Петров-Водкин: биография художника. Водкин художник картины


Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Биография Петрова-Водкина 

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – великий русский художник. Родился в Хвалынске, что на Волге в 1878 году. К первому творчеству его подтолкнули два иконописца, за работой которых он следил ещё в училище. Скоро Петров-Водкин станет известным художником, карьера которого будет стремительно расти. Его картины станут настолько востребованы в мире, где постоянный дефицит талантов, что из своего Хвалынска он переберётся в такие центры мирового искусства, как Москва, Петербург, Мюнхен, Рим, Париж.

До конца жизни Петров-Водкин был благодарен своему учителю Ф. Е. Бурову, который и научил его рисовать по-настоящему. Кроме того, художник учился в училище технического рисования, что в Петербурге, а так же в Московском училище живописи, в последнем он рисовал свои картины в мастерской  Серова.

Самые известные картины этого живописца — это Играющие мальчики и Купание красного коня, но мало кто знает, что первая картина, которая поразила общественность, была — Сон. На создание этих работ повлияло творчество Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова.

Сталинское время навязало русскому народу свои принципы, в которых не было места символизму великого русского художника Петрова-Водкина. Поэтому на некоторое время его картины были позабыты миром искусства. Заново открывать работы мастера стали только к середине 1960-х.

Картины Петрова-Водкина

 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Африканский мальчик 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Берег 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Бокал и лимон 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Цыганки 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Девочка с куклой 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Девочка в лесу 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Девочка за партой 

Девушка в саду

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Девушка в сарафане 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Девушки на Волге 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Дочь художника 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Дочь рыбака 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Две девушки 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Фантазия 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Голова юноши 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Жаждущий воин 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Женский портрет 

Кадуша

Кафе

Купание красного коня 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Мальчики 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Мать 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Материнство 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Негритянка 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Париж 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Первая демонстрация 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Первые шаги 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Поцелуй 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Портрет Ахматовой 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Портрет жены 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Портрет Ленина 

Портрет Мстиславского

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

После боя 

Пушкин в Петербурге

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Рабочие 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Работница 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Самарканд 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Скрипка 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Смерть комиссара 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Сон 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Тревога 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

У окна 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Вакханка 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Вася 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

В детской 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Весна 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Весна в деревне 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Виноград 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

В Петрограде 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

В Шувалове 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

За самоваром 

Петров-Водкин картины. Великий русский художник

Землетрясение в Крыму 

 

 

Сделайте себе подарок шарж на заказ. Закажите свой собственный шарж по фотографии, либо шарж молодожёнам или другу на день рождения. Качество и самый скорый срок исполнения по самым демократичнным ценам гарантируются.

art-assorty.ru

Кузьма Петров-Водкин – биография, фото, личная жизнь, картины, смерть

Кузьма Петров-Водкин: биография

Кузьму Петрова-Водкина, художника, творившего на стыке двух эпох, современники называли «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее». Полотна живописца не только отражали настоящее, но и пророчили грядущее. А еще – вызывали яростные споры поклонников и критиков. Первые говорили о гениальности, самобытности и глубоком символизме, другие – что лучше бы Петрову-Водкину, как и намеревался, работать на железной дороге или продолжить семейное дело и стать сапожником.

Детство

Родился будущий живописец на севере Саратовской области, в городке Хвалынске, расположившемся на правом берегу Волги. Семья Петровых-Водкиных «прославилась» своим предком, любителем «беленькой» Петром. Дед Кузьмы во хмелю зарезал кроильным ножом супругу, а спустя несколько часов и сам скончался. С тех пор детей Петра называли то Петровыми, то Водкиными.

Автопортрет Кузьмы Петрова-ВодкинаАвтопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Художнику досталась в «наследство» двойная фамилия, не слишком почетная и напоминающая о семейной трагедии. Отец живописца, Сергей Петрович, получив «прививку» от пагубного пристрастия, был абсолютным трезвенником и лучшим в городе сапожником.

Творческое начало в Кузьме родные отметили в детстве. Мальчик так правдоподобно рассказывал небылицы, что слушатели поневоле верили. Тяга к рисованию тоже проявилась в ранние годы. Первой поклонницей творчества внука оказалась бабушка Арина. Пейзаж, нарисованный Кузьмой масляными красками на куске жести, женщина одобрила и украсила им могилу деда Федора.

Фото Кузьмы Петрова-ВодкинаФото Кузьмы Петрова-Водкина

Вторая «картина» Петрова-Водкина тоже украсила кладбищенское надгробие. В этот раз – в благодарность за спасенную жизнь. Кузьма купался в Волге, но заплыл слишком далеко и, выбившись из сил, начал тонуть. Спас мальчика перевозчик Илья Захаров, успевший подплыть на лодке.

Спустя неделю Захаров, спасая очередную жертву волн, утонул сам. Нарисованная на жестяной пластине Волга с маленькой лодкой перевозчика и головами тонущих, посвященная погибшему спасателю, – первое «тематическое» полотно живописца.

Портрет матери Кузьмы Петрова-ВодкинаПортрет матери Кузьмы Петрова-Водкина

Учился Кузьма Петров-Водкин в 4-классном училище. Там познакомился с иконописцами и попытался повторить увиденное. Первую работу не одобрил священник: уж очень приземленной оказалась Богородица, напоминавшая обуреваемую земными страстями деревенскую бабу.

В 1893 году, окончив училище, Петров-Водкин поехал в Самару, чтобы продолжить образование и получить специальность железнодорожника. Экзамены Кузьма провалил, но не растерялся и поступил в школу живописца Федора Бурова. Через 2 года Федор Емельянович умер, учеников распустили. 15-летний живописец вернулся домой.

Автопортрет Кузьмы Петрова-ВодкинаАвтопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Путь к художественному Олимпу сыну открыла мама, горничная в купеческом доме Казариных. Она показала работы Кузьмы прибывшему по приглашению хозяев архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Пораженный талантом мальчика, архитектор повез юного живописца в Петербург и помог с поступлением в училище технического рисования Штиглица.

Меценатами и спонсорами одаренного земляка стали купцы Казарины. Они оплачивали квартиру и учебу Кузьмы.

Живопись

В Петербурге творческая биография живописца стремительно развивается. Полученный в Хвалынске опыт иконописи пригодился: Петров-Водкин создал эскиз Богородицы с младенцем для церковной апсиды Ортопедического института. Чтобы перевести эскиз иконы в керамику, художник отправился в Англию, на фабрику. Панно в майолике сохранилось до наших дней.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Вакханка»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Вакханка»

В 1987-м Кузьма Петров-Водкин перебрался в Москву, где стал студентом училища живописи, ваяния и зодчества. Учился под началом Валентина Серова. В 1900 году трудился на заводе по изготовлению керамики в подмосковном селе Всехсвятском. Училище окончил в 1905-м.

С детства склонный к авантюрам и приключениям молодой человек мечтал побывать в Европе, но денег на путешествие не было. Помог случай. В столичной газете Кузьма Петров-Водкин увидел объявление о том, что рискнувшему преодолеть путь от Москвы до Парижа на велосипеде спонсор оплатит дальнейшее путешествие по городам Европы.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Девушки на Волге»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Девушки на Волге»

Молодой художник уговорил приятеля составить компанию и отправился в путь. Дотянули до Германии, на дальнейшую дорогу сил не хватило. В Мюнхене русскому живописцу повезло: друзья собрали деньги для оплаты двухмесячной учебы в школе Антона Ашбе, где в свое время совершенствовали мастерство Иван Билибин, Игорь Грабарь и Василий Кандинский.

Мечта побродить по парижским улицам осуществилась в 1905-м. Три года Петров-Водкин брал уроки в частных художественных академиях. В эти годы побывал в Италии и Северной Африке, вдохновившей на полотна «Семья кочевников», «Африканский мальчик», «Кафе». Через год после возвращения в Россию, в 1909-м, состоялась первая персональная выставка живописца.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Сон»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Сон»

В 1910 году Петров-Водкин подарил миру картину «Сон», вызвавшую бурную дискуссию и скандал в обществе. На полотне изображены обнаженные женщины, разглядывавшие спящего голого мужчину. Илья Репин откликнулся на работу разгромной рецензией в газете, зато Александр Бенуа назвал «Сон» шедевром. Эротизм присутствует во многих картинах художника.

В 1912 году символист представил работу «Купание красного коня», изменив мнение Репина: мэтр откликнулся восхищенным: «Талантище!».

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»

Картину называют главным произведением Кузьмы Сергеевича, самым таинственным и «многослойным». О символах и сокрытых в ней значениях и сегодня спорят. Говорят, полотно навеяно новгородскими иконами, написанными древнерусскими мастерами. Были и те, кто увидел в картине образ грядущей революции. Шедевр хранится в Третьяковской галерее.

Спустя 3 года Кузьма Петров-Водкин порадовал любителей головоломок и поклонников символизма новой загадкой – полотном «Жаждущий воин». Ценители искусства рассматривают фигуры картины как восточные иероглифы: у каждой свое значение, а все вместе «читается» как некая «фраза».

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Жаждущий воин»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Жаждущий воин»

Написан шедевр в разгар Первой мировой войны, трагичное для русского воинства время. Приверженцы символизма разглядели в изображенном воине всадника апокалипсиса и провели параллели к Откровениям Иоанна Богослова. По их мнению, посредством зловещей символики на картине отображена происходящая катастрофа, предсказанная в Евангелии.

Поклонники творчества Петрова-Водкина верили в его дар предсказания. В 1918-м он представил натюрморт под названием «Селедка». Поднявшим его на смех за тривиальность сюжета художник хмуро ответил, что изображенное на полотне – паек блокадного времени. До страшных событий в Ленинграде оставалось 23 года.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара»

Юбилею Красной армии художник посвятил картину «Смерть комиссара», исполненную трагизма. Цветовое решение и воплощение мастером идей «сферической перспективы» оценили искусствоведы и коллеги Петрова-Водкина.

За 5 лет до смерти Кузьма Петров-Водкин закончил картину «1919 год. Тревога». На ней изображено жилище рабочего в городе, захваченном белогвардейцами. Герой сюжета тревожно всматривается в синие сумерки за окном, за его спиной притихшая семья. Трагизм усиливается изображением спящего младенца.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «1919 год. Тревога»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «1919 год. Тревога»

Полотно нарисовано в 1934-м и, как считают поклонники художника, лишь формально названо «1919 год». Гениальный провидец почувствовал раскручивающийся маховик сталинских репрессий и нарастающую тревогу в обществе.

Революцию Кузьма Петров-Водкин принял, диссидентом не был и, как всем казалось, благожелательно встретил изменения в стране Советов. Но когда художника не стало, к его наследию охладели: власть вдруг заподозрила, что истоки творчества живописца таятся в иконописи, а за символизмом Кузьма Сергеевич спрятал иные смыслы, не столь приятные для советской власти.

Личная жизнь

В Париже 27-летний Петров-Водкин встретил женщину, с которой прожил до конца дней. Мара – дочь владельца парижского пансиона – стала верной супругой Марией Федоровной. В мэрии французской столицы молодоженов расписали, а спустя 2 года, в 1908-м, они уехали в Россию.

Кузьма Петров-Водкин и Мария Жозефина ЙовановичКузьма Петров-Водкин и его жена Мария Жозефина Йованович (в России - Мария Федоровна)

Дочь Елену жена родила Кузьме Ивановичу в 37 лет. На событие художник отозвался восторженно:

«Я был наполовину человек, не испытав этого! Теперь мне есть для чего жить!».

Смерть

В 1928-м медики запретили Петрову-Водкину работать с красками: испарения вредили пораженным туберкулезом легким.

Кузьма Иванович перебрался из северной столицы в Детское Село, где его окружили знаменитые литераторы Алексей Толстой, Константин Федин и Вячеслав Шишков.

Могила Кузьмы Петрова-ВодкинаМогила Кузьмы Петрова-Водкина

Художник тоже взялся за перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа. Два романа Петров-Водкин отнес в издательство, но начинание «зарубил» Максим Горький. После критики сочинений издательства закрыли двери перед Кузьмой Ивановичем.

Не стало яркого представителя символизма и постимпрессионизма в середине февраля 1939 года. Судьба отмерила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.

Картины

  • 1907 – «Африканский мальчик»
  • 1910 – «Сон»
  • 1912 – «Купание красного коня»
  • 1915 – «Жаждущий воин»
  • 1915 – «Девушки на Волге»
  • 1916 – «На линии огня»
  • 1917 – «Утро. Купальщицы»
  • 1918 – «Селедка»
  • 1918 – «Автопортрет»
  • 1918 – «Утренний натюрморт»
  • 1920 – «1918 год в Петрограде»
  • 1922 – «Портрет А. А. Ахматовой»
  • 1928 – «Смерть комиссара»
  • 1934 – «1919 год. Тревога»
  • 1934 – «Портрет В. И. Ленина»

Фото

24smi.org

Петров-Водкин: биография художника :: SYL.ru

Как много известных художников может вспомнить человек, жизнь которого не связана с искусством? Пять, может быть даже восемь или двенадцать. Все мы знакомы с искусством художников с мировым именем: К. Малевича, С. Дали, В. Ван-Гога, П. Пикассо и т. д. Но вот отечественные живописцы известны немногим, а ведь наша страна богата на талантливых людей. Биография Петрова-Водкина, своеобразного художника советского периода, будет рассказана в этой статье.

Ранние годы

Художник Петров-Водкин, биография которого интересна современному поколению, стал одним из самых популярных творцов в советский период. Сложно ли было ему пробиться через социальный барьер? На удивление легко. Вырос Кузьма Сергеевич в бедной семье. Его отец был лучшим сапожником на деревне, но, как известно, труд ремесленников всегда плохо оплачивался. Мать художника работала домработницей у богатых соседей. Так как ее занятость требовала постоянного присутствия, семье пришлось перебраться жить во флигель купеческого дома.

Кузьма Петров-Водкин, биография которого насыщена всякими знаками судьбы, был, видимо, рожден под счастливой звездой. Именно поэтому, несмотря на финансовые неурядицы родителей, будущий художник мало в чем нуждался. Его опекали родственники, которые и поспособствовали тому, чтобы у ребенка было счастливое детство.

Обучение

Биография Петрова-Водкина удивительна: как такой необразованный человек смог добиться таких высот? Это можно объяснить только упорной работой над собой, ведь, как известно, ремесленники и их дети очень усердны.

Свое начальное образование Кузьма получил в приходской школе. Это были всего четыре класса, где мальчик познал азы арифметики и научился писать. Знакомство с живописью произошло в церкви. Именно там Кузьма познакомился с иконописцами и стал активно копировать их работы, а также создавать собственные творческие произведения.

Занятия живописью никто не воспринимал всерьез: ни будущий художник, ни его родители. Поэтому в 15 лет Кузьма собрал вещи и поехал поступать в железнодорожное училище. Переезд в Самару был довольно затратный, да и возвращаться домой юноше не хотелось, поэтому после провала на экзамене Кузьма поступает в живописный класс Ф. Бурова. Здесь трудолюбивый юноша осваивает азы реалистического искусства, большое внимание уделяет изучению литературы. По окончании начального образования, благодаря удачной судьбе, Кузьма поступает в Петербургское училище рисования. Именно здесь, в классах В. Серова, Петров-Водкин официально закончил учиться на художника.

Творчество

Самостоятельная жизнь художника началась с поездки за границу. Биография Петрова-Водкина в этот период недостаточно достоверна, даже несмотря на то, что художник писал ее сам. Талант писателя-фантаста Кузьма выражал, как мог, поэтому свои мемуары дополнял забавными эпизодами, которые явно были преувеличены. Например, художник писал, что в Сахаре он сражался с кочевниками, а в Риме был похищен. Его подъем на действующий Везувий также вызывает сомнения. Но все же читать такие заметки интересней, чем скудный на события мемуарник.

Вернувшись в Россию, художник решил поделиться с согражданами впечатлениями от поездки, которые он изобразил на холстах. Так, в 1909 году была открыта его первая персональная выставка.

Нужно сказать, что она имела большой успех. В следующем году Кузьма пишет картину «Сон». Вокруг этого полотна разразилось много споров, которые только подожгли интерес общества к живописцу. В 1912 году Петров-Водкин написал самую свою известную картину «Купание красного коня».

Послереволюционная жизнь самобытного художника сложилась как нельзя лучше. Он стал профессором Академии художеств, а также председателем Ленинградского союза художников. Многие коллеги не понимали стиля Кузьмы и поэтому не одобряли его работы. Действительно, художник часто перегибал палку, заставлял своих учеников идти по своим стопам и рисовать всего в трех цветах.

Семейная жизнь

Биография Петрова-Водкина довольно разнообразна, а вот личная жизнь художника спокойна и размеренна. Женился Кузьма рано и свою жену привез себе из первой заграничной поездки. Мария Йованович была дочерью владелицы квартиры, которую снимал художник в Париже. Рассказы супругов о том, кто кому сделал предложение руки и сердца, очень противоречивы.

Кузьма говорит, что именно Мария хотела выйти замуж за начинающего и уже успешного художника. Мара говорит о том, что Кузьма сделал ей предложение в то время, когда она позировала ему для картины. Так или иначе, этот союз был крепким. Художник обожал жену и, будучи в командировках, писал ей длинные письма. Долгое время у супругов не было детей, и только на 37-м году жизни Мария подарила Кузьме дочку.

Художник обожал Леночку, и именно ему приходилось ухаживать за ребенком в первые годы жизни девочки.

Закат творчества

В свои последние годы художник не мог брать в руки кисть. Врачи поставили ему диагноз «туберкулез», когда Кузьме было 30 лет. Но молодой человек никак не хотел лечить свою болезнь и продолжал жить в средней полосе России, где погода иногда бывает слишком сурова.

Художник Петров-Водкин, краткая биография которого очень насыщенна событиями, последние годы своей жизни провел довольно плодотворно. Ему пришлось оставить полюбившиеся столицы и переехать в Крым. Писать маслом он не мог, так как болезнь обострялась от резких запахов. Поэтому живописец решил заняться полюбившейся ему с детства литературой. Он писал рассказы и даже пьесы. Современники не оценили его литературных начинаний, но художник и не собирался переквалифицироваться в писателя. Перед самой смертью опять взял в руки кисть, так как знал, что дни его сочтены.

Умер Кузьма Сергеевич в 1939 году в Ленинграде.

Лучшие произведения

Художник Петров–Водкин, биографию которого мы рассмотрели выше, был очень талантлив.

  • «Купание красного коня» – это самая известная работа Петрова-Водкина. Сюжет, ракурс и стиль – все необычно и ярко. Вдохновением для написания полотна Кузьме послужили древнерусские иконы, именно поэтому все фигуры на картине вытянуты и выполнены в непривычном развороте.
  • «Сон» – наиболее скандальная картина художника. Нельзя сказать, что самая яркая, но именно благодаря этому полотну фамилия Петрова-Водкина не сходила с уст интеллигентных граждан более полугода. Картина для того времени была слишком откровенная, и не все ее смогли оценить по достоинству.
  • «Портрет Анны Ахматовой». Художнику очень нравилось творчество поэтессы, стихи которой читали на любом собрании в любой компании. Но как человек, Анна живописцу не нравилась никогда. Ее портрет, несмотря на самобытность, пронизан холодом и отчуждением, хотя и выполнен с достоверной точностью.

Вклад в искусство

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, биография которого сполна насыщена событиями, внес огромный вклад в российское искусство. Удивительным фактом является то, что после смерти художника его работы больше не экспонировались, а значит, не привлекали к себе внимание общественности. Конечно, можно сказать, что это делалось с целью освободить место для молодых талантов, но все же такая теория маловероятна. Только в 1960-х годах о художнике вспомнили и начали повторно восхищаться его творениями, ведь Кузьме Петрову-Водкину удалось выработать свой стиль, который соединял в себе тематику советского периода, иконописную стилистику и насыщенность цвета. Прямых последователей у художника не было, но в его творчестве черпали вдохновение многочисленные талантливые люди.

Биография и интересные сведения о художнике

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, краткая биография которого описана в этой статье, сумел много добиться. Расскажем о странных, интересных или просто судьбоносных событиях в жизни художника.

  1. Дед Кузьмы был страшный пьяница, и в один из своих запойный вечеров в порыве гнева убил свою жену.
  2. Архитектор Мельцев первым смог разглядеть талант художника и помог устроить юное дарование в Петербургское училище рисования Штиглица.
  3. Графиня Ю. Казарьина, у которой работала мать Кузьмы, оплачивала петербургское обучение и спонсировала дальнейшею жизнь художника в течение 18 лет.
  4. В своем творчестве Петров-Водкин использовал всего три цвета: красный, желтый и голубой. Правда, голубой цвет художник иногда заменял на зеленый.
  5. Кузьма Сергеевич был не только художником-живописцем, но и смог проявить себя как талантливый график и оформитель театральных декораций.

www.syl.ru

Петров-Водкин — художник и пророк

Журнал: Тайны 20-го века №47, ноябрь 2017 годаРубрика: Великие именаАвтор: Игорь Никитин

Почему Водкин?

Фото: Кузьма Петров-Водкин автопортретНачнём с фамилии, на удивление редкой в России. По некоторым сведениям, не факт, что правдивым, среди предков художника была женщина, гнавшая самогон такого высокого качества, что он даже имел собственное название, так сказать, бренд, — «Девья водка». Опуда вторая часть фамилии и пошла.Другой вариант (тоже не претендующий на истину в последней инстанции) предлагает нам деда живописца, пившего запоем в своём родном Хвалынске и тем выделявшимся даже среди прожжённых алкоголиков. Этому деду, зарезавшему по пьяной лавочке собственную жену, и дали прозвище, ставшее второй частью фамилии его потомков. Что интересно, отец Кузьмы, проработав всю жизнь сапожником, и помня папашины «подвиги», капли спиртного в рот не брал, чем тоже был знаменит в Хвалынске.

О, Мадонна!

Но вернёмся к самому Кузьме. В богему он изначально не рвался, а закончив местное приходское училище, поехал в Самару учиться на железнодорожника — все же почетнее, чем сапоги тачать.В железнодорожники Кузьму не взяли по причине плохого знакомства с историей родного государства — завалил парень экзамен по истории и оказался каким-то образом в классах живописи, где опять же доучиться до конца не смог по причине скоропостижной смерти ведущего классов, художника Фёдора Бурова.Надо сказать, что в классы к Бурову Петров-Водкин попал не случайно. Ходит легенда, что, ещё живя в Хвалынске, он часто наблюдал за работой местных иконописцев и даже сам как-то изобразил икону с неким подобием Мадонны, и представил её на суд священнику соседской церкви. Но погнал батюшка сына сапожника из церкви вместе с его творением, так как Мадонна у юного богомаза получилась совсем как живая, однако с таким похотливым взглядом, что ни о каких непорочных зачатиях там и речи быть не могло.Документальные источники утверждают, что подобная история имела место, но случилась она гораздо позже и связана была с заказом на роспись церковных стен. Как ни крути, факт остаётся фактом — к религиозным сюжетам Петрова-Водкина больше не допускали.

Знаете ли вы что…

Будучи профессором, Петров-Водкин насаждал в качестве единственной методики живописи свою систему, когда художник использовал не более трёх цветов. Коллеги ненавидели эту систему и называли «трёхплёткой».

В любом случае, после провала в железнодорожном училище Кузьма решил, что к живописи окажется более годным. А потому, благодаря помощи родственников и хороших знакомых, поступил и закончил Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Петербурге, а после сразу же стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где учился у художника Валентина Серова.

Художник или писатель?

В процессе учёбы Петров-Водкин решил набраться впечатлений и отправился во Францию, а оттуда занесло его в Африку. Там, в Европе и Африке, проявился второй талант Кузьмы — сочинять истории. Читавшим его письма хвалын-ским и петербургским приятелям оставалось только гадать: в самом ли деле их товарищ соблазняет итальянских красоток, попадает в плен к бандитам и отстреливается из револьвера от кочевников или сидит себе на лавочке где-нибудь в Риме или Париже и «пули льёт» для забавы? До сих пор неизвестно, что именно из приключений Петрова-Водкина правда, а что — для красного словца. Не исключено, что всё — правда.Истории свои Кузьма принёс как-то в одно издательство (уже почти твёрдо решив стать писателем, а не художником), и там произошла, можно сказать, его историческая встреча с Максимом Горьким, который тоже принёс в издательство свои сочинения. Хотелось бы сообщить здесь, как высоко оценили друг друга два «матёрых человечища», но так как Горький и Петров-Водкин встретились, будучи конкурентами, да и характер у обоих был не ангельский, дружбы не сложилось. Скорее, наоборот. Горький, проникнув в недра издательства раньше Кузьмы, начал оттуда «войну», поливая «несостоявшегося богомаза и писаку» не совсем приличными для будущего «буревестника революции» пасквилями. Возможно, это окончательно решило судьбу Петрова-Водкина. Почитав, что о нём пишет уже довольно известный сочинитель, он решил не связываться и не лезть в литературу, а остаться при своей живописи.

Красный конь

Картину «Купание красного коня» знают, пожалуй, все, даже те, кто понятия не имеет о её авторе. Картина, кстати, никакой «большевистской» подоплёки не несёт, так как написана она в 1912 году, когда газета «Правда» ещё только начала издаваться. Однако все как один корифеи живописи утверждают и утверждали, что «Купание красного коня» есть некий предвестник перемен.Сам Петров-Водкин говорил, что два года воспринимал эту картину как чисто бытовую сценку. А конь имеет такой красный ненатуральный цвет только потому, что, незадолго до создания картины, художник изучал очищенные от многолетней копоти старинные русские иконы и был поражён яркостью их красок. В частности, цветом коня под Георгием-Победоносцем.Однако с момента начала Первой мировой войны (1914 год) даже сам художник почувствовал что-то, о чём ему долгое время говорили друзья — «пророческая» картина действительно предрекала всему миру глобальные перемены.Наступление этих перемен Петров-Водкин принял без оговорок и условий. Революция (или переворот, кому как нравится) 1917 года оказалась очень кстати и вознесла художника достаточно высоко. В 1918 году он становится профессором Высшего художественного училища и начинает преподавать в Петроградской Академии художеств. Петров-Водкин берет на себя оформление театральных постановок, создаёт череду революционных полотен, таких как «Смерть комиссара» (1928 год), и уже не спорит с утверждениями, что его «Красный конь» не просто предвестник перемен, а настоящий символ «диктатуры пролетариата».

Паёк блокадный…

Туманная и необыкновенно мистическая легенда окутывает картину Петрова-Водкина под названием «Сельдь». На картине изображены пара картофелин в кожуре, четвертушка хлеба и селёдка на синей бумаге. Написал её художник в 1918 году. В отличие от множества других представителей творческой богемы, Кузьма в то время питался довольно сытно. А когда приятели его спросили — что это, мол, за «голодная живопись», — Петров-Водкин непонятно ответил: «Паёк блокадный…».

bagira.guru

Петров-Водкин (24 октября 1878 — 15 февраля 1939). Некролог и биография

Годы жизни Петрова-Водкина:

родился 24 октября 1878, умер 15 февраля 1939

Эпитафия

«Там, где лежит туман,где степь непроходимаяЗелено-ярких вод —поют о новом дне.И нас туда влечет мольба неизгладимая,И там мы будем жить,а здесь мы, как во сне…»Из стихотворения Рюрика Ивнева, посвящённого К. С. Петрову-Водкину и его картине «Купание красного коня»

Биография

При упоминании имени художника Петрова-Водкина первое, что вспоминается, — это его знаменитый «красный конь». Долгие годы творчество художника воспринималось исключительно как образчик социалистического реализма. И мало кто знает, что на самом деле этот талантливейший художник-самородок начинал свой творческий путь с иконописи, а затем учился на лучших европейских образцах, чтобы впоследствии перенести достижения мировой культуры на русскую почву.

Будущий художник родился в провинциальном городке, в семье сапожника. В раннем юношестве он увлёкся работой местных иконописцев и начал пробовать рисовать самостоятельно. Вряд ли из этого вышло бы что-то путное, если бы не случай: в городке оказался именитый столичный архитектор Р. Мельцер, который случайно увидел рисунки юноши. Это предопределило судьбу Петрова-Водкина: архитектор забрал его в столицу для получения образования.

Талантливый юноша учился в Петербурге и Москве, где занимался с В. Серовым; затем прожил несколько лет в Париже и Италии, продолжая учиться у великих мастеров. В возрасте 33 лет он вошёл в объединение «Мир искусства», а пару лет спустя стал оформлять театральные спектакли. Одновременно с этим Петров-Водкин пробовал свои силы в сфере литературы; впоследствии стал преподавать живопись.

Автопортрет Петрова-Водкина, 1918 г.

Реакция на картины Петрова-Водкина со стороны современников не была однозначной. Его специфическая пластика, работа со сферической перспективой, монументальность фигур и определённая идеализация человеческих лиц, даже выбор сюжетов, не говоря уже о происхождении и «говорящей» фамилии художника, вызывали жёсткую критику. Одним из непримиримых врагов Петрова-Водкина стал М. Горький. Но вместе с тем его современники Борисов-Мусатов, А. Бенуа, С. Дягилев превозносили выдающиеся способности художника. Даже непримиримый враг современной живописи И. Репин, увидев «Купание красного коня», не смог не признать этого таланта.

Петров-Водкин жил насыщенной жизнью, часто ездя из Петербурга в Москву и постоянно совершенствуя своё мастерство. После Октябрьской революции новая власть приняла его с распростёртыми объятиями, позволив работать и учить так, как он считал нужным. И художник пользовался этой возможностью — в том числе и для создания далеко не однозначных в идеологическом плане картин, включая несколько подозрительный портрет Ленина, драматическую своей будничностью «Смерть комиссара» и потрясающе выразительную «Тревогу».

Художник умер в Ленинграде от осложнений туберкулёза. Почти сразу после его смерти слава художника угасла: советская власть вдруг вспомнила и его иконы, и учёбу за границей. И лишь несколько десятилетий спустя наследие великого художника вновь стали изучать и оценивать так, как оно того заслуживает.

Автопортрет Петрова-Водкина, 1921 г.

Линия жизни

24 октября 1878 г. Дата рождения Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.1893 г. Окончание городского училища.1893-1895 гг. Обучение на классах живописи и рисования Ф. Бурова.1895 г. Переезд в Петербург, поступление в Центральное училище технического рисования Штиглица.1897 г. Переезд в Москву, поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.1905 г. Окончание училища, поездка в Италию, обучение в Париже.1906 г. Женитьба на Марии Йованович.1907 г. Поездка в Северную Африку.1908-1909 гг. Работы Петрова-Водкина впервые выставляются на художественном салоне вместе с картинами В. Серова, Борисова-Мусатова, Б. Кустодиева.1913 г. Начало работы театральным художником в театре Незлобина.1918-1933 г. Преподавательская работа.1922 г. Рождение дочери.1932 г. Избрание первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.15 февраля 1939 г. Дата смерти Петрова-Водкина.

Памятные места

1. Родной дом Петрова-Водкина в Хвалынске, ныне — художественно-мемориальный музей.2. Самара, где Петров-Водкин учился на классах живописи в 1895-1897 гг.3. Дом № 9 по 18-й линии ВО в Ленинграде, где художник жил с 1915 по 1924 гг.4. Версаль, где жил и работал Петров-Водкин в 1924-1925 гг.5. Ул. Новоорловская в Шувалово (Санкт-Петербург), где Петров-Водкин жил в 1925 г.6. Дом № 2 по Садовой улице в Пушкине (Детском Селе), бывший Великокняжеский флигель лицея, где Петров-Водкин жил с 1928 по 1936 гг.7. Дом № 14 по Каменноостровскому пр. (ранее — Кировскому) в Ленинграде, где художник жил с 1936 по 1939 гг.8. Волковское кладбище в Санкт-Петербурге, где на Литераторских мостках похоронен Петров-Водкин.

Эпизоды жизни

Первой «настоящей» работой Петрова-Водкина стало изображение Мадонны с младенцем на здании лечебницы Вредена в Петербурге, выстроенного его патроном, архитектором Мельцером. Это одна из первых майолик Петербурга, созданная в 1904 г., и её до сих пор можно увидеть на стене больничной церкви.

На первой версии знаменитого «Купания красного коня» конь был не красным, а гнедым. Но эту картину художник уничтожил собственноручно, а на второй масть коня стала соответствовать названию. Картину было принято ассоциировать с революцией и диктатурой пролетариата, но на самом деле она была написана задолго до революционных событий, в 1912 г.

С 1920 г. художник болел туберкулёзом, и в 1929 г., когда болезнь серьёзно осложнилась, врачи запретили ему писать. Лёгкие Петрова-Водкина плохо реагировали на запах краски. В результате вынужденного творческого бездействия художник написал несколько ярких книг, но они получили категорически негативную оценку М. Горького и не были изданы. Всего Петров-Водкин написал 20 рассказов, 3 повести и дюжину пьес.

Могила Петрова-Водкина на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге

Заветы

«Мыслите о Земле как о планете и никогда не ошибетесь, ребята!»

«Форма и цвет, объемлющий эту форму, — это и есть живопись».

«Творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да не разговорами, а делом».

Документальный фильм «Кузьма Петров-Водкин. Вселенная художника»

Соболезнования

«Редко можно найти такое счастливое сочетание, чтобы мастер, впитавший лучшие достижения Запада, остался исконно русским и нашел бы убедительный язык в своем руководстве». Николай Рерих

«При всей его природной русскости о нем говорили как об иностранце, о французе и старались найти манерность в его картинах. Но манерности не было. Был характерный стиль. Петров-Водкин неоднократно бывал за границей, но не мог там оставаться. Его тянуло домой, а домом его была русская земля. Русскому народу Петров-Водкин принес свое художественное достояние». Николай Рерих

«Покинул он землю быстрее многих. Похоронен через дорожку от могилы И. П. Павлова на Волковом кладбище. Мир праху его. Ночь, при свете фонаря закапывали, было таинственно и странно. Рос холм, украсили венками и цветами этот холмик и разошлись. Прости, Кузьма Сергеевич. Прости…» Ученик и друг Петрова-Водкина П. К. Голубятников

Ссылки

Страница Петрова-Водкина в «Википедии» Книги Петрова-Водкина в библиотеке Максима МошковаСайт, посвящённый Петрову-Водкину

 

Также может быть полезно:

epitafii.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта