Художник недели: Константин ЮонARTinvestment.RU 24 мая 2013. Юон картины
Константин Юон: живопись, биография художника
1922 День Благовещения. Холст, масло. 73х101. ГТГ
Константин Федорович Юон (12 октября 1875 — 11 апреля 1958) — русский художник, график, художник сценограф. Пейзажист, автор портретов, жанровых картин. Константин Юон - представитель символизма и модерна, органично продолживший эти традиции в советскую эпоху.
Живописная манера Константина Юона сложилась под влиянием уроков Костантина Коровина и Валентина Серова. Константин Юон принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 — входил в состав Комитета «Союза». Константин Юон работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики. В конце 1900-х — начале 1910-х оформлял оперные постановки Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже.
После революции Константин Юон был одним из инициаторов создания школ изобразительного искусства при Московском отделении народного образования. В 1920 получил первую премию за проект занавеса для Большого театра. В 1921 избран действительным членом Российской Академии художественных наук. С 1925 — член Ассоциации Художников Революционной России. В 1938–1939 руководил персональной мастерской во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В 1940 выполнил эскизы мозаичного оформления Дворца Советов. В 1943 награжден Сталинской премией, в 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. С 1943 по 1948 Константин Юон работал главным художником Малого театра. В 1950 был удостоен звания «Народный художник». В 1948–1950 возглавлял НИИ истории и теории изобразительного искусства Академии художеств СССР. Доктор искусствоведения. В 1952–1955 преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, профессор. С 1957 — первый секретарь правления Союза художников СССР.
После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным стал круг сюжетов. В 1920-х — 1950-х оКонстантин Юон создал ряд портретов, картин на темы истории революции и современной ему жизни, в которых придерживался реалистической традиции. Пейзажи этого времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма». Наполненные тонким лиризмом, они представляют наибольшую ценность во всем творческом наследии мастера.
1953 Автопортрет Константина Юона, Х.м. 110х75. ГТГ
1912 Автопортрет Константина Юона. Х., м. 54х36. ГРМ
1921 Новая планета. Картон, темпера. 71x101. ГТГ
1921 Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Х., м. 71x89. ГТГ
1920-е Троице-Сергиева Лавра. Зимой.
1912 Пляска свах. Лигачево. Х., м. 134х200.
1910 Весенний солнечный день. Холст, масло. 87x131. ГРМ
1908 Подмосковный пейзаж.
1905 Окно. Москва, квартира родителей художника. Картон, пастель. 49х64. ГТГ
1903 Праздничный день. Картон, темпера. 95.5x70. ГРМ
1900 У Новодевичьего монастыря весной. Б., акв., тушь, бел. ГТГ
1899 Березы. Петровское. X.м. 147х80. Вологда
Шествие на склоне.
1925 Июль. Купание. Холст, масло. 31x63. Казань
1910 Зимний день. X., м. 80х110,5. Харьков
1910 Троицкая лавра зимой. Холст, масло. 125x198. ГРМ
1910-е Пейзаж Новгородской губернии.
1911 Москворецкий мост. Старая Москва. Б., акв., белила. 62.5x167.5. ГТГ. Фрагмент.
1912 Деревня Новгородской губернии. Х., м. 58х70,5. ГРМ
1913 Тройка в Угличе. Б., акв., бел. 53х69. ГРМ
1914 Зима. Мостик. Холст, масло. 68.6x104. Пенза
1917 Приволье. Водопой (Лигачево). Холст, масло. 78x119. Иркутск
1920 Купание. Ок. 1920
1916 Вид Троицкой лавры. Бумага, акварель, белила. 22.5x30. ГТГ
1915 Мартовское солнце. Холст, масло. 107x142. ГТГ
1913 Мельница. Октябрь. Лигачево. Холст, масло. 60x81. ГТГ
1912 Портрет Бори Юона, сына художника. 87,7х69,8. ГТ
1910 Москва. Кремль. Б., акв. 32x35. Ереван
1910 Зимка. Фанера, масло. 23.2x30.2. ЧС
1909 Тройка у старого Яра. Зима. Х., м. 71х89. Бишкек
1909 Гулянье на Девичьем поле. Эск. к карт. того же назв. 1909-47 гг. из ГТГ. X., м., 30х44,5. ЧС, М.
1903 К Троице.
В монастырском посаде. У Троицы-Сергия.
Осенний вид с балкона. Холст, масло. 71.8х58.
Морской пейзаж. Горный скат. ЧС
Зимний лес, бумага, гуашь, 18х25
1949 Утро индустриальной Москвы. Холст, масло. 136x185. ГТГ
1949 Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. Х., м. 84x116. ГТГ
1947 Штурм Кремля в 1917 году. Х., м. 70х101. ГТГ. (Вар. 1926г. в ЦМР, 1951г. в Самаре)
1946 Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900 годах. X., м. 70х97. Челябинск
1942 Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. Х., м. 69х100. Прага
1930 Лыжная экскурсия. Холст, масло. 71x123. ГТГ
1929 Конец зимы. Полдень. Лигачево. Холст, масло. 89x112. ГТГ
1929 Вступление в Кремль через Троицкие ворота 2(15) ноября 1917 года.
1927 Первое появление В.И.Ленина на засед. Петросовета в Смольном 25 окт. 1917 г. Х., м. 132х191. ГРМ
1926 Комсомолки. 1926. Х., м. 52х67. ЦМР
1924 Портрет К.А.Юон, жены художника. X., м. 50х55. Собрание О.И.Юона. Москва
1948 Летний пейзаж. 70x48
1923 Люди. X., м. 91 х 121. Харьков
Графика Константина Юона
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.
Последние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
www.artcontext.info
Русский художник Константин Юон
Константин Федорович Юон (12 октября 1875 — 11 апреля 1958) — русский художник, график, художник сценограф.
Родился 12 (24) октября 1875 года
в Москве в швейцарско-немецкой семье. Отец — служащий страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.Пейзажист, автор портретов, жанровых картин. Константин Юон - представитель символизма и модерна, органично продолживший эти традиции в советскую эпоху.
Живописная манера Константина Юона сложилась под влиянием уроков Костантина Коровина иВалентина Серова. Константин Юон принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 — входил в состав Комитета «Союза». Константин Юон работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики. В конце 1900-х — начале 1910-х оформлял оперные постановки Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже.
После революции Константин Юон был одним из инициаторов создания школ изобразительного искусства при Московском отделении народного образования. В 1920 получил первую премию за проект занавеса для Большого театра. В 1921 избран действительным членом Российской Академии художественных наук. С 1925 — член Ассоциации Художников Революционной России. В 1938–1939 руководил персональной мастерской во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В 1940 выполнил эскизы мозаичного оформления Дворца Советов. В 1943 награжден Сталинской премией, в 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. С 1943 по 1948 Константин Юон работал главным художником Малого театра. В 1950 был удостоен звания «Народный художник». В 1948–1950 возглавлял НИИ истории и теории изобразительного искусства Академии художеств СССР. Доктор искусствоведения. В 1952–1955 преподавал в Московском государственном художественном институте им.В. И. Сурикова, профессор. С 1957 — первый секретарь правления Союза художников СССР.
После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным стал круг сюжетов. В 1920-х — 1950-х оКонстантин Юон создал ряд портретов, картин на темы истории революции и современной ему жизни, в которых придерживался реалистической традиции. Пейзажи этого времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма». Наполненные тонким лиризмом, они представляют наибольшую ценность во всем творческом наследии мастера.
1912 Автопортрет Константина Юона. Х., м. 54х36. ГРМ
1899 Березы. Петровское. X.м. 147х80. Вологда
1900 У Новодевичьего монастыря весной. Б., акв., тушь, бел. ГТГ
1903 Праздничный день. Картон, темпера. 95.5x70. ГРМ
1903 К Троице.
В монастырском посаде. У Троицы-Сергия.
1905 Окно. Москва, квартира родителей художника. Картон, пастель. 49х64. ГТГ
1908 Подмосковный пейзаж.
Зимний лес, бумага, гуашь, 18х25
Морской пейзаж. Горный скат. ЧС
Осенний вид с балкона. Холст, масло. 71.8х58.
1909 Тройка у старого Яра. Зима. Х., м. 71х89. Бишкек
1909 Гулянье на Девичьем поле. Эск. к карт. того же назв. 1909-47 гг. из ГТГ. X., м., 30х44,5. ЧС, М.
1910 Весенний солнечный день. Холст, масло. 87x131. ГРМ
Шествие на склоне.
1910 Зимний день. X., м. 80х110,5. Харьков
1910 Москва. Кремль. Б., акв. 32x35. Ереван
1910 Зимка. Фанера, масло. 23.2x30.2. ЧС
1910 Троицкая лавра зимой. Холст, масло. 125x198. ГРМ
1910-е Пейзаж Новгородской губернии.
1911 Москворецкий мост. Старая Москва. Б., акв., белила. 62.5x167.5. ГТГ. Фрагмент.
1912 Деревня Новгородской губернии. Х., м. 58х70,5. ГРМ
1912 Пляска свах. Лигачево. Х., м. 134х200.
1912 Портрет Бори Юона, сына художника. 87,7х69,8. ГТ
1913 Тройка в Угличе. Б., акв., бел. 53х69. ГРМ
1913 Мельница. Октябрь. Лигачево. Холст, масло. 60x81. ГТГ
1914 Зима. Мостик. Холст, масло. 68.6x104. Пенза
1915 Мартовское солнце. Холст, масло. 107x142. ГТГ
1916 Вид Троицкой лавры. Бумага, акварель, белила. 22.5x30. ГТГ
1917 Приволье. Водопой (Лигачево). Холст, масло. 78x119. Иркутск
1920 Купание. Ок. 1920
1920-е Троице-Сергиева Лавра. Зимой.
1921 Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Х., м. 71x89. ГТГ
1921 Новая планета. Картон, темпера. 71x101. ГТГ
1922 День Благовещения. Холст, масло.
1923 Люди. X., м. 91 х 121. Харьков
1924 Портрет К.А.Юон, жены художника. X., м. 50х55. Собрание О.И.Юона. Москва
1925 Июль. Купание. Холст, масло. 31x63. Казань
1926 Комсомолки. 1926. Х., м. 52х67. ЦМР
1927 Первое появление В.И.Ленина на засед. Петросовета в Смольном 25 окт. 1917 г. Х., м. 132х191. ГРМ
1929 Вступление в Кремль через Троицкие ворота 2(15) ноября 1917 года.
1929 Конец зимы. Полдень. Лигачево. Холст, масло. 89x112. ГТГ
1930 Лыжная экскурсия. Холст, масло. 71x123. ГТГ
1942 Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. Х., м. 69х100. Прага
1946 Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900 годах. X., м. 70х97. Челябинск
1947 Штурм Кремля в 1917 году. Х., м. 70х101. ГТГ. (Вар. 1926г. в ЦМР, 1951г. в Самаре)
1948 Летний пейзаж. 70x48
1949 Утро индустриальной Москвы. Холст, масло. 136x185. ГТГ
1949 Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. Х., м. 84x116. ГТГ
1953 Автопортрет Константина Юона, Х.м. 110х75. ГТГ
art.mirtesen.ru
Константин Федорович Юон: все картины художника
Константин Фёдорович Юон (24 октября 1875 года, Москва — 11 апреля 1958 года, Москва) — художник, сохранивший приверженность реалистической школе живописи, живя в эпоху авангардизма.Особенности творчества художника Коснтантина Юона: в наследии Юона преобладают пейзажи, художник любил и превосходно умел изображать зиму и пронзительный весенний воздух; также ряд картин Юона посвящен древнерусской архитектуре — он писал церкви даже будучи обласканным советской властью мастером.
Известные картины Константина Юона: «Конец зимы. Полдень», «Новая планета».
Русский, а впоследствии советский художник Константин Юон — один из тех, кого принято называть счастливчиками. Слава и почет у него были в царской России, удалось ему органично встроиться и в советскую живопись. Более того, похоже, особо переступать через себя не пришлось: во многих картинах Юона советских лет фигурируют столь любимые им купола и церкви. С нуждой он не сталкивался, репрессии 30-х годов его тоже миновали. И даже это еще не всё — Константин Юон прожил всю жизнь в счастливом браке, причем жену выбрал по велению сердца, пойдя против воли родителей, и выбор этот оказался удачным. Самые тяжелые события его жизни из общеизвестных — это большая ссора с отцом, как раз по поводу женитьбы, и смерть одного из сыновей.
Биография Константина Юона: счастливое детство и первые картины
Странной для восприятия русскоязычными фамилией Константин Юон обязан предкам, выходцам из Швейцарии. Впрочем, к моменту рождения будущего художника семейство страхового агента Федора Юона окончательно обрусело. Мальчик стал четвертым ребенком в семье, придерживавшейся типичного для своего времени жизненного уклада московских интеллигентов. Образованием детей занимались всерьез. Старшие брат с сестрой учились в Московской консерватории. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера, театральные самодеятельные представления, «живые картины». В доме не утихали шум, смех, постоянно бывали гости, съезжалась дальняя и ближняя родня, приходили друзья. Счастливое, благополучное детство в теплой любящей атмосфере — вполне уместное определение.Широко известна история о том, как кто-то из гостей дома научил семилетнего Костю смешивать краски. И понеслось! Отныне домочадцы в любой момент могли с высокой степенью точности сказать, чем сейчас занимается мальчик — рисует, ясное дело. Преподаватель в реальном училище подтвердил, что не просто рисует, но имеет немалое к тому дарование. В ту же пору юный Константин Юон пристрастился к посещению Третьяковской галереи. Вопрос о дальнейшем самоопределении перед ним не стоял, поскольку он его уже решил. Юон поступил в 1894 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к Николаю Касаткину. Увеселения студенческой молодежи проходили мимо него, юноша выделялся беспрецедентной усидчивостью и старательностью. С самого начала обучения Юон участвовал в выставках. С большим удовольствием вспоминал о своем первом успехе, связанном с похвалой Ильи Репина, который, остановившись возле картин Константина Юона, одобрительно кивнул и бросил: «Весело!». Художник рассказывал: «…как от этого его „весело“ стало весело на душе у меня!». Кстати, до конца жизни Юон очень любил слово «весело» и часто его применял, говоря о картинах, художественной работе.
Поиск своего пути
Завершив основной курс, Юон по собственной инициативе остался еще на два года ради удовольствия учиться у Валентина Серова (совмещая это с «перебежками» в класс Левитана). В конце 1890-х он совершил несколько заграничных путешествий. Но яркие красоты Европы не могли в его сердце соперничать со среднерусским пейзажем. Экзотика вообще Юона не прельщала. К примеру, из путешествия на Кавказ он вернулся гораздо раньше запланированного, поскольку грозные горные виды оставляли его равнодушным, а незатейливые пресловутые березки, напротив, манили к себе. Экзотические веяния в искусстве его тоже не вдохновляли. Константин Коровин, ставший главным русским импрессионистом и увлекший за собой немало учеников, Борисов-Мусатов, привезший из Парижа полотна, резко отличавшиеся от того, чему учили студентов в училище, — всё это особо не затронуло Константина Юона и не поколебало его приверженность реалистической школе. Разве что картина Юона «Голубой куст» и серия «Ноктюрны» — дань новым течениям, отдав которую, художник вернулся к любимым панорамным пейзажам, впрочем, изредка обращаясь к символизму.Слава и любовь (не только народная)
Конец столетия обозначен для Константина Юона официальным признанием — в те годы таковым считалось приобретение картин Третьяковской галереей. Константин Юон успешно лавирует между петербургским «Миром искусства» и московским Союзом русских художников. Он участвует в выставках обоих объединений, но при этом остается сам по себе, ни к кому не примыкая. В какой-то момент ощутив, как столичный круговорот заставляет его терять себя самого, Константин Юон отправляется путешествовать по России: Нижний Новгород, Сергиев Посад, позднее — Ростов, Псков. Особое для него место — подмосковное село Лигачево. Юону там хорошо писалось, позже он там построил дом. А главное — именно в Лигачеве он встретил крестьянку Клавдию Никитину, на которой вскоре женился и прожил с ней долгую и счастливую жизнь. Отец художника пришел в ярость от такого мезальянса и несколько лет не пускал сына на порог. Но постепенно красота и добрый нрав невестки смягчили родительское сердце.Потрясенный событиями «Кровавого воскресенья» 1905 года Юон уехал за границу, где участвовал в знаменитой выставке русского искусства, устроенной Сергеем Дягилевым и был избран членом парижского Осеннего салона. С этого времени он регулярно занимался в том числе и созданием театральных декораций.
Советский художник Константин Юон: как изменились картины художника
Отношение Юона к революции несколько двусмысленно, по крайней мере, на взгляд потомков. Он был признан в СССР. Устраивались персональные выставки картин Константина Юона, художник много преподавал (в своей студии, потом в ленинградской Академии художеств и Московском институте имени Сурикова), работал как декоратор. Неоднократно награждался, был лауреатом Сталинской премии, возглавлял НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, был первым секретарем правления Союза художников.Успех, карьера, признание! Какие же поводы говорить о двусмысленности его отношения к советской власти? Картины художника Юона! Что может быть достовернее? К примеру, «Новую планету» советское искусствоведение называло «монументальным образом нового мира». Однако если допустить, что Юон мог выражать не только восхищение переменами, то разве эта его работа кажется такой уж радостной и жизнеутверждающей? Скорее она похожа на картину-катастрофу. И вызывает ли эта «новая планета» желание поселиться на ней? Не то чтобы особое… А картина Константина Юона «Люди» показывает узников Соловецкого лагеря особого назначения. Людей в лагерях хватало, с этим не поспоришь. Интересно и весьма необычно для Юона полотно «Симфония действия», в котором тоже трудно заподозрить изображение энтузиазма счастливого советского человека. Однако мы ни в коем случае не назовем Юона антисоветским художником. Когда он писал советских людей, они получались не натужной ухмылкой соцреализма, а живыми и настоящими.
При этом многие церкви на картинах художника Юона, в том числе знаменитые «Купола и ласточки», написаны в годы активной борьбы с церковью. Как же так получилось? И как ему удавалось всё совместить? Собственно, с этого биографию Константина Юона мы и начали: ему здорово повезло в жизни. Ему удалось найти себя, свой путь, встретить свою любовь и прожить плодотворную счастливую жизнь в эпоху серьезных общественных треволнений, оставив потомкам множество оттенков пронзительного неба и такого разного снега на своих картинах и, конечно, купола и ласточек.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Константин Юон – биография и картины художника в жанре Импрессионизм, Социальный Реализм – Art Challenge
Русский художник, представитель символизма и модерна, мастер пейзажа. Родился в Москве 12 (24) октября 1875 в семье банковского служащего. В 1892 поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были К.А.Савицкий, А.Е.Архипов и К.А.Коровин. По окончании училища (1898) занимался в мастерской В.А.Серова (до 1900). Был членом «Мира искусства», «Союза русских художников» (один из учредителей последнего) и АХРР. Жил в Москве.
Символистская поэтика Юона острее всего проявилась в цикле рисунков Сотворение мира (1908–1909) – с природой и светилами, нарождающимися из первозданного хаоса. Развивая эту тему, позднее запечатлел революцию в виде грозного космического катаклизма (Новая планета, 1921). Но более характерны для него сельские и архитектурные пейзажи, четкие по композиции и плотные по цвету, дающие не мимолетную импрессию, а устойчивый образ обжитой земли или исторической «почвы», знаменитой либо совсем обыденной (К Троице, 1903; Весенний солнечный день, 1910; Мартовское солнце, 1915; Купола и ласточки, 1921; все работы – в Третьяковской галерее, Москва). Особое место в его живописи и графике заняли мотивы Троице-Сергиевой лавры (в 1922 издал альбом литографий Сергиев посад).
В строгой системе соцреалистических выставок пейзажи Юона, иногда «тематические» (Штурм Кремля в 1917 году, 1947; там же), неизменно привлекали своим прочувствованным историзмом либо просто задушевной лирикой. Плодотворно работал как художник театра (был, в частности, главным художником Малого театра в 1945–1947) и педагог (с 1900 преподавал в собственной студии, а позднее в ленинградской Академии художеств и московском Художественном институте имени В.И.Сурикова). Занимал должности директора Научно-исследовательского института Академии художеств СССР (1948–1950) и первого секретаря правления Союза художников СССР (1956–1958).
Умер Юон в Москве 11 апреля 1958.
Русский художник, представитель символизма и модерна, мастер пейзажа. Родился в Москве 12 (24) октября 1875 в семье банковского служащего. В 1892 поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были К.А.Савицкий, А.Е.Архипов и К.А.Коровин. По окончании училища (1898) занимался в мастерской В.А.Серова (до 1900). Был членом «Мира искусства», «Союза русских художников» (один из учредителей последнего) и АХРР. Жил в Москве.
Символистская поэтика Юона острее всего проявилась в цикле рисунков Сотворение мира (1908–1909) – с природой и светилами, нарождающимися из первозданного хаоса. Развивая эту тему, позднее запечатлел революцию в виде грозного космического катаклизма (Новая планета, 1921). Но более характерны для него сельские и архитектурные пейзажи, четкие по композиции и плотные по цвету, дающие не мимолетную импрессию, а устойчивый образ обжитой земли или исторической «почвы», знаменитой либо совсем обыденной (К Троице, 1903; Весенний солнечный день, 1910; Мартовское солнце, 1915; Купола и ласточки, 1921; все работы – в Третьяковской галерее, Москва). Особое место в его живописи и графике заняли мотивы Троице-Сергиевой лавры (в 1922 издал альбом литографий Сергиев посад).
В строгой системе соцреалистических выставок пейзажи Юона, иногда «тематические» (Штурм Кремля в 1917 году, 1947; там же), неизменно привлекали своим прочувствованным историзмом либо просто задушевной лирикой. Плодотворно работал как художник театра (был, в частности, главным художником Малого театра в 1945–1947) и педагог (с 1900 преподавал в собственной студии, а позднее в ленинградской Академии художеств и московском Художественном институте имени В.И.Сурикова). Занимал должности директора Научно-исследовательского института Академии художеств СССР (1948–1950) и первого секретаря правления Союза художников СССР (1956–1958).
Умер Юон в Москве 11 апреля 1958.
Сохранитьartchallenge.ru
Художник недели: Константин Юон
Прошедшие в субботу торги принесли нам новый ценовой рекорд русской живописи на территории России: за 76 миллионов рублей была куплена «Тройка в Угличе» известного русского и советского художника К. Ф. Юона«Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни,об истории русского народа, о природе, о древних русских городах».Константин Юон
Прошедшие в субботу,18 мая, торги дома «Русская эмаль» принесли нам новый ценовой рекорд русской живописи на территории России: за 76 миллионов рублей была куплена «Тройка в Угличе» известного русского и советского художника К. Ф. Юона.
Константин Фёдорович Юон родился 12 октября 1875 года в Москве. В семье, как это часто бывало, переплелись корни сразу нескольких национальностей; отец, служащий страховой компании, был швейцарско-русского происхождения, мать — из немецкой семьи. Первые пять лет своей жизни Юон прожил на 4-й Мещанской улице, близ Садового кольца, в типичном для 70-х годов XIX века двухэтажном доме с просторным садом из старых вязов, с цветочными клумбами и скамейками.
Мать, по воспоминаниям Юона, увлекалась искусством — немного пела и музицировала; может быть, поэтому творческому развитию детей в семье уделяли много внимания.
Будущий художник и его старший брат Павел Фёдорович Юон (впоследствии известный русский и швейцарский композитор и музыкальный педагог) учились в немецкой школе в Москве.
В 1880-х годах семья Юона переехала в Лефортово. «Эти годы — позже писал художник, — в значительной мере определили мой будущий путь живописца. Лефортовская окраина, как известно, богата историко-архитектурными памятниками петровского времени, она насыщена историческими преданиями о детстве Петра I и в значительной мере связана с его последующей жизнью и деятельностью. Мое пристрастие к архитектурным памятникам родилось именно в Лефортове в отроческие и юношеские годы».
С 1892 по 1898 год он учился в МУЖВЗ у К. А. Коровина, К. А. Савицкого — его ранние работы несут в себе черты этих влияния их художественной манеры. «В Московском училище живописи, ваяния и зодчества в годы моего учения были организованы лекции, которые читали профессора Московского университета», — писал Юон. Лекции историка В. С. Ключевского в Юоне нашли заинтересованного и благодарного адресата, эти знания попали на благодатную почву, укрепили и развили в будущем художнике серьезный интерес к русской истории.
В 1898–1900 годах К. Юон занимался в студии В. А. Серова.
Благодаря успеху своих работ, К. Юон с конца 1890-х годов бывал в Италии, Австрии, Швейцарии, Германии. С 1896 до конца 1900-х неоднократно посещал Париж, где занимался в частных студиях, делал эстампы (акватинту) с пейзажей (городских видов) Камиля Писсарро и других импрессионистов; художник не имел целью с доскональной точностью скопировать в графике живопись мастеров нового искусства, он пытался воспроизвести их в собственном стиле.
Уже с 1898 года К.Ф.Юон стал принимать первых учеников. В 1900–1917 годах он возглавлял собственную художественную школу «Классы рисования и живописи» (совместно с И. О. Дудиным) в Москве. Среди учеников школы в разное время были многие известные художники, архитекторы и скульпторы, в том числе В.И. Мухина, В.А. Ватагин, В.А. Фаворский, Р. Р. Фальк и другие.
В конце 1890-х — 1900-х годов Юон неоднократно путешествовал по старинным русским городам. С 1908 и до самой смерти в 1958 году работал преимущественно в подмосковном Лигачёве, ставшим для него постоянным домом и неизменным источником русских мотивов.
В 1934 году И. И. Бродский, назначенный директором Национальной академии искусств и Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина пригласил выдающихся художников и педагогов, в том числе и К. Ф. Юона, для преподавания в Академии. Позже он преподавал в Академии Художеств Ленинграда и в МГАХИ им. В. И. Сурикова в Москве.
Известность Юону принесли в первую очередь пейзажи и городские виды. Именно как пейзажист он был популярен и у московской, и у петербургской публики. Однако на протяжении всей жизни обращался он и к исторической живописи, и к жанру портрета.
Начинал Юон с пейзажей в импрессионистском духе (сказывалось увлечение Писсарро и Парижем), причем часто ранние работы тяготели даже к стилю ар-нуво и приближались к символизму (особенно это видно в приемах построения композиции и работе с формой). В акварелях 1900–10-х годов влияние импрессионизма проявилось в изображении ночных и вечерних городских сцен, так любимых его учителем Коровиным.
После революции он начинает работать над большими композиционными полотнами. Исторические памятники архитектуры, городские виды, природа, которые раньше были объектами изображения художника, теперь становятся в его картинах скорее фоном или, вернее, местом действия. Эта смена роли влечет за собой и смену стилистики в изображении природы: в начале 1920-х уходит или, во всяком случае, становится куда менее очевидной пленэрность, на смену импрессионистическим синим оттенкам в тенях появляется не бывший до того черный цвет, конкретизируется сюжет, прежняя широта мазка сменяется тонким прописыванием деталей в духе реализма — как того и требовала новая идеология культуры. В это же время он пишет большое число портретов.
Лиричность, которая с течением времени все сильнее проявляется в живописи Юона, обязана своим развитием его интересу к русской истории, любимым мотивам русской провинции, вдохновляющему влиянию культуры Древней Руси, традиционных ремесел и художественной традиции. Его живопись в своем внимании к деталям и декоративности постепенно, но неуклонно приближается к палехским лакам; к привычным маслу и холсту Юон добавляет темперу и доску, традиционные для техники древних русских мастеров.
К 1940-м годам в его работах возобладал соцреализм. В 1951-м (76 лет!) Юон вступил в ВКП(б).
Несмотря на все стилевые изменения и творческие поиски, произведения Юона всегда графичны, декоративны, они яркие, красочные, с узнаваемой смесью черт импрессионизма, реализма в духе передвижников и свойственного только ему тонкого лиризма.
Известен Юон и как театральный художник. В конце 1900-х — начале 1910-х он оформлял оперные постановки Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже. После революции оздавал декорации для постановок МХАТа и Малого театра, а в 1945–1947 был даже официальным художником последнего.
Юон принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 — входил в состав Комитета «Союза». Был членом Московского товарищества художников, «Мира искусства», Союза русских художников, общества «Свободная эстетика», Ассоциации художников революционной России (АХР-АХРР) и еще ряда творческих объединений.
В советское время К. Ф. Юон стал директором НИИ истории и теории изобразительного искусства Академии художеств СССР (1948–1950) и первым секретарем правления Союза художников СССР (1956–1958). Лауреат Сталинской премии (1943), кавалер ордена Ленина.
Его работы находятся в постоянных экспозициях крупнейших музеев России и стран бывшего Советского Союза. С ростом интереса к русскому искусству за рубежом растет и его популярность среди зарубежной, да и русской публики. На 26 ноября 2012, согласно индексу ARTIMX, доходность художника выросла на 5,67 %.
Сегодня работы К. Ф. Юона нередко можно встретить и в каталогах продаж русского искусства крупнейших аукционных домов в России и за рубежом. В базе AI насчитывается 120 его работ, в том числе 61 живописное произведение и 47 графических. Самым большим спросом пользуется, конечно, живопись, масло и темпера — она чаще продается, да и цены на нее выше.
Текущий рекорд, 76 миллионов рублей за «Тройку в Угличе», перекрывает предыдущий самый высокий результат почти в два раза: 959 650 фунтов стерлингов было заплачено за историческое полотно «Кремль накануне венчания на царство Михаила Фёдоровича» на Sotheby’s 09 июня 2008 года.
Живопись Юона показывает последние полтора-два десятка лет стабильные, без сильных колебаний (исключая последний сенсационный рекорд) результаты. Доходность его работ неуклонно растет, невзирая на кризисы и общие проседания рынка. Топовые цены на него колеблются в пределах полумиллиона фунтов (масло «Танец работников спичечной фабрики, Лигачёво» [Танец свах] было продано за 568 000 фунтов 31 мая 2006 года на аукционе Sotheby’s, на том же Sotheby’s пейзаж «Троице-Сергиева Лавра зимой» ушел за 872 500 долларов 4 ноября 2010 года. И представляется, что в будущем тенденция эта не должна сколько-нибудь сильно поменяться.
Мария Кузнецова, AI
Источники: old.glinskie.ru, artcontext.info, en.wikipedia.org, artinvestment.ru
artinvestment.ru
ЮОН Константин Фёдорович – Галерея произведений (101 изображение).
Открыть доступК.Ф.ЮОН
(1875 – 1958)
Константину Юону принадлежит видное место в истории русского искусства. Диапазон его интересов был необычайно широк – живопись, станковая и монументальная, графика, оформление спектаклей, художественная критика и преподавательская деятельность.
Но прежде всего Юон – замечательный живописец, яркий колорист, прекрасный пейзажист и знаток быта русской провинции. Он с увлечением писал сценки из жизни старой Москвы, любил архитектуру старинных русских городов, его полотна светлы и мажорны по своему мироощущению.
Константин Фёдорович Юон родился 12 (24) октября 1875 года в Москве в семье страхового агента, выходца из Швейцарии. Брат художника Павел Юон – известный композитор и музыкальный педагог.
В 1894-1900 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (сначала на архитектурном, потом на живописном отделениях) у К.А.Савицкого, А.Е.Архипова, Л.О.Пастернака, с 1899 года – в мастерской В.А.Серова. С 1896 до конца 1900-х занимался в частных парижских мастерских.
В конце 1890-х и 1900-е совершал неоднократные поездки по старинным русским городам, посетил Италию, Австрию, Швейцарию, Германию. В 1900-1917 возглавлял Школу К.Ф.Юона и И.О.Дудина в Москве.
Оформлял оперные постановки Русских сезонов С.П.Дягилева в Париже, сотрудничал с Малым театром, МХТ, Оперным театром Зимина.
В 1920 получил первую премию за проект занавеса для Большого театра. В 1943-1948 – главный художник Малого театра.
Член объединений СРХ (с 1904 входил в состав Комитета), Осенний салон, АХРР (с 1925). Действительный член АХ СССР (с 1947), Народный художник СССР (1950), первый секретарь Правления СХ СССР (с 1957).
Руководил персональной мастерской в ВАХ (1938-1939), преподавал в МГХИ (1952-1955), директор НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР (1948-1950), профессор, доктор искусствоведения.
1. Юон Константин «У Новодевичьего монастыря весной» 1900 Бумага на картоне, акварель, белила 71,7х55 Государственная Третьяковская галерея 2. Юон Константин «Босяки» 1900 Бумага, уголь 50х64,7 Государственная Третьяковская галерея 3. Юон Константин «Портрет Н.П.Феофилактова» 1901 Холст, масло 68,3х54 Государственная Третьяковская галерея 4. Юон Константин «Зимний пейзаж» 1901 Холст, масло 44х71,5 Козьмодемьянский музеи имени А.В.Григорьева 5. Юон Константин «Зимой на баржах» 1902 Холст, масло 55х70 Государственная Третьяковская галерея 6. Юон Константин «В Лавру. К Троице» 1903 Холст, масло 53х107 Государственная Третьяковская галерея 7. Юон Константин «Праздничный день» 1903 Картон, темпера 95,5х70 Государственный Русский музей 8. Юон Константин «Масленичное катание» Бумага, гуашь 28х46 Астраханская государственная картинная галерея 9. Юон Константин «Катание на масленицу» Начало 1900-х Картон, акварель 31,5х48 Липецкий краеведческий музей 10. Юон Константин «Апрельское утро» 1903 Холст, масло 80х125 Самарский областной художественный музей 11. Юон Константин «В монастырском посаде. Сергиев посад» 1903 Холст, масло 46х70 Тульский музей изобразительного искусства 12. Юон Константин «Март» Картон, акварель 23,5х31,5 Самарский областной художественный музей 13. Юон Константин «Окно. Москва, квартира родителей художника» 1905 Картон, пастель 49х64 Государственная Третьяковская галерея 14. Юон Константин «Красные санки. Троице-Сергиев посад» 1903 Бумага, акварель, белила, графитный карандаш 45х61 Государственная Третьяковская галерея 15. Юон Константин «Лубянская площадь зимой» 1905 Бумага на картоне, акварель, белила 47,2х57 Государственная Третьяковская галерея 16. Юон Константин «Зима. Ростов Великий» 1906 Бумага, темпера 48х63 Государственный Русский музей 17. Юон Константин «Интерьер» 1907 Холст, масло 125х150 Севастопольский художественный музей 18. Юон Константин «Подмосковный пейзаж» 1908 Холст, масло 80х62 Курская государственная картинная галерея 19. Юон Константин «Зимка» 1910 Фанера, масло 23,2х30,2 Из частного собрания 20. Юон Константин «Автопортрет» 1912 Холст, масло 54х36 Государственный Русский музей Страницы: 1 2 3 4 5
cultobzor.ru
Художник Юон Константин Федорович – биография и творчество
Художник Юон Константин Федорович родился в 1875 году 12 октября в городе Москве. Отец был директором компании по страхованию имущества, мать занималась музыкой.
В юности Юон отличился в пристрастии к рисованию и В 17-летнем возрасте его родители направляют в художественное училище в Москве. Его первыми наставниками в данном заведении на то время были хорошо зарекомендовавшие себя в обществе художники: Константин Аполлонович Савицкий, Николай Алексеевич Касаткин, Абрам Ефимович Архипов, Валентин Александрович Серов.
Картины Юона стали привлекать внимание зрителей, еще на студенческих выставках и быстро раскупались. На деньги от продажи своих произведений, молодой человек мог посетить многие места в России, и даже некоторые европейские страны. Полотна художника выставлялись на всех крупных российских выставках.
О таланте молодого живописца появлялись многочисленные статьи в журналах по искусству, написанные известными критиками и искусствоведами. Юон также довольно часто выступал как искусствовед.
После получения диплома Юон стал преподавателем, и этой деятельности он посвятил всю жизнь. Его ученики, будущие знаменитые русские скульпторы Вера Мухина, Василий Алексеевич Ватагин и многие художники всегда тепло отзывались о своем учителе.
Константин Федорович создал работы в самых различных сферах искусства. Некоторое время писал тематические картины и портреты известных людей своего времени, но всегда возвращался к своему призванию – русскому пейзажу. Как и многие российские живописцы Юон применял в своих работах принципы известных французских импрессионистов, однако, не разрывая своей связи с традициями реализма.
К. Юона часто сравнивают с А. Рябушкиным и Б. Кустодиевым, в его полотнах также пронзительно сквозит чувство любви к русской старине. Когда-то в молодости при нем реставраторы начали очищать иконы и вдруг засияли необыкновенные краски. Этот момент навсегда остался в памяти Юона и во многом повлияет на его манеры письма.
Художник безмерно любил проявление всего красивого как в природе так и в жизни. Возможно, его чувство и понимание способствовало тому, что его картины были безупречны, показывающие настроение, вот вам ярко светит солнце, сверкает только что выпавший на землю снег, яркие наряды женщин, русские древние архитектурные памятники.
Судьба благоволила к Юону. Успех пришел к нему в молодости и закрепился с ним по жизни. Его почитали, награждали, он занимал руководящие должности. Печаль приносила размолвка на несколько лет с его отцом по причине женитьбы на простой деревенской девушке, с которой художник, как известно прожил много лет, другой жизненной неудачей была трагическая кончина его сына.
Одна из самых популярных в обществе картин Юона это "Купола и ласточки". Панорама написана художником с колокольни. Перед нами тихий летний вечер, солнышко уже завершает свой дневной путь, двигаясь все ближе к закату. Чувствуется разлитая вокруг благодать от сияния сверкающих в последних солнечных лучах множества куполов с позолоченными узорными крестами. Картина не только замечательна красотой пейзажа, но стоит особо отметить, что ее мотив был довольно смел для того времени, когда борьба с религией шла нешуточная.
К. Ф. Юон, имея особый дар, сумел по-особому взглянуть на древнерусскую архитектуру и неповторимую природу России. Юона влечет зодчество и архитектурные ансамбли, в них для него раскрывались беспредельные возможности для создания колоритных композиций.
С 1925 года Юон отдает предпочтение для работаты с «чистым» пейзажем, постепенно привнося в композиции некоторые его новшевства модные на то время. Персонажами его работ могут быть лыжники, современные крестьянские девушки.
В этих полотнах Юон акцентирует свое мироощущение реальной действительности с праздной стороны. Он безупречно отражает в картинах ослепительную белизну снега, неповторимый закат, молодую весеннюю зелень. Юон легко превращает скромный пейзаж в неповторимый, легко воспринимаемый зрителем сюжет, насыщенный своей поэтичностью и лирикой.
В картине под названием «Конец зимы. Полдень» перед нами обычный уголок Подмосковья. Вся композиция освещена яркими лучами весны. Воспетые в стихах русские березы и рыхловатый снег. У дома со склона, катаются на лыжах подростки, о чем то хлопочут куры, все это придает впечатление некоей «обжитости» и тепла. Этот мотив очень поэтичен и буквально заражает своей реалистической непосредственностью. Кажется, что автор ведомый какой то неведомой силой творил эту композицию, до чего же она реальна, сотворил все11 апреля, что видел. Данный сюжет здесь насыщен жизненностью, и восприятием так нам всем знакомым с самого детства.
До конца своих дней Юон работает с пейзажной темой, иногда уделяя особенно в последнее время внимание индустриализации («Московская окраина»).
Константин Федорович Юон скончался в 1958 году 11 апреля, когда ему было 82 года и похоронен в Москве.
www.art-portrets.ru