Яёи Кусама — художница в горошек. Яей кусама картины
Yayoi Kusama и ее миры в горошек – Ярмарка Мастеров
Случайно наткнувшись на работу Яёи Кусамы в интернете и прочитав, о ее непростой жизни — решила поделиться с вами информацией об этой удивительной женщине. Будущаяя художница родилась 22 марта 1929 года в японском городе Мацумото и была четвертым ребенком в семье. Властная мать предъявляла к ребенку завышенные требования и воспитывала дочь побоями и упреками, стараясь, чтобы Яёи все время оставалась под ее тотальным контролем. В 10 лет у девочки впервые случился приступ галлюцинаций: «Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась. Я знала, что должна бежать прочь, чтобы чары красных цветов не лишили меня жизни. Я в отчаянии побежала вверх по лестнице. Ступеньки стали разрушаться под моими ногами, и я упала с лестницы, повредив ногу».
По совету врача девочка занялась рисованием, и это стало отдушиной в ее жизни, поскольку только так она могла выражать себя и те образы, что приходили к ней. Яёи рисовала на полу, стенах, на предметах интерьера. Однако мать была категорически против увлечения дочери — уничтожала рисунки, выкидывала краски и жестко наказывала девочку, утверждая, что Яёи должна стать, как все нормальные женщины, домохозяйкой. Вопреки требованиям матери Яёи поступила в Киотскую муниципальную школу искусств, где сначала обучалась традиционной японской живописи «Нихонга», а затем перешла к абстрактным формам.
В 1957 году Яёи решила переехать в Америку. Мать бросила мне в лицо конверт с миллионом йен, сказав: «Вот тебе, и никогда больше не переступай порог этого дома», – рассказывает Яёй Кусама. Несмотря на то, что ее мать коллекционировала произведения искусства, она крайне неодобрительно отнеслась к занятию своей дочери.Яёи плохо знала английский, не имела связей в Америке, но была полна решимости заниматься любимым делом и никогда больше не возвращаться в Японию. Ее деятельность в тот период не ограничивалась рисованием картин, она создавала скульптуры из ткани в горошек, покрывала предметы интерьера и одежду мягкими отростками из ткани, строила инсталляции, часто используя в них округлые предметы, декорированные узором в горошек и зеркальные комнаты, создающие иллюзию бесконечного сюрреалистичного поля объектов, делала коллажи и фотоколлажи и сняла короткий авторский фильм.
В 1973 году из-за плохого состояния здоровья Яёи Кусама вынуждена была вернуться на родину. Консервативная Япония 70-х оказалась не готовой к эсцентричным работам Яёи Кусамы. Зато весьма благосклонно приняла ее стихи и сюрреалистичные шокирующие романы, героями которых зачастую были аутсайдеры. Один из ее романов получил престижную литературную премию.
Последние 38 лет Яёи Кусама живет и работает в студии, рядом с психиатрической клиникой, и находится под постоянным наблюдением врачей. За эти годы она создала около шестисот скульптур и инсталляций, тысячи картин, написала тринадцать книг стихов и прозы. Самые известные галереи мира устраивают ее ретроспективные выставки. В 2006 году она становится первой японской женщиной, награжденной Императорской Премией, вручаемой за достижения, международное влияние и духовное обогащение мирового сообщества в области искусства. В ноябре 2014 года её полотно «Белый №28» было продано на торгах Christie’s в Нью-Йорке за $7,3 млн. На сегодняшний день Яёи Кусама возглавляет рейтинг самых дорогих из ныне живущих художниц.
«Белый №28»
Яёи Кусама признана одним из лидеров американского авангардного движения и прародителем минимализма.
Кстати, несколько лет назад в Москве, в музее современного искусства "Гараж" прохолила выставка Яёи Кусамы "Теория бесконечности", мне, к сожалению, попасть на нее не удалось.
Сейчас художнице 87 ! Она продолжает активно работать и собирается отметить 65-летие творческой карьеры. Яёи утверждает, что не представляет своей жизни без работы и мечтает жить 200 или даже 300 лет – и все для того, чтобы творить.
«Мое искусство берет свое начало в моих галлюцинациях, которые только я могу видеть. Я перевожу галлюцинации и навязчивые образы, которые досаждают мне в картины и скульптуры. Все мои работы пастелью являются продуктами навязчивого невроза и, следовательно, неразрывно связаны с моей болезнью. Впрочем, я создаю что-то даже когда не вижу галлюцинаций». Яёи Кусама
www.livemaster.ru
Современное Искусство :: Яёи Кусама
Японская художница, скульптор, перфомансистка, а также писательница и поэтесса. Одна из самых влиятельных представительниц современного искусства, работавшая в разное время в жанрах поп-арта, ар брюта, сюрреализма, минимализма, коллажа.
Киото – Нью-Йорк
Яёи Кусама родилась 22 марта 1929 года в Мацумото, префектура Нагано. У неё было очень тяжёлое детство: властная и строгая мать предъявляла высочайшие требования и жестоко наказывала девочку за малейшую провинность, в том числе телесно. В результате уже к 10 годам у девочки начались серьёзные проблемы с психикой и галлюцинации. В юности Яёи страдала от депрессии, навязчивые мысли чуть было не довели её до суицида.
Отдушиной и настоящим спасением для Кусама стало рисование. Взять в руки кисти и краски ей посоветовал психиатр Нисимару Сихо. С самого начала излюбленным мотивом будущей художницы был узор в горошек – он часто виделся ей во время приступов галлюцинаций.
В 1948 году вопреки желаниям матери девушка поступила в Киотскую муниципальную школу искусств и ремёсел, чтобы стать профессиональной художницей. Там она изучала классическую японскую живопись «нихонга» (этим термином, возникшим в эпоху Мейдзи при правлении императора Муцухито, обозначают официально одобренный живописный жанр, ориентированный на многовековые традиции изобразительного искусства Японии), но продержалась всего один год. В начале 50-х Кусама обратилась к абстракционизму. Она начала покрывать холсты, предметы обихода, стены, полы, а вскоре и тела обнажённых ассистентов узорами в горошек. Художница называет эти навязчивые орнаменты «сетями бесконечности».
Позднее она вспоминала: «Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась». Живопись помогла художнице не только взять своё сознание под контроль, но и извлечь из болезни выгоду.
Самым главным художественным впечатлением юности для девушки стал сборник репродукций картин известной американской абстракционистки Джорджии О’Кифф. Работы настолько поразили её, что она раздобыла адрес художницы и написала ей письмо. Между ними завязалась переписка, и в результате Яёи приняла решение переехать в Соединённые Штаты. Мать отнеслась к этому решению с негодованием, несмотря на то, что сама увлекалась искусством и занималась коллекционированием. Однажды она бросила в лицо дочери конверт с деньгами и воскликнула: «Вот, и никогда больше не переступай порог этого дома!». В 1957 году Яёи Кусама прилетела в Нью-Йорк.
В Америке 27-летней Яёи пришлось нелегко: она едва говорила по-английски и не имела практически никаких связей, не считая подруги по переписке «О’Кифф-сан». С собой у неё было две сотни рисунков, которые она рассчитывала продать; старые работы она уничтожила, так как они хранили воспоминания о самом мрачном периоде её жизни. В том же 1957 году Кусама отправилась в Сиэттл. Там ей посчастливилось провести скромную выставку в Галерее Зоуи Дюсанн (Zoe Dusanne Gallery). Год спустя, последовав совету О’Кифф, художница приехала в Нью-Йорк.
В конце 50-х в стране правил бал абстрактный экспрессионизм, набирали оборот поп-арт и акционизм, нарождалась новая молодёжная протестная культура на смену битникам. В то же самое время, женщине, а тем более азиатке, пробиться было чрезвычайно трудно – почти невозможно. Кусама сняла квартиру без отопления, ей едва хватала денег на краски, а в холода она иногда вставала по ночам и рисовала, чтобы не замёрзнуть. Однажды девушке пришлось пронести картину, которая была выше её роста, через 40 кварталов Манхэттена – она наивно предлагала свою работу Музею Уитни и получила отказ.
Джорджия О’Кифф представила Кусаму арт-дилеру Эдит Хальперт, и та стала финансовой опорой художницы на ближайшие несколько лет. В 1959 году художница провела свою первую персональную выставку в Нью-Йорке в Галерее Брата (Brata Gallery). О ней высоко отозвался художник и критик из журнала ARTnet Дональд Джадд.
Шестидесятые
Кусама сблизилась с скульптором, режиссёром-сюрреалистом и поклонником её творчества Джозефом Корнеллом и стала частью пацифистски настроенной контркультуры – первого поколения хиппи. В 1962 году она стала единственной женщиной, включённой в экспозицию международной групповой выставки Nul (Zero), прошедшей в Амстердамском городском музее Стеделик. В ней участвовали такие выдающиеся европейцы, как Лучо Фонтана и Отто Пине.
Кусама стремительно заработала репутацию амбициозной и эксцентричной современной художницы и очень скоро стала одним из лидеров авангардизма. Она устраивала хеппенинги на Бруклинском мосту и в Центральном парке, организовывала художественные протестные акции против Вьетнамской войны. Время от времени художница шокировала нью-йоркских прохожих самодельными нарядами флюоресцентных цветов, японскими традиционными костюмами и безумными аксессуарами, например, шляпой, декорированной фаллосами, или зонтом, украшенным огромными цветами снаружи и внутри.
Её инсталляции и скульптуры тех лет не менее провокативны. Художница начала покрывать предметы фаллическими выступами. Одна из таких работ – Infinity Mirror Room – Phalli’s Field («Бесконечная зеркальная комната – фаллическое поле) 1965 года. Критики увидели в этих циклах пародию на патриархальный фаллоцентризм, а также размышления на тему сексуальности и идентичности. Сама художница признавалась, что испытывает страх перед гениталиями.
В 1966 году Кусама приняла неофициальное участие в Венецианской биеннале с инсталляцией Narcissus Garden («Сад Нарцисса»). «Сад» представлял собой небольшую лужайку, усеянную 1500 зеркальными шариками, над которыми возвышался транспарант «Your Narcisium [sic] for Sale» («Ваш нарциссизм [с орфографической ошибкой] на продажу»). Художницу не включили в программу фестиваля, и её инсталляция была своеобразным укором, насмешкой над снобизмом элиты. «Сад Нарцисса» расположился в непосредственной близости от входа в здание, где проходила биеннале, и Яёи пыталась продавать шарики по 1,200 лир за штуку (что эквивалентно двум долларам). Примечательно, что в этот день она намеренно облачилась в золотое кимоно с цветастым оби (поясом), тем самым подчёркивая и противопоставляя белым мужчинам свою инаковость, свою идентичность японской женщины. Через некоторое время художницу задержала полиция, однако её художественный жест привлёк внимание международной прессы.
В 1968 году Кусама снялась в короткометражном фильме Джуда Йелкута в роли самой себя Kusama’s Self-Obliteration («Самоуничтожение Кусамы»). Он был снят в Вудстоке, Нью-Йоркской колонии хиппи. Лента получила престижные награды на Четвёртом
Международном Соревновании Экспериментального Кино (Fourth International Explerimental Film Competition) в Бельгии и на Фестивале Энн Арбор (Ann Arbor Film Festival). В том же году Кусама организовала антивоенный перфоманс на Бруклинском мосту под названием Self-Obliteration. Anatomic Explosion-Anti-War («Самоуничтожение. Анатомический антивоенный взрыв»), для участия в котором пригласила представитель_ниц ЛГБТ. Художница украсила обнажённые тела протестующих фирменным узором. Парни подняли транспарант с названием перфоманса, а девушки встали посередине моста и поцеловались. Акция вызвала международный скандал; дело дошло до того, что в Киотской школе, где училась художница, потребовали вычеркнуть её имя из списка выдающихся выпускников. На родине к Кусаме относились крайне негативно и называли «бесстыдницей».
Самоуничтожение стало одной из ключевых концепций творчества Кусамы, термин «self-obliteration» стал чем-то вроде слогана и наименованием целой серии представлений. Оно не имеет ничего общего с буддизмом, как это может показаться на первый взгляд. В интервью 1994 года художница пояснила, что её «самоуничтожение» восходит к понятию eigō kaiki (дословно – «вечное повторение»). Её излюбленный мотив – бесконечно повторяющийся горошек – является визуальным воплощением eigō kaiki.
За акцией на Бруклинском мосту последовали протестное выступление перед зданием Фондовой биржи, которую сегодня рассматривают как предтечу движения «Оккупируй Уолл Стрит», ритуальное сожжение советского флага в знак протеста против вторжения в Чехословакию и один из наиболее выдающихся перфомансов Кусамы – «Гомосексуальная свадьба». Специально для импровизированной церемонии художница создала авангардное платье: по её замыслу в нём должны поместиться сразу два человека.
Богатый на события 1968 год ознаменовался ещё и открытием корнера модного бренда Kusama Fashion Company Ltd. в универмаге Bloomingdales.
24 августа 1969 года Кусама устроила хеппенинг в Скульптурном саду Музея современного искусства в Нью-Йорке. Он назывался «Великая оргия для пробуждения мёртвых в МОМА» (Grand Orgy to Awaken the Dead at the MOMA), в пресс-релизе говорилось: «В музее ты можешь раздеться в хорошей компании: Ренуар, Майоль, Джакометти, Пикассо». Восемь моделей Кусамы сняли одежду и начали позировать в фонтане, изображая скульптуры. Фотографии перфоманса оказались на обложке номера Daily News, вышедшего на следующий день.
После очередного вызывающего перфоманса Кусама была арестована по обвинению в непристойном поведении. В тюрьме произошёл любопытный случай: один из служащих признался в своей глубочайшей симпатии художнице. Большой поклонник её творчества, он, будучи не в силах помочь девушке, принёс ей в камеру большой торт. Позже задержанная из соседней камеры попросила Аёи пригласить её для участия в каком-нибудь перфомансе.
Творческие принципы
Яёи Кусама пробовала себя в самых разных жанрах и областях искусства и на определённом этапе остановилась на фотографии. Она создавала коллажи, в которых использовала, среди прочих, собственные портреты. Шила авангардную одежду и занималась дизайном. Изготовляла так называемые «мягкие скульптуры». Однако основным способом самовыражения оставались инсталляции и всевозможные акции.
В 1959 году американский художник, критик и теоретик искусства Ален Кэпроу впервые употребил термин «хеппенинг». Кусама контактировала с Кэпроу в период с 1964 по 1966 гг. В 1966 году после выхода книги Кэпроу «Ассамбляжи, энвайронменты и хеппенинги» она начала называть свои перфомансы хеппенингами, однако, заимствуя этот термин, она не подразумевала какой-либо связи с художником – он не оказал на неё особенного влияния. Художница придумывала разнообразные наименования: «nacked perfomance» («голый перфоманс»), «body festival» («фестиваль тела») и т.п. Слово «хеппенинг» применялось для указания на элемент неожиданности.
Если ранние выступления художницы отличались спонтанностью и были плохо задокументированы, во второй половине 60-х она начала распространять флаеры и выпускать пресс-релизы. В одной из листовок, анонсирующих хеппенинг «Self-obliteration, an Audio-Visual-Light Perfomance» («Самоуничтожение, Аудиовизуальный светоперфоманс»), содержался такой комментарий: «в ходе перфоманса Кусама уничтожит окружающую среду, бикини-моделей и себя. Все должны прийти в одежде в горошек для танцевальной вечеринки в горошек». Другой флаер призывал: «Стань единым целым с вечностью. Уничтожь свою личность. Стань частью окружения. Забудь себя. Самоуничтожение – единственный выход». Хеппенинг прошёл в форме вечеринки, во время которой участники, стены и все находящиеся в помещении предметы были украшены узорами в горошек, нарисованными флюоресцентными красками. Собравшиеся танцевали под Joe Jones and the Tone Deaf Music Co. – проект андерграундного музыканта Джо Джонса, участника авангардистского течения Флуксус.
Кусама сдружилась с художником Дональдом Джаддом и скульптором Евой Гессе, представителями поп-арта и минимализма соответственно. Их студии располагались в одном и том же здании. Кусаму, в связи с особенностями её стиля и кругом общения, провозгласили одним из лидеров поп-арта. Однако Яёи, несмотря на свои симпатии современникам из Европы, критически относилась к американскому поп-арту как «национальному стилю Америки». Её также отталкивала его серийность и бездушность. Что действительно роднило Кусаму с поп-артом, так это спокойное отношение к поп-культуре и отсутствие брезгливости по отношению к массовой продукции. «Искусство должно быть размещено по соседству с супермаркетами, чтобы привлечь людей, не имеющих отношения к творческой элите», – говорила она. Её привлекали идея свободной любви (хотя саму себя она чаще относила к асексуал_кам), анархизм, пацифизм, нудизм и психоделия.
Кусама оказала большое влияние на Энди Уорхолла, чего «отец поп-арта», впрочем, не признавал. В начале нулевых Кусама обвинила его в плагиате. «Когда Энди оклеил потолок и стены в Галерее Лео Кастелли (Leo Castelli Gallery) шелкотрафаретными постерами с изображениями коровьей морды, это было просто апроприацией или имитацией моего "Шоу тысячи лодок"», – заявила она. То «шоу» состоялось в декабре 1963-го – это была инсталляция с лодкой, обшитой фаллическими наростами. Лодка располагалась в помещении, оклеенном чёрно-белыми фотографиями с её изображением. Когда Уорхолл увидел инсталляцию, он закричал: «Яёи, что это? Фантастика!». В подражании был также уличён художник Клас Ольденбург – притом настолько откровенном, что его супруга извинилась перед Кусамой. «Когда я отправилась посмотреть новые работы Ольденбурга, и ими оказались мягкие скульптуры на разные темы, его жена Пэт отвела меня в сторону и сказала: "Яёи, прости нас!"» – вспоминает художница.
Стоит отметить, что на определённом этапе Кусама была популярнее Уорхолла и регулярно мелькала на обложках ведущих газет (а также выпускала собственную – «Оргию Кусамы»). В 1968 году она вызвала ажиотаж, написав открытое письмо Ричарду Никсону с предложением переспать с ней при условии, что он остановит войну во Вьетнаме. «Давайте забудемся, – написала она, – и станем едины с Абсолютом, вместе, обнажённые». Президент, разумеется, отказался.
Эндрю Соломон, критик журнала «Артфорум», утверждал, что в тот период Кусаме стало сложно различать свои истинные желания и те, что диктовала потребность в самопиаре. «Она не могла понять, где заканчивалась её болезнь и начинался сконструированный имидж», – писал он. Художница же заявляла, что публичность жизненно необходима для её работы, поскольку позволяет наладить общение с максимально возможным количеством людей.
Забвение и возвращение
Несмотря на славу и плодотворную работу, Кусама постоянно была стеснена в средствах, поскольку не зарабатывала творчеством – основными источниками доходов на тот момент были её журнал и магазин. В 1972 году скончался её ближайший друг Джозеф Корнелл, что стало для неё тяжёлой утратой.
В 1973 в связи с резко ухудшившимся состоянием здоровья Кусама вернулась в Японию. Врачи обнаружили у неё диффузный зоб и миому матки. После выздоровления художница стала арт-дилером и занялась продажей работ западных художников. Однако нефтяной кризис 1973-го и последующая за ним рецессия фактически уничтожили японский арт-рынок, и карьера Яёи оказалась разрушена, едва начавшись.
Начиная с марта 1977 года, женщина становится постоянным резидентом клиники Сейва (Seiwa), куда её поместили по собственному желанию в связи с синдромом навязчивых состояний. О художнице забыли до конца 80-х годов. Однако даже в клинике она продолжала заниматься творчеством и увлеклась писательством. Она издала целый ряд поэтических сборников и романов, некоторые из которых завоевали престижные награды. Так, роман «The Hustlers Grotto of Christopher Street» получил премию Tenth Literary Award от журнала Yasei Jidai в номинации «дебютирующий писатель». Кусаме позволили открыть собственную мастерскую в непосредственной близости от психиатрической лечебницы и назначили нескольких помощников.
В 1989 году Нью-Йоркский Центр международного современного искусства (Center for International Contemporary Arts) провёл ретроспективную выставку Яёи Кусамы, вызвавшую оживлённый интерес публики.
90-е годы стали периодом настоящего триумфа. Кусама трижды удостаивалась чести представлять Японию на Венецианской биеннале – в 1993, 1998 и 1999 годах. Выставки художницы стали открываться одна за другой по всему миру. В 1994 году она украсила станцию метро в Лиссабоне. К началу нулевых Кусама – обладательница множества престижнейших наград в области искусства и литературы, в 2006 она стала первой женщиной Японии, получившей Императорскую премию.
В 2008 году одна из её работ, живописное полотно «Абстракция №2», была продана на аукционе Christie’s за 5,1 миллиона долларов, что является рекордом для ныне живущей женщины-художницы.
Сегодня 85-летняя Яёи Кусама добровольно живёт в Токийской клинике для душевнобольных и продолжает заниматься живописью в студии, расположенной возле лечебницы. Она признаётся, что хотела бы жить 200 или 300 лет только для того, чтобы продолжать рисовать. В одном из интервью она также отметила, что не хочет избавления от своей болезни, но использует её в качестве источника вдохновения. Кусама также подчёркивает, что не хочет считаться сугубо японской художницей, не хочет, чтобы её сравнивали с коммерчески успешными художниками вроде Йошимото Нары или Такаши Мураками. «Подобное японское искусство относится к культуре кавайи [яп. «милый»]», – говорит она, – я никогда не считала своё творчество «кавайным». Я не хочу, чтобы меня рассматривали в качестве японской художницы. Я хочу свободно заниматься искусством в интернациональном контексте».
sovremennoe-iskusstvo.ru
Принцесса в горошек Yayoi Kusama.
Яёй Кусама (Yayoi Kusama) японская художница. Её живопись, коллажи, мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции разделяют одержимость повтором, узорами, аккумуляцией. Она является также писательницей и поэтессой, создала заметные работы в кино и дизайне одежды. Страдает психическими заболеваниями. 12 ноября 2008 на аукционе Кристи её работа была продана за $5100000, рекорд для живущей женщины-художника.«Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась.»
Яёи Кусама (Yayoi Kusama) родилась в 1929 году в г. Мацумото, префектура Нагано, Япония. Властная и строгая мать предъявляла к ребенку завышенные требования и воспитывала дочь побоями и упреками, стараясь чтобы Яёи все время оставалась под ее тотальным контролем. В подобной обстановке с десятилетнего возраста лет у Яёи стали возникать различные видения, центральным мотивом которых были различные повторяющиеся узоры, основным из которых был узор в горошек. По совету своего врача девочка занялась рисованием, и это стало отдушиной в ее жизни, поскольку только так она могла выплеснуть из себя те образы, что приходили к ней.
Вопреки требованиям матери Яёи поступила в Киотскую муниципальную школу искусств и ремесел, где сначала обучалась традиционной строгой японской живописи «Нихонга», а затем перешла к абстрактным формам. Она стала рисовать миниатюрные работы по мотивам своих видений на бумаге пастелью, гуашью, чернилами. За пять лет было создано более тысячи подобных картин.
Однажды Яёи наткнулась на репродукции картин американской художницы Джорджии О’Кифф и они так потрясли ее, что она раздобыла почтовый адрес художницы и, не надеясь на ответ, отправила письмо. После продолжительной переписки Яёи решила уехать в США, подальше от жестокой матери и консервативного общества японских художников.
В 1957 году Яёи Кусама прилетела в Нью-Йорк. Она плохо знала английский, не имела никаких связей в Америке, но была полна решимости заниматься своим любимым делом и никогда больше не возвращаться в Японию. В США в то время наиболее популярными направлениями были: абстракционизм, акционизм и поп-арт, и Яёи быстро завоевала репутацию лидера этого авангардного движения. Ее деятельность в тот период не ограничивалась рисованием картин, она создавала скульптуры из ткани в горошек, покрывала предметы интерьера и одежду мягкими отростками из ткани, строила инсталляции, часто используя в них округлые предметы, декорированные узором в горошек и зеркальные комнаты, создающие иллюзию бесконечного сюрреалистичного поля объектов, делала коллажи и фотоколлажи и сняла короткий авторский фильм. Но наиболее яркими и запоминающимися были ее перформансы, ставшие частью культуры протеста бурных 60-х годов. Она ходила по магазинам в созданной ею одежде, организовывала “Фестивали тела”, во время которых рисовала на обнаженных телах друзей и приглашенных актеров свои любимые цветные точки, устраивала публичные хэппенинги на Нью-Йоркской фондовой бирже и в Центральном парке Музея современного искусства. Основной лозунг ее творчества был – Love forever. Яёи работала очень продуктивно и даже была довольно известна, однако финансового процветания так и не смогла достичь.Яёй Кусама выставлялась с Класом Олденбургом, Энди Уорхолом, Джаспером Джонсом.
Яёи Кусамо 1967 Лошадиные игры Вудсток Нью-Йорк.jpg
В 1973 году из-за плохого состояния здоровья Яёи Кусама вынуждена была вернуться в Японию, где впоследствии была госпитализирована с неврозом навязчивых состояний. В своей родной стране она написала несколько шокирующих сюрреалистичных книг, и один из ее романов получил престижную литературную премию
После того, как Яёи покинула Нью-Йорк, она была практически забыта как художник до начала 90-х годов, когда несколько ретроспектив ее творчества и участие в Венецианском бьеннале в 1993 году возродили международный интерес к ней. В 2006 году она стала первой японской женщиной, получившей Императорскую Премию — награду, которая вручается в Японии деятелям искусства за их достижения, и влияние, которое они оказали своим искусством на духовное развитие всего мирового сообщества. В 2008 году на аукционе Кристи одна из её работ была продана за более чем пять миллионов долларов, благодаря чему Яёи стала самой дорогой из современных художниц. В 2009 году к 80-летию Яёи Кусамы были открыты персональные экспозиции в Сиднейском музее современного искусства и в нескольких широко известных частных галереях.
В настоящее время вот уже более тридцати лет художница живет рядом с психиатрической лечебницей, находясь под постоянным наблюдением врачей, в кондоминиуме переоборудованном под студию. Однако она продолжает творить, не смотря ни на что. Как говорит про себя Яёи, она не представляет себе жизни без работы, и мечтает жить двести или даже триста лет — и все для того, чтобы творить.
Официальный сайт Яёи КусамаСтатья Александра Загурного
katia-lexx.livejournal.com
Яёи Кусама - путь художника
Статья Александра Загурного
"Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась."
Яёи Кусама (Yayoi Kusama) родилась в 1929 году в г. Мацумото, префектура Нагано, Япония. Властная и строгая мать предъявляла к ребенку завышенные требования и воспитывала дочь побоями и упреками, стараясь чтобы Яёи все время оставалась под ее тотальным контролем. В подобной обстановке с десятилетнего возраста лет у Яёи стали возникать различные видения, центральным мотивом которых были различные повторяющиеся узоры, основным из которых был узор в горошек.
По совету своего врача девочка занялась рисованием, и это стало отдушиной в ее жизни, поскольку только так она могла выражать себя и те образы, что приходили к ней. Однако мать была категорически против увлечения дочери. Вопреки требованиям матери Яёи поступила в Киотскую муниципальную школу искусств и ремесел, где сначала обучалась традиционной строгой японской живописи «Нихонга», а затем перешла к абстрактным формам.
Она стала рисовать миниатюрные работы по мотивам своих видений на бумаге пастелью, гуашью, чернилами.
За пять лет было создано более тысячи подобных картин. Однажды Яёи наткнулась на репродукции картин американской художницы Джорджии О’Кифф и они так потрясли ее, что она раздобыла почтовый адрес художницы и, не надеясь на ответ, отправила письмо. После продолжительной переписки Яёи решила уехать в США, подальше от жестокой матери и консервативного общества японских художников.
В 1957 году Яёи Кусама прилетела в Нью-Йорк. Она плохо знала английский, не имела никаких связей в Америке, но была полна решимости заниматься своим любимым делом и никогда больше не возвращаться в Японию. В США в то время наиболее популярными направлениями были: абстракционизм, акционизм и поп-арт, и Яёи быстро завоевала репутацию лидера этого авангардного движения.
Ее деятельность в тот период не ограничивалась рисованием картин, она создавала скульптуры из ткани в горошек, покрывала предметы интерьера и одежду мягкими отростками из ткани, строила инсталляции, часто используя в них округлые предметы, декорированные узором в горошек и зеркальные комнаты, создающие иллюзию бесконечного сюрреалистичного поля объектов, делала коллажи и фотоколлажи и сняла короткий авторский фильм.
Но наиболее яркими и запоминающимися были ее перформансы, ставшие частью культуры протеста бурных 60-х годов. Она ходила по магазинам в созданной ею одежде, организовывала “Фестивали тела”, во время которых рисовала на обнаженных телах друзей и приглашенных актеров свои любимые цветные точки, устраивала публичные хэппенинги на Нью-Йоркской фондовой бирже и в Центральном парке Музея современного искусства.
Основной лозунг ее творчества был - Love forever. Яёи работала очень продуктивно и даже была довольно известна, однако финансового процветания так и не смогла достичь. В 1973 году из-за плохого состояния здоровья Яёи Кусама вынуждена была вернуться в Японию, где впоследствии была госпитализирована с неврозом навязчивых состояний. В своей родной стране она написала несколько шокирующих сюрреалистичных книг, и один из ее романов получил престижную литературную премию.
После того, как Яёи покинула Нью-Йорк, она была практически забыта как художник до начала 90-х годов, когда несколько ретроспектив ее творчества и участие в Венецианском бьеннале в 1993 году возродили международный интерес к ней.
В 2006 году она стала первой японской женщиной, получившей Императорскую Премию — награду, которая вручается в Японии деятелям искусства за их достижения, и влияние, которое они оказали своим искусством на духовное развитие всего мирового сообщества. В 2008 году на аукционе Кристи одна из её работ была продана за более чем пять миллионов долларов, благодаря чему Яёи стала самой дорогой из современных художниц. В 2009 году к 80-летию Яёи Кусамы были открыты персональные экспозиции в Сиднейском музее современного искусства и в нескольких широко известных частных галереях.
В настоящее время вот уже более тридцати лет художница живет рядом с психиатрической лечебницей, находясь под постоянным наблюдением врачей, в кондоминиуме переоборудованном под студию. Однако она продолжает творить, не смотря ни на что. Как говорит про себя Яёи, она не представляет себе жизни без работы, и мечтает жить двести или даже триста лет — и все для того, чтобы творить.
Официальный сайт Яёи Кусама
vseedino.ru
Кусама Яёи – сумасшедший гений
Опубликовано Дмитрий в Арт | Нет комментариев
Готовится выставка японской художницы Яёи Кусама (Yayoi Kusama) в Лондоне, спонсором которой станет дом моды Louis Vuitton. Ретроспектива работ будет проходить в музее Tate Modern, открытие намечено на 9 февраля 2012 года. Будут представлены скульптуры, инсталляции, картины. Ценители смогут увидеть одну из последних работ Яёи Infinity Mirrored Room — Filled with the Brilliance of Life (комната, отражающая бесконечность) – комнату с огромными зеркалами. На выставке будет продаваться автобиография Кусамы, впервые переведенная на английский.
Яёи Кусама родилась 22 марта 1929 года в японском городе Мацумото. С детства страдала психическими отклонениями. Училась всего год в Киото в Школе искусств и ремесел. В 1957 году переезжает в Нью-Йорк. Амбициозность девушки не знала преград. Для создания имени Яеи пользовалась историей своей психической болезни. Яркий имидж позволил ей занять позицию лидера авангардного движения в США, она не раз организовывала хэппенинги в Central Park в протест войны во Вьетнаме. В Америке Яёи очень плодотворно работала, но состояние здоровья не позволило ей остаться здесь надолго, в 1973 году она возвращается в Японию, где живет и создает свои работы по сей день.
Фирменным знаком в творчестве Яёи стал рисунок в горошек, «поля бесконечности», который взят художницей из собственных галлюцинаций. Горошек используется во всех без исключения работах художницы. В инсталляции «Infinity Mirror Room — Phalli’s Field»(1965) включены фаллические элементы, покрытые горошками, окруженные зеркалами. Фаллические символы использовались художницей так же для покрытия различных предметов: лестниц, стульев, столов, диванов. Кусама работала над коллажами, состоящими из фото ее инсталляций, картин и объектов.
Художница была забыта до 90-х годов, но в 1993 представила Японию на Венецианском биеннале. Это вернуло ей былую популярность. В ноябре 2008 года одна из работ Яёи была продана на аукционе Кристи за $5100000, что является абсолютным рекордом для женского творчества.
Яёи Кусама поражает воображение своим необычным, но столь притягательным талантом. В ее работах сочетается детская непосредственность с психоделическими мотивами. Это переносит нас в чудесный мир, который принадлежит только воображению волшебницы Яёи из страны Восходящего Солнца.
actual-art.ru
Яёи Кусама: психоделический горошек | Artifex.ru
Увидеть окружающую действительность совершенно новым взглядом. Раскрыть новые грани повседневности и рутины. Раскрасить привычную и тоскливую жизнь. Так это делает художница из Страны восходящего солнца — 86-летняя Яёи Кусама (Yayoi Kusama). Она большая любительница ярких париков, вызывающей одежды и всеобщего внимания.
Экстравагантная японка потрясает человеческое воображение своим столь необычным, но таким притягательным талантом. За полувековую карьеру она успела организовать скандальные антивоенные демонстрации, в которых активно принимала участие, устроить яркие и неоднозначные перформансы и подружиться с Энди Уорхолом. А ее девиз по сей день звучит так: Love Forever. Он точно передает бунтарское американское настроение 60-х.
У художницы были сложные детские годы. Ее развитием и воспитанием занималась строгая, властолюбивая и требовательная мать. Она часто наказывала ребенка за малейшее непослушание, в том числе и физическим образом. В результате чего к десяти годам у девочки серьезно пострадала психика: начались галлюцинации и разнообразные видения, которые чуть было не довели ее до суицида. Чтобы как-то сгладить беспокойное состояние, психиатр порекомендовал ей регулярно заниматься рисованием. Первоначально любимым орнаментом юной Яёй был горошек, пришедший к ней из собственных галлюцинаций.
«Как-то раз я смотрела на скатерть в красный горошек и вдруг увидела, что и потолок, и подоконник, и стены комнаты, и мое тело — вся Вселенная — покрыты этим красным горошком. Мне захотелось превратиться в ничто. Живопись стала единственным спасением», — вспоминает Яёи.
Выбирая достаточно значимое место для творческого развития, в 28 лет Яёи перебралась в город широчайших возможностей – Нью-Йорк. И быстро стала там популярной фигурой среди авангардного движения. Она совсем не стеснялась своего психического расстройства и при разговорах часто упоминала о нём. Это сыграло немалую роль в продвижении ее яркого стиля и творчества. Отличительной и узнаваемой чертой стал орнамент в горошек, знакомый ей с детства. Художница разрисовывала этим горошком все что можно, выплескивая краску за пределы холста. Двери, окна, полы, мебель, животные – горох повсюду!
В центре города она устраивала художественные хэппенинги и антивоенные перформансы. Яёи привлекала внимание нью-йоркцев собственноручно сделанными нарядами, раскрашенными флюрной краской, японскими традиционными одеждами и сумасшедшими аксессуарами.
Амбициозная Кусама много трудилась, а ее противоестественное визуальное восприятие вызывало интерес среди коллекционеров и ценителей искусства. Но в связи с ухудшением психического здоровья, в 1973 году она была вынуждена срочно вернуться в родной Токио. Где и сейчас, в преклонные годы, творит и радует преданных поклонников новыми трудами. Яёи по своему желанию сейчас проживает в психиатрической клинике, а ее творческая студия находится в шаговой доступности. Она по-прежнему убеждена, что лучшее лекарство для неё – живопись и искусство.
Особенный психоделический мир и бесконечное количество одинаковых круглых обличий делают границы между реальностью и иллюзией едва различимыми. Работы Яёи переносят в таинственный и гипнотизирующий мир, принадлежащий только ее воображению. А может, стоит и на себя примерить видение художницы? Каково это вообще — заблудиться в бесконечности?
После достаточно большого перерыва у Кусамы успешно прошло много персональных выставок и больших ретроспектив. Они вернули ей международную известность и сделали популярной персоной в современном искусстве.
Не так давно в московском Музее современного искусства «Гараж» прошла выставка «Яёи Кусама: теория бесконечности». На ней можно было увидеть чудеса изменения восприятия. Выставка включала в себя две работы-инсталляции художницы. Первая — «Бесконечная зеркальная комната» — представляла собой темное помещение с зеркальными стенами, полом и потолком. Оно было заполнено огромным количеством мерцающих частиц, которые отражались в зеркалах и, казалось, были повсюду. Работа пробуждала в посетителях необычное чувство: безмерности и необъятности пространства. Второе произведение — «Указатель в бесконечное пространство» — представляло собой комнату со своеобразным красным ландшафтом. Она была разрисована белым горошком, который изменял привычные пространственные ориентиры посетителей.
Яёи за свою долгую творческую карьеру создала около 50 произведений. А её работа «Абстракция №2» была продана за 5100000$, что сделало экстравагантную японку одной из самых дорогих из ныне живущих женщин-художников.
Яёи говорит, что искусство, в первую очередь, должно приносить удовольствие и радовать окружающих, а тревоги превращать в чудесные «поля бесконечности».
artifex.ru
Яёи Кусама — художница в горошек — Art Travel Blog
Благодаря оригинальному почерку и нестандартному взгляду на искусство, творчество японской художницы Яёи Кусама (Yayoi Kusama) получило широкую известность во всем мире. Ее особой фишкой и легко узнаваемым фирменным знаком являются яркие картины, скульптуры, коллажи и инсталляции в горошек.
Яёи Кусама родилась в 1929–м году в Мацумото, Япония. С самого детства она страдала психическими расстройствами, Яёи преследовали галлюцинации и навязчивые мысли, узоры в горошек были частью её видений. Психиатры посоветовали заняться арт–терапией и девочка начала заниматься рисованием. Со временем искусство стало полностью поглотило Яёи и она решила посвятить ему свою жизнь.
В 1948–м Яёи Кусама около года проучилась в киотской Школе искусств и ремёсел. Уже в 1957–м решила покинуть родину и переехать в Нью–Йорк, где очень быстро стала признанным лидером авангардного искусства.
С середины 70–х годов и по сей день Яёи Кусама добровольно живет в токийской клинике для душевно больных. Она по–прежнему продолжает заниматься искусством. Неподалеку от клиники находится ее частная студия, где она создает свои яркие работы. Знаменитый горошек стал популярным брендом, художница выпустила целую коллекцию модной одежды и аксессуаров в горошек.
В 1993, в 1998 и 1999 годах Яёи Кусама представляла Японию на Венецианском биеннале. В 2008 году на знаменитом аукционе Кристи одна из ее работ была продана за 5,1 млн. долларов, что является рекордом для живущей женщины–художницы. Яёи Кусама настоящая легенда поп–арта. Ее работа и сейчас пользуются популярностью не только в Японии, но и далеко за ее пределами.
Еще вам обязательно понравятся цветочные акварели другой современной японской художницы - Ибараги Йосиюки, с творчеством которой вы можете познакомиться здесь.
Читайте так же в блоге:
arttravelblog.ru