Масляная пастель: инструкция для начинающих. Картина пастелью масляной


особенности материала , техники ...и секреты мастеров.: mtv59

 

 

Пасте́ль (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.

 

 

Эдгар Дега "Женщина в синей шляпке" (бумага, пастель)1889

 

Пастель получила своё название от слова «а пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи. В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден, позднее Грёз, Жан Этьен Лиотар, Делакруа. Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Каррьера. Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее можно было растушевывать кистью или пальцами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с ее помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.

 

З. Серебрякова "Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном" 1923 г.

 

Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твёрдая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

 

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

 

Есть три типа бумаги для пастели:

  • наждачная бумага — предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата;
  • пастельная доска — выполняется из крошечных частиц пробки;
  • бархатная бумага — имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа.

Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.

 

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или кусочек хлеба (белый — без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

 

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

 

Нина Дьякова

 

Рисование пастелью

 

У каждого вида пастели свои особенности, свои возможности работы с рисунком. Выбирайте на свое усмотрение. Мы же будем говорить, как рисовать сухой пастелью .

 

 

Предварительный рисунок наносится мелком пастели, чуть-чуть отличным от тона бумаги. Линии тонкие, наносятся легко, чтобы только видеть контуры. Используйте материалы для корректировки , если необходимо. Не используйте графитный карандаш, так как рисовать пастелью сверху будет плохо.  Для начинающих часто бывает сложно соблюсти тональность. Определитесь заранее, что в рисунке будет самым светлым, что чуть темнее, а что самое темное.  Помните - у каждого предмета свой тон.

 

Итак, начинаем работать цветом. На данном этапе главная задача - разобрать все по локальным цветам. Желтое пятно цветов, голубое пятно вазочки, зеленое пятно яблока. Наметьте основные предметы, переходите к уточнению рисунка. Используйте линии, точки, штрихи. Цвета в пастели смешиваются между собой. Наносим штрихами, легко растираем мизинцем. Не трите сильно, лишь легкая растушевка. Можно использовать растушку из фетра, но все же рука лучше чувствует бумагу. Руки должны быть сухими и не жирными!

Пользуйтесь бархатной тряпочкой, она отлично очистит руки. У кого длинные ногти, это будет небольшой проблемой;))

Постоянно отходите от рабочего места, чтобы видеть натюрморт и рисунок вместе и издалека.

Для белых предметов не используйте сразу чисто белый мелок. Самое светлое это блички . Белый мелок пригодится позднее. Прорабатывайте форму предметов, тень, свет.Хорошо делать пастелью тени и переход цветов. Используйте растушевку (тряпочку, вату, кисть или собственный палец) и растирайте нужные места рисунка. В пастели можно накладывать цвета друг на друга, экспериментируйте.

Когда предметы разобраны по цветам, обозначены собственные и падающие тени, можно приступить к деталям. Тут пригодится белый мелок.

 

 

Некоторый недостаток сухой пастели в том, что сложно передать насыщенность теней. Но это можно доработать добавлением цвета. Рисуйте тень серым или черным мелком, а поверх введите цвет (того предмета или области, где тень). 

Просмотрите рисунок со стороны. Выделите главные детали более четкими линиями, растушуйте второстепенные или слишком контрастные области.

 

Пастельными карандашами можно корректировать форму, которую вы заранее уже нарисовали пастелью.

Закрепление рисунка. Используйте наждачную или бархатную бумагу, это дольше сохранит рисунок. Можно использовать специальные аэрозоли для закрепления пастели. Лак для волос тоже подойдет, но помните, что рисунок потемнеет. Также можно поместить рисунок под стекло.

 

Масляная пастель

И пару слов о том, как рисовать масляной пастелью.

 

Использовать лучше светлую бумагу.

В качестве растушевки применяется разбавитель для масляных красок (например, пинен).

Предварительный рисунок наносится масляным мелком или угольком. При этом уголек смахивается перед нанесением пастели, чтобы остались едва заметные штрихи.

Нанеся рисунок штриховкой, плашмя, переходим к работе с кистью. Смоченной в разбавителе кистью, словно размываем рисунок.

 

Прорисовываем детали, уточняем формы, фактуру. Завершаем рисунок.

 

Самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая «Шоколадница» из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в XVIII веке. Таким образом, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту — окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы. 

Но у пастели есть и технические достоинства. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.

 

Андрей Юдин "Черепные крыши"

 

Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживает зрителя ощущением непосредственности творчества. Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства исчезают. Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении. В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели — это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь» Отсюда — бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает.

 

Полезные советы по работе с пастелью:

  • Можно пастелью создавать настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией». При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.
  • Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу — так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему.
  • Очищайте каждый пастельный мелок после использования. Используйте сухое или бумажное полотенце, чтобы удалить с мелка пигменты другого цвета, которые попали на мелок с вашего рисунка. Вы можете также поддерживать чистоту своих мелков, сохраняя их в сухой рисовой крупе.
  • Положите каждый мелок в отдельный контейнер.
  • Кроме того, вы можете использовать фиксатив, чтобы зафиксировать отдельные слои пигмента. Это поможет вам начать новый слой, при этом избежать смешивания пигмента с пастелью, нанесенной нижележащим слоем.
  • Если вам нужно перевезти свою работу до того, как вы ее зафиксируете, или вы решили не фиксировать свой рисунок вовсе, поместите свою работу между двумя листами некислотной прозрачной бумаги. Многие художники предпочитают обходиться без фиксатива, поскольку он изменяет цвета работы.
  • Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.

Всем вдохновения и творческих открытий!!!!

 

Серия сообщений "Графика":Часть 1 - Утагава Хиросиге- мастер восточной гравюры.Часть 2 - Иван Яковлевич Билибин...Часть 5 - Мастер класс "Китайская живопись" от Алексея МальковаЧасть 6 - Для вдохновения:" Портрет, характер, зарисовка..."(мое творчество).Часть 7 - Пастель: особенности материала , техники ...и секреты мастеров. Серия сообщений "Graphics":Часть 1 - Поэзия и музыка плавных линий . Татьяна Марковцева.Часть 2 - Графика от Натальи Крымской....Часть 7 - Печальный блюз / Татьяна Марковцева.Часть 8 - Двое осенью.Татьяна Марковцева .Часть 9 - Пастель: особенности материала , техники ...и секреты мастеров.

mtv59.livejournal.com

Масляная пастель: инструкция для начинающих

Одним из старейших материалов, который используется для творчества, является пастель. Ею писали свои великолепные произведения Ренуар, Леонардо да Винчи, Дега и другие художники. Пастель может использоваться и как самостоятельное средство изображения, и в качестве вспомогательного материала в других техниках, в число которых входит лепка из полимерной глины, а также декупаж. Пастель выделяется яркими, живыми красками и бархатистой структурой.Мелки пастель

Производится пастель из красящего пигмента и связующего вещества, в роли которого может выступать воск, гуммиарабик или минеральные масла. В магазинах можно приобрети пастель в виде карандашей без оправы или цветных мелков. Существует три вида пастели: акварельная, масляная и сухая. Более подробно рассмотрим масляную пастель и способы ее использования в рисовании.Масляная пастель техника

Масляная пастель очень похожа на восковые мелки, обладающие достаточной мягкостью. Кроме того, цвета очень насыщенные. Мелки пастель производятся в виде небольших брусочков с квадратным или круглым сечением. Они отличаются от восковых наличием большего количества пигментов, высокой упругостью и эластичностью. Следует обратить внимание на то, что масляная пастель практически не пачкается, а после нанесения ее на поверхность листа не требуется дополнительной фиксации в виде лака.

Для рисования масляной пастелью подходят любые поверхности. К преимуществам данного средства относится возможность его размывать. Для этого художнику необходимо иметь специальный растворитель для масляных красок и растушевку – палочку из спрессованной бумаги. Ее обмакивают в растворитель и размывают для получения необходимого оттенка. Рисование с использованием растворителя следует осуществлять в помещении, которое хорошо проветривается.

Масляная пастель

Текстура масляной пастели позволяет создавать эффекты, которые невозможно выполнить в других техниках рисования. Для декоративных картин очень часто используется масляная пастель, техника нанесения которой позволяет передать насыщенные и глубокие тона изображаемого объекта. Художественные рисунки, выполненные данным способом, желательно хранить в рамках и под стеклом, причем обязательно должен быть зазор между стеклом и рисунком. Это необходимо для сохранения изображения, так как рисунки, выполненные пастелью, очень сильно подвержены мелким повреждениям, осыпанию, а также легко стираются.

Масляная пастель требует шероховатой основы, потому что плохо удерживается на поверхности. Для такой техники нужна специальная бумага, например, наждачная, рыхлый ворсистый картон, замша, холст, пергамент или бумага «торшон». К преимуществам рассматриваемого материала можно отнести возможность снимать и перекрывать сразу несколько слоев.

Масляная пастель представлена огромным количеством оттенков, которых насчитывается более полутора тысяч. Такое разнообразие позволяет претворить в жизнь любые творческие идеи в различных жанрах. Техника пастели проделала достаточно долгий путь от простого трехцветного рисунка до полноценной живописи, которая стала особенно популярной во времена барокко, а сейчас ее предпочитают использовать импрессионисты.

fb.ru

«Причал» в технике масляная пастель. – Ярмарка Мастеров

Дорогие друзья, сегодня я хочу познакомить вас с масляной пастелью. Масляная пастель часто используется в качестве подмалевка под масляные краски. Некоторые художники дополняют свои рисунки акварелью или тем же маслом. В данной работе я использовала только мелки. Плюсы масляной пастели в том, что ее не надо закреплять, она не осыпается с листа.

Я использовала лист для сухой пастели, но работать можно так же на холсте или грунтованном картоне, некоторые используют мелкозернистую наждачную бумагу.

Работа выполнена ограниченным количество цветов, даже с минимальной палитрой можно изобразить подобный пейзаж.

Сама картинка была взята из книги по акварели для начинающих, пейзаж достаточно легкий. Вы должны следить за соотношениями, расстояниями от горизонтального и вертикального центра картины – это ваша «линейка», дабы хорошо скомпоновать пейзаж. Эскиз я делала коричневым мелком, старайтесь сильно не нажимать на пастель в работе над эскизом. Удалить лишнее можно обычным ластиком.урок, морской пейзажРаботаем сверху вниз, первый этап – тонирование неба. Тонировать я начинаю с самых светлых моментов, для этого кладу мелок бочком, у меня получается ровный тон. Далее, где требуется, кладу синий, прогалы можно растушевать жесткой кистью или губкой.

мастер-классКогда небо проработано в двух цветах – белый, голубой, можно приступить и к другим. Тем же способом накладываем желтую и красную пастель. Старайтесь избегать симметрии и правильных форм, ведь небо не может быть «правильным».

рисованиеКогда небо завершено, приступайте к заднему плану. Материал не дает нам возможности детальной прорисовки, но это и не требуется, особенно на заднем плане. Задний план всегда мутный, я делала его еле-еле нажимая на коричневую и фиолетовую пастель.масляная пастельПо завершению заднего плана или параллельно с ним прорисовываем передний. Объем вы можете придать белой и черной пастелью.

картина

Не забывайте про отражение в воде, старайтесь разнообразить песок на переднем плане. Для этого я использовала желтый, оранжевый и коричневый мелок. Песок я так же растушевала мягкой губкой. На этом работа завершена, она не такая яркая, как была бы, если бы мы использовали сухую пастель, но вы можете дополнить ее акварельными или масляными красками. пейзаж

Удачи!

морская тематикаМой следующий мастер-класс в Москве, м. Бауманская.www.livemaster.ru/topic/270619-master-klass-flamingo-v-tehnike-suhaya-pastelПриходите, будет интересно!

www.livemaster.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта