давно волновала мысль о создании Академии художеств в Петербурге

Правление Елизаветы Петровны — время расцвета русского барокко в его самом нарядном, эффектном итальянском варианте. Этот стиль был как будто специально создан для Елизаветы

Архитектор Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли

Зимний дворец. Парадная лестница. Архитектор Б. Ф. Растрелли

Бальный зал Большого Екатерининского дворца в Царском Селе. Архитектор Б. Ф. Растрелли

Заслуга появления первого профессионального русского театра по праву принадлежит двум людям — актеру Федору Волкову и императрице Елизавете Петровне. Не было другого государя в России, который бы так самозабвенно любил театр

Актер Федор Волков — «отец русского театра»

Драматург Александр Сумароков писал пьесы «под Волкова» — прекрасное творческое содружество

Эскиз театральной декорации, выполненный итальянским художником Джузеппе Валериани. Его декорации превосходили всё, что могли вообразить люди в России того времени!

Природа театра была очень близка императрице, которая всю жизнь разыгрывала спектакль своего царствования. Она наслаждалась и своей игрой, и костюмами, и созданным ею миром вечного придворного театрального праздника

Елизавета Петровна в маскарадном костюме. Художник Г. Гроот

Описание увеселений двора императрицы Елизаветы Петровны

Платья с фижмами. Елизавета Петровна вошла в историю как жесточайший тиран в вопросах моды; она диктовала подданным, как нужно причесываться и во что одеваться

Красавица и прожигательница жизни, Елизавета уделяла пристальное внимание внешней политике. Когда в ходе Семилетней войны состоялся союз России, Австрии и Франции, прусский король Фридрих II сказал, что ему теперь придется воевать против трех нижних юбок

Фридрих II, прусский король.

Императрица Елизавета Петровна

Мария-Терезия, эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Чехии, жена императора Священной Римской империи Франца I

Маркиза Помпадур

Фельдмаршал Степан Федорович Апраксин назначен главнокомандующим армией сразу после объявления Семилетней войны. Войска без всякого его участия разбили пруссаков под Гросс-Егерсдорфом в 1757 году

Петр Семенович Салтыков — победитель прусского короля Фридриха II под Кунерсдорфом в 1759 году, едва ли не единственный заслуженный обладатель звания генерал-фельдмаршала

Взятие ключевой позиции на прусском побережье — крепости Кольберг в ходе Семилетней войны. Художник А. Коцебу, 1852

Детство Фике было обычным для ребенка XVIII века, пусть даже и из княжеского рода. Она не была близка с родителями, но много путешествовала с матерью по Германии

Христиан-Август Ангальт-Цербский, отец Екатерины II

София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая Екатерина II

Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готорп, мать Екатерины II. Увидев ее в 1744 году, Елизавета расплакалась: та была удивительно похожа на своего брата Карла-Августа — давным-давно умершего, но незабытого жениха цесаревны

Цесаревич Павел Петрович. Елизавета забрала его к себе сразу после рождения и уделяла ему много внимания

Великий князь Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна. Петру нужна была не жена, а «поверенная в его ребячествах»

Екатерина II у гроба Елизаветы Петровны. Художник Н. Ге.

Надпись на надгробии Елизаветы Петровны. Автор — М. Ломоносов

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Романовская галерея Зимнего дворца. Список портретов. часть 2.

Продолжаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца по описи Д. Ровинского. Список использованной литературы находится в первой части. Еще раз хочу напомнить, что все поправки, дополнения и исправления только приветствуются.1 часть:http://baronet65.livejournal.com/56542.html

17. Царевич Алексей Петрович (1690-1718)Сын царя Петра I.

№5360 размер: 18х13,5Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Таннауэра (оригинал находится в Эрмитаже).Гатчинский дворец-музей.

18. Царевна Шарлотта-София (1694-1715)принцесса Брауншвейг-Люнебургская, супруга царевича Алексея Петровича,

№4385 размер: 17,75х14,15Прижизненный портрет работы неизвестного художника. Барон Кене считал его работой Таннауэра. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.Местонахождение неизвестно.

№5359 размер: 18х13,5.Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы неизвестного художника.Государственный Русский музей. СПб

19. Царевна Анна Петровна (1708-1728)Дочь царя Петра I, герцогиня Гольштейн-Готторпская.

№4383 размер: 15х12Прижизненный портрет, написанный около 1716 г. В настоящее время считается работой И. Никитина.Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5388 размер: 18х14,5Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.Государственный Русский музей. СПб

Царевны Анна Петровна и Елизавета Петровна, дочери царя Петра I.

№6690 размер: 22х16Портрет работы Л.Каравака.Государственный Русский музей. СПб

20. Царевич Петр Петрович (1715-1719)Сын царя Петра I.

№6690 размер: 22х16Копия работы Н.Тютрюмова середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.Государственный Русский музей. СПб

21. Царевна Наталья Петровна (1718-1725)Дочь царя Петра I.

№5358 размер: 21,5х16Копия работы В.Бовина середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.Государственный Русский музей. СПб

22. Император Петр II Алексеевич (1715-1730).Сын царевича Алексея Петровича, внук царя Петра I.

№5361 размер: 58,75х46Прижизненный портрет работы Люддена или Каравака. С него была сделана знаменитая гравюра Вортмана. Изображение даю по книге «300 лет дома Романовых» изд. Лапина 1913 г.Местонахождение неизвестно.

№5357 размер: 18х14,5Прижизненный портрет работы Люддена ок 1728 г.Государственный Русский музей. СПб

23. Царевна Екатерина Иоанновна (1691-1733).дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Мекленбург-Шверинская.

№ 5345 размер: 21,5x16Копия середины 19 века с прижизненного изображения царевны.Государственный Русский музей. СПб

24. Царевна Прасковья Иоанновна (1794-1731).дочь царя Ивана Алексеевича

№ 5347 размер: 21,6x16,5Копия середины 19 века с неизвестного прижизненного изображения царевны. Ровинский считал, что на этом портрете изображена Екатерина I. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.Местонахождение неизвестно.

25. Императрица Анна Иоанновна (1693-1740).дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Курляндская.

№5346 размер: 21,35х16Один из вариантов портрета императрицы работы Каравака, либо копия с него. С него была сделана гравюра Эллигера.Государственный Русский музей. СПб

№5362 размер: 58,75х46Измененная копия конца 18 века Г. Бухгольца с оригинального прижизненного портрета работы Л.Каравака. (оригинал находится в Третьяковской галерее).Большой Петергофский дворец.

26. Правительница Анна Леопольдовна (1720-1748)Принцесса Мекленбург-Шверинская, дочь царевны Екатерины Иоанновны, внучка царя Ивана Алексеевича.

№6865 размер: 27,5х22,5Прижизненный портрет (предположительно работы Каравака.)Государственный Русский музей. СПб

27. Император Иоанн Антонович (1740-1764).Сын правительницы Анны Леопольдовны.

№5333 размер: 17,5х14,5Портрет неизвестного художника 18 века, скорее всего прижизненный.Государственный Эрмитаж. СПб

28. Императрица Елизавета Петровна (1709-1761)Дочь царя Петра I.

№6192 размер: 23х16.Портрет работы неизвестного художника (барон Кене считал, что на портрете Елизавете 16 лет).Ровинский что на этом портрете - великая княгиня Наталья Алексеевна (первая супруга Павла I). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.Местонахождение неизвестно.

№6244 размер: 9х6,25Найти точное изображение мне не удалось. Есть только его описание у барона Кене : «картина, поднесенная Его Императорскому величеству князем Александром Лобановым-Ростовским, представляет царевну в платье из серебрянной парчи с золотыми разводами, в мантии из голубого бархата, подбитой горностаем, и со знаками ордена св. Екатерины через плечо».Похожие на это описание портреты есть в Стокгольмском музее (Швеция), Кадриоргском музее (Эстония) и в музее Кусково (где находилось много копий портретов из Романовской галереи). Однако, эти картины значительно большего размера.Изображение – портрет царевны Елизаветы Петровны из музея Кусково.Местонахождение неизвестно.

№4382 размер: 15х12.Точно идентифицировать этот портрет пока не удалось. Есть информация, что это портрет Елизаветы в мужском костюме 1745 г., считающийся работой Каравака (примерно подходящий по размеру). Есть еще один вариант этого же портрета, который находится в ГРМ. Буду рад любой информации на эту тему.Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5366 размер: 14,5х10,5.Портрет работы придворного художника Г. Гроота 1748 г. Есть копия этого портрета, которая находится в ГРМ.Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5363 размер: 59х46.Портрет работы французского художника Ж. Токе 1758 г.Государственный Эрмитаж. СПб.

29. Император Петр III Федорович (1728-1762).Сын царевны Анны Петровны, внук царя Петра I.

№5383 размер: 36,25х26,5Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Екатерины Алексеевны (№5384). Изображение даю по книге «Государи из дома Романовых. 1613 - 1913. Жизнеописания царствовавших государей и очерки их царствований». Том 1 М. Сытинское издание. 1913 г.Местонахождение неизвестно.

№5385 размер: 13,5х11,5Портрет работы Г.Гроота 1748 г.Государственный Русский музей. СПб

№5364 размер: 58,75х46.Портрет работы А.Антропова, который написал несколько портретов императора. Копия этого портрета находилась в Сенате.Государственный Русский музей. СПб

Великий князь Петр Федорович и его супруга великая княгиня Екатерина Алексеевна.

№6695 размеры отсутствуют.Свадебный портрет работы Г. Грота 1745 г.Государственный Русский музей. СПб

30. Императрица Екатерина II Алексеевна (1729-1796).Принцесса Ангальт-Цербстская, супруга императора Петра III.

№5384 размер: 36,5х26,5Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Петра Федоровича (№5383).Государственный Русский музей. СПб

№5380 размеры отсутствуют.Конный портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть копии этого портрета – в Большом дворце Петергофа, ГРМ и в Оружейной палате Московского Кремля.Государственный Эрмитаж. СПб.

№5365 размер: 58,75х45,5Портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть два повторения этого портрета меньшего размера, один в ГРМ, другой в Китайском дворце (Ораниенбауме).Государственный Эрмитаж. СПб.

№5434 размер: 16,25х12,25Портрет работы В.Эриксена 1779 г. Уменьшенная копия портрета (№5365).Государственный Русский музей. СПб.

№5369 размер: 16х13,75Портрет работы В.Эриксена 1769 г.Государственный Эрмитаж. СПб.

№5368 размер: 16х13,75Портрет работы П.Шибанова, который писал императрицу с натуры, во время ее пребывания в Киеве в 1787 г, во время рутешествия в Крым. С него была сделана гравюра Эллигера.Государственный Русский музей. СПб

№5370 размер: 13,5х11,25Портрет работы И.Лампи 1793 г. (эскиз большого портрета из Эрмитажа, который ранее тоже находился в Романовской галерее). Изображена с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории.Государственный Русский музей. СПб.

baronet65.livejournal.com

Вигилиус Эриксен. Портрет Елизаветы Петровны — Энциклопедия Царского Села

Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь. Михаил Ломоносов

Портрет императрицы Елизаветы Петровны Вигилиус Эриксен 1757 год Холст, масло ГМЗ Царское Село

Вигилиус Эриксен (1722—1782) – датчанин на службе русского двора

Художник Вигилиус Эриксен родился в Дании, учился живописи в Копенгагене, в начале и конце творческого пути жил на родине, но свои лучшие произведения ему было суждено написать в России. С 1766 года при Екатерине Великой Эриксен занимал должность придворного живописца, создавая искусные портреты, как самой императрицы, так и представителей русской знати. И хотя картины этого мастера стоили очень дорого, да и сам он был в большом почете при дворе, но жить в России вечно, по всей видимости, не собирался, и поэтому в 1772 году отчалил на родину. А приехал Вигилиус Эриксен в Петербург за пятнадцать лет до того, еще в бытность Елизаветы Петровны, в 1757 году, и в тот же год написал портрет прекраснейшей из всех императриц.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Эскиз Вигилиус Эриксен около 1758 года Холст, масло Государственный Эрмитаж

Портрет Елизаветы Петровны (1757) в собрании ГМЗ «Царское Село»

Один из современников по имени Якоб Штелин рассказывает любопытную историю создания этого портрета, согласно которой Эриксен в 1757 году присутствовал на публичном обеде в честь кавалеров ордена Андрея Первозванного, где и увидел императрицу. Далее «он встал напротив, долго смотрел на ее величество, и дома тотчас набросал портрет, который имел большое сходство». Очевидец также сообщает, что «позднее портрет забрали ко двору и вернули обратно со словами, что ее величество однажды хотела бы видеть художника для завершения последнего». Таким образом, получается, что Эриксен набросал всего лишь эскиз, который чрезвычайно понравился императрице, и она дала художнику позднее несколько сеансов. Получившийся в итоге портрет находится сегодня в собрании Государственного Музея-Заповедника «Царское Село» и является единственным прижизненным изображением Елизаветы в коллекции музея.

Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе Е. Е. Лансере 1905 год Бумага на картоне, гуашь Государственная Третьяковская Галерея

Елизавета I (1709—1761) – «Великая Петрова дщерь»

Елизавета родилась в год Полтавской победы – 1709, и была она дочерью Петра Великого и Марты Скавронской (впоследствии императрицы Екатерины I). Уже с детства она отличалась особенной красотой, и ей прочили замужество за французским королем Людовиком XV, однако тот факт, что цесаревна родилась до официального брака родителей, очень сильно смущал династию Бурбонов, да и не знали они тогда, что судьба уготовила Елизавете гораздо лучшую долю – самодержицы всероссийской. После смерти Петра Великого и чехарды довольно слабых и непопулярных правителей, восшествие ее на престол в 1741 году было связано с определенными надеждами на продолжение политики ее прославленного родителя, и надо сказать, что надежды эти Елизавета не обманула. Ей было 32 года, когда она оказалась у власти, и ее женская привлекательность, грациозность и жизнерадостность по-прежнему оставались при ней.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Эскиз Вигилиус Эриксен около 1758 года Холст, масло Государственный Эрмитаж

«Своенравная русская барыня…, не спускавшая глаз с самой себя»

Так иронично и метко характеризует личность Елизаветы историк Ключевский, хотя в его остроумных оценках есть некоторая доля предвзятости. Да, «прекрасная Елисавет» слыла прожигательницей жизни, любительницей нарядов, искусницей в танцах, но она была далеко не глупа, имела проницательный ум, и все решения, касающиеся интересов государства, принимала чрезвычайно осторожно. Елизавета была вовсе не так проста и легкомысленна, какой хотела иногда казаться.

Но рассуждать обо всем этом, находясь у портрета Эриксена, нам не приходится, поскольку художник создает не столько изображение правительницы огромной империи, сколько образ красивой и утонченной женщины. Портрет полупарадный, и здесь нет того огромного набора регалий, который присущ парадным изображениям, но зато отсутствие лишнего официоза сообщает ему некоторую теплоту и задушевность. Императрица усыпана бриллиантами, но меру в них она знает – чувство стиля и элегантности всегда при ней. Малая корона на голове, серьги, звезда и знак ордена Андрея Первозванного – все это создает драгоценную огранку ее красоте.

Декольте императрицы украшает так называемый пластрон – ювелирное изделие тончайшей работы модного в то время мастера Иеремии Позье. Роскошь и богатство тканей можно оценить, глядя на одно из платьев Елизаветы, коих было у нее превеликое множество. В руках она изящно держит веер, разворот фигуры грациозен, кожа бела, на щеках легкий румянец, лента в волосах подобрана к цвету глаз – иными словами, все в этом портрете говорит о той изысканности и утонченности, которую так часто подчеркивают в Елизавете ее современники. Эриксен, безусловно, не психолог, но он наблюдателен, и он воспевает все то лучшее, что есть в его модели. Конечно, такой портрет не мог не понравиться 47-летней моднице-императрице.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны (фрагмент) Вигилиус Эриксен 1757 год Холст, масло ГМЗ Царское Село

Секреты волшебной кисти

Оценив особенности внешнего облика Елизаветы Петровны, стоит теперь обратить внимание, какими же средствами художник создает этот образ, тем более что с живописной точки зрения портрет выполнен на самом высоком профессиональном уровне. Весь этот блеск драгоценных камней, фактура роскошных тканей, тончайшие переливы муаровой ленты написаны очень легко, виртуозно и, главное, эмоционально. Складки платья Эриксен дает сочными широкими мазками, в то время как тончайшее кружево кажется полупрозрачным благодаря легким и едва заметным прикосновениям кисти. Считается, что именно манера Эриксена и его высокая живописная техника повлияли на становление такого значительного русского портретиста XVIII века как Федор Рокотов.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны (фрагмент) Вигилиус Эриксен 1757 год Холст, масло ГМЗ Царское Село

© проект SpbStarosti

tsarselo.ru

"Весёлая царица" Елизавета Петровна

Почти все российские монархи в дополнение к собственному имени и "порядковому номеру" имели ещё и прозвище. На официальном уровне оно звучало почётно-уважительно (Иоанн "Грозный", Александр "Освободитель"), а в "быту" было совсем даже наоборот (Николай "Палкин" и его правнук Николай "Кровавый"). Не всегда эти прозвища были оправданы, но в двух случаях их правомерность не вызывает никаких сомнений. Речь идёт о Петре Великом и его младшей дочери по имени Елизавета или, как тогда было принято говорить, Елисавет. Елизавета Петровна

Императрица Елизавета Петровна, правившая Россией с 1741 года по 1761 год, вошла в историю как "Весёлая". Для такой полушутливой характеристики есть вполне серьёзные основания. Ещё с детских лет она отличалась живым, неугомонным нравом и была отчаянной шалуньей, но при этом умела так ловко использовать своё врождённое обаяние, что проделки сходили ей с рук. Будучи прелестным ребёнком, она быстро превратилась в юную красавицу, у которой рано открылись такие истинно женские качества, как кокетство и любовь к роскошным нарядам.

Елизавета Петровна. БиографияЕлизавета Петровна любила охоту, шикарные балы - маскарады и другие великосветские развлечения, а главной её страстью с юности стали именно танцы. Очаровательная, никогда не унывающая, приветливая, щедрая на ласковое слово, порой вспыльчивая, но отходчивая, - такова, по воспоминаниям ее современников, была Елизавета Петровна. Биография ее, тем не менее, не так безоблачна, как это может показаться на первый взгляд.

В свои тридцать два года Елизавета Петровна стала первым из русских монархов, пришедшим к власти в результате заговора гвардейских офицеров. Этот вид захвата власти тоже был первым в своём роде. Позже таких заговоров будет несколько. Строго говоря, кому, как не законной дочери Петра Первого следовало бы именоваться русской императрицей? Но хитросплетения придворных интриг привели к тому, что она на долгие годы оказалась "отодвинута" от трона и сумела взойти на него лишь с помощью военного переворота. Став императрицей, уже не слишком юная и до сих пор так и не вышедшая замуж Елизавета Петровна с головой окунулась в свои любимые развлечения. Ведь теперь её никто совсем не сдерживал, и она могла дать волю всем своим женским капризам.

Её царствование не отмечено какими-то выдающимися достижениями, да и вообще она была не слишком энергична в том, что касалось внутренней и внешней политики. Но и назвать период правления "весёлой Елисавет" совсем провальным для России было бы не слишком справедливо. императрица елизавета петровнаЕлизавета Петровна явно не унаследовала лидерских качеств своего великого отца Петра Первого, но кое-что и ей можно поставить в заслугу - хотя бы тот факт, что именно при ней был открыт знаменитый Московский университет, а все двадцать лет её пребывания у власти в России не применялась смертная казнь.

Самую точную и ёмкую характеристику дал ей выдающийся русский историк В. Ключевский, который описывал Елизавету первую умной и достаточно доброй, и в то же время своенравной русской барыней восемнадцатого века. Он упоминал, что императрицу при жизни по русским обычаям бранили многие, однако по тем же традициям оплакали ее смерть практически все.

fb.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта